Способ диагностики расстройств сексуальных предпочтений

Изобретение относится к медицине, в частности к общей психиатрии и сексологии, а именно к судебной сексологии и судебной психиатрии. Подэкспертному поочередно предъявляют адаптационный стимульный тест, тесты общих контрольных вопросов, тесты вербальной стимуляции (вопросники) по активности и по возрасту, тест пороговой визуальной стимуляции и тест подпороговой визуальной стимуляции с использованием маскирующего изображения. Одновременно регистрируют психофизиологические параметры, в частности грудное дыхание, диафрагмальное дыхание, кожно-гальванические реакции, сердечно-сосудистые реакции, двигательную активность, речевые реакции. Осуществляют обработку полученных данных методом экспертно-метрического или методом экспертно-балльного анализа полиграмм. Способ позволяет провести диагностику расстройств сексуальных предпочтений в случаях установочного поведения или симуляции, а также возможной неосознаваемости расстройств сексуальных предпочтений. 1 з.п. ф-лы, 9 ил.

 

Изобретение относится к медицине, в частности к общей психиатрии и сексологии, а именно к судебной сексологии и судебной психиатрии. Способ согласно изобретению позволяет провести диагностику расстройств сексуальных предпочтений в случаях установочного поведения или симуляции, а также возможной неосознаваемости расстройств сексуальных предпочтений.

Известны способы диагностики расстройств сексуальных предпочтений, заключающиеся в том, что регистрируют изменения определенных психофизиологических параметров, возникающие в ответ на предъявление сексуальных стимулов. При использовании данных способов диагностики расстройств сексуальных предпочтений регистрируют следующие психофизиологические параметры: кожно-гальваническую реакцию, сердечно-сосудистые реакции, дыхание, двигательную активность, речевые реакции и т.д. (Abrams S. Polygraph and the pedophile. 1995, January 7. Lecture, Dallas; Card R.D. & Farrall W.R., Advancements in Physiological Evaluation of Assessment and Treatment of the Sexual Aggressor. Annals New York Academy of Sciences. 1990, p.261-273).

Известен также способ диагностики расстройств сексуальных предпочтений по объекту, заключающийся в том, что испытуемому предъявляют тест на уровень тревожности с использованием звуковых сигналов и два вида опросников предпочтения по полу и по возрасту объекта сексуального влечения, при этом одновременно регистрируют параметры: грудное дыхание, диафрагмальное дыхание, кожно-гальванические реакции, сердечно-сосудистые реакции, двигательную активность, речевые реакции. (RU, патент №2215474, А61В 5/16, 2003).

Известный способ обладает следующим недостатком: в качестве сексуальных стимулов предъявляют только опросники, что является недостаточным для квалификации расстройств сексуальных предпочтений.

Из известных способов наиболее близким по технической сущности к предложенному является способ диагностики нарушений сексуальных предпочтений, заключающийся в том, что испытуемому поочередно предъявляют тесты на уровень тревожности: тест с использованием звуковых сигналов и тест Леонгарда, тесты вербальной стимуляции по активности и тест визуальной стимуляции, при этом одновременно регистрируют психофизиологические параметры: грудное дыхание, диафрагмальное дыхание, кожно-гальванические реакции, сердечно-сосудистые реакции, двигательную активность, речевые реакции (RU, патент №2283029, А61В 5/16, 2006).

Недостатком данного способа является то, что в качестве сексуальных стимулов предъявляют только вопросники и ряд визуальных стимулов на пороговом уровне восприятия, что дает испытуемому возможность активно противодействовать в реакциях на них.

Технической задачей способа согласно изобретению является объективизация клинической диагностики расстройств сексуальных предпочтений путем применения параклинического психофизиологического метода, подразумевающего предъявление нескольких типов разноформатных тестов, что позволяет более дифференцированно проводить диагностическую оценку расстройств сексуальных предпочтений.

Поставленная задача достигается в способе диагностики расстройств сексуальных предпочтений согласно изобретению, заключающемся в том, что подэкспертному поочередно предъявляют адаптационный стимульный тест, тесты общих контрольных вопросов, тесты вербальной стимуляции (вопросники) по активности и по возрасту, тест пороговой визуальной стимуляции и тест подпороговой визуальной стимуляции с использованием маскирующего изображения, при этом одновременно регистрируют психофизиологические параметры реакций подэкспертного, затем осуществляют обработку полученных данных методом экспертно-метрического или методом экспертно-балльного анализа полиграмм.

Отличие заявленного способа от известного аналога заключается в том, что испытуемому поочередно предъявляют адаптационный стимульный тест, тесты общих контрольных вопросов, тесты вербальной стимуляции по возрасту, тест подпороговой визуальной стимуляции с использованием маскирующего изображения.

Таким образом, в заявленном способе, кроме вопросников (тестов вербальной стимуляции) и теста пороговой визуальной стимуляции, предъявляют тест подпороговой визуальной стимуляции на подпороговом уровне восприятия с использованием маскирующего изображения, что препятствует осознанию просматриваемых стимулов и не дает возможность подэкспертному оказывать активное противодействие реакциям на них.

Полученные в результате обследования данные обрабатывают методами экспертно-метрического или экспертно-балльного анализа полиграмм.

В случае применения экспертно-балльного анализа полиграмм высчитывают интегративный балл для каждого вопроса внутри каждого теста по трехбалльному методу Бакстера, при этом интегративный балл релевантного вопроса в тестах вербальной стимуляции по активности и по возрасту считается значимым, если он превосходит значение интегративного балла контрольного вопроса, интегративный балл релевантного стимула в тестах визуальной стимуляции считается значимым, если таковой максимален по отношению к интегративным баллам других стимулов.

В случае экспертно-метрического анализа полиграмм на основании тестов общих контрольных вопросов выделяют симптомокомплекс - набор психофизиологических параметров, затем выделенные психофизиологические параметры используют для анализа полиграмм тестов визуальной и вербальной стимуляции. При этом вероятность выделения релевантного вопроса в тестах вербальной стимуляции по активности и по возрасту считается значимой, если таковая равна или превышает 0,8 и превосходит вероятность выделения контрольных вопросов; вероятность выделения релевантного стимула в тестах визуальной стимуляции считается значимой, если таковая равна или превышает 0,8.

Способ основан на предъявлении адаптационного стимульного теста, тестов общих контрольных вопросов, тестов вербальной стимуляции по активности и по возрасту, теста пороговой визуальной стимуляции и теста подпороговой визуальной стимуляции на подпороговом уровне восприятия с использованием маскирующего изображения. Одновременно регистрируют психофизиологические реакции в ответ на предъявление стимулов тестов.

Подэкспертный садится в кресло. Проводят предтестовую беседу, в ходе которой выясняют краткие анамнестические сведения подэкспертного, оценивают его психическое состояние, знакомят с инструкциями относительно действий в ходе обследования (следует избегать произвольных движений, отвечать на вопросы однозначно «да» или «нет»), берут письменное согласие на обследование. На испытуемом закрепляют датчики грудного и диафрагмального дыхания, фотоплетизмографии, кожно-гальванических реакций, двигательной активности, речевых реакций.

Дополнительно можно осуществлять регистрацию других психофизиологических реакций и использовать для этого датчики: артериального давления, пьезоплетизмографии, термографии, фаллографии, пупиллографиии, электроэнцефалографии и т.п., что, однако, существенно не влияет на результаты обследования (Петров A.M., Мягких С.Г., Бессонова С.Ю. Психологические возможности выявления скрываемой информации, 1998; Оглоблин С.И., Молчанов А.Ю. Инструментальная «детекция лжи» (проверки на полиграфе), 2004).

Перед предъявлением каждого из тестов подэкспертного знакомят с его содержанием и предварительно получают однозначные ответы на стимулы теста (вопросы). Поскольку психофизиологические реакции на предъявление стимулов имеют две составляющие - информационную и эмоциональную, то ознакомление каждого подэкспертного с содержанием тестов позволяет сократить информационную составляющую при обследовании и тем самым получить достоверные, с точки зрения эмоциональной заинтересованности, реакции на стимульный материал.

Исключение составляет тест подпороговой визуальной стимуляции, с содержанием которого подэкспертного не знакомят. Это связано с тем, что при ознакомлении со стимульным материалом у испытуемого вырабатывается установка, которая позволит ему рассмотреть те стимулы, которые будут предъявляться на подпороговом уровне восприятия, что нарушит принцип подпороговой стимуляции, важным аспектом которого является неосознаваемое восприятие стимулов.

В ходе обследования подэкспертному поочередно не менее чем трехкратно предъявляют следующие разноформатные тесты:

1) адаптационный стимульный тест;

2) тесты общих контрольных вопросов;

3) тесты вербальной стимуляции по активности;

4) тесты вербальной стимуляции по возрасту;

5) тест пороговой визуальной стимуляции;

6) тест подпороговой визуальной стимуляции с использованием маскирующего изображения.

Вначале предъявляют адаптационный стимульный тест (ACT), который содержит в себе перечень имен, включающий имя самого обследуемого. Каждый вопрос начинается с формулировки: «Вас зовут…». На все вопросы подэкспертный должен отвечать отрицательно, в том числе, когда услышит собственное имя. Цель ACT заключается в том, чтобы обследуемое лицо привыкло к процедуре обследования, а также для стабилизации его психофизиологических показателей. Данные этого теста никак не учитываются при анализе.

