Способ изготовления лейнера и лейнер из алюминиевого сплава

Изобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть использовано при изготовлении сосудов высокого давления. Осуществляют местный нагрев заготовки из прессованной трубы, закатку трубы с образование днища, средней цилиндрической части и днища с горловиной. После образования днища в его средней части в полярной точке просверливают коническое отверстие, которое затем заваривают с присадкой сварочной проволоки для образования равнопрочного, герметичного глухого днища и зачищают наружную заваренную часть глухого днища путем пологой зачистки. Днище лейнера выполнено равнопрочным и герметически глухим. При этом толщина днища составляет не менее двух толщин цилиндрической части, а наружная поверхность днища имеет эллипсоидную форму. Повышается надежность лейнера и увеличивается его эксплуатационный ресурс. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к общему машиностроению, а именно к производству сосудов высокого давления, и используется при производстве лейнеров из алюминиевых сплавов.

Известен способ изготовления резервуара высокого давления, включающий пластическое формование короткой полой цилиндрической металлической заготовки в более удлиненную полую цилиндрическую заготовку с постепенно увеличивающейся в процессе изготовления толщины стенки в направлении от цилиндрической части к куполу (см. патент США №6886711 В2 на изобретение, МПК7 F17C 1/00, 26.02.2004 г.).

Данный способ изготовления лейнера является сложным, т.к. предполагает изготовление из короткой полой цилиндрической металлической заготовки.

Известен лейнер, содержащий глухое днище, среднюю цилиндрическую часть и днище с горловиной, причем толщина стенки горловины, по крайней мере, в три раза больше толщины цилиндрической части (см. патент США №6886711 В2 на изобретение, МПК7 F17C 1/00, 26.02.2004 г.).

Данный лейнер имеет значительный вес и неудобен при эксплуатации.

Наиболее близким к предлагаемому способу и устройству, изготовленному при реализации способа, по совокупности существенных признаков является сосуд давления и способ его изготовления (варианты) (см. патент РФ №2175088 на изобретение (вариант 2), МПК7 F16J 12/00, F17C 1/06, B29D 22/00, 20.10.2001 г.).

Известный способ изготовления алюминиевого лейнера характеризуется нагревом заготовки из прессованной алюминиевой трубы, закаткой трубы с образование днища с отверстием, на которое устанавливается заглушка средней цилиндрической части и днища с горловиной. Известный сосуд давления включает алюминиевый лейнер, содержащий днище с заглушкой, среднюю цилиндрическую часть и днище с горловиной, причем в днище выполнено отверстие, которое закрывают заглушкой, что снижает прочностные характеристики сосуда давления. