Ось машины

Изобретение относится к области машиностроения. Ось машины представляет собой тело, установленное с двух сторон в неподвижных опорах с возможностью вращения. Неподвижные опоры имеют полусферические углубления для размещения шарика. Вращающееся тело по меньшей мере с одной стороны имеет полость с подвижно размещенной в ней подпружиненной деталью. Упомянутая деталь выполнена с полусферическим углублением для размещения шарика и поперечной канавкой. Канавка предназначена для фиксации детали в полости тела в двух положениях посредством винта. Винт устанавливают в отверстия, выполненные в стенке полости вращающегося тела. В неподвижной опоре имеется отверстие для выталкивания шарика из полусферического углубления. В результате обеспечивается облегчение монтажа и демонтажа оси. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения.

Известна ось машины, содержащая вращающееся тело, установленное с двух сторон в неподвижных опорах [1]. Вращающееся тело такой оси может быть изготовлено сплошным (металлическим) или полым, в виде трубы.

Техническим результатом, на достижение которого направлено заявленное изобретение, является облегчение монтажа и демонтажа оси.

Технический результат достигается тем, что ось машины выполнена в виде имеющего возможность вращения тела, установленного с двух сторон в неподвижных опорах, при этом неподвижные опоры выполнены с полусферическими углублениями для размещения шарика, а упомянутое вращающееся тело по меньшей мере с одной стороны имеет полость с подвижно размещенной в ней подпружиненной деталью, имеющей полусферическое углубление для размещения шарика, причем в подпружиненной детали выполнена поперечная канавка для фиксации подпружиненной детали в полости тела в двух положениях посредством винта, имеющего возможность установки в отверстиях, выполненных в стенке полости вращающегося тела.

Неподвижная опора может быть выполнена с отверстием для выталкивания шарика из полусферического углубления.

На фиг.1 изображена цилиндрическая сплошная металлическая ось машины в виде вращающегося тела с шариками на торцах, вид спереди;

на фиг.2 - то же, вид сверху на фиг.1;

на фиг.3 - неподвижная опора с несколькими полусферическими углублениями;

на фиг.4 - цилиндрическая металлическая ось в виде трубы с размещенной в ее полости подвижной подпружиненной деталью;

на фиг.5 - то же, сечение А-А на фиг.4.

Ось машины представляет собой вращающееся сплошное или полое (в виде трубы) тело 1, установленное с двух сторон в неподвижных опорах 2. Поверхность вращающегося тела может быть гладкой, рифленой или иной, например с рисунком.

На фиг.1 и 2 изображено вращающееся тело, изготовленное из сплошного материала. На его торцах 3 и в неподвижных опорах 2 выполнены гладкие полусферические углубления 4 для размещения шарика 5. В неподвижной опоре могут быть выполнены отверстия 6 для смазки шарика. Шарик у одного торца вращающегося тела может быть больше, чем у другого его торца. Шарики плотно (с минимальным зазором) прилегают к поверхности полусферических углублений с возможностью свободного вращения. Неподвижная опора может иметь несколько полусферических углублений для установки шариков нескольких вращающихся тел. Полусферические углубления в неподвижной опоре могут быть расположены по прямой линии (фиг.3) или по кривой, в том числе по окружности.

В полости 7 вращающегося тела (фиг.4 и 5), по меньшей мере с одной его стороны, размещены подвижная деталь 8 и пружина 9, изготовленная из пружинной стали. Со стороны торца вращающегося тела подвижная подпружиненная деталь 8 имеет гладкое полусферическое углубление 10 для размещения шарика 5. Полусферические углубления в подпружиненной детали и неподвижной опоре выполнены одинаковыми. Подпружиненная деталь 8 имеет поперечную канавку 11 для обеспечения ее фиксации в полости 7 вращающегося тела. Фиксация подпружиненной детали винтом 12, имеющим скругленную концевую часть, обеспечивается в двух положениях через отверстия 13 и 14 с резьбой, выполненные в стенке 15 вращающегося тела.

В неподвижной опоре могут быть выполнены отверстия 16 с резьбой для проталкивания шарика (вместе с подвижной деталью) в полость вращающегося тела (трубы) с помощью винта 17 с рукояткой 18.

Вращающиеся тела, неподвижные опоры, шарики, подвижные детали, винты могут быть изготовлены из металла (сталь, чугун, другие сплавы) или пластмассы, могут иметь цилиндрическую, коническую, ступенчатую или иную форму. На вращающееся тела могут быть установлены (надеты) маховики, колеса, лопатки, шкивы, звездочки, шестерни.

Ось машины может быть установлена горизонтально, наклонно, вертикально.

Сборку оси, изображенной на фиг.1 и 2, осуществляют следующим образом.

