Система стабилизации деревянной основы живописи (варианты)

Группа изобретений относится к реставрации памятников искусства и касается системы стабилизации деревянной основы живописи. Система стабилизации деревянной основы живописи выполняют в виде расположенной на оборотной стороне основы решетки, состоящей из неподвижно соединенных с основой продольных планок со сквозными пазами, в которые вставлены накладные поперечные планки. Каждая поперечная планка состоит из полученных в результате ее распила поперек себя частей, каждая из которых прикреплена к одной из продольных планок. Места распила поперечной планки и точки крепления частей этой поперечной планки к продольным планкам чередуются друг с другом в пределах одной поперечной планки. В пределах решетки места распила поперечных планок, как и точки крепления частей поперечных планок к продольным планкам, расположены в шахматном порядке. Во втором варианте - за счет того, что в известной системе стабилизации деревянной основы живописи, состоящей из закрепленных на оборотной стороне основы накладных поперечных брусков, длина каждого бруска менее ширины доски основы, на которой он закреплен. Изобретение обеспечивает сохранность большей части авторского оборота живописи и увеличение свободы естественных движений авторских досок, составляющих деревянную основу живописи при сохранении жесткости конструкции. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 9 ил.

 

Группа изобретений (варианты) относится к реставрации памятников искусства, а именно к устройству, в котором применен механический способ компенсации и сдерживания коробления деревянной основы живописи, возникающего в результате естественного старения древесины.

Изобретение по первому варианту - техническое решение, позволяющее не отказываться от классического способа (паркетаж) сдерживания нагрузок, находящегося в последнее время под большим вопросом в реставрационном сообществе, изобретение по второму варианту позволяет значительно расширить возможности применения первого решения.

В истории искусства широко бытует ошибочное мнение, что при подготовке деревянных основ под живопись степень отбора материала и его подготовки применялись нормы самого высокого требования. Живописцы к выбору основы подходили утилитарно. Доска в первую очередь должна была соответствовать необходимому размеру, быть плоской и по возможности сухой. Причем, различные дефекты поверхности (трещины, сбоины, а часто и сучки), в большинстве случаев, не являлись препятствием для использования доски для живописи, так как дефекты заклеивались кусочками ткани и закрывались грунтом. При заготовке дерева в качестве основы живописи практически во всех случаях обращались к технологиям, применяемым в строительстве, т.е. при распиловке древесины старались путем параллельного роспуска или развала из одного кряжа или ствола получить просто максимальное количество широких досок, так как ширина доски определяла количество стыков при сборке полотна (основы).

Благодаря волокнистости строения, дерево под влиянием атмосферных явлений может изменять форму и объем. Эти изменения происходят от неравномерной усушки дерева по трем направлениям (продольное, поперечное, тангентальное). Результат изменений - коробление плоскости доски и растрескивание дерева. Степень коробления зависит от того, как были склеены доски в основу (в каком направлении в них были расположены слои дерева). Большее коробление происходит в поперечном направлении слоев (радиальное и тангентальное) - доска усыхает не в длину, а в ширину. Большинство деревянных основ, изготовленных, как правило, из досок тангенциального распила, были просто обречены на деформацию по истечении определенного промежутка времени. Коробление под влиянием изменяющихся условий атмосферы может уменьшаться, но при наступлении прежних условий оно будет опять увеличиваться. Частные деформации доски неблагоприятно отражаются на сохранности живописи,

Ниже приводится информация о наиболее известных устройствах и способах механического предохранения деревянных основ живописи от постоянных деформаций.

Один из них - ПРОСТЕЙШИЙ МОНТАЖ: зажим основы в раму и закрепление с оборота вертушками (на шурупах). Однако, если доски основы подвержены сильному короблению, то такой монтаж повредит раме: доски основы будут испытывать большое напряжение, от чего в ней могут образоваться трещины.

ДУБЛИРОВАНИЕ ДОСОК: выпрямления доски, утоньшение основы, наклеивание основы на отдельно паркетированный деревянный щит. Недостаток данного метода:

практически невозможно подобрать щит, пусть той же породы, но равной слоистости и, главное, возраста старения, как у авторской доски. А если это невыполнимо, то усадки авторской доски и дублирующего полотна будут отличаться, что рано или поздно проявится в разрушении живописи.

