Способ обучения производству стрельбы из стрелкового оружия

Изобретение относится к спорту и может быть использовано при тренировке скоростной или скорострельной стрельбы. В основу изобретения положена задача создания способа обучения производству стрельбы из стрелкового оружия, в котором за счет обучения дыханию с учетом биологической обратной связи процесс обучения стрельбе становится более эффективным за счет более точного определения оптимального для производства выстрела момента. Указанная биологическая обратная связь устанавливается по частоте дыхания и пульсу с помощью визуального воздействия путем размещения изображений, иллюстрирующих частоту дыхания и пульсограмму, на мишени.

 

Изобретение относится к спорту и может быть использовано при тренировке скоростной или скорострельной стрельбы.

Известен способ обучения производству стрельбы из стрелкового оружия, включающий выработку у стрелка навыков по производству прицельного выстрела на учебном войсковом стрельбище, вначале из незаряженного оружия, затем с оружием, заряженным боевыми патронами, разделенными учебными, и освоение стрелком меткого выстрела стрельбой боевыми патронами, отличающийся тем, что на этапе производства прицельного выстрела тренируют умение стрелка во время прицеливания фокусировать зрение на прицельных приспособлениях оружия с открытым прицелом по белым щитам, установленным вдоль линии мишеней на дистанции 10 м, и умение нажимать пальцем на спусковой крючок при спуске курка незаряженного пистолета, не сбивая наведенное в цель оружие, на последующем учебном месте под контролем инструктора вырабатывают у стрелка умение волевым усилием подавлять оборонительный рефлекс, сбивающий наводку оружия, путем выполнения стрельбы по фигурной мишени 4 на дистанции 25 м, и последующей визуализации проявления оборонительного рефлекса, выражающегося в непроизвольном сокращении мышц стрелка, противодействующих отдаче оружия при выстреле и сбивающих наводку оружия, осуществляемую стрелком во время прицеливания и спуска курка пистолета, заряженного инструктором учебным патроном с уверенностью стрелка в боевом выстреле, и состоящей в определении совместно с инструктором группы мышц, противодействующих резкой отдаче оружия, затем тренируют умение стрелка подавлять проявление оборонительного рефлекса путем волевого противодействия сокращению мышц на протяжении 3-5 спусков курка пистолета, заряженного в произвольно заданной инструктором последовательности боевыми и учебными патронами, затем восстанавливают навык спуска курка, не сбивая наведенное в цель оружие, из пистолета, заряженного учебным патроном, с уверенностью стрелка в отсутствии выстрела, и закрепляют навык подавления оборонительного рефлекса стрельбой боевыми патронами с последующим самостоятельным контролем каждого выстрела и кучности на мишени до получения показателей в пределах габарита круга восемь, на последующем учебном месте закрепляют навык спуска курка, не сбивая наведенное в цель оружие, самостоятельной стрельбой стрелка по спортивной мишени 4 с черным кругом на дистанции 50 м, с контролем каждого выстрела и кучности пробоин в черном круге, на последующем учебном месте определяют бой оружия со станка проверки боя оружия, приводят индивидуальное оружие к нормальному бою и тренируют стрелка производству выстрелов из автомата, винтовки, карабина и пулемета в стрельбе боевыми патронами в положении лежа, с колена, стоя по спортивной мишени 4 с черным кругом, удаленной от стрелка на дистанцию 100 м, на последующем учебном месте осваивают умение стрелка в производстве меткого выстрела по спортивной мишени 1 с черным кругом, удаленной от стрелка на дистанцию 300 м, на последующих учебных местах закрепляют навыки меткого выстрела из снайперской винтовки по спортивной мишени 1 соответственно на дистанции 600 м и 1000 м (патент РФ №2213319, F41J 1/18, F41G 3/26, опубл. 27.09.2003).

Недостатком данного способа является то, что вследствие того, что не учитываются индивидуальные биологические особенности стрелка, невозможно определить наиболее оптимальный момент выстрела, и поэтому эффективность обучения невелика.

Известен способ тренировки стрелков из пистолета, заключающийся в выполнении стреляющей рукой сеанса физических упражнений с последующим выполнением серии выстрелов по предъявляемым через определенные правилами соревнований промежутки времени мишеням и регистрации результатов, в котором производят регистрацию максимально возможного напряжения трапециевидной мышцы стреляющей руки посредством снятия с нее электромиограммы. Затем определяют субмаксимальный и субминимальный режимы работы этой мышцы, устанавливают напряжение мышцы как 60-80% от возможного максимального напряжения при субмаксимальном режиме и 20-40% при субминимальном. Физические упражнения осуществляют поочередным напряжением и расслаблением мышцы через определенный временной интервал (соответственно 3 и 4-7 с) последовательно в указанных режимах. Затем переходят на обычную стрельбу на стенде. Для освоения техники стрельбы достаточно ежедневных занятий по 15 мин в течение двух недель (патент РФ 1831349, А63В 69/00, опубл. 30.07.1993).

Недостатком этого способа является его сложность достаточно точного контроля состояния стрелка, и вследствие этого невысокая эффективность обучения.

В основу изобретения положена задача создания способа обучения производству стрельбы из стрелкового оружия, в котором за счет обучения дыханию с учетом биологической обратной связи процесс обучения стрельбе становится более эффективным за счет более точного определения оптимального для производства выстрела момента.

Решение поставленной задачи обеспечивается тем, что в способе обучения производству стрельбы из стрелкового оружия с использованием биологической обратной связи биологическую обратную связь устанавливают по частоте дыхания и пульсу с помощью визуального воздействия путем размещения изображений, иллюстрирующих частоту дыхания и пульсограмму, на мишени, проводят обучение принципам релаксационно-диафрагмального дыхания, а затем проводят тренировки с использованием релаксационно-диафрагмального дыхания и подачи звукового сигнала для начала момента нажатия на спусковой курок последовательно в следующих положениях - без оружия, в положения сидя, стоя, лежа, с колена, в положении при изготовке к стрельбе, с оружием, при этом в положении сидя проводят 12-15 занятий продолжительностью 10 минут, чередуя отдых длительностью 1 минута с обучением длительностью 2 минуты, а во всех остальных положениях проводят 12-15 занятий длительностью 13 минут с чередованием отдыха длительностью 1 минута и обучения длительностью 3 минуты.

Предлагаемый способ за счет связи диафрагмально-релаксационного дыхания с процессом подачи материала приводит к созданию оптимального комфортного состояния для тренировки и имеет долговременное влияние на организм. При подготовке стрелков важно научить стрелка определять момент производства выстрела, который должен происходить в момент выдоха и между ударами сердца. Выдох иллюстрируется визуальным изображением на мишени, а момент нажатия на курок - звуковым сигналом. Поэтому процесс обучения стрелка значительно упрощается и ускоряется.

Сущность предлагаемого способа состоит в следующем.

При подготовке к проведению уроков следует учесть то обстоятельство, что желательно, чтобы обучаемые прошли сеансы тренировки с использованием биологической обратной связи по частоте сердечных сокращений с достижением максимальной дыхательной аритмии сердца (см. патенты РФ №2224455 и 2233180). Обучение начинается с определения частоты дыхания, соответствующего каждому участнику из подготовленной таким образом группы. Биологическую обратную связь устанавливают по частоте дыхания с помощью визуального воздействия путем размещения изображения, иллюстрирующего частоту дыхания, на мишени. Обучение принципам диафрагмально-релаксационного дыхания с использованием биологической обратной связи по частоте сердечных сокращений с достижением максимальной дыхательной аритмии сердца проводят последовательно в следующих положениях - без оружия, в положения сидя, стоя, лежа, с колена, в положении при изготовке к стрельбе, с оружием. В положении сидя проводят 12-15 занятий продолжительностью 10 минут, чередуя отдых длительностью 1 минута с обучением длительностью 2 минуты. Во всех остальных положениях проводят 12-15 занятий длительностью 13 минут с чередованием отдыха длительностью 1 минута и обучения длительностью 3 минуты.

Примеры

Был отобран спортсмен К., 15 лет, кандидат в мастера спорта по пятиборью. На грудную клетку были наложены электроды для регистрации пульса. Спортсмен выполнил ряд дыхательных упражнений с применением принципов диафрагмально-релаксационного дыхания. На вдохе спортсмен максимально опускал диафрагму и «надувал» живот, на выдохе делал выдох плавным и максимально длинным.

Фигурная мишень была установлена на расстоянии 10 метров. На мишень был спроецирован световой луч в виде столбика. При вдохе спортсмена столбик поднимался вверх, при выдохе столбик опускался вниз. Задача спортсмена состояла в том, чтобы делать выдох в 2-2,5 раза длиннее, чем вдох, чтобы создать максимально комфортное состояние для тренировки и попадания в заданную точку путем выстрела на выдохе. К., делая выдох при опускании столбика, определял оптимальный момент для стрельбы и стрелял, когда уровень столбика достигал заданной величины. Стрелок выполнял задание в течение 2 минут, затем отдыхал 1 минуту и повторял задание вновь. В это время датчики регистрировали частоту сердечных сокращений. После двух серий упражнений сидя спортсмен выполнял такие же серии стоя. Всего тренировка занимала 13-15 минут. Затем стрелок переходил на место обычных стрелковых занятий.

Последующие тренировки происходили аналогичным образом. Менялось лишь расстояние. Так, на 3 тренировке спортивную мишень ставили на расстояние 25 метров, при этом продолжительность упражнений оставалась неизменной, 13 минут - стоя, 15 минут - сидя. На 7 тренировке спортивную мишень ставили на расстояние 50 метров. Каждый выстрел контролировался и регистрировалось попадание пули в мишень и время выстрела.

Было также протестировано 4 человека (3 человека - 1 разряд, 1 человек - кандидат в мастера спорта). Проводили контрольную стрельбу до обучения методом биологической обратной связи и сразу после окончания обучения стрельбе предложенным в изобретении методом. У спортсменов, которые тренировались предлагаемым способом, количество очков в 4 сериях возросло за 2 недели от 168 до 185, в то время как в способе-прототипе за 2 месяца количество очков возросло от 169 до 181.

В итоге применение метода биологической обратной связи по частоте сердечных сокращений при обучении спортсменов стрельбе обеспечивает оптимальное комфортное состояние организма спортсмена при проведении стрельбы и имеет долговременное положительное влияние на организм, что приводит к ускорению процесса тренировки и улучшению конечного результата соревнований.

Способ обучения производству стрельбы из стрелкового оружия с использованием биологической обратной связи, отличающийся тем, что биологическую обратную связь устанавливают по частоте дыхания и пульсу с помощью визуального воздействия путем размещения изображений, иллюстрирующих частоту дыхания и пульсограмму, на мишени, проводят обучение принципам релаксационно-диафрагмального дыхания, а затем проводят тренировки с использованием релаксационно-диафрагмального дыхания и подачи звукового сигнала для начала момента нажатия на спусковой курок последовательно в следующих положениях - без оружия, в положениях сидя, стоя, лежа, с колена, в положении при изготовке к стрельбе, с оружием, при этом в положении сидя проводят 12-15 занятий продолжительностью 10 мин, чередуя отдых длительностью 1 мин с обучением длительностью 2 мин, а во всех остальных положениях проводят 12-15 занятий длительностью 13 мин с чередованием отдыха длительностью 1 мин и обучения длительностью 3 мин.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к военной технике, а именно к способу обучения на полевых тренажерах операторов противотанковых ракетных комплексов (ПТРК). .

Изобретение относится к средствам обучения стрельбе из стрелкового оружия и гранатометов, в частности к устройствам имитации мишенной обстановки тренажеров. .

Изобретение относится к средствам обучения. .

Изобретение относится к средствам имитации стрельбы и может быть использовано как игрушечное, спортивное или тренировочное оружие. .

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, предназначенным для обучения стрельбе личного состава подразделений наземной артиллерии. .

Изобретение относится к средствам имитации воздушной обстановки, в частности к стационарным универсальным имитаторам воздушных целей. .

Изобретение относится к средствам для обучения и тренировки в прицеливании и стрельбе. .

Изобретение относится к средствам обучения экипажей бронетанковой техники и вооружения, расчетов артиллерийских орудий и другого вооружения при стрельбе по различным целям.

Изобретение относится к средствам обучения личного состава подразделений наземной артиллерии и предназначено для создания и управления мишенной обстановкой в закрытых помещениях при проведении артиллерийско-стрелковых тренировок на имитационных средствах.

Изобретение относится к средствам обучения и тренировки операторов высокоточного оружия стрельбе управляемыми снарядами и ракетами

Изобретение относится к лазерным учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для имитации стрельбы из стрелкового оружия при тактических учениях по целям и для отработки навыков прицеливания
Изобретение относится к способам обучения операторов танкового вооружения стрельбе управляемыми снарядами
Изобретение относится к способам обучения операторов высокоточного оружия стрельбе
Изобретение относится к военной области, в частности к способам обучения операторов танкового вооружения с управляемыми снарядами и ракетами

Изобретение относится к тренажерам для обучения и тренировки операторов переносных зенитных ракетных комплексов

Изобретение относится к средствам для обучения, тренировки и контроля процесса прицеливания. Стрелковый тренажер содержит оружие, формирователь изображения мишени, формирователь изображения прорези прицела, формирователь изображения мушки, установленный на шарнире, проекционное устройство, нижний и верхний поводки, установленные на шарнире, водило, экран, установленный на оружии. Предплечник выполнен в виде съемного соединительного устройства, закрепляемого на предплечье стрелка. Поводки с шарниром установлены на основании тренажера и соединены между собой устройством для измерения углов установки нижнего поводка, с выполненным на нем гибким, упругим элементом и контактным элементом. Последний взаимодействует с предплечьем стрелка через соединительное устройство. Верхний поводок, с установленным на конце водилом, проходит под шарниром формирователя изображения мушки, выполненного в виде двухплечего рычага. Первое плечо рычага взаимодействует с водилом, а на конце второго плеча установлен непрозрачный экран по форме мушки. Техническим результатом изобретения является развитие навыка правильного зрительного восприятия прицельных приспособлений и мишени и точности прицеливания. 3 з.п. ф-лы, 21 ил.

Изобретение относится к техническим средствам обучения и тренировки стрелков-зенитчиков переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК). Учебно-тренировочный комплект содержит изделие тренировочно-практическое, представляющее собой пусковую трубу, в которой установлен имитатор ракеты; механизм тренировочно-практический, механизм учебный, прибор контроля, источник питания, двигатель стартовый, имитатор двигателя стартового, блок контроля, зарядное устройство и комплект кабелей. Имитатор ракеты имеет ступенчатое осевое отверстие на заднем торце. На передних торцах двигателя стартового и имитатора стартового двигателя осесимметрично закреплены разрезные четырехсекторные держатели гарпунного типа, выполненные из полиамида, с пружинной вставкой из углеродистой закаленной стали. Источник питания включает в себя никель-металлогидридные аккумуляторные батареи, а на зарядном устройстве установлен разъем для подключения кабеля источника питания. Техническим результатом изобретения является повышение эффективности и безопасности учебного процесса. 2 ил.
Изобретение относится к области спортивных высших достижений и может быть использовано при подготовке стрелков преимущественно в биатлоне. Способ обучения стрельбе при переменном ветре осуществляют с использованием компьютерного комплекса. После эталонного прицеливания наводку ствола винтовки и последующую юстировку сбивают. Затем осваивают стрельбу в центр мишени для достижения наибольшей кучности, осуществляют прицеливание с далеким выносом, соответствующим сильному ветру, и в завершение со средним выносом, что соответствует слабому ветру. Оценивают результат выстрела, выявляют ошибки, допущенные в процессе прицеливания и обработки спуска, и наглядно предоставляют об этом информацию стрелку. Обеспечивается освоение в кратчайшие сроки навыков точного прицеливания в зависимости от силы ветра и его направления.

Изобретение относится к оптическому приборостроению и может быть использовано для имитации стрельбы прямой наводкой в широком диапазоне дальностей. Лазерный имитатор стрельбы содержит оптически связанные объектив, транспарант, осветитель и лазер с устройством питания, при этом он оснащен сканирующим устройством, расположенным между лазером и транспарантом, и приводом, связанным со сканирующим устройством. Техническим результатом является расширение диапазона дальностей и углов прицеливания имитационной стрельбы. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх