Препрег антифрикционного органопластика и изделие, выполненное из него

Изобретение относится к области производства металлополимерных антифрикционных материалов и изделий и может быть использовано при изготовлении высоконагруженных подшипников скольжения в машино- и судостроении, авиационной промышленности и других областях техники. Препрег антифрикционного органопластика содержит в мас.% 15-24 фенольно-каучукового связующего и 76-85 тканого наполнителя. Наполнитель состоит из наружного слоя, выполненного из политетрафторэтиленовых нитей, переплетенных с внутренним слоем, выполненным из некрученых нейтральных арамидных нитей Русар с номинальной линейной плотностью 14,3; 29,4; 58,8 текс, удельной разрывной нагрузкой не менее 210 сН/текс и удлинением при разрыве не менее 2,6%. Путем формования из указанного препрега получают соответствующее изделие. Изобретение обеспечивает повышение прочности изделия при отслаивании от металла не менее 4 кгс/см и удельной нагрузочной способности при сохранении высокого уровня антифрикционных свойств. 2 н.п. ф-лы, 2 табл.

 

Изобретение относится к области производства металлополимерных антифрикционных материалов и изделий и может быть использовано, в частности, при изготовлении высоконагруженных подшипников скольжения в машино- и судостроении, авиационной промышленности и других областях техники.

Известен препрег для получения конструкционного материала с антифрикционными свойствами, включающий связующее на основе продукта взаимодействия эпоксидной смолы, бензгуанамина, ε-капролактама и фенолформальдегидного новолака, отверждаемое ароматическим амином, и армирующий наполнитель - ткань на основе полиамидных волокон (патент РФ №2179984).

Недостатками известного препрега и изделий, выполненных из него, являются недостаточная износостойкость (высокий коэффициент трения) и небольшое время эксплуатации при повышенных температурах.

Известен препрег для получения антифрикционных изделий, включающий тканый каркас, состоящий из наружного слоя нитей политетрафторэтилена, переплетенных с внутренним слоем высокопрочных органических волокон, в котором тканый каркас предварительно пропитывают термореактивным связующим, отверждаемым ароматическим амином (патент РФ №2178103).

Недостатками известного препрега и изделий, выполненных из него, являются невысокие антифрикционные свойства и низкая прочность на отрыв от металла. Кроме того, известные изделия изготавливаются из металлического листа с наформованным на него препрегом методом штамповки, что не позволяет изготавливать сложные узлы трения (типа сферических подшипников и др.).

Наиболее близким из аналогов, принятым за прототип, является препрег для получения антифрикционных изделий, включающий фенольно-каучуковое связующее и тканый наполнитель, состоящий из наружного слоя, выполненного из политетрафторэтиленовых нитей, переплетенных с внутренним слоем, выполненным из высокопрочных высокомодульных полиимидных волокон при следующем соотношении компонентов, мас.%: связующее - 14-24, тканый наполнитель - 76-86, а также изделие, выполненное из указанного препрега (патент РФ №2313010).

Недостатками указанного препрега и изделий, выполненных из него, являются недостаточно высокая прочность при отслаивании от металла и невысокий уровень удельной нагрузочной способности.

Технической задачей заявляемого изобретения является создание препрега антифрикционного органопластика для изготовления изделий с повышенной прочностью при отслаивании от металла (не менее 4 кгс/см) и высокой удельной нагрузочной способностью при сохранении антифрикционных свойств (низкий коэффициент трения) на уровне прототипа.

Для решения поставленной технической задачи предложены:

- препрег антифрикционного органопластика, включающий фенольно-каучуковое связующее и тканый наполнитель, состоящий из наружного слоя, выполненного из политетрафторэтиленовых нитей, переплетенных с внутренним слоем, выполненным из высокопрочных органических нитей, в котором в качестве высокопрочных органических нитей используют некрученые нейтральные арамидные нити Русар с номинальной линейной плотностью 14,3; 29,4; 58,8 текс, удельной разрывной нагрузкой не менее 210 сН/текс и удлинением при разрыве не менее 2,6%, при этом связующее и тканый наполнитель взяты в следующем соотношении, мас.%: фенольно-каучуковое связующее - 15-24, тканый наполнитель - 76-85;

- изделие, выполненное путем формования указанного препрега.

