Изделие с декоративным покрытием, содержащим люминофоры (варианты)



Изделие с декоративным покрытием, содержащим люминофоры (варианты)
Изделие с декоративным покрытием, содержащим люминофоры (варианты)

 


Владельцы патента RU 2417902:

Змихновская Родика Васильевна (RU)
Щербакова Эльмира Муратбековна (RU)
Кутузова Елена Юрьевна (RU)

Изобретение относится к области декоративно-прикладного искусства, а именно к ручной художественной росписи изделий. Техническим результатом изобретения является возможность создать в декоративном покрытии латентное художественное изображение, проявляющееся при ультрафиолетовом освещении, невидимое при дневном свете и также невидимое в темноте (при отсутствии ультрафиолета). Вторым техническим результатом изобретения является повышение устойчивости декоративного покрытия в ультрафиолете за счет повышения стойкости красочного слоя. Заявлено изделие с декоративным покрытием, содержащим люминофоры, выполненное с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски, включающей в свой состав люминофор и связующее. При этом в качестве люминофора бесцветная художественная люминесцентная краска содержит органический люминофор с аномально большим сдвигом Стокса величиной более 100 нм, бесцветный при дневном освещении и люминесцирующий в видимой области спектра при облучении его источником ультрафиолетового излучения. В качестве органического связующего бесцветная художественная люминесцентная краска содержит прозрачное органическое вещество, не поглощающие длинноволновое ультрафиолетовое излучение в диапазоне 365-420 нм. 7 н. и 17 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области декоративно-прикладного искусства, а именно к ручной художественной росписи изделий, осуществляемой с использованием бесцветной люминесцентной краски, включающей в свой состав органические люминофоры. Использование таких красок открыло новые возможности для художественного творчества, например, за счет создания двойных изображений высокого качества на одной подложке. В результате получаются изделия с декоративными покрытиями, содержащими скрытые при дневном свете изображения, размещенные на поверхности рисунка, выполненного обычными красками. За счет прозрачности при дневном освещении художественных красок, использованных в данном изобретении, скрытое изображение ничем не искажает ни рисунок, ни цветовую гамму первичного изображения, выполненного обычными красками. При этом скрытое - латентное изображение проявляет себя только в условиях освещения источником ультрафиолетового излучения. При этом под действием ультрафиолета изображение, выполненное люминесцентными красками, выглядит более ярким и контрастным и полностью затмевает нижнее изображение, выполненное обычными красками. Поэтому верхнее и нижнее изображение могут иметь разный сюжет, рисунок и цветовую гамму. Зритель воспринимает смену изображения только при смене источника освещения.

Современное развитие техники позволило снабдить источниками ультрафиолетового света театральные сцены, выставочные залы, дискотеки, то есть любые объекты, где есть такая потребность. В связи с этим возникла идея использовать в декоративно-прикладном искусстве люминофоры, которые в отличие от широко используемых дневных флуоресцентных пигментов не поглощают видимого света. При обычном освещении они представляют собой белые порошки, а при освещении ультрафиолетовым, «черным светом» испускают синее, зеленое, желтое или красное свечение.

Способы получения двойного изображения на одной подложке известны из уровня техники, однако они реализуются с использованием красок, содержащих в качестве фотолюминофора оксиды редкоземельных металлов (РЗМ) и другие неорганические соединения (неорганические люминофоры), которые из-за низкого качества краски ограничивают творческие возможности художника.

Еще в 60-х годах прошлого века художник Е.М.Мандельберг («В мире холодного света». Москва, «Наука», 1968) использовал неорганические люминофоры (предназначенные для кинескопов и люминесцентных осветительных приборов) при создании картин и театральных декораций. На обычное, видимое изображение он наносил невидимое, люминесцентное. Замена обычного осветителя на источник ультрафиолетового света меняла изображение на картине. Лето превращалось в зиму, а блокадная Москва освещалась салютом победы. К сожалению, неорганические люминофоры, которыми пользовался Е.М.Мандельберг, обладают рядом недостатков: их невозможно размалывать, т.к. они теряют при этом люминесцентные свойства. Свечение неорганических люминофоров связано с определенным строением кристаллической решетки, в которую входят активирующие добавки. При измельчении происходит разрушение кристаллической структуры, и люминесценция исчезает. Кроме того, люминофоры на основе РЗМ имеют очень высокую плотность и легко оседают в связующем. Краски с неорганическими люминофорами нестабильны.

В данной области техники используется следующая терминология.

Люминесценция - это нетепловое свечение вещества, происходящее после поглощения им энергии возбуждения.

Твердые и жидкие вещества, способные люминесцировать, называют люминофорами (от лат. lumen - свет и греч. phoros - несущий).

Люминесцентное свечение тел включает явление фотолюминесценции - это свечение под действием света видимого и ультрафиолетового - диапазонов. Фотолюминесценция, в свою очередь, делится на флуоресценцию с длительностью свечения 10-9-10-6 с и фосфоресценцию с длительностью послесвечения 10-3-102 с.

Явление фосфоресценции давно используется при изготовлении красок, светящихся в темноте (можно вспомнить окрашенную фосфором собаку Баскервилей). Кроме того, фосфоресцирующие световые составы применяют для нанесения на шкалы приборов, предназначенных для использования при недостаточном освещении.

Поскольку идея двойного изображения привлекательна для развития декоративно-прикладного искусства, то в продаже появились разные варианты красок на основе неорганических люминофоров и изделия, содержащие декоративные покрытия, в частности, выполненные в виде картин.

Наиболее близким аналогом заявленного изобретения является изделие с декоративным покрытием, содержащим люминофоры, которое раскрыто, в патенте США №5902670, опубликованном 11.05.1999 г. В формуле изобретения указанного патента описана картина, выполненная многослойной, которая состоит из нанесенного на холст первого слоя масляной или эмульсионной краски. Затем на указанный первый слой краски нанесен слой изолирующего вещества для образования барьера, препятствующего протеканию краски со следующих слоев. После этого на слой изолирующего вещества наносят второй слой, выполненный из других масляных или эмульсионных красок. При этом первый или второй красочный слой включает прозрачный люминесцентный краситель, который не светится при естественном дневном освещении или при освещении от лампы накаливания, а создает люминесцентный эффект при ультрафиолетовом освещении. Полученная картина содержит по меньшей мере один объект, видимый при естественном освещении или при освещении от лампы накаливания, и другой объект, видимый в ультрафиолетовом свете.

В данном патенте в качестве люминесцентных веществ используются неорганические люминофоры на основе оксидов редкоземельных металлов, таких как: празеодим, неодим, самарий, европий, гольмий, эрбий и тулий. Эти соединения хорошо известны и продаются, например японской фирмой Nemoto&Co. Ltd. и американской фирмой United Mineral&Chemical Corporation of Lyndhurst.

Также в описании указанного патента упоминаются видимые органические люминофоры, окрашенные при дневном освещении, - это комплексы 8-оксихинолина. То есть бесцветные (невидимые) при дневном освещении органические люминофоры в данном изобретении не упоминаются.

Изолирующее вещество, упомянутое в данном патенте и нанесенное между двумя красочными слоями, является олифой или лаком. Так как обычные красители достаточно сильно гасят люминесценцию, то было предложено послойное разделение изолирующим веществом видимого и невидимого изображений, поскольку в этом случае люминесценция будет более яркой. Именно эта идея защищается в формуле изобретения прототипа.

Для реализации прототипа и аналогичных технических решений подходит доступная в продаже в настоящее время «Краска невидимая латексная вододисперсионная акриловая художественная» ("Invisible NaturFluorescent Interior"), описание которой имеется на сайте: http://luminofor.ru/.

В своем составе данная краска содержит неорганический фотолюминофор в виде алюмината стронция, активированного европием, диспрозием и иттрием: (SrAl2O4):Eu, Dy, Y. Плотность указанного люминофора - 5,0 г/см3. Пигмент, содержащий данный люминофор, представляет собой порошок серого или желтовато-зеленого цвета с крупностью частиц от 9 до 200 мкм.

Подобные неорганические люминофоры достаточно хорошо известны (см. патент RU 2217467 «СТАБИЛЬНЫЙ ФОТОЛЮМИНОФОР С ДЛИТЕЛЬНЫМ ПОСЛЕСВЕЧЕНИЕМ», опубликован 27.11.2003, приоритет 14.12.2001).

Описанные выше краски обладают рядом недостатков: люминофор состава (SrAl2O4):Eu, Dy, Y для приготовления краски тяжело размалывать, поскольку измельчение ослабляет люминесценцию. Кроме того, органические люминофоры имеют очень высокую по сравнению со связующим веществом плотность 5,0 г/см3 (плотность связующего 1-1,2 г/см3), поэтому пигмент легко оседает в органическом связующем. Краски с неорганическими люминофорами неоднородны, нестабильны, расслаиваются, при использовании требуют постоянного перемешивания.

Из-за того, что неорганические люминофоры на основе оксидов плохо измельчаются в порошок, краска имеет грубую пастообразную консистенцию, что при нанесении поверхность изделия создает грубую фактуру, рельефный мазок или контур. Для ряда живописных работ, где требуется плавный переход тонов и оттеков, не могут быть использованы толстые фактурные мазки яркой краски на неорганических люминофорах. Они не позволяют изобразить прозрачность воды, воздуха, стекла и другой тонкой среды.

Кроме того, изображения, полученные с использованием известных неорганических люминофоров, не гаснут сразу после выключения источника ультрафиолетового излучения, а обладают свойством сохранять послесвечение, то есть фосфоресцировать. Данное свойство препятствует получению нужных художнику цветов и оттенков цвета, путем аддитивного смешивания нескольких красок, поскольку длительность послесвечения каждого из неорганических люминофоров является индивидуальным свойством отдельного химического соединения, входящего в смесь. Таким образом, включенные в смесь люминофоры будут гаснуть в разное время, изменяя общий цвет художественного образа. Например, розовое лицо младенца может постепенно желтеть, синеть, и т.д. пока не погаснет в темноте смешанная флуоресцентная фосфоресцирующая краска и картина, полученная с ее использованием.

Изделия с декоративным покрытием, соответствующее заявленному изобретению, лишены указанных недостатков.

Изобретение направлено на решение задачи получения изделия с декоративным покрытием с помощью бесцветной при дневном освещении стойкой люминесцентной краски для художественных работ, пригодной для ручной росписи изделия, обладающей низкой плотностью, не расслаивающейся и хорошо смешивающейся со связующим.

Техническим результатом изобретения является возможность создать в декоративном покрытии латентное художественное изображение, проявляющееся при ультрафиолетовом освещении, невидимое при дневном свете и также невидимое в темноте (при отсутствии ультрафиолета).

При создании данного изобретения было обнаружено, что введение в художественную краску органического фотолюминофора с аномально большим сдвигом Стокса, повышает стабильность полимерной основы краски и устойчивость декоративного красочного слоя изделий, полученных с ее использованием.

Вторым техническим результатом изобретения является повышение устойчивости декоративного покрытия в ультрафиолете за счет повышения стойкости красочного слоя.

Широко известно, что под действием ультрафиолетового освещения полимерные материалы быстро становятся хрупкими и приходят в негодность. Однако введение люминофора в полимерное связующее позволяет преобразовать опасную для полимеров энергию ультрафиолетового света в безвредное для них излучение в видимой области спектра.

Заявленные изделия с декоративными покрытиями, полученные использованием краски на органических люминофорах, обладают новым свойством в отношении обеспечения повышения стойкости и стабильности во времени полимерной основы декоративного слоя.

В настоящее время известно много светящихся люминесцирующих органических соединений, однако не каждое светящееся вещество пригодно для практического использования в рецептуре художественных красок. Для этого наряду с люминесценцией нужны такие свойства, как светостойкость, химическая инертность, низкая растворимость в органических связующих и др., позволяющие решать задачу получения стабильной композиции краски.

Бесцветные при дневном свете органические люминофоры известны из уровня техники, например из следующих патентных документов: RU 2287007, RU 2247117, RU 2039745, SU 681792, SU 305160, SU 198340, SU 179773, DE 2209872, US 3169129, US 3658817. Однако ни один из перечисленных патентных документов не раскрывает рецептуру краски, пригодной для ручной художественной росписи изделий с получением на их поверхности декоративного покрытия, содержащего люминофоры.

