Зубчатое колесо


 


Владельцы патента RU 2419735:

Мендрух Николай Викторович (RU)
Терзиева Наталья Сергеевна (RU)
Мендрух Елена Николаевна (RU)

Изобретение относится к машиностроению, в частности к открытым зубчатым передачам, преимущественно шевронным с разрывным шевроном, смазываемым пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо состоит из тела 1, пары зубчатых венцов 2, 3 с канавкой 4 между ними, торцевых накладок 5, 6 в виде дисков, укрепленных без зазора на теле 1 колеса и с зазором к внешним торцам зубчатых венцов 2, 3. В канавке укреплено кольцо 7 с зазорами к внутренним торцам зубчатых венцов и с наружным диаметром, равным наружному диаметру торцевых накладок 5, 6. Изобретение снижает расход смазочного материала и оптимизирует режим смазывания. 1 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к открытым зубчатым передачам, смазываемым пластичными смазочными материалами, преимущественно шевронным с разрывным шевроном.

Известно шевронное зубчатое колесо с разрывным шевроном, включающее тело и пару зубчатых венцов с зубьями, венцы разделены канавкой (см., например, "Производство зубчатых колес": Справочник. /С.Н.Калашников, А.С.Калашников, Г.И.Коган и др.; Под общ. ред. Б.А.Тайца. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1990, - 464 с.: ил., стр.142, рис.6.2).

Недостаток данного колеса состоит в том, что пластичный смазочный материал, наносимый на рабочие поверхности зубьев, в процессе работы колеса в передаче вытесняется с этих рабочих поверхностей, часть смазочного материала попадает в канавку и в дальнейшем в процессе смазывания не участвует, некоторая часть смазочного материала попадает в канавку уже в процессе смазывания рабочих поверхностей зубьев. Это приводит к перерасходу смазочного материала и ухудшает режим смазывания. Ширина канавки достигает нескольких сантиметров, и при больших диаметрах колеса объем канавки, а следовательно, и перерасход смазочного материала может быть значительным.

Наиболее близка к изобретению конструкция зубчатого колеса, включающего тело, зубчатый венец с зубьями и торцевые накладки в виде дисков, причем диски установлены с зазором к торцам зубьев (см. А.С. СССР №1618972, кл. F16Н 57/04, опубл. 07.01.91 г., Бюл. №1).

Недостаток данной конструкции состоит в том, что применение ее на шевронных зубчатых колесах с разрезными шевронами не дает полного эффекта, так как часть пластичного смазочного материала, наносимого на рабочие поверхности зубьев, выдавливается при работе колеса в зону канавки между венцами и в дальнейшем в процессе смазывания не участвует. Это приводит к перерасходу смазочного материала и ухудшает режим смазывания.

Изобретением решается задача оптимизации режима смазывания шевронного зубчатого с разрывным шевроном.

Для достижения этой цели шевронное зубчатое колесо с разрывным шевроном содержит тело, пару зубчатых венцов с канавкой между ними и пару торцевых накладок в виде дисков, укрепленных без зазора на теле и с зазором к внешним торцам венцов, причем в канавке укреплено кольцо - с зазорами к внутренним торцам зубчатых венцов и с наружным диаметром, равным наружному диаметру торцевых накладок.

Конструкция зубчатого колеса изображена на чертеже (вид со стороны вершин зубьев).

Зубчатое колесо состоит из тела 1, пары зубчатых венцов 2, 3 с канавкой 4 между ними шириной S, торцевых накладок 5, 6 в виде дисков, укрепленных без зазора на теле 1 колеса и с зазором Δ к внешним торцам зубчатых венцов 2, 3, причем в канавке укреплено кольцо 7 - с зазорами Δ к внутренним торцам зубчатых венцов и с наружным диаметром D, равным наружному диаметру торцевых накладок 5, 6.

Работает данное зубчатое колесо следующим образом. При взаимодействии колеса в передаче с сопряженным зубчатым колесом пластичный смазочный материал, нанесенный на рабочие поверхности зубьев зубчатых венцов 2, 3, вытесняется с них на торцы зубьев. Наличие торцевых накладок 5, 6 и кольца 7 создают смазочные карманы между ними и зубьями зубчатых венцов, что улучшает режим смазывания зубьев колес. Наличие кольца 7 в канавке между зубчатыми венцами 2, 3 не позволяет смазочному материалу, вытесняемому с рабочих поверхностей зубьев, накапливаться в канавке, так как ее объем занят кольцом, это снижает расход смазочного материала и оптимизирует режим смазывания.

По сравнению с прототипом данная конструкция зубчатого колеса позволяет использовать для работы меньшее количество смазочного материала, улучшает режим смазывания, повышает износостойкость и надежность зубчатого колеса.

Зубчатое колесо, преимущественно шевронное с разрывным шевроном, содержащее тело, пару зубчатых венцов с канавкой между ними и торцевые накладки в виде дисков, укрепленные без зазора на теле и с зазором к внешним торцам венцов, отличающееся тем, что в канавке расположено кольцо с зазорами к внутренним торцам зубьев венцов и с наружным диаметром, равным наружному диаметру торцевых накладок.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к коробке передач, в частности к смазке высоконагруженных зубчатых колес коробки передач. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для смазывания зубчатых передач жидким смазочным материалом. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для повышения износостойкости зубчатых колес. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания жидкими смазочными материалами открытых тихоходных зубчатых передач с крупномодульными зубчатыми колесами большого диаметра, расположенными горизонтально.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания жидкими смазочными материалами открытых тихоходных зубчатых передач с крупномодульными зубчатыми колесами (1, 2) большого диаметра, расположенных вертикально, друг над другом.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в крупномодульных открытых зубчатых передачах, смазываемых консистентными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач, смазываемых жидкими смазочными материалами. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания открытых зубчатых передач, смазываемых периодически консистентными смазочными материалами.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к элементу трансмиссии транспортного средства. .

Изобретение относится к смазке трансмиссии. .

Изобретение относится к коробке передач с теплообменником в транспортных средствах

Изобретение относится к устройству смазки для коробки передач

Изобретение относится к роторно-линейным приводам и может быть использовано в приводах управления полетом летательных аппаратов

Изобретение относится к области редукторостроения, а именно к редукторам, применяемым в различного рода энергетических установках
Изобретение относится к системе смазки трансмиссии

Изобретение относится к регулированию теплообмена транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания закрытых зубчатых редукторов с масляными ваннами, преимущественно тихоходных, с колесами большого диаметра

Изобретение относится к дифференциальной трансмиссии повышенного трения транспортного средства
Наверх