Способ коррекции нарушений метаболизма костной ткани


 


Владельцы патента RU 2421135:

Климентенко Юлия Амировна (RU)
Подковкин Владимир Георгиевич (RU)
Иванов Дмитрий Геннадьевич (RU)

Изобретение относится к медицине, а именно к способам регуляции и коррекции метаболизма костной ткани, в частности коллагена, и может быть использовано для снижения костной резорбции, при профилактике и комплексной терапии остеопороза и его осложнений. В условиях эмоционального напряжения влияние на обменные процессы в костной ткани достигается с помощью психологической саморегуляции. Способ позволяет повысить эффективность коррекции нарушений метаболизма костной ткани, разработать безвредный метод, оптимальный при избыточной активации глюкокортикоидной функции коры надпочечников в условиях развития эмоционального стресса.

 

Изобретение относится к медицине, а именно к способам регуляции и коррекции метаболизма костной ткани, в частности коллагена, и может быть использовано для снижения костной резорбции, при профилактике и комплексной терапии остеопороза и его осложнений.

По распространенности заболевания опорно-двигательного аппарата занимают четвертое место в мире после патологий сердечно-сосудистой системы, онкологических болезней и сахарного диабета. При этом некоторые заболевания скелета, такие как остеопороз, остеомаляция, артриты, обусловлены развитием патологических процессов на клеточном и молекулярном уровне и развиваются в связи со сдвигами гормонального гомеостаза вследствие патологии эндокринных желез, или старением.

В медицинской практике известны препараты, способствующие процессу репаративного остеогенеза, такие, как препарат Кальций - Д3 Никомед, регулирующий обмен кальция и фосфора в организме. Прием известного препарата приводит к снижению резорбции и увеличению плотности костной ткани, восполняя недостаток кальция и витамина Д3 в организме, то есть к стимуляции остеогенеза. Применение кальцийсодержащих препаратов обычно рекомендуется при всех формах остеопороза, в том числе и при стероидном остеопорозе (Инструкция по применению Кальций - Д3 Никомед).

При всех достоинствах применения внутрь кальцийсодержащих препаратов необходимо отметить, что у пациентов при приеме могут наблюдаться побочные явления, такие как дисфункция желудочно-кишечного тракта (запоры или диарея, метеоризм, тошнота и др.), эктопическое костеобразование. При заболевании остеопорозом часто наблюдается нарушение процесса всасывания кальция в кишечнике, поэтому прием кальцийсодержащих препаратов оказывается малоэффективным, несмотря на наличие витамина Д3.

Известно, что повышение уровня глюкокортикоидов в организме приводит к развитию остеопороза (И.И.Дедов, Л.Я.Рожинская, Е.И.Марова. Первичный и вторичный остеопороз: патогенез, диагностика, принципы профилактики и лечения. Методическое пособие для врачей, 2-е изд. М., 2002, с.12-15). При этом искусственное введение глюкокортикоидов в организм не является единственно возможным способом увеличения уровня этих гормонов в организме. Очень распространенным в настоящее время является эмоциональное напряжение, эмоциональный стресс, развитие которого вызывают условия жизни в современном обществе. При этом стрессовая реакция не исчерпывается только активизацией функции коры надпочечников и выделением в кровь кортикостероидов, а является комплексной реакцией ряда систем организма на стрессовый фактор, ведущая роль в которой принадлежит активизации функции коры надпочечников в результате возбуждения центральной нервной системы и стимуляции оси гипоталамус - гипофиз - кора надпочечников.

На основании этих данных можно предполагать, что применение седативных препаратов или релаксационных техник предотвратит стресс-индуцированные изменения в соединительной и костной тканях. При этом применение приемов психологической саморегуляции, таких как аутогенная тренировка, идеомоторная или нервно-мышечная релаксация, на наш взгляд, является более предпочтительным, по сравнению с приемом фармацевтических препаратов, в связи с дешевизной, доступностью и отсутствием побочных эффектов на организм.

Из перечисленных выше методов психологической саморегуляции наиболее простым и не требующим специальных навыков является метод нервно-мышечной релаксации.

