Способ оценки психофизиологических показателей операционных механизмов мнемических способностей в старшем школьном возрасте



Способ оценки психофизиологических показателей операционных механизмов мнемических способностей в старшем школьном возрасте
Способ оценки психофизиологических показателей операционных механизмов мнемических способностей в старшем школьном возрасте
Способ оценки психофизиологических показателей операционных механизмов мнемических способностей в старшем школьном возрасте
Способ оценки психофизиологических показателей операционных механизмов мнемических способностей в старшем школьном возрасте
Способ оценки психофизиологических показателей операционных механизмов мнемических способностей в старшем школьном возрасте
Способ оценки психофизиологических показателей операционных механизмов мнемических способностей в старшем школьном возрасте
Способ оценки психофизиологических показателей операционных механизмов мнемических способностей в старшем школьном возрасте

 


Владельцы патента RU 2412649:

Никишина Нина Алексеевна (RU)

Изобретение относится к области психологии познавательных способностей, в частности к способам оценки психофизиологических причин разной эффективности мнемических способностей, и может быть использовано в психологической практике в плане профотбора и профориентации, а также в психологии труда для изучения мнемических способностей при различных функциональных состояниях (в условиях монотонии, стресса, утомления и т.п.). Регистрируют право- и левополушарные реакции на разномодальные сигналы, отражающие реактивность соответствующих сенсорных зон коры, участие стволовых активирующих структур и префронтальных зон лобных долей в реализации когнитивной деятельности. Способ позволяет точно количественно оценить операционные механизмы мнемических способностей в старшем школьном возрасте на психофизиологическом уровне. 11 табл., 2 ил.

 

Заявляемый способ относится к области психологии познавательных способностей, в частности к способам оценки психофизиологических причин разной эффективности мнемических способностей в старшем школьном возрасте (15-18 лет), и может быть использован в психологической практике в плане профотбора и профориентации, а также в психологии труда для изучения мнемических способностей при различных функциональных состояниях (в условиях монотонии, стресса, утомления и т.п.).

Ближайшим аналогом заявляемого способа является методика развертывания мнемической деятельности (Черемошкина Л.В. Психология памяти / Л.В.Черемошкина. - М.: Академия, 2002. - 250 с.), позволяющая изучать эффективность операционных механизмов мнемической деятельности, а также качественное своеобразие мнемических приемов и способов их регуляции.

К важным недостаткам прототипа следует относить то, что метод развертывания мнемической деятельности, оценивая эффективность разноуровневых механизмов мнемических способностей (функциональных, операционных и регулирующих), не позволяет ответить на вопрос о причинах снижения эффективности памяти и оценить отклонение мнемических способностей на психофизиологическом уровне.

Целью заявляемого способа является повышение эффективности оценки психофизиологических показателей операционных механизмов мнемических способностей в старшем школьном возрасте, в результате точной количественной оценки эффективности мнемических способностей.

Поставленная цель достигается благодаря тому, что в заявляемом способе оценки психофизиологических показателей операционных механизмов мнемических способностей в старшем школьном возрасте содержащем измерение эффективности памяти, имеются следующие отличия: диагностика эффективности операционных механизмов мнемических способностей производится между циклами измерения времени реакции (ВР) на попарное предъявление зрительных, слуховых и кожных сигналов, предъявляемых с левой и с правой стороны, а кожный сигнал наносят отдельно на правую и левую руку, после чего на основании показателей ВР на зрительные сигналы (ВР свет), ВР на кожные сигналы (ВР кож) и ВР на слуховые сигналы (ВР звук) рассчитываются сенсомоторные показатели, отражающие работу мозговых структур в процессе запоминания предъявленного материала (изменение ВР на 1-е и 2-е предъявление сигналов на этапе «умственная нагрузка» по сравнению с этапом «фон» (Δ ВР1пп, Δ ВР 2пп, Δ ВР1лп, Δ ВР2 лп), усредненные показатели времени право- и левополушарных реакций на этапе «умственная нагрузка» (ВРпп, ВРлп), активация показателей времени реакции на умственную нагрузку (Δ ВРпп, Δ ВРлп), показатель межполушарной асимметрии активности сенсорных зон (ВРасимметр)), на основании которых высчитывается коэффициент эффективности мнемических способностей (КЭМС):

позволяющий точно количественно оценить операционные механизмы мнемических способностей на психофизиологическом уровне.

Заявляемый способ позволяет с помощью сенсомоторных показателей в точной количественной форме отражать психофизиологические механизмы, реализующие операционные механизмы мнемических способностей, что принципиально отличает его от прототипа. К таким психофизиологическим показателям эффективности операционных механизмов мнемических способностей относятся:

1. Изменение времени реакций (ВР) на 1-е и 2-е предъявление сигналов на этапе «умственная нагрузка» по сравнению с этапом «фон» - отражающие участие префронтальных долей, рассчитываемые для правого (Δ ВР1пп, Δ ВР2пп) и левого (Δ ВР 1лп, Δ ВР2 лп) полушарий.

2. Усредненные показатели времени право- (ВРпп) и левополушарных (ВРлп) реакций на этапе «умственная нагрузка».

3. Активация показателей времени реакции на умственную нагрузку - являющаяся показателем «цены» затраченных усилий и показателем «оптимальности» характера активации структур головного мозга, особенностям предъявляемой умственной нагрузки, рассчитываемая для правого (Δ ВРпп) и левого (Δ ВРлп) полушарий.

4. Показатель межполушарной асимметрии активности сенсорных зон (ВРасимметр) - как показатель участия право - или левополушарных механизмов в обработке информации.

5. Коэффициент эффективности мнемических способностей (КЭМС).

Техническим результатом заявленного способа является повышение эффективности оценки психофизиологических показателей операционных механизмов мнемических способностей в старшем школьном возрасте.

Сущность заявляемого способа заключается в следующем.

Перед исследованием у испытуемых проводится регистрация пульса и артериального давления, учитывается самочувствие, состояние здоровья, длительность предшествующего сна. Реализация способа осуществляется в звукоизолированном помещении при постоянном световом фоне.

Перед началом исследования предъявляется стандартная для всех испытуемых инструкция, предъявление которой сопровождается предварительной демонстрацией раздражителей, ознакомлением с регистрирующими приборами и характером ответных реакций.

На фиг.1 изображена схема устройства для изучения перцептивных звеньев функциональных систем познавательных способностей, где панель экспериментатора (1) включает три пары кнопок (2-7), предназначенных для последовательного предъявления световых, кожных и звуковых раздражителей с левой стороны панели испытуемого (адресуемые в правое полушарие) и с правой стороны (адресуемые в левое полушарие). Панель экспериментатора содержит счетчик времени реакции испытуемого в мсек (10) и кнопки для ручного управления его работой (остановка (8) и обнуление (9)).

Подаваемый с панели экспериментатора (1) сигнал по цепи запускает счетчик времени (10) и одновременно идет на панель испытуемого (11), где вызывает предъявление сигнала определенной модальности.

Панель испытуемого является складной и состоит из двух частей: вертикальной и горизонтальной, размерами 40×30 см каждая. Структурной особенностью панели испытуемого (11) являются вмонтированные источники световых (12, 13), звуковых (14, 15) и кожных (16, 17) сигналов, что, сокращая диапазон варьирования стимулов, значительно уменьшает вес и размеры устройства, делая его портативным. На панели испытуемого (11) располагаются две кнопки для правой и левой руки (18), нажатие на которые приводит к остановке счетчика времени (10) на панели экспериментатора (1).

На вертикальной части панели испытуемого закреплены два световых экрана площадью 0,036 м2 каждый (12, 13). Взор испытуемого фиксируется согласно инструкции по центру вертикальной части панели на светящейся точке (19). Звуковые раздражители предъявляются моноурально через наушники (14, 15) от звукового генератора (встроен в панель экспериментатора). Громкость звука регулируется с панели экспериментатора (1) с помощью двух реостатов (20, 21). Частота предъявляемого звукового сигнала 1000 Гц.

В качестве кожных раздражителей используются плотно прилегающие к ладони вибрирующие пластинки (16, 17), под которыми вмонтированы и звукоизолированы электромоторчики (вид стимула прямоугольный).

Третьим элементом устройства является блок питания (22). Блок питания создает потенциал на правом и левом вибрационном устройствах (16, 17) встроенных в горизонтальную часть панели испытуемого. На блоке питания располагается тумблер «ВКЛ/ВЫКЛ» (23) и тумблер регулировки яркости ламп (24).

Работа с устройством осуществляется по следующей схеме. Испытуемый с одетыми наушниками сидит перед панелью (11), фиксируя взор по средней линии на специальной светящейся точке (19). Каждая рука испытуемого располагается на горизонтальной части панели (11), касаясь ладонью вибрирующих пластин (16, 17), в то время как указательные пальцы располагаются на кнопках (18), позволяющих останавливать счетчик времени (10) после получения сигнала.

Предъявление сигналов испытуемому осуществляется путем нажатия кнопок (2-7) на панели экспериментатора (1). После нажатия кнопки происходит одновременное предъявление сигнала определенной модальности на панели испытуемого и запуск счетчика времени на панели экспериментатора. Время реакции испытуемого регистрируется в миллисекундах.

Адресация сигналов отдельно в правое и левое полушарие совершается путем их монолатерального предъявления. Зрительные стимулы предъявляются на разные поля зрения, что, благодаря анатомическим особенностям зрительных проводящих путей, обеспечивает их преимущественное поступление в определенное полушарие. Кожное раздражение наносится отдельно на правую и левую руку. Звуковой сигнал подается раздельно на правый и левый наушники.

Интервал между предъявляемыми сигналами при измерении времени реакции составляет 4-5 сек. При таком интервале явление задержки времени реакции на последующий сигнал исчезает, а сохраняющееся «остаточное возбуждение» позволяет судить о возбудимости изучаемых сенсорных центров при подаче повторного сигнала той же модальности,

Инструкция испытуемому: «Сядьте прямо. Положите руки на панель так, чтобы указательные пальцы лежали свободно на кнопках. Смотрите прямо по центру на красную светящуюся точку. Сигналы будут предъявляться в определенной последовательности. Сначала свет слева, вибрация на левую руку, звук в левый наушник, а затем эти же сигналы, в той же последовательности будут предъявляться с правой стороны. Каждый сигнал будет предъявляться по два раза. Ваша задача: на сигналы с левой стороны как можно быстрее нажимать на кнопку левой рукой, на сигналы с правой стороны - на правую кнопку».

