Способ профессиональной подготовки специалистов в области ультразвуковой и/или лучевой диагностики


 


Владельцы патента RU 2405440:

Конов Вячеслав Анатольевич (RU)
Блинов Александр Юрьевич (RU)

Изобретение относится к системе профессиональной подготовки студентов, интернов, ординаторов и врачей в области диагностики, например ультразвуковой или лучевой диагностики. Профессиональную подготовку специалистов в области ультразвуковой и/или лучевой диагностики осуществляют с использованием компьютеров, а также базы предварительно подготовленных видеоклипов конкретных клинических случаев. При этом перед обучающимся последовательно воспроизводят заданные видеоклипы, по каждому из которых он должен провести визуализацию физиологического состояния «виртуального» пациента, провести необходимые измерения с остановкой видеоклипа и установкой калиперов. Способ предусматривает поэтапное усложнение поставленных перед обучаемым задач, для чего до демонстрации видеоклипа исследуемой области с определенной патологией производят предварительную демонстрацию статических изображений этой же области без патологий, а затем этой же области с патологией, присутствующей в клипе, при этом обеспечивают постепенное снижение допусков на правильность расположения калиперов. Способ позволяет повысить эффективность обучения за счет методологически правильного обучения проведению измерений с постепенным усложнением поставленной задачи. 1 з.п. ф-лы.

 

Изобретение относится к системе профессиональной подготовки студентов, интернов, ординаторов и врачей в области диагностики, например ультразвуковой или лучевой диагностики.

Известны методы профессиональной подготовки студентов медицинских учебных заведений, по которым студенты поэтапно овладевают практическими навыками за счет освоения алгоритма действия каждой манипуляции на основе использования учебных тренажеров и муляжей. При этом на первом этапе формируют тактильную память в объеме навыков первой медицинской помощи. По окончании этапа преподаватель выставляет оценку. На втором этапе отрабатывается умение общения с пациентами и самостоятельное клиническое мышление путем решения ситуационных задач в условиях, максимально приближенных к реальным. При этом контроль обучаемого осуществляют с использованием видеозвукозаписи с последующим общением с преподавателем, а оценку выставляют помимо преподавателя контролирующие процесс обучения лица (см. изобретение «Способ профессиональной подготовки студентов», патент РФ №2331930, G09B 23/28, А61В 10/00, заявлено 26.02.2007, опубликовано 20.08.2008).

Недостатком данного способа обучения является недостаточная эффективность обучения особенностям диагностики, а также необходимость привлечения к процессу обучения каждого студента нескольких обучающих и контролирующих специалистов.

Широкое распространение получили ультразвуковая диагностика и лучевая диагностика. Однако недостаточный навык исследователя приводит к большому разбросу в диагностических результатах и, тем самым, может приводить к ложноположительным и ложноотрицательным результатам (Р.Дж.М.Снайдер, К.Х.Николаидес, 1997).

Известен способ обучения с использованием ультразвукового тренажера фирмы «Sonofit GmbH» (Германия).

По этому способу, выбранному в качестве прототипа, в процессе обучения на экране монитора воспроизводят записи медицинских диагностических обследований органов и систем из специальной базы данных. Указанная база включает предварительно подготовленные ультразвуковые изображения (видеоклипы) конкретных клинических случаев. В настоящее время в тренажере имеются 154 случая как нормальных, так и различных аномалий развития плода. Обучающийся самостоятельно проводит визуальное обследование по представленным изображениям, выявляет патологию и устанавливает диагноз. Кроме того, он может провести необходимые измерения с установкой маркеров (калиперов). Работу контролирует преподаватель. Он же оценивает правильность установленного диагноза и проведенных измерений (см. проспект фирмы «Sonofit GmbH» http://www.sonofit.de/pdf/Sim-2.16_flyer.pdf).

К недостатком способа-прототипа можно отнести низкую эффективность обучения, в частности, в способе прототипе не предусмотрена возможность постепенного усложнения задач, поставленных перед обучаемыми, а также не предусмотрены меры по обучению особенностям проведения измерения параметров, в том числе проставления маркеров.

Задачей настоящего изобретения является повышение эффективности обучения за счет методологически правильного обучения проведению измерений с постепенным усложнением поставленной задачи.

