Способ коррекции депрессивных и аутоагрессивных состояний человека

Изобретение относится к области медицины, касается коррекции психоэмоциональных состояний и профилактики развития у людей аутоагрессивных реакций (в т.ч. самоповреждения и самоубийств). Проводят стимуляцию эмоциогенных центров мелькающими светоцветовыми стимулами разной частоты, предъявляемыми сериями в правых и левых полуполях зрения обоих глаз. При этом предъявление светоцветовых стимулов осуществляют в два этапа. На первом этапе в течение 5-8 минут предъявляют в форме «волна» стимулы зеленого и синего цветов, изменяющиеся в течение от 5 до 20 с в частотном диапазоне от 4 до 8 Гц. На втором этапе в течение 8-10 минут предъявляют стимулы в форме «волна» циклами длительностью от 5 до 20 с всех цветов спектра - красного, оранжевого, желтого, зеленого и синего цветов, изменяющиеся в частотном диапазоне от 4 до 45 Гц. Причем светоцветовую стимуляцию по вышеуказанной схеме осуществляют при ухудшении общего психоэмоционального самочувствия ежедневно утром, днем и вечером. Способ направлен на устранение эмоциональных расстройств в виде тревоги, неустойчивости настроения, агрессивности, а также на снижение депрессивного состояния ЦНС. 2 табл.

 

Изобретение относится к области медицины, касается коррекции психоэмоциональных состояний у человека и профилактики у них аутоагрессивных реакций (в т.ч. самотравмирования и самоубийств).

Необходимость разработки эффективных способов коррекции психоэмоционального состояния человека обусловлена значительным количеством депрессивных состояний, в том числе в виде крайнего их проявления - аутоагрессивных реакций - суицидов (самоубийств). Проблема коррекции депрессивных состояний психики и профилактики суицидов как крайнего проявления аутоагрессии существовала на протяжении всей истории развития человеческой цивилизации и в последние годы она все более обостряется [1, 2].

Необходимость решения проблемы коррекции депрессивных состояний и суицидов в последние годы становится все более актуальной. По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, 2004 г.) в течение года на планете регистрируется более 1 млн. самоубийств, что составляет 16 случаев на 100 тысяч населения. Число незавершенных суицидов (парасуицидов) приблизительно в 20 раз превышает число завершенных суицидов. За последние 45 лет средний мировой показатель суицидов возрос на 60%. Самоубийства наряду с сердечно-сосудистыми, онкологическими заболеваниями и травмами стали наиболее частыми причинами смерти населения. Среди мужчин молодого возраста самоубийства превышают показатели смертности от убийств в 1,5 раза [7, 8].

Специалисты по нейрофизиологии убеждены, что депрессивные состояния и аутоагрессивные психоэмоциональные реакции имеют в своей основе психофизиологическую природу, т.е. обусловлены тем или иным функциональным состоянием определенных центров мозга, а именно повышенной или пониженной активностью подкорковых эмоциорегулирующих центров [8, 14].

В последние годы проблему возрастания депрессивных состояний специалисты связывают с резким увеличением информационных нагрузок на людей. Агрессивная информационная среда (телепередачи для населения о различного рода чрезвычайных ситуациях с массовой гибилью людей, демонстрации фильмов ужасов с изощренными убийствами и т.п. продукции) в сочетании с общим ухудшением социально-экономической среды в обществе (когда человек не видит выхода из сложных жизненных ситуаций) приводят к возрастанию количества психопатологических расстройств у людей с ранимой психикой, увеличению частоты развития депрессивных состояний и самоубийств. Показатели суицидальной активности колеблются в значительных пределах в зависимости от социально-экономических условий проживания, отношения к практике решения жизненных проблем (генетических наследственных программ), культурных традиций общества, религиозных воззрений и др.

Анализ причин ухудшения психоэмоционального состояния человека свидетельствует, что подходить к решению проблемы следует с позиций учения о стресс-реакциях организма. В ходе любой деятельности со значительным физическим или психоэмоциональным напряжением, характер которой выходит за пределы привычных для конкретного субъекта условий жизнедеятельности, у человека развивается специфическое состояние психофизиологического и психоэмоционального напряжения, определяемое как стресс. Стресс - это состояние неспецифического напряжения в живом организме, возникающее под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся перестройкой защитных сил организма [6, 7, 8, 10].

В зависимости от основных параметров воздействующего фактора, физиологического механизма развития и характера доминирующих ответных реакций специалисты различают у людей стресс-реакции напряжения с доминированием физиологических, психологических или психоэмоциональных реакций [2, 8, 9, 11, 12].

Протекающие по психоэмоциональному типу стресс-реакции с выраженными депрессивными состояниями сопровождаются падением способностей к мобилизации функций организма, возможностей воспринимать и обрабатывать жизненно важную информацию, ухудшением способностей к адаптации к дальнейшим значительным физическим и нервно-психическим нагрузкам [11, 12].

Поскольку депрессивные состояния обусловлены состоянием эмоциорегулирующих структур центральной нервной системы (ЦНС), то это открывает возможность улучшения показателей психоэмоционального состояния и благополучия населения (здоровья по ВОЗ) при использовании эффективных средств и методов влияния на функциональное состояние подкорковых психо- и эмоциорегулирующих структур мозга [2,4, 8, 10].

Известны различные методы и средства борьбы с депрессивными состояниями, например путем бесед с психологами, применения различных адаптогенов или фармакологических стимуляторов [8, 13]. Практика работы психологов показывает низкую эффективность вербальных методов воздействия (всем известно о вреде табакокурения, при этом до 70% людей курят).

Известны также способы воздействия на функциональное состояние ЦНС человека, заключающиеся в воздействии на его органы зрения и слуха светоцветовыми стимулами и музыкальными мелодиями в комнатах психосоматической регуляции [13].

Известные методы воздействия на психоэмоциональное состояние организма человека обладают рядом недостатков, не позволяющих обеспечить желаемый уровень эффективности при депрессивных состояниях.

Специалисты по нейрофизиологии убеждены, что депрессивные состояния и аутоагрессивные психоэмоциональные реакции имеют в своей основе психофизиологическую природу, т.е. обусловлены тем или иным функциональным состоянием определенных центров мозга, а именно повышенной или пониженной активностью подкорковых эмоциорегулирующих центров [8, 14].

Известные методы воздействия на психоэмоциональное состояние организма человека обладают рядом недостатков, не позволяющих обеспечить желаемый уровень эффективности при депрессивных состояниях.

Недостатки известных к настоящему времени способов коррекции психоэмоционального состояния человека заключаются:

- в недостаточном учете особенностей функционирования ЦНС человека, в частности изменений межполушарной функциональной асимметрии мозга и доминирования того или иного алгоритма обработки поступающей информации;

- в неотработанности методики повышения активности подкорковых психо- и эмоциорегулирующих структур ЦНС для осуществления коррекции психоэмоционального состояния человека.

В качестве прототипа изобретения избран известный способ по петенту РФ 2336020: «Способ коррекции психоэмоционального состояния и стимуляции активности динамических церебральных систем человека путем воздействия на орган зрения мелькающими светоцветовыми стимулами, предъявляемыми в правых и левых полуполях зрения обоих глаз, отличающийся тем, что предъявление светоцветовых стимулов осуществляют сериями ритмических светоцветовых стимулов, подаваемых с нарастанием частоты стимуляции в течение 10-20 с от 4-8 Гц до 45 Гц с последующим сбрасыванием частоты до исходного уровня, при этом такие серии стимулов неоднократно повторяют в течение 8-10 мин, причем для получения эффекта снижения повышенного психоэмоционального напряжения в каждой серии ритмической светоцветовой стимуляции устанавливают в начале серии соотношение общей длительности времени предъявления синих и зеленых сигналов красно-оранжевого и желтого цвета к общей длительности времени предъявления синих и зеленых сигналов как 1:1 с постепенным изменением к концу серии стимуляции на соотношение 1:10, а для получения эффекта повышения уровней мотивации, психоэмоциональной активизации и стимуляции психофизиологических функций в каждой серии ритмической светоцветовой стимуляции устанавливают в начале серии соотношение общей длительности времени предъявления сигналов красно-оранжевого и желтого цвета к общей длительности времени предъявления синих и зеленых сигналов как 1:1 с постепенным изменением к концу серии стимуляции на соотношение 10:1; при этом для достижения повышения активности динамических церебральных структур левого или правого полушария мозга яркость светоцветовых сигналов, предъявляемых, соответственно, в правых или левых полуполях зрения обоих глаз, устанавливают в 1,5-2,0 раза выше, чем в противоложных полуполях зрения» [5].

