Система вентиляции пассажирского вагона

Изобретение относится к технике вентиляции и кондиционирования воздуха в пассажирских вагонах. Система состоит из наружной воздухозаборной решетки, воздушного фильтра, приточного вентилятора, водяного или электрического калорифера и приточного воздуховода с выпусками по длине вагона. В систему вентиляции дополнительно введены холодильная машина, вытяжные вентилятор и воздуховод, наружная решетка для удаляемого воздуха, сборник конденсата, конденсатоотводный трубопровод. Холодильная машина выполнена в виде моноблочной установки, состоящей из тепло-шумоизолированного корпуса, разделенного на два отсека. Первый отсек содержит воздухоохладитель и приточный вентилятор, причем воздухоохладитель соединен воздуховодом с воздушным фильтром. Во втором отсеке расположены компрессор, четырехходовой клапан, конденсатор, соединенные между собой трубопроводами с элементами регулирования и защиты, и вытяжной вентилятор. Всасывающая полость вытяжного вентилятора соединена с вытяжным воздуховодом, а нагнетательная - с наружной решеткой для удаляемого воздуха. Сборник конденсата установлен в днище корпуса, в отсеке, где размещен компрессор таким образом, что объем сборника конденсата сообщен с отсеком, в котором размещен воздухоохладитель. В объеме сборника конденсата размещен нагнетательный трубопровод, выполненный в виде плоского змеевика. Технический результат заключается в обеспечении охлаждения и нагрева приточного воздуха и поддержания в вагоне параметров воздуха на уровне допустимых при питании от бортовой системы электроснабжения. 1 ил.

 

Изобретение относится к технике вентиляции и кондиционирования воздуха в пассажирских вагонах и может быть использовано для создания комфортных условий для пассажиров в салонах вагонов.

Известны системы вентиляции (СВ), в состав которых входит холодильная машина. Такие системы вентиляции - системы кондиционирования воздуха (СКВ) способны обеспечить требуемые параметры воздуха в вагоне в течение всего года. Однако их эффективность и стоимость, связанная с ее производительностью, в значительной степени зависит от вида и располагаемой мощности системы электроснабжения вагонов [1].

При автономной системе электроснабжения от подвагонного генератора на долю СКВ затрачивается до 65% располагаемой мощности и может достигать 20÷22 кВт.

Недостаток известной СВ с холодильной машиной - СКВ состоит в невозможности использования ее на вагонах с автономной системой электроснабжения и с располагаемой мощностью не более 3,5 кВт с бортовым напряжением 50 В.

Известна применяемая в пассажирских вагонах с бортовым питанием 50 В и располагаемой мощностью не более 3,5 кВт система вентиляции, которая обеспечивает необходимый воздухообмен, создает подвижность воздуха в зоне пребывания пассажиров и подпор воздуха в вагоне. Эта система вентиляции (СВ) состоит из следующих основных частей по ходу движения воздуха: размещенных в боковых стенках вагона над входными дверями заборных наружных решеток, воздушных фильтров, приточного вентилятора, водяного или электрического калорифера, приточного воздуховода с выпусками по длине вагона [2].

Недостатком этой системы вентиляции (СВ) является отсутствие возможности охлаждения воздуха в летний период.

Целью настоящего изобретения является создание системы вентиляции пассажирских вагонов, конструкция которой обеспечивала бы охлаждение и нагрев приточного воздуха и поддержание в вагоне параметров воздуха на уровне допустимых при питании от бортовой системы электроснабжения с напряжением 50 В и располагаемой мощностью не более 3,5 кВт.

Поставленная цель достигается тем, что в заявляемой системе вентиляции пассажирского вагона, состоящей по ходу движения воздуха из наружной воздухозаборной решетки, воздушного фильтра, приточного вентилятора, водяного или электрического калорифера и приточного воздуховода с выпусками по длине вагона, согласно изобретению в систему вентиляции дополнительно введены холодильная машина, вытяжные вентилятор и воздуховод, наружная решетка для удаляемого воздуха, сборник конденсата, при этом холодильная машина выполнена в виде моноблочной установки, состоящей из теплошумоизолированного корпуса, разделенного на два отсека, в первом отсеке расположены воздухоохладитель и приточный вентилятор, причем воздухоохладитель соединен воздуховодом с воздушным фильтром, во втором отсеке расположены компрессор, четырехходовой клапан, конденсатор, соединенные между собой трубопроводами с элементами регулирования и защиты, и вытяжной вентилятор, причем всасывающая полость вытяжного вентилятора соединена с вытяжным воздуховодом, а нагнетательная - с наружной решеткой для удаляемого воздуха, сборник конденсата установлен в днище корпуса в отсеке, где размещен компрессор таким образом, что объем сборника сообщен с отсеком, в котором размещен воздухоохладитель; в объеме сборника размещен нагнетательный трубопровод, выполненный по крайней мере в виде плоского змеевика.