Из всех существующих методов удержания деревянной доски в плоском состоянии самым распространенным и оправдавшим себя методом является известная система механического крепления оборотной стороны деревянной основы живописи, предназначенная для предохранения ее от деформаций (искривления, перекосов) и повреждений (трещин, разломов) - паркетаж. Паркетаж - устройство конструкции планок, которое сообщает доске большую жесткость и не задерживает ее естественных движений под влиянием температурно-влажностных условий.

КЛАССИЧЕСКИЙ ПАРКЕТАЖ представляет собой (фиг.1а,б) прикрепленную к оборотной (тыльной) стороне деревянной основы живописи систему планок, расположенных в виде решетки.

Продольные планки располагаются с определенными интервалами (желательно одинаковыми) вдоль волокон доски, на тыльной ее стороне, и приклеиваются к ней. Поперечные подвижные планки вставляются перпендикулярно продольным планкам в пазы, выполненные в продольных планках. Поперечные планки подвижны поперек плоскости установки, т.е. имеют возможность двигаться, не препятствуя (следуя) поперечной усадке досок основы.

Процесс паркетирования состоит из следующих этапов: выправление покоробленной доски (влагопоглощение в комбинации с механическим воздействием (система зажима клинками, решетчатая струбцина)); утоньшение досок основы; заготовка планок; наклеивание продольных планок; вставка поперечных планок.

Недостаток классического паркетажа состоит в том, что при отклонении от нормальных условий хранения произведения живописи происходит заклинивание подвижных поперечных планок в местах их контакта с продольными планками. Благодаря подвижным поперечным планкам не происходит прогиба досок основы, но нагрузка на эти планки возрастает пропорционально возникающей деформации. Попытка удержать плоскость заставляет нагрузку перераспределяться на противонаправленные векторные составляющие в рамках каждой из отдельно взятых досок основы, следствие - заклинивание подвижных планок. В самозакрепленной заклиненными подвижными планками основе поперечная усадка перераспределяется на каждую доску, составляющую основу. Результат - разрыв досок: в лучшем случае - по стыкам склейки, в худшем (если неподвижные планки наклеены тщательно на стыки и с хорошим заходом на каждую из сторон) - насквозь. Эти разрушения вызваны нарушением режима хранения либо являются следствием реставрационных работ и проявляются при нарушении режима хранения произведений искусства.

ВЫСОКИЙ ПАРКЕТ - частный случай плоского (классического) паркетажа.

Преимущество по сравнению с плоским паркетажем - увеличение свободы естественных движений доски основы при сохранении жесткости конструкции за счет видоизменения сечения планок и способа их наклеивания на доску: продольные планки ставят на ребро (площадь их соединения с доской уменьшается, а жесткость повышается, пазы не в такой степени ослабляют прочность планок). Недостаток данного крепления состоит в том, что прочность поперечных планок возрастает, но место их врезки в продольную планку ослабевает.

Начиная с 50-х годов прошлого века состояние сохранности определенной части паркетированных досок (деревянных основ) начинает вызывать все больше вопросов у сотрудников крупнейших европейских музеев. Прошло около ста лет с момента наиболее широкого и повсеместного применения в реставрации досок наложения паркетажа как альтернативы увлечению переводам живописи на холст. Именно в это время начинают проявляться отрицательные стороны плоского паркетажа. При нормальных условиях хранения паркетаж действительно удерживает деревянную основу в плоском состоянии, но при отклонении от нормы активно провоцирует разрушения. Очевидные недостатки плоского паркетажа склоняют реставраторов отказываться от плоского паркетажа, удалять его с досок и искать выход из положения в альтернативных решениях.

Ниже приводятся выработанные европейскими реставраторами альтернативные паркетажу решения.

ПАРКЕТАЖ ИЗ МЕТАЛЛА без изменения технологии.

Для снижения трения поперечных планок, продольные планки заменяют на металлические трубы, вставленные в отверстия бобышек, приклеенных к деревянной основе. Или разновидность: к подвижным планкам шурупами крепятся П-образные металлические профили, а на бобышках закрепляют ролики, которые вставлены в эти металлические пазы и приклеены на основу по системе флорентийского паркетажа. Недостаток метода: подвижные планки из металла или металлизированные профили, длина которых соответствует ширине основы, еще в меньшей степени способны соответствовать усадочным движениям досок основы. Предположение же, что меньшее трение позволяет доскам основы двигаться, не учитывает механизм реальных подвижек в досках, поэтому при попытке удерживать нагрузку коробления, особенно при наличии в досках основы свилеватых участков, происходит заклинивание и разрыв.

ПЛАНКЕТАЖ - сплошное наложение на оборот основы планок из сверхлегкого дерева-бальсы с их фиксацией на природный каучук или силикон (барьер для циркуляции влаги).

Технологически повторяет процесс дублирования деревянной основы на дерево. Недостаток метода: несмотря на устранение деформации несущей основы, при естественном высыхании поперечная усадка каждой из составляющих досок основы все равно приводит к разрыву по склейке досок и формированию в этом месте местной деформации, чему способствует низкая механическая способность силикона и каучука удерживать нагрузку.

ФИЛЕНЧАТОЕ КРЕПЛЕНИЕ - основа удерживается в деревянном пазу рамы-шасси с минимальным зазором (возможно присутствие в пазу волокнисто-пористого материала).

К недостаткам данного крепления относится то, что деформационные нагрузки удерживаются по периметру креплением в жесткую раму, перераспределяясь и складываясь на площади основного полотна, что проявляется в виде вспучивания основы к центру картины. В случае заклинивания в пазу филенки, доски основы лишаются возможности поперечного усадочного движения, что при усилении нагрузки от формирующего прогиба приводит к разрыву по всей длине полотна по месту склейки или по одной из досок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ КАРТИН В АЛЮМИНИЕВУЮ ОПРАВУ - применяется наряду или вместо паркетажа.

Алюминиевый щит покрывают слоем воска и подкладывают его под тыльную сторону картины, конструкцию вставляют в алюминиевый каркас (оправу из алюминиевых кантов П-образной формы).

Коробление предупреждается за счет того, что:

- алюминиевая пластина и воск защищают основу от действия влаги и сухости;

- металлическая окантовка держит основу на манер филенчатого крепления.

Недостаток метода: эстетически алюминиевый каркас не сочетается с живописью на дереве. Этот способ предлагался до планкетажа, затем воск, от широкого применения в реставрации которого в силу ряда веских причин решили отказаться в 1967 г., заменили каучуком, а затем и силиконом, а алюминиевую плиту - щитом из бальсы.

Известным (фиг.2) традиционным и, можно сказать, первичным способом удержания доски от проявления усадочной деформации является НАЛОЖЕНИЕ ШПОНОК. В зависимости от способа крепления, различают врезные шпонки (греческие, древнегреческие и итальянские иконы) и накладные (флорентийский и плоский паркетаж). Несмотря на разницу в механизме крепления и количестве самих шпонок, все способы придерживаются одинаковых установок: длина шпонки соответствует ширине основы живописи, а механизм крепления в той или иной степени старается обеспечить шпонке подвижность поперек плоскости установки. Шпонки равномерно распределяются по всей поверхности оборота и также равномерно воспринимают нагрузку.

Самой совершенной системой наложения шпонок в силу наибольшей равномерности наложения и точности изготовления считается принятый за прототип для первого варианта заявляемой группы изобретений плоский (классический) паркетаж (Реставрация произведений станковой масляной живописи. Москва, «Искусство», 1977, стр.179-185), который представляет собой (фиг.1) выполненную на обороте деревянной основы живописи решетку, состоящую из неподвижно соединенных с основой продольных (вдоль волокон досок основы) планок со сквозными пазами, в которые вставлены накладные поперечные планки.

Недостаток данной конструкции - заклинивание поперечных планок, основной причиной которого со всеми вытекающими последствиями для основы живописи является наличие все возрастающего трения (на формирование которого влияет способ заготовки древесины: клетки дерева теряют способность удерживать химически связанную воду и сокращаются в объеме, что и вызывает коробление) в местах контакта поперечных планок с продольными планками и их деформационные перекосы.

На приведенной схеме (фиг.3) видно, что полотно (a-d) основы живописи, склеенное из досок (a-b, b-c, c-d), склонно к общей поперечной деформации (дуга a-d). Полотно удерживается от деформации подвижными поперечными (I-II) и неподвижными продольными (*) планками. В случае удержания поперечной планкой, деформация проявляется в каждой отдельно взятой доске (дуга a-b, дуга b-c, дуга c-d). При старении деформационная составляющая основы возрастает. Призванная ее компенсировать подвижная планка теряет свою подвижность, т.к. испытывает все более усиливающуюся нагрузку с синусоидным вектором нагрузки. На каждой половине авторских досок (досок основы) вектор силы меняется на противоположный, на одной доске это происходит трижды (одна и та же сила на одной доске три раза меняет направление на противоположное). Значит, если авторское полотно составлено из трех досок, то это происходит до девяти раз. При таком режиме распределения нагрузки ни металл, ни другой материал не позволит уйти от заклинивания при наличии единой (цельно) подвижной шпонки. Изменяющаяся по синусоиде направленность нагрузки (вектор приложения нагрузки указан стрелками) и определяет основной фактор, отвечающий за заклинивание поперечной планки - ее длина, равная ширине основы живописи, что и является причиной, препятствующей получению в известной системе наложения шпонок (паркетаж) нижеуказанного технического результата.

Еще один недостаток плоского паркетажа состоит в том, что для его наложения (приклеивания неподвижных планок) необходимо утоньшить, а значит выстругать авторский оборот, который часто содержит информацию, представляющую исторический интерес.

Аналогом для второго варианта исполнения изобретения является известная система стабилизации деревянной основы живописи - флорентийский паркетаж (см. Реставрация произведений станковой масляной живописи. Москва, «Искусство», 1977, стр.173-190), представляющий собой систему стабилизации полотна деревянной основы живописи, состоящую из расположенных на оборотной стороне основы живописи накладных поперечных (расположение поперек волокон досок основы) брусков, соединенных с основой при помощи бобышек. Поперечная планка удерживается за счет своей формы: она имеет трапециевидное сечение и обращена к верху меньшим основанием, а широким - к основе, бобышки же со стороны планки имеют обратный скос. Бобышки, как правило, располагаются и крепятся к основе не точно напротив друг друга, а на проблемные части авторской доски со сдвигом или в шахматном порядке. Основной недостаток флорентийского паркетажа - заклинивание брусков, обусловленное их длиной, равной ширине основы. Это основное противоречие между стремлением к усадке в поперечном направлении авторской доски и невозможностью обеспечения поперечными брусками такой же усадки.

Исторически так сложилось, что флорентийский паркетаж встречается намного реже, нежели плоский, хотя при его заклинивании разрушения, как правило, имеют другую картину. Поскольку бобышки не связаны между собой в единую сеть, при возникновении нагрузки в одной конкретной точке доски основы, происходит отрыв одной бобышки, затем другой и т.д., а к доске основы в этом месте возвращается коробление. То есть, флорентийский паркетаж, при возникновении проблемной ситуации, как бы самоудаляется, не разрушая авторскую доску, позволяя ей коробиться. В силу этих обстоятельств до нашего времени дошло так немного, по сравнению с плоским паркетажем, образцов флорентийского паркетажа. Просто, в подобных случаях его, скорее всего, заменяли плоским паркетажем.

За прототип для второго варианта заявленного изобретения принята известная с давних времен система закрепленных на оборотной стороне основы накладных поперечных (поперек волокон досок основы) брусков (шпонок) - см. фиг.2а).

К причинам, препятствующим получению в известной конструкции нижеуказанного технического результата, следует отнести один из основных для накладных шпонок признаков - длина подвижной (поперек плоскости установки) шпонки равна ширине основы живописи. Заклинивание подвижной поперечной шпонки, обусловленное ее длиной, равной ширине основы, - это основное противоречие между стремлением к усадке в поперечном направлении авторских досок основы и невозможностью обеспечения накладной шпонкой такой же усадки.

Задача, на решение которой направлена заявляемая группа изобретений, состоит в усовершенствовании известных и создании альтернативных методов реставрации произведений искусства.

Единый технический результат, который может быть получен при осуществлении группы изобретений, заключается в увеличении свободы естественных движений авторских досок, составляющих деревянную основу живописи при сохранении жесткости конструкции.

Дополнительный технический результат, который достигается при осуществлении изобретения по второму заявленному варианту, состоит в сохранении большей части авторского оборота живописи.

Указанный выше единый технический результат при осуществлении первого варианта изобретения достигается за счет того, что в известной системе стабилизации деревянной основы живописи, выполненной в виде расположенной на оборотной стороне основы решетки, состоящей из неподвижно соединенных с основой продольных планок со сквозными пазами, в которые вставлены накладные поперечные планки, каждая поперечная планка состоит из полученных в результате ее распила поперек себя частей, каждая из которых прикреплена к одной из продольных планок, при этом места распила поперечной планки и точки крепления частей этой поперечной планки к продольным планкам чередуются друг с другом в пределах одной поперечной планки, а в пределах решетки места распила поперечных планок, как и точки крепления частей поперечных планок к продольным планкам, расположены в шахматном порядке.

