Борьба с пожаром в рельсовых транспортных средствах

Изобретение относится к рельсовому транспортному средству, включающему систему пожаротушения с резервуаром для хранения средства пожаротушения, систему трубопроводов, устройство подачи средства пожаротушения, а также компрессорное устройство. Для совершенствования эксплуатационной безопасности предлагается, чтобы компрессорное устройство было соединено с устройством подачи сжатого воздуха рельсового транспортного средства, чтобы посредством устройства подачи сжатого воздуха в системе трубопровода создавалось статичное давление, а пожар обнаруживался при падении давления в системе трубопровода. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Рельсовые транспортные средства все больше используются в современном обществе для решения задач инфраструктуры в области пассажирского сообщения. Естественно, что к поездам, перевозящим пассажиров, следует предъявлять наиболее высокие требования, касающиеся противопожарной защиты. До настоящего времени высокие требования предъявляются прежде всего к материалам, применяемым в поездах. Соответствующие нормы и прочие требования к конструкции поездов, их строительству и выбору материала стесняют производителей поездов и эксплуатационников при реализации новых проектов. При восстановлении списанных с баланса транспортных средств выполнять официальные инструкции бывает очень сложно или вообще невозможно.

Нужно считаться также с тем, что в течение ближайших лет все больше рельсовых коммуникаций будет частично или полностью перенесено под землю. Поэтому, учитывая проблемы, возникающие при обеспечении противопожарной безопасности в туннелях, в этом отношении будут постоянно расти требования, предъявляемые к рельсовым транспортным средствам.

К этому можно добавить, что конструкция транспортных средств и выбор материала могут оказывать влияние исключительно на саму горючесть перемещаемого по рельсам материала. И напротив, никак нельзя повлиять на такие перевозимые пассажирами огнеопасные грузы, как одежда и багаж. Даже вряд ли можно воспрепятствовать доставке поджигателями веществ, активизирующих огонь.

Устанавливаемые до настоящего времени устройства пожаротушения, да и то только в исключительных случаях, в пассажирских салонах рельсовых транспортных средств изготавливались до сих пор преимущественно типа ”Открытая система” или ”Мокрая система”.

В первом случае дополнительно требуется устанавливать систему пожарной сигнализации, которая обнаруживает возгорания, а затем выдает сигнал устройству пожаротушения на его активизацию в соответствующей зоне. Чтобы сделать издержки промышленного оборудования в отношении управляемых клапанов незначительными, соответствующие устройства для выпуска средств пожаротушения активируются не по отдельности, а последовательно группами. Следствием этого является то, что масса примененного средства пожаротушения больше, чем при целенаправленной отдельной активации устройств. А это опять же влечет за собой необходимость повышенного запаса средств пожаротушения и соответствующего увеличения транспортируемого груза.

При ”Мокрой системе” устройства выпуска средства пожаротушения активируются посредством термического прерывающего элемента отдельных устройств. Таким образом осуществляется активация отдельных устройств. Правда, в этом случае средством пожаротушения должна быть заполнена вся сеть трубопровода, вплоть до устройств для выпуска средств пожаротушения. Это нежелательно, поскольку незначительные или большие утечки в трубопроводной сети, образующиеся вследствие типичной для транспортных рельсовых средств вибрации, при определенных обстоятельствах могут привести к выпуску средств пожаротушения, вследствие чего даже небольшое количество выпущенных средств может вызвать существенные повреждения.

Под вышеупомянутыми мероприятиями по усовершенствованию противопожарной защиты понимаются так называемые пассивные мероприятия. Как сообщалось, они значительно стесняют производителей и эксплуатационников. Осуществление пассивных мероприятий противопожарной защиты вообще не позволяет решать важные задачи.

Поэтому задача изобретения заключается в решении этих проблем или, по меньшей мере, в сведении их к минимуму.

Предлагаемое решение предусматривает наполнение находящимся под давлением газом, в частности воздухом, трубопроводов, соединяющих резервуар для хранения средства пожаротушения (или насос) с устройствами выпуска средства пожаротушения.

Предметом изобретения является рельсовое транспортное средство согласно пункту 1 формулы изобретения, а также устройство пожаротушения согласно пункту 12 формулы изобретения.

Если вследствие теплового воздействия открывается одно из устройств выпуска средства пожаротушения, то давление в системе трубопровода падает настолько, что посредством соответствующего устройства открывается механизм, отделяющий трубопровод от средства пожаротушения. Затем сеть трубопровода заполняется средством пожаротушения, после чего оно может выходить из ранее активированного устройства (устройств) выпуска средства пожаротушения. Если газ или воздух выходит, но не вследствие активации устройства выпуска средства пожаротушения, а из-за (небольшой) утечки, сеть трубопровода не заполняется средством пожаротушения, пока газ или воздух подводится до восстановления обычного расчетного давления.

Наиболее предпочтительно, если система трубопровода наполняется воздухом в ”режиме резерва”, который поступает из сети сжатого воздуха транспортного средства. В таком случае можно было бы отказаться от транспортировки дополнительных баллонов высокого давления.

Другая специальная форма осуществления состоит в том, что сжатый воздух транспортного средства используется, кроме того, для вытеснения средства пожаротушения из резервуара для хранения средства пожаротушения в сеть трубопровода.

Следующая форма осуществления дополнительно предусматривает (простые) пожарные извещатели. Сеть трубопровода наполняется средством пожаротушения уже при первом сигнале о пожаре пожарных извещателей и при происходящем одновременно существенном падении давления. Поступление только лишь сигнала ”Падение давления” является сигналом, предупреждающим о наличии утечки. Очень важно постоянно осуществлять наблюдение за сетью трубопровода на наличие утечек, чтобы в случае реальной опасности гарантировать исправное срабатывание. Таким образом, исключается вариант, при котором сеть трубопровода в ”режиме резерва” останется просто незаполненной и без давления газа или воздуха.

На фиг.1 показано рельсовое транспортное средство 2 с системой пожаротушения. В вагоне 4 предусмотрено устройство 6 подачи сжатого воздуха. Устройство 6 подачи сжатого воздуха может быть расположено как в вагоне 4, так и в моторном вагоне. Посредством устройства 6 подачи сжатого воздуха приводятся в действие работающие от пневматики механизмы рельсового транспортного средства 2. Это могут быть, например, тормоза. Наряду с устройством 6 подачи сжатого воздуха в вагоне 4 предусмотрены еще одно компрессорное устройство 8, а также резервуар 10 для хранения средства пожаротушения. Для тушения пожара система 12 трубопроводов соединена с резервуаром 10 для хранения средства пожаротушения. В системе 12 трубопровода расположены форсунки 14а, 14b распыления средства пожаротушения. Описанное устройство работает следующим образом:

в состоянии покоя по линии 7 сжатый воздух питает компрессорное устройство 8 от устройства 6 подачи сжатого воздуха. Посредством сжатого воздуха, получаемого от устройства 6 подачи сжатого воздуха, в системе 12 трубопроводов компрессорным устройством 8 создается статическое давление. К тому же, имеется соединение 11 между системой 12 трубопровода и компрессорным устройством 8. Статическое давление может находиться в пределах нескольких бар. Утечки в системе 12 трубопровода приводят к незначительному падению давления в пределах мбар, причем наблюдаются вялые падения давления, то есть падения давления происходят в течение длительного промежутка времени. Такие падения давления обнаруживаются через соединение 11 в компрессорном устройстве 8. Посредством сжатого воздуха, получаемого от устройства 6 подачи сжатого воздуха, регулируется статическое давление. Таким образом в системе 12 трубопровода поддерживается устойчивое статическое давление.

В случае пожара огонь может быть обнаружен посредством предохранительных колпачков форсунок 14, распыляющих средство пожаротушения. Это происходит вследствие того, что предохранительные колпачки при повышенной температуре лопаются, и сжатый воздух может выходить из системы 12 трубопровода. Также возможны и другие средства обнаружения пожара. Для обнаружения пожара может использоваться сжатый воздух таким образом, чтобы при пожаре, в частности при повышенной температуре, открывалась система 12 трубопровода, а сжатый воздух мог выходить. Наряду с этим может быть предусмотрен отдельный пожарный извещатель (не показан), с помощью которого сигнал о пожаре можно передать вручную.

В заключение предлагается, что в случае пожара, т.е., по меньшей мере, при падении давления в системе 12 трубопровода, однако предпочтительно, как при падении давления в системе 12 трубопровода, так и при срабатывании пожарной сигнализации посредством пожарного извещателя, сжатый воздух выталкивается из компрессорного устройства 8 через соединение 9 в резервуар 10 для хранения средства пожаротушения. Под воздействием сжатого воздуха текучая среда для пожаротушения устремляется из резервуара 10 для хранения средства пожаротушения в систему 12 трубопровода и через небольшой промежуток времени доходит до форсунок 14 распыления средства пожаротушения. Предпочтительно, чтобы компрессорное устройство 8 производило высокое давление, например, от 80 до 200 бар. За счет этого форсунки 14 распыления средств пожаротушения производят мелкораспыленное средство огнетушения.

Если пожар обнаружен, что может происходить при падении давления в системе 12 трубопровода через соединение 11 в компрессорном устройстве 8, то в резервуаре 10 для хранения средства пожаротушения создается высокое давление. Это может привести к тому, что первоначально закрытое соединение между резервуаром 10 для хранения средства пожаротушения и системой 12 трубопровода открывается. Запирание этого соединения может происходить, например, как посредством мембраны, лопающейся при повышенном давлении, так и через клапан. В случае пожара в компрессорном устройстве 8 соединение 11 с системой 12 трубопровода закрыто и находящийся под давлением воздух поступает через соединение 9 в резервуар 10 для хранения средства пожаротушения.

Наряду с воздухом любой другой газ также может использоваться для обеспечения высокого давления в системе 12 трубопровода.

Благодаря предложенному соединению между устройством 6 подачи сжатого воздуха и компрессорным устройством 8 можно найти другое применение для уже имеющихся в вагоне 4 насосов. Трудоемкость монтажа системы пожаротушения для рельсовых транспортных средств снижается. Капиталовложения остаются незначительными, а затраты на техническое обслуживание могут быть минимизированы.

1. Система пожаротушения для рельсового транспортного средства с резервуаром для хранения средства пожаротушения, системой трубопроводов, устройством для выпуска средства пожаротушения, а также компрессорным устройством, отличающаяся тем, что компрессорное устройство соединено с устройством подачи сжатого воздуха рельсового транспортного средства, при этом компрессорное устройство выполнено с возможностью создавать в системе трубопроводов статичное давление, система трубопроводов заполнена находящимся под статичным давлением газом и пожар обнаруживается при падении давления в системе трубопроводов.

2. Система пожаротушения по п.1, отличающаяся тем, что в случае пожара падение давления обеспечивают устройства подачи средства пожаротушения.

3. Система пожаротушения по п.1, отличающаяся тем, что в случае пожара падение давления выше чем падение давления, вызванное утечками в системе трубопровода.

4. Система пожаротушения по п.1, отличающаяся тем, что в устройстве для выпуска средства пожаротушения предусмотрен предохранительный колпачок, выполненный с возможностью обнаруживать возникновение пожара.

5. Система пожаротушения по п.1, отличающаяся тем, что предусмотрен пожарный сигнализатор, выполненный с возможностью обнаруживать возникновение пожара.

6. Система пожаротушения по п.1, отличающаяся тем, что при падении давления восстанавливается соединение текучей среды между резервуаром для хранения средства пожаротушения и системой трубопроводов.

7. Система пожаротушения по п.6, отличающаяся тем, что соединение текучей среды создается посредством предохранительной мембраны или клапана.

8. Система пожаротушения по п.1, отличающаяся тем, что в случае пожара устройство подачи сжатого воздуха рельсового транспортного средства вытесняет текучую среду для пожаротушения при помощи сжатого воздуха.

9. Система пожаротушения по п.1, отличающаяся тем, что в случае пожара текучая среда для пожаротушения выносится из устройства выпуска средства пожаротушения с высоким давлением между 80 и 200 бар.

10. Система пожаротушения по п.1, отличающаяся тем, что в случае пожара устройства выпуска средства пожаротушения производят мелкораспыленное средство пожаротушения.

11. Система пожаротушения по п.1, отличающаяся тем, что устройства выпуска средства пожаротушения имеют, по меньшей мере, форсунку для мелкого распыления средства пожаротушения.

12. Рельсовое транспортное средство, включающее систему пожаротушения по любому из пп.1-11.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области предупреждения пожаров и сдерживания огня, в частности при возгораниях легковоспламеняющихся материалов на транспортных средствах, и может быть использовано для предотвращения пожара и взрыва транспортного средства, например, при автокатастрофах.

Изобретение относится к области пожаротушения и может быть использовано в железнодорожных или морских контейнерах для дальней перевозки грузов. .

Изобретение относится к системам автоматического тушения пожара в поезде. .

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к обеспечению пажаробезопасности углеродных топлив при внештатных ситуациях на объектах, оснащенных двигателями внутреннего сгорания (ДВС).

Изобретение относится к установкам для защиты от огня обычных или специальных грузов или изделий, транспортируемых в контейнерах, и направлено на повышение пожаровзрывобезопасности транспортируемого груза при пожаре на транспортном средстве.

Изобретение относится к установкам пожаротушения углекислым газом. .

Изобретение относится к системам пожаротушения танков, боевых машин пехоты, самоходных артиллерийских установок. .

Изобретение относится к системе пожаротушения, конкретно к системе пожаротушения для железнодорожного транспортного средства. Задача настоящего изобретения состоит в том, чтобы предложить систему пожаротушения с достаточно простым дистанционным регулированием секционных клапанов и низкими инсталляционными трудозатратами и расходами. Система пожаротушения, конкретно, для железнодорожного транспортного средства, содержащая подводящий трубопровод для снабжения, по меньшей мере, одной форсунки пожаротушения огнегасящей текучей средой, по меньшей мере, один секционный клапан, установленный между форсункой пожаротушения и подводящим трубопроводом. Секционный клапан содержит средства обработки сигналов для регулирования средств корректировки секционного клапана, при этом средства обработки сигналов могут быть электрически соединены посредством сети передачи данных с центральным блоком управления и, к тому же, средства обработки сигналов содержат процессор. 3 н. 9 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области рельсового транспорта и касается альтернативного способа тушения возгораний внутри кузова тепловоза. Техническим результатом, на достижение которого направлено заявляемое изобретение по первому и второму вариантам, является повышение надежности и эффективности пожаротушения оборудования тепловоза. Указанный технический результат, по первому варианту достигается тем, что при использовании заявляемого способа после начала возгорания отключают дизель тепловоза, повышают давление воды в системе его охлаждения до требуемой величины и используют ее для пожаротушения, причем давление воды в системе охлаждения тепловоза повышают посредством использования сжатого воздуха из тормозных магистралей, подаваемого в водяную систему тепловоза или использованием сжатого негорючего газа из баллонов высокого давления или посредством использования давления газов, образованных в результате последовательных взрывов цепочки пиропатронов в баллоне высокого давления. Указанный технический результат по второму варианту достигается тем, что в заявляемом способе альтернативного пожаротушения кабины тепловоза после начала возгорания отключают дизель, с использованием насоса, установленного вне системы охлаждения тепловоза до разбрызгивателя, повышают давление рабочей среды перед ним до требуемой величины и используют ее для пожаротушения, причем используют электрический или водяной насос (мотопомпу).2 н. и 9 з.п. ф-лы, 1 ил.