При этом из уровня техники не известно применение методов психологической саморегуляции, в частности нервно-мышечной релаксации, для регуляции и коррекции метаболизма костной ткани. Также не известно, является ли психологическая технология нервно-мышечной релаксации и другие методы психологической саморегуляции достаточно эффективными для того, чтобы не только снять психологические последствия стресса, но и оказать существенное влияние на метаболизм костной ткани.

Техническим результатом, на достижение которого направлено создание данного изобретения, является повышение эффективности коррекции нарушений метаболизма костной ткани, разработка безвредного метода, оптимального при избыточной активации глюкокортикоидной функции коры надпочечников в условиях развития эмоционального стресса.

Поставленный технический результат достигается тем, что в способе коррекции нарушений метаболизма костной ткани, основанном на регулирующем воздействии на обменные процессы в костной ткани, - в условиях эмоционального напряжения влияние на обменные процессы в костной ткани достигается с помощью психологической саморегуляции.

Пример. Испытания способа коррекции нарушений метаболизма костной ткани были выполнены с участием 40 практически здоровых добровольцев студентов Самарского государственного университета в возрасте 19-20 лет. Исследование проводилось в соответствии с этическими стандартами, изложенными в Хельсинской декларации. До включения в исследование все участники дали информированное добровольное письменное согласие.

Обследование студентов проводили дважды - до и после сеанса психологической саморегуляции, в условиях эмоционального напряжения перед контрольной работой. При каждом обследовании у студентов измеряли частоту сердечных сокращений и артериальное давление, собирали ротовую жидкость на анализ, проводили тестирование на субъективную оценку самочувствия, активности, настроения (карта САН), определяли уровень ситуативной тревожности по Спилбергеру. По окончании сеанса студентов просили написать отзывы.

На основании полученных показателей сердечно-сосудистой системы вычисляли вегетативный индекс Кердо (ВИК). Определяли уровень 11-оксикортикостероидов (11-ОКС) в ротовой жидкости - показателя функциональной активности гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы (ГГНС), интенсивность процессов перекисного окисления липидов определяли по концентрации в ротовой жидкости диеновых конъюгатов. Уровень обмена коллагена оценивали по содержанию свободного и белковосвязанного оксипролина в ротовой жидкости.

Методика психологической саморегуляции проводилась трехкратно поочередно в двух группах по шесть человек в специальном помещении. Остальные 38 студентов составили контрольную группу. Их обследовали на обычном занятии без контрольной работы.

В ходе проведения сеанса были использованы техники саморегуляции дыхания и нервно-мышечной релаксации с элементами аутогенной тренировки, описанные А.Б.Леоновой и А.С.Кузнецовой (Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. М.: Смысл, 2007 - 311 с.; Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. - М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984. - 200 с.) и Ю.Н.Щербатых (Щербатых Ю.Н. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2008. - 256 с.). В ходе выполнения расслабляющих упражнений студенты вслед за куратором выполняли поочередно напряжение-расслабление мышц груди, ног, рук и лица. Занятие начиналось с медитации на дыхании и заканчивалось активирующим выходом.

Протокол сеанса нервно-мышечной релаксации.

Содержание. Общее ведение в тренинг (2-3 минуты).

Здравствуйте. Садитесь поудобнее. Как вы знаете, мы тут собрались для прохождения тренинга. Но прежде чем начать первое занятие, я коротко расскажу, чем мы здесь будем заниматься. Во-первых, целью тренинга является развитие способностей противостоять стрессовой ситуации. То есть, основная задача - освоить техники управления своим состоянием в напряженных ситуациях и эмоционально настроиться на предстоящую сессию. Во-вторых, сама идея тренинга появилась в результате исследования состояния здоровья студентов во время экзамена и данное испытание не имеет цель получить коммерческую выгоду и не финансируется какими-либо фирмами.

Сам тренинг состоит из четырех занятий, целью которых будет освоить приемы нервно-мышечной релаксации с тем, чтобы в итоге применить их на экзамене. По ходу прохождения тренинга мы будем контролировать собственное состояние и оценивать биохимические показатели адаптационных систем. Начиная с сегодняшнего занятия, мы будем проводить мониторинг, попробуем на себе технику релаксации.