Указанная задача решается за счет того, что в способе профессиональной подготовки специалистов в области ультразвуковой и/или лучевой диагностики с использованием компьютеров, а также базы предварительно подготовленных видеоклипов конкретных клинических случаев, по которому перед обучающимся последовательно воспроизводят заданные видеоклипы, по каждому из которых он должен провести визуализацию физиологического состояния «виртуального» пациента, провести необходимые измерения с остановкой видеоклипа и установкой калиперов, согласно изобретению способ предусматривает поэтапное усложнение поставленных перед обучаемым задач, для чего до демонстрации видеоклипа исследуемой области с определенной патологией производят предварительную демонстрацию статических изображений этой же области без патологий, а затем этой же области с патологией, присутствующей в клипе, при этом обеспечивают постепенное снижение допусков на правильность расположения калиперов.

Кроме того, предусмотрена компьютерная оценка правильности каждого действия с выставлением суммарной оценки за блок действий, причем в случае неправильного ответа (действия) производится демонстрация правильного действия.

Обеспечение возможности предварительного просмотра статических изображений исследуемых областей без патологий, этих же областей с патологией позволяет обучаемым запомнить правильное расположение органов, при котором необходимо производить измерения. Просмотр видеоклипов после того, как обучаемый запомнил положение органов при замере, позволяет ему остановить клип в нужном месте, что обеспечивает необходимую точность установке калиперов (маркеров) и последующих замеров.

Кроме того, предусмотренная изобретением возможность снижения величины допусков на правильную установку калиперов позволяет варьировать сложность теста и адаптировать одни и те же изображения для обучения и тестирования как молодых начинающих врачей, так и для совершенствования навыков опытных врачей, имеющих большой стаж работы.

Тестирование с получением оценки результатов измерения и возможность просмотра правильного варианта измерения также повышает эффективность обучения.

Проведенные патентные исследования показали, что заявляемый способ соответствует условиям охраноспособности «новизна» и «изобретательский уровень». Заявляемый способ может быть использован (воспроизведен) в условиях учебных и лечебных учреждений на основе обычного компьютерного оборудования при условии оснащения подготовленными базами данных, то есть соответствует условию «промышленная применимость».

Заявляемый способ может быть осуществлен следующим образом.

Готовится или приобретается специальная база данных, представляющая собой набор:

- статических изображений здоровых органов (без патологий),

- статических изображений таких же органов, но с разными видами и стадиями патологий,

- изображений органов с аналогичными патологиями в динамике (видеоклипы).

Предварительно, при подготовке теста, на каждом из изображений устанавливается две, четыре и более отметки, характеризующие размер той или иной части демонстрируемого органа, его части, исследуемой области или структуры. При этом устанавливается возможный допуск (ошибка) - та максимально возможная величина, на которую при обучении (тестировании) врач может ошибиться при выполнении требуемых измерений.

На экране обычного компьютера воспроизводится работа врача ультразвуковой или лучевой диагностики по проведению измерений исследуемого органа, его части, либо исследуемой области или структуры. Появляется возможность проверки знаний методологии проведения измерений различных органов и структур, точности проводимых измерений. Заявляемый способ позволяет приобретать и совершенствовать навыки проведения большинства измерений, используемых в ультразвуковой и лучевой диагностике, отработать воспроизводимость различных методик.

Первый уровень сложности

Перед каждым обучаемым последовательно демонстрируется ряд статических изображений того или иного органа человека или плода, его части, исследуемой области или структуры.

Сначала ему демонстрируют органы без патологий, затем с патологиями, которые он должен увидеть и идентифицировать.

Он должен изучить и запомнить правильность расположения исследуемых органов на момент проведения измерений. За определенный период (интервал) времени обучаемый должен установить калиперы в необходимых точках и произвести измерение расстояний между ними, то есть воспроизвести измерение того или иного параметра представленного на изображении органа, его части, исследуемой области или структуры в строгом соответствии с методикой проведения измерения данной структуры. В случае, если обучаемый уложился в заданный промежуток времени и расположил калиперы (маркеры, метки) в требуемых точках или рядом с ними, но в пределах, установленных при подготовке теста допусков, на экране появляется сообщение о правильном выполнении теста и появляется следующее изображение. В том случае, если калипры (маркеры, метки, отметчики) установлены не верно, появляется сообщение об ошибочном действии и, при нажатии соответствующей клавиши, демонстрируется верное расположение калиперов. По завершении теста появляется сообщение о количестве верных и ошибочных измерений.

Постепенно задачу усложняют за счет ужесточения допуска.

Второй уровень сложности

После освоения диагностики по статическим обозначениям обучаемому предлагают провести диагностику по изображениям, имитирующим процесс обследования в динамике. Вместо статических изображений на экране компьютера поочередно появляется последовательный ряд динамических изображений (видеоклипов), демонстрирующих тот или иной орган человека или плода, его части, исследуемую область или структуру. Прежде, чем произвести требуемые измерения, обучаемый должен изучить видеоклип, остановить его движение именно в том месте, где, по его мнению, необходимо провести измерения представленного на клипе органа, его части, исследуемой области или структуры в соответствии с методикой измерения параметров данного объекта (зафиксировать «картинку» в момент необходимого расположения органа). В дальнейшем процесс обучения (тестирования) происходит так же, как при использовании статических изображений. Если видеоклип остановлен в нужном месте и измерения произведены правильно, появляется сообщение о правильном выполнении задания и на экране начинается воспроизведение нового клипа. Если клип остановлен в тот момент, когда на экране нет требуемых опознавательных точек для проведения измерений параметров исследуемого объекта в соответствии с методикой измерения, выполненные далее обучаемым измерения будут изначально ошибочными. На экране появится сообщение о неправильном выборе плоскости исследования. В случае выбора верной плоскости исследования, но неверного расположения калибров (маркеров, меток, отметчиков) на экране появиться сообщение об ошибочном проведении измерения и будет показано правильное расположение калиперов.

1. Способ профессиональной подготовки специалистов в области ультразвуковой и/или лучевой диагностики с использованием компьютеров, а также базы предварительно подготовленных видеоклипов конкретных клинических случаев, по которому перед обучающимся последовательно воспроизводят заданные видеоклипы, по каждому из которых он должен провести визуализацию физиологического состояния «виртуального» пациента, провести необходимые измерения с остановкой видеоклипа и установкой калиперов, согласно изобретению, способ предусматривает поэтапное усложнение поставленных перед обучаемым задач, для чего до демонстрации видеоклипа исследуемой области с определенной патологией производят предварительную демонстрацию статических изображений этой же области без патологий, а затем этой же области с патологией, присутствующей в клипе, при этом обеспечивают постепенное снижение допусков на правильность расположения калиперов.

2. Способ профессиональной подготовки специалистов в области ультразвуковой и/или лучевой диагностики по п.1, отличающийся тем, что предусмотрена компьютерная оценка правильности каждого действия с выставлением суммарной оценки за блок действий, причем в случае неправильного ответа (действия) производится демонстрация правильного действия.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к контрольно-измерительной аппаратуре и используется в составе поверочной установки для метрологической аттестации измерителей артериального давления и частоты сердечных сокращений.

Изобретение относится к медицине, а именно к экспериментальной кардиологии, и может быть использовано для моделирования хронической токсической кардиопатии у экспериментальных животных.

Изобретение относится к медицине, а именно к экспериментальной онкологии, и может быть использовано для моделирования рака желудка. .

Изобретение относится к экспериментальной медицине, в частности к экспериментальной кардиофармакологии, и может быть использовано для коррекции эндотелиальной дисфункции.

Изобретение относится к биологии и медицине и может быть использовано в биохимии, фармакологии, экспериментальной физиологии и кардиологии. .

Изобретение относится к экспериментальной медицине и токсикологии и может быть использовано для профилактики токсического действия никеля у экспериментальных животных при моделировании хронического отравления.

Изобретение относится к области медицины, в частности к онкологии, и может быть использовано для оценки эффективности электрохимического лизиса в эксперименте. .

Изобретение относится к медицине, а именно к экспериментальной эндокринологии, и может быть использовано для моделирования сахарного диабета I типа у крыс. .
Изобретение относится к экспериментальной медицине и может быть использовано для оценки резорбционной функции брюшины. .
Изобретение относится к экспериментальной медицине, а именно к экспериментальной гастроэнтерологии, и может быть использовано для моделирования панкреатита. .

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройству и способу ультразвуковой визуализации. .

Изобретение относится к области медицины, в частности к травматологии и ортопедии. .

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройствам для диагностирования состояния кровеносного сосуда. .

Изобретение относится к медицине, а именно к функциональной диагностике, и может быть использовано для диагностики структурного ремоделирования подколенной артерии при артериальной гипертензии.

Изобретение относится к медицине, а именно к функциональной диагностике, и может быть использовано для повышения качества исследования венозной системы нижних конечностей.

Изобретение относится к медицине, а именно к ультразвуковой диагностике, и предназначено для ультразвуковой диагностики литогенности пузырной желчи. .
Изобретение относится к медицине, а именно к гинекологии, и может быть использовано для диагностики степени атрофии стенки влагалища у женщин после овариоэктомии. .

Изобретение относится к медицине, а именно к функциональной диагностике, и предназначено для диагностики фетоплацентарной недостаточности. .

Изобретение относится к медицине, а именно к хирургии и лучевой диагностике, и предназначено для выбора тактики послеоперационного лечения у больных вентральными грыжами после герниопластики сетчатым трансплантатом
Наверх