Группа изобретений относится к способу и устройствам для подавления опасности и сигнализации. Система противопожарной защиты и сигнализации для транспортируемого объекта, имеющего замкнутую область и область опасности, расположенную внутри замкнутой области, содержит: трубу под давлением, расположенную внутри области опасности транспортируемого объекта и выполненную с возможностью иметь внутреннее давление, причем по меньшей мере часть трубы под давлением выполнена с возможностью создания утечки в ответ на воздействие тепла и формирования пневматического сигнала; сосуд под давлением, расположенный внутри области опасности транспортируемого объекта и соединенный с трубой под давлением, причем сосуд под давлением выполнен с возможностью содержания огнегасящего средства; раздаточный клапан, соединенный между трубой под давлением и сосудом под давлением, причем указанный раздаточный клапан выполнен с возможностью приема пневматического сигнала и выпуска огнегасящего средства при приеме пневматического сигнала; инициирующую систему, расположенную внутри области опасности транспортируемого объекта и соединенную с трубой под давлением, при этом инициирующая система выполнена с возможностью формирования инициирующего сигнала в ответ на пневматический сигнал; и инициирующий сигнал передается в область вне области опасности транспортируемого объекта. Техническим результатом группы изобретений является создание простых систем, установка которых не требует значительных временных и финансовых затрат, а также систем, которые не могут быть подвержены сбою в случае возникновения неисправности или потери электроснабжения. 3 н. и 16 з. п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области безопасности газовых транспортных средств, например газотурбовозов, использующих в качестве топлива горючие газы, например природный. Система содержит не менее одного изолированного помещения с находящимся в нем газовым оборудованием, газовым датчиком, входным и выходным устройством разобщения газового оборудования, не менее чем одним дросселем, установленным на трубопроводе сжатого воздуха, управляемым устройством герметизации газового оборудования, сообщающим газовое оборудование с атмосферой. Система снабжена электронным устройством управления, вход которого связан с каждым газовым датчиком, а выход - с каждым входным и выходным устройством разобщения газового оборудования, каждым управляемым устройством герметизации газового оборудования и с каждым запорным электропневматическим устройством. Запорное электропневматическое устройство установлено на трубопроводе сжатого воздуха перед каждым изолированным помещением между не менее чем одним устройством обеспечения постоянного давления и дросселем, вход каждого устройства обеспечения постоянного давления соединен последовательно с разобщающим устройством, не менее чем с одним резервуаром сжатого воздуха, не менее чем с одним компрессором. Способ заключается в следующем. Регистрируется концентрация горючего газа в помещении с газовым оборудованием, находящимся в газовом транспортном средстве. При приближении концентрации горючего газа к предельно допустимому значению выключается подача газа, перекрывается выход газа и газовое оборудование сообщается с атмосферой. Одновременно открывается подача сжатого воздуха через не менее чем один дроссель в изолированное помещение с газовым оборудованием. Техническим результатом изобретения является повышение надежности, эффективности и экономичности системы предотвращения взрыва газового транспортного средства. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к технике пожаротушения и направлено на повышение работоспособности пожарных автоцистерн в зимнее время. В пожарной автоцистерне, содержащей цистерну, размещенную на базе автомобиля с системой выпуска газов, жаровыми трубами, устройством обогрева насоса выхлопными газами и дымоходом, дополнительно включены переключающий клапан и дозатор, цистерна выполнена двухкорпусной, причем жаровые трубы и дымоход размещены в межкорпусном пространстве, жаровые трубы подсоединены к системе выпуска газов через переключающий клапан, выполненный трехпозиционным с возможностью подключения к нему внешнего источника горячих газов, наружный корпус цистерны выполнен теплоизолированным, межкорпусное пространство выполнено с возможностью заполнении его незамерзающей жидкостью, пробка заливной горловины межкорпусного пространства выполнена с предохранительным клапаном, при этом дозатор размещен в заливной горловине межкорпусного пространства цистерны. 1 ил.

Изобретение описывает способ получения флегматизирующего состава для защиты углеводородных моторных топлив от возгорания, включающий смешение флегматизирующего состава и топлива с последующим разделением смеси, характеризующийся тем, что включает стадию получения состава из флегматизирующих и ингибирующих веществ посредством их предварительного смешения в соотношениях от 1:4 до 4:1 с последующим введением полученного состава в углеводородное моторное топливо при соотношениях состав:топливо от 1:100 до 1:10 соответственно. Техническим результатом изобретения является возможность создания эффективных пламягасящих смесей, в частности горения углеводородов, использование их для флегматизации углеводородных топлив, в частности, на транспортных объектах, оснащенных ДВС. 2 з.п. ф-лы, 2 табл., 2 ил., 3 пр.

Изобретение относится к области тушения очагов возгораний внутри кузова тягового подвижного состава (тепловоза). Способ резервного тушения очагов возгорания на тепловозах включает отключение дизеля, обесточивание высоковольтной камеры, повышение давления воды в системе охлаждения дизеля. Для повышения давления воды в системе охлаждения дизеля используют сжатый воздух из резервуаров питательной магистрали пневмосистемы тепловоза. Снижают давление сжатого воздуха до 0,3…0,5 МПа и направляют его в горячий водяной контур охлаждения дизеля и холодный водяной контур охлаждения масла и надувочного воздуха, где повышают давление воды, которую затем подают в бак-дозатор с пенообразователями и пеногенератор для образования воздушно-механической пены. Предложенный способ резервного тушения очагов возгорания на тепловозе позволит осуществить надежное и эффективное тушение очагов возгорания. 1 ил.
Наверх