В литературе неоднократно доказано, что применение данных техник не наносит вреда здоровью. Релаксация связана с состоянием расслабленности, чувством тепла и тяжести в конечностях, обладает успокаивающим эффектом. Данное состояние не должно вызывать каких-либо неприятных ощущений. Если же такие возникнут, Вы всегда сможете отказаться от сеансов. Все зависит от Вас. А сейчас прошу Вас дать расписки о добровольном информированном согласии на участие в сеансах нервно-мышечной релаксации и публикацию результатов исследований в печати. (Собираю расписки). И заполнить тестовые методики (раздаю методики, объясняю, как их заполнять). Отключите сотовые телефоны. Пока объясняю, студенты собирают ротовую жидкость.

Теперь давайте прейдем непосредственно к содержанию тренинга. В основу техники релаксации положена концепция о существовании зависимости между тонусом скелетной мускулатуры и эмоциональным напряжением. Поэтому снятие напряжения с основных мышц ведет к устранению негативных эмоций. Таким образом, мышечная релаксация вызывает релаксацию психологическую. Ощущение расслабления легче почувствовать при сравнении с напряжением, поэтому весь комплекс упражнений представляет попеременное напряжение-расслабление мышц.

Имейте в виду, что мышечное напряжение не тождественно мышечной боли или другим неприятным ощущениям. В случае возникновения таких ощущений снизьте произвольное сокращение или откажитесь от упражнения. Если у кого-то есть ушибы или переломы, пропускайте упражнения, которые могут причинять боль.

Если кто-то будет пропускать отдельные упражнения или закончит раньше, несколько секунд, молча, не меняя позы, не открывая глаз, подождите остальных.

Техника медитации на дыхании (5 минут)

Прежде чем перейти к достижению состояния релаксации, давайте понаблюдаем за дыханием. Расположитесь как можно удобнее, сядьте прямо, ноги стоят ступнями на полу, колени разведены на ширину плеч. Плечи расслаблены, запястья рук упираются в медиальную сторону бедер. Кисти свободно свешены между ног. Голова опущена на грудь. Расслабьтесь, пусть ничто Вас не стесняет… закройте глаза. Следите внимательно за тем, как воздух попадает в ноздри и проходит в легкие. По мере того, как Вы вдыхаете, живот и грудная клетка расширяются, при вдохе они сужаются. Сосредоточьтесь на Вашем дыхании… Попробуйте 10 секунд.

Вы чувствуете, во время вдоха воздух попадает в носовую полость. Проходит в трахею и бронхи. Заполняет легкие. После этого выходит из легких через бронхи и трахею… в носоглотку, носовую полость… и покидает тело. Живот и грудная клетка на выдохе сужаются. Следите за дыханием… самостоятельно 30 секунд.

Техника нервно-мышечной релаксации

Грудная клетка. Расслабление начнем с грудной клетки. По моему сигналу сделайте очень-очень глубокий вдох. Попытайтесь вдохнуть весь воздух, который Вас окружает. Сделаем это сейчас. Готовы? Начали! Сделайте очень глубокий вдох! Самый глубокий! Глубже! Еще глубже! Задержите воздух. Теперь выдохните весь воздух из легких и возвратитесь к нормальному дыханию.

Вы должны почувствовать напряжение в грудной клетке во время вдоха и расслабление после выдоха. Давайте запомним это ощущение. Повторим это упражнение. Начали! Вдохните глубоко! Очень глубоко! Глубже! Задержите вдох. Быстро выдохните и верните исходное дыхание. Почувствуйте напряжение и расслабление. Попытайтесь сосредоточиться на разнице Ваших ощущений.

