Способ диагностики психофизического состояния индивида

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано в психиатрии, психосоматической и профилактической медицине, психологии для оценки психофизического состояния индивида, группы индивидов с целью определения их эмоционального состояния, совместимости в семье, рабочем коллективе, сопряженности с товаром или услугой. Проводят тестирование индивида, включающее определение им ранжированных по значимости цветов из предложенной ему цветовой гаммы, обработку результатов тестирования, по которым судят о состоянии индивида. Тестирование индивида осуществляют в несколько этапов, на первом из которых индивид производит последовательное нанесение инструментом на носитель пиктограмм, каждая из которых наносится цветом из предложенной ему цветовой гаммы в порядке убывания значимости цветов, причем количество цветов используемой для тестирования цветовой гаммы может составлять 10-12 цветов, а в качестве пиктограмм используют произвольно выбираемые им треугольник, или круг, или квадрат, после чего строят цветографический ранжированный по значимости цветов ряд. На втором этапе тестирования в пиктограммах полученного цветографического ряда или около них индивид помещает ассоциативные отображения актуальных для него тем, выполняемых разными цветами в пределах предложенной ему цветовой гаммы. На третьем этапе индивид выполняет на носителе цветографические отображения альтернативных для него тем, после чего по результатам этапов тестирования строят цветографический ряд, по которому определяют психофизическое состояние пациента. 1 з.п. ф-лы, 4 ил., 1 табл.

 

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано в психиатрии, психосоматической и профилактической медицине, психологии для оценки психофизического состояния индивида, группы индивидов с целью определения их эмоционального состояния, совместимости в семье, рабочем коллективе, сопряженности с товаром или услугой.

Как показали исследования, большинство способов для оценки психофизического состояния индивида основаны на тестировании, путем предъявления ему разных заданий, обработке результатов тестирования по определенным методикам, на основании которых делается вывод о состоянии индивида.

Из уровня техники известно, что 90% информации большинство людей получает через органы зрения. Цветовое восприятие является одним из важнейших компонентов зрительной информации. Одни и те же цвета могут восприниматься индивидом по-разному, в зависимости от их сочетаний, а также от состояния индивида на момент тестирования.

Установлено, что существуют закономерные изменения колорита воспринимаемого образа в зависимости от актуального эмоционального состояния, а также устойчивые стилевые особенности цветового восприятия, связанные с устойчивыми характеристиками личности. Феномен перцептивного приписывания цвета образу по своим механизмам аналогичен сознательным и неосознанным экспрессивным приемам отображения эмоционального состояния в колорите изображения в живописи и в спонтанном рисунке. Закономерные связи между функциональным состоянием цветового анализа, эмоциональным состоянием и устойчивыми характеристиками личности совпадают с таковыми, зафиксированными в коллективном сознании в форме устойчивых речевых оборотов (см. Яньшин П.В. «Индивидуальные различия и характеристики цветового восприятия // Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий». Коллективная монография. Ред. Е.Д.Хомской, В.А.Москвина. М. - Оренбург: ООИПКРО, 2000, с.76-93).

В психологической практике активно используется тест Люшера для диагностики личности (см. Luscher М. The Luscher Color Test. N.Y., 1969, 268 p.). В руководстве Клара (Klar G. At all. The Luscher Color Test: Die Psichologie der Farben. Basel (Schweis): Test-Verlag. Б.г.и.). Данный тест основан на том, что существует статистически достоверная последовательность выбора цветов в зависимости от психофизического состояния индивида, ставшая к настоящему моменту признанным стандартом так называемой «аутогенной нормы», на которую также указывается в источнике (см. Яныпин П.В. Введение в психосемантику цвета. Учебное пособие. Самара: Изд-во СамГПУ, 2001, 189 с.).

В то же время, не все психологи относят метод Люшера к объективным из-за невозможности его жесткой стандартизации. Отмечается, «что количественные критерии для данного метода трудно поддаются четкому определению. В зависимости от популяции обследуемых эти показатели значительно варьируют, поэтому для определения вероятности того или иного признака требовалось бы определить границы надежности для групп разных по полу, возрасту, профессиональной принадлежности, региональному признаку. Однако и тогда бы они не были достаточно конкретными» (см. Собчик Л.Н. МЦВ - метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера // Guidelines / Практ. руководство. - М.: Изд. НИОППАПИ, 2001. - 83 с.).

Известен способ комплексной оценки психического состояния индивида, включающий интерпретацию им сюжетной картинки, которую оценивают по пяти сферам психического реагирования: внимания, зрительного гнозиса, речи, мышления, эмоционально-личностной сфере, при этом оценка по каждой сфере включает оценку от трех до шести параметров, каждому из которых присваивается степень значимости и по результатам обработки этих параметров судят о структуре и характере нарушения психических функций. (см. патент РФ №2294215, кл. А61М 21/00, 2007 г.).

В результате анализа данного способа необходимо отметить, что анализ огромного количества факторов утомителен для индивида и занимает много времени при обработке, а главное - не повышает достоверность исследования.

