Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для повышения износостойкости зубчатых колес. Маслоудерживающие канавки (4), выполненные на рабочих поверхностях (3) зубьев (1) колеса, имеют неравномерную глубину вдоль продольной оси зубьев. Эта глубина минимальна на линии полюса зацепления (5) и увеличивается в обе стороны от нее прямо пропорционально увеличению интенсивности изнашивания рабочих поверхностей (3). Изобретение позволяет повысить износостойкость рабочих поверхностей зубьев зубчатых колес. 3 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для повышения износостойкости зубчатых колес.

Известно зубчатое колесо, у которого для повышения износостойкости рабочих поверхностей зубьев на этих поверхностях выполнены поперечные маслоудерживающие канавки (см., например, а.с. СССР №706631 кл. F16H 57/05, опубликованное 30.12.79, БИ №48).

Недостаток этого колеса состоит в том, что при зацеплении зубьев сопряженных колес невозможно перетекание смазки из одних канавок в другие, что отрицательно сказывается на износостойкости рабочих поверхностей этих зубьев.

Наиболее близко к изобретению зубчатое колесо по а.с. СССР №898191, кл. F16H 57/04, опубликованному 15.01.82, БИ №2. Сущность его состоит в том, что на рабочих поверхностях зубьев колеса выполнены маслоудерживающие канавки равномерной глубины, причем в плане канавки имеют синусоидальную форму.

Недостаток данного колеса состоит в том, что выполнение маслоудерживающих канавок равномерной глубины по всей рабочей поверхности зубьев не учитывает неравномерности износа рабочей поверхности, который увеличивается вдоль продольной оси зуба в обе стороны от полюса зацепления. Вследствие подобного характера изнашивания рабочих поверхностей неравномерно изнашиваются и участки с маслоудерживающими канавками, поэтому на тех участках рабочих поверхностей зуба, где изнашивание больше, быстрее исчезают и масляные канавки, что еще больше увеличивает износ этих участков.

Изобретением решается задача повышения износостойкости рабочих поверхностей зубьев зубчатых колес.

Это достигается тем, что маслоудерживающие канавки, выполненные на рабочих поверхностях зубьев колеса, имеют неравномерную глубину вдоль продольной оси зубьев, причем эта глубина минимальна на линии полюса зацепления и увеличивается в обе стороны от нее прямо пропорционально увеличению интенсивности изнашивания рабочих поверхностей.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен зуб зубчатого колеса: вид сверху (фиг.1), вид сбоку в сечении вдоль маслоудерживающей канавки (фиг.2) и график изменения глубины маслоудерживающих канавок вдоль рабочей поверхности зуба (фиг.3).

На чертеже показаны: зуб 1, ступица колеса 2, рабочая поверхность 3 зуба, маслоудерживающие канавки 4, линия полюса зацепления 5, длина рабочей поверхности зуба l, глубина h маслоудерживающей канавки.

Работает данное колесо следующим образом. Зуб 1 колеса взаимодействует с сопряженным зубом другого колеса посредством рабочих поверхностей 3, при этом смазочный материал удерживается в маслоудерживающих канавках 4, способствующих снижению процесса изнашивания рабочих поверхностей 3. Благодаря неравномерной глубине маслоудерживающих канавок 4, которая увеличивается вдоль рабочих поверхностей 3 относительно линии зацепления 5 прямо пропорционально интенсивности изнашивания рабочих поверхностей, процесс изнашивания канавок оптимизируется, и они сохраняются по всей длине рабочей поверхности зуба в течение всего срока службы зубчатого колеса.

По сравнению с прототипом, данная конструкция колеса способствует значительному повышению износостойкости колеса.

Зубчатое колесо, на рабочих поверхностях зубьев которого выполнены маслоудерживающие канавки, отличающееся тем, что канавки имеют неравномерную глубину вдоль продольной оси зубьев, причем эта глубина минимальна на линии полюса зацепления и увеличивается в обе стороны от нее прямо пропорционально увеличению интенсивности изнашивания рабочих поверхностей.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания жидкими смазочными материалами открытых тихоходных зубчатых передач с крупномодульными зубчатыми колесами большого диаметра, расположенными горизонтально.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания жидкими смазочными материалами открытых тихоходных зубчатых передач с крупномодульными зубчатыми колесами (1, 2) большого диаметра, расположенных вертикально, друг над другом.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в крупномодульных открытых зубчатых передачах, смазываемых консистентными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач, смазываемых жидкими смазочными материалами. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания открытых зубчатых передач, смазываемых периодически консистентными смазочными материалами.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к элементу трансмиссии транспортного средства. .

Изобретение относится к смазке трансмиссии. .

Изобретение относится к смазочным системам замкнутого типа самообеспечения и может найти применение для смазывания высоконагруженных зубчатых передач и их подшипниковых опор, используемых в энергетическом, шахтном оборудовании, в приводах морских и речных судов, в редукторах и т.д.

Изобретение относится к распределительной коробке для автомобилей. .

Изобретение относится к элементу трансмиссии моторизованного транспортного средства, в частности к узлу механической адаптации. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для смазывания зубчатых передач жидким смазочным материалом

Изобретение относится к коробке передач, в частности к смазке высоконагруженных зубчатых колес коробки передач

Изобретение относится к машиностроению, в частности к открытым зубчатым передачам, преимущественно шевронным с разрывным шевроном, смазываемым пластичными смазочными материалами

Изобретение относится к коробке передач с теплообменником в транспортных средствах

Изобретение относится к устройству смазки для коробки передач

Изобретение относится к роторно-линейным приводам и может быть использовано в приводах управления полетом летательных аппаратов

Изобретение относится к области редукторостроения, а именно к редукторам, применяемым в различного рода энергетических установках
Изобретение относится к системе смазки трансмиссии

Изобретение относится к регулированию теплообмена транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами
Наверх