Наземный пункт управления на базе шасси специального транспортного средства

Изобретение относится к военной и специальной технике. Наземный пункт управления на базе специального транспортного средства размещен на шасси (1) с платформой (2) и ходовой частью (5) и содержит кузов-фургон (8), разделенный перегородками на три отсека: операторский, грузовой и технологический. В передней части кузова-фургона расположен операторский отсек со стойкой для размещения аппаратуры, пультами управления внутренним освещением, генератором, независимым отопителем и кондиционером, рабочим столом со средствами вычислительной техники и креслом оператора. Задняя часть кузова-фургона разделена на технологический и грузовой отсеки, размещенные по разные стороны по ходу движения. В технологическом отсеке установлен генератор на базе дизельного двигателя и размещен комплект запасных частей и принадлежностей. Место установки дизельного генератора ограничено шумопоглощающей перегородкой. В грузовом отсеке размещен жесткий каркас сотового типа с ячейками различных размеров под контейнеры. Грузовой отсек (11) оборудован распашным складывающимся бортом с верхним и нижним расположением составных частей и откидными трапами. Изобретение повышает эффективность пункта управления и его комфортность. 3 ил.

 

Изобретение относится к военной и специальной технике и может быть использовано в наземных подвижных пунктах управления на базе шасси специальных транспортных средств, являющихся транспортной и энергетической базой для комплексов по обслуживанию дистанционно управляемых объектов.

Известна бронированная машина (патент RU №2240240, МПК В60Р 1/54, 20.11.04 г.). Бронированная машина относится к специальным транспортным средствам и содержит колесную ходовую часть, бронированный корпус, силовое отделение и отделение управления, раздаточную коробку и барабан с лебедкой. В машине установлены привод троса, кран-стрела с блоком и переносные подставки с регулируемой высотой. Верхний бронированный лист выполнен съемным, боковые борты - откидными. На машине установлены секции рольгангов с возможностью выдвижения при откинутых боковых листах. Также установлены промежуточные блоки и опоры кран-стрелы, позволяющие устанавливать ее в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Кран-стрела выполняется из двух телескопических штанг, одна из которых соединена с блоком, а другая - с одной из опор. Каждая из опор кран-стрелы содержит основание с возможностью вращения в горизонтальной плоскости, а также стопорное устройство.

Недостатком устройства является узкая функциональная специализация машины, которая сводится к выполнению погрузочно-разгрузочных работ, что при наличии широкого спектра специализированной техники снижает потенциальную эффективность использования.

Известна аварийно-спасательная машина (патент RU №2313462, МПК В60Р 9/00, В60Р 3/14, В60Р 1/54, 27.12.07 г.), принятая за прототип. Аварийно-спасательная машина относится к специальным транспортным средствам и содержит коробчатый замкнутый кузов-фургон, кабину, двигатель, трансмиссию, ходовую часть, системы управления и сигнализации, электроснабжения и безопасности. Машина снабжена жестким вставным в кузов каркасом для стеллажей, выдвижным монорельсом с тельфером, расположенным по центральному проходу кузова, с двух сторон которого и на поддонах установлена сплошная металлическая сетка с ячейкой 15-30 мм. Доступ к аварийно-спасательным средствам, помещаемым на стеллажах, обеспечивается с внешней стороны через продольные быстро разворачиваемые нижние и верхние люки. Кабина на семь человек выполнена двухрядовой, четырехдверной, с общим внутренним пространством.

Недостатками прототипа являются:

- ограниченные эксплуатационные возможности из-за недостаточной универсальности компоновочных решений машины;

- нерациональное использование внутреннего пространства кузова-фургона;

- недостаточная энерговооруженность машины, приводящая к снижению эксплуатационных возможностей.

Предлагаемым изобретением решается задача по повышению боевой эффективности наземных подвижных пунктов управления, размещенных на базе шасси специальных транспортных средств, за счет расширения энергетической базы, применения дополнительного оборудования и оптимизации компоновочных решений.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в создании мобильного, эффективного наземного пункта управления и обработки информации при запуске радиоуправляемых мишеней на базе шасси специального транспортного средства, обладающего высоким энергетическим, технологическим, грузовым потенциалом, высокой степенью удобства и необходимым уровнем комфортности при использовании по назначению.