Тесты общих контрольных вопросов (ТОКВ) включают не менее трех нейтральных и один контрольный стимул. Контрольные вопросы формулируются таким образом, чтобы реакции на них были заведомо высокими, в то время как на нейтральные - отсутствовали или же приближались к фоновому уровню. Подэкспертному предъявляют несколько тестов общих контрольных вопросов не более чем через каждые 2-3 теста, направленных на психофизиологическую диагностику расстройств сексуальных предпочтений (тесты вербальной и визуальной стимуляции).

Цель предъявления ТОКВ вызвана необходимостью выделения с их помощью психофизиологического симптомокомплекса, т.е. той совокупности параметров, которые изменяются при предъявлении только контрольных стимулов. Опираясь на выделенные признаки и рассчитав вероятность их появления на значимый для опрашиваемого лица стимул, можно определить, какой из стимулов теста визуальной и вербальной стимуляции наиболее важен для него. Симптомокомплекс является индивидуальным для каждого человека.

Для выявления совокупности психофизиологических параметров оцениваются следующие изменения:

1) потоотделение по латентному времени, амплитуде и длительности кожно-гальванических реакций;

2) глубина и частота дыхания по амплитуде и длительности дыхательных циклов;

3) деятельность сердечно-сосудистой системы по изменениям частоты сердечных сокращений, силы сердечных сокращений, диаметра просвета сосудов и смещению дикротического зубца;

4) громкость голоса по амплитуде речевых реакций.

При диагностике используют два способа визуальной стимуляции:

1) без маскирующего изображения, со временем экспозиции слайдов не менее чем 5 с - пороговый уровень, достаточный для осознавания увиденного;

2) с использованием маскирующего изображения при экспозиции тех же слайдов 10 мс - на подпороговом уровне восприятия, т.е. ниже порога осознанного восприятия (может использоваться обратная или прямая маскировка).

Тесты визуальной стимуляции построены по методике «Проверочных и нейтральных вопросов», т.е. поочередно предъявляются нейтральные (пейзажи) и релевантные (сексуальные) стимулы. Нейтральные стимулы необходимы для того, чтобы снизить уровень физиологической активности после проверочного стимула и вернуть ее к фоновому уровню.

На релевантных слайдах запечатлены различные объекты аномального сексуального влечения и формы активности (гетеросексуальный; гетеросексуальный педофильный; гетеросексуальный эфебофильный; гомосексуальный; гомосексуальный педофильный; садистический стимулы).

Маскирующее изображение является гетерохромным, цвета разбросаны хаотично, используется та цветовая гамма, которая встречается в серии релевантных и нейтральных стимулов.

Тесты вербальной стимуляции по активности и по возрасту построены по методике «Контрольных вопросов», разработанной J. Reid (Reid, J.E. A revised questioning technique in lie-detection tests. Journal of Criminal Law and Criminology, 1947, 37, 542-547). Тесты вербальной стимуляции содержат нейтральные, контрольные и релевантные вопросы (стимулы). Тесты вербальной стимуляции предполагают наличие двух различных тем (по активности и по возрасту), каждая из которых включает в себя два релевантных вопроса по двум видам расстройств сексуальных предпочтений, отображающих идеаторные и/или поведенческие компоненты расстройства (аномальные фантазии и побуждения/желания). Всего предъявляют по меньшей мере два теста вербальной стимуляции по активности (в первом вопросы касаются садистических и раптофильных фантазий, во втором - желаний) и по меньшей мере два теста вербальной стимуляции по возрасту (в первом вопросы касаются гомосексуальных и гетеросексуальных педофильных фантазий, во втором - желаний).

После проведения обследования исключают артефактные предъявления во всех тестах, так чтобы в каждом тесте осталось не менее трех чистых от артефактов предъявлений.

Затем проводят анализ данных экспертно-метрическим или экспертно-балльным методом.

В случае экспертно-метрического анализа полиграмм (Оглоблин С.И., Молчанов А.Ю. Инструментальная «детекция лжи» (проверки на полиграфе), 2004) на основании тестов общих контрольных вопросов выделяют симптомокомплекс - набор психофизиологических параметров. Если особенности реагирования испытуемого (однотипные изменения в каналах КГР, дыхания, фотоплетизмограммы и речевых реакций) в ответ на дачу контрольного вопроса сохраняются более чем в 50% предъявлений во всех тестах контрольных вопросах, то выделенные физиологические показатели следует включить в симптомокомплекс. Всего должно быть выделено не менее трех психофизиологических показателей не менее чем в двух каналах. Выделенные психофизиологические параметры используют для анализа полиграмм тестов визуальной и вербальной стимуляции.

Если в ходе экспертно-метрического анализа полиграмм не удалось выделить симптомокомплекс, то прибегают к экспертно-балльному методу анализа полиграмм по трехбалльной системе, разработанной Бакстером.

