Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания транспортного средства

Изобретение относится к технической диагностике. Сущность способа оценки заключается в том, что измеряют первый характерный параметр и сравнивают его с заданной величиной, непрерывно измеряют промежутки времени, соответствующие повороту коленчатого вала на смежные и равные угловые интервалы заданной величины за цикл работы двигателя на любом установившемся скоростном режиме с синхронизацией начала измерения с одним и тем же тактом цикла работы определенного цилиндра, определяют значения частоты вращения коленчатого вала в пределах каждого углового интервала, получают зависимость частоты вращения по углу поворота коленчатого вала, определяют коэффициенты неравномерности вращения коленчатого вала в пределах цикла работы двигателя и периода изменения крутящего момента, и полученные коэффициенты используют в качестве характерного параметра, измерение характерного параметра двигателя производят под нагрузкой, создаваемой присоединением к двигателю вывешенной трансмиссии транспортного средства, причем для получения более стабильных результатов в коробке передач транспортного средства устанавливают пониженную передачу, определяют исправность цилиндропоршневой группы каждого цилиндра путем определения времени горения смеси в каждом цилиндре двигателя Тгi в нескольких циклах работы двигателя, определяют второй характерный параметр, соответствующий времени горения смеси в каждом цилиндре , сравнивают его с эталонным δэт, определенным на исправном двигателе, при выполнении условия δгiэт≤0,01 данная цилиндропоршневая группа считается исправной, при невыполнении данного условия - неисправной. 1 ил.

 

Изобретение относится к технической диагностике, в частности к способам оценки технического состояния двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано для контроля и диагностирования двигателей внутреннего сгорания транспортных средств в процессе их изготовления, технического обслуживания и ремонта.

Известен способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания транспортного средства путем измерения характерного параметра и сравнения его с заданной величиной, заключающийся в том, что непрерывно измеряют промежутки времени, соответствующие повороту коленчатого вала на смежные и равные угловые интервалы заданной величины за цикл работы двигателя на любом установившемся скоростном режиме с синхронизацией начала измерения с одним и тем же тактом цикла работы определенного цилиндра, определяют значения частоты вращения коленчатого вала в пределах каждого углового интервала, получают зависимость частоты вращения по углу поворота коленчатого вала, определяют коэффициенты неравномерности вращения коленчатого вала в пределах цикла работы двигателя и периода изменения крутящего момента, и полученные коэффициенты используют в качестве характерного параметра, измерение характерного параметра двигателя производят под нагрузкой, создаваемой присоединением к двигателю вывешенной трансмиссии транспортного средства, причем для получения более стабильных результатов в коробке передач транспортного средства устанавливают пониженную передачу (Заявка на изобретение РФ №94026955, М.кл. G01M 15/00, опубл. 27.05.1996 г.).

Недостатками известного способа являются невысокие точность и достоверность определения технического состояния двигателя. Это объясняется тем, что изменение частоты вращения коленчатого вала может происходить по причине нарушения процессов в цилиндрах двигателя и изменения условий трения в кривошипно-шатунном механизме. Следовательно, возникает неоднозначность в определении причины снижения частоты вращения коленчатого вала. Решение данной проблемы можно осуществить за счет однозначного определения исправности цилиндров двигателя. Изменение коэффициента сжатия в цилиндре приводит к изменению скорости и времени горения смеси Тгi, где i - номер цилиндра. Измерение Тгi в каждом цилиндре производится по времени превышения амплитуды сигнала с выхода вибродатчика, установленного на данном цилиндре, определенного порога, синхронно с сигналом от системы зажигания автомобиля. Измерение времени горения смеси для каждого цилиндра производится в нескольких циклах работы двигателя.

По результатам измерения величины времени горения смеси можно определить характерный параметр δгi для каждого цилиндра из выражения где Тгimax - максимальное значение времени горения смеси, Тгimin - минимальное значение времени горения смеси, Тгiср - среднее значение времени горения смеси и сравнения его с заданной величиной δгi. Эта величина определяется при испытаниях исправного двигателя. При выполнении условия δгiэт≤0,01 данная цилиндропоршневая группа считается исправной. При невыполнении данного условия - неисправной.

Технической задачей изобретения является повышение точности и достоверности определения технического состояния двигателя.