Сущность заявленного изобретения заключается в том, что изделие с декоративным покрытием, содержащим люминофоры выполнено с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски, включающей в свой состав люминофор и связующее, при этом в качестве люминофора бесцветная художественная люминесцентная краска содержит органический люминофор с аномально большим сдвигом Стокса величиной более 100 нм, бесцветный при дневном освещении и люминесцирующий в видимой области спектра при облучении его источником ультрафиолетового излучения, а в качестве органического связующего бесцветная художественная люминесцентная краска содержит прозрачное органическое вещество, не поглощающие длинноволновое ультрафиолетовое излучение в диапазоне 365-420 нм.

При фотолюминесценции источником возбуждения люминофора служат ультрафиолетовые лучи. Поглощая энергию ультрафиолетового излучения, молекулы люминофора переходят в возбужденное состояние и, возвращаясь в основное состояние, излучают свет более длинноволновый, чем поглощенный.

Длинноволновый сдвиг максимума люминесценции относительно максимума поглощения, который называется сдвигом Стокса (или стоксов сдвиг) (фиг.1) обычно колеблется в пределах 50-70 нм и характеризует безызлучательные потери энергии в акте люминесценции.

Однако известны вещества, молекулы которых, поглотив квант света, претерпевают в возбужденном состоянии ряд превращений (связанных с изменением углов и межатомных расстояний), соответствующих новому распределению электронной плотности, и оказывается на другом, ниже расположенном возбужденном уровне. После излучения света она снова претерпевает ряд изменений, но уже в обратном направлении. Такие случаи могут, например, иметь место, когда в возбужденном состоянии молекула принимает более плоскую конфигурацию, или, благодаря перемещению протона, происходит упрочнение внутримолекулярной водородной связи. Тогда величина сдвига Стокса возрастает до 150-200 нм. Сдвиг стокса, величина которого превышает 100 нм, получил название «аномально большого сдвига Стокса». Именно такой вид люминофоров используется в заявленном изобретении.

В заявленном изобретении в качестве органического связующего краски для создания декоративного покрытия используется прозрачный лак или клей, или гель, или воск, или масло, не поглощающие ультрафиолетовое излучение в диапазоне 365-366 нм.

Заявленное декоративное покрытие может быть выполнено на любой гибкой или жесткой основе (подложке), пригодной для художественной росписи с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски, которая люминесцирует в видимой области спектра при облучении источником ультрафиолетового излучения с длиной волны 365-366 нм, при этом указанная краска в качестве органического люминофора содержит бесцветный фотолюминофор, выбранный из группы включающей:

2-[2-(4,6-дихлор-[1,3,5]триазин-2-иламино)-фенил]-бензо[d][1,3]оксазин-4-он;

2-(2-арилсульфониламинофенил)-4Н-3,1-бензоксазин-4-он;

O-тозиламинозамещенные 2,5 диарил-1,3,4-оксадиазолы;

Замещенные 2-(2'-арилсульфониламинофенил)-4Н-3,1-бензоксазоны-4;

6-оксо-2[2'-(4''-толуолсульфамидо)-фенил]-бенз[a-4,5]-1,3-оксазин;

2-[2'-(β-нафталинсульфониламино)-фенил]-3,1,4Н-бензоксазин-4-он;

Замещенные 2-(2-гидроксифенил)бензазолы;

Замещенные 2-(2-ациламинофенил)-4(3H)-хиназолиноны;

Замещенные 2-(2-гидроксифенил)-4(3H)-хиназолиноны;

4,4'-бис(2-фенил-5-гидроксипиримидин.

Органические люминофоры из данной группы имеют аномально большой сдвиг Стокса, превышающий значение 100 нм, предпочтительно в интервале 150-200 нм, а плотность имеют в диапазоне 1,0-1,1 г/см3, близкую к плотности связующего краски, благодаря чему суспензия, получаемая при их введении в связующее, является стабильной и не расслаивается.

Декоративное покрытие наносят на изделие с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски, которая содержит компоненты в следующем соотношении, мас.%:

бесцветный органический люминофор 5-95
прозрачное органическое связующее,
не поглощающее длинноволновое ультрафиолетовое
излучение в диапазоне 365-420 нм остальное

Предпочтительно, краска содержит компоненты в следующем соотношении, мас.%:

бесцветный органический люминофор 20-50
прозрачное органическое связующее,
не поглощающее длинноволновое ультрафиолетовое
излучение в диапазоне 365-420 нм остальное

Указанные выше органические люминофоры выпускаются в России под маркой «Орлюм», которые представлены на рынке в виде бесцветного порошка, готового для употребления в качестве пигмента.

Поэтому заявленное декоративное покрытие может быть выполнено с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски, содержащей в качестве пигмента органический люминофор заданного цвета свечения, выбранный из группы, включающей органический люминофор зеленого свечения «Орлюм белый 520Т», органический люминофор желто-зеленого свечения «Орлюм белый 540Т», органический люминофор желтого свечения «Орлюм белый 560Т», органический люминофор синего свечения «Орлюм белый 470Т», органический люминофор красного свечения «Орлюм белый 613Т» либо композицию из нескольких люминофоров разного цвета свечения в количестве 20-50 мас.% и остальное - связующее, выбранное из группы, включающей бесцветный акриловый лак, масляный лак, полиуретановый лак, уретан-алкидный лак, алкидный лак, нитролак, лак на водной основе.

Выбор связующего для нанесения декоративного покрытия зависит от свойств материала основы (подложки), является ли подложка гибким или жестким материалом, поскольку должен обеспечивать адгезию декоративного слоя к изделию. Для гибкой листовой подложки такой холст, различные виды тканого и нетканого текстильного материала, бумага, полимерная пленка, фольга, листы полимерного материала и различные гибкие металлизированные поверхности требуют, чтобы при высыхании краски связующее сохраняло бы пластичность, что бы покрытие не отслаивалось при перегибе и натяжении. Для жестких подложек, таких как стены зданий и сооружений, стекло, керамика, дерево, литой металл или пластик пластичность связующего не играет такой важной роли, но учитывается свойство поверхности, касающиеся ее пористости, шероховатости, гидрофильности или гидрофобности и другие, влияющие на сцепление покрытия с подложкой. В любом случае, подложка должна быть подготовлена к нанесению покрытия с учетом свойств ее поверхности и выбора связующего для красочного слоя.

Изделие из любого вида ткани может быть выполнено с декоративным покрытием, содержащим люминофоры с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски, предназначенной для шелкографии и нанесения рисунка на ткань, которая содержит в качестве пигмента указанный выше органический люминофор заданного цвета свечения в количестве 20-50 мас.% либо композицию из нескольких органических люминофоров разного цвета свечения для получения нужного оттенка цвета и пластизолевую основу или глиттерный лак, или акриловый лак - остальное.

Изделие из бумаги также может быть расписано с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски, предназначенной для выбранного вида бумаги. Причем при росписи по бумаге или по ткани учитывается наличие или отсутствие в них оптических отбеливателей, которые стали широко использоваться промышленностью и которые самостоятельно светятся в ультрафиолете, чем могут мешать в некоторых случаях реализации идеи изобретения.

Изделие с декоративным покрытием может представлять собой предмет одежды или театральный костюм, содержащий декоративное покрытие, выполненное на текстильной основе с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски, для шелкографии или нанесения рисунка на ткань, при этом изделие выполняют так, что материал декоративного покрытия пропитывает текстильную основу на глубину меньше толщины текстильной основы, преимущественно, на глубину пропитки 30-70% от толщины текстильной основы. Предмет одежды, внутренняя сторона которого касается тела человека, по гигиеническим соображениям выполняется так, что при его росписи краска не пропитывает ткань насквозь, и на изнаночной стороне остается чистая поверхность ткани. В некоторых случая для этого используется предварительная пропитка ткани технологическим составом, предотвращающим сквозную пропитку ткани краской. После высыхания краски технологический состав с изнаночной стороны изделия удаляется.

Изделие с декоративным покрытием может представлять собой керамику, а также естественный или искусственный камень. В этом случае декоративное покрытие может быть выполнено с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски для выполнения художественной росписи по керамике или по камню, содержащей в качестве пигмента 20-50 мас.% органического люминофора заданного цвета свечения либо композицию из нескольких органических люминофоров разного цвета свечения для получения нужного оттенка цвета и холодную эмаль или лак для керамики или камня - остальное.

Изделие с декоративным покрытием может представлять собой предмет, выполненный из дерева и расписанный художником вручную. В этом случае декоративное покрытие выполняется с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски для художественной росписи по дереву, которая содержит в качестве пигмента 20-50 мас.% органического люминофора заданного цвета свечения либо композицию нескольких органических люминофоров разного цвета свечения для получения нужного оттенка цвета и лак для работы по дереву - остальное.

Пигмент, полученный с использованием бесцветных органических люминофоров, хорошо смешивается с пастообразными и гелеобразными массами, которые используются в процессе художественного творчества. В этом варианте реализации изобретения декоративное покрытие может быть получено с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски, предназначенной для получения рельефного рисунка или фактурных декоративных элементов, которая содержит в качестве пигмента 35-45 мас.% органического люминофора заданного цвета свечения либо композицию из нескольких люминофоров разного цвета свечения для получения нужного оттенка цвета и клей на водной основе (ПВА), или фактурную пасту, или контурный материал из синтетических смол для выполнения рельефа, или силиконовую массу - остальное.

Поскольку основной декоративный эффект создается за счет люминесценции, то следует правильно подготовить основу изделия к процессу нанесения на него декоративного покрытия. Если изделие имеет поверхность черного цвета, предназначенную для художественной росписи, то такая поверхность будет поглощать свечение люминофора и снижать декоративную ценность покрытия. В этом случае при нанесении декоративного покрытия на подложку черного цвета или на иную темную основу, близкую к черному цвету, под декоративное покрытие, содержащее люминофоры, наносят технологический отражающий подслой светлой или белой грунтовки, улучшающей отражение люминесцентного света от поверхности изделия.

Неожиданным результатом, который прежде не достигался при ручной декоративной росписи изделий, является новое свойство декоративного покрытия содержать в своем составе латентное изображение, которое может быть получено только с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски. Латентное изображение на поверхности декоративного изделия проявляется только в условиях ультрафиолетового освещения. Таким образом в декоративных изделиях реализуется эффект двойной художественной росписи, создающей новые зрительные эффекты, отсутствующие в традиционных произведениях живописи и прикладного декоративного искусства.

В указанном варианте исполнения изобретения изделие с декоративным покрытием, содержащим люминофоры, состоит из, по меньшей мере, двух декоративных слоев, при этом верхний декоративный слой выполнен с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски, включающей в свой состав органический люминофор с аномально большим сдвигом Стокса величиной более 100 нм, бесцветный при дневном освещении, люминесцирующий в видимой области спектра при облучении его источником ультрафиолетового излучения, и прозрачное органическое связующее, не поглощающие длинноволновое ультрафиолетовое излучение в диапазоне 365-420 нм, а нижний декоративный слой покрытия выполнен с использованием красок, видимых при дневном освещении.

Вариант двойной росписи может быть реализован в широком спектре описанных ниже изделий. Приводимый перечень декоративных изделий не является исчерпывающим в отношении реализации всех возможностей, которые предоставляются художнику данным изобретением и его развитием.

Изделие с декоративным покрытием, содержащим люминофоры, может быть выполнено в виде картины на холсте или на иной текстильной основе, или на подложке из полимерного материала, или на металлической, деревянной или стеклянной основе, на которой размещен слой грунтовки, затем живописный слой, выполненный с использованием красок, видимых при дневном освещении, затем нанесен верхний декоративный живописный слой, выполненный при ультрафиолетовом освещении с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски, включающей в свой состав органический люминофор с аномально большим сдвигом Стокса величиной более 100 нм, бесцветный при дневном освещении, люминесцирующий в видимой области спектра при облучении его источником ультрафиолетового излучения, и прозрачное органическое связующее, не поглощающие длинноволновое ультрафиолетовое излучение в диапазоне 365-420 нм.

Изделие с декоративным покрытием, содержащим люминофоры, может быть выполнено, в частности, в форме театральных декораций или в виде декораций и костюмов для проведения шоу.

Изделие с декоративным покрытием, содержащим люминофоры, также может быть выполнено в виде росписи или фрески на стенной панели или на иных архитектурных деталях зданий или сооружений, на которых размещен слой грунтовки, затем живописный слой, выполненный с использованием красок, видимых при дневном освещении, затем нанесен верхний декоративный живописный слой, выполненный при ультрафиолетовом освещении с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски, включающей в свой состав органический люминофор с аномально большим сдвигом Стокса величиной более 100 нм, бесцветный при дневном освещении, люминесцирующий в видимой области спектра при облучении его источником ультрафиолетового излучения, и прозрачное органическое связующее, не поглощающие длинноволновое ультрафиолетовое излучение в диапазоне 365-420 нм.