В случае применения экспертно-балльного метода высчитывают интегративный балл для каждого вопроса внутри каждого теста по трехбалльному методу Бакстера, при этом интегративный балл релевантного вопроса в тестах вербальной стимуляции считается значимым, если он превосходит значение интегративного балла контрольного вопроса. Интегративный балл релевантного стимула в тестах визуальной стимуляции считается значимым, если таковой максимален по отношению к интегративным баллам других стимулов.

В случае применения экспертно-метрического метода анализа программа автоматически усредняет и нормализует полученные значения с последующим вычислением интегративного показателя (ИП) и вероятности выделения каждого стимула. При этом вероятность выделения релевантного вопроса в тестах вербальной стимуляции считается значимой, если таковая равна или превышает 0,8 и превосходит вероятность выделения контрольных вопросов. Вероятность выделения релевантного стимула в тестах визуальной стимуляции считается значимой, если таковая равна или превышает 0,8.

Когда все полиграммы тестов проанализированы, подготавливают заключение, в котором описывают цель обследования, его методику, предъявленные тесты, применяемый метод анализа полиграмм, значимые вопросы и стимулы с указанием их интегративных баллов. В резюмирующей части отражают полученные в ходе анализа полиграмм данные.

После проведения указанных операций можно судить о наличии расстройств сексуальных предпочтений с высокой степенью вероятности при наличии статистически достоверных психофизиологических реакций на одни и те же релевантные визуальные стимулы, предъявляемые на пороговом и подпороговом уровне восприятия, и релевантные вербальные стимулы. Со средней степенью вероятности при наличии статистически значимых психофизиологических реакций на релевантные стимулы в двух тестах (тестах вербальной стимуляции и/или тесте пороговой визуальной стимуляции и/или тесте подпороговой визуальной стимуляции). С низкой степенью вероятности при наличии статистически значимых психофизиологических реакций на релевантные стимулы в одном тесте (тесте вербальной стимуляции или тесте пороговой визуальной стимуляции или тесте подпороговой визуальной стимуляции).

Способ иллюстрируется примерами и чертежами.

Пример 1. Подэкспертный И., 1995 года рождения, совершил нападение на малолетнюю девочку с последующим совершением насильственных сексуальных действий. С применением метода клинического сексологического интервьюирования был поставлен диагноз: «Садизм в отношении гетеросексуального и гетеросексуального педофильного объекта (Множественные расстройства сексуального предпочтения (F65.6 - по МКБ-10)». Подэкспертный садится в кресло, проводят предтестовую беседу, в ходе которой выясняют краткие анамнестические сведения, оценивают его психическое состояние, знакомят с инструкциями относительно действий в ходе обследования, берут письменное согласие на обследование.

На нем закрепляют датчики грудного дыхания, диафрагмального дыхания, фотоплетизмографии, кожно-гальванических реакций, двигательной активности, речевых реакций. Перед предъявлением каждого из тестов подэкспертный знакомится с его содержанием. Исключение составляет тест визуальной стимуляции с предъявлением стимулов на подпороговом уровне восприятия.

Поочередно предъявляют следующие тесты, каждый из которых предъявляют не менее трех раз (не менее трех предъявлений):

1) адаптационный стимульный тест;

2) первый тест общих контрольных вопросов;

3) тесты вербальной стимуляции по активности, в которых заключены нейтральные, контрольные и релевантные стимулы, а последние касаются садистической и раптофильной активности;

4) второй тест общих контрольных вопросов;

5) тест подпороговой визуальной стимуляции, в котором релевантные стимулы чередуются с нейтральными и предъявляются на подпороговом уровне восприятия;

6) тесты вербальной стимуляции по возрасту, в которых также заключены нейтральные, контрольные и релевантные стимулы, а последние касаются сексуальных предпочтений гетеросексуального педофильного и гомосексуального педофильного объекта;

7) третий тест общих контрольных вопросов;

8) тест пороговой визуальной стимуляции, в котором релевантные стимулы чередуются с нейтральными и предъявляются на пороговом уровне восприятия.

В ходе предъявления адаптационного стимульного теста подэкспертный привыкает к процедуре обследования. При дальнейшем анализе полиграмм результаты этого теста не учитывают. Тесты общих контрольных вопросов предъявляют для выделения симптомокомплекса.

Тесты вербальной стимуляции по активности и возрасту, тесты пороговой и подпороговой визуальной стимуляции предназначены для психофизиологической диагностики расстройств сексуальных предпочтений.

В качестве релевантных стимулов в тестах вербальной стимуляции по активности и по возрасту служат вопросы, касающиеся наличия аномальных сексуальных побуждений и фантазий.

В тестах пороговой и подпороговой визуальной стимуляции предъявляют гетеросексуальный, гомосексуальный и гетеросексуальный педофильный, гетеросексуальный эфебофильный, гомосексуальный объекты сексуального влечения.