Технический результат изобретения достигается тем, что в предлагаемом способе оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания транспортного средства путем измерения первого характерного параметра и сравнения его с заданной величиной, заключающемся в том, что непрерывно измеряют промежутки времени, соответствующие повороту коленчатого вала на смежные и равные угловые интервалы заданной величины за цикл работы двигателя на любом установившемся скоростном режиме с синхронизацией начала измерения с одним и тем же тактом цикла работы определенного цилиндра, определяют значения частоты вращения коленчатого вала в пределах каждого углового интервала, получают зависимость частоты вращения по углу поворота коленчатого вала, определяют коэффициенты неравномерности вращения коленчатого вала в пределах цикла работы двигателя и периода изменения крутящего момента, и полученные коэффициенты используют в качестве характерного параметра, измерение характерного параметра двигателя производят под нагрузкой, создаваемой присоединением к двигателю вывешенной трансмиссии транспортного средства, причем для получения более стабильных результатов в коробке передач транспортного средства устанавливают пониженную передачу, дополнительно определяют исправность цилиндропоршневой группы каждого цилиндра путем определения времени горения смеси в каждом цилиндре двигателя Тгi в нескольких циклах работы двигателя, определяют второй характерный параметр, соответствующий времени горения смеси в каждом цилиндре где Тгimax - максимальное значение времени горения смеси, Тгimin - минимальное значение времени горения смеси, Тгiср - среднее значение времени горения смеси, сравнивают его с эталонным δэт, определенным на исправном двигателе, при выполнении условия δгiэт≤0,01 данная цилиндропоршневая группа считается исправной, при невыполнении данного условия - неисправной.

Реализация способа осуществляется с помощью компьютера, на входы которого поступают сигналы от соответствующих датчиков. На чертеже приведена структурная схема устройства, реализующего способ, где 1 - блок датчиков, 2 - компьютер.

Определение технического состояния двигателя внутреннего сгорания транспортного средства по предлагаемому способу производят следующим образом. С помощью подъемного устройства вывешивают ведущий мост автомобиля до появления гарантированного зазора между колесами и опорной поверхностью и фиксируют его в этом положении. На двигатель устанавливают датчик частоты вращения коленчатого вала и соединяют его с устройством для измерения неравномерности вращения, выполненным, например, по а.с. СССР N 1035521.

Запускают двигатель, соединяют его с трансмиссией и прокручиванием ее на различных передачах прогревают агрегаты автомобиля до нормального теплового состояния. Затем в коробке передач устанавливают первую передачу и выводят двигатель на заданный установившийся скоростной режим (в данном случае ωср 63,05 с-1). Далее с помощью измерительного устройства непрерывно измеряют промежутки времени, соответствующие повороту коленчатого вала на смежные и равные угловые интервалы заданной величины (например, через 15°) за цикл работы двигателя (два оборота коленчатого вала) с синхронизацией начала измерения с одним и тем же тактом цикла работы определенного цилиндра (например, с рабочим ходом первого цилиндра). По известным формулам определяют значения частоты вращения коленчатого вала в пределах каждого углового интервала и по полученным результатам находят зависимость частоты вращения коленчатого вала по углу его поворота в пределах цикла работы двигателя.

Затем определяют коэффициент неравномерности вращения в пределах цикла работы двигателя δц по формуле

Сравнивают полученное значение δц с его нормативным значением. Если найденное значение δц не превышает своего нормативного значения, то это свидетельствует о том, что цилиндры двигателя работают равномерно, и на этом процесс диагностирования заканчивается.

Если найденное значение δц превышает нормативное значение, возникает необходимость определять исправность цилиндропоршневой группы каждого цилиндра. Это осуществляется путем определения времени горения смеси в каждом цилиндре двигателя Тгi в нескольких циклах работы двигателя, за счет обработки информации с датчиков вибрации, установленных на каждом цилиндре. По полученным Тгi определяют второй характерный параметр, соответствующий времени горения смеси в каждом цилиндре где Тгimax - максимальное значение времени горения смеси, Тгimin - минимальное значение времени горения смеси, Тгiср - среднее значение времени горения смеси, сравнивают его с эталонным δэт, определенным на исправном двигателе, при выполнении условия δгiэт≤0,01 данная цилиндропоршневая группа считается исправной. При этом делается вывод о неисправности в кривошипно-шатунном механизме.

При невыполнении условия δгiэт≤0,01 делается вывод о неисправности в цилиндропоршневой группе и в кривошипно-шатунном механизме.

Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания транспортного средства путем измерения первого характерного параметра и сравнения его с заданной величиной, заключающийся в том, что непрерывно измеряют промежутки времени, соответствующие повороту коленчатого вала на смежные и равные угловые интервалы заданной величины за цикл работы двигателя на любом установившемся скоростном режиме с синхронизацией начала измерения с одним и тем же тактом цикла работы определенного цилиндра, определяют значения частоты вращения коленчатого вала в пределах каждого углового интервала, получают зависимость частоты вращения по углу поворота коленчатого вала, определяют коэффициенты неравномерности вращения коленчатого вала в пределах цикла работы двигателя и периода изменения крутящего момента, и полученные коэффициенты используют в качестве характерного параметра, измерение характерного параметра двигателя производят под нагрузкой, создаваемой присоединением к двигателю вывешенной трансмиссии транспортного средства, причем для получения более стабильных результатов в коробке передач транспортного средства устанавливают пониженную передачу, отличающийся тем, что определяют исправность цилиндропоршневой группы каждого цилиндра путем определения времени горения смеси в каждом цилиндре двигателя Тгi в нескольких циклах работы двигателя, определяют второй характерный параметр, соответствующий времени горения смеси в каждом цилиндре , сравнивают его с эталонным δэт, определенным на исправном двигателе, при выполнении условия δгiэт≤0,01 данная цилиндропоршневая группа считается исправной, при невыполнении данного условия - неисправной.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к способам оценки технического состояния двигателей по параметрам частиц износа трущихся деталей, смазываемых маслом, в пробах масла из маслосистемы.

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при разработке конструкций стендов для наземной отработки герметизирующих сопловых заглушек.

Изобретение относится к конвейеростроению, а именно к стендам для исследования параметров фрикционных приводов ленточных конвейеров, а именно к стендам для исследования параметров приводов двухконтурных ленточно-канатных конвейеров.

Изобретение относится к способу автономных испытаний форсажной камеры со смешением потоков турбореактивного двухконтурного двигателя и направлено на снижение времени и стоимости газодинамических натурных и модельных испытаний ФК ТРДДФсм и обеспечение достоверного способа учета влияния входной температурной неравномерности потоков в контурах ФК на гидравлические потери в ее элементах.

Изобретение относится к области диагностирования технического состояния при ремонтной сборке двигателей внутреннего сгорания (ДВС). .

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для обкатки и проведения испытаний одновинтовых насосов как новых, так и после проведения ремонта. .

Изобретение относится к области испытаний технических систем и предназначено для диагностирования и прогнозирования технического состояния твердотельных конструкций технических систем (1).

Изобретение относится к области нефтегазового машиностроения, а именно к оборудованию для испытаний гидравлических забойных двигателей. .

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к регулированию систем двигателей внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах контроля ветряных двигателей

Изобретение относится к области металлургии и машиностроения, в частности к ремонту лопаток ротора турбин ГТД, и может быть использовано для продления ресурса ответственных деталей и узлов газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области испытания турбореактивных двигателей на стенде в условиях, близких к полетным

Изобретение относится к области диагностики вращающихся механизмов и двигателей различных типов, в том числе и двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано, в частности, для определения остаточного ресурса двигателей или оценки технического состояния в эксплуатационных условиях, а также в процессе изготовления или ремонта, а именно к методу для определения основных параметров двигателя

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к определению технического состояния путем измерения параметров, отражающих давление в цилиндрах поршневых двигателей внутреннего сгорания (ДВС) в эксплуатационных условиях

Изобретение относится к машиностроению и позволяет контролировать и производить диагностику возмущающих сил узла механизма

Изобретение относится к области транспорта и может быть использовано в устройствах определения детонации двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к технике испытания в эксплуатационных условиях дизельных двигателей

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах (САУ) автоматического управления газотурбинными установками (ГТУ) газоперекачивающих агрегатов (ГПА) и газотурбинных электростанций (ГТЭС)

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах (САУ) автоматического управления газотурбинными установками (ГТУ) газоперекачивающих агрегатов (ГПА) и газотурбинных электростанций (ГТЭС)
Наверх