Планетарная зубчатая передача



Планетарная зубчатая передача
Планетарная зубчатая передача
Планетарная зубчатая передача

 


Владельцы патента RU 2404382:

Государственное научное учреждение "Институт механики металлополимерных систем имени В.А. Белого Национальной академии наук Беларуси" (BY)

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в мотор-редукторах со встроенными внутрь редуктора двигателем и имеющих преимущественно полимерные зубчатые колеса. Планетарная зубчатая передача содержит корпус (1), входной вал (2) с эксцентриком (3), сдвоенный сателлит (4), два центральных зубчатых колеса (5, 6) с внутренними зубьями, числа зубьев которых отличаются на единицу. Центральное колесо (5) жестко связано с корпусом, второе (6) - установлено с возможностью вращения вокруг оси. Выходной вал (7) жестко связан с центральным зубчатым колесом (6) с внутренними зубьями. Передача имеет по меньшей мере один дополнительный сдвоенный сателлит, размещенный с возможностью вращения на оси на эксцентрике (3) и выполненный в виде двух жестко связанных венцов, взаимодействующих с соответствующими внутренними зубьями центральных колес (5, 6). Профили зубьев венцов дополнительного сателлита выполнены со смещением в окружном направлении друг относительно друга. Оси сдвоенных сателлитов, установленных на эксцентрике (3), смещены друг относительно друга в окружном направлении. Изобретение позволяет повысить нагрузочную способность передачи. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в мотор-редукторах со встроенными внутрь редуктора двигателем и имеющих преимущественно полимерные зубчатые колеса.

Известна планетарная зубчатая передача, содержащая входной вал с эксцентриком, корпус, сателлит с наружной поверхностью зацепления, установленный на эксцентрике входного вала с возможностью вращения вокруг своей оси, зубчатый венец с внутренней поверхностью зацепления, связанный с корпусом и установленный с возможностью взаимодействия внутренней поверхностью зацепления с наружной поверхностью зацепления зубчатого колеса, и выходной вал, кинематически связанный с сателлитом [Свидетельство на полезную модель №26620, Кл. 7 F16H 7/02. Передача с гибкой связью].

К недостатком конструкции можно отнести малую нагрузочную способность передачи из-за возможности использования в ней только одного сателлита.

Известна планетарная зубчатая передача, содержащая корпус, входной вал, центральное зубчатое колесо с внешними зубьями, жестко связанное с входным валом, два или три сателлита с идентичными зубчатыми профилями, установленных с возможностью взаимодействия с зубьями центрального колеса с внешними зубьями, два центральных зубчатых колеса с внутренними зубьями, установленных с возможности взаимодействия внутренними зубьями с зубьями сателлитов, имеющих числа зубьев, отличающиеся на величину, соответствующую числу сателлитов, при этом одно из центральных колес с внутренними зубьями жестко связано с корпусом, второе установлено с возможностью вращения вокруг оси, и выходной вал, жестко связанный с центральным зубчатым колесом с внутренними зубьями, установленным с возможностью вращения вокруг своей оси [Ястребов В.М. Планетарные передачи ЗК с общим сателлитом / Вестник машиностроения, 1960, №3, С.17-20].

К недостаткам конструкции можно отнести наличие в ней центрального зубчатого колеса с внешними зубьями, что обусловливает необходимость размещения электродвигателя за пределами корпуса передачи, приводит к увеличению осевых размеров привода и существенному ограничению возможностей его использования в таких приводах, как приводы стеклоподъемников автомашин. Кроме того, неравномерность распределения нагрузки между сателлитами и ограничение их числа тремя сателлитами (при большем числе необходимо столь значительное коррегирование зубьев, что возникает их интерференция или заострение головок зубьев) приводит в ряде случаев к недостаточно высокой нагрузочной способности передачи.

Из известных наиболее близкой по технической сущности к предлагаемой является выбранная в качестве прототипа планетарная зубчатая передача, содержащая корпус, входной вал с эксцентриком, сдвоенный сателлит, установленный на эксцентрике с возможностью вращения вокруг своей оси, два центральных зубчатых колеса с внутренними зубьями, установленных с возможности взаимодействия внутренними зубьями с зубьями сателлитов, имеющих отличающиеся на единицу числа зубьев, одно из центральных колес с внутренними зубьями жестко связано с корпусом, второе - установлено с возможностью вращения вокруг оси, и выходной вал, жестко связанный с центральным зубчатым колесом с внутренними зубьями, установленным с возможностью вращения вокруг своей оси [Ястребов В.М. Исследование малогабаритного планетарного редуктора с паразитным сателлитом / Известие ВУЗОВ. Серия: Машиностроение. 1960, №5, С.51-54].

Конструктивное исполнение передачи позволяет разместить электродвигатель внутри редуктора и на основе этого уменьшить осевые габаритные размеры привода. Однако к недостатком ее конструкции можно отнести малую нагрузочную способность из-за возможности использования только одного сателлита.

Задачей изобретения является повышение нагрузочной способности передачи.

Для решения поставленной задачи планетарная зубчатая передача, содержащая: корпус; входной вал с эксцентриком; сдвоенный сателлит, установленный на эксцентрике с возможностью вращения вокруг своей оси; два центральных зубчатых колеса с внутренними зубьями, числа которых отличаются на единицу, каждое из центральных колес установлено с возможностью взаимодействия внутренними зубьями с зубьями одного из венцов сдвоенного сателлита и одно из центральных колес жестко связано с корпусом, а второе установлено с возможностью вращения вокруг оси, и выходной вал, жестко связанный с центральным зубчатым колесом, установленным с возможностью вращения вокруг своей оси, согласно техническому решению снабжена по меньшей мере одним дополнительным сдвоенным сателлитом, размещенным с возможностью вращения вокруг своей оси на эксцентрике, выполненным в виде двух жестко связанных венцов, установленных с возможностью взаимодействия с соответствующими внутренними зубьями центральных колес, при этом профили зубьев венцов дополнительного сдвоенного сателлита выполнены со смещением в окружном направлении друг относительно друга, а оси сдвоенных сателлитов, установленных на эксцентрике, смещены друг относительно друга в окружном направлении.

Эксцентрик выполнен упругоподатливым в окружном направлении.

Повышение нагрузочной способности предлагаемой зубчатой передачи достигается в результате того, что ее конструктивное исполнение позволяется использовать 4-10 сдвоенных сателлитов.

На фиг 1 показана схема планетарной передачи.

На фиг 2 - сечение А-А планетарной передачи на схеме 1;

На фиг 3 - схема сдвоенного сателлита.

Планетарная передача зацеплением состоит (см фиг.1 и 2) из корпуса 1, входного вала 2, эксцентрика 3, выполненного виде установленных на жестко связанном с входным валом кольцевом элементе консольных упруго-податливых в окружном направлении выступов (не показаны). На окружности с радиусом R эксцентрика 3 установлен с возможностью вращения вокруг своей оси сдвоенный сателлит 4, выполненный в виде жестко связанных между собой зубчатых венцов 4,а и 4,б (фиг.1 и 3) с наружными зубьями, имеющими идентичные зубчатые профили и располагающиеся без смещения относительно друг друга в окружном направлении (угол γ=0).

В передачу входит центральное зубчатое колесо 5 с внутренними зубьями, жестко связанное с корпусом 1, внутренние зубья которого имеют число, равное z1. Колесо 5 установлено с возможностью взаимодействия с зубьями зубчатого колеса 4,а сдвоенного сателлита 4. В передачу также входит центральное зубчатое колесо 6 с внутренними зубьями, установленное с возможностью вращения вокруг своей оси и возможностью взаимодействия зубьями, число которых равно z2=z1±1, с зубьями одного из колес (в показанном случае 4,б) сдвоенного сателлита 4, выходной вал 7 и водило 8, жестко связывающее входной вал 7 с центральным колесом 6 с внутренними зубьями, установленным с возможностью вращения вокруг своей оси. Внутри передачи размещается двигатель 9.

Передача снабжена по меньшей мере одним дополнительным сдвоенным сателлитом 10, выполненным в виде двух жестко связанных зубчатых венцов, установленных с возможностью взаимодействия с соответствующими внутренними зубьями центральных колес 5, 6 и расположенных с возможностью вращения на оси, смещенной в окружном направлении относительно оси сдвоенного сателлита 4 на угол φ (фиг.2), при этом профили зубьев зубчатых венцов каждого из дополнительных сдвоенных сателлитов 10 выполнены со смещением в окружном направлении друг относительно друга на угол γ (фиг.3).

Качественное зацепление сдвоенных сателлитов 4 и дополнительных сдвоенных сателлитов 10 с центральными зубчатыми колесами с внутренними зубьями 5 и 6 обеспечивается за счет коррегирования зубчатого профиля и смещением зубчатого профиля одного из венцов дополнительных сдвоенных сателлитов 10 относительно зубчатого профиля другого на угол γ (в основном сдвоенном сателлите γ=0).

Для повышения нагрузочной способности передачи на эксцентрике 3 может устанавливаться несколько дополнительных сдвоенных сателлитов 10, число которых ограничивается только возможностями их размещения на окружности с радиусом R без пересечения окружностей головок зубьев с диаметром da1.

Пример конструктивного исполнения предлагаемого технического решения.

Пусть центральное зубчатое колесо 5, жестко связанное с корпусом, имеет модуль зубьев m=1 мм и число зубьев z1=100, центральное зубчатое колесо 6, установленное с возможностью вращения вокруг своей оси, имеет число модуль зубьев m=1 мм и число зубьев z2=99. Сдвоенные сателлиты 4 и дополнительные сдвоенные сателлиты 10, имеющие модуль зубьев m=1 мм и числа зубьев z=24 (z=z1-2R/m=24), размещены на радиусе R=38 мм. Диаметр выступов зубьев сдвоенных сателлитов равен da1=m(z+2)=26 мм и максимальное число сдвоенных сателлитов 4 и 10, которые могут быть установлены в передаче без пересечения окружностей головок зубьев с диаметром da1, с использованием известных геометрических зависимостей, равно

Ближайшее наибольшее целое число сдвоенных сателлитов, которые могут быть установлены в предлагаемой конструкции, n=8.

Восемь сдвоенных сателлитов 4 и 10 размещаются по окружности с радиусом R со смещением каждого последующего сателлита на угол φ=360°/8=45° без пересечения головок зубьев венцов.

Угол смещения γ одного зубчатого венца (4,а) сдвоенного сателлита 4 относительно его другого зубчатого венца (4,б) равен γ1=0°, что соответствует конструкции сдвоенного сателлита планетарной передачи - прототипа. Для остальных семи сдвоенных сателлитов углы смещения, определенные с использованием известных геометрических зависимостей для расчета эвольвентных зубчатых передач с внутренним зацеплением (см. Справочник конструктора-машиностроителя. В 3-х т. Т.2 - 6-е изд. перераб. и доп. - M.: Машиностроение, 1982. - 584 с., с.285-290), составили γ2=1°40'12"; γ3=3°28'34"; γ4=5°16'57"; γ5=6°56'54"; γ6=5°16'57"; γ7=3°28'34"; γ8=1°40'12".

Значения углов смещения у также могут быть получены непосредственно при сборке передачи поворотом в окружном направлении зубчатых колес дополнительных сдвоенных сателлитов 10, до касания зубьев их зубчатых венцов с соответствующими зубьями центральных колес 5 и 6.

Передача работает следующим образом.

При вращении с угловой скоростью ω входного вала 1 двигателем 9 эксцентрик 3 вращается с этой же угловой скоростью вокруг своей оси вращая по окружности с радиусом R оси сдвоенных сателлитов 4 и 10, которые одновременно с этим венцами 4 взаимодействуют с внутренними зубьями неподвижного центрального зубчатого колеса 5, имеющего число зубьев z1, и внутренними зубьями подвижного в окружном направлении центрального зубчатого колеса 6, имеющего число зубьев z2.

Вследствие разности зубьев центральных колес 5 и 6 подвижное центральное зубчатое колесо 6 поворачивается за оборот входного вала на один зуб, обеспечивая передаточное число планетарной передачи, равное числу зубьев неподвижного центрального зубчатого колеса 5 с внутренними зубьями.

Наличие числа n дополнительных сателлитов в сочетании с окружной податливостью эксцентрика 3, выполненного виде установленных на жестко связанном с входным валом кольцевом элементе с консольными упруго-податливыми в окружном направлении выступами, позволяет, с учетом относительно существенного снижения неравномерности распределения нагрузки между сателлитами, практически в n+1 раз увеличить нагрузочную способность передачи при больших передаточных числах (u=80…150) и относительно небольших осевых габаритных размерах. Это позволяет эффективно использовать передачу в сервисных приводах мобильной техники и технологического оборудования.

1. Планетарная зубчатая передача, содержащая корпус, входной вал с эксцентриком, сдвоенный сателлит, установленный на эксцентрике с возможностью вращения вокруг своей оси, два центральных зубчатых колеса с внутренними зубьями, числа которых отличаются на единицу, установленных с возможностью взаимодействия внутренними зубьями с зубьями одного из венцов сдвоенного сателлита, и одно из центральных колес жестко связано с корпусом, а второе установлено с возможностью вращения вокруг оси, и выходной вал, жестко связанный с центральным зубчатым колесом с внутренними зубьями, установленным с возможностью вращения вокруг своей оси, отличающаяся тем, что снабжена по меньшей мере одним дополнительным сдвоенным сателлитом, размещенным с возможностью вращения вокруг своей оси на эксцентрике, выполненным в виде двух жестко связанных венцов, установленных с возможностью взаимодействия с соответствующими внутренними зубьями центральных колес, при этом профили зубьев венцов дополнительного сдвоенного сателлита выполнены со смещением в окружном направлении друг относительно друга, а оси сдвоенных сателлитов, установленных на эксцентрике, смещены друг относительно друга в окружном направлении.

2. Планетарная зубчатая передача по п.1, отличающаяся тем, что эксцентрик выполнен упругоподатливым в окружном направлении.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к механическим передачам и может быть использовано для поворота вращающейся оси на заданный угол. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механическим передачам. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к механическим передачам. .

Изобретение относится к областям машино- и приборостроения и может быть использовано при построении трансмиссий и зубчатых планетарных и дифференциальных передач.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к ступени передачи исполнительного привода для сиденья транспортного средства. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при исследованиях работы зубчатых передач. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механическим передачам. .

Редуктор // 2398988
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механических трансмиссиях в случае ограниченных диаметральных габаритов и при необходимости восприятия и преобразования вращающих моментов большой величины.

Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано в конструкции редукторов вертолетов. .

Изобретение относится к машиностроению, а конкретнее, к зубчатым планетарным механизмам, в которых одно из центральных колес неподвижно, а сателлиты имеют подвижные геометрические оси.

Изобретение относится к механическим передачам и может быть использовано в составе изделий электронного машиностроения, в других отраслях промышленности, использующих волновые передачи с малыми габаритно-массовыми характеристиками, плавной и бесшумной работой

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению, в которых находят применение приводы, конструктивно объединяющие двигатели вращения и редукторы, в частности мотор-редукторы с планетарными зубчатыми передачами

Изобретение относится к устройству для передачи крутящего момента и предназначено для использования в устройствах для управления клапанами и т.п

Изобретение относится к машиностроению, а именно к передаточным механизмам

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам

Изобретение относится к механическим передачам для преобразования вращательного движения во вращательное или возвратно-поступательное, использующим зубчатое зацепление профилей, и может найти применение в цилиндрических, конических или планетарных редукторах, в реечных передачах

Изобретение относится к червячной передаче

Изобретение относится к машиностроению, а конкретнее к зубчатым планетарным механизмам, в которых одно из центральных колес неподвижно, а сателлиты имеют подвижные геометрические оси

Изобретение относится к зубчатым передачам и может найти применение при проектировании компактных механизмов для привода рабочих органов машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к приводной технике
Наверх