При предъявлении адаптационного стимульного теста, тестов общих контрольных вопросов и тестов вербальной стимуляции по активности и возрасту испытуемому вопросы зачитываются вслух, он дает на них однозначный ответ: «да» или «нет». Тесты визуальной стимуляции предъявляют на мониторе компьютера. Задача испытуемого - их рассмотреть, никак не комментируя увиденные стимулы.

Одновременно при предъявлении тестов программно-аппаратный комплекс регистрирует психофизиологические реакции испытуемого по указанным выше физиологическим параметрам.

После завершения психофизиологического обследования производят анализ полиграмм по следующему алгоритму.

1. В данном примере артефактов на полиграммах не было выявлено.

2. Выделить симптомокомплекс на основании предъявленных тестов общих контрольных вопросов не удалось. Применяли экспертно-балльный анализ полиграмм, которым анализировали тесты вербальной и визуальной стимуляции.

3. В тесте вербальной стимуляции по активности самый высокий интегративный балл был получен на вопрос №2 (14 баллов), являющийся контрольным. Значения интегративных баллов на релевантные вопросы меньше (вопрос №3 и №4 - 3 и 4 баллов соответственно). На фиг.1, на которой представлена полиграмма одного из предъявлений теста, видны существенные изменения в канале кожно-гальванических реакций и фотоплетизмограммы на контрольный вопрос №2. Выявлены высокая амплитуда кожно-гальванической реакции, смещение систолической составляющей фотоплетизмограммы (изменение просвета диаметра сосудов) и уменьшение амплитуды кардиоцикла (изменение силы сердечных сокращений) фотоплетизмограммы при предъявлении данного вопроса. На релевантные вопросы №3 и №4 в этих каналах изменения незначимы. Однако в ходе предъявления теста подэкспертный дал положительный вербальный ответ на вопрос №4 (садистический стимул).

Вопрос №2: «Вы согласны с предъявленным обвинением?» (контрольный вопрос) интегративный балл - 14. Ответ испытуемого: «Нет».

Вопрос №3: «У Вас были фантазии о принуждении женщину к половому акту?» (релевантный раптофильный стимул) интегративный балл - 3. Ответ испытуемого: «Нет».

Вопрос №4: «У вас были фантазии о причинении боли при половом акте?» (релевантный садистический стимул) интегративный балл - 4. Ответ испытуемого: «Да».

4. Схожие результаты были получены при предъявлении теста вербальной стимуляции по возрасту. Самый высокий интегративный балл был получен на контрольный вопрос №2 (9 баллов). Значения интегративных баллов на релевантные вопросы меньше (вопрос №3 и №4 - 5 и 2 балла соответственно). На фиг.2, на которой представлена полиграмма одного из предъявлений теста, видны существенные изменения в канале кожно-гальванических реакций и в канале фотоплетизмограммы на контрольный вопрос №2. Выявлены высокая амплитуда кожно-гальванической реакции, смещение систолической составляющей фотоплетизмограммы и уменьшение амплитуды кардиоцикла фотоплетизмограммы при предъявлении данного вопроса. На релевантные вопросы №3 и №4 в этих каналах изменения практически отсутствуют. Однако в ходе предъявления теста подэкспертный дал положительный вербальный ответ на вопрос №4 (гетеросексуальный педофильный стимул).

Вопрос №2: «Отвечая на вопросы, Вы что-то утаили?» (контрольный вопрос) интегративный балл - 9. Ответ испытуемого: «Нет».

Вопрос №3: «У Вас были фантазии о половых контактах с мальчиками?» (релевантный гомосексуальный педофильный стимул) интегративный балл - 5. Ответ испытуемого: «Нет».

Вопрос №4: «У вас были фантазии о половых контактах с девочками?» (релевантный гетеросексуальный педофильный стимул) интегративный балл - 2. Ответ испытуемого: «Да».

5. В тесте подпороговой визуальной стимуляции (фиг.3) самый высокий интегративный балл был получен на релевантный стимул №1 (гетеросексуальный педофильный стимул - 10 баллов). При его предъявлении регистрировались наиболее существенные изменения в каналах, схожие с теми, что и при предъявлении тестов вербальной стимуляции по активности и возрасту.

Стимул №1: Изображение обнаженных девочек (релевантный гетеросексуальный педофильный стимул), интегративный балл - 10.

6. В тесте пороговой визуальной стимуляции на пороговом уровне восприятия (фиг.4) самый высокий интегративный балл был получен на релевантные стимулы №3 (гетеросексуальный эфебофильный стимул) и №5 (гетеросексуальный стимул). Поскольку подэкспертному на момент обследования было 18 лет, то считать гетеросексуальный эфебофильный стимул следует как нормативный гетеросексуальный. При предъявлении этих стимулов регистрировались наиболее существенные изменения в каналах, схожие с теми, что и при предъявлении тестов вербальной стимуляции по активности и по возрасту. Следует также отметить, что выявлены изменения и в канале дыхания в виде его урежения, уменьшения его глубины и смещения базальной линии. Интегративный балл составил 15 единиц.

Стимул №3 и №5: Изображение обнаженной девушки, изображение обнаженной женщины (релевантный гетеросексуальный стимул), интегративный суммарный балл - 15.

7. Подготавливают заключение. Резюмирующая часть заключения выглядит следующим образом: «При подпороговой визуальной стимуляции были получены значимые реакции на гетеросексуальный педофильный стимул. При пороговой визуальной стимуляции были получены значимые реакции на гетеросексуальный стимул. При вербальной стимуляции значимых реакций на аномальные сексуальные стимулы не было получено, однако были даны положительные вербальные ответы на стимулы гетеросексуального педофильного и садистического характера».

Таким образом, по данным психофизиологического метода исследования можно говорить с высокой степенью вероятности о наличии садизма и гетеросексуальной педофилии у подэкспертного И., поскольку при предъявлении тестов вербальной стимуляции были получены положительные вербальные ответы на данные стимулы, а при предъявлении теста подпороговой визуальной стимуляции - значимые реакции на гетеросексуальный педофильный стимул. Результаты предъявленных тестов вербальной и визуальной стимуляции оказались взаимодополнимы.

Пример 2. Подэкспертный П., 1972 года рождения, совершил ряд нападений на женщин и девушек с последующим их избиением и совершением насильственных сексуальных действий. С применением метода клинического сексологического интервьюирования был поставлен диагноз: «Раптофилия, садизм в отношении гетеросексуального и гетеросексуального эфебофильного объекта, гетеросексуальная педофилия (Множественные расстройства сексуального предпочтения (F65.6 - по МКБ-10)».

Подэкспертный садится в кресло, проводят предтестовую беседу, в ходе которой выясняют краткие анамнестические сведения, оценивают его психическое состояние, знакомят с инструкциями относительно действий в ходе обследования, берут письменное согласие на обследование.

На нем закрепляют датчики грудного дыхания, диафрагмального дыхания, фотоплетизмографии, кожно-гальванической реакции, двигательной активности, речевых реакций. Перед предъявлением каждого из тестов подэкспертный знакомится с его содержанием. Исключение составляет тест визуальной стимуляции с предъявлением стимулов на подпороговом уровне восприятия.

Поочередно предъявляют следующие тесты, каждый из которых предъявляют не менее трех раз (не менее трех предъявлений):

1) адаптационный стимульный тест;

2) первый тест общих контрольных вопросов;

3) тесты вербальной стимуляции по активности, в которых заключены нейтральные, контрольные и релевантные стимулы, а последние касаются садистической и раптофильной активности;

4) второй тест общих контрольных вопросов;

5) тест подпороговой визуальной стимуляции, в котором релевантные стимулы чередуются с нейтральными и предъявляются на подпороговом уровне восприятия;

6) тесты вербальной стимуляции по возрасту, в которых также заключены нейтральные, контрольные и релевантные стимулы, а последние касаются сексуальных предпочтений гетеросексуального педофильного и гомосексуального педофильного объекта;

7) третий тест общих контрольных вопросов;

8) тест пороговой визуальной стимуляции, в котором релевантные стимулы чередуются с нейтральными и предъявляются на пороговом уровне восприятия.

Одновременно при предъявлении тестов программно-аппаратный комплекс регистрирует психофизиологические реакции испытуемого по указанным выше физиологическим параметрам.

После завершения психофизиологического обследования производят анализ полиграмм по следующему алгоритму.

1. Артефактов не было обнаружено.

2. Проводят экспертно-метрический метод. На фиг.5 приведен пример одного из предъявлений первого теста общих контрольных вопросов, на котором показаны результаты измерений физиологических показателей, вошедших в симптомокомплекс. При анализе амплитуды кожно-гальванической реакции проводят базальную линию (БЛ), как показано на фиг.5. От базальной линии проводят отрезок до максимальной точки кожно-гальванической реакции для каждого вопроса и измеряют его длину. Максимальная амплитуда кожно-гальванической реакции (А) получена на вопрос №3, являющийся контрольным. На остальные, нейтральные вопросы, амплитуда кожно-гальванической реакции меньше. При анализе длительности кожно-гальванической реакции измеряют длину отрезка от начала появления кожно-гальванической реакции до ее завершения. Максимальная длительность кожно-гальванической реакции (Д) получена на контрольный вопрос №3. При анализе амплитуды речевых реакций измеряют расстояние между верхним и нижним пиком реакции. Максимальная амплитуда речевой реакции (Аг) получена на контрольный вопрос №3.

