Способ сварки рельсов давлением с подогревом

Изобретение относится к способу сварки рельсов давлением с подогревом. Соединяемые детали из стали собирают встык и прикладывают сжимающее усилие. Нагрев стыка производят до температуры (Ас3+300)°С÷(Ас3+400)°C с выдержкой при этой температуре для осуществления аустенизации зоны стыка. После осадки стык охлаждают воздушно-водяной смесью до температуры Мн°С÷(Мн+400)°С и упрочняют дробью. Затем охлаждают воздухом до температуры окружающей среды. В качестве рабочего тела при упрочнении применяют стальные шарики диаметром 0,6…0,8 мм с давлением воздуха 0,7…0,8 МПа. Техническим результатом является повышение твердости относительно основного материала рельса в зоне сварного шва. 4 табл.

 

Изобретение относится к области железнодорожной техники, а более конкретно к сварке рельсов.

Известен способ сварки давлением с подогревом, заключающийся в том, что первоначально производится механическая обработка торцов рельсов, соединение их встык и центрирование. Затем прикладывается сжимающее усилие и производится индукционный нагрев стыка до температуры 0,8-0,9 температуры плавления [Патент РФ №2285596 В23К 20/00, опуб. 20.10.2006 г. БИ №29 (ч.1) «Способ сварки рельсов давлением с подогревом» авторов Губарева А.В. и Лужина С.В.].

Недостатком этого способа является то, что в зоне сварного шва структура менее твердая, чем в основном металле.

Известен способ сварки рельсов, включающий в себя механическую обработку торцов рельсов, их стыковку и нагрев стыка до температуры (Ас3+300)°С÷(Ас3+400)°C с выдержкой при этой температуре для аустенизации зоны стыка, охлаждением стыка после осадки воздушно-водяной смесью до температуры Мн°С÷(Мн+400)°C с последующим охлаждением воздухом до температуры окружающей среды [Патент РФ №2308363 В23К 20/02, опуб. 20.10.2007 г. БИ №29 (ч.1) «Способ сварки рельсов давлением с подогревом» авторов Бондаренко А.А. и Маерова Г.Р.].

Недостатком этого способа является то, что величина зерна определяется химическим составом и крупнее, чем в основном металле. Этот способ не позволяет получить достаточную твердость в сварном шве.

Данное техническое решение выбрано авторами в качестве прототипа.

Техническим результатом является повышение твердости в зоне сварного стыка.

Технический результат достигается тем, что в способе сварки давлением с подогревом, при котором собирают встык соединяемые детали из стали, нагревают стык и прикладывают сжимающее усилие с последующей осадкой, причем нагрев стыка производят до температуры (Ас3+300)°С÷(Ас3+400)°C с выдержкой при этой температуре для осуществления аустенизации зоны стыка, а после осадки стык охлаждают воздушно-водяной смесью до температуры Мн°С÷(Мн+400)°С, упрочняют дробью и охлаждают воздухом до температуры окружающей среды. В качестве рабочего тела применяют стальные шарики диаметром 0,6…0,8 мм с давлением воздуха 0,7…0,8 МПа.

Применение стальных шариков обеспечивает формирование мелкозернистой дислокационной структуры, следствием чего является повышение твердости в зоне сварного стыка.

Для подтверждения данного заключения были проведены экспериментальные исследования.

Результаты испытания сведены в таблицы.

Таблица 1
Твердость и прочность объемно-закаленных рельсов Р65 при сварке давлением с подогревом
Способ сварки Твердость рельсов в зоне стыка, ед. НВ Нагрузка разрушением Рн рельсов при статическом поперечном изгибе с пролетом 1 м, кН
Сварка давлением с подогревом (по патенту №2308363) 355 2235
350 2222
346 2210
Таблица 2
Твердость и прочность объемно-закаленных рельсов Р65 при сварке давлением с подогревом упрочнением дробью при постоянном диаметре дроби
Способ сварки Твердость рельсов в зоне стыка, ед. НВ Нагрузка разрушением Рн рельсов при статическом поперечном изгибе с пролетом 1 м, кН
Сварка давлением с подогревом (по предлагаемому способу) d=0,8 мм
Р=0,4 МПа Р=0,6 МПа Р=0,7 МПа Р=0,8 МПа Р=1 МПа
358 360 363 362 359 2235
357 357 358 358 357 2222
354 355 355 355 354 2210
Таблица 3
Твердость и прочность объемно-закаленных рельсов Р65 при сварке давлением с подогревом с упрочнением дробью при постоянном давлении воздуха
Способ Твердость рельсов в зоне стыка, ед. НВ Нагрузка
сварки разрушением Рн рельсов при статическом поперечном изгибе с пролетом 1 м, кН
Сварка давлением с подогревом (по предлагаемому способу) Р=0,7 МПа
d=0,5…0,6 мм d=0,6…0,7 мм d=0,7…0,8 мм d=0,8…0,9 мм d=0,9…1 мм
358 361 363 359 358 2235
357 357 358 358 356 2222
354 355 356 355 353 2210
Таблица 4
Твердость и прочность объемно-закаленных рельсов Р65 при сварке давлением с подогревом и упрочнением дробью из различных материалов
Способ сварки Твердость рельсов в зоне стыка, ед. НВ Материал Нагрузка разрушением Рн рельсов при статическом поперечном изгибе с пролетом 1 м, кН
Сварка давлением с подогревом (по предлагаемому способу 360-363 Сталь 2235
356-358 Чугун 2235
356-357 Олово 2235

Пример реализации способа.

Перед сваркой рельсов Р65 из стали М76 торцы механически обрабатывают. Рельсы стыкуют в сварочной установке, совмещают по периметру, выравнивают по рабочей грани поверхности катания. Затем проводят аустенизацию стыков. Например, производят индукционный нагрев при температуре (Ас3+350)°С и выдерживают при этой температуре 15 с, затем к торцам прикладывают сжимающее усилие с последующей осадкой, а после осадки стык охлаждают воздушно-водной смесью до температуры, как, например, (Мн+350)°С, упрочняют дробью, а затем охлаждают воздухом до температуры окружающей среды. В качестве рабочего тела применяют стальные шарики диаметром 0,6…0,8 мм с давлением воздуха 0,7…0,8 МПа.

Предлагаемый способ сварки позволяет повысить прочность и твердость сварного шва на 5-10 единиц НВ, что способствует увеличению ресурса рельсов и безопасности движения поездов.

Способ сварки рельсов давлением с подогревом, при котором производят механическую обработку их торцов, собирают встык соединяемые детали из стали, прикладывают сжимающее усилие и нагревают стык до температуры (Ас3+300)°С÷(Ас3+400)°C с выдержкой при этой температуре для осуществления аустенизации зоны стыка, а после осадки полученный сварной шов охлаждают воздушно-водяной смесью до температуры Мн°С÷(Мн+400)°С, и затем охлаждают воздухом до температуры окружающей среды, отличающийся тем, что после охлаждения воздушно-водяной смесью сварной шов упрочняют стальной дробью диаметром 0,6÷0,8 мм с давлением воздуха 0,7÷0,8 МПа.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области технологии сварки, в частности к способу снятия остаточных напряжений, возникающих в детали в процессе сварки. .

Изобретение относится к области термической обработки сварных швов. .

Изобретение относится к области обработки металлов и предназначено для термообработки, связанной с нормализацией структуры металла после сварки, в частности алюминотермитной сварки рельсов с промежуточным литьем.
Изобретение относится к металлургии, а именно к термической обработке дисперсионно-твердеющих сплавов, работающих в условиях низких и высоких температур и радиации.

Изобретение относится к области термической обработки металлов и сплавов, а именно к термообработке сварных конструкций из алюминиевых сплавов. .

Изобретение относится к области обработки сварных металлоконструкций. .
Изобретение относится к термической обработке сварных соединений, например сварных стыков рельсов, и может быть использовано на железнодорожном транспорте в составе путевых рельсосварочных машин при производстве сварочных работ в пути.

Изобретение относится к способам сварки труб печей пиролиза при проведении ремонтных работ и может быть использовано при ремонте трубопроводов, работающих при высоких температурах в науглероживающих атмосферах.
Изобретение относится к области машиностроения, к термитной сварке соединений, а конкретнее к сварке рельсов с использованием алюминотермитной сварки. .

Изобретение относится к способу лазерно-световой сварки стали и может найти применение в различных отраслях машиностроения. .

Изобретение относится к способу дробеструйного упрочнения металлической детали из легкого сплава и к конструктивному элементу, содержащему эту деталь. .

Изобретение относится к области обработки сварных металлоконструкций. .

Изобретение относится к области машиностроения, авиаракетостроения. .

Изобретение относится к области поверхностного упрочнения изделий, работающих в условиях изнашивания при высоких нагрузках, и может быть использовано в машиностроении.

Изобретение относится к области обработки стальных деталей поверхностным пластическим деформированием с использованием энергии ультразвуковых колебаний. .
Изобретение относится к области металлургиии и может быть использовано в автомобилестроении, судостроении и химическом машиностроении. .

Изобретение относится к области термической обработки деталей машиностроения. .

Изобретение относится к области машиностроения и металлургии и может быть использовано при изготовлении различных изделий. .

Изобретение относится к способу "ультразвуковой" дробеструйной обработки, предназначенному для дробеструйной обработки кольцевых поверхностей больших размеров на относительно тонких деталях.

Изобретение относится к методам чистовой обработки металлов давлением, в частности к методам чистовой отделочно-упрочняющей обработки наружных цилиндрических поверхностей с применением ультразвуковых крутильных колебаний, прикладываемых к инструменту.

Изобретение относится к орбитальной сварке трением и, в частности, к устройствам, сообщающим одной из свариваемых деталей орбитальное (круговое) движение. .
Наверх