Авторами установлено, что использование некрученой нити Русар позволяет получить антифрикционное покрытие с более высокой (в 2 раза) прочностью при отслаивании от металла, так как элементарные волокна некрученой нити Русар имеют более равномерный контакт с металлической подложкой - увеличивается площадь соприкосновения нити с металлической подложкой, пленка связующего имеет более равномерную толщину, и связующее более равномерно распределяется во внутреннем арамидном слое тканого наполнителя. Нить Русар обладает более высокой прочностью (разрывная нагрузка по утку составляет 561 кгс, в то время как у прототипа этот показатель равен 250 кгс) и жесткостью, что дает возможность изготавливать металлополимерные изделия, работоспособные при более высоких удельных нагрузках, что увеличивает время эксплуатации узлов трения. Кроме того, нить Русар, в отличие от полиимидной нити по прототипу, недефицитна, и стоимость ее в 6 раз ниже. Из заявляемого препрега можно изготавливать узлы трения разнообразных форм и размеров: втулки - простые и с фланцами, сферические самоустанавливающиеся подшипники и др. Получаемые из заявляемого препрега антифрикционные изделия обладают высокой износостойкостью при небольшой толщине антифрикционного покрытия, защищающего поверхность металла от фреттинг-коррозии.

Примеры осуществления

Пример 1.

Фенольно-каучуковое связующее АФК-101, включающее резольную фенольную смолу, алкилфеноламинную смолу и бутадиеннитрильный каучук (ТУ 1-595-11-906-2006), наносили на ткань техническую арт.5392-81Р (ТУ 8378-161-35227510-2008). Содержание связующего в препреге составляло 24 мас.%.

Полученный препрег выкладывали на несущей основе - пластинах из нержавеющей стали. На подготовленную поверхность наносили два слоя связующего и укладывали препрег наружным слоем вверх. Собранный пакет помещали в гидравлический пресс, прикладывали удельное давление 15-20 кгс/см2 и выдерживали 3 ч.

Примеры 2,3 осуществляли аналогично примеру 1. В примере 2 использовали фенольно-каучуковое связующее, включающее фенольную смолу и нитрильный каучук (ТУ 6-17-663-84). Составы препрегов приведены в таблице 1, свойства антифрикционных изделий по примерам 1-3 - в таблице 2.

Таблица 1
Наименование компонентов препрега Состав по примерам, мас.% Прототип
1 2 3
Связующее:
АФК-101 (ТУ 1-595-11-906-2006) 24 - 18 18
Фенольно-каучуковое (ТУ 6-17-663-84) - 15 - -
Тканый наполнитель:
Ткань техническая арт.5392-81Р (ТУ 8378-161-35227510-2008) 76 85 - -
Ткань техническая арт.5387/2-79Р (ТУ 8378-162-35227510-2008) - - 82 -
Ткань техническая арт.5392-81 (ТУ 8278-124-35227510-2005) 82
Таблица 2
Наименование свойств Примеры по изобретению Прототип
1 2 3
Максимальная длительная температура эксплуатации, °С 220 220 220 220
Прочность при отслаивании антифрикционного покрытия от конструкционной стали, кгс/см 5,2 4,2 4,8 2,5
Удельная нагрузочная способность, МПа (при скорости скольжения 0,1 м/с) 65 60 75 50
Коэффициент трения 0,08 0,08 0,07 0,09
Жизнеспособность препрега, мес. 15 12 15 15
Стоимость 1 м2 тканого наполнителя, тыс. руб. 12 12 18 25

Из данных таблицы 2 следует, что заявляемый препрег имеет длительную жизнеспособность (более 1 года), из него получают антифрикционные изделия с более высокими прочностными характеристиками при сохранении высокого уровня антифрикционных свойств. Прочность при отслаивании от металла заявляемого материала выше по сравнению с прототипом в 1,7-2 раза, удельная нагрузочная способность - 1,2-1,5 раз. Полученные из заявляемого препрега антифрикционные изделия способны длительно эксплуатироваться при высоких температурах. Кроме того, стоимость тканого наполнителя, изготовленного из указанных нитей Русар, в 1,5-2 раза ниже, чем у прототипа. Таким образом, использование заявляемого изобретения позволит увеличить срок службы узлов трения и снизить их стоимость.