(Между упражнениями - пауза 10 сек)

Нижняя часть ног. Обратимся к ступням и икрам. Поставьте обе ступни плотно на пол. Теперь оставьте пальцы ног на полу и поднимите обе пятки так высоко, как только это возможно. Готовы? Начали! Поднимите Ваши пятки! Высоко! Еще выше! Задержите их в таком положении и расслабьте. Пусть они мягко упадут на пол. Вы должны были чувствовать напряжение в икрах. Давайте повторим это упражнение. Начали! Поднимите пятки высоко! Очень высоко! Еще выше! Выше! Задержите. А теперь расслабьте. Вы можете чувствовать тяжесть и тепло, что соответствует расслабленному состоянию. Теперь наоборот. Оставьте обе пятки на полу, а пальцы поднимите как можно выше. Попробуйте достать ими до потолка. Готовы? Начали! Поднимите пальцы ног. Выше! Еще выше! Еще! Задержите их и расслабьте... Теперь давайте повторим это упражнение. Начали! Поднимите пальцы высоко! Выше! Еще! Еще чуть-чуть! Задержите. Расслабьте… Вы можете почувствовать тяжесть и тело. Ваши ступни расслаблены (пауза 20 сек).

Бедра и живот. Теперь сосредоточим внимание на мышцах бедер. Представьте себе, что Вы на пляже и зарываете пятки в песок. Готовы? Начали! Упритесь пятками в пол! Тверже! Еще тверже! Еще! Задержите напряжение и расслабьтесь. Повторим еще раз. Начали! Зарывайте пятки в пол. Тверже! Еще тверже! Тверже, чем было! Расслабьтесь. Сосредоточьтесь на ощущении приятного тепла (пауза 10 сек.).

Кисти рук. Перейдем к рукам. Положите руки на колени. По сигналу одновременно сожмите кулаки. Сильно, насколько это возможно. Готовы? Начали! Сожмите кулаки крепко! Очень крепко! Еще крепче! Сильнее! Задержите и расслабьте… Давайте повторим. И… Начали! Сожмите крепко! Крепче! Крепче всего! Еще! Задержите и расслабьте… Чтобы расслабить противоположную группу мышц, растопырьте пальцы настолько широко, насколько это возможно. Начали! Раздвиньте пальцы широко. Шире! Еще шире! Задержите их в этом состоянии! Расслабьте. Повторим еще раз. Начали! Растопырьте пальцы. Шире! Еще шире! Еще! И расслабьте. Обратите внимание на ощущение теплоты в кистях рук и предплечьях. Запомните эти ощущения (пауза 10 сек).

Плечи. Теперь поработаем над плечами. Данное упражнение состоит в пожимании плечами в вертикальной плоскости по направлению к ушам. Попытайтесь достать до мочек ушей вершинами плеч. Готовы? Начали! Поднимите плечи! Выше! Еще! Выше, чем было! Задержите и расслабьте. Повторим еще раз. Начали! Поднимайте Ваши плечи выше! Еще выше! Выше! И расслабьте. Хорошо! Сконцентрируйте внимание на ощущении тяжести в плечах. Опустите плечи, полностью дайте им расслабиться. Пусть они становятся все тяжелее и тяжелее (пауза 10 сек).

Рот. Перейдем к лицевой области. Заройте лицо руками. Улыбнитесь настолько широко, насколько это возможно. Попробуйте коснуться уголками рта ушей. Готовы? Начали! Улыбнитесь! Шире! Еще шире! Шире некуда?! Задержите это напряжение! И расслабьте. Повторим это упражнение. Начали! Широкая улыбка! Широчайшая улыбка! Еще шире! Задержите! И расслабьте. Для расслабления противоположной группы мышц сожмите губы вместе. Бантиком. Начали! Сжимайте! Крепко! Очень крепко! Еще крепче! Расслабьте. Повторим это упражнение. Начали! Сожмите губы! Крепче! Вытяните их вперед! Еще крепче! Задержите и расслабьте. Распустите мышцы вокруг рта - дайте им расслабиться еще больше.

Глаза. Перейдем к глазам. Надо очень крепко зажмурить глаза. Представьте, что в них попал шампунь. Готовы? Начали! Зажмурьте глаза. Крепко! Еще крепче! Совсем крепко! Задержите и расслабьте. Повторим это упражнение. Начали! Зажмурьте глаза плотнее! Сильнее! Напрягите веки! Еще! Еще сильнее! Расслабьтесь. Последнее упражнение заключается в том, чтобы максимально высоко поднять брови. Глаза должны быть при этом закрыты. Готовы? Начали! Поднимите брови высоко. Как можно выше! Еще выше! Еще! Задержите и Расслабьте. Повторим упражнение. Начали! Поднимите брови. Еще выше! Выше! Еще! Задержите их и расслабьте. Сделайте паузу, чтобы почувствовать полное расслабление лица (пауза 15 сек).

Заключительный этап. Сейчас Вы расслабили все Ваше тело. Теперь буду в обратном порядке перечислять мышцы, которые вы напрягали и затем расслабили. По мере того, как я буду называть их, старайтесь расслабить мышцы еще сильнее. Вы чувствуете расслабление, начиная со лба, затем оно переходит на глаза и ниже на щеки. Вы чувствуете тяжесть расслабления, охватывающую нижнюю часть лица, оно спускается к плечам, на грудную клетку, предплечья, живот, кисти рук. Расслабляются ноги. Вы чувствуете, что Ваше тело стало очень теплым и приятно тяжелым, оно расслабленно. Зафиксируйтесь на этом состоянии. Медитируйте на дыхании и произнесите про себя 5 раз фразу: «Я (вдох) расслаблен (выдох). Я (вдох) спокоен (выдох)». (Произношу фразу сам). Пауза 30 секунд.

Выход из состояния релаксации. Теперь постараемся вернуться в окружающий Вас мир. Я буду считать от 1 до 10. На каждый счет Вы будете чувствовать, что сознание становится все более и более ясным, а тело более свежим и энергичным. Когда я досчитаю до 10, откройте глаза! Вы почувствуете себя лучше, чем когда-либо в этот день. Придет ощущение бодрости, свежести, прилива сил и желания действовать. Давайте начнем: 1-2 - Вы начинаете пробуждаться, 3-4-5 - появляется ощущение бодрости, 6-7 - напрягите кисти и ступни, 8 - потянитесь, 9-10 - теперь откройте глаза. Вы пробудились и готовы действовать. Ваше сознание ясное, Ваше тело отдохнуло.

Теперь повторно соберите ротовую жидкость и заполните тесты (мониторинг).

До свиданья. До встречи на следующем занятии.

Сеанс нервно-мышечной релаксации приводил к снижению уровня свободного оксипролина в ротовой жидкости (с 0,17±0,02 до 0,14±0,01 мкг/мл при 0,13±0,01 в контрольной группе). Из уровня техники известно о высокой корреляции уровня свободного и белковосвязанного оксипролина в крови и ротовой жидкости (Подковкин В.Г., Бондаренко Л.М., Власов М.Ю., Аввакумова И.П., Грибкова О.В. Способ оценки метаболизма коллагена. Патент на изобретение №2214596 (РФ). Зарегистрирован 20.10.2003 г.). Это позволяет полагать, что в результате релаксации снижался уровень катаболизма коллагена. При этом тренинговое занятие не приводило к изменению активности процессов анаболизма коллагена. Содержание белковосвязанного оксипролина в ротовой жидкости студентов после занятия не изменялось (0,66±0,06 мкг/мл до сеанса и 0,60±0,06 после сеанса при 0,54±0,03 в контроле). Количественные значения всех исследованных показателей после сеанса нервно-мышечной релаксации не выходили за пределы нормы.

В результате проведенного исследования было выявлено положительное влияние занятия нервно-мышечной релаксации на субъективную оценку собственного состояния студентами. Это обнаруживалось в повышении баллов оценки самочувствия (с 4,20±0,24 до сеанса до 5,15±0,31 после сеанса при уровне данного показателя 4,96±0,22 в контрольной группе) и настроения (с 3,96±0,41 до 5,01±0,29 при 5,4±0,19 в контроле), снижении показателя ситуативной тревожности (с 50,67±2,79 до 40,08±2,29 при 41,12±1,60 в контроле).

Результаты тестирования согласовывались с письменными отзывами студентов. Ниже приведены отзывы двух студенток, наиболее полно, на наш взгляд, отражающие состояние студентов после сеанса релаксации.

«Эта методика помогла мне расслабиться. Расслабление наступало после расслабления группы мышц плеча. До релаксации я не испытывала волнения... После расслабления я стала ощущать себя лучше, даже появилась бодрость, немного поднялось настроение».

«На мой взгляд, получилось расслабиться. Я спокойна. Тело расслабилось, но еще появилось ощущение, что хочется спать».

Как видно из представленных отзывов, после нервно-мышечной релаксации студенты ощущали расслабление.

Вместе с изменением субъективных показателей занятие нервно-мышечной релаксацией приводило к сдвигам биохимических показателей ротовой жидкости и изменению деятельности сердечно-сосудистой системы. Нервно-мышечная релаксация снижала индекс Кердо (с 11,26±4,60 до 3,38±4,28 при 3,17±2,17 в контроле), что свидетельствует об уменьшении активности симпатической нервной системы.

Кроме того, снижалась функциональная активность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы. Это обнаруживалось по изменению уровня 11-ОКС в ротовой жидкости (с 1,31±0,16 до 1,01±0,11 мкг/мл при 0,72±0,06 в контрольной группе). Из уровня техники известно о высокой корреляции уровня глюкокортикоидов в крови и ротовой жидкости (Подковкин В.Г., Бондаренко Л.М., Панина М.И. Способ оценки функции коры надпочечников. Патент на изобретение №2190852 (РФ). Зарегистрирован 10.10.2002 г.). Занятие нервно-мышечной релаксации оказало существенное влияние на процессы перекисного окисления липидов. После тренинга в ротовой жидкости снижалось содержание диеновых конъюгатов, субстратом которых являются фосфолипиды (с 2,09±0,20 до 1,90±0,18 нмоль/л при 1,80±0,12 в контрольной группе).

В основе техники нервно-мышечной релаксации лежит прямое воздействие на определенные участки тела, результатом которого является снятие напряжения в задействованной группе мышц, сопровождающееся усиленным кровенаполнением данной области. Субъективно расслабление отдельных групп мышц сопровождается появлением чувства тепла и тяжести, чувством покоя и отдыха. В целом нервно-мышечная релаксация оказывает положительный эффект на эмоциональную сферу, снижает тревожность, улучшает настроение и самочувствие.

Возможно, что изменения в эмоциональной сфере студентов, обусловленные сеансом нервно-мышечной релаксации, влияют на эфферентную импульсацию миндалины и лобных долей больших полушарий к гипоталамусу, снижая активность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы. Это, в свою очередь, приводит к снижению уровня 11-ОКС в крови и ротовой жидкости.

Нервно-мышечная релаксация снижала активность симпато-адреналовой системы, это обнаруживалось по снижению вегетативного индекса Кердо.

Снижение интенсивности процессов катаболизма коллагена под действием релаксации, вероятно, обусловлено снижением уровня секреции 11-ОКС корой надпочечников, так как активирующее действие глюкокортикоидов на остеокласты и макрофаги соединительной ткани в настоящее время считается доказанным (И.И.Дедов, Л.Я.Рожинская, Е.И.Марова. Первичный и вторичный остеопороз: патогенез, диагностика, принципы профилактики и лечения. Методическое пособие для врачей, 2-е изд. М., 2002, с.12-15). С другой стороны, нельзя исключать и действие симпатоадреналовой системы на скелет, которое согласно современным представлениям реализуется через β-адренорецепторы на клетках костной ткани.

При этом из уровня техники не известно применение методов психологической саморегуляции, в частности нервно-мышечной релаксации, для регуляции и коррекции метаболизма костной ткани. Также не известно, является ли психологическая технология нервно-мышечной релаксации и другие методы психологической саморегуляции достаточно эффективными для того, чтобы не только снять психологические последствия стресса, но и оказать существенное влияние на метаболизм костной ткани.

Необходимо заметить, что по данным литературы содержание метаболитов коллагена в виде свободного и белковосвязанного оксипролина отражает в первую очередь метаболизм коллагена костной ткани (Герасимов A.M., Фурцева Л.Н. Биохимическая диагностика в травматологии и ортопедии. М.: Медицина, 1986. - 240 с.). Поэтому изменение данных показателей после сеанса нервно-мышечной релаксации в большей степени отражает активность процессов ремоделирования в кости. Это позволяет рассматривать возможные области применения нервно-мышечной релаксации. С одной стороны, данная техника саморегуляции может быть применена для коррекции обусловленных стрессом изменений в костной ткани у практически здоровых людей с целью профилактики развития повышенной костной резорбции, которая может привести к остеопорозу. С другой стороны, можно рассматривать применение нервно-мышечной релаксации для преодоления тревоги и депрессии у больных остеопорозом, а также для снижения у них процессов резорбции костной ткани.

Проведенный заявителями анализ уровня техники, включающий поиск по патентным и научно-техническим источникам информации и выявление источников, содержащих сведения об аналогах заявляемого способа коррекции нарушений метаболизма костной ткани, позволили установить, что заявители не обнаружили аналог, характеризующийся признаками, тождественными (идентичными) всем существенным признакам заявляемого изобретения.

Определение из перечня выявленных аналогов прототипа позволило выявить совокупность существенных по отношению к усматриваемому техническому результату отличительных признаков в заявляемом способе коррекции нарушений метаболизма костной ткани, изложенных в формуле изобретения.

Следовательно, заявление соответствует критерию «новизна».

Для проверки соответствия заявляемого изобретения условию «изобретательский уровень» заявители провели дополнительный поиск известных решений, чтобы выявить признаки, совпадающие с отличительными от прототипа признаками заявляемого изобретения.

Результаты поиска показали, что заявляемый способ коррекции нарушений метаболизма костной ткани не вытекает для специалиста явным образом из известного уровня техники, определенного заявителями, не выявлено влияния предусматриваемых существенными признаками заявляемого изобретения преобразований на достижение технического результата.

Следовательно, заявляемое изобретение «Способ коррекции нарушений метаболизма костной ткани» соответствует критерию «изобретательский уровень».

Критерий «промышленная применимость» подтверждается тем, что предлагаемый способ коррекции нарушений метаболизма костной ткани может быть успешно использован в медицинских учреждениях Российской Федерации и стран СНГ.

Способ коррекции нарушений метаболизма костной ткани, основанный на регулирующем воздействии на обменные процессы в костной ткани, отличающийся тем, что в условиях эмоционального напряжения влияние на обменные процессы в костной ткани достигается с помощью психологической саморегуляции.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области психологии и психотерапии и может быть использовано для экспресс-коррекции остро переживаемых эмоциональных состояний, психокоррекции и психопрофилактики различного рода эмоциональных отклонений.

Изобретение относится к области психофизиологии познавательных способностей, в частности к методам изучения мозговых механизмов когнитивных способностей, и может быть использован для определения существующего на момент исследования типа мышления у детей дошкольного возраста.

Изобретение относится к медицине и медицинской технике и предназначено для оценки подвижности нервных процессов человека. .

Изобретение относится к области медицины, касается коррекции психоэмоциональных состояний и профилактики развития у людей аутоагрессивных реакций (в т.ч. .

Изобретение относится к медицинской технике. .

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано в лечебных, реабилитационно-восстановительных и т.п

Изобретение относится к области психологии и психофизиологии и может быть использовано при решении различных прикладных задач узкоспециального назначения

Изобретение относится к медицине, а именно к области психофизиологических исследований
Изобретение относится к области медицины, а именно к области функциональной диагностики
Изобретение относится к области медицины, а именно к психиатрии и психологии

Изобретение относится к экспериментальной физиологии и предназначено для измерения индивидуального уровня когнитивных способностей лабораторных животных

Изобретение относится к медицине, а именно к ортопедической стоматологии, и предназначено для препарирования зуба

Изобретение относится к психологии индивидуальных различий и может быть использовано при профориентации и психологическом консультировании
Изобретение относится к области медицины, а именно к функциональной диагностике

Изобретение относится к медицине, а именно к устройствам и способам для воздействия на моторные автоматизмы человека
Наверх