При анализе изменения частоты сердечных сокращений измеряют длину отрезка с третьего по двадцать третий кардиоциклы в канале фотоплетизмограммы (можно также проводить измерения с 3-го по 13-й, 14-й и т.д. кардиоциклы). Самый короткий отрезок (Дс) был получен на контрольный вопрос (№3), что свидетельствует об увеличении частоты сердечных сокращений при его предъявлении. Были выделены следующие физиологические показатели, которые вошли в симптомокомплекс: амплитуда кожно-гальванической реакции, длительность кожно-гальванической реакции, изменение длины отрезка в интервале анализа с третьего по двадцать третий кардиоциклы в канале фотоплетизмограммы, амплитуда речевых реакций.

3. Выделенные физиологические параметры используют для анализа полиграмм тестов, направленных на психофизиологическую диагностику расстройств сексуальных предпочтений: тестов визуальной и вербальной стимуляции. В тесте вербальной стимуляции по активности самые высокие интегративные показатели и вероятности выделения были получены на релевантные вопросы №3 и №5, превосходящие таковые на контрольные вопросы. На фиг.6, на которой представлена полиграмма одного из предъявлений теста, видны существенные изменения в канале кожно-гальванических реакций и в канале речевых реакций. На релевантные вопросы выявлены высокая амплитуда речевых реакций, амплитуда и длительность кожно-гальванической реакции. В канале фотоплетизмограммы изменения визуально не определяются, однако измерение длины отрезка показывает увеличение частоты сердечных сокращений.

Вопрос №2: «Вы боитесь тюремного заключения?» (контрольный вопрос) ИП=2.2, р=0.3. Ответ испытуемого: «Нет».

Вопрос №3: «У Вас было желание причинить боль при половом акте?» (релевантный садистический стимул) ИП=6.6, р=0.8. Ответ испытуемого: «Нет».

Вопрос №5: «У вас было желание принудить женщину к половому акту?» (релевантный раптофильный стимул) ИП=7.6, р=0.8. Ответ испытуемого: «Нет».

Вопрос №6: «Отвечая на вопросы, Вы солгали?» (контрольный вопрос) ИП=1.2, р=0.2. Ответ испытуемого: «Нет».

4. При предъявлении теста вербальной стимуляции по возрасту были получены сравнимые интегративные показатели на релевантные и контрольные вопросы. На фиг.7, на которой представлена полиграмма одного из предъявлений теста, видны равноценные изменения в канале речевых и кожно-гальванических реакций на вопросы №2, 3, 5 и 6. Однако в ходе предъявления теста подэкспертный дал положительный вербальный ответ на релевантный вопрос №3 (гетеросексуальный педофильный стимул).

Вопрос №2: «У вас было желание половых контактов с женщинами?» (контрольный вопрос) ИП=7.1, р=0.8. Ответ испытуемого: «Нет».

Вопрос №3: «У вас было желание половых контактов с девочками?» (релевантный гетеросексуальный педофильный стимул) ИП=2.8, р=0.4. Ответ испытуемого: «Да».

Вопрос №5: «У вас было желание половых контактов с мальчиками?» (релевантный гомосексуальный педофильный стимул) ИП=-3.3, р=0.1. Ответ испытуемого: «Нет».

Вопрос №6: «Вас волнуют результаты обследования?» (контрольный вопрос) ИП=4.9, р=0.7. Ответ испытуемого: «Нет».

5. В тесте подпороговой визуальной стимуляции самые высокие интегративные показатели были получены на релевантные стимулы №1 (садистический стимул) и №5 (гетеросексуальный стимул). При его предъявлении регистрировались наиболее существенные изменения в канале кожно-гальванической реакции и фотоплетизмограммы (фиг.8).

Стимул №1: Изображение женщины, связанной и прикованной цепью (релевантный садистический стимул), ИП=11, р=0.9.

Стимул №5: Изображение обнаженной женщины (релевантный гетеросексуальный стимул), ИП=5, р=0.8.

6. В тесте пороговой визуальной стимуляции самые высокие интегративные показатели были получены на релевантные стимулы №1 (садистический стимул) и №3 (гетеросексуальный эфебофильный стимул). При его предъявлении регистрировались наиболее существенные изменения в канале кожно-гальванической реакции и фотоплетизмограммы (фиг.9).

Стимул №1: Изображение женщины, связанной и прикованной цепью (релевантный садистический стимул), ИП=8.6, р=0.9.

Стимул №3: Изображение обнаженной девушки (релевантный гетеросексуальный эфебофильный стимул), ИП=4.9, р=0.8.

7. Когда все полиграммы тестов проанализированы, подготавливают заключение. Резюмирующая часть заключения выглядит следующим образом: «При подпороговой визуальной стимуляции были получены значимые реакции на садистический и гетеросексуальный стимул. При пороговой визуальной стимуляции были получены значимые реакции на садистический и гетеросексуальный эфебофильный стимул. При вербальной стимуляции были получены значимые реакции при отрицательном вербальном ответе на садистический и раптофильный стимулы. Также были даны положительные вербальные ответы без статистически значимых реакций на гетеросексуальные педофильные стимулы».