Сущность изобретения поясняется описанием со ссылкой на чертеж.

Система вентиляции пассажирского вагона состоит из наружной воздухозаборной решетки 1, воздушного фильтра 2, моноблочной холодильной машины 3, водяного или электрического калорифера 4, приточного воздуховода с выпусками 5, вытяжного воздуховода 6, наружной решетки для удаляемого воздуха 7. Холодильная машина 3 состоит из теплошумоизолированного корпуса, разделенного на два отсека 3.1 и 3.2, причем в первом отсеке 3.1 расположены по ходу движения воздуха воздухоохладитель 8 и приточный вентилятор 9; во втором отсеке 3.2 расположены компрессор холодильной машины 10, нагнетательный трубопровод, выполненный по крайней мере в виде плоского змеевика 11, размещенного внутри сборника конденсата 12, который установлен в днище корпуса, четырехходовой клапан 13, конденсатор 14, соединенные между собой трубопроводами с элементами регулирования и защиты и вытяжной вентилятор 15.

Работа системы вентиляции осуществляется в режимах вентиляции, охлаждения и нагрева.

В режиме вентиляции наружный воздух забирается через наружную решетку 1, очищается в воздушном фильтре 2 и приточным вентилятором 9 моноблочной холодильной машины 3 в количестве, необходимом для обеспечения санитарных требований по газовому составу, и для обеспечения необходимого подпора в вагоне подается в приточный воздуховод с выпусками 5, через которые воздух поступает непосредственно в зону пребывания пассажиров. Одновременно с приточным вентилятором 9 в моноблочной холодильной машине 3 работает вытяжной вентилятор 15, который удаляет воздух из вагона, по крайней мере из верхней зоны коридора и верхней зоны туалетных комнат, через воздуховод 6 и выбрасывает из вагона через решетку 7. Количество удаляемого из вагона воздуха меньше приточного для обеспечения необходимого подпора. А использование принудительной механической вытяжки, особенно из мест санитарно-гигиенических, позволяет значительно улучшить воздухообмен в вагоне и условия проезда пассажиров.

В режиме охлаждения приточного воздуха дополнительно к работе приточного 9 и вытяжного 15 вентиляторов добавляется работа холодильной машины, состоящей из компрессора 10, четырехходового клапана 13, конденсатора 14, воздухоохладителя 8, соединенных между собой трубопроводами с элементами регулирования и защиты. В контуре холодильной машины циркулирует хладагент, например R22 или иной. Приточный наружный воздух, приходящий через воздухоохладитель 8, охлаждается за счет передачи теплоты кипящему хладагенту, затем поступает в вагон через приточный воздуховод с выпусками 5 и компенсирует тепло- и влагопритоки в вагон через наружные ограждающие конструкции и от людей. Удаляемый воздух с температурой, которая установилась в вагоне и которая значительно ниже наружной, через вытяжной воздуховод поступает на поверхность конденсатора 14 холодильной машины 3, нагревается за счет отбора теплоты от конденсирующегося хладагента и с высокой температурой вытяжным вентилятором 15 выбрасывается через наружную решетку 7 из вагона. Таким образом, осуществляется охлаждение приточного воздуха за счет утилизации «холода» от удаляемого принудительно из вагона воздуха. Поскольку конденсатор 14 холодильной машины 3 охлаждается воздухом с температурой ниже наружной, то ее энергетические показатели повышаются. На поверхности воздухоохладителя 8 при работе холодильной машины 3 образуется конденсат, который собирается в сборнике конденсата 12, внутри которого размещается нагнетательный трубопровод хладагента, выполненный в виде плоского змеевика 11. Нагнетательный трубопровод 11 имеет высокую температуру поверхности (70÷90)°С. Конденсат, находящийся в сборнике конденсата 12, нагревается и начинает испаряться, охлаждая поверхность трубопровода. За счет теплопередачи и испаряющегося конденсата происходит охлаждение перегретого пара хладагента. Затем перегретый пар хладагента с более низкой температурой, по отношению к температуре нагнетания из компрессора 10, поступает в конденсатор 14, где происходит конденсация его за счет передачи теплоты удаляемому из вагона воздуху вытяжным вентилятором 15. Испарившаяся вода в виде пара удаляется из отсека 3.2 холодильной машины 3 вытяжным вентилятором 15.

Использование конденсата для охлаждения нагнетательного трубопровода 11 значительно улучшает энергетические показатели холодильной машины 3 - снижается потребляемая мощность и повышается холодопроизводительность. По результатам предварительных испытаний при энергопотреблении 3,5 кВт холодопроизводительность установки составляет от 8,5 до 10,0 кВт. При этом наружный воздух в количестве 1500 м3/час с температурой 40°С охлаждается до 20-23°С.

В режиме нагрева приточного воздуха работает все то же оборудование холодильной машины 3, но четырехходовой клапан 11 переключает потоки хладагента для работы холодильной машины в режиме «тепловой насос». При этом горячие пары хладагента из компрессора 10 поступают в воздухоохладитель 8, где конденсируются за счет отдачи теплоты холодному приточному воздуху. Конденсат по трубопроводам с элементами регулирования поступает в конденсатор 12, где кипит за счет теплоты, отнимаемой от теплого удаляемого из вагона воздуха. Таким образом, при работе холодильной машины 3 в режиме «теплового насоса» осуществляется нагрев приточного воздуха за счет утилизации теплоты удаляемого из вагона воздуха. При этом наружный воздух в количестве 1500 м3/час нагревается на 20-24°С. Далее он нагревается в водяном или электрическом калорифере 4 и поступает в приточный воздуховод с выпусками 5.

Таким образом, применение описанной системы вентиляции пассажирского вагона позволяет значительно улучшить условия проезда пассажиров при незначительных энергозатратах, и это возможно на вагонах с малой располагаемой мощностью системы энергоснабжения, особенно на вагонах с бортовым напряжением 50 В. Необходимо отметить, что вентиляторы, используемые в холодильной машине, могут иметь двигатели вентильного типа с питанием от бортового напряжения 50 В. Это дополнительно позволяет снизить потери мощности на преобразовательной технике.

Литература

1. М.А.Зворыкин, В.М.Черкез. Кондиционирование воздуха в пассажирских вагонах. - М.: Транспорт, 1977. - С.17-21.

2. М.А.Зворыкин, В.М.Черкез. Кондиционирование воздуха в пассажирских вагонах. - М.: Транспорт, 1977. - С.52-56.

Система вентиляции пассажирского вагона, состоящая по ходу движения воздуха из наружной воздухозаборной решетки, воздушного фильтра, приточного вентилятора, водяного или электрического калорифера и приточного воздуховода с выпусками по длине вагона, отличающаяся тем, что в систему вентиляции дополнительно введены холодильная машина, вытяжные вентилятор и воздуховод, наружная решетка для удаляемого воздуха, сборник конденсата, конденсатоотводный трубопровод, при этом холодильная машина выполнена в виде моноблочной установки, состоящей из тепло-шумоизолированного корпуса, разделенного на два отсека, в первом отсеке расположены воздухоохладитель и приточный вентилятор, причем воздухоохладитель соединен воздуховодом с воздушным фильтром, во втором отсеке расположены компрессор, четырехходовой клапан, конденсатор, соединенные между собой трубопроводами с элементами регулирования и защиты, и вытяжной вентилятор, причем всасывающая полость вытяжного вентилятора соединена с вытяжным воздуховодом, а нагнетательная - с наружной решеткой для удаляемого воздуха, сборник конденсата установлен в днище корпуса, в отсеке, где размещен компрессор таким образом, что объем сборника конденсата сообщен с отсеком, в котором размещен воздухоохладитель; в объеме сборника конденсата размещен нагнетательный трубопровод, выполненный по крайней мере в виде плоского змеевика.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам кондиционирования воздуха пассажирского двухэтажного вагона. .

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам с охлаждающими устройствами для расположенных в подкузовном пространстве компонентов. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к системам отопления и вентиляции железнодорожного транспорта. .

Изобретение относится к технике вентиляции и кондиционирования воздуха в пассажирских вагонах. .

Изобретение относится к системе воздушных каналов для транспортных средств, в частности рельсовых транспортных средств для перевозки пассажиров, содержащей, по меньшей мере, один вентиляционный канал в крыше, который имеет частичный вентиляционный канал для теплого воздуха и частичный вентиляционный канал для холодного воздуха.

Изобретение относится к системам теплообеспечения транспортных средств, в частности железнодорожных вагонов. .

Изобретение относится к оборудованию железнодорожного транспорта, обеспечивающему комфортные условия пассажиров в вагонах, в частности к установкам для кондиционирования воздуха.

Изобретение относится к транспорту, в частности к системам отопления и вентиляции вагонов метро. .

Изобретение относится к транспорту, в частности к системам отопления и вентиляции вагонов метро. .

Изобретение относится к мобильным медицинским комплексам. .

Изобретение относится к системе отбора топлива для дополнительного нагревательного прибора, предназначенной для отбора топлива из топливного бака автомобиля. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. .

Изобретение относится к магистрали распределения воздуха в салоне автотранспортного средства, в частности к устройству, соединенному с блоком кондиционирования, для подачи нагретого или охлажденного воздуха в различные места салона.

Изобретение относится к системам нагрева двигателя, системам отопления транспортных средств, работающих на топливе, системам конвертирования различных видов транспортных топлив (газообразных и жидких углеводородов, спиртов, эфиров и др.) в синтез-газ непосредственно на борту транспортных средств.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. .

Изобретение относится к воздухозаборнику для закрывания снаружи впускной шахты для свежего воздуха, в частности рельсового транспортного средства, а также к оборудованному таким воздухозаборником рельсовому транспортному средству
Наверх