Известный способ по патенту РФ №2336020, предоставляя возможность осуществлять коррекцию психоэмоционального состояния человека на основе использования реакции навязывания (усвоения) ритма светоцветовых стимулов, не позволяет, однако, добиваться желаемого эффекта в виде снижения выраженности депрессивных состояний и аутоагрессивного поведения.

Предлагаемый способ коррекции психоэмоционального состояния человека путем повышения активности подкорковых эмоциорегулирующих структур основан на современных научных данных о закономерностях согласованной деятельности механизмов восприятия цветового сигнала и эмоциорегулирующих звеньев динамических церебральных структур ЦНС человека, в частности на установленном специалистами по нейрофизиологии факте значительного влияния светоцветовых стимулов на состояние подкорковых психо- и эмоциорегулирующих структур и, как результат, на функционирование информационно-аналитических и исполнительных структур ЦНС человека [3, 4, 7, 8].

Предлагаемый способ коррекции психоэмоционального состояния человека базируется на выявленных закономерностях согласованной деятельности информационно-аналитических структур ЦНС, в частности на влиянии ритмичной светоцветовой стимуляции на ЦНС человека в виде следующих эффектов:

1) возбуждение и функциональная активизация подкорковых эмоциогенных структур мозга, к которым поступают сигналы о цвете предъявляемых человеку стимулов;

2) повышения возбудимости нервных центров и лабильности нервных процессов как результат реакции навязывания ритма (следования ритма) сенсорных раздражений;

3) активизация преимущественно левого полушария мозга, в большей степени определяющего позитивный настрой личности [9, 10].

Нейрофизиологические эффекты при воздействии на зрительный анализатор человека мелькающими светоцветовыми стимулами предлагается использовать для достижения желаемого следствия в виде коррекции психоэмоциональных состояний и повышения определенных психофизиологических качеств ЦНС человека.

Исследования особенностей восприятия цвета человеком показало, что зрительные ощущения вызываются лучами света, который распространяется в природе в виде электромагнитных волн различной длины. Человеческий глаз различает лучи длиной примерно от 380 до 780 миллимикрон, которые воспринимаются как цветные лучи и соответствуют в основном красному, оранжевому, желтому, зеленому, синему и фиолетовому цветам. Информация о цвете поступает к подкорковым центрам мозга, участвующим в регуляции психоэмоционального состояния человека [3, 4].

Спектральный состав света, уровень его интенсивности оказывают значительное влияние не только на зрительный аппарат, но и на деятельность практически всех важнейших функциональных систем организма человека [3].

Изменение состава цветных излучений способно изменять показатели возбудимости нервных центров, ритм и периодичность ряда физиологических функций. Известно, что красный цвет способствует общей активизации ЦНС человека, а зеленый и синий оказывают благотворное влияние при некоторых невротических состояниях [8, 10, 12].

Имеет значение доминирующая активность полушарий мозга: у субъектов c доминированием левополушарной активности (правшей) доминирует положительный эмоциональный фон, а у людей с доминированием левополушарной активности - преобладают негативные эмоциональные состояния. Это обстоятельство также открывает возможности для коррекции психоэмоциональных состояний.

Изучение биологических закономерностей дифференцированного участия правого и левого полушарий в регуляции информационно-аналитических процессов ЦНС человека позволяет сделать вывод, что положительные эмоциональные состояния формируются благодаря влиянию подкорковых эмоциорегулирующих структур левого полушария мозга. Можно предполагать, что повышение активности подкорковых эмоциорегулирующих структур правого полушария приводит к повышению активности правополушарных структур мозга и доминированию холистического алгоритма обработки поступающей информации [9, 12].

Специалистами признается, что на индивидуальном уровне психофизиологические процессы следует рассматривать как ведущие, определяющие динамику формирования адаптивных процессов организма. Оптимальный уровень эмоционального напряжения обеспечивает регуляцию гормональных, физиологических и метаболических перестроек в организме, повышает его устойчивость к действию неблагоприятных факторов среды жизнедеятельности [7, 8, 10, 14].

Люди с доминирующей активностью левого полушария проявляют повышенную реактивность психофизиологических систем и напряженность психоэмоциональной сферы в экстремальных условиях. Поэтому воздействие на эмоциорегулирующие структуры ЦНС человека требует индивидуального подхода с учетом особенностей нейропсихологического статуса человека, степени личностной мотивации [9].

Продуманным воздействием на эмоциогенные структуры организма человека можно добиться совершенствования всей системы саморегуляции психофизиологических функций и психоэмоциональных состояний, сбалансированности активационных и тормозных процессов в ЦНС человека. Ритмичное светоцветовое воздействие может являться своеобразным пусковым механизмом, запускающим центральный механизм стимуляции психофизиологических функций, повышения активности его центральной и периферической нервных систем [1, 2, 8].

Отсюда следует, что при преимущественном воздействии на правое полушарие возможно ослабить не только восходящие влияния ретикулярной формации, но и усилить общий эффект коррекции психоэмоционального состояния за счет изменения функциональных взаимодействий двух полушарий головного мозга. Воздействуя на оба полушария мозга одновременно путем подачи сигналов разного цвета и разной частоты возможно добиться желаемого коррекционного и стимулирующего эффекта [7, 8,10].

Метод центральной ритмической светоцветовой стимуляции способен приводить к устранению эмоциональных расстройств в виде тревоги, неустойчивости настроения, агрессивности, оптимизации согласованной деятельности более чем 13 млн нейронов ЦНС, каждый из которых имеет синаптические соединения более чем с 60 тысячами других нейронов [10]. Само побуждение к действию (драйв) и оптимизация практически всех важнейших психофизиологических функций мозга формируются под влиянием подкорковых эмоциогенных центров [9, 10].

Достижение желаемого положительного эффекта в виде снижения депрессивного состояния ЦНС, в том числе в условиях высокого уровня психоэмоциональной непряженности, предлагается обеспечить воздействием мелькающими световыми стимулами на орган зрения.

Способ осуществляют следующим образом.

Людям с признаками депрессивного психоэмоционального состояния, низкой мотивацией к активной деятельности и сниженным творческим потенциалом предъявляют серии светоцветовых сигналов в правых и левых полуполях зрения обоих глаз в два этапа: на первом этапе в течение 5-8 минут предъявляют стимулы зеленого и синего цветов, изменяющиеся в частотном диапазоне от 4 до 8 Гц сериями в форме «волна» на протяжении от 5 до 20 с каждая серия; на втором этапе - в течение 8-10 минут стимулы всех цветов спектра (красного, оранжевого, желтого, зеленого и синего цветов), изменяющиеся в частотном диапазоне от 4 до 45 Гц сериями в форме «волна» на протяжении от 5 до 20 с каждая серия; при этом для достижения повышения активности динамических церебральных структур левого полушария мозга яркость светоцветовых сигналов, предъявляемых, соответственно, в правых полуполях зрения обоих глаз, устанавливают в 1,5-2,0 раза выше, чем в противоложных полуполях зрения; причем светоцветовую стимуляцию по выше указанной схеме осуществляют с лечебно-профилактической целью при ухудшении общего психоэмоционального самочувствия (в критические для личности периоды) ежедневно утром, днем и вечером.

Проверку эффективности предложенного способа коррекции проводили в исследованиях Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры с участием спортсменов сборных команд РФ, студентов и учащихся общеобразовательных школ - здоровых, хорошо физически развитых юношей в возрасте 14-19 лет с признаками сниженного психоэмоционального состояния и депрессии.

В ходе исследований были сформированы экспериментальная и контрольная группы испытуемых студентов (соответственно, ЭГ и КГ) из юношей и девушек в возрасте 16-20 лет по 20 человек каждая.

Оценку общего психофизиологического и психоэмоционального состояния обследуемых студентов проводили с использованием принятых в такого рода исследованиях методик: теста на самочувствие, активность, настроение (тест САН), личностной тревожности по Спилбергеру, психоэмоциональной напряженности по тесту Люшера, возбудимости нервных центров и лабильности нервных процессов и скорости формирования моторных программ по патентам РФ №2316247 и №2340281 [15].

Некоторые результаты определения эффективности предложенного способа коррекции функционального состояния эмоциорегулирующих звеньев динамических церебральных структур ЦНС у студентов приведены в табл.1. и 2.

В ходе исследований с участием спортсменов сборной команды РФ в ходе соревнований (спортивная база г.Анапа, февраль 2010 г.) перед началом и после окончания состязаний проводили обследование психоэмоционального состояния мужчин и девушек. Практика подготовки спортсменов показывает, что с большей вероятностью добиваются успеха в состязании те из них, уровень психоэмоционального напряжения которых не превышает некоторых (пока еще не вполне ясных) уровней. Поскольку при чрезмерно повышенной психоэмоциональной напряженности, наблюдаемой чаще у молодых и неопытных спортсменов, велика вероятность неудачи в состязании, для них проводили сеансы коррекции психоэмоционального состояния.

