Способ работы клапана

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для использования в системах регулирования расхода рабочей среды с переменной температурой в теплоэнергетике и машиностроении. Способ работы клапана включает перемещение запорного органа 4 вдоль оси седла 11 посредством упругого элемента 6. Упругий элемент 6 управляется термочувствительным элементом 7, реагирующим на изменение температуры текучей среды, заключенной в оболочку (упругий элемент 6 и корпус 1). Упругий элемент 6 предварительно деформируют, прижимают запорный орган 4 к седлу 11. На термочувствительный элемент 7 воздействуют тепловым потоком, проходящим через оболочку от среды. Изобретение направлено на повышение надежности и расширение функциональных возможностей клапана. 5 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к запорной арматуре и может быть использовано в теплоэнергетике и машиностроении.

Известен способ работы клапана, включающий отпирание термочувствительным элементом запорного органа и открывание его посредством упругого элемента для слива теплоносителя, достигшего определенной температуры (SU 33774 A1, МПК F16K 17/38, 1933) [1].

Недостатками данного способа являются:

- низкая надежность устройства, реализующего способ, поскольку неизбежные отложения на термочувствительном элементе ухудшают теплопроводность, и податливость этого элемента, что приводит к нарушению его работы;

- увеличенное сопротивление току жидкости из-за размещения термочувствительного элемента непосредственно в теплоносителе;

- ограниченные функциональные возможности, обусловленные выполнением только одной функции.

Известен способ работы клапана, включающий перемещение запорного органа относительно седла посредством буфера и эластичной мембраны, на которую воздействуют термочувствительной массой (SU 630515 A1, МПК F16K, 17/38, 1978) [2].

Недостатки этого способа такие же, как и у предыдущего аналога.

Прототипом является способ работы клапана, включающий перемещение запорного органа вдоль оси седла посредством упругого элемента, управляемого термочувствительным элементом, реагирующим на изменение температуры текучей среды, омывающей его (SU 943460 A1, МПК F16K, 17/38, 1982) [3].

Недостатками прототипа являются:

- низкая надежность устройства, реализующего способ, из-за изменения теплопроводности термочувствительного элемента вследствие возникающих отложений из теплоносителя;

- влияние колебаний параметров текучей среды на работу клапана, например изменение скоростного напора или давления от гидроударов;

- ограниченные функциональные возможности, обусловленные выполнением только одной функции;

- увеличенное сопротивление току жидкости из-за размещения термочувствительного элемента непосредственно в теплоносителе.

Задачей изобретения является устранение указанных недостатков, а именно повышение надежности и расширение функциональных возможностей, а также уменьшение сопротивления току текучей среды.

Задача решается тем, что в способе работы клапана, включающем перемещение запорного органа вдоль оси седла посредством упругого элемента, управляемого термочувствительным элементом, реагирующим на изменение температуры текучей среды, заключенной в оболочку, упругий элемент предварительно деформируют, прижимают запорный орган к седлу, а на термочувствительный элемент воздействуют тепловым потоком, проходящим через оболочку от среды.

На упругий элемент воздействуют перепадом давлений между средами, находящимися по разные стороны оболочки.

Термочувствительный элемент выполняют в виде стержня, один конец которого фиксируют. Перемещение запорного органа производят под углом к оси седла. Перемещение запорного органа под углом к оси седла ограничивают. Перемещение конца термочувствительного элемента ограничивают в одну сторону.

Из уровня техники не выявлены решения, имеющие признаки, совпадающие с отличительными признаками заявленного изобретения и оказывающие такое же, как и они, влияние на технический результат, состоящий в повышении надежности и расширении функциональных возможностей.

Сущность изобретения отражают операции:

- упругий элемент предварительно деформируют, прижимают запорный орган к седлу, а на термочувствительный элемент воздействуют тепловым потоком, проходящим через оболочку от среды;

- на упругий элемент воздействуют перепадом давлений между средами, находящимися по разные стороны оболочки;

- термочувствительный элемент выполняют в виде стержня, один конец которого фиксируют;

- перемещение запорного органа производят под углом к оси седла;

- перемещение конца термочувствительного элемента ограничивают в одну сторону;

- перемещение запорного органа под углом к оси седла ограничивают.

Предварительное деформирование упругого элемента, прижимание запорного органа к седлу и воздействие на термочувствительный элемент тепловым потоком, проходящим через оболочку от среды, позволяет повысить надежность работы клапана, реализующего способ. За счет предварительной деформации запорный орган прижимается и удерживается в седле с некоторым усилием, позволяющим скомпенсировать колебания параметров текучей среды. Воздействие на термочувствительный элемент тепловым потоком также повышает надежность, поскольку позволяет вынести элементы клапанного устройства (за исключением запорного органа) за пределы оболочки, в которой находится текучая среда, предотвращая нежелательное влияние последней на эти элементы. Кроме того, при этом уменьшается сопротивление току жидкости, снижаются требования на ограничение размеров этих элементов, вызываемые имеющимися габаритами оболочки (например, трубы). Это относится, в том числе, и к термочувствительному элементу, поскольку тепловой поток можно снимать со значительно большей поверхности.

Воздействие на упругий элемент перепадом давлений между средами, находящимися по разные стороны оболочки, расширяет функциональные возможности, так как управлять клапаном можно не только температурой текучей среды, но и перепадом давлений.

Выполнение термочувствительного элемента в виде стержня, один конец которого фиксируют, повышает надежность работы, поскольку при этом не происходит ложных срабатываний клапана даже при возникновении очень значительных давлений в текучей среде. Срабатывание клапана в этом случае происходит только от изменения температуры.

Перемещение запорного органа под углом к оси седла расширяет функциональные возможности, так как позволяет управлять работой клапана даже при большой разнице давлений, действующих на него с внутренней и внешней сторон.

Ограничение перемещения конца термочувствительного элемента в одну сторону расширяет функциональные возможности в связи с тем, что в случае надобности клапан срабатывает или только на повышение, или только на понижение температуры.

Ограничение перемещения запорного органа под углом к оси седла дает возможность расширить функциональные возможности и повысить надежность работы вследствие того, что в случае необходимости клапан работает или только на понижение давления, или только на повышение.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг.1 изображена реализующая способ схема клапана в исходном (закрытом) состоянии.

На фиг.2 изображена схема клапана при снижении температуры среды ниже допустимого уровня.

На фиг.3 изображена схема клапана при воздействии на него перепадом давлений между средами, находящимися по разные стороны его корпуса.

На фиг.4 изображена схема клапана в закрытом положении с зафиксированным концом термочувствительного элемента.

На фиг.5 изображена схема клапана с зафиксированным концом термочувствительного элемента при повышении температуры текучей среды.

На фиг.6 изображена схема клапана с ограниченным перемещением запорного органа.

Клапан содержит корпус 1 с входным 2 и выходным 3 патрубками, между которыми установлен запорный орган 4, связанный рычагом 5 с упругим элементом 6, на котором закреплен термочувствительный элемент 7, имеющий возможность взаимодействия с ограничителем 8. Корпус может иметь термоизолирующий колпак 9 и упор 10, а патрубок 3 - седло 11.

Способ реализуют следующим образом.

Упругий элемент (мембрану) 6 предварительно деформируют путем установки, например, термочувствительного элемента (стержня) 7 за ограничитель 8 и прижимают тем самым посредством рычага 5 (который тоже может быть упругим) запорный орган 4 к седлу 11 (фиг.1). Воздействуют на термочувствительный элемент 7 тепловым потоком, проходящим через оболочку (мембрану, корпус) от среды, например от теплоносителя, находящегося в корпусе 1. При необходимости с помощью колпака 9 уменьшают воздействие температуры окружающей среды на термочувствительный элемент 7. При уменьшении температуры теплоносителя величина теплового потока снижается, и, следовательно, уменьшается температура термочувствительного элемента, в результате чего он укорачивается и, в конце концов, освобождается ограничителем 8. Под действием упругой силы элемента 6 запорный орган 4 отходит от седла 11, способствуя перетеканию жидкости из входного патрубка 2 в выходной патрубок 3 (фиг.2).

Воздействуют на упругий элемент перепадом давлений между средами, находящимися по разные стороны корпуса 1 (фиг.3). Например, при повышении давления окружающей среды мембрана 6 прогибается относительного исходного положения (на чертеже показано пунктирной линией), в результате чего запорный орган 4 смещается относительно отверстия выходного патрубка 3, обеспечивая перетекание жидкости или газа между патрубками. Перемещение запорного органа производят под углом (в данном случае 90°) к оси патрубка 3 (седла), что позволяет выдерживать большую разность давлений текучей среды в патрубках 2 и 3. Если давление окружающей среды окажется меньше, чем в корпусе 1, то мембрана выгнется вверх, увлекая за собой запорный орган 4, благодаря чему текучая среда станет перетекать между входным и выходным патрубками.

Если необходимо осуществить перепускание текучей среды из одного патрубка в другой только под действием температуры, то фиксируют один конец термочувствительного элемента 7, который выполняют в виде стержня (фиг.4). При этом в случае повышения температуры стержень удлиняется и прогибает мембрану вниз, смещая одновременно запорный орган 4 (фиг.5). При уменьшении температуры запорный орган будет скользить вверх, освобождая отверстие патрубка 3.

Перемещение конца термочувствительного элемента 7 ограничивают в одну сторону, например, путем соприкосновения торца стержня с ограничителем 8. Тогда при повышении температуры стержень будет удлиняться и прогибать мембрану, опуская запорный орган 4 и приоткрывая отверстие патрубка 3. При понижении температуры стержень будет просто укорачиваться, не вызывая перемещения запорного органа.

Для обеспечения работы клапана, например, только при понижении давления внутри корпуса 1, ограничивают упором 10 перемещение запорного органа 4 под углом к оси седла (фиг.6). Тогда при повышении давления текучей среды внутри корпуса клапан останется закрытым благодаря противодействию упора 10 перемещению запорного органа 4 вверх.

Внедрение изобретения позволит изготавливать надежную запорную арматуру с расширенными функциональными возможностями.

1. Способ работы клапана, включающий перемещение запорного органа вдоль оси седла посредством упругого элемента, управляемого термочувствительным элементом, реагирующим на изменение температуры текучей среды, заключенной в оболочку, отличающийся тем, что упругий элемент предварительно деформируют, прижимают запорный орган к седлу, а на термочувствительный элемент воздействуют тепловым потоком, проходящим через оболочку от среды.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что на упругий элемент воздействуют перепадом давлений между средами, находящимися по разные стороны оболочки.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что термочувствительный элемент выполняют в виде стержня, один конец которого фиксируют.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что перемещение запорного органа производят под углом к оси седла.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что перемещение конца термочувствительного элемента ограничивают в одну сторону.

6. Способ по п.1, отличающийся тем, что перемещение запорного органа под углом к оси седла ограничивают.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для использования в нефте-, газо- и трубопроводах, теплоэнергетике, двигателе- и турбостроении, химической промышленности.

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для автоматического перекрытия проходного сечения трубопроводов, в частности газопроводов, в результате чрезмерного повышения температуры, например при пожарах.

Изобретение относится к области арматуростроения, в частности к аварийным устройствам, служащим для перекрытия потока перекачиваемой среды в зону аварии для предотвращения усугубления аварии и дальнейшего ее развития вплоть до катастрофы, и может использоваться в первую очередь в системах обеспечения безопасности эксплуатации магистральных трубопроводов для перекачки газа, нефти и продуктов ее переработки.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к предохранительным клапанам, и предназначено для предотвращения разрушения рабочих емкостей от избыточного давления.

Изобретение относится к энергетическому машиностроению, а именно к конструкции следящих устройств для управления энергетической установкой, и предназначено для использования в качестве устройств управления установок, имеющих теплонагруженные рабочие камеры.

Изобретение относится к отсечным противопожарным устройствам, чувствительным к повышению температуры и предназначенным для установки в трубопроводах с легковоспламеняющимися и другими огнеопасными средами.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для использования в системах автоматической аварийной отсечки каналов вентиляции промышленных помещений, через которые возможен выход в окружающую среду вредных продуктов взрывной аварии, в технологических установках и локализующих системах химической и атомной промышленности.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может быть использовано в теплоэнергетике, химической промышленности, газо- и нефтепроводах. .

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может быть использовано в теплоэнергетике, трубостроении, химической промышленности, газо- и нефтепроводах

Изобретение относится к клапанам для сосудов высокого давления. Устройство содержит клапан, содержащий рычаг в первом положении, при котором клапан закрыт. Удлиненный элемент из сплава с эффектом памяти формы имеет первый конец, соединенный с рычагом. При этом элемент из сплава с эффектом памяти формы деформирован до первой длины. Причем подвергание по меньшей мере части элемента из сплава с эффектом памяти формы воздействию температуры при температуре его аустенитного превращения или с ее превышением вызывает укорачивание элемента из сплава с эффектом памяти формы до второй длины, меньшей первой длины. Указанное укорачивание заставляет первый конец элемента из сплава с эффектом памяти формы тянуть рычаг во второе положение, при котором клапан открыт. Смещающий элемент смещает рычаг в третье положение, при котором клапан открыт. Технический результат: повышение эффективности управления в сосудах высокого давления. 12 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателям внутреннего сгорания. Двигатель внутреннего сгорания, содержащий цилиндр с размещенным в нем поршнем, головку цилиндра с установленной в ней топливной форсункой, нагнетательную камеру переменного объема, ограниченную днищем поршня и головкой цилиндра, камеру сгорания, выполненную в поршне с горловиной и расположенный в головке цилиндра соосно с горловиной камеры сгорания управляемый шибер с размещенной в нем искровой свечой, разделяющий нагнетательную камеру и камеру сгорания при движении поршня к верхней мертвой точке на ходе сжатия, а также расположенный в шибере соединительный канал, соединяющий нагнетательную камеру и камеру сгорания при подходе поршня к верхней мертвой точке, в соответствии с изобретением на торце шибера, обращенном к горловине камеры сгорания, установлена перегородка, выполненная из материала, обладающего эффектом памяти формы, закрывающая в период пуска двигателя канал, соединяющий нагнетательную камеру и камеру сгорания. Изобретение обеспечивает повышение надежности пуска двигателя путем уменьшения площади охлаждения рабочего тела в период пуска. 3 ил.

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для защиты рабочих емкостей от избыточного давления при возникновении пожара, например для аварийного перекрытия систем трубопроводов. Пожарный клапан с входным и выходным отверстиями содержит установленные во внутренней полости корпуса перпендикулярно друг другу и взаимодействующие друг с другом подпружиненные запорный элемент и фиксатор, плавкую часть и отверстия для сброса газа. Клапан снабжен седлом с внутренним отверстием, сообщающимся с выходным отверстием клапана и установленным соосно с запорным элементом в виде поршня с отверстием. Седло выполнено в виде цилиндра переменного сечения с последовательным уменьшением диаметров в сторону запорного элемента. Фиксатор выполнен в виде цилиндра переменного сечения, один конец которого установлен в отверстии поршня, а другой конец выполнен в виде подпружиненного со стороны поршня диска, зафиксированного плавкой частью в виде диска. Обращенные друг к другу поверхности седла и поршня снабжены металлической режущей кромкой. Длина части фиксатора, взаимодействующая с поршнем, меньше высоты плавкой части. Отверстия для сброса газа расположены в плоскости, параллельной входному и выходному отверстиям. Изобретение направлено на повышение герметичности пожарного клапана. 4 ил.

В заявке описан предохранительный блок, предназначенной для добычи и транспорта ископаемого топлива арматуры, имеющий по меньшей мере два предохранительных клапана, которые гидравлически и/или пневматически соединены с по меньшей мере одним запорным механизмом арматуры и по меньшей мере один из которых выполнен переключающимся в зависимости от температуры, а по меньшей мере один другой из них выполнен переключающимся в зависимости от давления с тем, чтобы при изменении температуры до значения, находящегося вне пределов заданного интервала температур, и/или при изменении давления до значения, находящегося вне пределов заданного интервала давлений, инициировать аварийное перекрытие арматуры. Согласно изобретению предохранительный блок находится в физическом контакте с арматурой для возможности передачи на него тепла от нее и тем самым для предотвращения замерзания клапанов внутри него. 8 з.п. ф-лы, 6 ил.

Группа изобретений касается предохранительного клапана, насосного устройства, в частности главного циркуляционного насоса для электростанций, и применения предохранительного клапана в насосном устройстве. Насос содержит корпус (2), определяющий внутреннее пространство (3) с впускным отверстием (4) и выпускным отверстием (5) соответственно для всасывания и выталкивания перемещаемой среды, и связанную с пространством (3) камеру (7). Камера (7) содержит первую систему (29) трубопроводов системы (22) гидравлического затвора для подвода воды гидравлического затвора в определяемую корпусом (2) камеру (7), вторую систему (32) трубопроводов для отвода контролируемого потока, теряемого вследствие утечки, из определяемой корпусом (2) камеры (7), и расположенный во второй системе (32) трубопроводов предохранительный клапан (35) для блокирования отводимого из камеры (7) потока, теряемого вследствие утечки. Изобретения направлены на создание устройства, которое бы при прекращении подачи воды гидравлического затвора самостоятельно блокировало контролируемую утечку и в дальнейшем сохраняло блокировку. 3 н. и 10 з. п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению. Универсальный клапан с входным, выходным отверстиями содержит установленные во внутренней полости корпуса соосно подпружиненный запорный элемент и седло, отверстия для сброса газа, расположенные параллельно входному, выходному отверстиям, плавкую часть в виде диска и отверстие, сообщающееся с внутренней полостью корпуса. Клапан снабжен мембраной, установленной в отверстии корпуса и зафиксированной вставкой в форме диска, которая зафиксирована поршнем с диском в верхней части. Изобретение позволяет предотвратить обратное перетекание рабочего газа, а также обеспечивает защиту рабочих емкостей от разрушения в аварийных условиях. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам, предназначенным для предотвращения разрушения рабочих емкостей от избыточного давления при возникновении пожара, например, для аварийного перекрытия систем трубопроводов сверхвысокого давления и сброса рабочего газа в окружающую среду. Пожарный клапан сверхвысокого давления с входным, выходным отверстиями содержит установленные во внутренней полости корпуса с возможностью взаимодействия подпружиненные запорный элемент и фиксатор, седло с внутренним отверстием, установленное соосно с запорным элементом, отверстия для сброса газа и отверстие, сообщающееся с внутренней полостью, один конец фиксатора выполнен в виде подпружиненного со стороны запорного элемента диска, зафиксированного плавкой частью, обращенные друг к другу поверхности седла и поршня снабжены металлической режущей кромкой, плавкая часть выполнена в виде диска. Во внутреннем отверстии седла размещены дополнительная плавкая часть и фиксатор в виде полого штока с диском, в отверстии корпуса размешена сварная втулка, в верхней части которой расположена мембрана, зафиксированная вставкой в форме диска, в свою очередь зафиксированной поршнем, верхняя часть которого выполнена в виде диска, который взаимодействует с плавкой частью в форме диска. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам, предназначенным для предотвращения разрушения рабочих емкостей от избыточного давления при возникновении пожара, например, для аварийного перекрытия систем трубопроводов сверхвысокого давления и сброса рабочего газа в окружающую среду. Пожарный клапан сверхвысокого давления с входным, выходным отверстиями содержит установленные во внутренней полости корпуса с возможностью взаимодействия подпружиненные запорный элемент и фиксатор, седло с внутренним отверстием, установленное соосно с запорным элементом, отверстия для сброса газа и отверстие, сообщающееся с внутренней полостью, один конец фиксатора выполнен в виде подпружиненного со стороны запорного элемента диска, зафиксированного плавкой частью, обращенные друг к другу поверхности седла и поршня снабжены металлической режущей кромкой, плавкая часть выполнена в виде диска. Во внутреннем отверстии седла размещены дополнительная плавкая часть и фиксатор в виде полого штока с диском, в отверстии корпуса размешена сварная втулка, в верхней части которой расположена мембрана, зафиксированная вставкой в форме диска, в свою очередь зафиксированной поршнем, верхняя часть которого выполнена в виде диска, который взаимодействует с плавкой частью в форме диска. 2 ил.
Наверх