Способ психофизиологического определения типа мышления у детей дошкольного возраста

Изобретение относится к области психофизиологии познавательных способностей, в частности к методам изучения мозговых механизмов когнитивных способностей, и может быть использован для определения существующего на момент исследования типа мышления у детей дошкольного возраста. Измеряют время простой сенсомоторной реакции на зрительные, слуховые и кожные сигналы, поступающие в правое и левое полушария. Определяют внутриполушарное соотношение времени реакций (ВР) на предъявляемые сигналы, и выявление типа мышления у обследуемого: при ВРкожные < ВРсвет < ВРзвук определяют наглядно-действенный тип мышления; при ВРсвет < ВРзвук < ВРкожные отмечают наглядно-образный тип мышления; при ВРзвук < ВРкожные < ВРсвет регистрируют словесно-логический тип мышления. Способ позволяет повысить эффективность определения типа мышления у детей дошкольного возраста. 1 ил., 4 табл.

 

Данный способ относится к области психофизиологии познавательных способностей, в частности к методам изучения мозговых механизмов когнитивных способностей, и может быть использован для определения существующего на момент исследования типа мышления у детей дошкольного возраста.

Аналогов заявляемого способа не существует. Способ основан на том, что у детей дошкольного возраста процесс восприятия определяет остальные познавательные способности, и поэтому, оценив функциональное состояние сенсорных зон, возможно определить тип мышления у ребенка на момент исследования.

Целью данного способа является повышение эффективности определения существующего типа мышления у детей дошкольного возраста.

Сущность способа заключается в том, что проводится диагностика перцептивных механизмов, лежащих в основе мыслительных процессов у детей, включающая измерение времени реакции (ВР) на зрительные, слуховые и кожные сигналы, предъявляемые в правое и левое полушария с последующим сопоставлением полученных показателей времени реакции на сигналы каждой модальности. После чего выявляется наиболее реактивная сенсорная зона мозга как показатель «ведущего анализатора», позволяющий установить доминирующий тип мышления у ребенка.

Способ осуществляется путем предъявления зрительных, слуховых и кожных сигналов отдельно в правое и левое полушарие, что позволяет оценивать функциональное состояние сенсорных зон мозга.

На основе полученных данных у детей определяется тип мышления. Способ осуществляется с использованием устройства, изображенного схематически на чертеже.

Данное устройство состоит из панели экспериментатора (1), включающей три пары кнопок (2-7), предназначенных для последовательного предъявления световых, тактильных и звуковых раздражителей с левой и правой сторон на панель испытуемого. Панель экспериментатора содержит счетчик времени реакции испытуемого в мс (10) и кнопки для ручного управления его работой (остановка (8) и обнуление (9)).

Подаваемый с панели экспериментатора сигнал по цепи запускает счетчик времени и одновременно идет на панель испытуемого (11), где вызывает предъявление сигнала определенной модальности.

Панель испытуемого является складной и состоит из двух частей, вертикальной и горизонтальной, размерами 40×30 см каждая. Структурной особенностью панели испытуемого являются вмонтированные источники световых (12, 13), звуковых (14, 15) и кожных (16, 17) сигналов, что сокращая диапазон варьирования стимулов, значительно уменьшает вес и размеры устройства, делая его портативным. На панели испытуемого располагаются две кнопки для правой и левой руки (18), нажатие на которые приводит к остановке счетчика времени на панели экспериментатора.

На вертикальной части панели испытуемого закреплены два световых экрана площадью 0,036 м2 каждый. Взгляд испытуемого фиксируется согласно инструкции по центру вертикальной части панели на светящейся точке (19). Звуковые раздражители предъявляются моноурально через наушники от звукового генератора (встроен в панель экспериментатора). Громкость звука регулируется с панели экспериментатора с помощью двух реостатов (20, 21). Частота предъявляемого звукового сигнала 1000 Гц.

В качестве кожных раздражителей используются плотно прилегающие к ладони вибрирующие пластинки (16, 17), под которыми вмонтированы и звукоизолированны электромоторчики (вид стимула прямоугольный).

Третьим элементом устройства является блок питания (22). Блок питания создает потенциал на правом и левом вибрационных устройствах (16, 17), встроенных в горизонтальную часть панели испытуемого. На блоке питания располагается тумблер «ВКЛ/ВЫКЛ» (23) и тумблер регулировки яркости ламп (24).

Работа с устройством осуществляется по следующей схеме. Испытуемый с одетыми наушниками сидит перед панелью (11), фиксируя взор по средней линии на специальной светящейся точке (19). Каждая рука испытуемого располагается на горизонтальной части панели (11), касаясь ладонью вибрирующих пластин (16, 17), в то время как указательные пальцы располагаются на кнопках (18), позволяющих останавливать счетчик времени (10) после получения сигнала.

Предъявление сигналов испытуемому осуществляется путем нажатия кнопок (2-7) на панели экспериментатора. После нажатия кнопки происходит одновременное предъявление сигнала определенной модальности на панели испытуемого и запуск счетчика времени на панели экспериментатора. Время реакции испытуемого регистрируется в миллисекундах.

Адресация сигналов отдельно в правое и левое полушария совершается путем их монолатерального предъявления. Зрительные стимулы предъявляются на разные поля зрения, что, благодаря анатомическим особенностям зрительных проводящих путей, обеспечивает их преимущественное поступление в исследуемое полушарие. Вибрационное раздражение наносится отдельно на правую и левую руки. Звуковой сигнал подается раздельно через правый и левый наушники.

Интервал между предъявляемыми сигналами при измерении времени реакции составляет 4-5 с. При таком интервале явление задержки времени реакции на последующий сигнал исчезает, а сохраняющееся «остаточное возбуждение» позволяет судить о возбудимости изучаемых сенсорных центров при подаче повторного сигнала той же модальности.

Оценка полученных результатов производится путем сопоставления показателей времени реакции на зрительные, слуховые и кожные сигналы в правом и левом полушариях.

Определяя внутриполушарное соотношение ВР на предъявляемые раздражители, определяется «ведущий анализатор», т.е. сенсорная зона головного мозга, имеющая наименьшее ВР. Таким образом, оценивая внутриполушарное соотношение показателей ВР у обследуемого ребенка, можно определить у него тип мышления (табл.1).

Таблица 1
Соответствие типа мышления внутриполушарным соотношениям реактивности анализаторов у детей дошкольного возраста.
Тип мышления Внутриполушарное соотношение реактивности анализаторов «Ведущий» анализатор
Наглядно-действенный ВР кожные < ВР свет < ВР звук Кожные сенсорные зоны
Наглядно-образный ВР свет < ВР звук < ВР кожные; Зрительные сенсорные зоны
ВР свет < ВР кожные < ВР звук
Словесно-логический ВР звук < ВР кожные < ВР свет; Слуховые сенсорные зоны
ВР звук < ВР свет < ВР кожные

В случае доминирования наглядно-действенного типа мышления у детей дошкольного возраста наиболее ускоренные реакции регистрируются на кожные раздражители, внутриполушарные соотношения имеют вид: ВР кожные < ВР свет < ВР звук.

При доминировании наглядно-образного типа мышления у детей раньше всего отмечаются реакции на зрительные сигналы, обуславливая внутриполушарное соотношение ВР: ВР свет < ВР звук < ВР кожные.

У детей с доминированием словесно-логического типа мышления максимально ускоренные реакции регистрируются на слуховые раздражители, а внутриполушарные соотношения имеют вид: ВР звук < ВР кожные < ВР свет.

Техническим результатом заявленного способа является определение доминирующего типа мышления у детей дошкольного возраста с помощью сенсомоторных показателей, что дает возможность определять ход созревания головного мозга в раннем онтогенезе, диагностируя готовность ребенка к обучению в школе.

В случае отсутствия готовности мозга ребенка к систематическому обучению в школе и после проведения соответствующей коррекции ее эффективность можно проверить с помощью заявленного способа.

Пример 1. Испытуемый B.C., возраст 3,5 года, посещает среднюю группу детского сада. Инструкции к методикам понимает хорошо. Речь развита нормально. Общителен. Участвовал в исследовании с удовольствием. На момент обследования был здоров.

Для определения типа мышления у обследуемого было проведено психофизиологическое обследование согласно заявленного способа.

Результаты измерения показателей времени реакции на зрительные, слуховые и кожные сигналы, предъявляемые в правое и левое полушарии, представлены в табл.2.

Таблица 2.
Показатели ВР у испытуемого Б.С.
Показатели Правополушарные реакции, мс Левополушарные реакции, мс
свет кожи звук свет кожн звук
ВР 802,6 754,9 868,7 864,4 765,1 774,4

Проведенные исследования позволили констатировать, что правополушарное соотношение реактивности сенсорных зон имело вид: ВР кожные < ВР свет < ВР звук; при соотношении реактивности сенсорных зон в левом полушарии: ВР кожные < ВР звук < ВР свет. «Ведущим» анализатором у ребенка являлась кожная сенсорная зона правого полушария.

Доминирование кожного анализатора в обоих полушариях у ребенка позволило определить у него преимущественное развитие наглядно-действенного типа мышления.

Пример 2. Испытуемый К.В., возраст 5 лет и 1 месяц, посещает среднюю группу детского сада. Инструкции к методикам понял с первого раза. В обследовании участвовал с удовольствием. На момент обследования был здоров.

