Способ технической диагностики и ремонта самолетов и вертолетов


 


Владельцы патента RU 2423296:

Открытое Акционерное Общество "Авиационная Сервисная Компания" (ОАО "АСК") (RU)

Изобретение относится к авиации и касается способа технической диагностики и ремонта самолетов и вертолетов. Способ технической диагностики и ремонта самолетов и вертолетов обусловлен следующим. Рационально выбирается последовательность проведения операций диагностики и ремонта. Проводятся дефектации как неисправных деталей узла, так и исправных деталей, сопряженных с неисправными. Подтверждаются неисправности узла и детали, полученные с помощью использования одного метода контроля технического состояния, применением иного метода контроля. Проводится сравнение значений параметров, полученных в результате дефектации, с параметрами, полученными при испытаниях после проведения ремонта. Проводится опробование двигателя в процессе предварительной дефектации. Создаются базы данных для контроля за процессами в течение всего периода эксплуатации и ремонта. Оценивается возможность продолжения эксплуатации и надежности эксплуатации после проведения ремонта. При этом появляется возможность использовать одни и те же системы контроля и рабочие места и технологические участки для проведения диагностики и ремонта группы самолетов и вертолетов различных типов и разного назначения. Достигается повышение эффективности и качества проведения ремонта, уменьшение количества средств измерений и инструментов, сокращение времени проведения технического контроля и ремонта, снижение трудоемкости, уменьшение количества обслуживающего персонала. 11 з.п. ф-лы.

 

Изобретение относится к авиации, а именно к способам ремонта самолетов и вертолетов.

Известен способ оценки и поддержания надежности самолетов и их силовых установок при эксплуатации авиационной техники по состоянию (RU 2038991 С1, 09.07.1995).

Известен способ определения выработки ресурса авиационных конструкций в условиях реальной эксплуатации (RU 2066664 С1, 20.09.1996).

Известен также способ оценки технического состояния агрегатов несущей системы вертолета для продления ресурса (RU 2181334 С1, 20.04.2002).

Однако приведенные выше известные технические решения относятся только к эксплуатации и техническому обслуживанию авиационной техники в процессе эксплуатации. Техническое обслуживание охватывает все виды подготовок к полетам, профилактические и регламентные работы, хранение, транспортировку, текущий и средний ремонты в аэродромных условиях без снятия техники с эксплуатации и без отправки ее на авиапредприятия для капитального ремонта.

Наиболее близким к заявленному изобретению является техническое решение «Способ технической эксплуатации авиационной техники» по патенту RU 2339550 С2, 27.11.2008. Способ, известный из патента RU 2339550, относится также к техническому обслуживанию и не отражает весь объем работ и последовательности операций (действий) при ремонте самолетов и вертолетов.

В составе частей ВВС России и многих зарубежных государств, которым поставляется российская авиационная техника, находятся самолеты и вертолеты различных типов и назначений. Поэтому задача изобретения состояла в разработке способа, который обеспечивает высокую эффективность и качество проведения технической диагностики и ремонта авиационной техники.

Повышение эффективности и качества проведения ремонта обусловлено следующим: рациональным выбором последовательности проведения операций диагностики и ремонта; проведением дефектации как неисправных деталей узла, так и исправных деталей, сопряженных с неисправными; подтверждением неисправностей узла или детали, полученных с помощью использования одного метода контроля технического состояния, применением иного метода контроля; проведением сравнения значений параметров, полученных в результате дефектации, с параметрами, полученными при испытаниях после проведения ремонта; проведением опробования двигателя в процессе предварительной дефектации; созданием базы данных для контроля за процессами в течение всего периода эксплуатации и ремонта; оценкой возможности продолжения эксплуатации и надежности эксплуатации после ремонта и т.д. При этом появляется возможность использовать одни и те же системы контроля и соответственно рабочие места и технологические участки для проведения диагностики и ремонта группы самолетов и вертолетов различных типов и разного назначения, например самолетов Су-24, МиГ-29, Су-25, Су-27, вертолетов Ми-8, Ми-17, Ми-24, Ка-32. Все это позволяет уменьшить количество средств измерений и инструментов, сократить время проведения технического контроля и ремонта, повысить качество ремонта, снизить трудоемкость, уменьшить количество обслуживающего персонала и, следовательно, повысить эффективность проведения ремонта.

Таким образом, технический результат предлагаемого способа заключается в повышении эффективности и качества проведения ремонта.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе технической диагностики и ремонта самолетов и вертолетов, включающем определение их технического состояния, согласно изобретению самолет и/или вертолет с места базирования транспортируют на летно-испытательную станцию, где производят приемку самолета и/или вертолета в ремонт. При этом проверяют техническую документацию и проводят предварительную дефектацию. В процессе предварительной дефектации проводят опробование двигателя, определяют целесообразность проведения ремонта планера и двигателя, оценивают возможность продолжения эксплуатации самолета и/или вертолета и надежность эксплуатации после ремонта, производят консервацию двигателя. Далее самолет и/или вертолет отправляют в цех ремонта планера. Здесь производят разборку самолета и/или вертолета на основные отсеки и агрегаты. Затем разбирают системы, агрегаты и узлы, установленные в основных отсеках, на сборочные единицы, которые направляют на технологические участки ремонта, где на универсальных рабочих местах последовательно проводят операции разборки, промывки, дефектации, ремонта, сборки и испытания сборочных единиц, а перед их сборкой проводят входной контроль. Причем при определении причин отказа или неисправности узла дефектации подвергают как неисправные детали узла, так и исправные детали, сопряженные с неисправными. Обнаруженные в результате проведения дефектации отказ или неисправность узла или детали, полученные с помощью использования одного метода контроля технического состояния, подтверждают с применением иного метода контроля. Универсальные рабочие места оснащают системами контроля, содержащими стенды, средства измерения и инструменты с диапазонами показаний, охватывающими максимальные значения измеряемых параметров для различных типов самолетов и/или вертолетов. После входного контроля сборочные единицы собирают в системы, агрегаты и узлы, которые монтируют в основные отсеки самолета и/или вертолета. Проводят отработку и испытание отдельных систем, агрегатов и узлов. Затем приступают к окончательной сборке самолета вертолета с проведением нивелировки, проверкой и регулировкой систем. После сборки самолета и/или вертолета в цехе ремонта планера самолет и/или вертолет отправляют на контрольно испытательную станцию. Производят расконсервацию и опробование двигателя, проводят комплексное опробование систем и проверку самолета и/или вертолета в целом. При этом сравнивают значения параметров, полученных в результате дефектации до ремонта, с параметрами, полученными при испытаниях самолета и/или вертолета, его систем, агрегатов, узлов и деталей после проведения ремонта. Затем отправляют самолет и/или вертолет на летно-испытательную станцию. Здесь производят вторичное опробование двигателя с проверкой рабочих параметров с помощью систем наземного контроля и готовят самолет и/или вертолет к испытаниям в воздухе. Проводят летные испытания и оформляют соответствующую документацию. Наряду с этим для контроля за процессами износа создают базу данных проверяемых при дефектации параметров и их отклонений от номинальных значений в течение всего периода эксплуатации и ремонта самолета и/или вертолета и определяют характер изменения этих параметров.

Кроме того, в цехе ремонта планера с самолета демонтируют двигатель, коробку привода самолетных агрегатов, носовой конус, крыло, киль и стабилизатор.

Также в цехе ремонта планера с вертолета демонтируют двигатель, лопасти винта, редуктор, трансмиссию, вспомогательную силовую установку.

Предусмотрено, что рабочие места снабжают комплектом ремонтной документации, позволяющей одновременно выполнить ремонт различных типов самолетов и/или вертолетов и их комплектующих изделий.

Предусмотрено также, что после проведения дефектации анализируют причины отказа детали, узла, агрегата и составляют ведомость дефектов.

Кроме того, опробование двигателя проводят на переменных режимах на приемистость от режима малого газа до взлетного и дросселирование от взлетного режима до режима малого газа.

Наряду с этим, перед испытанием на приемистость двигатель выдерживают на режиме малого газа до получения устойчивых значений частоты вращения ротора и температуры газового потока перед турбиной.

Предусмотрено, что при приемке самолета и/или вертолета в ремонт из баков сливают остаток топлива.

Также в процессе предварительной дефектации самолета проверяют механизацию крыла, механизацию вертикального и горизонтального оперения.

Кроме этого, при приемке самолета и/или вертолета в ремонт разряжают все пиротехнические узлы.

Наряду с этим, при приемке самолета в ремонт устанавливают предохранительные стопоры в пиромеханизмы фонаря и катапультируемого кресла кабины.

Кроме того, в процессе предварительной дефектации проверяют разрядку оружия.

Способ технической диагностики и ремонта самолетов и вертолетов осуществляют следующим образом.

Для определения технического состояния и проведения ремонта различных типов самолетов и/или вертолетов самолет и/или вертолет с места базирования транспортируют на летно-испытательную станцию (ЛИС), где производят приемку самолета и/или вертолета в ремонт. При этом проверяют техническую документацию и проводят предварительную дефектацию. В процессе предварительной дефектации проводят опробование двигателя, определяют целесообразность проведения ремонта планера и двигателя, оценивают возможность продолжения эксплуатации самолета и/или вертолета и надежность эксплуатации после ремонта, производят консервацию двигателя. Далее самолет и/или вертолет отправляют в цех ремонта планера. Здесь производят разборку самолета и/или вертолета на основные отсеки и агрегаты. Затем разбирают системы, агрегаты и узлы, установленные в основных отсеках, на сборочные единицы, которые направляют на технологические участки ремонта, где на универсальных рабочих местах последовательно проводят операции разборки, промывки, дефектации, ремонта, сборки и испытания сборочных единиц, а перед их сборкой проводят входной контроль. Причем при определении причин отказа или неисправности узла дефектации подвергают как неисправные детали узла, так и исправные детали, сопряженные с неисправными. Обнаруженные в результате проведения дефектации отказ или неисправность узла или детали, полученные с помощью использования одного метода контроля технического состояния, подтверждают с применением иного метода контроля. Универсальные рабочие места оснащают системами контроля, содержащими стенды, средства измерения и инструменты с диапазонами показаний, охватывающими максимальные значения измеряемых параметров одновременно для различных типов самолетов и/или вертолетов. После входного контроля сборочные единицы собирают в системы, агрегаты и узлы, которые монтируют в основные отсеки самолета и/или вертолета. Проводят отработку и испытание отдельных систем, агрегатов и узлов. Затем приступают к окончательной сборке самолета и/или вертолета с проведением нивелировки, проверкой и регулировкой систем. После сборки самолета и/или вертолета в цехе ремонта планера самолет и/или вертолет отправляют на контрольно-испытательную станцию (КИС). Производят расконсервацию и опробование двигателя, проводят комплексное опробование систем и проверку самолета и/или вертолета в целом. При этом сравнивают значения параметров, полученных в результате дефектации до ремонта, с параметрами, полученными при испытаниях самолета и/или вертолета, его систем, агрегатов, узлов и деталей после проведения ремонта. Затем отправляют самолет и/или вертолет на летно-испытательную станцию. Здесь производят вторичное опробование двигателя с проверкой рабочих параметров с помощью систем наземного контроля и готовят самолет и/или вертолет к испытаниям в воздухе. Проводят летные испытания и оформляют соответствующую документацию. Для контроля за процессами износа создают базу данных проверяемых при дефектации параметров и их отклонений от номинальных значений в течение всего периода эксплуатации и ремонта самолета и/или вертолета и определяют характер изменения этих параметров. В цехе ремонта планера с самолета демонтируют двигатель, коробку привода самолетных агрегатов, носовой конус, крыло, киль и стабилизатор, а с вертолета демонтируют двигатель, лопасти винта, редуктор, трансмиссию, вспомогательную силовую установку. Рабочие места снабжают комплектом ремонтной документации, позволяющей одновременно выполнить ремонт различных типов самолетов и/или вертолетов и их комплектующих изделий. Предусмотрено также, что после проведения дефектации анализируют причины отказа детали, узла, агрегата и составляют ведомость дефектов.

Опробование двигателя проводят на переменных режимах на приемистость от режима малого газа до взлетного и дросселирование от взлетного режима до режима малого газа. Перед испытанием на приемистость двигатель выдерживают на режиме малого газа до получения устойчивых значений частоты вращения ротора и температуры газового потока перед турбиной. После получения устойчивого взлетного режима двигатель выдерживают на этом режиме в течение 10-12 секунд и затем резко (в течение 1 секунды) перемещают рычаг управления двигателем (РУД) в положение малого газа. В процессе разгона и дросселирования производят измерения параметров рабочего процесса и фиксируют характер работы двигателя.

Предусмотрено, что при приемке самолета и/или вертолета в ремонт из баков сливают остаток топлива. В процессе предварительной дефектации самолета проверяют механизацию крыла, механизацию вертикального и горизонтального оперения. Кроме того, при приемке самолета и/или вертолета в ремонт разряжают все пиротехнические узлы, а при приемке самолета устанавливают еще и предохранительные стопоры в пиромеханизмы фонаря и катапультируемого кресла кабины. Наряду с этим в процессе предварительной дефектации проверяют разрядку оружия.

Таким образом, технический результат, заключающийся в повышении эффективности и качества проведения ремонта, обеспечивается совокупностью существенных признаков, приведенных в независимом пункте формулы изобретения.

Использование предлагаемого способа технической диагностики и ремонта самолетов и вертолетов в сочетании с созданием универсального сервисного технического центра (УСТЦ) позволит эффективно и оперативно проводить ремонт и вводить в строй поврежденные летательные аппараты (ЛА) различных типов, исключив большие экономические затраты и потери времени на их транспортировку на крупные авиаремонтные заводы. При этом в состав УСТЦ включают летно-испытательную станцию (ЛИС), цех ремонта планера, технологические участки ремонта, оснащенные универсальными рабочими местами, и контрольно-испытательную станцию (КИС). Кроме того, при использовании предлагаемого способа могут быть сформированы подвижные авиационные мастерские на автомобильных шасси, предназначенные для проведения технического обслуживания и текущего ремонта ЛА, находящихся вдали от основных аэродромов или совершивших вынужденную посадку.

1. Способ технической диагностики и ремонта самолетов и вертолетов, включающий определение их технического состояния, отличающийся тем, что самолет и/или вертолет с места базирования транспортируют на летно-испытательную станцию, где производят приемку самолета и/или вертолета в ремонт, при этом проверяют техническую документацию и проводят предварительную дефектацию, в процессе предварительной дефектации проводят опробование двигателя, определяют целесообразность проведения ремонта планера и двигателя, оценивают возможность продолжения эксплуатации самолета и/или вертолета и надежность эксплуатации после ремонта, производят консервацию двигателя, далее самолет и/или вертолет отправляют в цех ремонта планера, здесь производят разборку самолета и/или вертолета на основные отсеки и агрегаты, затем разбирают системы, агрегаты и узлы, установленные в основных отсеках, на сборочные единицы, которые направляют на технологические участки ремонта, где на универсальных рабочих местах последовательно проводят операции разборки, промывки, дефектации, ремонта, сборки и испытания сборочных единиц, а перед их сборкой проводят входной контроль, причем при определении причин отказа или неисправности узла, дефектации подвергают как неисправные детали узла, так и исправные детали, сопряженные с неисправными, обнаруженный в результате проведения дефектации отказ или неисправность узла или детали, полученный с помощью использования одного метода контроля технического состояния, подтверждают с применением иного метода контроля, универсальные рабочие места оснащают системами контроля, содержащими стенды, средства измерения и инструменты с диапазонами показаний, охватывающими максимальные значения измеряемых параметров для различных типов самолетов и/или вертолетов, после входного контроля сборочные единицы собирают в системы, агрегаты и узлы, которые монтируют в основные отсеки самолета и/или вертолета, проводят отработку и испытание отдельных систем, агрегатов и узлов, затем приступают к окончательной сборке самолета и/или вертолета с проведением нивелировки, проверки и регулировки систем, после сборки самолета и/или вертолета в цехе ремонта планера самолет и/или вертолет отправляют на контрольно-испытательную станцию, производят расконсервацию и опробование двигателя, проводят комплексное опробование систем и проверку самолета и/или вертолета в целом, при этом сравнивают значения параметров, полученных в результате дефектации до ремонта, с параметрами, полученными при испытаниях самолета и/или вертолета, его систем, агрегатов, узлов и деталей после проведения ремонта, затем отправляют самолет и/или вертолет на летно-испытательную станцию, где производят вторичное опробование двигателя с проверкой рабочих параметров с помощью систем наземного контроля и готовят самолет и/или вертолет к испытаниям в воздухе, проводят летные испытания и оформляют соответствующую документацию, наряду с этим для контроля за процессами износа создают базу данных проверяемых при дефектации параметров и их отклонений от номинальных значений в течение всего периода эксплуатации и ремонта самолета и/или вертолета и определяют характер изменения этих параметров.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в цехе ремонта планера с самолета демонтируют двигатель, коробку привода самолетных агрегатов, носовой конус, крыло, киль и стабилизатор.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в цехе ремонта планера с вертолета демонтируют двигатель, лопасти винта, редуктор, трансмиссию, вспомогательную силовую установку.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что рабочие места снабжают комплектом ремонтной документации, позволяющей одновременно выполнить ремонт различных типов самолетов и/или вертолетов и их комплектующих изделий.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что после проведения дефектации анализируют причины отказа детали, узла, агрегата и составляют ведомость дефектов.

6. Способ по п.1, отличающийся тем, что опробование двигателя проводят на переменных режимах на приемистость от режима малого газа до взлетного и дросселирование от взлетного режима до режима малого газа.

7. Способ по п.6, отличающийся тем, что перед испытанием на приемистость двигатель выдерживают на режиме малого газа до получения устойчивых значений частоты вращения ротора и температуры газового потока перед турбиной.

8. Способ по п.1, отличающийся тем, что при приемке самолета и/или вертолета в ремонт из баков сливают остаток топлива.

9. Способ по п.1, отличающийся тем, что в процессе предварительной дефектации самолета проверяют механизацию крыла, механизацию вертикального и горизонтального оперения.

10. Способ по п.1, отличающийся тем, что при приемке самолета и/или вертолета в ремонт разряжают все пиротехнические узлы.

11. Способ по п.1, отличающийся тем, что при приемке самолета в ремонт устанавливают предохранительные стопоры в пиромеханизмы фонаря и катапультируемого кресла кабины.

12. Способ по п.1, отличающийся тем, что в процессе предварительной дефектации проверяют разрядку оружия.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиастроения, более конкретно к способу изготовления отсека фюзеляжа воздушного судна. .

Изобретение относится к области аэродинамики и может быть использовано при изготовлении аэродинамических моделей (АДМ) транспортных средств, например самолетов, ракет, автомобилей, железнодорожного транспорта и т.д.

Изобретение относится к оптико-электронной измерительной технике и может быть использовано для измерения несоконусности лопастей несущего винта вертолета. .

Изобретение относится к области обслуживания летательных аппаратов, более конкретно к системе для промывки газотурбинного двигателя. .

Изобретение относится к способу изготовления первой части для узла компонента летательного аппарата и, более предпочтительно, к способу, который включает использование прокладок.

Изобретение относится к авиации, в частности к устройствам для наземного обслуживания самолетов. .

Изобретение относится к области технического обслуживания летательных аппаратов, более конкретно, к устройству для удаления растворенного в рабочей жидкости воздуха из гидравлических систем летательных аппаратов закрытого типа.

Изобретение относится к области машиностроения и касается способа изготовления многогранной трубы из слоистого композиционного материала и многогранной трубы из слоистого композиционного материала

Изобретение относится к области авиастроения, более конкретно к способу склеивания элементов для летательного аппарата

Изобретение относится к области гидравлики, в частности к сливу жидкостей из емкостей

Изобретение относится к авиастроению и касается технологии сборки панелей агрегатов самолетов, в частности к технологии сборки центроплана самолета

Изобретение относится к способу обшивки легких самолетов полиэфирной обшивочной тканью, а также к дисперсионному клею горячего склеивания и к его применению для обшивки

Изобретение относится к способу изготовления панели с элементами жесткости, к устройству для изготовления панели и к вариантам выполнения базовой детали для изготовления панели
Наверх