Тандемное уплотнение с активным электромагнитным регулированием зазоров

Изобретение относится к области концевых уплотнений, в частности к уплотнению роторов для предотвращения утечки рабочей среды из корпусов сжатия центробежных компрессоров и насосов в окружающее пространство, и может использоваться в центробежных компрессорных машинах для обеспечения долговечности узлов уплотнения, а следовательно, для повышения надежности работы компрессора. Уплотнение тандемного типа содержит корпус, установленное на валу упорное кольцо и подпружиненные к нему с двух сторон подвижные в осевом направлении кольца, образующие с упорным кольцом пары уплотнений, и систему активного электромагнитного регулирования зазоров. Система включает по меньшей мере по одному контуру регулирования каждого из зазоров между упорным и подвижными кольцами, каждый указанный контур включает датчик зазора и электромагнит. Статор каждого электромагнита соединен с корпусом, подвижное кольцо каждой пары уплотнений соединено с подвижным ярмом соответствующего электромагнита и с подвижной частью соответствующего датчика зазора между этим подвижным ярмом и корпусом. Дополнительно конструкция неподвижной части каждого датчика зазора может быть выполнена с возможностью измерения в осевом направлении зазора между упорным диском и корпусом. В контурах системы автоматического электромагнитного регулирования зазоров предусмотрены усилители, преобразующие сигналы датчиков в токи электромагнитов, автоматически поддерживающие заданные зазоры (5-7 мкм), что обеспечивается соответствующей настройкой контуров. Усилители конструктивно выполнены в виде электронного блока управления, размещаемого вне конструкции уплотнения. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области концевых уплотнений, в частности к уплотнению роторов для предотвращения утечки рабочей среды из корпусов сжатия центробежных компрессоров и насосов в окружающее пространство, и может использоваться в центробежных компрессорных машинах для обеспечения долговечности узлов уплотнения, следовательно, для повышения надежности работы компрессора.

Известно уплотнение для предотвращения утечек сжимаемого газа, в котором упорный диск образует с невращающимся графитовым кольцом торцовую уплотнительную щель (Шнепп В.Б. Конструкция и расчет центробежных компрессорных машин. - М: Машиностроение. 1995, стр.146). Область высокого давления отделяется резиновым уплотнительным кольцом О-образного сечения. Прижатие колец друг к другу обеспечивается пружинами. На диске выполнены спиральные канавки глубиной 5-6 мкм, с малым углом β1 на наружном диаметре. При вращении на тыльных стенках канавок возникают аэродинамические силы, которые захватывают очищенный затворный газ из полости Б с давлением и перемещают его к центру, преодолевая центробежные силы и сопротивления трения. Газодинамическое давление в канавках возрастает до некоторого значения и образует зазор (3-5 мкм) между вращающимся и невращающимся кольцами. Упорный диск изготавливается из высоколегированной стали с твердосплавным покрытием на основе карбида вольфрама. Спиральные канавки изготавливаются физико-химическим методом, ионным травлением. Кольцо изготавливают из графита со специальной пропиткой.

Техническими недостатками данного уплотнения являются:

- отсутствие гарантированного зазора между кольцами во время начала вращения, а следовательно, присутствие кратковременного трения между ними, что приводит к износу;

- высокие требования, предъявляемые к материалам и технологии выполнения спиральных канавок на упорном диске;

- увеличение величины утечки затворного газа через уплотнение в случае загрязнения затворного газа, к газовой подъемной силе, обеспечивающей зазор в паре уплотнения, добавляются гидравлические силы от присутствия примесей в газе.

Известно также устройство для регулирования зазора в торцовых уплотнениях (патент RU №2176044 от 20.11.2001 г.), которое содержит вращающееся кольцо, установленное на роторе, невращающееся кольцо, установленное в корпусе, датчик для измерения зазора между невращающимся и вращающимся кольцами, якорь электромагнитной системы, электромагниты, регулятор токов электромагнитов и блок задания требуемого зазора. Работа известного устройства заключается в активном регулировании зазора между вращающимся и невращающимся кольцами с помощью системы автоматического регулирования, образованной датчиком зазора, электромагнитами и регулятором токов.

Недостатком известного устройства является недостаточная надежность уплотнения в случае выхода из строя пары уплотнения, а также сложность обеспечения микрозазоров (5-7 мкм) в уплотняемой паре при осевых перемещениях и биениях вращающегося диска, обуславливаемых температурными и изгибными колебаниями ротора компрессора.

Технической задачей предлагаемого изобретения является создание уплотнения, устраняющего указанные недостатки данного известного устройства.

Данный технический результат достигается за счет применения в уплотнении сдвоенной (тандемной) системы активного электромагнитного регулирования зазора в уплотняемой паре. Тандемное уплотнение с активным электромагнитным регулированием зазоров содержит корпус, установленное на валу упорное кольцо и подпружиненные к нему с двух сторон подвижные в осевом направлении кольца, образующие с упорным кольцом пары уплотнений, систему активного электромагнитного регулирования зазоров, включающую по меньшей мере по одному контуру регулирования каждого из зазоров между упорным и подвижными кольцами, каждый указанный контур включает датчик зазора и электромагнит, в каждом контуре регулирования датчик зазора связан с обмоткой электромагнита через усилитель сигнала, причем статор каждого электромагнита соединен с корпусом, подвижное кольцо каждой пары уплотнений соединено с подвижным ярмом соответствующего электромагнита и с подвижной частью соответствующего датчика зазора между этим подвижным ярмом и корпусом.

Дополнительно конструкция неподвижной части каждого датчика зазора может быть выполнена с возможностью измерения в осевом направлении зазора между упорным диском и корпусом.

Предлагаемое уплотнение показано на чертеже.

Уплотнение тандемного типа содержит вращающееся упорное кольцо 2, насаженное на вал 1, и невращающиеся подвижные в осевом направлении кольца 3, 4. Последние имеют возможность перемещаться в необходимых пределах за счет притяжения установленных по обе стороны от упорного кольца 2 электромагнитов, каждый из которых образован подвижным ярмом 10 и статором 7 с обмотками 11, которые расположены в неподвижном корпусе 12 уплотнения и являются исполнительными устройствами контура системы активного электромагнитного регулирования зазоров. Подвижное кольцо 3 или 4 конструктивно совмещено с подвижным ярмом 10 соответствующего электромагнита и с ротором соответствующего датчика 8 зазора между подвижным ярмом 10 и корпусом 12 уплотнения.

Чувствительным элементом каждого контура системы активного электромагнитного регулирования зазора является датчик 8 зазора. В контурах системы автоматического электромагнитного регулирования зазоров предусмотрены усилители 9, преобразующие сигналы датчиков 8 в токи электромагнитов, автоматически поддерживающие заданные зазоры (5-7 мкм), что обеспечивается соответствующей настройкой контуров. Усилители 9 конструктивно выполнены каждый в виде электронного блока управления, размещаемого вне конструкции уплотнения.

В предлагаемом уплотнении применены датчики 8 зазоров, измеряющие в осевом направлении зазоры между торцами упорного кольца 2 и корпусом 12 уплотнения, а также между корпусом 12 уплотнения и торцами подвижных ярм 10. Наличие информационных сигналов о вышеуказанных зазорах позволяет предусмотреть в системе активного электромагнитного регулирования возможность введения корректирующих управлений при тепловых и вибрационных осевых перемещениях упорного диска. В общем случае система активного электромагнитного регулирования зазоров может содержать более одного контура регулирования с каждой стороны уплотнения, при этом может обеспечиваться параллельность стабилизации каждого из невращающихся подвижных колец относительно вращающегося упорного кольца.

При выключении системы активного электромагнитного регулирования зазоров невращающиеся кольца 3 и 4 прижимаются к упорному диску 2 с помощью пружин 5 и 6, чем обеспечивается запирание области высокого давления машины в стояночных режимах.

Уплотнение работает следующим образом. Перед запуском компрессора в работу включается система активного электромагнитного регулирования зазора и подается в область высокого давления затворный газ. При этом активизируются контуры системы, и электромагниты притягивают подвижные кольца 3 и 4, образуя с упорным кольцом 2 заданные настройкой зазоры. Чистый затворный газ, подаваемый в уплотнение, проходит через первую ступень уплотнения и идет на факел по линии утечек после первого каскада. Оставшийся затворный газ проходит через вторую ступень уплотнения и выбрасывается в атмосферу. Контуры системы активного электромагнитного регулирования зазора обеспечивают стабилизацию зазоров, осуществляя необходимое изменение токов электромагнитов и, следовательно, сил притяжения при отклонениях сигналов датчиков 8 зазоров от заданного значения.

Таким образом, предлагаемое тандемное уплотнение с активным электромагнитным регулированием зазоров существенно уменьшает утечку рабочего газа из области высокого давления машины при зазоре 5-7 мкм в каждой паре уплотнения и обеспечивает при этом характеристики, сравнимые с характеристиками известных сухих газодинамических уплотнений. При этом достигается поставленная задача, а именно:

- исключается возможность возникновения сухого трения при вращении, а следовательно, износа элементов пар уплотнения, что приводит к увеличению ресурса и надежности работы уплотнения;

- при изготовлении не требуется применения сложных технологий (получение спиральных канавок на упорном диске), дорогостоящих материалов и оборудования;

- загрязнение затворного газа не приводит к изменению характеристик уплотнения, т.к. требуемая для работы уплотнения величина зазора может изменяться за счет введения корректирующей обратной связи по величине расхода газа в линиях утечек газа;

- двойной контур системы уплотнения обеспечивает надежную работу уплотнения в случае выхода из строя одной из ступеней пары трения.

1. Тандемное уплотнение с активным электромагнитным регулированием зазоров, содержащее корпус, установленное на роторе упорное кольцо и подпружиненные к нему с двух сторон подвижные в осевом направлении кольца, образующие с упорным кольцом пары уплотнений, систему активного электромагнитного регулирования зазоров, включающую по меньшей мере по одному контуру регулирования каждого из зазоров между упорным и подвижными кольцами, каждый указанный контур включает электромагнит и датчик зазора, связанный с обмоткой электромагнита через усилитель сигнала, характеризующееся тем, что статор каждого электромагнита соединен с корпусом, подвижное кольцо каждой пары уплотнений соединено с подвижным ярмом соответствующего электромагнита и с подвижной частью соответствующего датчика зазора между этим подвижным ярмом и корпусом.

2. Уплотнение по п.1, отличающееся тем, что конструкция неподвижной части каждого датчика зазора выполнена с возможностью измерения в осевом направлении зазора между упорным кольцом и корпусом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тракторному и сельскохозяйственному машиностроению, а именно к торцовым уплотнениям ходовых систем гусеничных тракторов. .

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано на судах для уплотнения гребных валов, а также в общем машиностроении в качестве уплотнения вращающихся вертикальных и горизонтальных валов насосов.

Изобретение относится к уплотнениям для вращающихся валов и предназначено для разделения пространств с различными давлениями, рабочими средами или температурами.

Изобретение относится к уплотнениям, в частности уплотнениям вращающихся валов для насосов при перекачивании химически активных, взрывоопасных и нейтральных веществ.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к опорам скольжения подвижных звеньев. .

Изобретение относится к области деталей машин и может быть использовано для уплотнения торцевых стыков оборудования. .

Изобретение относится к авиационному двигателестроению и может быть использовано в общем машиностроении. .

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для торцового уплотнения, имеющего фторопластовый сильфон и работающего при высоком давлении и температуре.

Изобретение относится к уплотняющим устройствам вращающихся валов. .

Изобретение относится к уплотняющей технике и может быть использовано для герметизации вращающихся валов в конструкциях компрессоров, газовых и паровых турбин, насосов и других роторных центробежных машин.

Изобретение относится к уплотнительной технике

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для взврывозащиты технологического оборудования, например аппаратов со взрывоопасной смесью

Изобретение относится к области компрессоростроения и может быть использовано в газовых центробежных компрессорных машинах, где возможны кратковременные прекращения подачи буферного газа на уплотнения

Изобретение относится к уплотнительной технике, в частности к плавающим уплотнениям, и может быть использовано для герметизации вращающихся валов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям насосов

Изобретение относится к роторным механизмам и, в частности, к системе уплотнения контактной поверхности между вращающейся и неподвижной частями

Изобретение относится к направляющим устройствам вращения, предназначенным для установки между неподвижной и подвижной частями оборудования, в частности гондолы воздушного судна, подверженного сильным изменениям температуры и давления

Изобретение относится к механическому уплотнению, в частности для использования в гидравлических насосах

Изобретение относится к области компрессоростроения и насосостроения, а именно к торцевым уплотнениям

Изобретение относится к уплотнительной технике и предназначено для герметизации вращающихся валов, например смесителей для текучих сред
Наверх