Указанный технический результат достигается тем, что в предлагаемом наземном пункте управления (НПУ) на базе шасси специального транспортного средства, содержащем коробчатый замкнутый кузов-фургон с жестким каркасом, доступ в который с внешней стороны обеспечивается через быстро разворачиваемые люки, место для размещения экипажа, двигатель, трансмиссию, ходовую часть, системы управления и электроснабжения, новым является то, что коробчатый кузов-фургон установлен на удлиненной базовой платформе шасси специального транспортного средства и разделен внутри жесткими перегородками на три отсека: операторский, грузовой и технологический, операторский отсек, в котором размещены шкаф для одежды, стойка для размещения аппаратуры, пульты управления внутренним освещением, генератором, независимыми отопителем и кондиционером, рабочий стол со средствами вычислительной техники и кресло оператора, расположен в передней части кузова-фургона по всей его ширине, внутренние поверхности операторского отсека на высоте 1000 мм от пола обшиты оцинкованным листом, а пол покрыт резиновым ковриком, задняя часть кузова разделена на технологический и грузовой отсеки, размещенные по разные стороны кузова-фургона по ходу движения, в технологическом отсеке установлен генератор на базе приводного дизельного двигателя и размещен комплект запасных частей и принадлежностей (ЗИП), место установки генератора на базе приводного дизельного двигателя ограничено шумопоглощающей перегородкой, в грузовом отсеке размещен жесткий каркас сотового типа с различными размерами ячеек под три типоразмера контейнеров для размещения спецоборудования для комплекса по эксплуатации радиоуправляемых мишеней, операторский отсек оснащен индивидуальной дверью и окном, технологический отсек оснащен индивидуальной дверью и двумя грузовыми люками, а грузовой отсек оборудован распашным складывающимся бортом с верхним и нижним расположением составных частей, под полом кузова-фургона, в районе дверей, с возможностью опускания в нижнее положение при стоянке и фиксации под полом кузова-фургона в транспортном положении установлены откидные трапы, специальное транспортное средство оснащено дополнительными баками для горючего с установленными на них топливными насосами, системой раздачи горюче-смазочных материалов (ГСМ) из дополнительных баков.

Разделение внутреннего пространства коробчатого кузова-фургона наземного пункта управления жесткими перегородками на три отсека: операторский, грузовой и технологический, предполагает использование базовой платформы автошасси повышенной длины и грузоподъемности, в частности на базе автомобиля УРАЛ 4320-1811-30 с цельнометаллическим кузовом-фургоном, и позволяет:

- во-первых, использовать шасси данного автомобиля в качестве транспортной, энергетической и информационно-аналитической базы для комплекса управления радиоуправляемыми воздушными мишенями;

- во-вторых, разделить технологический цикл работ, проводимых при выполнении поставленных задач, с целью исключения помех при транспортировке, погрузке (разгрузке), отладке, обработке поступающей информации и управлении спецоборудованием;

- в-третьих, повысить комфортность при передвижении и выполнении задач для членов экипажа.

Расположение операторского отсека, в котором размещены шкаф для одежды, стойка для размещения аппаратуры, пульты управления внутренним освещением, генератором, независимыми отопителем и кондиционером, рабочий стол со средствами вычислительной техники и кресло оператора, в передней части кузова-фургона по всей его ширине, позволяет:

- во-первых, разместить наиболее сложную часть НПУ, содержащую следящую и обрабатывающую аппаратуру, средства вычислительной техники, по центру ходовой части автомобиля и снизить воздействие вибрационных колебаний при движении автошасси;

- во-вторых, сконцентрировать в одном месте все органы контроля и управления процессами запуска, ведения радиоуправляемых мишеней, обеспечения электрическим питанием комплекса в развернутом положении, заправки топливом топливных баков радиоуправляемых мишеней и формирования комфортных условий жизнедеятельности;

- в-третьих, за счет установки независимых от остальных отсеков отопителя и кондиционера поддерживать необходимую температуру для членов экипажа и аппаратуры внутри операторского отсека в любое время года, в различных климатических поясах, при любых погодных условиях.

Разделение задней части кузова на технологический и грузовой отсеки, размещенные по разные стороны по ходу движения, позволяет:

- во-первых, упорядочить работу экипажа при одновременном проведении технологических мероприятий по обслуживанию спецоборудования и погрузочно-разгрузочных работах;

- во-вторых, снизить возможность повреждения дорогостоящего оборудования и по мере возможности исключить травматизм среди членов экипажа;

- в-третьих, рационально распределить нагрузку по задней части кузова-фургона и сохранить устойчивость при движении, особенно по пересеченной местности;

- в-четвертых, за счет высокого уровня организации работ снизить время развертывания НПУ.

Установка в технологическом отсеке генератора на базе приводного дизельного двигателя и размещение в нем комплекта ЗИП позволяет:

- во-первых, обеспечить автономность электропитания комплекса при развертывании;

- во-вторых, обеспечить выработку трехфазного переменного тока напряжением 400 В, частотой 50 Гц, мощностью до 8 кВт, тем самым повысить энерговооруженность комплекса;

- в-третьих, обеспечить работу компрессора кондиционера от приводного двигателя генератора через промежуточный элемент (ременную передачу) без дополнительного преобразования энергии;

- в-четвертых, обеспечить надежное и безопасное размещение, а также хранение ЗИП на спецоборудование.

Ограничение места установки генератора на базе дизельного двигателя шумопоглощающей перегородкой, покрытие внутренних поверхностей операторского отсека на высоте до 1000 мм от пола оцинкованным листом, а пола - резиновым ковриком, позволяет:

- во-первых, снизить уровень шума при работе дизельного двигателя до приемлемого уровня, не мешающего работе членам экипажа в операторском отсеке;

- во-вторых, исключить механические повреждения кузова-фургона при обслуживании, ремонте и монтаже оборудования в технологическом отсеке;

- в-третьих, выполнить требования электробезопасности при работе с источником электропитания;

- в-четвертых, выполнить требования санитарно-гигиенических норм для транспортных средств подобного класса, оснащенных вышеперечисленным оборудованием.

Размещение в грузовом отсеке жесткого каркаса сотового типа с различными размерами ячеек под три типоразмера контейнеров для размещения спецоборудования для комплекса по эксплуатации радиоуправляемых мишеней, позволяет:

- во-первых, обеспечить компактное размещение контейнеров со спецоборудованием, имеющих различные массо-габаритные параметры;

- во-вторых, обеспечить удобство и небольшое время погрузки (разгрузки);

- в-третьих, обеспечить надежную фиксацию спецоборудования при перемещении автошасси, особенно в условиях дорог без твердого покрытия;

- в-четвертых, равномерно распределить нагрузку по поверхности, занимаемой каркасом.

Оснащение операторского отсека индивидуальной дверью и окном, технологического отсека - индивидуальной дверью и двумя грузовыми люками, а грузового отсека - распашным складывающимся бортом с верхним и нижним расположением составных частей, позволяет:

- во-первых, обеспечить прямой доступ экипажа в операторский и технологический отсеки без создания помех при выполнении боевых задач;

- во-вторых, при помощи люков в технологическом отсеке производить независимую от других отсеков установку, обслуживание дизель-генератора, размещение и изъятие ЗИПа;

- в-третьих, за счет установки распашного складывающегося борта с верхним и нижним расположением составных частей в грузовом отсеке обеспечить достаточный проем в кузове-фургоне для быстрой погрузки (разгрузки) основной части спецоборудования;

- в-четвертых, сохранить полезный объем внутри кузова-фургона при сложенном положении борта;

- в-пятых, использовать нижнюю раскладывающуюся часть борта как технологическую платформу при погрузке (разгрузке).

Установка под полом кузова-фургона, в районе дверей с возможностью опускания в нижнее положение при стоянке и фиксации под полом кузова-фургона в транспортном положении откидных трапов, позволяет:

- во-первых, облегчить вход (выход) в операторский и технологический отсеки;

- во-вторых, обеспечить компактное размещение трапа в транспортном положении.

Оснащение шасси специального транспортного средства дополнительными баками для горючего с установленными на них топливными насосами и системой раздачи горюче-смазачных материалов из дополнительных баков позволяет:

- во-первых, обеспечить доставку дополнительного количества топлива к месту развертывания комплекса и дальнейшую заправку топливных баков радиоуправляемых мишеней с использованием насосов;

- во-вторых, исключить за счет механизации процесса заправки повышенную пожароопасность и опасность химического отравления данного технологического процесса;

- в-третьих, ускорить время заправки топливом, а следовательно, уменьшить время развертывания НПУ.

Технические решения с признаками, отличающими заявляемое решение от прототипа, не известны и явным образом из уровня техники не следуют. Это позволяет считать, что заявляемое решение является новым и обладает изобретательским уровнем.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 показан общий вид наземного пункта управления; на фиг.2 - вид А, вид сверху (план кузов-фургона); на фиг.3 - вид Б, вид с правого борта шасси.