Изделие с декоративным покрытием, содержащим люминофоры, может быть изготовлено в виде предмета интерьера или в виде предмета мебели, на поверхности которого размещен живописный слой, выполненный с использованием красок, видимых при дневном освещении, затем нанесен верхний декоративный живописный слой, выполненный при ультрафиолетовом освещении с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски, включающей в свой состав органический люминофор с аномально большим сдвигом Стокса величиной более 100 нм, бесцветный при дневном освещении, люминесцирующий в видимой области спектра при облучении его источником ультрафиолетового излучения, и прозрачное органическое связующее, не поглощающие длинноволновое ультрафиолетовое излучение в диапазоне 365-420 нм

В частности, декоративное изделие может быть реализовано в виде деревянной мебели, при этом верхний декоративный живописный слой выполняется с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски и дополнительно покрывается лаком или иным прозрачным защитным слоем.

В другом варианте декоративное изделие может быть выполнено в виде предмета кожаной мебели. Предложенный вид двойной росписи также хорошо сочетается с поверхностью кожаных сумок или кожаных курток или других изделий из натуральной или искусственной кожи.

Изделие из керамики тоже может быть декорировано покрытием, содержащим люминофоры. Однако при этом органические люминофоры не сохраняют свои свойства при высокотемпературной обработке, в частности при отжиге керамики. Это свойство краски накладывает некоторые ограничения на декорирование керамики.

Изделие из керамики выполняется так, что верхний декоративный живописный слой, выполненный с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски, наносят на изделие после обжига керамики и дополнительно покрывают лаком или иным прозрачным защитным слоем. Либо декоративное изделие выполняют из необожженной керамики, в частности из керамики отвержденной без термической обработки за счет химического взаимодействия компонентов связующего.

Заявленное изобретение дополнительно позволяет получить множество интересных эффектов при использовании пространственных композиций.

Вариант пространственной композиции, составленной из изделий с декоративным покрытием, содержащим люминофоры может быть реализован следующим образом.

Композиция включает экран и один или несколько предметов, размещенных перед ним, при этом на поверхности экрана и на поверхности предметов, размещенных перед ним размещен живописный слой, выполненный с использованием красок, видимых при дневном освещении, затем нанесен верхний декоративный живописный слой, выполненный при ультрафиолетовом освещении с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски, включающей в свой состав органический люминофор с аномально большим сдвигом Стокса величиной более 100 нм, бесцветный при дневном освещении, люминесцирующий в видимой области спектра при облучении его источником ультрафиолетового излучения, и прозрачное органическое связующее, не поглощающие длинноволновое ультрафиолетовое излучение в диапазоне 365-420 нм, при этом по меньшей мере один из предметов, размещенных перед экраном, установлен с возможностью поворота и/или перемещения на фоне экрана. Контраст и яркость люминофоров меняет пространственное восприятие предметов в композиции, что создает неожиданные зрительные эффекты.

Для осуществления заявленного изобретения в качестве пигмента художественной краски пригодны только бесцветные органические люминофоры с аномально большим сдвигом Стокса, поскольку только они позволяют получить латентное художественное изображение, обладая свойством быть невидимыми при дневном освещении. Они гаснут сразу после выключения источника ультрафиолетового излучения и не обладают свойством сохранять послесвечение.

Для целей реализации данного изобретения большое значение имеет рецептура краски, поскольку она составляется для получения художественной краски, именно, для ручной росписи. Рецептура красок, предназначенных для изготовления печатной продукции типографскими способами, не пригодна для создания декоративных покрытий на изделиях в режиме ручной росписи.

Печатные краски и принтерные чернила не соответствуют реализации заявленного изобретения, даже если они содержат люминофоры с аномально большим сдвигом Стокса, они не могут использоваться художником для живописи, или для ручной росписи декоративных изделий, поскольку имеют рецептуру, предназначенную для автоматического использования в соответствующих полиграфических технических средствах: в принтерах, в печатных станках и в других печатных устройствах.

Рецептура печатных красок направлена, в частности, на решение задачи быстрого высыхания отпечатка, без смазывания изображения. Быстрое высыхание обеспечивается введением в состав краски сиккативов и других веществ с эквивалентными свойствами. Краска сохнет за секунды, что крайне неудобно для работы художника, не позволяет получать необходимые цвета и оттенки цветов перемешиванием, поскольку порция краски высыхает быстрее, чем ее удается смешать с нужными компонентами.

Другим составным элементом современных печатных красок с люминофорами, препятствующим их использованию в качестве красок для художественных работ, является компонент, обеспечивающий ультрафиолетовое отверждение печатной краски (мономеры и фотоинициаторы). Выполнение работы художником с использованием бесцветной люминесцентной краски требует постоянной подсветки рабочего места ультрафиолетом, поскольку иначе не видно рисунка. Использование печатных красок с ультрафиолетовым отверждением на рабочем месте с подсветкой ультрафиолетом не представляется возможным.

Кроме того, отметим, что цветные, видимые при дневном свете органические люминофоры также не могут быть использованы в качестве пигмента краски по данному изобретению, поскольку изменяют цвет краски в видимой области спектра, не позволяют решить поставленную задачу: получить скрытое художественное изображение.

Для иллюстрации заявленного изобретения ниже приведены примеры некоторых изделий с декоративными покрытиями, полученными с использованием художественных люминесцентных красок, бесцветных при дневном освещении, люминесцирующий в видимой области спектра при облучении ультрафиолетом. Краски, необходимые для реализации заявленного изобретения, получают комбинацией органических люминофоров с аномально большим сдвигом Стокса, с различными связующими, в качестве которых выбирают прозрачные органические вещества, не поглощающие ультрафиолетовое излучение в диапазоне 365-366 нм.

Пигменты, содержащие указанные органические люминофоры, представляют собой суспензии органических люминофоров или их смесей в поликонденсационных или в полимеризационных смолах. Благодаря хрупкости смол, в которых суспендированы люминофоры, пигменты могут быть легко превращены в тонкодисперсные порошки с размерами частиц 0,002-5 мкм.

Смолы, служащие основами данных пигментов, обычно устойчивы к кислотам и щелочам, нерастворимы в большинстве органических растворителей. В качестве основы пигмента могут быть выбраны, например мочевино- или меламиноформальдегидные смолы, модифицированные одноатомными или многоатомными спиртами или арилсульфамидами. Пигменты, полученные из смол, модифицированных арилсульфамидами, в большинстве случаев ярче, более хрупки и светопрочны, чем пигменты на основе других смол.

В соответствии с приведенными ниже примерами приготовление краски осуществляли при облучении ультрафиолетом, поскольку контроль погрешности составления нужного оттенка цвета зрительно возможен в условиях освещения ультрафиолетом.

Пример 1

Изготовили изделие с декоративным покрытием, содержащим люминофоры, выполненное в виде картины на холсте.

На загрунтованный и подготовленный для живописи холст при помощи обычных художественных масляных красок нанесли изображение неба с редкими облаками, окрашенными в цвета заката.

После высыхания первого декоративного слоя нанесли второй слой живописи, изображающей городской пейзаж с силуэтами домов. Указанный второй декоративный живописный слой выполнен при ультрафиолетовом освещении с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски, включающей в свой состав органический люминофор с аномально большим сдвигом Стокса величиной более 100 нм. Как приготовление краски, так и нанесение ее на холст осуществляли при облучении ультрафиолетом, поскольку составления нужного оттенка цвета возможно только в условиях освещения ультрафиолетом. При этом в качестве краски использовали темперу. При этом для получения 100 г люминесцентной темперы перемешивают 18 г воды, 3 г 15%-ного водного раствора карбоксиметилцелюлозы (КМЦ), 2 г глицерина или этиленгликоля, 1 г Na-соли бутилнафталин-1-сульфокислоты или другого поверхностно-активного вещества (ПАВ) и 25 г порошка органического фотолюминофора марки «Орлюм» с заданным цветом свечения, затем в течение 5 минут и добавляют 51 г поливинилацетатной дисперсии.

В результате использования данной краски получен второй слой латентного изображения, который виден только при ультрафиолетовом облучении. Варианты изделия с декоративным покрытием, соответствующим примеру 1, показаны на фигуре 2 в четырех вариантах. Изображения в левой колонке соответствуют виду декоративного покрытия при дневном свете. Изображения в правой колонке соответствуют виду декоративного покрытия при ультрафиолете.

Пример 2

Изготовили изделие с декоративным покрытием, содержащим люминофоры, выполненное в виде футболки для дискотеки.

Декоративное покрытие выполнено на футболке в виде рисунка на рукавах и на спинке, полученного с использованием бесцветной пластизолевой художественной люминесцентной краски, предназначенной для шелкографии, которая содержит в качестве пигмента органический люминофор красного и желтого цвета свечения в количестве 30 мас.% и остальное - связующее. В качестве связующего выбрали пластизолевую основу для рисунка красного цвета свечения и глиттерный лак в качестве связующего для рисунка желтого цвета свечения. Рисунок наносится на ткань в условиях освещения ее источником ультрафиолетового освещения. Декоративное покрытие, выполненное с использованием указанных видов связующего, пропитывает текстильную основу менее, чем на половину ее толщины.

Дополнительным условием, которое выполняется при нанесении декоративного покрытия на изделие типа футболки, является предварительная проверка наличия в составе текстильной основы оптических отбеливателей. Текстиль, имеющий оптическое отбеливание, самостоятельно светится в ультрафиолете синим светом, что приводит к искажению цветов и оттенков рисунка, полученного с использованием органических люминофоров.

Для получения декоративного покрытия на футболке либо выбирается трикотажная ткань без оптического отбеливания, либо при наличии такого отбеливания под рисунок наносится грунтовочный слой, ослабляющий свечения оптического отбеливателя, а в композиции рисунка учитывается свечение непокрытых грунтовкой частей футболки.

Приведенные примеры показывают, что заявленное изобретение позволяет получить разнообразные изделия с декоративными покрытиями, содержащими люминофоры, полученными с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски, пригодной для выполнения художником живописных и декоративных работ методом ручной росписи. При этом в составе краски в качестве люминофора используется органический люминофор с аномально большим сдвигом Стокса. Декоративное покрытие имеет высокое качество, благодаря стойкости и гомогенности люминесцентной краски, обладающей, практически, равной плотностью пигмента и связующего, не расслаивающейся, обладающей хорошими свойствами смешиваемости компонентов для получения нужных цветов и оттенков.

Изделие с декоративным покрытием, соответствующее заявленному изобретению, в отличие от покрытий, выполненных известными люминесцентными красками, содержит художественное изображение, проявляющееся только при ультрафиолетовом освещении, невидимое при дневном свете.

Следует отметить, что покрытие, полученное в соответствии с заявленным изобретением, не является самосветящимся, не обладает фосфоресценцией, не имеет никакого периода послесвечения в темноте. То есть изображения, имеющиеся на заявленном декоративном покрытии, не светится в темноте.

При создании данного изобретения было установлено, что введение в художественную краску органического фотолюминофора с аномально большим сдвигом Стокса, повышает стабильность как самой полимерной краски, так и устойчивость красочного декоративного слоя покрытия, полученного с ее использованием. Изделия с декоративными покрытиями, соответствующие заявленному изобретению, обладают новыми свойствами в отношении повышения стойкости и стабильности во времени полимерной основы покрытия.

Дополнительно отметим, что декоративное покрытие, соответствующее заявленному изобретению, получено с использованием краски, которая является экологически чистой, безвредной в контакте с человеком. При утилизации данной краски и покрытий, полученных с ее использованием, не происходит загрязнения окружающей среды, поскольку при окислении органические люминофоры разлагаются до воды и углекислого газа и в отличие от неорганических люминофоров не содержит тяжелых металлов.

1. Изделие с декоративным покрытием, содержащим люминофоры, отличающееся тем, что оно выполнено с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски, включающей в свой состав люминофор и связующее, при этом в качестве люминофора бесцветная художественная люминесцентная краска содержит органический люминофор с аномально большим сдвигом Стокса величиной более 100 нм, бесцветный при дневном освещении и люминесцирующий в видимой области спектра при облучении его источником ультрафиолетового излучения, а в качестве органического связующего бесцветная художественная люминесцентная краска содержит прозрачное органическое вещество, не поглощающее длинноволновое ультрафиолетовое излучение в диапазоне 365-420 нм.

2. Изделие по п.1, отличающееся тем, что декоративное покрытие выполнено с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски, содержащей в качестве органического связующего прозрачный лак, или клей, или гель, или воск, или масло, не поглощающие ультрафиолетовое излучение в диапазоне 365-366 нм.

3. Изделие по п.1, отличающееся тем, что декоративное покрытие выполнено с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски, люминесцирующей в видимой области спектра при облучении источником ультрафиолетового излучения с длиной волны 365-366 нм.

4. Изделие по п.1, отличающееся тем, что декоративное покрытие выполнено с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски, содержащей в качестве органического люминофора бесцветный фотолюминофор, выбранный из группы, включающей
2-[2-(4,6-дихлор-[1,3,5]триазин-2-иламино)-фенил]-бензо[d][1,3]оксазин-4-он,
2-(2-арилсульфониламинофенил)-4Н-3,1-бензоксазин-4-он,
O-тозиламинозамещенные 2,5 диарил-1,3,4-оксадиазолы,
замещенные 2-(2'-арилсульфониламинофенил)-4Н-3,1-бензоксазоны-4,6-оксо-2[2'-(4''-толуолсульфамидо)-фенил]-бенз[а-4,5]-1,3-оксазин,
2-[2'-((3-нафталинсульфониламино)-фенил]-3,1,4Н-бензоксазин-4-он,
замещенные 2-(2-гидроксифенил)бензазолы;
замещенные 2-(2-ациламинофенил)-4(3Н)-хиназолиноны;
замещенные 2-(2-гидроксифенил)-4(3Н)-хиназолиноны;
4,4'-бис(2-фенил)-5-гидроксипиримидин.

5. Изделие по п.4, отличающееся тем, что декоративное покрытие выполнено с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски, которая содержит компоненты в следующем соотношении, мас.%:

бесцветный органический люминофор 5-95
прозрачное органическое связующее,
непоглощающее длинноволновое ультрафиолетовое
излучение в диапазоне 365-420 нм остальное

6. Изделие по п.4, отличающееся тем, что декоративное покрытие выполнено с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски, которая содержит компоненты в следующем соотношении, мас.%:

бесцветный органический люминофор 20-50
прозрачное органическое связующее,
непоглощающее длинноволновое ультрафиолетовое
излучение в диапазоне 365-420 нм остальное

7. Изделие по любому из пп.1 или 6, отличающееся тем, что декоративное покрытие выполнено с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски, содержащей в качестве пигмента органический люминофор заданного цвета свечения, выбранный из группы, включающей органический люминофор зеленого свечения «Орлюм белый 520Т», органический люминофор желто-зеленого свечения «Орлюм белый 540Т», органический люминофор желтого свечения «Орлюм белый 560Т», органический люминофор синего свечения «Орлюм белый 470Т», органический люминофор красного свечения «Орлюм белый 613Т» либо композицию из нескольких указанных люминофоров разного цвета свечения в количестве 20-50 мас.% и остальное - связующее, выбранное из группы, включающей бесцветный акриловый лак, масляный лак, полиуретановый лак, уретаналкидный лак, алкидный лак, нитролак, лак на водной основе.

8. Изделие по любому из пп.1 или 6, отличающееся тем, что декоративное покрытие выполнено с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски, предназначенной для шелкографии и нанесения рисунка на ткань или бумагу, которая содержит в качестве пигмента органический люминофор заданного цвета свечения в количестве 20-50 мас.% либо композицию из нескольких органических люминофоров разного цвета свечения для получения нужного оттенка цвета и пластизолевую основу, или глиттерный лак, или акриловый лак - остальное.

9. Изделие по п.8, отличающееся тем, что оно представляет собой предмет одежды или театральный костюм, содержащий декоративное покрытие, выполненное на текстильной основе с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски, для шелкографии или нанесения рисунка на ткань, при этом материал декоративного покрытия пропитывает текстильную основу на глубину меньше толщины текстильной основы, преимущественно, на глубину пропитки 30-70% от толщины текстильной основы.

10. Изделие по любому из пп.1 или 6, отличающееся тем, что декоративное покрытие выполнено с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски для выполнения художественной росписи по керамике или по камню, содержащей в качестве пигмента 20-50 мас.% органического люминофора заданного цвета свечения либо композицию из нескольких органических люминофоров разного цвета свечения для получения нужного оттенка цвета и холодную эмаль или лак для керамики или камня - остальное.

11. Изделие по любому из пп.1 или 6, отличающееся тем, что декоративное покрытие выполнено с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски для художественной росписи по дереву, которая содержит в качестве пигмента 20-50 мас.% органического люминофора заданного цвета свечения либо композицию нескольких органических люминофоров разного цвета свечения для получения нужного оттенка цвета и лак для работы по дереву - остальное.

12. Изделие по любому из пп.1 или 6, отличающееся тем, что декоративное покрытие выполнено с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски, предназначенной для получения рельефного рисунка или фактурных декоративных элементов, которая содержит в качестве пигмента 35-45 мас.% органического люминофора заданного цвета свечения либо композицию из нескольких люминофоров разного цвета свечения для получения нужного оттенка цвета и клей на водной основе (ПВА), или фактурную пасту, или контурный материал из синтетических смол для выполнения рельефа, или силиконовую массу - остальное.

13. Изделие по любому из пп.1 или 6, отличающееся тем, что при выполнении декоративного покрытия на подложке черного цвета или на темной подложке, имеющей цвет близкий к черному, в качестве подслоя под декоративным покрытием располагается слой светлой или белой грунтовки.

14. Изделие с декоративным покрытием, содержащим люминофоры, отличающееся тем, что покрытие состоит из, по меньшей мере, двух декоративных слоев, при этом верхний декоративный слой выполнен с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски, включающей в свой состав органический люминофор с аномально большим сдвигом Стокса величиной более 100 нм, бесцветный при дневном освещении, люминесцирующий в видимой области спектра при облучении его источником ультрафиолетового излучения, и прозрачное органическое связующее, не поглощающие длинноволновое ультрафиолетовое излучение в диапазоне 365-420 нм, а нижний декоративный слой покрытия выполнен с использованием красок, видимых при дневном освещении.

15. Изделие с декоративным покрытием, содержащим люминофоры, отличающееся тем, что оно выполнено в виде картины на холсте, или на иной текстильной основе, или на пластике, или на металлической, деревянной или стеклянной основе, на которой размещен слой грунтовки, затем живописный слой, выполненный с использованием красок, видимых при дневном освещении, затем нанесен верхний декоративный живописный слой, выполненный при ультрафиолетовом освещении с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски, включающей в свой состав органический люминофор с аномально большим сдвигом Стокса величиной более 100 нм, бесцветный при дневном освещении, люминесцирующий в видимой области спектра при облучении его источником ультрафиолетового излучения, и прозрачное органическое связующее, не поглощающие длинноволновое ультрафиолетовое излучение в диапазоне 365-420 нм.

16. Изделие по п.15, отличающееся тем, что оно выполнено в форме театральных декораций или декоративного оформления шоу.

17. Изделие с декоративным покрытием, содержащим люминофоры, отличающееся тем, что оно выполнено в виде росписи или фрески на стенной панели или на иных архитектурных деталях зданий или сооружений, на которых размещен слой грунтовки, затем живописный слой, выполненный с использованием красок, видимых при дневном освещении, затем нанесен верхний декоративный живописный слой, выполненный при ультрафиолетовом освещении с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски, включающей в свой состав органический люминофор с аномально большим сдвигом Стокса величиной более 100 нм, бесцветный при дневном освещении, люминесцирующий в видимой области спектра при облучении его источником ультрафиолетового излучения, и прозрачное органическое связующее, не поглощающие длинноволновое ультрафиолетовое излучение в диапазоне 365-420 нм.

18. Изделие с декоративным покрытием, содержащим люминофоры, отличающееся тем, что оно выполнено в виде предмета интерьера или в виде мебели, на поверхности которого размещен живописный слой, выполненный с использованием красок, видимых при дневном освещении, затем нанесен верхний декоративный живописный слой, выполненный при ультрафиолетовом освещении с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски, включающей в свой состав органический люминофор с аномально большим сдвигом Стокса величиной более 100 нм, бесцветный при дневном освещении, люминесцирующий в видимой области спектра при облучении его источником ультрафиолетового излучения, и прозрачное органическое связующее, не поглощающие длинноволновое ультрафиолетовое излучение в диапазоне 365-420 нм

19. Изделие по п.18, отличающееся тем, что оно выполнено в виде деревянной мебели, при этом верхний декоративный живописный слой, выполненный с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски, дополнительно покрыт лаком или иным прозрачным защитным слоем.

20. Изделие по п.18, отличающееся тем, что оно выполнено в виде предмета кожаной мебели.

21. Изделие из керамики с декоративным покрытием, содержащим люминофоры, отличающееся тем, что на его поверхности размещен живописный слой, выполненный с использованием красок, видимых при дневном освещении, затем нанесен верхний декоративный живописный слой, выполненный при ультрафиолетовом освещении с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски, включающей в свой состав органический люминофор с аномально большим сдвигом Стокса величиной более 100 нм, бесцветный при дневном освещении, люминесцирующий в видимой области спектра при облучении его источником ультрафиолетового излучения, и прозрачное органическое связующее, не поглощающие длинноволновое ультрафиолетовое излучение в диапазоне 365-420 нм

22. Изделие из керамики по п.21, отличающееся тем, что верхний декоративный живописный слой, выполненный с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски, нанесен на изделие после обжига керамики и дополнительно покрыт лаком или иным прозрачным защитным слоем.

23. Изделие из керамики по п.21, отличающееся тем, что оно выполнено из необожженной керамики.

24. Изделие с декоративным покрытием, содержащим люминофоры, отличающееся тем, что оно выполнено в виде композиции включающей экран и один или несколько предметов, размещенных перед ним, при этом на поверхности экрана и на поверхности предметов, размещенных перед ним, размещен живописный слой, выполненный с использованием красок, видимых при дневном освещении, затем нанесен верхний декоративный живописный слой, выполненный при ультрафиолетовом освещении с использованием бесцветной художественной люминесцентной краски, включающей в свой состав органический люминофор с аномально большим сдвигом Стокса величиной более 100 нм, бесцветный при дневном освещении, люминесцирующий в видимой области спектра при облучении его источником ультрафиолетового излучения, и прозрачное органическое связующее, не поглощающие длинноволновое ультрафиолетовое излучение в диапазоне 365-420 нм, при этом по меньшей мере один из предметов, размещенных перед экраном, установлен с возможностью поворота и/или перемещения на фоне экрана.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области строительства и декоративногоESC} искусства, в частности к способам отделки внутренних поверхностей помещений, преимущественно детских комнат в садах, классах, школах, больницах.
Изобретение относится к технике художественных промыслов, а именно к получению декоративного эффекта на керамических изделиях, и может быть использовано при создании высокохудожественных изделий из бисквитного фарфора.

Изобретение относится к декорированию трехмерных проектов и, в частности, к способу и устройству обеспечения моделирования декоративных элементов трехмерных объектов на основании двухмерного изображения этих декоративных элементов

Изобретение относится к живописи и может быть использовано в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Способ выполнения живописных работ заключается в нанесении на основу красок за одну итерацию, после чего слой краски дорабатывают механически при помощи жесткой кисти, при этом краску разбавляют следующим раствором: одна часть полимеризованного льняного масла, одна часть лака даммарного, одна часть скипидара, одна часть спирта изопропилового, три капли сиккатива. Техническим результатом изобретения является расширение функциональных возможностей выполнения живописных работ при выполнении изделий изобразительного и декоративно-прикладного искусства путем получения изображения с использованием красок на основе с эффектом шелкографии. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к устройству для плазменного нанесения цветного рисунка на поверхность полотна и может быть применено для создания живописи как на металле, так и на не металлических поверхностях любой формы, расположенных как на близких, так и на значительных расстояниях от красителя. Устройство содержит корпус и расположенный в нем токопроводящий стержень, выполненный из материала, обеспечивающего создание на металлическом полотне определенного оттенка цвета, конденсатор с цилиндрическими пластинами и выпрямительный трансформатор. Выпрямительный трансформатор содержит гибкий магнитопровод с намотанными первичной и вторичными катушками. Цилиндрические пластины конденсатора расположены в корпусе соосно с токопроводящим стержнем. Магнитопровод имеет цилиндрическую форму и расположен между конденсаторными пластинам. Токопроводящий стержень установлен в корпусе с возможностью осевого перемещения. Одна из пластин конденсатора выполнена с возможностью подачи электрического потенциала на токопроводящий стержень, а вторая пластина - на металлическое полотно. 2 ил.
Наверх