Судно с устройством обеспечения его плавучести и непотопляемости при аварии



Судно с устройством обеспечения его плавучести и непотопляемости при аварии
Судно с устройством обеспечения его плавучести и непотопляемости при аварии
Судно с устройством обеспечения его плавучести и непотопляемости при аварии
Судно с устройством обеспечения его плавучести и непотопляемости при аварии
Судно с устройством обеспечения его плавучести и непотопляемости при аварии

 


Владельцы патента RU 2401768:

Бардаш Владимир Владимирович (UA)

Изобретение относится к судостроению, в частности к аварийно-спасательным средствам на судах. Судно оборудовано устройством обеспечения плавучести и непотопляемости при аварии, включающем размещенные внутри бортовых отсеков судна сложенные эластичные надувные емкости. Емкости снабжены обратными клапанами и выполнены с надувными ребрами жесткости, которые соединены с источником сжатого газа. При угрозе затопления судна в ребра жесткости подается сжатый газ, и они принимают форму отсека. При этом емкости заполняются воздухом из отсеков. Обратные клапаны препятствуют выходу воздуха из емкостей при поступлении воды в отсек. Достигается снижение расхода сжатого газа, а также повышение эффективности аварийно-спасательного оборудования. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к судостроению, в частности к аварийно-спасательным средствам, и может быть использовано в устройствах обеспечения плавучести (непотопляемости) судов небольшого водоизмещения, а также судов, предназначенных для отдыха на водоемах, в плавучих дачах.

Известно устройство для борьбы за живучесть судна, содержащее контейнер с эластичной емкостью, подсоединенной к системе газонаполнения через электромагнитный клапан, при этом устройство снабжено тяговым электромагнитом, скобами, опорами, размещенными в нижней части контейнера, а также валом с лыской, снабженными крюками, причем контейнер выполнен со съемным эластичным днищем, а тяговый электромагнит - с подпружиненной чекой, соединенной с сердечником тягового электромагнита, чека взаимодействует с лыской вала, а съемное эластичное днище контейнера выполнено в виде полотнища с ремнями, на концах которых установлены петли, заведенные на скобы и крюки [Авторское свидетельство СССР №679474, кл. В63В 43/12, опубл. 15.08.79].

К недостаткам известного устройства относятся сложность конструкции, ее ненадежность и большой расход газа для заполнения им всего объема емкости, недостаточная эффективность спасательных работ, значительная себестоимость.

Известен также спасательный катер, содержащий корпус с бортовыми отсеками, побортно установленными панелями, каждая из которых шарнирно закреплена на соответствующем ей бортовом перекрытии с возможностью поворота относительно продольной горизонтальной оси и фиксацией ее в заданном положении, а также эластичными полотнищами, каждое из которых выполнено с надувными ребрами жесткости, связанными с системой подачи рабочей среды, которой снабжен катер, при этом каждое упомянутое полотнище закреплено на соответствующей ему панели и бортовом перекрытии с возможностью образования бортового отсека при подаче рабочей среды в упомянутые ребра жесткости [Авторское свидетельство СССР №1691216, кл. В63С 9/01, опубл. 15.11.91].

Недостатками известного устройства являются недостаточная эффективность аварийно-спасательных работ, сложность конструкции устройства обеспечения плавучести (непотопляемости) судна, невозможность обеспечения герметичности в образованных полотнищами бортовых отсеках, ненадежность, сложность конструкции и высокая стоимость, значительный расход рабочей среды.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому устройству является судно с устройством обеспечения его плавучести (непотопляемости) при аварии и безопасности плавания, которое является элементом конструкции корпуса, в нем дополнительно, на внешней стороне корпуса, на бортах расположены продолговатые ниши, в которых размещают сложенные эластичные надувные емкости, которые через запорное устройство соединены с источником сжатого газа и в случае аварии или при угрозе затопления судна надуваются этим газом и раскладываются для поддержания судна на плаву [Декларационный патент Украины на полезную модель №18349, кл. В63В 43/00, опубл. 15.11.2006].

К недостаткам известного устройства относятся размещение надувных емкостей на внешней стороне бортов судна, что снижает плавучесть (непотоляемость) судна и делает невозможной автономность выживания в отдельно взятом бортовом отсеке, независимо от других бортовых отсеков, большой расход газа из-за заполнения газом всего объема емкостей, недостаточная эффективность спасательных работ, недостаточная безопасность плавания судна небольшого водоизмещения.

В основу изобретения поставлена задача усовершенствования судна с устройством обеспечения его плавучести и непотопляемости при аварии, в котором выполнение надувных емкостей с ребрами жесткости и выполнение каждой надувной емкости с коллектором распределения сжатого газа обеспечивает автономность заполнения сжатым газом каждого ребра жесткости надувной емкости, этим обеспечивается повышение эффективности спасательных работ, возможность выживания в одном отдельно взятом бортовом отсеке, независимо от других бортовых отсеков, повышение безопасности плавания судна, незначительный расход сжатого газа.

Поставленная задача решается тем, что в судне с устройством обеспечения его плавучести и непотопляемости при аварии и безопасность плавания, включающем размещенные внутри боковых отсеков судна сложенные эластичные емкости, соединенные с источником сжатого газа и снабженные обратными клапанами, которые при аварии или угрозе затопления судна надуваются и раскладываются для поддержания судна на плаву, согласно изобретению предусмотрены следующие конструктивные отличия:

- надувные емкости выполнены с надувными ребрами жесткости;

- каждая надувная емкость снабжена коллектором.

Кроме того, каждое ребро жесткости снабжено обратным клапаном.

Суть изобретения поясняется чертежами, где на:

Фиг.1 изображен общий вид судна (разрез по продольной центральной линии) со сложенными надувными емкостями, закрепленными в подволоке бортового отсека;

Фиг.2 - вид судна с разложенными надувными емкостями в бортовых отсеках;

Фиг.3 - разрез по А-А фиг.2;

Фиг.4 - разложенная надувная емкость, вид с торца;

Фиг.5 - разложенная надувная емкость, вид сбоку.

Судно с устройством обеспечения его плавучести и непотопляемости при аварии содержит корпус 1 с бортовыми отсеками 2, устройство обеспечения его плавучести (непотопляемости), состоящее из эластичных надувных емкостей 3 с надувными ребрами 4 жесткости, надувные емкости 3 связаны, через коллектор 5, с пультом 6 управления и разветвленной сетью гибких трубопроводов (не показаны) системы подачи сжатого газа, которой снабжено судно, пульт 6 соединен с источником 7 сжатого газа, в качестве которого взяты, например, баллоны со сжатым воздухом или углекислым газом, каждая надувная емкость 3 снабжена обратными пружинными клапанами 8, 9, каждое ребро 4 жесткости снабжено обратным клапаном 10 и технологической заглушкой 11.

Устройство работает следующим образом.

Размеры каждой надувной емкости 3 и количество ребер 4 жесткости в ней рассчитывают индивидуально для каждого бортового отсека, в зависимости от объема отсека.

В нерабочем состоянии сложенная надувная емкость 3 в свернутом виде подвешена и закреплена в подволоке каждого бортового отсека 2.

При возникновении аварийной ситуации на судне подают, через пульт 6 управления и гибкие трубопроводы, сжатый газ под давлением из источника 7 сжатого газа в коллектор 5 емкости 3, который через обратные клапаны 10 поступает в ребра 4 жесткости, а через обратные клапаны 8, 9 воздух из отсека 2 заполняет внутреннее пространство емкости 3, при достижении давления в 1,5-2 атм внутри ребер 4 жесткости и в коллекторе 5 обратные клапаны 10 ребер 4 жесткости закрываются, ребра 4 жесткости распрямляются, и надувная емкость 3 приобретает форму очертаний отсека 2, в котором она установлена, а когда давление внутри емкости 3 сравняется с давлением воздуха в отсеке 2, обратные клапаны 8, 9, под действием пружины, закрываются, и надувная емкость 3 находится в рабочем состоянии и герметично закрыта.

Если в результате аварии образуется пробоина в стенке отсека 2 и забортная вода снизу или сбоку начинает поступать в отсек 2, ее давление оказывает влияние на внешнюю поверхность емкости 3, поджимая ее снизу к потолку отсека 2, при этом давление внутри емкости 3 увеличивается, обеспечивая непотопляемость как самого отсека 2, так и судна в целом.

По окончании аварийной ситуации открываются технологические заглушки 11 и происходит сброс сжатого газа из ребер 4 жесткости, сброс газа из коллектора 5 и подводящих трубопроводов происходит через пульт 6 управления (при переключении его на «сброс»), при этом надувная емкость 3 сдувается, ее сворачивают, сложенные надувные емкости 3 подвешивают в подволоке бортового отсека 2 и закрепляют, например, на «липучках».

При использовании предлагаемого устройства обеспечения непотопляемости судна судно приобретает плавучесть и непотопляемость при аварии и возможность спасения команды судна в одном из центральных бортовых отсеков, где предусмотрены специальные приспособления, обеспечивающие приток воздуха в отсек, даже если судно затонуло и легло на борт или перевернулось. Питанием и водой команда обеспечивает себя при аварийном спуске в отсек. Благодаря предлагаемому устройству отпадает необходимость покидать судно в аварийных ситуациях, при которых температура воды за бортом достигает +5°С.

Устройство обеспечения плавучести и непотопляемости судна при аварии может быть установлено на любом судне небольшого водоизмещения (яхте катере, рыболовецком, спасательных судах и т.п.), оно обладает простотой установки на судне небольшого водоизмещения, а также демонтажа, невысокой стоимостью, не увеличивает вес судна.

1. Судно с устройством обеспечения его плавучести и непотопляемости при аварии и безопасности плавания, включающее размещенные внутри бортовых отсеков судна сложенные эластичные надувные емкости, соединенные с источником сжатого газа и снабженные обратными клапанами, а при аварии или угрозе затопления судна надувающиеся и раскладывающиеся для поддержания судна на плаву, отличающееся тем, что надувные емкости выполнены с надувными ребрами жесткости, при этом каждая надувная емкость снабжена коллектором.

2. Судно по п.1, отличающееся тем, что каждое ребро жесткости снабжено обратным клапаном.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, а именно к вспомогательным средствам обеспечения плавучести водного транспортного средства в случае кораблекрушения. .

Изобретение относится к вспомогательному устройству для обеспечения плавучести водных транспортных средств в случае кораблекрушения. .

Изобретение относится к водному транспорту, преимущественно к военной технике и касается проектирования надувных понтонов, используемых для переправы. .

Изобретение относится к водному транспорту и судоподъему и может быть использовано для создания устройств для поддержания на плаву аварийных судов и подъема затонувших объектов.

Изобретение относится к аварийно-спасательным средствам. .

Изобретение относится к судостроению . .

Изобретение относится к балластной системе надводных и малых подводных судов. .

Изобретение относится к области управления движением морских судов и предназначено для дистанционной регистрации по радиолокационным наблюдениям выхода гребного винта на максимальные обороты при экстренном разгоне морского судна по двумерным (угол-расстояние) радиолокационным наблюдениям в интересах обеспечения безопасности морского движения с целью исключения столкновения встречных судов.

Изобретение относится к области аварийного оборудования на водном транспорте. .

Изобретение относится к области судостроения, в частности к швартовным кранцам, предназначенным для защиты корпусов судов при выполнении швартовок. .

Изобретение относится к области управления движением морских судов и предназначено для дистанционной регистрации переложения руля морского судна по двумерным (угол-расстояние) радиолокационным наблюдениям в интересах обеспечения безопасности морского движения с целью исключения столкновения встречных судов.

Изобретение относится к судостроению, а именно к вспомогательным средствам обеспечения плавучести водного транспортного средства в случае кораблекрушения. .

Изобретение относится к вспомогательному устройству для обеспечения плавучести водных транспортных средств в случае кораблекрушения. .

Изобретение относится к способу выгрузки полистирола из полостей судна перед выполнением ремонта или утилизацией. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкциям корпуса судов, и может быть использовано в качестве средств повышения непотопляемости судов. .

Изобретение относится к средствам ремонта стенок полых изделий, в частности жестких резервуаров, используемых для хранения и транспортирования различных жидкостей, и может быть использовано для заделки пробоин в корпусах судов и трубопроводов.

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано при транспортировке грузов и перевозке пассажиров, а также как спасательное судно при оказании помощи на воде и при экстремальных ситуациях

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано при транспортировке грузов и перевозке пассажиров, а также как спасательное судно при оказании помощи на воде и при экстремальных ситуациях

Изобретение относится к области средств обеспечения безопасности при эксплуатации судов
Наверх