Таким образом, по данным психофизиологического метода исследования можно говорить с высокой вероятностью о наличии у подэкспертного гетеросексуальной педофилии и садизма, поскольку были получены значимые реакции на садистический стимул при предъявлении нескольких типов тестов (при предъявлении теста пороговой и подпороговой визуальной стимуляции и теста вербальной стимуляции по активности). Кроме того, были получены положительные вербальные ответы на стимулы гетеросексуального педофильного характера.

У подэкспертного П. можно также с низкой вероятностью предполагать наличие гетеросексуальной эфебофилии и раптофилии, поскольку были получены значимые реакций на данные стимулы при предъявлении только теста пороговой визуальной стимуляции и только теста вербальной стимуляции по активности соответственно.

При предъявлении нескольких типов тестов данные психофизиологического обследования оказались не только взаимодополнимы, но и каждый из тестов подтверждал данные предыдущего (это касается реакций на садистический стимул), что повышает диагностическую ценность метода и позволяет с высокой вероятностью судить о наличии исследуемого расстройства сексуальных предпочтений у подэкспертного.

1. Способ диагностики расстройств сексуальных предпочтений, заключающийся в том, что подэкспертному поочередно не менее чем трехкратно предъявляют адаптационный стимульный тест, тесты общих контрольных вопросов, тесты вербальной стимуляции по активности и по возрасту, тест пороговой визуальной стимуляции и тест подпороговой визуальной стимуляции с использованием маскирующего изображения, при этом одновременно регистрируют психофизиологические параметры реакций подэкспертного, затем осуществляют обработку полученных данных методом экспертно-метрического или методом экспертно-балльного анализа полиграмм.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве психофизиологических параметров регистрируют грудное дыхание, диафрагмальное дыхание, кожно-гальванические реакции, сердечно-сосудистые реакции, двигательную активность, речевые реакции.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии. .

Изобретение относится к медицине и предназначено для определения времени реакции человека на движущийся объект. .
Изобретение относится к психофизиологии и может быть использовано для определения пригодности спортсменов для занятий хоккеем. .
Изобретение относится к области медицины и социальной работы, а именно реабилитологии, курортологии, медико-социальной экспертизе, неврологии, организации здравоохранения, социальной психологии, и предназначено для оценки эффективности реабилитации лиц с инвалидностью старше 18 лет в реабилитационных отделениях учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения.

Изобретение относится к медицине, психологии. .

Изобретение относится к области медицинской техники, а также к спортивным и игровым тренажерам. .

Изобретение относится к области медицины, а именно к клинической психологии. .
Изобретение относится к области медицины, а именно к способам функциональной диагностики человека, и предназначено для профессионального психофизиологического отбора машинистов пассажирских поездов для работы без помощника.

Изобретение относится к области медицины, психологии и может быть использовано для оценки психофизиологического состояния человека, в частности, для психодиагностики в области психологии и психотерапии, для оценки физического состояния, а также для контроля за эффективностью процесса его реабилитации.

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройству комплексного исследования состояния вегетативной нервной системы

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано в психиатрии, психосоматической и профилактической медицине, психологии для оценки психофизического состояния индивида, группы индивидов с целью определения их эмоционального состояния, совместимости в семье, рабочем коллективе, сопряженности с товаром или услугой

Изобретение относится к медицине и предназначено для оценки времени экстренной реакции человека на движущийся объект

Изобретение относится к способам, вызывающим изменения психофизиологического состояния работающих при воздействии стрессогенных факторов производственной среды

Изобретение относится к области медицины, в частности терапии и кардиологии, и может быть использовано для диагностики тревожно-депрессивного расстройства, требующего фармакологической коррекции у пациента с ишемической болезнью сердца

Изобретение относится к лечебной физкультуре, в частности к обучению по предмету «Физическая культура» учащихся, имеющих хронические заболевания и отнесенных к специальной медицинской группе, в вузе, училище, техникуме

Изобретение относится к области психологии познавательных способностей, в частности к способам оценки психофизиологических причин разной эффективности мнемических способностей, и может быть использовано в психологической практике в плане профотбора и профориентации, а также в психологии труда для изучения мнемических способностей при различных функциональных состояниях (в условиях монотонии, стресса, утомления и т.п.)

Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии

Изобретение относится к области психологии и психофизиологии и может быть использовано в судопроизводстве, в подборе кадров, проведении
Изобретение относится к медицине, в частности к гепатологии, а именно к вирусным гепатитам, и может быть использовано для прогнозирования прогрессирования течения вирусных гепатитов
Наверх