Способ определения термоокислительной стабильности смазочных материалов



Способ определения термоокислительной стабильности смазочных материалов
Способ определения термоокислительной стабильности смазочных материалов
Способ определения термоокислительной стабильности смазочных материалов

 


Владельцы патента RU 2408886:

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Сибирский федеральный университет (СФУ) (RU)

Изобретение относится к технологии испытания смазочных масел и может быть использовано для оценки их термоокислительной стабильности. Техническим результатом изобретения является повышение достоверности оценки термоокислительной стабильности смазочных материалов путем получения дополнительной информации об изменении противоизносных свойств до различной степени окисления смазочных материалов. Способ определения термоокислительной стабильности смазочных материалов включает следующие операции: нагревание смазочного материала в присутствии воздуха, перемешивание, определение фотометрированием коэффициента поглощения светового потока, испытание пробы смазочного материала постоянного объема при оптимальной температуре, выбранной в зависимости от базовой основы смазочного материала и группы эксплуатационных свойств в течение времени, характеризующего одинаковую степень окисления, причем через равные промежутки времени отбирают пробу окисленного смазочного материала. Причем пробу окисленного смазочного материала делят на две части, первую фотометрируют и определяют коэффициент поглощения светового потока, а вторую испытывают на машине трения со схемой «шар-цилиндр» не менее 2 часов, определяют размер пятна износа на шаре и строят графическую зависимость размера пятна износа на шаре от коэффициента поглощения светового потока, по которой определяют термоокислительную стабильность. 1 табл., 3 ил.

 

Изобретение относится к технологии испытания смазочных масел и может быть использовано для оценки их термоокислительной стабильности.

Известен метод определения термоокислительной стабильности, заключающийся в нагревании масла при 200°С в приборе ДК-НАМИ, сопровождающемся окислением, смешивании его с петройлерным эфиром в отношении 1:40, выдержке смеси в течение 12 часов, фильтрации полученного осадка, сушке последнего в сушильном шкафу и определении количества осадка и вязкости окисленного масла (ГОСТ 11063-77).

Недостатком известного технического решения является низкая информативность об изменении противоизносных свойств окисленных масел и ресурса их работоспостобности.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ определения термоокислительной стабильности смазочных материалов (Пат. РФ №2219530, МПК G01N 25/00, опуб. 2003 г.), включающий нагревание смазочного материала в присутствии воздуха, перемешивание, определение фотометрированием коэффициента поглощения светового потока, испытание пробы смазочного материала постоянного объема при оптимальной температуре, выбранной в зависимости от базовой основы смазочного материала и группы эксплуатационных свойств в течение времени, характеризующего одинаковую степень окисления, причем через равные промежутки времени отбирают пробу окисленного смазочного материала, строят графическую зависимость.

Недостатком известного технического решения является недостаточная информативность об изменении противоизносных свойств окисленных смазочных материалов.

Техническим результатом изобретения является повышение достоверности оценки термоокислительной стабильности смазочных материалов путем получения дополнительной информации об изменении противоизносных свойств до различной степени окисления смазочных материалов.

Поставленная задача для решения технического результата достигается тем, что способ определения термоокислительной стабильности смазочных материалов, включающий нагревание смазочного материала в присутствии воздуха, перемешивание, определение фотометрированием коэффициента поглощения светового потока, испытание пробы смазочного материала постоянного объема при оптимальной температуре, выбранной в зависимости от базовой основы смазочного материала и группы эксплуатационных свойств в течение времени, характеризующего одинаковую степень окисления, причем через равные промежутки времени отбирают пробу окисленного смазочного материала, строят графическую зависимость, согласно изобретению, отобранную пробу окисленного смазочного материала делят на две части, первую фотометрируют и определяют коэффициент поглощения светового потока, а вторую испытывают на машине трения со схемой «шар-цилиндр» не менее 2 часов, определяют размер пятна износа на шаре, строят графическую зависимость размера пятна износа на шаре от коэффициента поглощения светового потока, по которой определяют термоокислительную стабильность.

На фиг.1 представлена зависимость размера пятна износа на шаре от коэффициента поглощения светового потока при испытании минерального моторного масла М10-Г2К; на фиг.2 - частично синтетического моторного масла Mobil Super 2000 SL/CF; на фиг.3 - синтетического моторного масла Mobil Super 3000 SJ/SL/SK/CF.

Пример конкретного выполнения способа.

Испытанию подвергались моторные масла: минеральное моторное М10-Г2К; частично синтетическое моторное Mobil Super 2000 SL/CF; синтетическое моторное Mobil Super 3000 SJ/SL/SK/CF.

Пробу масла массой 100+/-0,1 граммов нагревают в стеклянном стакане в присутствии воздуха и перемешивают стеклянной мешалкой для исключения влияния металлов на окислительные процессы. Температура нагревания выбрана постоянной и равной 180°С. Через каждые 8 ч испытания отбирают пробу масла для фотометрирования и определения коэффициента поглощения светового потока. При достижении значений коэффициента поглощения светового потока равного приблизительно 0,1; 0,2; 0,3; 0,4; 0,5; 0,6; 0,7 и 0,8 единиц пробу окисленного масла делят на две части. Продолжительность испытаний определялась значением коэффициента поглощения светового потока, равного примерно 0,8 единиц. Первую часть пробы вторично фотометрируют для определения коэффициента поглощения, а вторую часть пробы испытывают на машине трения со схемой трения «шар-цилиндр» с режимами: нагрузка 13 Н; скорость скольжения цилиндра 0,68 м/с; температура масла 80°С; время испытания 2 часа и измеряют размер пятна износа на шаре. После чего пробу окисленного масла в стакане доливают до 100+/-0,1 граммов и продолжают испытания по тому же порядку.

