Надувная лодка (варианты)

Изобретение предназначено для прогулок, рыбной ловли, охоты, туризма, для проведения спасательных операций. Надувная лодка содержит три или более продольных баллона и днище (8). Два бортовых баллона (2) имеют минимальный диаметр, составляющий не более 70% от диаметра среднего баллона (1). Между баллонами имеется промежуток. Средний баллон крепится к транцу (3) эластичным фланцем. В промежутках между баллонами лодка имеет пайолы (9). Пайолы спереди крепятся к хомуту (5), охватывающему средний баллон, или к стержню (11), проходящему через имеющийся в среднем баллоне герметичный рукав (10). Средний баллон имеет сверху ручки, а по бокам карманы для вещей. Достигается эргономичная посадка, обеспечивающая хорошую фиксацию тела во время поворотов и на волнении. 7 з.п. ф-лы, 7 ил.

 

Изобретение предназначено для развлекательных прогулок, рыбной ловли, охоты, спуска по торным рекам и проведения спасательных операций, в частности в бурном море.

Известны надувные лодки различных конструкций, обычно в виде двух цилиндрических или конусных баллонов, соединенных спереди дугообразным баллоном, а сзади - жестким транцем. Дно может быть двухслойным надувным или иметь жесткий напол. См., например, а.с. №608695.

Суть изобретения в том, что лодка имеет черты водного мотоцикла (гидроцикла), обладающего особыми, отличными от обычной лодки потребительскими свойствами. Для этого лодка содержит три или более баллона, причем два баллона по бортам имеют минимальный диаметр, составляющий не более 70% от минимального диаметра среднего (средних) баллона. Люди сидят в лодке (точнее сказать «на лодке») в позе всадника, как на гидроцикле или на развлекательном водном «банане» (лодка даже может иметь на днище «стремена» в виде резинотканевых петель). Такая посадка эргономична, обеспечивает хорошую фиксацию тела во время поворотов или на волнении позволяет долго сидеть, не уставая. А во время рыбной ловли можно сесть боком на большой баллон, поставив ноги в кокпит или на бортовой баллон (расстояние между этими баллонами должно быть не меньше 320 мм). Число баллонов может быть от трех и более. Например, для рыбалки и охоты очень удобен «гидроцикл» с коляской, содержащий 4 баллона: 2 средних и 2 бортовых, уменьшенного диаметра. А для спасательных операций на море или для сплава по горным рекам удобнее пяти-, шестибаллонный вариант лодки. Лодки с четным числом баллонов удобнее для установки одного мотора, а лодки с нечетными - для установки двух подвесных моторов.

Все баллоны могут быть цилиндрическими или для повышения остойчивости и плавучести бортовые баллоны могут конусообразно расширяться к носу и/или к транцу.

Бортовые баллоны за транцем могут иметь конусные законцовки, а в носу или иметь приподнятые вверх конусные законцовки, или изгибаться к среднему баллону и примыкать к нему. Последний способ обеспечивает более жесткую конструкцию.

Если средних баллонов более одного, они могут соединяться между собой мембраной (поднимающимся днищем) и/или иметь между собой небольшой участок дополнительного цилиндрического баллона с приподнятой вверх конусной законцовкой.

Для жесткости все три или более баллона соединены сзади транцем.

Так как бортовые баллоны специально сделаны малого диаметра, то транец имеет вырезы для свободного вытекания воды из отделений кокпита или самоотливные шпигаты. То есть кокпит мокрый самоотливного типа. Находиться там можно летом босиком, а в демисезонный период - в сапогах или в гидрокостюме. Причем четырех- и более корпусные лодки могут не иметь самоотливных отверстий в транце напротив участков кокпита между средними - полноразмерными - баллонами.

Для того, чтобы к транцу лодки можно было крепить подвесной лодочный мотор, средний (средние) баллон крепится к транцу эластомерным фланцем, причем, если число баллонов нечетное, центральный баллон имеет около транца сверху коническое сужение. Фланец может быть в виде углового профиля, причем с отбортовкой как внутрь баллона, так и наружу, или в виде части цилиндра или усеченного конуса с торцом (т.е. в виде «сковородки»).

Или же для крепления мотора транец имеет сзади кронштейн для крепления подвесного мотора. Причем кронштейн может быть постоянным или съемным.