1. Препрег антифрикционного органопластика, включающий фенольно-каучуковое связующее и тканый наполнитель, состоящий из наружного слоя, выполненного из политетрафторэтиленовых нитей, переплетенных с внутренним слоем, выполненным из высокопрочных органических нитей, отличающийся тем, что в качестве высокопрочных органических нитей он содержит некрученые нейтральные арамидные нити Русар с номинальной линейной плотностью 14,3; 29,4; 58,8 текс, удельной разрывной нагрузкой не менее 210 сН/текс и удлинением при разрыве не менее 2,6%, при этом связующее и тканый наполнитель взяты в следующем соотношении, мас.%:

фенольно-каучуковое связующее 15-24
тканый наполнитель 76-85

2. Изделие, отличающееся тем, что оно выполнено путем формования препрега по п.1.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к композиционным материалам, которые могут использоваться в конструкции летательных аппаратов. .
Изобретение относится к области создания конструкционных полимерных композиционных материалов на основе волокнистых наполнителей из арамидных нитей и полимерных связующих, которые могут использоваться в качестве герметичных обшивок сотовых панелей, а также монолитных деталей в машино-, судостроении, авиационной промышленности.

Изобретение относится к устройствам для получения препрегов из листовых материалов и может быть использовано в производстве препрегов из арамидных бумаг типа Nomex® и Kevlar®, используемых для создания легких заполнителей многослойных.
Изобретение относится к высокопрочной эпоксидной композиции для пропитки при получении высокопрочных стекло-, угле-, органо- и боропластиков, работающих в широком диапазоне температур и применяемых в различных отраслях машино- и судостроении, в авиационной и космической промышленности, для изготовления деталей сложной конфигурации, например, тонко- и толстостенных корпусов, а также к способу получения композиции.
Изобретение относится к технологии получения изоляционных материалов, в частности к аппретирующим составам на основе минерального волокна, содержащим эпоксидную смолу типа простого глицидилового эфира, аминосодержащий отвердитель и ускоритель - имидазол, имидазолин, их смесь.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к волокнистому препрегу, используемому для изготовления деталей различного назначения из износостойкого полимерного композиционного материала.
Изобретение относится к способам изготовления сотовых заполнителей для трехслойных панелей и оболочек, применяемых в различных отраслях промышленности: мебельной, строительной, судостроительной, авиационной, ракетно-космической и других, в частности к способам изготовления сотовых заполнителей из стеклотканей.
Изобретение относится к эпоксидному связующему, к препрегу на его основе, которое может быть использовано для изготовления конструкционных материалов, а также к изделию, выполненному из препрега, которое может быть использовано в авиации, такого как стабилизатор, руль высоты, киль и других, а также в космической промышленности, судостроении и других областях техники.

Изобретение относится к вариантам состава эпоксибисмалеимидного связующего, к вариантам способа его получения, к препрегу и к выполненному из него изделию, применяемому в авиакосмической технике.
Изобретение относится к способам изготовления сотовых заполнителей для трехслойных панелей и оболочек, применяемых в различных отраслях промышленности: мебельной, строительной, транспортной, авиационной, ракетно-космической и других, в частности к способам изготовления сотовых заполнителей из тонких стеклотканей.

Изобретение относится к способу получения композиционных наноматериалов антифрикционного назначения. .

Изобретение относится к способу нанесения антифрикционных покрытий, обеспечивающему защиту их от износа, которое может быть использовано в различных узлах трения для снижения трения, для антикоррозийной защиты и др.
Изобретение относится к наполненным полимерным композициям, используемым для изготовления электроизолированных подшипников скольжения. .

Изобретение относится к получению наполненных полимерных антифрикционных композиций, используемых для изготовления подшипников скольжения лопастей рабочих колес поворотно-лопастных гидротурбин.

Изобретение относится к способу получения нанокомпозиционного антифрикционного материала, используемого в узлах трения. .
Изобретение относится к технологии получения крупногабаритных изделий антифрикционного назначения, в частности, к антифрикционным наполненным композициям, и может быть использовано при изготовлении торцевых уплотнений гидротурбин, судовых опорных подшипников гребных валов и т.п.

Изобретение относится к антифрикционной композиции, используемой для получения покрытий и смазок. .
Изобретение относится к антифрикционному полимерному материалу, используемому при изготовлении опорных поверхностей деталей машин и механизмов, работающих в воде и в других жидкостях и газовых средах.

Изобретение относится к производству антифрикционных полимерных материалов для переработки в изделия машиностроения, электротехники, атомной промышленности, нефтегазового комплекса, работоспособных в различных средах.

Изобретение относится к антифрикционной полимерной композиции, находящей свое применение в машиностроении и железнодорожном транспорте для создания на поверхности металлов защитных антифрикционных пленок.
Изобретение относится к антифрикционным материалам, применяемым в узлах трения, в подшипниках скольжения, а также в составе конструкционных материалов вращающихся валов турбин, нефтяных буровых системах
Наверх