Способ управления положением направляющих аппаратов компрессора газотурбинного двигателя



Способ управления положением направляющих аппаратов компрессора газотурбинного двигателя

 


Владельцы патента RU 2425255:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-производственный центр газотурбостроения "САЛЮТ" (ФГУП "НПЦ газотурбостроения "САЛЮТ") (RU)

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей и может быть использовано для управления авиационными газотурбинными двигателями (ГТД).

Для осуществления способа дополнительно измеряют температуру и давление воздуха на входе в двигатель и на выходе из компрессора, а также частоту вращения ротора компрессора, по значениям температуры воздуха на входе в двигатель и частоты вращения ротора компрессора формируют управляющий сигнал приведенной частоты вращения ротора компрессора, причем дополнительно по аргументам значений приведенной частоты вращения ротора компрессора и температуре воздуха на входе в двигатель формируют программные значения приведенного расхода воздуха компрессора, суммируют полученные приведенные программные значения и полученный программный управляющий сигнал приведенного расхода воздуха компрессора сравнивают с текущим значением приведенного расхода воздуха через компрессор, формируют сигнал разности программного и текущего значений расхода воздуха, полученный управляющий сигнал подают на исполнительный механизм привода управления направляющими аппаратами компрессора. Технический результат - сохранение максимального значения коэффициента полезного действия компрессора и его запасов газодинамической устойчивости. 1 ил.

 

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей и может быть использовано для управления авиационными газотурбинными двигателями (ГТД).

В настоящее время авиационные ГТД, особенно маневренных самолетов, работают практически постоянно на переменных режимах при действии различных внутренних и внешних возмущений, кроме того, для обеспечения высоких тяговых характеристик и минимизации удельного расхода топлива требуется поддержание заданной рабочей линии на характеристиках компрессоров.

Положение направляющих аппаратов компрессоров, используемых в таких ГТД, регулируется различным образом.

Так, например, известен способ автоматического регулирования ГТД, заключающийся в изменении угла установки направляющих аппаратов компрессора в зависимости от температуры торможения потока на входе в ГТД и оборотов компрессора, причем дополнительно с помощью датчиков пульсаций отслеживают пульсации полного давления, рассчитывают спектральную плотность мощности в рабочем диапазоне частот, сравнивают их мощность на характерных частотах с эталоном и в зависимости от результатов сравнения регулируют углы установки направляющих аппаратов компрессора.

(См. опубликованную заявку РФ №97107079, кл. F02C 9/28, 1997 г.)

Данный способ учитывает только изменение температуры воздушного потока на входе в ГТД и его пульсации, что не позволяет осуществлять эффективное регулирование ГТД на изменяющихся режимах работы.

Известен способ управления ГТД, при котором измеряют температуру и давление воздуха на входе в двигатель, давление в двигателе и частоту вращения ротора двигателя соответствующими датчиками температуры, давления и частоты вращения и осуществляют управление двигателем в соответствии с алгоритмом, использующим сигналы датчиков параметров воздуха на входе для формирования заданных значений регулируемых параметров системы автоматического управления, причем при отказе какого-либо одного из датчиков параметров воздуха на входе в двигатель проводят "виртуальное" измерение сигнала отказавшего датчика, для чего предварительно формируют функциональную зависимость между давлением в двигателе и частотой вращения в приведенных координатах, а для приведения используют соотношения: для приведения давления соотношение Рпр=1,033Р/Р1, где Рпр - приведенное значение давления двигателя, Р - давление в двигателе, P1 - давление воздуха, и для приведения частоты вращения - соотношение , где nпр - приведенное значение частоты вращения, n - частота вращения, Твх - температура воздуха на входе, и при "виртуальном" измерении сигнала отказавшего датчика сначала определяют приведенное значение одного из этих параметров по сигналу работающего датчика параметра воздуха на входе в двигатель, определяют соответствующее ему значение другого приведенного параметра по функциональной зависимости и вводят его значение в другое соотношение для приведения, а затем вычисляют по нему значение сигнала отказавшего датчика и вычисленное значение вводят в систему автоматического управления для формирования заданных значений регулируемых параметров, при этом для ГТД с переменной геометрией проточной части за счет изменения направляющих аппаратов компрессора функциональную зависимость в приведенных координатах формируют при различных положениях регулирующих органов в виде семейства кривых или аналитической зависимости, а при "виртуальном" измерении сигнала отказавшего датчика дополнительно замеряют текущее положение регулирующего органа и определяют "виртуальное" измерение сигнала отказавшего датчика.

(См. опубликованную заявку №2006114247, кл. F02C 9/28, 2006 г.)

Данный способ характеризуется значительной инерционностью и невысокой точностью.

Известен способ управления ГТД, содержащий устройство регулирования подачи топлива в основную камеру сгорания, замкнутое с газотурбинным двигателем по частоте вращения ротора через датчик частоты вращения. Устройство регулирования подачи топлива выполнено в виде электронного регулятора, вход которого соединен с датчиком частоты вращения, а выход - с одним из входов выходного устройства, которое соединено с исполнительным механизмом насоса-регулятора.

Система также имеет контур регулирования геометрии проточной части двигателя, включающий в себя регулятор направляющих аппаратов компрессора с элементом управления (например, гидроцилиндром) положением направляющих аппаратов. Регулятор замкнут с двигателем через датчик частоты вращения. Элемент управления положением направляющих аппаратов компрессора дополнительно соединен с датчиком положения направляющих аппаратов, выход которого соединен с блоком коррекции расхода топлива в основную камеру сгорания, выход блока соединен со вторым входом выходного устройства системы регулирования топливопитания основной камеры сгорания.

В процессе работы системы рычагом управления двигателя через контур топливопитания основной камеры сгорания выводят двигатель на рабочий режим, при котором совместно работают контуры регулирования топливопитания и управления положением направляющих аппаратов компрессора.

Сигнал, пропорциональный частоте вращения ротора двигателя, через датчик частоты вращения одновременно поступает на электронный регулятор контура управления топливопитанием и на контур управления направляющими аппаратами компрессора. В электронном регуляторе данный сигнал сравнивается с заданным значением частоты вращения ротора. В зависимости от результатов сравнения электронный регулятор через выходное устройство выдает команду на исполнительный механизм насоса-регулятора, который соответствующим образом воздействует на дозирующий элемент насоса-регулятора.

Одновременно регулятор направляющих аппаратов также получает на вход сигнал, пропорциональный частоте вращения ротора двигателя, по которому в соответствии с заданной программой через элемент управления устанавливают новое положение направляющих аппаратов компрессора, которое соответствует заданному режиму работы двигателя.

В процессе работы двигателя в результате внешних возмущений возможно отклонение направляющих аппаратов компрессора от заданного положения, которое определяется датчиком положения. Соответствующий сигнал с датчика положения подается на блок коррекции расхода топлива, который выдает сигнал коррекции в контур топливопитания, изменяя тем самым режим подачи топлива в основную камеру сгорания, компенсируя возмущающее воздействие отклонения положения направляющих аппаратов на частоту вращения ротора двигателя.

(См. патент РФ №2007599, кл.P02C 7/26, 1994 г.)

В результате анализа известной системы управления ГТД необходимо отметить, что в ней положение направляющих аппаратов определяется только частотой вращения ротора, что не обеспечивает при действии возмущений заданного положения рабочей линии на напорной ветке характеристики компрессора и тем самым не позволяет сохранить максимальное значение коэффициента полезного действия компрессора и его запасов газодинамической устойчивости.

Известен способ управления ГТД, согласно которому измеряют положение рычага управления ГТД, частоту вращения ротора ГТД, температуру газов за турбиной, давление воздуха за компрессором и формируют управляющее воздействие на расход топлива в камеру сгорания ГТД, по измеренной частоте вращения ротора ГТД и температуре воздуха на входе в ГТД формируют значение приведенной частоты вращения ротора ГТД и формируют заданное положение направляющего аппарата компрессора, сравнивают его с измеренным положением направляющего аппарата и по величине рассогласования между заданным и измеренным значениями формируют управляющее воздействие на привод направляющего аппарата, при этом контролируют величину рассогласования между заданным и измеренным значениями положения направляющего аппарата и, если рассогласование превышает наперед заданную величину, определяемую по результатам испытания ГТД на запас газодинамической устойчивости компрессора, ограничивают темп изменения расхода топлива.

(См. патент РФ №2379534, кл. F02C 9/00, 2010 г. - наиболее близкий аналог.)

В результате анализа известного способа необходимо отметить, что он характеризуется невысокой точностью, так как основан на контроле небольшого количества параметров.

Задачей настоящего изобретения является разработка способа управления положением направляющих аппаратов компрессора ГТД, обеспечивающего заданное положение рабочей линии на напорных ветках характеристики компрессора и тем самым сохранение максимального значения коэффициента полезного действия компрессора и его запасов газодинамической устойчивости за счет изменения положения направляющих аппаратов таким образом, что однозначно сохраняется заданное значение приведенного расхода воздуха компрессора для каждой приведенной частоты вращения ротора компрессора: Gпр=f(nпр), причем указанная зависимость назначается из условия получения максимального значения коэффициента полезного действия компрессора и необходимых его запасов газодинамической устойчивости.

Поставленная задача обеспечивается тем, что в способе управления положением направляющих аппаратов компрессора газотурбинного двигателя, согласно которому в процессе работы двигателя отслеживают положение направляющих аппаратов компрессора, сравнивают его с программным значением, по результатам сравнения формируют управляющий сигнал, который подают на исполнительный механизм привода управления направляющими аппаратами компрессора, новым является то, что дополнительно измеряют температуру и давление воздуха на входе в двигатель и на выходе из компрессора, а также частоту вращения ротора компрессора, по значениям температуры воздуха на входе в двигатель и частоты вращения ротора компрессора формируют управляющий сигнал приведенной частоты вращения ротора компрессора, причем дополнительно по аргументам значений приведенной частоты вращения ротора компрессора и температуре воздуха на входе в двигатель формируют программные значения приведенного расхода воздуха компрессора, суммируют полученные приведенные программные значения и полученный программный управляющий сигнал приведенного расхода воздуха компрессора сравнивают с текущим значением приведенного расхода воздуха через компрессор, формируют сигнал разности программного и текущего значений, расхода воздуха, который подают на исполнительный механизм привода управления направляющими аппаратами компрессора.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором представлена схема системы управления, реализующей заявленный способ.

В данной схеме управление положением направляющих аппаратов 1 компрессора ГТД осуществляется приводом 2.

Исполнительный механизм привода 2 связан с выходом регулятора 3, вход которого связан с выходом элемента сравнения 4. Первый вход элемента сравнения связан с выходом блока 5 вычисления приведенного расхода воздуха.

Первый вход блока 5 имеет возможность соединения с датчиком положения направляющих аппаратов компрессора (данный датчик, как и иные датчики, упомянутые в описании, на схеме не показан).

Второй вход блока 5 имеет возможность соединения с датчиком температуры воздуха на входе в ГТД.

Третий вход блока 5 имеет возможность соединения с датчиком давления воздуха на входе в двигатель.

Четвертый вход блока 5 имеет возможность соединения с датчиком давления воздуха (Рк) на выходе из компрессора.

Устройство также содержит первый 6 и второй 7 программные блоки управления расходом воздуха. Выходы данных блоков связаны с первым и вторым входами сумматора 8, выход которого связан со вторым входом элемента сравнения 4.

Вход блока 7 имеет возможность связи с датчиком температуры воздуха на входе в ГТД, а вход блока 6 связан с выходом блока 9 вычисления приведенной частоты вращения ротора компрессора, выход которого также связан с пятым входом блока 5, а вход блока 9 имеет возможность соединения с датчиком частоты вращения ротора компрессора.

Второй вход блока 9 имеет возможность соединения с датчиком температуры воздуха на входе в ГТД.

Все используемые в устройстве блока элементы являются известными и реализуют присущие им функции, их конкретное выполнение не является предметом патентной охраны, и поэтому в материалах заявки указываются их выполняемые функции, а конкретное выполнение не раскрыто.

Способ управления положением направляющих аппаратов компрессора ГТД осуществляется следующим образом.

В процессе работы ГТД и функционирования системы управления положение направляющих аппаратов 1 регулируется приводом 2 и отслеживается датчиком положения направляющих аппаратов.

Показания датчика температуры воздуха на входе в ГТД (Твх) поступают на входы блоков 5, 7, 9. Значение частоты вращения ротора компрессора (n) поступает на вход блока 9. Измеренное значение давления воздуха на входе (Рвх) с датчика давления воздуха на входе в двигатель поступает на один из входов блока 5. Значение положения направляющих аппаратов компрессора (αвна) с датчика поступает на один из входов блока 5. Значение давления воздуха на выходе из компрессора (Рк) поступает на один из входов блока 5.

В блоке 9 поступившие сигналы (Твх) и (n) обрабатываются по зависимости: . Сформированный в блоке 9 управляющий сигнал приведенной частоты вращения ротора компрессора (nпр) поступает на вход блока 6, в котором по наперед заданной функциональной зависимости вычисляется второе слагаемое программного значения приведенного расхода воздуха компрессора. Данная функциональная зависимость может быть реализована, например, в табличной форме в памяти цифрового процессора устройства управления положением направляющих аппаратов компрессора газотурбинного двигателя или в виде нелинейного кулачка при реализации данного устройства в гидромеханическом исполнении.

Параллельно в блоке 7 по наперед заданной функциональной зависимости вычисляется первое слагаемое программного значения приведенного расхода воздуха компрессора. Данная функциональная зависимость может быть реализована, например, в табличной форме в памяти цифрового процессора устройства управления положением направляющих аппаратов компрессора газотурбинного двигателя или в виде нелинейного кулачка при реализации данного устройства в гидромеханическом исполнении.

Выходные сигналы с блока 7 и c блока 6 поступают на входы сумматора 8, в котором суммируются для получения программного (заданного) значения приведенного расхода воздуха через компрессор . Данный блок может быть реализован в виде одного из широко известных устройств сложения сигналов как в гидравлическом, так и электронном исполнении, например в виде обычной формулы суммирования в цифровом процессоре.

С блока 8 полученный управляющий сигнал поступает на второй вход элемента сравнения 4, на первый вход которого поступает с выхода блока 5 сигнал (Gпр), соответствующий текущему значению приведенного расхода воздуха через компрессор. Блок 5 может быть конструктивно реализован в виде цифрового процессора. Обработка поступающих в него сигналов (Рвх, nпр, Рк, αвна, Твх) осуществляется по зависимости Gпр=f(nпрвхквхвна). Данная функциональная зависимость, наперед вычисленная по широко известным алгоритмам, применяемым при расчете характеристик осевых компрессоров, может быть реализована в виде таблицы или в виде известной регрессионной зависимости , (где: К, а, α - заранее выбранные известным образом коэффициенты).

В элементе сравнения 4 формируется сигнал ошибки ΔGпр (разности) между заданным программным значением и текущим значением Gпр приведенного расхода воздуха . Данный блок может быть реализован в виде одного из широко известных устройств вычитания сигналов (сумматор с инвертором одного из сигналов) как в гидравлическом, так и электронном исполнении, например в виде обычной формулы вычитания в цифровом процессоре.

С выхода элемента сравнения 4 управляющий сигнал (ΔGпр) поступает на вход регулятора 3, где для обеспечения необходимых динамических характеристик устройства управления положением направляющих аппаратов компрессора газотурбинного двигателя реализована заданная передаточная функция, например ПИД регулятор (пропорционально-интегральный-дифференциальный) с наперед выбранными коэффициентами.

С регулятора 3 управляющий сигнал подается на исполнительный механизм привода 2, который в соответствии с полученным сигналом управляет положением направляющих аппаратов 1 компрессора так, чтобы ошибка (ΔGпр) стремилась к нулю.

Использование данного устройства позволяет обеспечить заданное положение рабочей линии на напорных ветках характеристики компрессора и тем самым сохранение максимального значения коэффициента полезного действия компрессора и его запасов газодинамической устойчивости.

Способ управления положением направляющих аппаратов компрессора газотурбинного двигателя, согласно которому в процессе работы двигателя отслеживают положение направляющих аппаратов компрессора, сравнивают его с программным значением, по результатам сравнения формируют управляющий сигнал, который подают на исполнительный механизм привода управления направляющими аппаратами компрессора, отличающийся тем, что дополнительно измеряют температуру, давление воздуха на входе в двигатель и давление воздуха на выходе из компрессора, а также частоту вращения ротора компрессора, по значениям температуры воздуха на входе в двигатель и частоты вращения ротора компрессора формируют управляющий сигнал приведенной частоты вращения ротора компрессора, причем дополнительно по аргументам значений приведенной частоты вращения ротора компрессора и температуре воздуха на входе в двигатель формируют программные значения приведенного расхода воздуха компрессора, суммируют полученные приведенные программные значения и полученный программный управляющий сигнал приведенного расхода воздуха компрессора, сравнивают с текущим значением приведенного расхода воздуха через компрессор, формируют сигнал разности программного и текущего значений расхода воздуха и полученный управляющий сигнал подают на исполнительный механизм привода управления направляющими аппаратами компрессора.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиадвигателестроению. .

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТУ.

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей и может быть использовано для управления авиационными газотурбинными двухконтурными двигателями.

Изобретение относится к области вентиляторо-, насосо- и компрессоростроения. .

Изобретение относится к испытаниям авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) и может найти применение в авиационной промышленности. .

Изобретение относится к вентиляторным установкам с двухступенчатыми осевыми вентиляторами и может найти применение, в частности, на главных и вспомогательных вентиляторных установках шахт, рудников и других объектах вентиляции.

Изобретение относится к области обеспечения надежности защиты компрессора газотурбинного двигателя при неустойчивой работе на режиме запуска. .

Изобретение относится к поточному каналу для компрессора, который расположен концентрично вокруг проходящей в осевом направлении оси машины и для направления в осевом направлении основного потока ограничен круглой в поперечном сечении ограничительной стенкой, при этом ограничительная стенка имеет множество распределенных по окружности проходов обратного потока, через которые ответвляемый из основного потока в месте отбора частичный поток направляется обратно в основной поток в лежащем по потоку выше места отбора месте ввода, и который содержит расположенные лучевидно в поточном канале перья лопаток лопаточного венца, при этом вершины перьев лопаток лежат противоположно ограничительной стенке с образованием зазора, при этом перья рабочих лопаток установлены с возможностью движения в заданном направлении вращения вдоль окружности ограничительной стенки, или ограничительная стенка установлена с возможностью движения в заданном направлении вращения относительно перьев направляющих лопаток лопаточного венца.

Изобретение относится к способу управления турбокомпрессором, в соответствии с которым в трубопроводе сжатого воздуха расположен обратный клапан

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей и может быть использовано для управления авиационными газотурбинными двигателями (ГТД)

Изобретение относится к усовершенствованию компрессоров, и более конкретно к усовершенствованию способа управления динамическими компрессорами с регулируемой частотой вращения, для исключения перегрузки двигателя вследствие дросселирования

Изобретение относится к способам защиты компрессоров от помпажа и может быть использовано в химической и других отраслях промышленности
Наверх