Устанавливают и закрепляют неподвижно одну из опор 2. В полусферу 4 опоры вкладывают шарик 5 и прижимают его от выпадения полусферой, выполненной в торце 3 вращающегося тела 1, изготовленного из сплошного материала. С другого торца вращающегося тела устанавливают и закрепляют вторую опору. В отверстие 6 вводят смазочное вещество (машинное масло, смазочную эмульсию и др.).

Ось, изображенную на фиг.4, собирают следующим образом.

Обе опоры закрепляют неподвижно. В полость вращающегося тела вставляют пружину 9, затем с каждого торца вводят детали 8, в полусферические углубления которых вставляют шарики. Затем надавливают на шарики с каждого торца вращающегося тела (трубы), фиксируют подвижные детали винтами 12, вводя их в канавки 11 через отверстия 14 в стенке 15. При этом происходит сжатие пружины 9. В таком состоянии вращающееся тело перемешают между неподвижными опорами до момента, когда шарики войдут в контакт с их полусферами. После этого винт 12 вывинчивают из отверстия 14 и ввинчивают в отверстие 13 до контакта с канавкой 11, исключая продольное перемещение подвижной детали в полости вращающегося тела (трубы).

Для вывода вращающегося тела с шариками из контакта с неподвижными опорами используют винты 17 с рукоятками 18, вводя их в отверстия 16, после чего вращающееся тело отделяют от неподвижных опор.

Предложенное техническое решение расширяет функциональные возможности осей машин, отличается простотой конструктивного исполнения.

Источник информации

1. Энциклопедический словарь юного техника. Сост. Б.В.Зубков, С.В.Чумаков - М.: Педагогика, 1980. - С.70-71.

1. Ось машины, выполненная в виде имеющего возможность вращения тела, установленного с двух сторон в неподвижных опорах, отличающаяся тем, что неподвижные опоры выполнены с полусферическими углублениями для размещения шарика, а упомянутое вращающееся тело по меньшей мере с одной стороны имеет полость с подвижно размещенной в ней подпружиненной деталью, имеющей полусферическое углубление для размещения шарика, причем в подпружиненной детали выполнена поперечная канавка для фиксации подпружиненной детали в полости тела в двух положениях посредством винта, имеющего возможность установки в отверстиях, выполненных в стенке полости вращающегося тела.

2. Ось по п.1, отличающаяся тем, что неподвижная опора выполнена с отверстием для выталкивания шарика из полусферического углубления.



 

Похожие патенты:

Гибкий вал // 2415312
Изобретение относится к общему машиностроению, точнее к конструкциям гибких валов, используемых в механизмах для передачи крутящего момента и осевого усилия от ведущего звена механизма ведомому при несоосности указанных звеньев.

Изобретение относится к способам закрепления на валу сопрягаемых цилиндрических деталей и может быть использовано для закрепления зубчатых колес, шкивов, полумуфт, втулок с целью передачи крутящего момента.

Гибкий вал // 2364759
Изобретение относится к общему машиностроению, точнее к конструкциям гибких валов, используемых в механизмах для передачи крутящего момента и осевого усилия от ведущего звена механизма ведомому при несоосности указанных звеньев.

Изобретение относится к передвижным, регулируемым по длине конструкциям валов или содержащим передвижные части, особенно к телескопическим, составным и имеющим разъемные соединения, в том числе содержащим отдельные приводы для перемещения указанных передвижных частей.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для разъемных соединений типа вал-втулка. .

Вал // 2230236
Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям валов, и может быть использовано в соединительных валах коробок передач, например, авиационного газотурбинного двигателя.

Изобретение относится к области общего машиностроения и может быть использовано преимущественно в автомобильной и тракторной технике для защиты шарниров, валов, опор, втулок и других вращающихся деталей от внешних загрязнений (пыли, грязи и др.).

Изобретение относится к судостроению и предназначено для обеспечения возможности передачи больших осевых усилий вращающимися валами, соединенными в условиях повышенной несоосности, радиального и углового смещения.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к комбинированным подшипниковым узлам, предназначенным для использования, например, в авиационных агрегатах. .

Изобретение относится к машиностроению, конкретно к подшипникам, используемым в опорах различных устройств и механизмов. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к изготовлению роторно-опорных узлов. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства в качестве опор валов машин и механизмов, нагруженных радиальными и осевыми нагрузками и повышающих надежность и долговечность машин.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к изготовлению роторно-опорных узлов, состоящих из комбинации подшипника скольжения и подшипника качения и повышающих надежность и долговечность роторных машин.

Изобретение относится к машиностроению, конкретно к подшипникам, используемым в опорах различных устройств и механизмов. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к изготовлению роторно-опорных узлов, состоящих из комбинации подшипника скольжения и подшипника качения и повышающих надежность и долговечность роторных машин.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к изготовлению роторно-опорных узлов, состоящих из комбинации подшипника скольжения и подшипника качения и повышающих надежность и долговечность роторных машин.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности, возможности многократных пусков (остановов) и возможности реверсивности движения
Наверх