Предложенные в заявленном первом варианте изобретения (модифицированный паркетаж) составная конструкция поперечных планок и порядок расположения распилов (технологический зазоров) и точек крепления подвижных частей поперечных планок в пределах каждой поперечной планки и всего устройства (решетки) в целом приводят к образованию других, отличных от прототипа, зон ответственности - участков, в которых комбинации поперечных (подвижных) частей составных поперечных планок с неподвижными продольными планками препятствуют проявлению коробления основы живописи.

В отличие от прототипа, где зона ответственности является сплошной и перекрывает всю площадь оборота основы живописи, при модифицированном паркетаже (фиг.4) зоны ответственности - это отдельные участки, на которые разделена площадь основы. Форма каждого такого участка (цельного в средней части основы) - четырехугольник, размер горизонтальной диагонали которого соответствует длине поперечной планки (части составной планки), размер вертикальной диагонали определяется длиной участка неподвижной продольной планки - «паз - точка крепления - паз», непосредственно примыкающего с двух сторон к точке крепления поперечной планки (части составной планки).

Вышеописанный результат поясняется схемами на фиг.5 (а,б), где сплошная темная полоса - рабочая часть поперечной планки, замкнутые (овальные) фигуры - места крепления к основе (клеевое пятно), фигуры, ограниченные пунктирным контуром, - зона(ы) ответственности.

При модифицированном паркетаже доска основы получает свободу движения поперек собственной плоскости, а жесткость предложенной конструкции (системы стабилизации) не позволяет ей изменять геометрию этой плоскости, выгибаться, коробиться, в то же время, позволяя свободно осуществлять усадку. Предложенная система крепления оборотной стороны деревянной основы живописи позволяет, сохраняя наложенный ранее на основу паркетаж, модифицировать конструкцию крепления и тем самым исключить заклинивание подвижных поперечных планок. Операция распиливания поперечных планок на части не вредит наложенному паркетажу, не требует его замены чем-нибудь другим и не привносит дополнительных кардинальных, а значит и более затратных, изменений в саму уже существующую конструкцию, за незначительным изменением формы уже существующих подвижных поперечных планок.

Предпочтительное и возможные исполнения конструкционных элементов системы стабилизации по первому варианту изобретения:

- Распил поперечной планки на части делается, как правило, в местах расположения пазов продольных планок (под пазами) и, как правило, под углом, чтобы оба отрезка (подвижные концы соседних частей поперечной планки) в равной мере использовали возможности (более равномерное распределение нагрузок) паза неподвижной планки. Размер и форма распила определяются размером и формой поперечной планки. При косом распиле зона ответственности (удержания) взаимно проникает на соседнюю территорию (зону ответственности), а длина рабочего участка (в сторону от точки крепления) подвижной части поперечной планки определяется расстоянием между продольными планками. Если место распила приходится на крайний паз продольной планки, то он там не делается, т.к. нужная функция в этом случае обеспечивается и без распиливания.

- Размер технологического зазора (место распила) между частями поперечной планки определяется, исходя из поперечного размера основы, породы дерева и ее процентной усадки и количества самих зазоров на планке.

- Выбор соединения продольных планок с основой зависит от толщины авторской доски: когда нет возможности из-за недостатка толщины врезать в доску шпонку (планку) или закрепить ее крепежным элементом, то продольную планку соединяют с основой путем приклеивания.

- Предпочтительное расположение продольных планок для укрепления спайки доски с доской - по линии склейки досок основы.

Указанный выше единый технический результат при осуществлении изобретения по второму варианту изобретения достигается за счет того, что в известной системе стабилизации деревянной основы живописи, состоящей из закрепленных на оборотной стороне основы накладных поперечных брусков, длина каждого бруска менее ширины доски основы, на которой он закреплен.

Причем, площадь свободных от приклеивания плечей рычага бруска примерно оказывается равной незакрепленным участкам частей поперечной планки при модифицированном паркетаже (1 вариант).

На схеме (фиг.5 в) проиллюстрировано взаимодействие брусков (далее - модульных накладок) и образование зон ответственности в случае применения данного способа компенсации коробления авторской доски,

Ниже приводятся частные случаи исполнения системы стабилизации деревянной основы живописи с помощью модульных накладок.

Расположенные в одном ряду накладные бруски (фиг.6а, б) могут являться отрезками (частями) одного цельного, распиленного поперек себя бруска (планки). Каждый такой брусок (отрезок) в своей центральной части крепится к основе, как правило, путем приклеивания (образуется клеевое пятно), в результате чего образуются по разные стороны от места крепления плечи рычага, обладающие подвижностью поперек плоскости установки. В этом случае при расположении на основе модульных накладок рядами, места крепления накладных брусков к основе, как и места распила (технологические зазоры), чередуются друг с другом в пределах одного ряда, а в пределах основы или по отношению к прилегающему ряду располагаются в шахматном порядке.

Каждый из расположенных в одном ряду брусков может быть выполнен составным - из двух скрепленных друг с другом слоев: оба слоя (верхний и нижний) каждого из брусков образуются в результате одинакового косого распила поперек себя равных цельных планок, при этом верхний слой брусков образуют части одной распиленной планки, нижний слой - части второй распиленной планки. Однако слои в бруске соединены таким образом, что направление распилов верхнего слоя противоположно направлению распилов нижнего слоя.

При усилении основы (по центру - после реставрации и утоньшения основы, по краям - для равновесия) накладками (фиг.6в), бруски крепят на накладки, усиливающие основу.

В частном случае исполнения (фиг.7а, б) ширина бруска имеет расширение (одностороннее или симметричное двухстороннее сужение от места крепления по направлению к краям) в месте его крепления к основе или усиливающей основу накладке. Уширение данного участка бруска (сужение плечей) позволяет:

- сформировать клеевое пятно по волокну основы и, следовательно, сократить размер безусадочной зоны (усиление основного технического результата);

- увеличить площадь склеивания и получить за счет этого дополнительный результат - увеличение прочности крепления брусков, а следовательно, и увеличение жесткости конструкции;

- сократить количество модульных накладок (брусков) и, следовательно, увеличить площадь открытия авторского оборота (дополнительный технический результат).

Система модульных накладок (брусков) имеет в своем исполнении два варианта.

Первый (вышеописанный), когда бруски крепятся к обороту основы или усиливающей основу накладке путем приклеивания, является более простым с технической точки зрения и применяется в случае хорошо оструганного и достаточно гладкого авторского оборота картины.

В более сложном варианте (фиг.8а, б) предусмотрена возможность регулировать плотность прижима рабочего конца бруска винтовыми регуляторами, что применяется для выбора зазора между нижней плоскостью бруска и неровной плоскостью оборота основы (применяется в случае больших неровностей авторского оборота основы, когда выравнивание нежелательно или недопустимо с точки зрения музейного хранения). В этом случае бруски выполняют из двух слоев, склеенных между собой в центральной части, причем место склейки слоев дублирует место склейки бруска с основой, а по краям верхнего слоя бруска предусмотрены отверстия для регулировочных винтов.

Регулировочные винты могут применяться на краях брусков, образованных из одного слоя, но имеющих продольные распилы по толщине бруска от его краев к центру - до места приклейки к основе.

В частном случае осуществления системы крепления основы с помощью системы модульных накладок, ряды брусков располагают попарно: бруски одного ряда соприкасаются с брусками соседнего ряда.

С целью открытия большей части авторского оборота (дополнительный технический результат) бруски (модульные накладки) изготавливают (фиг.9а, б) узкой прямоугольной формы с односторонним или двусторонним приливом в месте крепления к основе. При этом приливы (бобышки) брусков прилегающих рядов ориентируют к противоположным краям основы. Назначение приливов - увеличение площади контакта бруска с основой (клеевого пятна), т.е. площадки сдерживания основной нагрузки, возникающей при короблении авторской доски.

Несмотря на разную внешнюю форму брусков, способ крепления основания в месте формирования клеевого пятна и механизм сдерживания деформационной нагрузки во всех случаях одинаков.

Хорошо видно (фиг.5), что система модифицированного паркетажа (фиг.5б) по первому варианту изобретения и система стабилизации модульными накладками (фиг.5в) по второму варианту изобретения очень схожи по степени своего воздействия на основу: обе предоставляют авторской доске основы возможность свободного движения при поперечной усадке.

Данное подтверждает возможность выполнения единого технического результата при осуществления изобретения по любому из заявленных вариантов.

На чертежах представлены:

- на фиг.1а, б - изображение системы плоского паркетажа;

- на фиг.2 - изображение системы наложения шпонок: а) - накладные шпонки, б) -врезные шпонки;

- на фиг.3 - схема формирования деформации в деревянной основе живописи при классическом плоском паркетаже;

- на фиг.4а, б - схема модифицированного паркетажа (1 вариант изобретения);

- на фиг.5 - изображение фрагментов (а, б, в) решетки модифицированного паркетажа:

- (а) показано размещение зоны ответственности, образованной в результате системы взаимодействия подвижных поперечных и неподвижных продольных планок при классическом паркетаже,

- (б) показано размещение зон ответственности, образованных в результате взаимодействия продольных планок с поперечными планками при модифицированном паркетаже,

- (в) показано размещение зон ответственности при модульной системе стабилизации;

- на фиг.6а, б - расположение накладных брусков рядами (2 вариант);

- на фиг.6в - крепление брусков к накладкам, усиливающим основу;

- на фиг.7а, б - конструкция накладных брусков с расширением в месте крепления;

- на фиг.8а, б - конструкция двухслойных накладных брусков с регулировочными винтами;

- на фиг.9а, б - конструкция накладных брусков с приливами.

Ниже приводятся сведения, подтверждающие осуществление изобретения по 1-му варианту группы изобретений.

Система стабилизации (фиг.4) деревянной основы 1 живописи выполнена в виде расположенной на обороте основы решетки 2, состоящей из расположенных вдоль досок основы и приклеенных к ней продольных планок 3 с пазами (не показаны), в которые вставлены накладные составные поперечные планки 4. Каждая из поперечных планок распилена поперек себя на части (4', 4''), между которыми существуют технологические зазоры (распилы) 14. Каждая часть составной поперечной планки имеет одну точку крепления с продольной планкой. Места распила и точки крепления частей каждой части поперечной планки находятся в местах расположения пазов продольных планок, в которые она вставлена, и чередуются друг с другом в пределах одной составной поперечной планки. Места распила поперечных планок, как и точки крепления частей поперечных планок, располагаются в пределах решетки в шахматном порядке.

На примере частного случая выполнения системы крепления при помощи модульных накладок приводятся сведения, подтверждающие осуществление изобретения по 2-му варианту.

На фиг.6б изображена система стабилизации деревянной основы живописи (способ модульного крепления основы), представляющая собой расположенные попарно шесть рядов (два ряда - в центре основания, два ряда - у верхнего и нижнего краев основы) модульных накладок (брусков). Каждый ряд содержит по две самостоятельные модульные накладки, каждая из которых образована в результате распила цельной накладки (бруска), длина которой равна длине основы. Каждая из модульных накладок приклеена к основе, при этом места приклеек модульных накладок (клеевое пятно - участок контакта с основой) располагают, как правило, напротив расположения распила (зазора) между накладками соседнего ряда.

На фиг.8а, б изображена система модульного крепления основы при использовании двухслойных модульных накладок. Верхний и нижний слои рейки имеют одинаковую геометрию и выполняются, как правило, из одного материала. Толщина слоев определяется уровнем воспринимаемой нагрузки. В конкретном описываемом случае толщина верхнего слоя составляет от 25 мм, нижнего - 5 мм. Оба слоя склеены между собой в центральной части, при этом место склейки слоев полностью дублирует место склейки модульной накладки с основой. В более толстом верхнем слое, на его концах, предусмотрены отверстия под винты, закручивая которые, можно до определенной степени отжимать тонкий слой от верхнего, выбирая зазор между плоскостью установки модульной накладки и неровной плоскостью основы.

Установка данной системы происходит поэтапно:

- авторская доска распрямляется при помощи отдаленного увлажнения, размещается в ваймах вверх оборотом и закрепляется винтами;

- модульные накладки последовательно наклеиваются на заранее подготовленные места рядами, т.е. одновременно накладывается и прижимается целый ряд реек. При этом удается расположить нижнюю (тыльную) установочную плоскость модульных накладок параллельно плоскости вайм, а следовательно, и плоскости основы, но это неизбежно приводит к образованию зазоров между нижней плоскостью модульных накладок и неровным оборотом основы. После наложения всех рядов модульных накладок и просушки, но до снятия прижимов, все зазоры между доской и установочными плоскостями плеч модульных накладок осторожно выбираются при помощи регулировочных винтов.

Для заявленной группы изобретений в том виде, как она охарактеризована в независимых пунктах формулы, подтверждена возможность осуществления изобретения по любому из заявленных вариантов с помощью вышеописанных средств и методов, что подтверждает соответствие группы изобретения условию патентоспособности - промышленная применимость.

1. Система стабилизации деревянной основы живописи, выполненная в виде расположенной на оборотной стороне основы решетки, состоящей из неподвижно соединенных с основой продольных планок со сквозными пазами, в которые вставлены накладные поперечные планки, отличающаяся тем, что каждая поперечная планка состоит из полученных в результате ее распила поперек себя частей, каждая из которых прикреплена к одной из продольных планок, при этом места распила поперечной планки и точки крепления частей этой поперечной планки к продольным планкам чередуются друг с другом в пределах одной поперечной планки, а в пределах решетки места распила поперечных планок, как и точки крепления частей поперечных планок к продольным планкам, расположены в шахматном порядке.

