Шнекоцентробежный насос



Шнекоцентробежный насос
Шнекоцентробежный насос

 


Владельцы патента RU 2412377:

Болотин Николай Борисович (RU)

Изобретение относится к насосостроению. Шнекоцентробежный насос содержит корпуса 5, 21, 23, 35, центробежное рабочее колесо 2 со ступицей 3, установленное на валу 1, и шнек 12. Вал 1 установлен в подшипнике 4, защищенном уплотнением 36. Внутри ступицы 3 установлены на подшипниках 7, 8 промежуточный вал 6, а внутри него на подшипниках 10, 11 - внутренний вал 9. На конце вала 9 со стороны входа в насос установлен первый шнек 12, на противоположном конце внутреннего вала 9 закреплено рабочее колесо 13 первой гидротурбины 14, которое установлено внутри вала 1. На валу 6 со стороны входа между первым шнеком 12 и центробежным рабочим колесом 2 установлен второй шнек 16, на другом конце вала 6 - рабочее колесо 17 второй гидротурбины 18. В ступице 3 выполнены сквозные отверстия 28, соединяющие полость колеса 2 с полостью 20 в ступице 3. На заднем торце колеса 2 выполнено заднее уплотнение 26, под которым выполнена разгрузочная полость 27. Вал 1 выполнен пустотелым, содержащим среднюю и заднюю полости 29, 30, между которыми установлены подшипники 8, 11. В валу 1 между подшипником 4 и уплотнением 36 выполнены радиальные отверстия 37, выходящие в заднюю полость 30. Изобретение направлено на улучшение кавитационных свойств насоса. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано в любых отраслях техники для перекачки жидкостей, не содержащих абразивных включений, в том числе для перекачки криогенных жидкостей. Предпочтительно насос использовать в турбонасосных агрегатах жидкостных ракетных двигателей, в том числе на криогенных компонентах.

Известен шнекоцентробежный насос по патенту РФ на изобретение №2094660, содержащий разъемный корпус, центробежные рабочие колеса (крыльчатки), шнек, вал и опорные узлы в виде подшипников скольжения и качения. Насос имеет плохие кавитационные свойства.

Наиболее близким к изобретению является шнекоцентробежный насос по патенту РФ №2106534, МПК 6 F04D 13/04, опубл. 10.03.1998. Известный шнекоцентробежный насос содержит корпуса, центробежное рабочее колесо со ступицей, установленное на валу, который установлен в подшипнике, защищенном уплотнением, и шнек. Шнек улучшает кавитационные свойства насоса, т.к. он обладает лучшими кавитационными свойствами, чем центробежное колесо. Шнек обеспечивает повышение кавитационных свойств насоса, но он механически связан с рабочим колесом насоса и имеет с ним одинаковую угловую скорость вращения. Это не позволяет эксплуатировать насос на очень больших оборотах, например 40…100 тыс. об/мин, поэтому такие насосы в настоящее время не применяются.

Задача изобретения - улучшение кавитационных свойств насоса.

Технический результат достигается за счет того, что в шнекоцентробежном насосе, содержащем корпуса, центробежное рабочее колесо со ступицей, установленное на валу, который установлен в подшипнике, защищенном уплотнением, и шнек, согласно изобретению внутри ступицы установлены на переднем и заднем промежуточных подшипниках промежуточный вал, а внутри него на переднем и заднем внутренних подшипниках - внутренний вал, на конце внутреннего вала со стороны входа в насос установлен первый шнек, на противоположном конце внутреннего вала закреплено рабочее колесо первой гидротурбины, которое установлено внутри вала, на промежуточном валу со стороны входа между первым шнеком и центробежным рабочим колесом установлен второй шнек, на другом конце промежуточного вала - рабочее колесо второй гидротурбины, в ступице выполнены сквозные отверстия соединяющие полость центробежного рабочего колеса с полостью в ступице, на заднем торце центробежного рабочего колеса выполнено заднее уплотнение, под которым выполнена разгрузочная полость, вал выполнен пустотелым, содержащим среднюю и заднюю полости, между которыми установлены задний внутренний и задний промежуточный подшипники, в валу между подшипником и уплотнением выполнены радиальные отверстия, выходящие в заднюю полость. Шнеки могут быть выполнены с возможностью вращения в противоположные стороны.

Сущность изобретения поясняется фиг.1 и 2, где:

- на фиг.1 приведен чертеж центробежного насоса;

- на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1.

Центробежный насос (фиг.1) содержит вал 1, который выполнен пустотелым. На валу 1 установлено центробежное колесо 2 со ступицей 3. Вал 1 установлен на подшипнике 4 в корпусе 5. Промежуточный вал 6 проходит внутри ступицы 3 и установлен внутри нее, на переднем и заднем промежуточных подшипниках 7 и 8, соответственно. Внутри промежуточного вала 6 установлен внутренний вал 9, который установлен внутри промежуточного вала 7 на переднем и заднем внутренних подшипниках 10 и 11, соответственно. С одной стороны (со стороны входа в центробежное рабочее колесо 2) на внутреннем валу 9 установлен первый шнек 12. На противоположном конце внутреннего вала 8 закреплено рабочее колесо 13 первой гидротурбины 14, рядом с которым внутри вала 1 установлен сопловой аппарат первой гидротурбины 15. На промежуточном валу 6 на переднем конце (со стороны входа в насос) установлен второй шнек 16, а на противоположном конце закреплено рабочее колесо 17 второй гидротурбины 18, рядом с которой установлен сопловой аппарат 19 второй гидротурбины 18. Вторая гидротурбина 18 установлена внутри передней полости 20, выполненной в ступице 3. В качестве подшипника 10 может быть применен подшипник скольжения, магнитный подшипник или игольчатый подшипник.

К корпусу 5 подстыкованы входной корпус 21, имеющий полость 22, и выходной корпус 23, имеющий полость 24. Между корпусом 5 и центробежным рабочим колесом 2 выполнено переднее уплотнение 25. Со стороны заднего торца центробежного колеса 2 на ее ступице 3 выполнены заднее уплотнение 26 и разгрузочная полость 27. В ступице 3 центробежного колеса 2 выполнены отверстия 28, выходящие в переднюю полость 20. Внутри вала 1 выполнено три полости: передняя 20, средняя 29 и задняя 30. Полости 20 и 29 разделены второй гидротурбиной 18, средняя полость 29 и задняя полость 30 разделены подшипниками 8 и 11 и первой гидротурбиной 14.

На первом шнеке 12 может быть выполнен бандаж 31 с уплотнениями 32. Входной корпус 21 в этом случае необходимо изготовить цилиндрическим, это уменьшит перетекание перекачиваемого продукта из-за разности давлений на входе и выходе первого шнека 12. Второй шнек 16 следует выполнить без бандажа, чтобы уменьшить загромождение тракта на входе в центробежное рабочее колесо 2, но внутри центробежного рабочего колеса 2 необходимо предусмотреть цилиндрический пояс 33. Между шнеками 12 и 16 выполнена полость 34. Подшипник 1 установлен в заднем корпусе 35 и уплотнен уплотнением 36. В валу 1 выполнены радиальные отверстия 37, выходящие с одной стороны в полость 38 между подшипником 4 и уплотнением 36, а с другой - в заднюю полость 30.

При включении привода (не показан) раскручивается вал 1 с центробежным рабочим колесом 2. Внутри центробежного рабочего колеса 2 и на выходе из него, т.е. в полости 24, повышается давление перекачиваемого продукта, и его часть (5%…7%) через заднее уплотнение 26 поступает в разгрузочную полость 27 и далее через подшипник 4 - в полость 38, потом через радиальные отверстия 37 в заднюю полость 30, потом через сопловой аппарат 15 первой гидротурбины 14, рабочее колесо 13 первой гидротурбины 14 на подшипники 11 и 8 и далее среднюю полость 29, далее - на сопловой аппарат 19 второй гидротурбины 18, в переднюю полость 20, отверстия 28 - в полость центробежного рабочего колеса 2. Внутренний вал 9 с первым шнеком 12 раскручивается, раскручивается промежуточный вал 6 со вторым шнеком 16. Шнеки 12 и 16 значительно повышают давление на входе в центробежное рабочее колесо 2, тем самым предотвращая кавитацию на его входе. Из-за пониженных оборотов самих шнеков 12 и 16 кавитация на их входных кромках также исключается. Первый шнек 12 повышает давление между шнеками 12 и 16, создавая благоприятные условия с точки зрения предотвращение кавитации на входе во второй шнек 16. Перепуск подогретого перекачиваемого продукта на входах в шнеки 12 и 16 и на вход в центробежное рабочее колесо 2 отсутствует. С учетом того, что первый шнек 12 вращается в 3…5 раз медленнее, чем центробежное рабочее колесо 2, на его входе кавитация исключена. Второй шнек 16 вращается еще медленнее, в 2…3 раза медленнее, чем центробежное рабочее колесо 2, что также благоприятно сказывается на кавитационных качествах насоса в целом. Утечки перекачиваемого продукта, которые прошли через заднее уплотнение 26, используются для смазки всех подшипников и для привода двух гидротурбин 14 и 18, т.е. специально отбор перекачиваемого продукта для привода шнеков не применяется. Это благоприятно сказывается на экономичности насоса. Кроме того, все утечки возвращаются через специальные отверстия 28 внутрь центробежного рабочего колеса 2, после его входа, и эти утечки, несмотря на относительно высокую температуру, не вызывают ухудшения кавитационных свойств насоса в целом, так как вводятся в область относительно высокого давления. Кроме того, объемный КПД насоса в этом случае реально достигает 100%, что позволяет в целом достичь максимально возможного КПД насоса.

Применение изобретения позволяет:

1. Значительно улучшить кавитационные свойства насоса за счет применения двух шнеков, уменьшения скоростей вращения шнеков, разной скорости вращения шнеков, которая обеспечивается двумя гидротурбинами.

2. Спроектировать насос очень большой мощности за счет повышения частоты вращения центробежного рабочего колеса насоса до предельно допустимой по прочности.

3. Предотвратить срыв потока перекачиваемого компонента в насосе вследствие кавитации на его входе.

4. Создать насос с минимальным весом и габаритами при большом напоре и производительности.

5. Полностью использовать утечки перекачиваемого продукта для смазки всех подшипников и привода двух гидротурбин и полностью предотвратить утечки перекачиваемого продукта в дренаж, повысив его объемный КПД реально до 100%, исключив даже минимальные утечки перекачиваемого продукта.

6. Увеличить КПД насоса за счет предотвращения утечек продукта в дренаж и их использования для привода гидротурбины. В предложенной конструкции насоса утечки перекачиваемого продукта после смазки двух подшипников приводят в действие гидротурбину и далее возвращаются в насос во внутреннюю полость центробежного рабочего колеса в область среднего давления.

1. Шнекоцентробежный насос, содержащий корпуса, центробежное рабочее колесо со ступицей, установленное на валу, который установлен в подшипнике, защищенном уплотнением, и шнек, отличающийся тем, что внутри ступицы установлены на переднем и заднем промежуточных подшипниках промежуточный вал, а внутри него на переднем и заднем внутренних подшипниках - внутренний вал, на конце внутреннего вала со стороны входа в насос установлен первый шнек, на противоположном конце внутреннего вала закреплено рабочее колесо первой гидротурбины, которое установлено внутри вала, на промежуточном валу со стороны входа между первым шнеком и центробежным рабочим колесом установлен второй шнек, на другом конце промежуточного вала - рабочее колесо второй гидротурбины, в ступице выполнены сквозные отверстия, соединяющие полость центробежного рабочего колеса с полостью в ступице, на заднем торце центробежного рабочего колеса выполнено заднее уплотнение, под которым выполнена разгрузочная полость, вал выполнен пустотелым, содержащим среднюю и заднюю полости, между которыми установлены задний внутренний и задний промежуточный подшипники, в валу между подшипником и уплотнением выполнены радиальные отверстия, выходящие в заднюю полость.

2. Центробежный насос по п.1, отличающийся тем, что шнеки выполнены с возможностью вращения в противоположные стороны.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к насосостроению. .

Изобретение относится к насосостроению. .

Изобретение относится к насосостроению. .

Изобретение относится к насосостроению. .

Изобретение относится к насосостроению. .

Изобретение относится к насосостроению. .

Изобретение относится к ракетной технике, в частности к турбонасосным агрегатам для жидкостных ракетных двигателей (ТНА ЖРД) Турбонасосный агрегат ЖРД, содержащий турбину, первое, второе и третье центробежные рабочие колеса центробежных насосов окислителя горючего и дополнительного насоса горючего, при этом турбина выполнена трехступенчатой с тремя рабочими колесами, установленными соответственно на внешнем, промежуточном и среднем валах, центробежные насосы окислителя и горючего выполнены со шнеками, установленными перед центробежными рабочими колесами, при этом внешний вал соединен с первым центробежным рабочим колесом, находящимся ближе к турбине, промежуточный вал соединен с первым шнеком и вторым центробежным рабочим колесом, а внутренний вал соединен со вторым шнеком и третьим центробежным рабочим колесом, насосы горючего и дополнительный насос горючего соединены трубопроводом.

Насос // 2396463

Изобретение относится к насосостроению. .

Изобретение относится к насосостроению. .

Изобретение относится к насосостроению. .

Изобретение относится к насосостроению. .

Изобретение относится к конструкции насосных агрегатов жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) и может быть использовано в авиационной и ракетной технике. .

Изобретение относится к конструкциям бесконтактных уплотнений по валу быстроходных турбонасосных агрегатов (ТНА) и может быть использовано в специальном энергомашиностроении, например для ракетной техники.

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано для трансформации тепловой энергии в механическую путем перемещения и нагнетания жидкостей. .

Изобретение относится к насосостроению. .

Изобретение относится к насосостроению. .

Изобретение относится к насосостроению. .

Изобретение относится к насосостроению. .

Изобретение относится к насосостроению. .

Изобретение относится к насосостроению
Наверх