Уровень функционального состояния и психоэмоциональной напряженности обследуемых спортсменов оценивали по общепринятым в практике таких исследований показателям:

1) тесту САН (самочувствия - А, активности - А, настроения - Н),

2) тесту Люшера на уровень психоэмоциональной напряженности,

3) тестам Спилбергера на личностную и ситуативную тревожность (соответственно: т.Сп-л и т.Сп-с),

4) скорости формирования моторных программ в моторной зоне мозга (ФМП) по патенту №2340281,

5) показатям возбудимости нервных центров (ВНЦ) зрительного анализатора правого и левого полушарий мозга по патенту РФ №2336020,

6) показателей доминирующего алгоритма обработки информации (Д.алг.) в полуашарях мозга по патенту Рф №2316247,

7) скорости установления межцентральных связей по тесту «Поиск цифр» (ПЦ),

8) субъективной оценке мотивации и деятельности установки личности обследуемых по нашей методике (соответственно: Мотив. И ДУ).

Пример результатов обследования и коррекции одного из спортсменов приведен в табл.2.

Как видно из данных обследования (табл.2), у обследованных спортсменов улучшились не только показатели психоэмоционального состояния, что отражается в показателях самочувствия, активности, настроения, личностной и ситуативной тревожности, в показателях мотивации и деятельностной установки личности, но и в показателях возбудимости нервных центров, скорости формирования моторных программ и оптимизации алгоритмов обработки поступающей информации в центральной нервной системе спортсменов.

Результаты исследований, приведенные в табл.1 и 2, свидетельствуют о высокой эффективности предложенного способа для коррекции психоэмоционального состояния обследованных спортсменов. Об этом свидетельствуют изменения таких важных показателей психоэмоционального состояния, как: достоверное и долговременное улучшение показателей самочувствия, активности и настроения, снижение уровня тревожности, повышение возбудимости нервных центров зрительного анализатора, смещение активности в сторону доминирования левого полушария мозга, повышение скорости выработки моторных программ, улучшение субъективных показателей депрессивности и повышение мотивации к продуктивной деятельности.

Новизна предложенного способа воздействия на функциональное состояние подкорковых эмоциорегулирующих центров и динамических церебральных систем человека заключается в осуществлении возможности:

- целенаправленного воздействия на подкорковые эмоциогенные структуры ЦНС человека,

- влияния на функциональное состояние ЦНС и на уровень депрессивности,

- предупреждения развития признаков психоэмоционального перенапряжения.

Предлагаемый способ оценки функционального состояния ЦНС человека может быть использован в психофизиологических исследованиях, при изучении закономерностей функционирования информационно-аналитических структур мозга, коррекции депрессивности при резком возрастании напряженности профессиональной деятельности, при изучении эффекта воздействия на людей неблагоприятных факторов внешней среды и др.

В использовании данного изобретения могут быть заинтересованы научно-исследовательские учреждения Министерства обороны. Министерства по чрезвычайным ситуациям, организаций здравоохранения, учреждений общего и профессионального образования и других ведомств, занимающихся проблемами повышения эффективности трудовой, спортивной или иной деятельности, изучением механизмов деятельности мозга, профилактикой самоубийств и т.п.

Предложенный способ воздействия на психоэмоциональное состояние динамических церебральных систем ЦНС человека, по критериям мировой новизны, полезности и технической осуществимости удовлетворяет требованиям, предъявляемым к патентам на изобретение, и авторы его рассчитывают на выдачу запрашиваемого охранного документа.

Литература

1. Астапов В.М. Педагогу о психическом здоровье учащихся. М.: ПЭР СЭ, 2009. - 47 с. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Сенсорная асимметрия // Функциональная асимметрия человека. М.: Медицина, 1981.

2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. М.: Медпрактика, 2002.

3. Глезер В.Д. Зрительная кора // Частная физиология нервной системы. Л.: Наука, 1983, с.523-558.

4. Кратин Ю.Г., Зубкова Н.А., Лавров В.В. и др. Глава «Статическая и динамическая системы анализа сигналов, принцип фильтрации // Зрительные пути и система активации мозга». Л.: Наука, 1982, с.156.

5. Овчинников Н.Д. Патент РФ №2336020: «Способ коррекции психоэмоционального состояния и стимуляции активности динамических церебральных систем человека». Опубл. 20.10.2008. Бюл. №29.