Наземный пункт управления на базе специального транспортного средства размещен на базовом шасси 1 - автомобиле УРАЛ 4320-1811-30, имеющем платформу 2 повышенной длины и грузоподъемности, двигатель 3, трансмиссию 4, ходовую часть 5, системы управления 6 и электроснабжения 7, и содержит специализированный кузов-фургон 8, установленный на удлиненной базовой платформе 2 шасси 1, который разделен внутри жесткими перегородками 9 на три отсека: операторский 10, грузовой 11 и технологический 12. Операторский отсек 10, в котором размещены шкаф 13 для одежды, стойка для размещения аппаратуры 14, пульты 15, 16, 17, 18 управления внутренним освещением, генератором, независимым отопителем и кондиционером, рабочий стол 19, на котором установлены средства вычислительной техники 20, и кресло 21 оператора, расположен в передней части кузова-фургона 8. Задняя часть кузова-фургона 8 разделена на технологический 12 и грузовой 11 отсеки, размещенные по разные стороны по ходу движения. В технологическом отсеке 12 установлен генератор 22 на базе дизельного двигателя 23 и размещен комплект запасных частей и принадлежностей (ЗИП) 24. Место установки дизельного генератора 22, 23 ограничено шумопоглощающей перегородкой 25. Внутренние поверхности операторского отсека 10 на высоте до 1000 мм от пола обшиты оцинкованным листом 26, а пол покрыт резиновым ковриком 27. Отопитель 28 и наружный блок кондиционера 29 размещены снаружи кузова-фургона 8. Компрессор 30 кондиционера 29 связан с дизельным двигателем 23. В грузовом отсеке 11 размещен жесткий каркас 31 сотового типа с различными размерами ячеек 32, 33, 34 под три типоразмера контейнеров для размещения спецоборудования для комплекса по эксплуатации радиоуправляемых мишеней. Операторский отсек 10 оснащен индивидуальной дверью 35 и окном 36, технологический отсек 12 оснащен индивидуальной дверью 37 и двумя люками 38. Грузовой отсек 11 оборудован распашным складывающимся бортом 39 с верхним и нижним расположением составных частей, под полом кузова-фургона 8. В районе дверей с возможностью опускания в нижнее положение при стоянке и фиксации под полом кузова-фургона в транспортном положении установлены откидные трапы 40. Специальное транспортное средство оснащено дополнительными баками 41 для горючего с установленными на них топливными насосами 42, системой раздачи 43 горюче-смазочных материалов (ГСМ) из дополнительных баков (шланги, вентиля, предохранительное устройство, раздаточный пистолет).

Наземный пункт управления на базе специального транспортного средства является транспортной и энергетической базой комплекса по эксплуатации радиоуправляемых мишеней и предназначен для:

- хранения и транспортирования радиоуправляемых мишеней;

- хранения и транспортирования разгонных блоков;

- хранения и транспортирования пусковой установки;

- хранения и раздачи ГСМ;

- управления мишенями;

- проведения предпусковой подготовки мишеней;

оценки технического состояния мишеней, выполнения регламентных и ремонтно-восстановительных работ на мишенях;

- обеспечения электрическим питанием комплекса в развернутом положении.

НПУ работает следующим образом. После загрузки грузового отсека 11 спецоборудованием, заправки основных топливных баков автошасси 1, дополнительных баков 41 для горючего происходит выдвижение специального транспортного средства к месту развертывания. По мере необходимости, в том числе во время движения, посредством пультов управления 17, 18, размещенных в операторском отсеке 10, включается отопитель 28 или кондиционер 29. После прибытия к месту развертывания оперативно начинается разгрузка спецоборудования. Доступ к контейнерам, размещенным в ячейках 32, 33, 34 жесткого каркаса 31, установленного в грузовом отсеке 11 кузова-фургона 8, происходит через распашной складывающийся борт 39. Оновременно происходит запуск генератора 22, выполненного на базе дизельного агрегата 23. После запуска генератора 22 к бортовой сети подключаются средства вычислительной техники 20 и аппаратура 14, осуществляется тестирование и подготовка к пуску радиоуправляемых мишеней. Данные работы проводит оператор, располагающийся за рабочим столом 19 с креслом 21 в операторском отсеке 10. Рабочая форма одежды экипажа размещена в шкафу 13. После разгрузки и выполнения монтажных работ проводится предпусковая подготовка мишеней с заправкой их топливом из дополнительных баков 41 для горючего при помощи насосов 42 через систему раздачи 43 ГСМ. После проведения подготовительных работ осуществляется запуск мишеней и их контроль по данным аппаратуры 14, размещенной в операторском отсеке 10. После окончания работ сворачивание НПУ происходит в обратном порядке.

В соответствии с предлагаемым изобретением изготовлены опытные образцы НПУ, проведены необходимые виды испытаний, на которых подтверждены основные преимущества и отличительные особенности, а также получены следующие технические характеристики.

Таким образом, в предлагаемом наземном пункте управления на базе специального транспортного средства решена задача по достижению технического результата, заключающегося в создании мобильного, эффективного наземного пункта управления и обработки информации при запуске радиоуправляемых мишеней на базе шасси специального транспортного средства, обладающего высоким энергетическим, грузовым потенциалом, высокой степенью удобства и необходимым уровнем комфортности при использовании по назначению.

