Рулевой привод

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к рулевому приводу для летательных аппаратов. Привод содержит корпус с гидролиниями, соединенными с напорной и сливной гидролиниями, гидродвигатель, обратный клапан и фильтр в гидролинии напора. Также привод содержит электрогидравлический клапан принудительного заклинивания основного золотника, дублированный золотниковый цилиндрический распределитель, состоящий из основного золотника, связанного кинематически с входной качалкой и соосно расположенного внутри дублирующего золотника, зафиксированного в нейтральном положении посредством центрирующей пружины и имеющего две эксцентричные выточки. На бурте основного золотника выполнена кольцевая канавка необходимого проходного сечения, соединяющая две эксцентричные выточки между собой. Технический результат заключается в повышении надежности рулевого привода. 2 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к области машиностроительной гидравлики и может быть использовано в системе управления летательных аппаратов.

Известны приводы, содержащие дублированный золотниковый распределитель и гидродвигатель (см. книгу В.И.Гониодский и др. М.: Машиностроение, 1974, стр.179, рис.4.24)

Наиболее близким техническим решением к заявленному изобретению является рулевой привод, содержащий корпус с гидролиниями, соединенными с напорной и сливной гидролиниями, гидродвигатель, обратный клапан и фильтр в гидролинии напора, электрогидравлический клапан принудительного заклинивания основного золотника, дублированный золотниковый цилиндрический распределитель, состоящий из основного золотника, связанного кинематически с входной качалкой, и соосно расположенного внутри дублирующего золотника, зафиксированного в нейтральном положении посредством центрирующей пружины, имеющего две эксцентричные выточки, расположенные через 180°, первая из которых постоянно соединена со сливной гидролинией, выполненного в гильзе, имеющей две канавки, соединенные с гидролинией напора и сообщающиеся при движении дублирующего золотника со второй эксцентричной выточкой, одновременно соединенной с выполненным в корпусе клапаном автоматического заклинивания основного золотника и с электрогидравлическим клапаном через дроссельное отверстие в клапане автоматического заклинивания основного золотника (Патент РФ № 2210681, 7 F15B 9/13, В64С 13/42).

Известны достоинства указанного рулевого привода, основным из которых является наличие клапана автоматического заклинивания основного золотника, срабатывание которого при механической заклинке основного золотника и переходе на аварийный режим работы от дублирующего золотника не дает основному золотнику внезапно расклиниться, тем самым полностью исключает неуправляемость во время полета в аварийном режиме при работе от дублирующего золотника.

Недостатком указанного рулевого привода является то, что при работе основных золотников на повышенном рабочем давлении напора при необходимых минимальных положительных перекрытиях двух напорных канавок кромками буртов дублирующего золотника и необходимом радиальном зазоре на этих кромках происходит непроизводительный расход из двух напорных канавок во вторую эксцентричную выточку и далее в слив и связанное с этим расходом и наличием дросселя необходимого проходного сечения в клапане автоматического заклинивания основного золотника возникновение давления во второй эксцентричной выточке, значительно превышающего по величине сливное давление, что может привести к одностороннему поджатию и, как следствие, повышенному трению основного золотника и возрастанию вероятности его несанкционированного заклинивания.

Технической задачей предлагаемого изобретения является повышение надежности работы рулевого привода.

Поставленная задача решается тем, что в заявленном рулевом приводе, содержащем корпус с гидролиниями, соединенными с напорной и сливной гидролиниями, гидродвигатель, обратный клапан и фильтр в гидролинии напора, электрогидравлический клапан принудительного заклинивания основного золотника, дублированный золотниковый цилиндрический распределитель, состоящий из основного золотника, связанного кинематически с входной качалкой и соосно расположенного внутри дублирующего золотника, зафиксированного в нейтральном положении посредством центрирующей пружины, имеющего две эксцентричные выточки, расположенные через 180°, первая из которых постоянно соединена со сливной гидролинией, выполненного в гильзе, имеющей две канавки, соединенные с гидролинией напора и сообщающиеся при движении дублирующего золотника со второй эксцентричной выточкой, одновременно соединенной с выполненным в корпусе клапаном автоматического заклинивания основного золотника и с электрогидравлическим клапаном через дроссельное отверстие в клапане автоматического заклинивания основного золотника, на бурте основного золотника выполнена кольцевая канавка необходимого проходного сечения, соединяющая две эксцентричные выточки между собой.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где на Фиг.1 представлена его общая схема, а на Фиг.2 сечение дублированного золотникового цилиндрического распределителя.

Рулевой привод содержит корпус 1 с гидродвигателем 2, обратным клапаном 3, фильтром 4, дублированный золотниковый цилиндрический распределитель, состоящий из основного золотника 5, связанного кинематически с входной качалкой управления 6 и соосно расположенного внутри дублирующего золотника 7, зафиксированного в нейтральном положении посредством центрирующей пружины 8. На основном золотнике выполнен бурт 9, содержащий кольцевую канавку 10 и размещенный внутри двух эксцентричных выточек дублирующего золотника 7, расположенных через 180°, образующих две полости 11 и 12 (Фиг.2), одна из которых 11 постоянно соединена через канал 13 со сливной гидролинией. Другая полость 12, по обе стороны которой заведены каналы напора 14 и 15, через канавку 17 (Фиг.2) в дублирующем золотнике 7, канал 18, дроссель 19 клапана автоматического заклинивания 20, канал 21, соединена с электрогидравлическим клапаном 22. В рулевом приводе установлен сигнализатор 23, соединенный с дублирующим золотником 7. Каналы напора 14 и 15 соединены с 2-мя канавками соответственно 24 и 25, выполненными в гильзе 26.

Наземная проверка работоспособности дублирующего золотника проводится в следующем порядке.

При наличии в приводе давления напора подается напряжение на электрогидравлический клапан 22, при срабатывании которого оба шарика клапана перемещаются вниз (по рисунку Фиг.1), при этом канал 21 соединяется с напорной гидролинией и отсоединяется от сливной гидролинии. Через дроссель 19 клапана автоматического заклинивания 20, канал 18 и полость 12 давление напора прижимает основной золотник 5 к поверхности отверстия дублирующего золотника 7 и заклинивает его, при этом полость 11 постоянно соединена со сливной гидролинией. Вследствие этого, при перемещении качалки 6, основной и дублирующий золотники будут двигаться как единое целое, а пилот при управлении будет преодолевать усилие пружины 8. Одновременно дублирующий золотник 7 во время перемещения будет воздействовать на сигнализатор 23, который выдает сигнал в систему управления о работе рулевого привода от дублирующего золотника 7.

Во время полета при работе от основного золотника 5, электрогидравлический клапан 22 находится в выключенном положении и канал 21 соединен со сливной гидролинией. При этом происходит непроизводительный расход из канавок 24 и 25 в гильзе 26, соединенных с каналами напора 14 и 15 соответственно, по кольцевому зазору дублирующего золотника 7 в полость 17 и далее в слив через дроссель 19 клапана автоматического заклинивания 20 и канал 21, а также параллельно через кольцевую канавку 10, полость 11 и канал 13. При этом давление, образуемое в полости 12, практически не отличается по величине от сливного давления и поэтому основной золотник 5 полностью разгружается. При перемещении качалки 6 происходит управление гидродвигателем 2 от основного золотника 5.

При отказной ситуации в случае механической заклинки основного золотника 5 во время полета, при перемещении входной качалки управления 6, перемещаются оба золотника. При этом через каналы 14 или 15 (в зависимости от того, в какую сторону переместится дублирующий золотник 7) полость 12 соединится с давлением напора. Вследствие перепада давлений на дросселе 19 из-за возникшего расхода в сливную магистраль через канал 18 и электрогидравлический клапан 22, давление в канале 18 и полости 12 будет несколько ниже по величине давления напора и достаточным для срабатывания клапана автоматического заклинивания основного золотника 5.

Таким образом, осуществляется принудительное автоматическое заклинивание основного золотника 5 давлением напора, исключающее его внезапное расклинивание в процессе полета при работе от дублирующего золотника 7, тем самым предотвращает потерю управляемости рулевого привода.

Возникший при работе дублирующего золотника 7 дополнительный непроизводительный расход из напорных канавок 24 и 25 в слив через полость 12, кольцевую канавку 10, полость 11 и канал 13 незначителен и не оказывает существенного влияния на параметры при работе дублирующего золотника 7 в отказной ситуации в случае механической заклинки основного золотника 5.

Рулевой привод, содержащий корпус с гидролиниями, соединенными с напорной и сливной гидролиниями, гидродвигатель, обратный клапан и фильтр в гидролинии напора, электрогидравлический клапан принудительного заклинивания основного золотника, дублированный золотниковый цилиндрический распределитель, состоящий из основного золотника, связанного кинематически с входной качалкой и соосно расположенного внутри дублирующего золотника, зафиксированного в нейтральном положении посредством центрирующей пружины, имеющего две эксцентричные выточки, расположенные через 180°, первая из которых постоянно соединена со сливной гидролинией, выполненного в гильзе, имеющей две дополнительные канавки, соединенные с гидролинией напора и сообщающиеся при движении дублирующего золотника со второй эксцентричной выточкой, одновременно соединенной с выполненным в корпусе клапаном автоматического заклинивания основного золотника и с электрогидравлическим клапаном через дроссельное отверстие в клапане автоматического заклинивания основного золотника, отличающийся тем, что на бурте основного золотника выполнена кольцевая канавка необходимого проходного сечения, соединяющая две эксцентричные выточки между собой.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройству, которое может быть использовано в системах управления летательных аппаратов, где требуется посредством подачи сигналов управления на электрогидравлический усилитель мощности агрегата приводить в движение органы управления летательных аппаратов, а также приводить их в среднее положение в случае отказов в работе.

Изобретение относится к резервированным следящим гидроприводам, применяющимся в качестве исполнительных механизмов в системах управления летательных аппаратов. .

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к системам управления аэродинамических поверхностей самолетов

Агрегат используется для обеспечения поворота колес при пробеге летательных аппаратов как для непосредственного управления, так и для демпфирования колебаний при свободно ориентированном повороте колес, а также для осуществления режима демпфирования при отсутствии давления рабочей жидкости в каналах подвода гидропитания. Агрегат содержит корпус с гидролиниями, соединенными с напорной и сливной магистралями гидросистемы, на котором установлен электрогидравлический усилитель мощности, внутри корпуса размещены соединенные между собой и с электрогидравлическим усилителем мощности системой гидролиний гидравлические узлы, включающие в себя обратный клапан гидролинии напора, фильтр, подпиточные и предохранительные клапаны, электрогидравлический клапан, клапан включения, гидрокомпенсатор с крышкой и подпружиненным поршнем, взаимодействующим со штоком и пружиной запорного клапана гидролинии слива, при этом гидрокомпенсатор оснащен индукционным датчиком, выдающим информацию о положении поршня гидрокомпенсатора, а следовательно, и о возможности выполнять функции демпфирования при отсутствии давления в каналах подвода гидропитания. Технический результат - повышение надежности. 1 ил.

Изобретение относится к авиастроению и может быть применено в приводе подвижной аэродинамической поверхности самолета, в частности в устройстве выдвижения закрылка. Привод закрылков самолета содержит две рычажные системы, имеющие шатуны, соединенные через кривошип с секционным основным валом, который установлен в опорах. Секции опорного вала соединены разъемными муфтами. Электромеханический привод секций основного вала имеет электродвигатель и датчик углового положения полого ротора, по меньшей мере, двухступенчатый волновой редуктор с телами вращения с полым выходным валом. Волнообразователь первой и второй ступеней состоит из двух эксцентриков с противоположно направленными эксцентриситетами, подшипников и рабочих колец. В сепараторе первой и второй ступеней размещены тела вращения, взаимодействующие с волновой поверхностью жесткого колеса соответствующей ступени. Между основным и полым выходным валами установлено управляемое устройство их разъединения. Технический результат - повышение надежности электромеханического привода. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к подшипниковому узлу для установки пары разнесенных параллельных исполнительных устройств между крылом и поверхностью управления воздушного летательного аппарата так, что исполнительные устройства совместно управляют разворачиванием упомянутой поверхности управления из крыла. Подшипниковый узел содержит неподвижный элемент для прикрепления к воздушному летательному аппарату и подвижный элемент, выполненный с возможностью прикрепления к исполнительным устройствам. Неподвижный и подвижный элементы соединены посредством частично сферического подшипника и выполнены так, что частично сферический подшипник расположен в пространстве между исполнительными устройствами. Технический результат заключается в уменьшении размеров исполнительной системы управления управляющими поверхностями крыла. 14 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к авиации, в частности к гидравлическим системам летательного аппарата. Гидробак гидравлической системы управления самолета содержит наддуваемую рабочую камеру без разделения рабочей жидкости и газа и противоперегрузочную камеру, разделенные перегородкой и сообщенные пеноотводным каналом с весовым обратным клапаном и свободным переливным каналом, а также патрубок для наддува рабочей камеры, пеногаситель и патрубки для подачи и слива рабочей жидкости, сообщенные с верхней частью противоперегрузочной камеры. Пеногаситель включает в себя конический конфузорный наконечник, установленный над обращенным в противоперегрузочную камеру входным отверстием патрубка для подачи рабочей жидкости, и конический диффузорный наконечник, установленный над обращенным в противоперегрузочную камеру выходным отверстием патрубка для слива рабочей жидкости. Достигается повышение надежности работы гидросистемы за счет предотвращения попадания пены в гидроприводы. 5 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к системе улучшения устойчивости и управляемости воздушного судна. Система улучшения устойчивости и управляемости (10) воздушного судна содержит первый входной вал (22), передающий первый входной крутящий момент, второй входной вал (28), передающий второй входной крутящий момент и устройство суммирования первого и второго входных крутящих моментов для создания выходного крутящего момента для управления исполнительным механизмом. Устройство содержит планетарную передачу в сборе (20), корпус (50), закрывающий, по меньшей мере, часть планетарной передачи в сборе (20) и центрирующий механизм для смещения планетарной передачи в сборе в заданное положение по отношению к корпусу. В указанной планетарной передаче (20) каждая планетарная шестерня (36) подвижно соединена как с кольцевой шестерней (30), так и с солнечной шестерней (24). Центрирующий механизм содержит упругий элемент, расположенный между кольцевой шестерней и корпусом. Упругий элемент содержит пружину растяжения. Изобретение упрощает конструкцию системы улучшения устойчивости и управляемости. 2 н. и 7 з.п. ф-лы. 4 ил.
Наверх