1-й этап (этап «фон») состоит из трех последовательных циклов. Один цикл включает измерение ВР на двухкратное предъявление зрительных, кожных и звуковых сигналов с левой стороны, затем эти же сигналы в той же последовательности предъявляются с правой стороны (табл.1). Логично допустить, что на этом этапе регистрируются показатели активности зрительных, кожных и слуховых зон правого и левого полушарий, определяющих перцептивные процессы в состоянии относительного покоя.

2-й этап - после измерения времени реакции в состоянии относительного покоя («фон») проводится диагностика эффективности операционных механизмов мнемических способностей. Экспериментальный материал, предъявляемый для запоминания, представляет собой фигуру, состоящую из прямых пересекающихся линий (фиг.2).

Бланки ответов, представляющие собой чистые листы бумаги.

Инструкция испытуемому: «Я буду показывать фигуру и попрошу Вас нарисовать то, что Вы запомните, вот на этом листе (экспериментатор показывает). Каждый раз Вы будете рисовать на новом листе».

Экспериментатор предъявляет фигуру (фиг.2) определенное количество времени: 1-е предъявление - 3 сек, 2-е - 6 сек, 3-е - 9 сек, 4-е - 12 сек, 5-е -15 сек. Эксперимент продолжается до первого правильного воспроизведения фигуры. Фигура считается правильно воспроизведенной, если будут соответствовать оригиналу:

- количество линий;

- количество и характер пересечений;

- ориентация изображения на плоскости;

- пропорции воспроизведенного изображения.

Примечание. В том случае, если испытуемый не справился с заданием за пять предъявлений, экспериментатор предъявляет новую инструкцию: "А сейчас я покажу Вам карточку на столько времени, сколько Вам потребуется для того, чтобы ее запомнить. Когда запомните, скажете "все", я уберу карточку, и Вы можете рисовать".

Каждое воспроизведение рисунка испытуемый делает на новом листе. Экспериментатор после ответа испытуемого нумерует бланки ответов (на обратной стороне бланка). Номер бланка ответов соответствуют порядковому номеру предъявления карточки.

Оценкой эффективности операционных механизмов мнемических способностей является суммарное время (в сек) всех предъявлений, потребовавшихся для запоминания фиг.2.

3-й этап эксперимента (этап «умственная нагрузка») заключается в регистрации показателей времени реакции непосредственно после диагностики эффективности операционных механизмов мнемических способностей (три цикла подряд).

Логично ожидать, что на втором этапе эксперимента тестирование приведет к созданию относительно устойчивой «констелляции» активности сенсорных зон в правом и левом полушариях, характер которой определяется особенностями выполняемого тестового задания.

На основании зарегистрированных показателей времени право- и левополушарных реакций на зрительные, кожные и звуковые сигналы (табл.1) рассчитывают:

ВР свет 1(фон, правое полушарие) (ВР свет 1(1-й цикл, фон, правое полушарие)+(BP свет 1 (2-й цикл, фон, правое полушарие))+(BP свет 1(3-й цикл. фон, правое полушарие)))/3

Аналогичным образом рассчитывают:

- BP свет 2(фон, правое полушарие);

- BP кож 1(фон, правое полушарие);

- BP кож 2(фон, правое полушарие);

- BP звук 1(фон, правое полушарие);

- BP звук 2(фон, правое полушарие);

- BP свет 1(фон, левое полушарие);

- BP свет 2(фон, левое полушарие);

- BP кож 1(фон, левое полушарие);

- BP кож 2(фон, левое полушарие);

- BP звук 1(фон, левое полушарие);

- BP звук 2(фон, левое полушарие);

BP свет 1(умственная нагрузка, правое полушарие)=(BP свет 1(4-й цикл, фон, правое полушарие))+(BP свет 1(5-й цикл, фон, правое полушарие))+(BP свет 1(6-й цикл, фон, правое полушарие)))/3

Аналогичным образом рассчитывают:

- BP свет 2(умственная нагрузка, правое полушарие);

- BP кож 1(умственная нагрузка, правое полушарие);

- BP кож 2(умственная нагрузка, правое полушарие);

- BP звук 1(умственная нагрузка, правое полушарие);

- BP звук 2(умственная нагрузка, правое полушарие);

- BP свет 1(умственная нагрузка, левое полушарие);

- BP свет 2(умственная нагрузка, левое полушарие);

- BP кож 1(умственная нагрузка, левое полушарие);

- BP кож 2(умственная нагрузка, левое полушарие);

- BP звук 1(умственная нагрузка, левое полушарие);

- BP звук 2(умственная нагрузка, левое полушарие).

По результатам расчетов заполняется таблица, аналогичная табл.2, где приведены нормативные показатели право- и левополушарных реакций на зрительные, кожные и слуховые сигналы при оценке психофизиологических показателей эффективности операционных механизмов мнемических способностей в старшем школьном возрасте.

На основании данных табл.2 рассчитывается среднее время реакции на 1-е и 2-е предъявление сигналов разной модальности в правом и левом полушариях на этапе «фон» (ВР1пп(фон), ВР2пп(фон), ВР1 лп(фон), ВР2 лп(фон)) и «умственная нагрузка» (ВР1пп(умственная нагрузка), ВР2пп(умственная нагрузка), ВР1 лп (умственная нагрузка). BP2 лп(умственная нагрузка)).