Для уверенной фиксации ног человека участки днища между баллонами имеют продольные или лыжеобразные пайолы (далее «лыжи»). Пайолы вставляются до надувания баллонов. Если длина пайолов ненамного больше длины весел, то пайолы можно сделать неразбирающимися.

Весла могут быть байдарочного или лопатообразного (как для каноэ) типов.

Для повышения общей жесткости лодки пайолы сзади крепятся к транцу. Например, двумя Z-образными элементами, жестко крепящимися к лыже и входящими в отверстия в транце.

Спереди пайолы крепятся в носовой части лодки к разборному подковообразному хомуту, охватывающему средний (средние) баллоны, причем верхняя винтовая стяжка для хомута имеет ручки для удержания человека на лодке. Крепление хомута к лыже может быть в виде винта с гайкой «барашком» или в виде шпенька с отверстием, в которое вставляется конусный штифт.

Или возможен другой вариант переднего крепления пайолов - пайолы в передней части лодки крепятся к стержню, проходящему через герметичный рукав, проходящий насквозь через средний (средние) баллон. При этом крепление рукава к баллону должно быть снабжено усилением, так как это место будет испытывать на волнении увеличенные нагрузки. При накачивании баллона рукав обжимает и прочно фиксирует стержень. К лыже стержень (дюралевая или стеклопластиковая труба) крепится прикрепленным к лыже ушком (кронштейн с отверстием). Желательно, чтобы крепление пайола к стержню не позволяло пайолу перекашиваться относительно стержня.

Для удобства средний (средние) баллон имеет сверху ручки для удержания человека, а по бокам в передней и/или задней части имеет карманы для вещей. Четырех- и более баллонные лодки с герметичным средним кокпитом могут не иметь упомянутых карманов.

Для фиксации ступней ног при посадке на баллон боком бортовые баллоны имеют сверху периодически прикрепленную ленту, образующую ряд петель для крепления ног. Эти же петли удобны при вылезании из воды и для переноски лодки.

С этой же целью (фиксация ног) боковые баллоны имеют сверху два или несколько разъемных креплений, обеспечивающих жесткое крепление весла на расстоянии 30÷150 мм от верха баллона. Получившиеся релинги очень удобны и для переноски лодки.

Для повышения остойчивости трехкорпусного гидроцикла участки днища под пайолом могут быть двухслойными надувными.

Несмотря на изначально «несерьезное» назначение гидроцикла, предлагаемая лодка даже в трехкорпусном варианте очень удобна не только для увеселительных прогулок, но и для охоты (поза всадника располагает к резким поворотам в стороны и удобна для стрельбы), для рыбной ловли (при боковой посадке на средний баллон удобно забрасывать удочку и доставать рыбу из воды через низкий борт). А четырех- и более баллонные лодки удобны для спортивного сплава по горным рекам (удобно грести поверх баллона уменьшенной высоты, можно отталкиваться ногой от камней) и для спасательных операций (удобно вытаскивать обессилевшего человека через низкий борт в самоотливную часть кокпита, лодка не теряет плавучести и управляемости при полном заливании большой волной).

Следует отметить особую «спортивность» трехкорпусного варианта - гидроцикла. Не следует двум людям одновременно наклоняться к борту, так как бортовой баллон уменьшенного диаметра обладает уменьшенной плавучестью. Чтобы упавший человек мог забраться в лодку через борт, диаметр бортового баллона должен быть не меньше 270 мм. При надувном днище он может быть чуть меньше. Диаметр среднего (средних) баллона - 450-500 мм.

При использовании гидроцикла под сравнительно мощным мотором обязательно необходимо иметь размыкатель зажигания, срабатывающий при падении человека в воду, и желательно иметь гребной винт в кольце, имеющем сравнительно тупую входную кромку. Без этого желательно ограничить мощность применяемого мотора пределом 10 л.с. или использовать подвесной водомет.

На фиг.1-3 изображена трехбаллонная лодка - гидроцикл. Она состоит из одного среднего баллона 1 и двух бортовых баллонов 2, соединенных в корме транцем 3. Для установки подвесного мотора средний баллон должен иметь понижение к транцу, или на транце может иметься выносной кронштейн 4. Все баллоны соединены гибким днищем 8. По бокам среднего баллона 1 имеются лыжеобразные пайолы 9, которые соединены между собой и с баллоном 1 разборным хомутом 5, половины которого стягиваются винтовой стяжкой 6, являющейся одновременно удобной ручкой. Пайолы прикреплены сзади к транцу (любым удобным креплением - не показано) и в передней части - к хомуту 5, например, шпеньками 7 с отверстием, в которое вставляется клин в виде конуса с углом при вершине конусности, меньшим угла самоторможения.

Лодка может иметь надувное днище, варианты которого показаны на фиг.4, 5. При диаметре бортовых баллонов, равном диаметру баллонов днища, гидроцикл превращается в плот с продольным сиденьем - это вариант на фиг.5.

Вариант взаимного крепления среднего баллона 1 и пайолов 9 с помощью стержня 11, проходящего сквозь баллон через рукав 10, показан на фиг.6. К пайолам 9 стержень крепится кронштейнами 12, в которые он вставляется с небольшим зазором.

На фиг.7 показан четырехбаллонный вариант лодки. Средние баллоны 1 соединены небольшим баллоном 13. Носовые части всех баллонов соединены поднимающимся вверх днищем 8. В многобаллонном варианте крепление всех пайолов удобнее осуществлять стержнем, как на фиг.6.

Функционировать лодка может как под мотором, так и под веслами.

1. Надувная лодка, состоящая из баллонов и днища, отличающаяся тем, что содержит три или более баллона, причем два баллона по бортам имеют минимальный диаметр, составляющий не более 70% от минимального диаметра среднего (средних) баллона, причем между двумя соседними баллонами имеется промежуток (кокпит).

2. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что промежуток между соседними баллонами составляет не менее 320 мм.

3. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что средний (средние) баллон крепится к транцу эластомерным фланцем, причем, если число баллонов нечетное, центральный баллон имеет около транца сверху коническое сужение.

4. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что пайолы крепятся в носовой части лодки к разборному подковообразному хомуту, охватывающему средний (средние) баллоны, причем верхняя винтовая стяжка для хомута имеет ручку для удержания человека на лодке.

5. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что пайолы в передней части лодки крепятся к стержню, проходящему через герметичный рукав, проходящий насквозь через средний (средние) баллон.

6. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что средний (средние) баллон имеет сверху ручки для удержания человека, а по бокам в передней и/или задней части имеет карманы для вещей.

7. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что боковые баллоны имеют сверху периодически прикрепленную ленту, образующую ряд петель для крепления ног.

8. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что боковые баллоны имеют сверху два или несколько разъемных креплений, обеспечивающих жесткое крепление весла на расстоянии 30-150 мм от верха баллона.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к малогабаритным плавучим транспортным средствам для отдыха на воде и направлено на возможность плавания по воде лежа на спине на надувном матраце, приводя его в движение ногами, используя быстросъемный ножной привод.

Изобретение относится к области надувных плавающих средств. .

Изобретение относится к области надувных плавающих средств. .

Изобретение относится к области надувных плавающих средств. .

Изобретение относится к надувным лодкам. .

Изобретение относится к области судостроения, в частности к надувным моторным лодкам для прогулок и отдыха на воде. .

Изобретение относится к области надувных устройств. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к моторным надувным лодкам преимущественно большой грузоподъемности. .

Изобретение относится к области тренажных средств для подготовки космонавтов к действиям после посадки космического аппарата на водную поверхность, к средствам для имитации волнения моря при проведении исследований и испытаний в моделируемых условиях.

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования судов катамаранного типа скоростного плавания, причем оно может быть использовано при изготовлении как маломерных судов, так и судов более крупного тоннажа с повышенными эксплуатационными качествами.

Изобретение относится к судостроению и касается скоростных судов, способных работать в условиях бурной воды. .

Изобретение относится к судостроению и направлено на оптимизацию гидродинамических характеристик проектируемых и эксплуатирующихся судов. .

Изобретение относится к области морского транспорта и предназначено для плавания как над водой, так и под водой. .
Изобретение относится к водным транспортным средствам, в которых предусмотрено использование привода с винтовым движителем. .

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкции корпуса пассажирского судна средних размеров типа яхты. .

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкции корпуса пассажирского судна средних размеров типа яхты. .

Изобретение относится к судостроению и к гидроавиации. .

Изобретение относится к судостроению и предназначено для использования, главным образом, на тихоходных судах большого водоизмещения. .

Изобретение относится к области производства подводных работ с использованием буксируемых подводных аппаратов, преимущественно оснащенных гидроакустической измерительной аппаратурой
Наверх