Наземный пункт управления на базе шасси специального транспортного средства, содержащий коробчатый замкнутый кузов-фургон с жестким каркасом, доступ в который с внешней стороны обеспечивается через быстро разворачиваемые люки, место для размещения экипажа, двигатель, трансмиссию, ходовую часть, системы управления и электроснабжения, отличающийся тем, что коробчатый кузов-фургон установлен на удлиненной базовой платформе шасси специального транспортного средства и разделен внутри жесткими перегородками на три отсека: операторский, грузовой и технологический, операторский отсек, в котором размещены шкаф для одежды, стойка для размещения аппаратуры, пульты управления внутренним освещением, генератором, независимыми отопителем и кондиционером, рабочий стол со средствами вычислительной техники и кресло оператора, расположен в передней части кузова-фургона по всей его ширине, внутренние поверхности операторского отсека на высоте до 1000 мм от пола обшиты оцинкованным листом, а пол покрыт резиновым ковриком, задняя часть кузова разделена на технологический и грузовой отсеки, размещенные по разные стороны кузова-фургона по ходу движения, в технологическом отсеке установлен генератор на базе приводного дизельного двигателя и размещен комплект запасных частей и принадлежностей (ЗИП), место установки генератора на базе приводного дизельного двигателя ограничено шумопоглощающей перегородкой, в грузовом отсеке размещен жесткий каркас сотового типа с различными размерами ячеек под три типоразмера контейнеров для размещения спецоборудования для комплекса по эксплуатации радиоуправляемых мишеней, операторский отсек оснащен индивидуальной дверью и окном, технологический отсек оснащен индивидуальной дверью и двумя грузовыми люками, а грузовой отсек оборудован распашным складывающимся бортом с верхним и нижним расположением составных частей, под полом кузова-фургона в районе дверей с возможностью опускания в нижнее положение при стоянке и фиксации под полом кузова-фургона в транспортном положении установлены откидные трапы, специальное транспортное средство оснащено дополнительными баками для горючего с установленными на них топливными насосами, системой раздачи горюче-смазочных материалов (ГСМ) из дополнительных баков.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам для транспортировки ответственных изделий с обеспечением их защиты как при транспортировке, так и при погрузке и выгрузке, а также стыковки транспортируемого изделия с объектом.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к аварийно-спасательным машинам, используемым при проведении аварийно-спасательных работ в качестве подвижного пункта управления.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к аварийно-спасательным машинам, используемым при проведении аварийно-спасательных работ. .

Изобретение относится к аварийно-спасательным машинам, используемым при проведении аварийно-спасательных работ, для доставки оборудования и персонала в зону ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Изобретение относится к механизации загрузо-разгрузочных работ с взрывчатыми и экологически опасными объектами. .

Изобретение относится к аварийно-спасательным машинам, используемым при ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций. .

Изобретение относится к области механики и может быть использовано в конструкциях на колесах, перевозящих грузы различной массы. .

Изобретение относится к области механики и может быть использовано в конструкциях на колесах, перевозящих грузы различной массы. .

Изобретение относится к автомобильному транспорту, в частности к аварийно-спасательной технике. .

Изобретение относится к транспортной технике, обеспечивающей безопасную транспортировку взрывчатых веществ. .

Изобретение относится к мобильным средствам, предназначенным для технического обслуживания и ремонта сложных технических систем на местах их эксплуатации. .

Изобретение относится к области технического обслуживания и ремонта сложных технических систем, включая системы вооружения и военной техники. .

Изобретение относится к передвижной специализированной технике, предназначенной для электросварки, резки и других работ с постоянным током. .

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения. .

Изобретение относится к мобильному оборудованию для проверки контейнеров. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к аварийно-спасательным машинам, используемым при проведении аварийно-спасательных работ в качестве подвижного пункта управления.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к аварийно-спасательным машинам, используемым при проведении аварийно-спасательных работ. .

Изобретение относится к области утилизации сложных технических систем, включая системы вооружений и военной техники, а именно к мобильным комплексам первичной утилизации сложных технических систем на местах их дислокации.

Изобретение относится к аварийно-спасательным машинам, используемым при проведении аварийно-спасательных работ, для доставки оборудования и персонала в зону ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Изобретение относится к области авиации, в частности к аэродромному оборудованию самолетов для воздушного запуска газотурбинных двигателей. .

Изобретение относится к военной и специальной технике и может быть использовано в подвижных пунктах навигации и топогеодезической привязки на базе шасси специальных транспортных средств
Наверх