Известен способ диагностики психологических особенностей индивида, согласно которому проводят тестирование индивида путем задания ему групп вопросов, характеризующих личностные статусы - «Я - главное», «Я - ребенок», «Я - мужчина (женщина), «Я - Партнер», «Я - Родитель», «Я - Член профессиональной группы», «Я - Аддитивное», производят анализ ответов на заданные вопросы, по которым строят диаграммы со шкалами, которые соответствуют упомянутым личностным статусам и по форме построенных диаграмм судят о личностных профилях индивида, причем при тестировании индивида группу вопросов, характеризующую личностный статус «Я - член профессиональной группы», разделяют на группы вопросов, характеризующих личностные статусы «Я - профессионал» - поглощает ли Вас полностью работа (учеба) так, что Вы порой забываете об усталости? Чувствуете ли Вы свою значимость во взаимоотношениях с коллегами по работе? Можно ли сказать, что к Вам в целом хорошо относятся в Вашем профессиональном (учебном) коллективе? Считаете ли Вы, что у Вас есть серьезные проблемы на работе (учебе)? Можно ли сказать, что Вашим коллегам по работе (учебе) есть чему поучиться у Вас? Чувствуете ли Вы в себе силы для более активной профессиональной (учебной) деятельности? Вы достаточно зарабатываете, чтобы обеспечить себя? Вам нравится Ваша работа (учеба)? Считаете ли Вы, что за последний месяц Вы чрезмерно много уделяли внимания работе (учебе)? «Я - член групп»? Вы хорошо знаете историю своего народа? Можно ли сказать, что у Вас есть проблемы с представителями Вашей национальности или с Вашими земляками? Можно ли сказать, что у Вас есть проблемы в отношениях с представителями Вашей национальности или со своими земляками? Можно ли сказать, что вам нравится жить в Вашей стране? Считаете ли Вы, что реально оказывали помощь или поддержку своим ровесникам? Можно ли сказать, что Ваши ровесники относятся к Вам хорошо? Причем дополнительно вводят группу вопросов, характеризующих личностный статус «Я - Аутоагрессивное» - Вы когда-нибудь наносили себе ранения или пытались иначе повредить своему здоровью? Любите ли Вы играть в азартные игры? Вы часто чувствуете вину за свои неудачи, за не сложившуюся жизнь? Часто ли бывают у Вас физические травмы? Любите ли Вы рисковать? Вам хочется иногда отомстить окружающим и лишить себя жизни? Вы часто ощущаете, что никому нет до Вас дела? Вы никому не нужны и жизнь не имеет смысла? Хочется ли Вам иногда «заснуть и не проснуться»? Часто ли Вы ощущаете нестерпимую душевную боль? Бывает ли у вас ощущение, что Вы не можете справиться со своей жизненной ситуацией, что Вы попали в безвыходное положение? Опасаетесь ли Вы возможной смерти из-за приема психоактивных веществ (алкоголь, наркотики и пр.)? Бывало ли в Вашей жизни так, что Вы были готовы лишить себя жизни и продумывали план действий? Оценку ответов на заданные вопросы производят указанием индивидом каждому из вопросов шести вариантов ответа - «не определено», «нет», «скорее нет, чем да», «иногда да, иногда нет», «скорее да, чем нет», «да», а ответам присваивают цифровой параметр - оценку от минус трех до плюс двух, обрабатывают цифровые параметры и по ним строят диаграммы, по форме которых судят о личностных профилях индивида (см. патент РФ №2316361, кл. А61М 21/00, 2008 г.).

В результате анализа известного способа необходимо отметить, что известный способ, как и приведенный выше, чрезвычайно перегружен, так как индивиду приходится отвечать на огромное количество вопросов, он быстро утомляется, вследствие чего теряется острота восприятия вопроса и изменяется состояние подсознания, которое необходимо для ответа.

Известен способ тестирования индивидуальных особенностей индивида с последующей коррекцией его психофизического состояния (используется при психологическом консультировании, профотборе, при формировании коллективов в различных сферах деятельности), согласно которому индивиду предлагается указать последовательность размещения геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг) и по этой последовательности судят об индивидуальных психофизических особенностях индивида (см. патент РФ №2238036, кл. А61В 5/16, 2004 г.).

В результате анализа данного способа необходимо отметить, что он прост в осуществлении, не требует специального оборудования и подготовки персонала, однако мало информативен и не отличается объективностью.

Известен способ коррекции физиологического состояния индивида, согласно которому проводят общую диагностику индивида, выявляют больные органы, для каждого из которых подбирают индивидуальную восстановительную цветовую гамму и воздействуют ей на зрительные органы индивида, причем цветовую гамму подбирают по таблице цветов Фолля, а сами цветовые гаммы предъявляют индивиду в виде полиграфических изображений или компьютерных заставок (см. патент РФ №2210404, кл. A61N 5/06, 2003 г.).

В результате анализа данного способа необходимо отметить, что он основан на коррекции состояния индивида путем воздействия на него индивидуально подобранной цветовой гаммой, но он предназначен только для коррекции состояния индивида, но не предназначен для определения его психического состояния.

Известен способ определения психоэмоционального состояния индивида, включающий определение предпочтительных для него цветов и последующее визуальное воздействие на индивида выбранным им цветом, причем предъявляют цвета тонизирующей и релаксационной цветовой гамм, при этом тонизирующая цветовая гамма включает красно-фиолетовый, красный, красно-оранжевый, оранжевый, желтый, желто-оранжевый цвета, а релаксационная гамма - желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый, синий, сине-фиолетовый, фиолетовый цвета. По результатам определения предпочтительных цветов осуществляют, путем их последовательного предъявления, усиленное воздействие на индивида выбранной им гаммой цветов, в предпочтительной цветовой гамме оформляют интерьер помещения, где находится индивид и его одежду (см. патент РФ №2313283, А61В 5/16, 2007 г.).

В результате анализа данного способа необходимо отметить, что он прост в осуществлении, однако не отличается высокой достоверностью, так как в зависимости от психофизического состояния индивида, которое может под влиянием различных обстоятельств меняться довольно часто, меняются тонизирующая и релаксационная цветовые гаммы, поэтому усиленное воздействие на индивида постоянно одними и теми же цветовыми гаммами, определенными как тонизирующая и релаксационная зачастую приводят к прямо противоположным результатам.

Известен способ определения психоэмоционального состояния индивида, включающий ранжирование по предпочтению и отвержению цвета в стандартизированном наборе из 8 цветных карточек «Теста Люшера» и последующее ранжирование ассоциативно сопряженных с этими цветами личностных статусов и свойств индивида применительно к его контактной социальной группе (см. Бажин Е.Ф., Эткинд A.M. Цветовой тест отношений: Методические рекомендации. Л.: Изд-во ЛНИПНИ им. В.М.Бехтерева, 1985 г.) - наиболее близкий аналог.

В результате анализа данного способа необходимо отметить, что он информативен, но отличается малой объективностью из-за алгоритма игровой множественности выборов и, как следствие, неосознаваемой либо осознаваемой манипуляции ответов индивидов и, соответственно, спорных выводов по результатам тестирования.

Таким образом, на основании изложенного выше можно сделать вывод, что в разном психофизическом состоянии индивид по-разному реагирует на различные цвета и цветовые сочетания и на различные пиктограммы, в качестве которых могут быть использованы различные геометрические фигуры, причем различные цвета и форма фигур ассоциируются у индивида с определенными его психофизическими ощущениями.

Задачей настоящего изобретения является повышение достоверности диагностики состояния индивида, обеспечивающего достоверное определение его психофизического состояния с оценкой эффективности его ролевой деятельности в разных сферах и вне зависимости от гендерной, профессиональной, национально-этнической и конфессиональной принадлежности и общего культурно-образовательного уровня индивида.

Поставленная задача обеспечивается тем, что в способе диагностики психофизического состояния индивида, согласно которому проводят его тестирование, включающее определение им ранжированных по значимости цветов из предложенной ему цветовой гаммы, обработку результатов тестирования, по которым судят о состоянии индивида, новым является то, тестирование индивида осуществляют в несколько этапов, на первом из которых индивид производит последовательное нанесение инструментом на носитель пиктограмм, каждая из которых наносится цветом из предложенной ему цветовой гаммы в порядке убывания значимости цветов, причем в качестве пиктограмм используются произвольно выбираемые им треугольник, или круг, или квадрат, после чего строят цветографический ранжированный по значимости цветов ряд, на втором этапе тестирования в пиктограммах полученного цветографического ряда или около них индивид помещает ассоциативные отображения актуальных для него тем, выполняемых разными цветами в пределах предложенной ему цветовой гаммы, а на третьем этапе индивид выполняет на носителе цветографические отображения альтернативных для него тем, после чего по результатам этапов тестирования строят цветографический ряд, по которому определяют психофизическое состояние пациента, при этом количество цветов используемой для тестирования цветовой гаммы составляет 10-12 цветов.

Заявленный способ основан на исследовании цветового восприятия индивида в сочетании с графическими интуитивно-логическими схемами и моделями построения цветных геометрических пиктограмм и спонтанных рисунков, ассоциируемых как с каждым выбранным цветом, так и со смыслом тестовых заданий, что в наиболее полной форме соответствует его индивидуальной аутогенной норме и отвечает жизненным реалиям индивида, затрагивающим различные сферы его деятельности.

Сущность заявленного изобретения поясняется графическими и табличными материалами, на которых:

на фиг.1 - иерархический цветографический ряд, полученный по результатам первого этапа тестирования;

на фиг.2 - иерархический ряд, полученный по результатам второго этапа тестирования;

на фиг.3 - иерархический ряд, полученный по результатам первого, второго и третьего этапов тестирования;

на фиг.4 - иерархический ряд, поясняющий пример 1;

на табл.1 - ранговая зависимость по результатам первого, второго и третьего этапов тестирования.

Порядок осуществления способа традиционен для проведения такого рода тестирования и его осуществление не вызывает сложностей у специалистов.

Естественно, что перед проведением тестирования осуществляется инструктаж индивида или группы индивидов, что присуще практически каждому тестированию.

Собственно тестирование основано на следующих этапах: выполнение тестовых заданий индивидом, обработка и анализ результатов тестирования, выводы по результатам тестирования. Весьма существенным в заявленном способе является выбор критериев тестирования, методики обработки результатов тестирования.

Заявленный способ может быть использован как для индивидуального тестирования людей различных возрастных категорий и профессий, так и для группового. Для проведения тестирования могут быть использованы простейшие, привычные для испытуемых средства (бумага, фломастеры), что, однако не означает, что для тестирования не могут быть использованы аппаратные средства, в том числе и довольно сложные, объединенные в локальные и общедоступные компьютерные сети, например Интернет.

Для получения однозначно верифицируемых результатов по заявленному способу необходимо следовать жестко структурированному алгоритму и придерживаться ряда условий.

Осуществление способа рассмотрим на примере тестирования одного индивида. Для тестирования группы индивидов он остается тем же самым с минимальным различием в процедуре предварительного ранжирования геометрических фигур - пиктограмм.

Первый этап тестирования заключается в следующем.

Для проведения этого этапа используют либо лист бумаги, либо пишущий экран дисплея и пишущие (рисующие) инструменты разных цветов. Это могут быть карандаши, фломастеры, кисти с красками, электронная палитра, электронное перо, компьютерная мышь и пр. Практика показала, что количество используемых для тестирования цветов должно находиться в пределах 8-15, причем цветовая гамма должна быть четко дифференцированной. При использовании количества цветов менее 8 получается «грубая» диагностика с неосознаваемым перепутыванием и маскированием нужной информации, а при использовании более 15 цветов существенно возрастает информационная неопределенность. Как показала практика, оптимальное количество цветов при проведении тестирования должно составлять 10-12.

При использовании фломастеров или карандашей необходимо, чтобы цвет корпуса фломастера совпадал с цветом фломастерной жидкости, а карандаша - с цветом грифеля. Цвет корпуса должен быть монохромным, без рисунков.

В процессе тестирования полностью исключается диалог между индивидом и аналитиком, кроме вопросов теста, которые задает аналитик. Вопросы могут быть заранее подготовлены аналитиком и на рабочих листах и расположены перед индивидом для его самостоятельной работы с каждым заданием после получения общей инструкции от аналитика - это используется, как правило, при групповом тестировании. При использовании аппаратных средств все инструкции и задания, равно как и заключения аналитика, автоматически появляются перед индивидом на экране либо персонального компьютера, либо компьютера в составе локальной и/или общей сети, например в Интернете.

Рассмотрим процесс тестирования, который осуществляется без использования аппаратных средств.

Для проведения такого тестирования индивид занимает место за рабочим столом. Он снабжается листом (листами) бумаги и набором цветных пишущих средств (пусть это будут фломастеры) в количестве, указанном выше. По команде аналитика индивид берет фломастер, цвет которого ему в данный момент наиболее предпочтителен. Данным фломастером он рисует одну из произвольно выбранных им фигур - треугольник, квадрат, круг, после чего индивид откладывает фломастер в сторону. Далее из оставшихся фломастеров им выбирается следующий наиболее предпочтительный по цвету на данный момент и им рисуется одна из выбранных им фигур, указанных выше. Данная операция продолжается до тех пор, пока не будут аналогичным образом использованы все фломастеры.

Одновременно с индивидом аналитик на листе бумаги дублирует нарисованные индивидом пиктограммы в порядке их рисования с указанием цвета каждой пиктограммы. Это необходимо для облегчения ранжирования цветов и фигур, так как индивиды часто рисуют пиктограммы в разных местах листа и их пересечения произвольны, что может затруднить ранжирование цветов и фигур. В результате такого дублирования аналитик получает упорядоченный ряд цветных пиктограмм - это и есть индивидуальный цветографический ряд испытуемого (см. фиг.1). При диагностике группы индивидов дается дополнительная инструкция о том, чтобы они обозначали выбранный цвет фигуры написанием порядкового номера внутри или рядом с фигурой. При работе индивида на сенсорном планшете, связанным с компьютером, или компьютерной мышью на экране монитора, ранговый номер выбранного цвета и пиктограмма фиксируются автоматически в соответствии с программой компьютера. В данном случае на экране компьютера появляются цветовая палитра в форме либо квадратиков, либо прямоугольников одинаковой величины для последующего первичного ранжирования цветов и инструкция: «Выберите цвет, который больше всех нравится Вам именно сейчас, нажмите на него и нарисуйте этим цветом на рабочем поле одну из трех фигур: или треугольник, или квадрат, или круг». Выбранный цвет автоматически убирается из каждого следующего листа с цветовой палитрой, а на последнем листе появляется такая инструкция: «Нажмите на оставшийся цвет и нарисуйте им одну из трех фигур: или треугольник, или квадрат, или круг».

На фиг.1 показан один из таких первично ранжированных аналитиком рядов, который может быть использован для верификации практически любых диагностических тем.

Эти результаты могут вручную или автоматически (при работе на электронном планшете или на экране монитора компьютерной мышью по алгоритму созданной программы) заноситься в заранее созданную табличную форму (см. табл.1 - в ее столбцы 2 и 5).

На данном этапе тестирования выявляются ранжированная по цветам в порядке их значимости цветовая гамма и расположение пиктограмм. Это позволяет решить задачи выявления интуитивно-логических схем и моделей в алгоритмах индивидуальной аутогенной нормы цветового восприятия индивида, а также его преобладающей когнитивной стратегии в диапазоне «жесткость - пластичность - хаотичность».

Для понимания сущности заявленного способа следует иметь в виду, что человек непрерывно, естественно и синхронно использует две совершенно разные логики для достижения своих целей: по алгоритмам интуитивной (иррациональной) логики осуществляется нелинейный поиск варианта решения любой задачи, а по правилам рациональной классической, альтернативной логики «или - или» утверждается решение, осуществляется действие и оцениваются последствия выполненного действия. При этом формируются и стереотипно функционируют устойчивые индивидуальные интуитивно-логические схемы однообразных действий в одинаковых и разных жизненных ситуациях.

В соответствии с указанными принципами можно классифицировать «прямые», «зеркальные» и «смешанные» варианты аутогенной интуитивно-логической нормы цветографического восприятия и действия.

Исследования показали, что индивидуумы со «смешанным» типом «зеркального» варианта аутогенной нормы цветового восприятия с раннего возраста чаще других являются проблемными детьми из-за их логически необъяснимого стремления ко всему плохому, т.е. к «зеркальному» поведению.

Решение этих диагностических задач первого этапа диагностирования позволяет добиться следующих верифицированных результатов.

1. Выявить цветографический ключ индивидуального варианта интуитивно-логической (аутогенной) нормы цветового восприятия индивида, который определяется по первичному ранжированию цвета по критерию предпочтительности, это:

1.1. «Прямой» вариант интуитивно-логической нормы цветовой палитры, в котором светлые (желтый, голубой, оранжевый и др.) цвета выбираются первыми - это предпочтительные цвета, соответствующие позитивным смысловым рангам, а темные (черный, серый, коричневый и др.) цвета выбираются последними - это отвергаемые цвета, соответствующие негативным смысловым рангам.

1.2. «Смешанный» тип «прямого» варианта интуитивно-логической нормы цветовой палитры, в котором выявлен драйв одного или двух цветов из одной цветовой гаммы в другую, например, желтого (оранжевого, голубого и т.д.) в негативные смысловые ранги, а черного (серого, коричневого и др.) в позитивные смысловые ранги.

1.3. «Зеркальный» вариант интуитивно-логической нормы цветовой палитры, в котором темные (черный, серый, коричневый и др.) цвета выбираются первыми - это предпочтительные цвета и, соответственно, позитивные смысловые ранги, а светлые (желтый, голубой, оранжевый и др.) цвета выбираются последними - это отвергаемые цвета и, соответственно, негативные смысловые ранги.

1.4. «Смешанный» тип «зеркального» варианта интуитивно-логической нормы цветовой палитры, в котором выявлен драйв одного или двух цветов из одной цветовой гаммы в другую, например, желтого (оранжевого, голубого и т.д.) в негативные смысловые ранги, а черного (серого, коричневого и др.) в позитивные смысловые ранги.

2. Выявить «жесткость», «пластичность» или «хаотичность» смысло-эмоциональных структур индивида по ряду нарисованных пиктограмм:

2.1. Преимущественно треугольники (9 и более из 12 фигур; 8 и более из 10 фигур) - это свидетельствует о «жестких» когнитивных установках индивида, его ригидности в решении жизненных задач.

2.2. Примерно одинаковое количество треугольников, квадратов и кругов свидетельствует о когнитивной пластичности индивида в решении жизненных задач.

2.3. Преимущественно круги (9 и более из 12 фигур; 8 и более из 10 фигур) - это свидетельствует о когнитивной хаотичности индивида в решении жизненных задач.

В результате проведения экспериментов установлена следующая цветоассоциативная зависимость нелинейной ранговой значимости цвета и сопряженного с ним отношения индивида к смысловой значимости любой конкретной темы тестирования.

Для 12-ти цветной шкалы:

№№1-3 - приоритетная позитивная значимость цвета (позитивный смысл цвета);

№№4-5 - переходная приоритетная значимость цвета (переходный приоритетный смысл цвета);

№№6-7 - устойчивая срединная значимость цвета (устойчивый срединный смысл цвета);

№№8-9 - переходная негативная значимость цвета (переходный негативный смысл цвета);

№№10-12 - приоритетная негативная значимость цвета (негативный смысл цвета).

Для 10 - цветной шкалы порядок ранговой значимости аналогичен:

№№1-3 - приоритетная позитивная значимость цвета (позитивный смысл цвета);

№№4 - переходная приоритетная значимость цвета (переходный приоритетный смысл цвета);

№№5-6 - устойчивая срединная значимость цвета (устойчивый срединный смысл цвета);

№№7 - переходная отвергаемая значимость цвета (переходный негативный смысл цвета);

№№8-10 - приоритетная негативная значимость цвета (негативный смысл цвета).

На втором этапе тестирования, который является логическим продолжением первого этапа, индивид по заданию аналитика размещает (пишет, рисует, вносит) в полученных им цветных пиктограммах разными цветами вербальные номинации актуальных для него тем, которые он считает важными на данный момент своей жизни. Задание аналитика на выполнение данного этапа может выдаваться следующим образом: «Сейчас перед Вами 12 (или 10, в зависимости от количества используемых при диагностике цветов) цветных пиктограмм, нарисованных Вами. Метафорически их можно представить островами, лужайками, комнатами и пр. Теперь попробуйте «заселить» их всем тем, что Вы считаете важным или не очень важным в Вашей жизни. Это могут быть хорошие или плохие люди, животные, абстрактные понятия, вещи, события и пр., словом - все, из чего состоит Ваша жизнь. Напишите слова либо внутри пиктограмм, либо рядом с ними, но таким образом, чтобы было понятно, к какой фигуре относится каждый текст. В какой-то пиктограмме может «заселиться» несколько разных тем, а какие-то фигуры могут остаться свободными».

В компьютерном варианте все нарисованные фигуры предъявляются на общем поле, и появляется следующая инструкция: «Вы видите 12 нарисованных Вами фигур. Метафорически их можно представить островами, лужайками, комнатами, бунгало, дворцами и т.п. площадками. Попробуйте сейчас «заселить» их всем тем, что есть хорошего и плохого в Вашей жизни, это могут быть: общие понятия, люди, животные, вещи, характеры, события и все прочее, что Вы считаете важным или не очень важным для себя. При этом в какой-то фигуре может быть несколько тем. Порядок заселения: нажмите на пиктограмму и в появившемся окошке наберите текст(ы) на клавиатуре, затем выберите следующую фигуру и повторите действия и т.д. Вы также можете вернуться к какой-то пиктограмме и добавить, либо убрать какой-то текст. Заселите все свои пиктограммы и перейдите на следующий лист».

В ряде диагностических случаев возникает необходимость уточнить реальную структуру и иерархию ролевых моделей индивида.

Для решения этой задачи перед индивидом может быть поставлен один конкретный вопрос, например, «Кто Я»? на который необходимо дать 12 ответов - цветографических символов. Озвучивается уточняющая инструкция: «Задайте сами себе вопрос: «Кто Я»? и дождитесь любого первого ответа. Запишите этот ответ, а затем рядом с ним нарисуйте цветографический символ этого «Я» - круг, треугольник или квадрат. Повторно задайте себе тот же вопрос «Кто Я»? и снова дождитесь любого первого ответа, напишите и нарисуйте второй ответ и т.д. - всего 12 раз подряд. На всю работу Вам отпускается 10 минут».

В электронном автоматическом варианте инструкция дополняется указанием на алгоритм выполнения заданий: «Задайте сами себе вопрос: «Кто Я»? и дождитесь любого первого ответа. Нажмите на клавишу «Я» и с помощью клавиатуры запишите этот ответ, а затем нарисуйте цветографический символ этого «Я» - круг, треугольник или квадрат, - в рабочем поле. Повторно задайте себе тот же вопрос «Кто Я»? и снова дождитесь любого первого ответа, нажмите на клавишу «Я», напишите и нарисуйте второй ответ и т.д. - всего 12 раз подряд. На каждый ответ дается не более 1-й минуты - в этом случае страница автоматически перевернется».

Итогом проведения второго этапа тестирования является иерархический ряд спонтанно вербализованных тем, каждая из которых интуитивно и рационально сопряжена с полученным на первом этапе цветографическим рядом (см. фиг.2).

Эти результаты аналитик может вручную заносить в столбцы 1 и 6 предварительно созданной табличной формы для верификации любых диагностических тем, в том числе, с помощью клавиатуры компьютера при работе индивида на электронном планшете или экране компьютера (см. табл.1).

Таким образом, результаты данного этапа продолжают и закрепляют предыдущий аналитический алгоритм диагностики смысловой значимости цвета и фигуры, и выявляют индивидуальный тезаурус индивида, а также смысловую иерархию и значимость спонтанно вербализованных индивидом тем.

На третьем этапе аналитик выдает индивиду в задания по профилю диагностического сценария и предлагает испытуемому на бумаге отразить их графические интерпретации.

Диагностические задания составляются применительно к тому классу задач, которые предстоит решать индивиду. Диагностические задания могут быть совершенно произвольны, в том числе, составлены по заявке самого тестируемого индивида, причем предварительно составленный сценарий может корректироваться и дополняться по ходу тестирования.

При составлении сценария желательно использовать альтернативные темы для того, чтобы выявить возможный цвето-ассоциативный синкретизм какой-либо темы, например, в модели «двойного зажима» (Бейтсон Г. Экология разума: Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии: Пер. с англ. М: Смысл, 2000). Неосознаваемый психофизический синкретизм соответствует смысловой двусмысленности темы и как бы неразрешимых для индивида решений прикладных когнитивных задач, связанных с этой темой, но без ущерба для себя.

Например, список тем для диагностики внутриличностных проблем индивида, связанных с психосоматическими проблемами и страданиями личности может быть таким: «Я в прошлом, в настоящем, в будущем», «Я и моя семья», «Я и моя работа», «Я и мои друзья», «Я и мои враги», «Моя проблема и мой ресурс», «Все мои больные органы», «Мое здоровье», «Я - сейчас», «Каким надо быть», «Несуществующее животное», «Антипод несуществующего животного» и др.

Сценарии могут касаться профессии сотрудника, специализированной деятельности любой организации, например, выявления истинного отношения сотрудников друг к другу для интегральной оценки гуманитарного потенциала организации.

Перечень альтернативных тем может быть совершенно неопределенным, в этом случае озвучивается (пишется на электронной странице) следующая инструкция: «Напишите название какой-либо значимой для себя темы или задайте какой-либо важный вопрос «центральному «Я». Затем нарисуйте тот ответ или решение, который спонтанно появится внутри Вас и как бы выйдет наружу через рисунок. Затем обратитесь к другой значимой теме».

Данный этап позволяет аналитику интерпретировать средний уровень эмоционального фона индивида и когнитивно-эмоциональные паттерны по степени рангового соответствия цвета и смыслового содержания темы по критерию «согласованность-рассогласованность». В этом случае вычисляется средний ранг рисунка: сумма линейных рангов каждого цвета данного рисунка делится на количество этих цветов и округляется до целого числа. В электронном варианте данная процедура осуществляется автоматически, в том числе, с учетом длины и толщины линии - это количественный вклад каждого цвета в общую формулу рисунка. Средний уровень эмоционального фона вычисляется аналогичным способом из суммы линейных рангов всех рисунков индивида и классифицируется по трем основным критериям: «эмоциональный уровень выше среднего» (от 1 до 4 линейного ранга), «средний эмоциональный уровень» (от 5 до 8 линейного ранга) и «эмоциональный уровень ниже среднего» (от 9 до 12 линейного ранга).

Аналитик может выявить несколько вариантов сочетаний ранга цвета рисунка и содержания альтернативной темы:

- средние ранги цвета и смысловой ранг каждой темы (содержания) совпадают или близки друг другу - это нормальная интуитивно-логическая согласованность моделей, например, рисунок негативного содержания «болезнь» выполнен в сером (11 ранг) и черном (12 ранг) цветах (средний линейный ранг рисунка 11,5);

- средние ранги цвета и смысловые ранги тем (содержания) полярны или далеки друг от друга - это частичная интуитивно-логическая рассогласованность моделей, например, рисунок «болезнь» выполнен в голубом цвете, имеющем приоритетный позитивный ранг (1 ранг) - это модель парциального «страдания» под социальной маской «болезни»;

- большинство смысловых рангов (содержание) рассогласовано в «смешанном» типе «зеркального» варианта интуитивно-логической нормы цветовой палитры - это модель депрессии;

- смысловые ранги (содержание) согласованы в «зеркальном» варианте интуитивно-логической нормы цветовой палитры - это «зеркальная» психофизическая модель личности, своеобразный метафорический аналог «левши», только в увеличенном масштабе; это модель максимальных гуманитарных рисков, часто неосознаваемо провоцирующая индивида на избыточную конфликтность в обычных коммуникативных процессах в контактной социальной группе.

По результатам тестирования индивида строится итоговый цветографический ряд, включающий результаты тестирования по всем трем этапам, по которому и определяется психофизическое состояние индивида (см. фиг.3).

В указанном на фиг.3 примере (получены при диагностировании индивида «Ф») иррациональное ранжирование цвета соответствует «прямому» варианту интуитивно-логической нормы цветовой палитры, в котором светлые (красный, оранжевый, желтый) цвета выбраны первыми - это предпочтительные цвета, соответствующие позитивным смысловым рангам, а темные (черный, серый, коричневый) цвета остались последними - это отвергаемые цвета, соответствующие негативным смысловым рангам. Логический выбор спонтанных тем соответствует логике «обычной» жизнедеятельности: приоритетные места на «лестнице» внутренней иерархии смыслов занимают «СТ - дочь», «СТ - сын» и «СТ - жена», а полярные отвергаемые позиции отведены «СТ - подчиненный», «СТ - болезнь» и «СТ - земля». Центральное положение, своеобразный виртуальный экватор жизненной схемы вполне естественно занимают структуры «СТ - Я» и «СТ - Семья». В промежуточный позитивный ранг вошли спонтанные темы «СТ - море» и «СТ - машина», а в промежуточный негативный ранг вошли темы «СТ - начальник» и «СТ - друг».

В соответствии с относительно нормальной цветографической логикой также согласованно расположились логические выборы предустановленных тем приоритетной позитивной значимости. Это: «ПТ - рисунок несуществующего животного (НЖ)», «ПТ - я в будущем» и «ПТ - я и мое здоровье» и предустановленные темы приоритетной негативной значимости «ПТ - рисунок антипода несуществующего животного (АНЖ)», «ПТ - я в прошлом» и «ПТ - я и мой враг». Также логически согласованно определился экватор полярностей: «ПТ - Я в настоящем» и «ПТ - я и моя семья».

В промежуточный ранг позитивной значимости вошли предустановленные темы «ПТ - я и мой отдых» и «ПТ - я и мои финансы», а в промежуточный ранг негативной значимости вошли темы «ПТ - я и моя проблема» и «ПТ - я и моя работа».

На основании полученных результатов можно обоснованно констатировать, что при относительной интуитивно-логической нормативности внутренней иерархии моделей жизненных схем индивида, локус его значимых негативных приоритетов связан с отношениями между ним и его подчиненным при актуально неопределенном отношении к начальнику. Актуальная спонтанная тема «болезнь» возможно, как-то связана с негативной ситуацией на работе, и, скорее всего, соответствует рангу «страдание», поскольку приоритетный цветографический выбор «ПТ - я и мое здоровье» позволяет усомниться в наличии реальной соматической болезни. Требуется дополнительное исследование для диагностики интуитивно-логических паттернов темы «болезнь» и «страдание».

Заключение: вариант внутренне согласованной интуитивно-логической цветографической нормы. Явная психосоциальная проблема отношений с подчиненным и, частично, с начальником. Проблемная тема внутренней картины «я и моя болезнь», требующая дополнительной медицинской и психологической диагностики.

Эти результаты аналитик может вручную заносить в столбцы 1 и 6 табличной формы для верификации любых диагностических тем, в том числе, с помощью клавиатуры компьютера при работе индивида на электронном планшете (см. табл.1).

При работе индивида электронным пером на электронном планшете или компьютерной мышью на мониторе ЭВМ, результаты автоматического интуитивно-логического анализа по программе могут быть дополнены двумя параметрами: «скорость рисования» и «линейная мощность рисунка» с общепринятым критерием достоверности t-Стьюдента. Последний критерий высчитывается в двух сопряженных массивах для установления: 1) достоверности цветового ранжирования и характеристики степени уверенности преимущественно иррационального выбора; 2) достоверности пиктографической экспликации и характеристики степени сформированности преимущественно логической компоненты решения. В таком электронном варианте цветографическое тестирование может использоваться для решения некоторых фискальных задач, например, в сфере определения гуманитарных рисков персонала, а также для мониторинга информационной безопасности организаций любого профиля.

Пример №1. Молодая женщина (N) обеспокоена состоянием своего здоровья, а именно спонтанными приступами кардиалгий. Специальное исследование никакой значимой патологии со стороны сердечно-сосудистой системы не выявило, и кардиолог посоветовал обратиться к психотерапевту. Проведена диагностика заявленным способом.

Как видно из итогового цветографического ряда (фиг.4) по критерию аутогенной цветографической нормы выявлен «смешанный» тип «прямого» варианта интуитивно-логической нормы цветовой палитры, в котором актуализирован драйв светлых -оранжевого (10) и желтого (11) цветов, - в негативные смысловые ранги, а серого (4) цвета в сектор позитивных смысловых рангов. Примечательно, что с негативным «оранжевым» рангом (10) сопряжены «желчный пузырь» и «обида» - это распространенный психосоматический паттерн; для него также характерен позитивно ранжированный переходный паттерн серого цвета (4), сопряженный со смыслом «я в настоящем» и «здоровье».

По критерию «согласованность - рассогласованность» выявлен вариант «Ранги цвета и смысловые ранги тем (содержания) полярны» - это маскированная приоритетным позитивным цветом (1) модель страдания в форме известных «псевдокардиалгий» и значимая смысло-эмоциональная рассогласованность моделей «Неизвестное животное» и «Антипод неизвестного животного» (11). В норме это логически полярные модели неосознаваемой психофизической регуляции поведения человека в парадигме «хорошо - плохо», в то время как их синкретизм свидетельствует об изначальном парциальном психофизическом дефекте онтогенеза, смысловой основе психосоматических нарушений. Маскированная приоритетная значимость страдания по типу кардиалгии.

Устойчивая сопряженность срединной значимости цвета и смысла естественна, это «работа», «деньги», «дом», «трава».

Заключение: частичная интуитивно-логическая рассогласованность цвето-ассоциативной палитры и сопряженных психофизических регулятивов неосознаваемого поведения; локальный психофизический дефект онтогенеза в форме «псевдокардиалгий». Показана интуитивно-логическая и когнитивно-поведенческая коррекция.

Пример №2. Два менеджера (женщины «А» и «Б») занимаются сетевым маркетингом по продаже лечебных магнитов, изготовленных в форме ювелирных изделий. У одной из них (А) возникли проблемы с продажами, в то время как у второй (Б) продажи увеличились. Они обратились за диагностической помощью, поскольку работают в одной финансовой связке.

В результате диагностики выяснилось, что состояние здоровья и отношение к лечебным магнитам у женщин не просто разное, а полярное: «А» интуитивно (голубой цвет) и рационально считает себя «здоровой», а магниты на «голубом теле» нарисовала отвергаемым оранжевым цветом. «Б» интуитивно (коричневый цвет) и рационально считает себя «больной», а магниты на «коричневом теле» нарисовала приоритетным зеленым цветом. «А» сообщила, что уже неоднократно сбрасывала с себя магнитные украшения, потому что считает себя здоровой и магниты ей не нужны. «Б», наоборот, считает, что магниты помогают ей противостоять хроническим проблемам со здоровьем. Их разная интуитивно-логическая и цветографическая оценка состояния своего здоровья, а, соответственно с этим, разное частично неосознаваемое отношение к лечебным свойствам магнитов значимо отразилось на уровнях индивидуальных финансовых достижений.

Простота и надежность диагностики с помощью заявленного метода такова, что индивид или группа индивидов после первого тестирования понимают содержание и алгоритм диагностического метода и могут осуществлять повторную диагностику самим себе, а также проводить подобную диагностику другим индивидам.

Таблица
Ранговая таблица нелинейной иерархии спонтанных и предустановленных тем, ассоциативно сопряженных с выбором цвета геометрических фигур
Тема Цвет фигуры Ранг (+) Ранг (-) Цвет фигуры Тема
1 2 3 4 5 6
Приоритетная позитивная значимость Приоритетная негативная значимость
СТ-8; ПТ-18 красный 6 -6 черный СТ-6; ПТ-14
СТ-4; ПТ-6, 9 оранжевый 5 -5 серый СТ-11; ПТ-3, 12
СТ-1; ПТ-1, 4, 8 желтый 4 -4 коричневый СТ-9; ПТ-10
Переходная позитивная значимость Переходная негативная значимость
СТ-3; ПТ-11 синий 3 -3 лиловый СТ-7; ПТ-15
СТ-2; ПТ-17 индиго 2 -2 травяной СТ-10; ПТ-2, 7
Устойчивая срединная значимость
СТ-5; ПТ-13 голубой 1 -1 зеленый СТ-12; ПТ-6
Примечание: ранги и их значимость постоянна, цвета и спонтанные темы (СТ) индивидуально переменны; предустановленные темы (ПТ) аналитически переменны.

1. Способ диагностики психофизического состояния индивида, согласно которому проводят его тестирование, включающее определение им ранжированных по значимости цветов из предложенной ему цветовой гаммы, обработку результатов тестирования, по которым судят о состоянии индивида, отличающийся тем, что тестирование индивида осуществляют в несколько этапов, на первом из которых индивид производит последовательное нанесение инструментом на носитель пиктограмм, каждая из которых наносится цветом из предложенной ему цветовой гаммы в порядке убывания значимости цветов, причем в качестве пиктограмм используются произвольно выбираемые им треугольник, или круг, или квадрат, после чего строят цветографический ранжированный по значимости цветов ряд, на втором этапе тестирования в пиктограммах полученного цветографического ряда или около них индивид помещает ассоциативные отображения актуальных для него тем, выполняемых разными цветами в пределах предложенной ему цветовой гаммы, а на третьем этапе индивид выполняет на носителе цветографические отображения альтернативных для него тем, после чего по результатам этапов тестирования строят цветографический ряд, по которому определяют психофизическое состояние индивида.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что количество цветов используемой для тестирования цветовой гаммы составляет 10-12 цветов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройству комплексного исследования состояния вегетативной нервной системы. .

Изобретение относится к медицине, в частности к общей психиатрии и сексологии, а именно к судебной сексологии и судебной психиатрии. .

Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии. .

Изобретение относится к медицине и предназначено для определения времени реакции человека на движущийся объект. .
Изобретение относится к психофизиологии и может быть использовано для определения пригодности спортсменов для занятий хоккеем. .
Изобретение относится к области медицины и социальной работы, а именно реабилитологии, курортологии, медико-социальной экспертизе, неврологии, организации здравоохранения, социальной психологии, и предназначено для оценки эффективности реабилитации лиц с инвалидностью старше 18 лет в реабилитационных отделениях учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения.

Изобретение относится к медицине, психологии. .

Изобретение относится к области медицинской техники, а также к спортивным и игровым тренажерам. .

Изобретение относится к области медицины, а именно к клинической психологии. .
Изобретение относится к области медицины, а именно к способам функциональной диагностики человека, и предназначено для профессионального психофизиологического отбора машинистов пассажирских поездов для работы без помощника.

Изобретение относится к медицине и предназначено для оценки времени экстренной реакции человека на движущийся объект

Изобретение относится к способам, вызывающим изменения психофизиологического состояния работающих при воздействии стрессогенных факторов производственной среды

Изобретение относится к области медицины, в частности терапии и кардиологии, и может быть использовано для диагностики тревожно-депрессивного расстройства, требующего фармакологической коррекции у пациента с ишемической болезнью сердца

Изобретение относится к лечебной физкультуре, в частности к обучению по предмету «Физическая культура» учащихся, имеющих хронические заболевания и отнесенных к специальной медицинской группе, в вузе, училище, техникуме

Изобретение относится к области психологии познавательных способностей, в частности к способам оценки психофизиологических причин разной эффективности мнемических способностей, и может быть использовано в психологической практике в плане профотбора и профориентации, а также в психологии труда для изучения мнемических способностей при различных функциональных состояниях (в условиях монотонии, стресса, утомления и т.п.)

Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии

Изобретение относится к области психологии и психофизиологии и может быть использовано в судопроизводстве, в подборе кадров, проведении
Изобретение относится к медицине, в частности к гепатологии, а именно к вирусным гепатитам, и может быть использовано для прогнозирования прогрессирования течения вирусных гепатитов
Изобретение относится к педагогике, может быть использовано для определения уровня внимания учителей физической культуры и студентов факультетов физической культуры на уроке
Наверх