Устройство вращения ротора гтд при визуальном контроле его рабочих лопаток


 


Владельцы патента RU 2409750:

Открытое акционерное общество "Московское машиностроительное предприятие им. В.В. Чернышева" (RU)

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения, а именно к устройству вращения ротора ГТД при визуальном контроле его рабочих лопаток. Сущность данного изобретения и технический результат достигается тем, что устройство вращения ГТД при визуальном контроле его рабочих лопаток, содержащее электрический привод, выполненный виде стартера или стартер-генератора, соединенный с источником питания при помощи регулировочного устройства, выполненного в виде управляемого электронного ключа, снабжено низкочастотным генератором прямоугольных импульсов и реле, при этом низкочастотный генератор последовательно соединен с электронным ключом и реле посредством ручного пульта управления, а в корпусе ротора ГТД имеется лючок, в котором установлен эндоскоп. Технический результат изобретения - уменьшение трудозатрат и повышение качества визуального контроля. 1 ил.

 

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения, а именно к устройству вращения ГТД при визуальном контроле его рабочих лопаток.

Известно устройство для вращения ротора ГТД при осмотре лопаток, представляющее собой ключ-трещетку, вставляемый в лючок коробки двигательных агрегатов (КДА), при повороте которого осуществляется вращение ротора ГТД [1].

Недостатком известного устройства является высокий уровень трудозатрат, связанный с монтажными работами и необходимого выполнения согласованных действий между двумя специалистами при ручной прокрутки ротора ГТД во время контроля рабочих лопаток, а также низкое качество визуального контроля.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и диагностическому результату является устройство вращения (запуска) ГТД, содержащее электрический привод, выполненный в виде стартера или стартер-генератора, соединенный с источником питания при помощи регулировочного устройства, выполненного в виде электронного ключа [2].

Недостатком известного устройства является то, что оно не позволяет обеспечить медленное вращение ротора при визуальном осмотре и контроле лопаток ротора ГТД и, тем самым, повысить качество визуального осмотра при высоком уровне трудозатрат, связанных с монтажными работами.

Техническим результатом данного изобретения является уменьшение трудозатрат и повышение качества визуального контроля.

Указанный технический результат достигается тем, что устройство вращения ротора ГТД при визуальном контроле его рабочих лопаток, содержащее электрический привод, выполненный в виде стартера или стартера-генератора, соединенный с источником питания при помощи регулировочного устройства, выполненного виде электронного ключа, снабженного низкочастотным генератором прямоугольных импульсов и реле посредством пульта ручного управления, а в корпусе ГТД имеется лючок, в котором установлен эндоскоп.

Сущность данного изобретения поясняется чертежом, где: на фиг.1 изображена схема устройства.

Устройство вращения ротора газотурбинного двигателя (ГТД) при визуальном контроле его рабочих лопаток содержит электрический привод, выполненный в виде стартера (э/с) или стартер-генератора (СТГ) 1, механически соединенный с ротором ГТД (2) и источником питания постоянного тока (ИНТ) (3) при помощи управляемого электронного ключа (4). Устройство снабжено низкочастотным генератором прямоугольных импульсов (5) и реле (6).

Низкочастотный генератор (5) соединен с электронным ключом (4) и реле (6) посредством ручного пульта управления (7). Осмотр рабочих лопаток осуществляется через эндоскоп (8), установленный в лючок в корпусе ротора ГТД (2).

Устройство вращения ротора ГТД при визуальном контроле его рабочих лопаток работает следующим образом:

К электростартеру (э/с) или (СТГ) подводится по электрическим проводам от источника тока (ИПТ) (3) электрическое напряжение. В электрической проводной линии установлен электронный ключ (4), обеспечивающий включение питания (э/с) или (СТГ) 1, управление которым производится через низкочастотный генератор прямоугольных импульсов (5). В линии запитывания обмотки возбуждения (0 В) электростартера или стартера генератора устанавливается реле (6), позволяющее при необходимости производить изменение управления движения тока, а следовательно, и направление вращения ротора (реверс). Управление этими функциями производится с ручного пульта управления (7). Осмотр рабочих лопаток осуществляется через эндоскоп (8), установленный в лючке корпуса ротора ГТД (2).

Использование данного изобретения позволит повысить качество визуального контроля рабочих лопаток ГТД, уменьшить трудозатраты, а также обеспечить проведение работ в полевых эксплуатационных условиях.

Источники информации

1. Руководство по технической эксплуатации на двигатель РД-1700 - 34.00.01000РЭ - аналог.

2. Патент на полезную модель №55879, Кл. F02C 7/26, 2006 г. - прототип.

Устройство вращения ротора ГТД при визуальном контроле его рабочих лопаток, содержащее электрический привод, выполненный в виде стартера или стартер-генератора, соединенный с источником питания при помощи регулировочного устройства, выполненного в виде электронного ключа, отличающееся тем, что оно снабжено низкочастотным генератором прямоугольных импульсов и реле, при этом низкочастотный генератор последовательно соединен с электронным ключом и реле посредством ручного пульта управления, а в корпусе ротора ГТД имеется лючок, в котором установлен эндоскоп.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к свечам зажигания поверхностного разряда, применяемым для инициации плазмы и воспламенения газообразных и жидких топлив. .

Изобретение относится к системе запуска ГТУ (газотурбинных установок), используемых для привода нагнетателей транспортирования газа по магистральным газопроводам, привода энергетических установок и транспортных средств.

Изобретение относится к области авиации, более конкретно, к тактильным системам предупредительной сигнализации для вертолетов. .

Изобретение относится к области энергетики, в частности к способам пуска и газоснабжения газоперекачивающих агрегатов, и может быть использовано при пуске любых газотурбинных установок.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электростартерам для запуска газотурбинных установок, используемых в газоперекачивающих агрегатах и электрических станциях.

Изобретение относится к системам зажигания газотурбинных двигателей. .

Изобретение относится к технике розжига горючих смесей с помощью электрической искры, в частности к емкостным системам зажигания, и может быть использовано для контроля и оценки работоспособности системы зажигания, сравнительной оценки воспламеняющей способности емкостной системы зажигания совместно с запальными устройствами, в которые установлены свечи зажигания.

Изобретение относится к энергетике, в частности к способам запуска газотурбинных двигателей. .

Изобретение относится к технологии изготовления емкостных агрегатов зажигания, используемых в системах зажигания авиационных газотурбинных двигателей, и может быть использовано при изготовлении агрегатов зажигания стационарных газотурбинных установок.

Изобретение относится к прямоточным воздушно-реактивным двигателям

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями (ТРДФ) с форсажной камерой сгорания (ФКС)

Изобретение относится к способу автовоспламенения топливной смеси в камере сгорания прямоточного воздушно-реактивного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям и направлено на усовершенствование конструкции стартер-генератора

Изобретение относится к технике запуска авиационных двигателей, в частности к системам запуска камер сгорания с электрическими системами зажигания

Изобретение относится к технике розжига камер сгорания авиационных газотурбинных двигателей, а именно к запальным устройствам

Изобретение относится к технике розжига топливовоздушной смеси в камерах сгорания авиационных газотурбинных двигателей
Наверх