1. ВP 1пп(фон)=(BP свет 1(фон, правое полушарие)+BP кож 1(фон, правое полушарие)+BP звук 1(фон, правое полушарие))/3

2. BP 2 пп(фон)=(ВР свет 2(фон, правое полушарие)+BP кож 2(фон, правое полушарие)+BP звук 2(фон, правое полушарие))/3

3. ВР 1 лп(фон)=(BP свет 1(фон, левое полушарие)+ВР кож 1(фон, левое полушарие)+BP звук 1(фон, левое полушарие))/3

4. BP 2 лп(фон)=(BP свет 2(фон, левое полушарие)+ВР кож 2(фон, левое полушарие)+BP звук 2(фон, левое полушарие))/3

5. BP 1 пп(умственная нагрузка)=(BP свет 1(умственная нагрузка, правое полушарие) +BP кож 1(умственная нагрузка, правое полушарие)+BP звук 1(умственная нагрузка, правое полушарие))/3

6. BP 2 пп(умственная нагрузка)=(BP свет 2(умственная нагрузка, правое полушарие)+ВР кож 2(умственная нагрузка, правое полушарие)+ВP звук 2(умственная нагрузка, правое полушарие))/3

7. BP 1 лп(умственная нагрузка)=(BP свет 1(умственная нагрузка, левое полушарие)+BP кож 1(умственная нагрузка, левое полушарие)+BP звук 1(умственная нагрузка, левое полушарие))/3

8. BP 2 лп(умственная нагрузка)=(BP свет 2(умственная нагрузка, левое полушарие)+ВР кож 2(умственная нагрузка, левое полушарие)+ВР звук 2(умственная нагрузка, левое полушарие))/3

По результатам расчетов заполняется таблица аналогичная табл.3, где приведены средние значения времени реакций на 1-е и 2-е предъявление сигналов.

Таблица 3.
Средние значения времени реакций на 1-е и 2-е предъявление сигналов (М±m)
Этапы эксперимента Правое полушарие (в мсек) Левое полушарие (в мсек)
ВР1 пп ВР2 пп ВР 1 лп ВР2 лп
Фон, (N=195) 294±5,7 256,30±4,3 243,63±5,1 239,36±4,8
Умственная нагрузка, (N=195) 252,30±5,05 210,58±4,1 205,86±4,9 187,52±3,6

Расчет и оценка психофизиологических показателей операционных механизмов мнемических способностей в старшем школьном возрасте

Таблица 4.
Время запоминания фигуры 2
Оценка уровня развития Время запоминания (сек)
Норма <9,3
Пограничное состояние 9,4-34,5
Отклонение >34,5

1. Изменение времени реакций на 1-е и 2-е предъявление сигналов на этапе «умственная нагрузка» по сравнению с этапом «фон»

На основании данных табл.3 рассчитывается изменение времени реакции (Δ ВР), как разница показателей времени реакции на этапе «умственная нагрузка» по сравнению с этапом «фон»:

ΔВР1 пп=ВР 1 пп(фон)-ВР 1 пп(умственная нагрузка)

ΔВР2 пп=ВР 2 пп(фон)-ВР 2 пп(умственная нагрузка)

ΔВР 1 лп=ВР 1 лп(фон)-ВР 1 лп(умственная нагрузка)

ΔВР2 лп=ВР 2 пп(фон)-ВР 2 лп(умственная нагрузка)

Оценка показателей

Величина реакции на 1-е предъявление стимула связана с динамичностью нервных процессов. Основным содержанием этого свойства является легкость и быстрота генерации мозговыми структурами нервных процессов в ходе формирования временных связей. Поэтому величина реакции на 1-е предъявление сигналов имеет положительную корреляцию со скоростью образования условных реакций и отрицательную - со скоростью образования дифференцировки.

Для лиц с высокой динамичностью возбуждения характерна более легкая переключаемость внимания. Динамичность нервной системы лежит в основе способности к научению.

Скорость реакций на 1-е предъявление стимулов зависит от функциональных возможностей механизмов программирования поведения, находящихся преимущественно в конвекситальных отделах префронтальных зон коры.

2-е предъявление сигнала попадает на «подготовленную» почву, когда не только закончилась перенастройка программы, но и включаются процессы срочной дополнительной «мобилизации» корковых ресурсов.

Основной функцией этих отделов мозга является не столько обеспечение связи с внешним миром (получение и переработка информации, программирование действий), сколько регуляция состояний мозга и модификация тонуса коры.

В этом смысле медиальные отделы больших полушарий рассматриваются как структуры надстроенные над образованиями лимбической системы и ретикулярной формации мозга. Центральными признаками, характеризующими поражение этой зоны, является снижение тонуса коры, их быстрая истощаемость, замедление всех сознательных (двигательных и речевых) реакций.

Следствием снижения общего тонуса коры являются расстройства памяти, которые не имеют определенных специфических особенностей, присущих локальным повреждениям конвекситальных отделов мозга и выступающие в какой-либо одной сфере (зрительной или слуховой), а носят модально-неспецифический характер. Эти дефекты приводят к первичной слабости следов «памяти» и пониженной работоспособности.

Патология лобных долей, затрагивающая ее медиобазальные отделы, сопровождается нарушением механизмов экстренной активации, опосредованной речью и лежащей в основе произвольного внимания.

Количественный анализ полученных показателей производится по табл.5.

2. Усредненные показатели времени право- и левополушарных реакций

На основании данных табл.2 расчет усредненных показателей времени право- и левополушарных реакций осуществляется следующим образом:

BP свет(фон, правое полушарие)=(BP свет 1(фон, правое полушарие)+BP свет 2 (фон, правое полушарие)/2

Аналогично рассчитываются:

- BP кож(фон, правое полушарие);

- BP звук(фон, правое полушарие);

- BP свет(фон, левое полушарие);

- BP кож(фон, левое полушарие);

- BP звук(фон, левое полушарие);

ВР свет(умственная нагрузка, правое полушарие)=(BP свет 1(умственная нагрузка, правое полушарие) + BP свет 2(умственная нагрузка, правое полушарие)/2

Аналогично рассчитываются:

- ВР кож(умственная нагрузка, правое полушарие);

- ВР звук(умственная нагрузка, правое полушарие);

- ВР свет(умственная нагрузка, левое полушарие);

- ВР кож(умственная нагрузка, левое полушарие);

- ВР звук(умственная нагрузка, левое полушарие).

Полученные результаты используются для расчета:

1. ВР пп(фон)=(ВР свет(фон, правое полушарие)+ВР кож(фон, правое полушарие)+ВР звук(фон, правое полушарие)/3

2. ВР лп(фон)=(ВР свет(фон, левое полушарие)+ВР кож(фон, левое полушарие)+ВР звук(фон, левое полушарие))/3

3. BP пп=(BP свет(умственная нагрузка, правое полушарие)+BP кож (умственная нагрузка, правое полушарие)+BP звук(умственная нагрузка, правое полушарие)/3

4. BP лп (BP свет(умственная нагрузка, левое полушарие)+BP кож(умственная нагрузка, левое полушарие)+BP звук(умственная нагрузка, левое полушарие))/3

Оценка показателей

Показатели времени реакции отражают реактивность нервной системы и являются критериями «базального» уровня активации. Эти показатели является устойчивыми индивидуальными характеристиками тонического уровня возбудимости кортикальных центров, связаны с уровнем бодрствования головного мозга и определяются восходящими активирующими влияниями стволовых образований.

Усредненные показатели полушарных реакций являются важными показателями, отражающими состояние энергетического блока мозга.

Количественный анализ полученных показателей производится по табл.5.

3. Активация показателей времени реакции на умственную нагрузку

Активация показателей времени реакции (Δ ВР) рассчитывается следующим образом:

ΔВР пп=ВР пп(фон)-ВР пп

ΔВР лп=ВР лп(фон)-ВР лп

Оценка показателей

Выраженное и достоверное ускорение изучаемых полушарных реакций на этапе предъявления умственной нагрузки, свидетельствует об активации сенсорных центров. Средний показатель полушарной активации - позволяет говорить о «мобилизационном» потенциале исследуемых сенсорных функций.

Существует несколько вариантов полушарной активации. Каждый из вариантов определяет специфику когнитивных способностей испытуемых.

Величина активации является показателем «мобилизационного» потенциала коры и указывает на величину усилий, затрачиваемых испытуемым («цену» деятельности) при выполнении предъявляемого задания.

Количественный анализ полученных показателей производится по табл.5.

4. Показатель межполушарной асимметрии показателей времени реакции

Расчет показателей межполушарной асимметрии на этапе «умственная нагрузка» осуществляется следующим образом:

ВРасимметр=ВР пп-ВР лп

Знак «-» - означает доминирование правого полушария;

Знак «+» - означает доминирование левого полушария.

Объяснение полученных данных проводится с учетом целесообразности включения право- или левополушарных сенсорных зон в обработку запоминаемой информации.

Количественный анализ ВРасимметр производится по табл.5.

5. Коэффициент эффективности мнемических способностей (КЭМС)

Оценка коэффициента эффективности мнемических способностей

Величина КЭМС меньше - 0,46 свидетельствует о нарушении операционных механизмов мнемических способностей на психофизиологическом уровне у детей старшего школьного возраста.

Заявляемый способ оценки психофизиологических показателей операционных механизмов мнемических способностей в старшем школьном возрасте поясняется чертежами. На фиг.1 представлена схема принципиального устройства для оценки психофизиологических показателей операционных механизмов мнемических способностей в старшем школьном возрасте; на фиг.2 изображена фигура для оценки операционных механизмов мнемических способностей в старшем школьном возрасте.

Пример 1. Оценка психофизиологических показателей операционных механизмов мнемических способностей у испытуемого В.А. (17 лет)

Испытуемый В.А., 17 лет, правша, учащийся 11 класса, школы №50 г.Курска. Средний балл успеваемости 3,5 балла. Увлекается спортом. Аномалий сенсорных систем нет. Отличается хорошим физическим развитием. Имеет хроническое заболевание желудка в стадии ремиссии. Неврологический статус без отклонений. За психиатрической помощью не обращался. На момент обследования ЧСС=69 уд./мин, АД=116/75 мм/рт.ст., самочувствие хорошее, жалоб на состояние здоровья нет. Сон - 10,5 часов.

При экспериментально-психологическом обследовании выявлено снижение операционных механизмов мнемических способностей. Время запоминания фиг.2 составило 57 сек.

В результате анализа психофизиологических показателей, зарегистрированных при диагностике операционных механизмов мнемических способностей, у испытуемого В.А. выявлено снижение функциональных возможностей механизмов программирования (префронтальные зоны) и активации (медиобазальные) в левом и правом полушариях. Снижен уровень активированности правого и левого полушарий. Активация мозговых структур при запоминании фигуры 2 выражена слабо. Асимметрия показателей времени реакции слабо выражена. Доминирующими являются левополушарные сенсорные зоны.

Таким образом, в результате выраженного снижения функциональных возможностей префронтальных долей и снижения «базального» уровня активированности полушарий КЭМС составил 0,18, и находится в пограничном с нормой диапазоне.

Таблица 6
Показатели право- и левополушарных реакций на зрительные, кожные и слуховые сигналы при оценке психофизиологических показателей эффективности операционных механизмов мнемических способностей у испытуемого В.А., 17 лет.
Этап эксперимента Правое полушарие (в мсек) Левое полушарие (в мсек)
свет кож звук свет кож звук
1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2
Средние значения BP на этапе “фон” 325,88 286,3 231,1 215,9 284 249,4 283,05 239,3 239,7 234,2 202,9 209,8
Средние значения BP на этапе “умственная нагрузка” 258,61 243,8 313,7 276,16 213,5 216,9 258,4 216,05 217,3 207,5 244,38 211,7
Таблица 7.
Психофизиологические показатели эффективности операционных механизмов мнемических способностей у испытуемого В.А., 17 лет.
Психофизиологические показатели ΔBP 1пп ΔBP 2пп ΔBP 1лп ΔBP лп BP пп BP лп Δ BP пп Δ BP лп BP асим КЭМС
Испытуемый В.А. 28 0,18
18,39 4,9 1,85 16,01 253 225 12 9

Пример 2. Оценка психофизиологических показателей операционных механизмов мнемических способностей у испытуемого К.А. (16 лет)

Испытуемый В.А., 16 лет, правша, учащийся 11 класса, школы №50 г.Курска. Средний балл успеваемости 5,0. Аномалий сенсорных систем нет. Астенического типа телосложения. Хронических заболеваний нет. Неврологический статус без отклонений. За психиатрической помощью не обращался. Увлекается компьютерной графикой, дизайном и мультимедийными технологиями. На момент обследования ЧСС=73 уд./мин, АД=115/80 мм/рт.ст., самочувствие хорошее, жалоб на состояние здоровья нет. Сон - 11 часов.

При экспериментально-психологическом обследовании выявлен высокий уровень операционных механизмов мнемических способностей. Время запоминания фиг.2 составило 5 сек.

У испытуемого К.А. при диагностике операционных механизмов мнемических способностей зарегистрированы оптимальные показатели ΔВР1 и ΔВР2 в правом и левом полушариях, свидетельствующие о высоких функциональных возможностях префронтальных долей.

В процессе запоминания фиг.2 ΔВРпп и ΔВРлп были одинаковыми и находились в норме. ВРасим составила 44,1 мсек, что свидетельствует о выраженном доминировании левополушарных сенсорных зон в процессе запоминания. КЭМС в норме, и равен 0,75.

Таблица 8
Показатели право- и левополушарных реакций на зрительные, кожные и слуховые сигналы при оценке психофизиологических показателей эффективности операционных механизмов мнемических способностей у испытуемого К.А., 16 лет.
Этап эксперимента Правое полушарие (в мсек) Левое полушарие (в мсек)
свет кож звук свет кож звук
1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2
Средние значения BP на этапе “фон” 353,5 289 269,5 182,5 182 210 283 196,5 174 169 244,4 164
Средние значения BP на этапе “умственная нагрузка” (запоминание фиг.2) 370,5 211 192,5 160 170 149 208,5 194 154 145 146,5 140

Пример 3. Оценка психофизиологических показателей операционных механизмов мнемических способностей у испытуемого С.М., 18 лет.

Испытуемый С.М., 18 лет, правша, учащийся 11 класса, школы №50 г.Курска. Средний балл успеваемости 3,4. Аномалий сенсорных систем нет. С 5 лет находится под наблюдением невропатолога. Имеет выраженную киберигровую зависимость. В день играет от 5 до 15 часов. В состоянии здоровья жалуется на нервозность, раздражительность и вспыльчивость.

На момент обследования ЧСС=73 уд./мин, АД=125/80 мм/рт.ст. Самочувствие плохое. Сон - 3 часа. Жалобы на усталость и сонливость.

При экспериментально-психологическом обследовании не смог запомнить фиг.2.

В результате анализа психофизиологических показателей зарегистрированных при диагностике операционных механизмов мнемических способностей у испытуемого С.М. выявлено нарушение функциональных возможностей механизмов программирования (префронтальные зоны) и активации (медиобазальные) в правом полушарии, -123 и -90,33, соответственно. Уровень активированности правого (361,8 мсек) и левого (258,83 мсек) полушарий находится в пограничном с нормой диапазоне. Активация левополушарных структур при запоминании фигуры 2 в норме. В процесс запоминания фиг.2 происходит резкое торможение активности правого полушария, на 106,7 мсек.

Асимметрия показателей времени реакции резко выражена. Доминирующими являются левополушарные сенсорные зоны.

Таким образом, в результате выраженного снижения функциональных возможностей правого полушария и снижения «базального» уровня активированности полушарий, КЭМС составил -0,07, что свидетельствует о нарушении психофизиологических механизмов памяти.

Таблица 10
Показатели право- и левополушарных реакций на зрительные, кожные и слуховые сигналы при оценке психофизиологических показателей эффективности операционных механизмов мнемических способностей у испытуемого С.М., 18 лет.
Правое полушарие (в мсек) Левое полушарие (в мсек)
Этап свет кож звук свет кож звук
эксперимента 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2
Средние значения BP на этапе “фон” 242,5 211 311,5 214 231 321 333 321 234 345 321 345
Средние значения BP на этапе “умственная нагрузка” (запоминание фиг.2) 387 345 372 301 395 371 321 213 324 231 231 233

Заявляемый способ оценки психофизиологических показателей эффективности мнемических способностей в старшем школьном возрасте позволяет выявить участие сенсорных зон правого и левого полушарий, стволовых механизмов головного мозга, а также участие префронтальных долей в осуществлении операционных механизмов мнемической деятельности и может использоваться в оценке психофизиологических механизмов, реализовывавших операционные механизмы мнемических способностей. Знание психофизиологических причин разной эффективности операционных механизмов мнемических способностей позволит, не ограничиваясь констатацией факта их низкой эффективности, выявить в этой системе звенья, затрудняющие процесс запоминания. Полученная в процессе психодиагностики информация дает возможность выстроить адекватную способностям испытуемого стратегию и тактику психолого-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию познавательных способностей и обеспечить учет индивидуальных особенностей мнемических способностей при профотборе.

Способ оценки психофизиологических показателей операционных механизмов мнемических способностей в старшем школьном возрасте, содержащий измерение эффективности операционных механизмов, отличающийся тем, что материал для запоминания предъявляют между двумя этапами - первый этап «фон» до предъявления материала для запоминания, и второй этап «умственная нагрузка», после предъявления материала для запоминания, состоящие из трех циклов, каждый из которых включает в себя измерение времени реакции (ВР) на попарное предъявление зрительных, слуховых и кожных сигналов, предъявляемых с левой и с правой стороны, а кожный сигнал наносят отдельно на правую и левую руку, после чего рассчитывают сенсомоторные показатели, отражающие работу мозговых структур в процессе запоминания предъявленного материала - изменение ВР на 1-е и 2-е предъявление сигналов на этапе «умственная нагрузка» по сравнению с этапом «фон»: ΔВР 1пп, Δ ВР 2пп, Δ ВР 1 лп, Δ ВР 2 лп, усредненные показатели времени право- и левополушарных реакций на этапе «умственная нагрузка»: ВРпп, ВРлп, активация показателей ВР на умственную нагрузку: Δ ВРпп, Δ ВРлп, показатель межполушарной асимметрии активности сенсорных зон: ВРасимметр, при этом:
Δ ВРпп=ВРпп(фон)-ВРпп
Δ ВРлп=ВРлп(фон)-ВРлп, где пп - правое полушарие, лп - левое полушарие, а BPпп(фон)=(ВР свет(фон, правое полушарие)+ВР кож(фон, правое полушарие)+ВР звук(фон,правое полушарие))/3, BPлп(фон)=BPсвет (фон, левое полушарие)+ВРкож (фон, левое полушарие)+ВР звук(фон, левое полушарие))/3, где BPсвет (фон, правое полушарие)=(ВРсвет 1 (фон, правое полушарие)+ВР свет 2 (фон, правое полушарие)/2, аналогично рассчитывают: ВРкож (фон, правое полушарие); ВРзвук (фон, правое полушарие); ВР свет (фон, левое полушарие); ВРкож (фон, левое полушарие); ВРзвук (фон, левое полушарие);
ВРпп=(ВРсвет (умственная нагрузка, правое полушарие)+ВРкож (умственная нагрузка, правое полушарие)+ВРзвук (умственная нагрузка, правое полушарие))/3, BPлп=(BP свет(умственная нагрузка, левое полушарие)+ВРкож (умственная нагрузка, левое полушарие)+BPзвук (умственная нагрузка, левое полушарие))/3, где BPсвет (умственная нагрузка, правое полушарие)=(BPсвет 1 (умственная нагрузка, правое полушарие)+ BPсвет 2 (умственная нагрузка, правое полушарие))/2, аналогично рассчитывают: BP кож(умственная нагрузка, правое полушарие); BPзвук (умственная нагрузка, правое полушарие); BPсвет (умственная нагрузка, левое полушарие); BP кож (умственная нагрузка, левое полушарие); BPзвук (умственная нагрузка, левое полушарие);
рассчитывают показатель межполушарной асимметрии показателей времени реакции (ВРасимметр) на этапе «умственная нагрузка» ВРасимметр=ВРпп-ВРлп; изменение времени реакции (Δ ВР) как разница показателей времени реакции на этапе «умственная нагрузка» по сравнению с этапом «фон»:
Δ ВР 1 пп=ВР 1 пп(фон) - ВР 1 пп(умственная нагрузка);
Δ ВР 2 пп=ВР 2 пп(фон) - ВР 2 пп(умственная нагрузка);
Δ ВР 1 лп=ВР 1 лп(фон) - ВР 1 лп(умственная нагрузка);
Δ ВР 2 лп=ВР 2 пп(фон) - ВР 2 лп(умственная нагрузка), где
BP 1 пп(фон) = (BP свет 1(фон, правое полушарие)+ВР кож 1(фон, правое полушарие)+ BP звук 1(фон, правое полушарие))/3;
BP 2 пп(фон)=(BP свет 2(фон, правое полушарие)+ВР кож 2(фон, правое полушарие)+ВР звук 1(фон, правое полушарие))/3;
ВР 1 лп(фон)=(ВР свет 1(фон, левое полушарие)+ВР кож 1(фон, левое полушарие)+ВР звук 1(фон, левое полушарие))/3;
ВР 2 лп(фон)=(ВР свет 2(фон, левое полушарие)+ВР кож 2(фон, левое полушарие)+ВР звук 2(фон, левое полушарие))/3;
BP 1 пп(умственная нагрузка)=(ВР свет 1(умственная нагрузка, правое полушарие)+ВР кож 1(умственная нагрузка, правое полушарие)+ВР звук 1(умственная нагрузка, правое полушарие))/3;
BР 2 пп(умственная нагрузка)=(ВР свет 2(умственная нагрузка, правое полушарие)+ВР кож 2(умственная нагрузка, правое полушарие)+ВР звук 2(умственная нагрузка, правое полушарие))/3;
ВР 1 лп(умственная нагрузка) = (ВР свет 1(умственная нагрузка, левое полушарие) + BP кож 1(умственная нагрузка, левое полушарие) + ВР звук 1(умственная нагрузка, левое полушарие))/3;
BP 2 лп(умственная нагрузка) = (ВР свет 2(умственная нагрузка, левое полушарие) + BP кож 2(умственная нагрузка, левое полушарие) + BP звук 2(умственная нагрузка, левое полушарие))/3, в которых рассчитывают: ВР свет 1(фон, правое полушарие)=(ВР свет 1(1-й цикл, фон, правое полушарие)) + (BP свет 1(2-й цикл, фон, правое полушарие)) + (BP свет 1 (3-й цикл, фон, правое полушарие))/3; аналогичным образом рассчитывают: ВР свет 2(фон, правое полушарие); ВР кож 1(фон, правое полушарие); BP кож 2(фон, правое полушарие); BP звук 1(фон, правое полушарие); BP звук 2(фон, правое полушарие); BP свет 1(фон, левое полушарие); BP свет 2(фон, левое полушарие); BP кож 1(фон, левое полушарие); BP кож 2(фон, левое полушарие); BP звук 1(фон, левое полушарие); BP звук 2(фон, левое полушарие);
BP свет 1(умственная нагрузка, правое полушарие) = (BP свет 1(4-й цикл, фон, правое полушарие))+(BP свет 1(5-й цикл, фон, правое полушарие))+(BP свет 1(6-й цикл, фон, правое полушарие))/3, аналогичным образом рассчитывают: ВР свет 2(умственная нагрузка, правое полушарие); BP кож 1(умственная нагрузка, правое полушарие); BP кож 2(умственная нагрузка, правое полушарие); BP звук 1(умственная нагрузка, правое полушарие); BP звук 2(умственная нагрузка, правое полушарие); BP свет 1(умственная нагрузка, левое полушарие); BP свет 2(умственная нагрузка, левое полушарие); BP кож 1(умственная нагрузка, левое полушарие); BP кож 2(умственная нагрузка, левое полушарие); BP звук 1(умственная нагрузка, левое полушарие); BP звук 2(умственная нагрузка, левое полушарие);
затем рассчитывают коэффициент эффективности мнемических способностей (КЭМС) по формуле:

и при КЭМС меньше "- 0,46" операционные механизмы мнемических способностей на психофизиологическом уровне в старшем школьном возрасте оценивают как нарушенные.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к лечебной физкультуре, в частности к обучению по предмету «Физическая культура» учащихся, имеющих хронические заболевания и отнесенных к специальной медицинской группе, в вузе, училище, техникуме.

Изобретение относится к области медицины, в частности терапии и кардиологии, и может быть использовано для диагностики тревожно-депрессивного расстройства, требующего фармакологической коррекции у пациента с ишемической болезнью сердца.

Изобретение относится к способам, вызывающим изменения психофизиологического состояния работающих при воздействии стрессогенных факторов производственной среды.

Изобретение относится к медицине и предназначено для оценки времени экстренной реакции человека на движущийся объект. .

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано в психиатрии, психосоматической и профилактической медицине, психологии для оценки психофизического состояния индивида, группы индивидов с целью определения их эмоционального состояния, совместимости в семье, рабочем коллективе, сопряженности с товаром или услугой.

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройству комплексного исследования состояния вегетативной нервной системы. .

Изобретение относится к медицине, в частности к общей психиатрии и сексологии, а именно к судебной сексологии и судебной психиатрии. .

Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии. .

Изобретение относится к медицине и предназначено для определения времени реакции человека на движущийся объект. .
Изобретение относится к психофизиологии и может быть использовано для определения пригодности спортсменов для занятий хоккеем. .

Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии

Изобретение относится к области психологии и психофизиологии и может быть использовано в судопроизводстве, в подборе кадров, проведении
Изобретение относится к медицине, в частности к гепатологии, а именно к вирусным гепатитам, и может быть использовано для прогнозирования прогрессирования течения вирусных гепатитов
Изобретение относится к педагогике, может быть использовано для определения уровня внимания учителей физической культуры и студентов факультетов физической культуры на уроке

Изобретение относится к медицинской технике

Изобретение относится к области медицины, касается коррекции психоэмоциональных состояний и профилактики развития у людей аутоагрессивных реакций (в т.ч

Изобретение относится к медицине и медицинской технике и предназначено для оценки подвижности нервных процессов человека
Наверх