Лопастной насос

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано в турбонасосных агрегатах ракетной техники. Лопастной насос с боковым подводом рабочей жидкости содержит вал 3, проходящий сквозь входной коллектор 2 с зазором 4, лопастное колесо 5 и подшипник 6, установленные на валу по обе стороны зазора 4, и отверстия 7 для подачи охлаждающей жидкости к подшипнику, на валу 3 по длине зазора 4 выполнен винтовой насос 10 с входом со стороны подшипника 6 и выходом в сторону лопастного колеса 5. Изобретение направлено на повышение всасывающей способности лопастного насоса при обеспечении надежного охлаждения подшипника опоры вала. 1 ил.

 

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано в турбонасосных агрегатах ракетной техники.

Для высокооборотных турбонасосных агрегатов, применяемых в ракетной технике, требуют решения задачи охлаждения подшипниковых опор и обеспечения высокой всасывающей способности насосов.

Охлаждение подшипников осуществляют перепуском части компонента топлива через подшипники. Например, в турбонасосном агрегате по патенту №2175407 (Россия) часть компонента топлива высокого давления, взятая после насоса, пропускается через подшипник на вход центробежного колеса.

В насосном агрегате с боковым подводом жидкости по патенту №2314436 (Россия) для повышения всасывающей способности насоса установлен предвключенный шнек, а охлаждение подшипника осуществлено перепуском части компонента топлива, взятого со входа в шнек, через подшипник.

Известен также лопастной насос с боковым подводом жидкости, взятый за прототип изобретения, в котором охлаждение подшипника осуществлено частью компонента топлива, взятого со входа в колесо и с помощью дополнительных лопаток импеллера прокачиваемого через подшипник и возвращаемого в боковой подвод на вход в насос (см. рис.40 на с.93 книги « Проектирование и расчет уплотнений высокооборотных валов», автор М.В.Краев, г.Красноярск, 1978 г.).

В известном насосе по прототипу решена задача охлаждения подшипника, но всасывающая способность ухудшается, т.к. компонент топлива на входе в колесо подогревается.

Изобретение направлено на повышение всасывающей способности лопастного насоса с боковым подводом жидкости.

Для этого в лопастном насосе, содержащем боковой входной патрубок для подвода рабочей жидкости, кольцевой входной коллектор, вал, проходящий сквозь входной коллектор с зазором, лопастное колесо и подшипник, установленные на валу по обе стороны зазора, и отверстия, выполненные во входном коллекторе, соединяющие полость входного коллектора с полостью подшипника, в отличие от прототипа на валу по длине зазора выполнен винтовой насос с входом со стороны подшипника и выходом в сторону лопастного насоса.

Винтовой насос создает дополнительный подпор перед лопастным колесом, обеспечивая и охлаждение подшипника и повышение всасывающей способности лопастного насоса одновременно.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где приведена схема лопастного насоса.

Лопастной насос содержит боковой входной патрубок 1 для подвода рабочей жидкости, кольцевой входной коллектор 2, вал 3, проходящий сквозь входной коллектор с зазором 4, лопастное колесо 5 и подшипник 6, установленные на валу по обе стороны зазора 4, и отверстия 7, выполненные во входном коллекторе, соединяющие полость 8 входного коллектора с полостью 9 подшипника.

На валу 3 по длине зазора 4 выполнен винтовой насос 10 с входом 11 со стороны подшипника 6 и выходом 12 в сторону лопастного колеса 5.

Характеристики лопастного насоса определяются по заданию на проектирование. Для увеличения напора винтовая нарезка противоположного направления может быть выполнена и на диаметре зазора 4 входного коллектора 2.

При работе лопастного насоса рабочая жидкость по входному патрубку 1 поступает в кольцевой входной коллектор 2 и далее на вход 13 лопастного колеса 5, одновременно с этим часть жидкости по отверстиям 7 из полости 8 входного кольцевого коллектора прокачивается через полость 9 подшипника 6, через подшипник 6 и вход 11 винтовым насосом 10 в сторону лопастного колеса 5.

Винтовой насос 10 обеспечивает на выходе 12 расчетный подпор и на входе 13 лопастного колеса повышенное входное давление смешанного потока рабочей жидкости.

Использование изобретения позволяет при обеспечении надежного охлаждения подшипника повысить всасывающую способность лопастного насоса.

Лопастной насос, содержащий боковой входной патрубок для подвода рабочей жидкости, кольцевой входной коллектор, вал, проходящий сквозь входной коллектор с зазором, лопастное колесо и подшипник, установленные на валу по обе стороны зазора, и отверстия, выполненные во входном коллекторе, соединяющие полость входного коллектора с полостью подшипника, отличающийся тем, что на валу по длине зазора выполнен винтовой насос с входом со стороны подшипника и выходом в сторону лопастного колеса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к компрессорному блоку (1), в частности для подводной эксплуатации. .

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. .

Изобретение относится к способу контрольной поверки рабочих параметров вентилятора, предназначенного для удаления дыма в установке по устранению задымления, и приводящему к снижению затрат, связанных с техническим обслуживанием вентиляторов и продлением срока службы подшипников.

Изобретение относится к добыче нефти, в том числе с высоким содержанием механических примесей, из скважин погружными центробежными электронасосами. .

Изобретение относится к управлению компрессорными установками, эксплуатируемыми в различных отраслях народного хозяйства, находящимися в климатических условиях с длительным воздействием минусовых температур, особенно на шахтных предприятиях горной промышленности, и позволяет снизить энергоемкость производства сжатого воздуха в условиях отрицательных температур окружающей среды.

Изобретение относится к фильтрующему вентилятору в корпусе с рамой, снабженной устройством для быстрого крепления в форме упругих пластинок, что обеспечивает исключение всасывания неочищенного воздуха.

Изобретение относится к компрессоростроению, может быть использовано в двигателях летательных аппаратов, морских и наземных транспортных средств, а также в энергоустановках и позволяет повысить надежность центробежного компрессора за счет исключения разрушительных процессов в его рабочем колесе.

Изобретение относится к центробежным насосам, преимущественно для перекачки нефтепродуктов. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к центробежным насосам для поддержания пластового давления при нефтедобыче. .

Изобретение относится к шнековым насосам для зачистки и перекачки вязких, пластичных масс и вязкопластичных масс. .

Изобретение относится к энергомашиностроению и касается главного циркуляционного насосного агрегата (ГЦНА) преимущественно для энергоблоков АЭС

Изобретение относится к энергомашиностроению

Изобретение относится к биротативным винтовентиляторам, расположенным на выходе из газотурбинного двигателя, и обеспечивает при его использовании повышение надежности за счет организации эффективного охлаждения силового кольца задней подвески и корпуса задней опоры винтовентилятора

Изобретение относится к области компрессоростроения, насосостроения, а именно к системам обеспечения подачи масла с необходимой температурой к коллекторам смазки

Изобретение относится к турбокомпрессорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения

Изобретение относится к насосной системе с электрическим приводом, предназначенной для работы в погруженном состоянии в морской воде
Наверх