Результаты испытания сведены в таблицу. По результатам испытания строится графическая зависимость размера пятна износа на шаре от коэффициента поглощения светового потока, по которой определяется термоокислительная стабильность испытуемого смазочного материала. Согласно полученных данных, наиболее термостабильным по противоизносным свойствам является минеральное моторное масло М10-Г2К (фиг.1), у которого размеры пятен износа на шаре не превысили 0,3 мм, на втором месте частично синтетическое моторное масло Mobil Super 2000 SL/CF (фиг.2), у которого размеры пятен износа на шаре не превысили 0,35 мм и на третьем месте синтетическое моторное масло Mobil Super 3000 SJ/SL/SK/CF (фиг.3), у которого размеры пятен износа на шаре достигли 0,47 мм.

Применение предлагаемого способа позволяет получить дополнительную информацию о термоокислительной стабильности смазочных материалов, включающую изменение противоизносных свойств при их окислении.

Марка моторного масла Время испытания, час Коэффициент поглощения светового потока, Kn Размер пятна износа на шаре, U, мм
Минеральное моторное М10-Г2К Исходное 0 0,267
8 0,140 0,267
32 0,287 0,260
56 0,447 0,280
64 0,487 0,260
80 0,577 0,247
104 0,700 0,273
120 0,797 0,253
Частично синтетическое моторное Mobil Super 2000 SL/CF Исходное 0 0,278
16 1,183 0,313
40 0,327 0,340
48 0,420 0,333
56 0,640 0,307
72 0,950 0,273
Синтетическое моторное Mobil Super 3000 SJ/SL/SK/CF Исходное 0 0,287
14 0,183 0,353
21 0,277 0,320
42 0,570 0,420
56 0,640 0,367
63 0,680 0,393
91 0,820 0,473

Способ определения термоокислительной стабильности смазочных материалов, включающий нагревание смазочного материала в присутствии воздуха, перемешивание, определение фотометрированием коэффициента поглощения светового потока, испытание пробы смазочного материала постоянного объема при оптимальной температуре, выбранной в зависимости от базовой основы смазочного материала и группы эксплуатационных свойств в течение времени, характеризующего одинаковую степень окисления, причем через равные промежутки времени отбирают пробу окисленного смазочного материала, строят графическую зависимость, отличающийся тем, что отобранную пробу окисленного смазочного материала делят на две части, первую фотометрируют и определяют коэффициент поглощения светового потока, а вторую испытывают на машине трения со схемой «шар-цилиндр» не менее 2 ч, определяют размер пятна износа на шаре, строят графическую зависимость размера пятна износа на шаре от коэффициента поглощения светового потока, по которой определяют термоокислительную стабильность.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологии испытания смазочных масел. .

Изобретение относится к исследованиям физико-химических свойств вязких нефтепродуктов. .

Изобретение относится к области исследования смазочных масел применительно к оценке их совместимости с различными компонентами, применяемыми при подборе присадок, и к замене масел во всех видах турбоагрегатов.

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для оценки эксплуатационных свойств смазочных материалов, в частности стойкости к окислению смазок, применяемых в узлах трения машин и механизмов.

Изобретение относится к обработке металлов давлением, а именно к способам оценки противозадирных свойств технологических смазочных материалов и покрытий. .

Изобретение относится к способу определения содержания дизельного топлива в смазочном масле двигателя внутреннего сгорания, включающему следующие стадии: составление смеси, содержащей образец масла и углеводород C5, такой как алкан C5 , впрыскивание смеси в инжектор (11) газового хроматографа (10); получение хроматограммы образца; определение первого параметра М, характеризующего площадь пика, связанного с углеводородом C5, таким как алкан C5, определение второго параметра C, характеризующего площадь, по меньшей мере, одного пика, связанного с углеводородом, характеризующим дизельное топливо; и определение содержания Т дизельного топлива по следующей формуле (I): где a и b являются константами, определяющими уравнение y=ax+b калибровочной прямой линии соотношения между вторым и первыми параметрами как функции содержания дизельного топлива.

Изобретение относится к технологии для определения температурной стойкости смазочных масел. .

Изобретение относится к области измерительной техники. .

Изобретение относится к области испытаний смазочных материалов, а именно к оценке влияния граничных слоев смазочного материала на свойства металлической поверхности, и может быть использовано для прогнозирования триботехнических свойств смазочных материалов для опор буровых долот на стадии лабораторных испытаний.

Изобретение относится к экспресс-методам определения диспергирующе-стабилизирующих свойств и загрязненности работающих масел. .

Изобретение относится к технологии испытания смазочных масел

Изобретение относится к технологии испытания смазочных масел

Изобретение относится к технологии оценки качества жидких смазочных материалов

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к испытаниям смазочно-охлаждающих технологических сред, используемых при резании металлов

Изобретение относится к области испытания материалов, в частности, оно может быть использовано для оценки изнашивания материалов в условиях гидростатического давления и определения смазочных свойств рабочих жидкостей гидроприводов

Изобретение относится к технологии оценки качества жидких смазочных материалов

Изобретение относится к способам определения влияния температурной деструкции на противоизносные свойства смазочных масел

Изобретение относится к технологии контроля качества смазочных масел при их производстве и идентификации

Изобретение относится к технологии испытания смазочных материалов

Изобретение относится к технологии оценки качества жидких смазочных материалов, в частности к определению их смазывающей способности
Наверх