2. Система стабилизаци по п.1, отличающаяся тем, что места распила поперечной планки находятся в местах расположения пазов продольных планок.

3. Система стабилизации по любому из пп.1 или 2, отличающаяся тем, что продольные планки соединены с основой путем приклеивания.

4. Система стабилизации деревянной основы живописи, состоящая из закрепленных на оборотной стороне основы накладных поперечных брусков, отличающаяся тем, что длина каждого бруска менее ширины доски основы, на которой он закреплен.

5. Система стабилизации по п.4, отличающаяся тем, что расположенные в одном ряду накладные бруски являются отрезками одного цельного, распиленного поперек себя бруска.

6. Система стабилизации по п.4, отличающаяся тем, что места крепления накладных брусков к основе, как и места распила, чередуются друг с другом в пределах одного ряда, а в пределах основы или по отношению к прилегающему ряду располагаются в шахматном порядке.

7. Система стабилизации по любому из пп.4-6, отличающаяся тем, что брусок имеет расширение в месте его крепления к основе или усиливающей основу накладке.

8. Система стабилизации по любому из пп.4-6, отличающаяся тем, что бруски крепятся к основе или усиливающей основу накладке путем приклеивания.

9. Система стабилизации по п.4, отличающаяся тем, что бруски выполнены из двух слоев.

10. Система стабилизации по п.9, отличающаяся тем, что слои бруска склеены между собой в центральной части, причем место склейки слоев дублирует место склейки бруска с основой, а по краям верхнего слоя бруска предусмотрены отверстия для регулировочных винтов.

11. Система стабилизации по любому из пп.4-6 или 9, отличающаяся тем, что ряды брусков располагаются попарно.

12. Система стабилизации по п.4 или 6, отличающаяся тем, что бруски имеют прямоугольную форму с односторонним или двухсторонним приливом в месте крепления к основе.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к археологии и касается способа временной обратимой консервации артефактов. .
Изобретение относится к области биотехнологии и может быть использовано при очистке предметов станковой живописи, настенных росписей, скульптуры, памятников архитектуры.

Изобретение относится к полиграфической промышленности и к живописи, а именно к защитному покрытию от осыпания и размазывания изображения, выполненного различными красителями на различных подложках.

Изобретение относится к реставрации и консервации темперной и клеевой монументальной и станковой живописи. .

Изобретение относится к защите различных пористых поверхностей при проведении реставрационных работ, например для обработки поверхностей древних конструкций из сырца, вскрываемых при археологических работах, или поверхностных слоев монументальной живописи и скульптуры, находящихся в интерьере реставрируемого памятника под непосредственным воздействием атмосферы.

Изобретение относится к области создания технических средств борьбы с вредными биоагентами, разрушающими произведения станковой темперной живописи, полихромную, деревянную скульптуру и декоративную резьбу, предметы из кожи, меха, перьев, шерстяной текстиль, графические материалы, документы и может быть использовано в музеях, книгохранилищах, карантинных станциях, складах, магазинах.

Изобретение относится к химии высокомолекулярных соединений, точнее к составам, предназначенным для реставрации произведений искусства из мрамора. .

Изобретение относится к способу раскрытия произведений станковой темперной живописи и позволяет уменьшить время раскрытия и повысить качество раскрытия посредством того, что перед размягчением наслоений произведения живописи последнее ориентируют лицевой поверхностью вниз, а размещение наслоений осуществляют в течение 12 - 14 ч в герметичной камере, образованной одной из стенок произведения, и размещением под ним с зазором компрессора, герметизированным по периметру произведения.

Изобретение относится к области полиграфической промышленности. Способ производства полиграфической продукции включает подачу исходного материала на печать, локирование, раскрой материала на заготовки посредством резаков, резку и высечку основы и заготовок сложной конфигурации посредством вырубных ножей, имеющих режущий контур, полученный химическим травлением и закалкой лазером, и обеспечивающих получение сквозной высечки до 60 резов на 2,54 см. Далее, получают объемный двухсторонний липкий материал путем нанесения на нее клеевых слоев и раскроя надсечкой. Далее, получают прозрачный экран и осуществляют комплектацию и упаковку продукции. Предложенное изобретение обеспечивает создание продукции высокого качества с эффектом объема. 3 н. и 20 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх