Тормозной механизм для каната и троса "антипаник"


 


Владельцы патента RU 2422175:

Денисултанов Хожбауди Вахитаевич (RU)
Дуэль Татьяна Эдуардовна (RU)
Бабаджан Игорь Валерьевич (RU)

Изобретение относится к области спасательной техники, а именно к устройствам экстренного спуска человека по канату или тросу в чрезвычайных ситуациях, в частности к тормозным механизмам этих устройств. Тормозной механизм для каната и троса, представляющий собой базовую металлическую пластину в форме плоской лопатки с широкой и зауженной частями с размещенными на ней перпендикулярно плоскости широкой части лопатки и контактирующими с веревкой или тросом четырьмя металлическими пальцами по вертикали лопатки и двумя металлическими пальцами по горизонтали, правым и левым, расположенными на уровне оси, проходящей между первым и вторым вертикальными пальцами. Устройство отличается тем, что на первом вертикальном пальце, выполненном с резьбой, установлен металлический подвижный эксцентрик с отверстием для насадки на первый по вертикали палец базовой пластины, к которому прикреплена металлическая ручка, расположенная под углом 45 град. по отношению к вертикали устройства спуска, а в нижней части базовой пластины расположен узел крепления в виде металлического пальца с резьбой, к которому подвижно крепится плоская металлическая крышка аналогичной базовой пластине формы, имеющая соответственно семь технических отверстий для насадки на пальцы базовой пластины и пластину-предохранитель. При этом все пальцы базовой пластины выполнены в виде стержней цилиндрической формы. Техническим результатом изобретения является повышение надежности спускового устройства в целом и безопасности спуска людей и объектов большой грузоподъемности, а также уменьшение усилия, прикладываемого для торможения. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области спасательной техники, а именно к устройствам экстренного спуска человека по канату или тросу в чрезвычайных ситуациях, в частности к тормозным механизмам этих устройств.

Известно устройство для спуска (1), содержащее пластинчатое основание, на котором установлен тормозной механизм, контактирующий с веревкой для спуска, шарнирно установлены спусковой рычаг и зажимной пластинчатый элемент, взаимодействующий со средством фиксации зажимного элемента, отличающееся тем, что тормозной механизм выполнен в виде пяти грибообразных выступов с полукруглой вогнутой боковой поверхностью, контактирующей с веревкой, жестко установленных на основании в шахматном порядке, а спусковой рычаг выполнен Г-образной формы и установлен с возможностью взаимодействия коротким плечом с упором, размещенным на обратной стороне пластины основания соосно с верхним грибообразным выступом, зажимной элемент одним концом шарнирно закреплен на оси среднего грибообразного выступа с возможностью взаимодействия с ограничительным упором, выполненным на обратной стороне пластины основания, и со средством фиксации зажимного элемента, выполненным в виде цилиндрического выступа, смонтированного на поверхности зажимного элемента и взаимодействующего с нижним грибообразным выступом, при этом в основании выполнен полукруглый паз, второй конец зажимного рычага снабжен отверстием для карабина, предназначенного для груза или людей.

Однако конструкция описанного тормозного механизма имеет ряд существенных недостатков: поворотный рычаг зажима необходимо для осуществления тормоза повернуть практически на 180 градусов, что потребует приложения большой мускульной силы, выступы грибообразной формы, вокруг которых переплетается веревка/канат, сложны при изготовлении, что делает тормозной механизм дорогим в производстве, а отсутствие фиксации переплетенной веревки с обоих сторон механизма вызывает необходимость перед использованием спускового устройства каждый раз предварительно ее переплетать, поскольку в свободном состоянии веревка/трос может выскользнуть из своего выступа.

Задачей изобретения является повышение надежности спускового устройства в целом и безопасности спуска людей и объектов большой грузоподъемности, а также обеспечение максимального удобства пользования тормозным механизмом при минимальных усилиях, прикладываемых для осуществления тормоза.

Поставленная задача решается тормозным механизмом для каната и троса, представляющим собой базовую металлическую пластину в форме плоской лопатки с широкой и зауженной частями с размещенными на ней перпендикулярно плоскости широкой части лопатки и контактирующими с веревкой/тросом четырьмя металлическими пальцами по вертикали лопатки и двумя металлическими пальцами по горизонтали (правым и левым), расположенными на уровне оси, проходящей между первым (расположенным у основания широкой части базовой пластины) и вторым вертикальными пальцами, отличающимся тем, что на первом вертикальном пальце, выполненном с резьбой, установлен металлический подвижный эксцентрик с отверстием (для насадки на первый по вертикали палец базовой пластины), вокруг которого в один оборот переплетен канат/трос и к которому прикреплена металлическая ручка для осуществления ручного тормозного зажима, расположенная под углом 45 град. по отношению к вертикали устройства спуска, а в нижней части базовой пластины расположен узел крепления в виде металлического пальца с резьбой, к которому подвижно крепится плоская металлическая крышка аналогичной базовой пластине формы, имеющая соответственно семь технических отверстий для насадки на пальцы базовой пластины и пластину-предохранитель для сцепления с первым из выступающих наружу крышки вертикальных пальцев.

При этом все пальцы базовой пластины выполнены в виде стержней цилиндрической формы.

Конструкция тормозного механизма показана на чертеже, где:

1 - базовая металлическая пластина,

2 - металлические пальцы,

3 - металлический подвижной эксцентрик с отверстием для насадки на палец,

4 - металлическая ручка,

5 - веревка или трос,

6 - узел крепления,

7 - металлическая крышка,

8 - технические отверстия на крышке,

9 - пластина-предохранитель для фиксации крышки на металлических пальцах.

Подвижная металлическая крышка с техническими отверстиями 8 предназначена для закрытия металлического подвижного эксцентрика 3, каната/троса 5 и для укрепления прочности тормозного механизма.

Металлическая подвижная пластина-предохранитель 9 предназначена для предохранительного крепления подвижной металлической крышки 7 к металлическому пальцу 2.

Веревка или трос 5 переплетается вокруг эксцентрика 3 и проходит между вертикальными пальцами 2 базовой пластины 1 таким образом, что контактирует в верхней части эксцентрика с двумя пальцами, расположенными по горизонтали. Поворотом ручки 4 можно регулировать натяжение веревки/троса и степень тормозного момента, причем тормозной эффект происходит в зависимости от положения ручки благодаря наличию двух горизонтальных пальцев.

Так, в случае отказа от ручного управления, когда задействован левый горизонтальный палец, торможение осуществляется благодаря автоматическому переходу усилия зажима на правый палец.

При полном отжатии в сторону ручки 4 происходит плавный спуск. Тормозной механизм работает следующим образом.

Карабин с грузом пристегивается к узлу крепления 6. Затем, крепко удерживая одной рукой базовую металлическую пластину 1, второй рукой следует отстегнуть металлическую предохранительную пластину «крючок» 9 от первого по вертикали металлического пальца и отодвинуть его в скользящей форме в сторону. Далее немного приподнять металлическую крышку 7 с верхней стороны тормозного механизма, чтобы она отстегнулась от металлических пальцев, и отодвинуть ее влево, чтобы появилась возможность заправить канат/трос 5 в тормозной механизм. Держа одной рукой тормозной механизм, другой рукой необходимо заправить канат/трос 5 в тормозной механизм в форме переплета, начиная с верхней стороны тормозного механизма, между всеми металлическими пальцами. Переплетение каната/троса 5 между металлическими пальцами существенно снижает необходимость приложения большого усилия на металлическую ручку 4 при необходимости осуществления ручного тормоза, так как переплет каната/троса (5) усиливает его трение о металлические пальцы. Далее необходимо обмотать канат/трос 5 одним витком вокруг подвижного металлического эксцентрика 3, прокладывая канат/трос сначала между правым металлическим пальцем, расположенным по горизонтали базовой пластины, и подвижным металлическим эксцентриком 3. Затем, обводя его с нижней стороны подвижного металлического эксцентрика, проложить между левым металлическим пальцем и подвижным металлическим эксцентриком. Далее, обводя его с верхней стороны подвижного металлического эксцентрика, снова пропустить его между правым металлическим пальцем и эксцентриком, накладывая канат/трос на ранее положенный участок каната между подвижным металлическим эксцентриком и правым металлическим пальцем.

Описанная форма заправки каната/троса в тормозной механизм позволяет ему (механизму) осуществлять тормоз в двух вариантах. Первый вариант: тормоз происходит автоматически за счет самозатягивания канатом/тросом вверх правого угла подвижного металлического эксцентрика к правому металлическому пальцу, вследствие чего образуется тормозной зажим каната/троса между подвижным металлическим эксцентриком и правым металлическим пальцем. При необходимости продолжения спуска человек, висящий на тормозном механизме, нажимает металлическую ручку 4 вниз, таким образом движение подвижного металлического эксцентрика высвобождает канат/трос от автоматически возникшего тормозного зажима между подвижным металлическим эксцентриком и металлическим пальцем, находящимся с правой стороны от подвижного металлического эксцентрика.

Если человек в состоянии испуга или паники захочет замедлить спуск или тормознуть движение, то он может еще сильнее нажать на металлическую ручку. Таким образом, сработает второй вариант тормоза. Это произойдет за счет того, что подвижный металлический эксцентрик зажмет канат/трос между собой и металлическим пальцем, расположенным с левой стороны от подвижного металлического эксцентрика. Для продолжения спуска нужно немного отпустить металлическую ручку, и канат/трос, зажатый между подвижным металлическим эксцентриком и металлическим пальцем, который расположен с левой стороны от подвижного металлического эксцентрика, автоматически освободится от зажима за счет того, что канат/трос постоянно тянет подвижный металлический эксцентрик к повороту в правую сторону. Далее металлическую крышку 7 следует вернуть в исходное положение, насадить на металлические пальцы 2 и пристегнуть металлическую предохранительную пластину «крючок» 9 к металлическому пальцу.

Таким образом, тормозной механизм для каната/троса «Антипаник» будет готов к эксплуатации.

Устройство дешево в производстве, компактно, не имеет ломающихся частей.

Использованная литература

1. Патент РФ №2177818, 2001 г.

1. Тормозной механизм для каната и троса, представляющий собой базовую металлическую пластину в форме плоской лопатки с широкой и зауженной частями с размещенными на ней перпендикулярно плоскости широкой части лопатки и контактирующими с веревкой или тросом четырьмя металлическими пальцами по вертикали лопатки и двумя металлическими пальцами по горизонтали, правым и левым, расположенными на уровне оси, проходящей между первым, расположенным у основания широкой части базовой пластины, и вторым вертикальными пальцами, отличающийся тем, что на первом вертикальном пальце, выполненном с резьбой, установлен металлический подвижный эксцентрик с отверстием для насадки на первый по вертикали палец базовой пластины, вокруг которого в один оборот переплетен канат или трос и к которому прикреплена металлическая ручка для осуществления ручного тормозного зажима, расположенная под углом 45° по отношению к вертикали устройства спуска, а в нижней части базовой пластины расположен узел крепления в виде металлического пальца с резьбой, к которому подвижно крепится плоская металлическая крышка аналогичной базовой пластине формы, имеющая соответственно семь технических отверстий для насадки на пальцы базовой пластины и пластину-предохранитель для сцепления с первым из выступающих наружу крышки вертикальных пальцев.

2. Тормозной механизм по п.1, отличающийся тем, что пальцы, расположенные на базовой пластине, выполнены в виде стержней цилиндрической формы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для спуска людей с высотных объектов и может быть использовано в спасательных работах и при самостоятельной эвакуации людей с любых существующих высотных зданий или сооружений.

Изобретение относится к средствам индивидуальной защиты работающих на высоте, в емкостях, колодцах в процессе выполнения строительно-монтажных, ремонтных, эксплуатационных и других видов работ.
Изобретение относится к технологии получения нитей, волокон, филаментов, в частности, к композиции, которая может быть нанесена на эти нити, волокна, филаменты. .

Изобретение относится к способам изготовления спасательного средства. .

Карабин // 2233191

Изобретение относится к снаряжению альпинистов и монтажников, предназначенному для осуществления передвижения по веревке, перемещения подвешенных на веревках грузов, натяжения веревок или канатов, и может быть использовано в альпинизме, скалолазании, при производстве верхолазных, спасательных и строительно-монтажных работ.

Изобретение относится к устройствам экстренной эвакуации преимущественно для спуска людей из зданий с тормозным механизмом механического действия. .

Изобретение относится к устройствам экстренной эвакуации преимущественно для спуска людей из зданий с тормозным механизмом механического действия. .

Изобретение относится к области жизненных потребностей человека, а более конкретно - к способам и устройствам для спасения жизни людей, терпящих бедствие на море, в том числе - людей, катапультировавшихся с летательных аппаратов, и может быть использовано для поиска и спасения этих людей в сложных гидрометеорологических условиях - низкой облачности, тумане, в условиях полярной ночи, и при отсутствии у этих людей возможности определения своих координат, а также в условиях отсутствия прямой связи (радиосвязи) со спасателями.

Изобретение относится к средствам и устройствам для спасения людей при пожаре, в частности к эвакуации детей-младенцев из зоны пожара в родильных домах и больничных палатах.

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, а именно к самодвижущимся подъемно-транспортным средствам, способным передвигаться по крутой и отвесной поверхности.

Изобретение относится к устройствам экстренной эвакуации, преимущественно для спуска людей из зданий с тормозным механизмом механического действия. .

Изобретение относится к спасательным средствам, а именно к индивидуальным спасательным средствам многоразового использования. .
Изобретение относится к спасению терпящих бедствие людей, находящихся в труднодоступных местах. .

Изобретение относится к области спасательной техники, а именно к устройствам экстренного спуска человека в чрезвычайных ситуациях. .

Изобретение относится к устройствам экстренной эвакуации преимущественно для спуска людей из зданий с тормозным механизмом механического действия
Наверх