6. Овчинников Н.Д., Егозина В.И. Психофизиологические критерии оценки надежности уровня безопасности и надежености деятельности человека в экстремальных ситуациях // Основы психофизиологии экстремальной деятельности / Под ред. доктора пед. наук А.Н.Блеера. М., 2006, 380 с.

7. Основы психофизиологии экстремальной деятельности / Под ред. доктора мед. наук, проф. А.Н.Блеера. М.: Анита Пресс, 2006, 380 с.

8. Психофизиология. СПб.: Питер. 2007, - 464 с.

9. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М.: Мир, 1983.

10. Физиология человека. М.: Мир, 1996 / Перевод с англ. Под редакцией Р.Шмидта и Г.Тевса.

11. Физиология человека: Учебник для вузов физической культуры и факультетов физического воспитания для вузов / Под общ. ред. В.И.Тхоревского. М.: Физкультура, образование и наука, 2001. - 492 с.

12. Филиппов М.М. Психофизиология функциональных состояний. К.: МАУП, 2006. - 240 с.

13. Хромов Н.И. Методы обучения детей с различными типами обучаемости: практическое пособие. М.: Ацрис-пресс, 2007. - 128 с.

14. Хэссет Дж. Введение в психофизиологию (пер. с англ.). М.: Мир, 1981.

Способ коррекции депрессивных и аутоагрессивных состояний человека путем стимуляции эмоциогенных центров мелькающими светоцветовыми стимулами разной частоты, предъявляемых сериями в правых и левых полуполях зрения обоих глаз, отличающийся тем, что предъявление светоцветовых стимулов осуществляют в два этапа: на первом этапе в течение 5-8 мин предъявляют в форме «волна» стимулы зеленого и синего цветов, изменяющиеся в течение от 5 до 20 с в частотном диапазоне от 4 до 8 Гц; на втором этапе в течение 8-10 мин стимулы в форме «волна» циклами длительностью от 5 до 20 с всех цветов спектра - красного, оранжевого, желтого, зеленого и синего цветов, изменяющиеся в частотном диапазоне от 4 до 45 Гц; причем светоцветовую стимуляцию по вышеуказанной схеме осуществляют при ухудшении общего психоэмоционального самочувствия ежедневно утром, днем и вечером.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано при создании аппаратов физиотерапевтического воздействий, и представляет способ формирования кодовых последовательностей для формирования сигналов терапевтического воздействия в каждом канале многоканальных аппаратов.
Изобретение относится к медицине, а именно к оториноларингологии, неврологии. .

Изобретение относится к области ветеринарии. .

Изобретение относится к области ветеринарии. .
Изобретение относится к медицине, офтальмологии и может быть использовано при диагностике и хирургическом лечении болезней органа зрения. .
Изобретение относится к медицине, а именно к кардиохирургии, и может быть использовано при лечении фибрилляции предсердий во время операций на открытом сердце. .
Изобретение относится к медицине, а именно к онкологии, физиотерапии. .
Изобретение относится к медицине, а именно - к травматологии, физиотерапии. .
Изобретение относится к области медицины, а именно к физиотерапии в оториноларингологии. .

Изобретение относится к медицинской технике. .
Изобретение относится к педагогике, может быть использовано для определения уровня внимания учителей физической культуры и студентов факультетов физической культуры на уроке.
Изобретение относится к медицине, в частности к гепатологии, а именно к вирусным гепатитам, и может быть использовано для прогнозирования прогрессирования течения вирусных гепатитов.

Изобретение относится к области психологии и психофизиологии и может быть использовано в судопроизводстве, в подборе кадров, проведении. .

Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии. .

Изобретение относится к области психологии познавательных способностей, в частности к способам оценки психофизиологических причин разной эффективности мнемических способностей, и может быть использовано в психологической практике в плане профотбора и профориентации, а также в психологии труда для изучения мнемических способностей при различных функциональных состояниях (в условиях монотонии, стресса, утомления и т.п.).

Изобретение относится к лечебной физкультуре, в частности к обучению по предмету «Физическая культура» учащихся, имеющих хронические заболевания и отнесенных к специальной медицинской группе, в вузе, училище, техникуме.

Изобретение относится к области медицины, в частности терапии и кардиологии, и может быть использовано для диагностики тревожно-депрессивного расстройства, требующего фармакологической коррекции у пациента с ишемической болезнью сердца.
Наверх