Для определения у обследуемого типа мышления было проведено психофизиологическое обследование согласно заявленного способа.

Показатели времени реакции на зрительные, слуховые и кожные сигналы, предъявляемые раздельно в правое и левое полушарии, у обследуемого представлены в табл.3.

Таблица 3.
Показатели ВР у испытуемого К.В.
Показатель Правополушарные реакции, мс Левополушарные реакции, мс
свет кожн звук свет кожн звук
ВР 743,5 938,5 908,9 763,2 779,8 819,2

В результате проведенного исследования было установлено, что у обследованного правополушарное соотношение реактивности сенсорных зон имело следующий вид: ВР свет < ВР звук < ВР кожные; тогда как соотношение реактивности сенсорных зон в левом полушарии: ВР свет < ВР кожные < ВР звук. «Ведущим» анализатором у ребенка оказалась зрительная сенсорная зона правого полушария.

На основе проведенного обследования согласно заявленного способа у обследованного ребенка выявлено доминирование зрительного анализатора в каждом полушарии, что указывает на сформированный у К.В. наглядно-образный тип мышления.

Пример 3. Испытуемый В.А., 6 лет 10 месяцев посещает подготовительную группу детского сада. В обследовании участвовал с удовольствием. На момент обследования был здоров.

С целью определения у него типа мышления было проведено психофизиологическое обследование согласно заявленного способа.

Зарегистрированные у ребенка показатели времени реакции на зрительные, слуховые и кожные сигналы, предъявляемые в правое и левое полушарии, приведены в табл.4.

Таблица 4.
Показатели ВР у испытуемого В.А.
Показатель Правополушарные реакции, мс Левополушарные реакции, мс
свет кожн звук свет кожн звук
ВР 362,3 428,8 345,4 415,1 435,6 344,7

У обследованного ребенка выявлено, что правополушарное соотношение реактивности его сенсорных зон имело вид: ВР звук < ВР свет < ВР кожные; при левополушарном соотношении реактивности сенсорных зон: ВР звук < ВР свет < ВР кожные. Установлено, что наиболее реактивными являются слуховые сенсорные зоны, достоверно не различающиеся в правом и левом полушариях. В результате обследования у ребенка выявлено доминирование слухового анализатора, что указывало на наличие у него словесно-логического типа мышления, что позволяло констатировать его психофизиологическую готовность к обучению в школе.

Способ психофизиологического определения типа мышления у детей дошкольного возраста, включающий измерение времени простой сенсомоторной реакции на зрительные, слуховые и кожные сигналы, поступающие в правое и левое полушария, определение внутриполушарного соотношения времени реакций (ВР) на предъявляемые сигналы и выявление типа мышления у обследуемого:
при ВРкожные < ВРсвет < ВРзвук определяют наглядно-действенный тип мышления; при ВРсвет < ВРзвук < ВРкожные отмечают наглядно-образный тип мышления; при ВРзвук < ВРкожные < ВРсвет регистрируют словесно-логический тип мышления.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине и медицинской технике и предназначено для оценки подвижности нервных процессов человека. .

Изобретение относится к области медицины, касается коррекции психоэмоциональных состояний и профилактики развития у людей аутоагрессивных реакций (в т.ч. .

Изобретение относится к медицинской технике. .
Изобретение относится к педагогике, может быть использовано для определения уровня внимания учителей физической культуры и студентов факультетов физической культуры на уроке.
Изобретение относится к медицине, в частности к гепатологии, а именно к вирусным гепатитам, и может быть использовано для прогнозирования прогрессирования течения вирусных гепатитов.

Изобретение относится к области психологии и психофизиологии и может быть использовано в судопроизводстве, в подборе кадров, проведении. .

Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии. .

Изобретение относится к области психологии и психотерапии и может быть использовано для экспресс-коррекции остро переживаемых эмоциональных состояний, психокоррекции и психопрофилактики различного рода эмоциональных отклонений
Изобретение относится к медицине, а именно к способам регуляции и коррекции метаболизма костной ткани, в частности коллагена, и может быть использовано для снижения костной резорбции, при профилактике и комплексной терапии остеопороза и его осложнений

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано в лечебных, реабилитационно-восстановительных и т.п

Изобретение относится к области психологии и психофизиологии и может быть использовано при решении различных прикладных задач узкоспециального назначения

Изобретение относится к медицине, а именно к области психофизиологических исследований
Изобретение относится к области медицины, а именно к области функциональной диагностики
Изобретение относится к области медицины, а именно к психиатрии и психологии

Изобретение относится к экспериментальной физиологии и предназначено для измерения индивидуального уровня когнитивных способностей лабораторных животных
Наверх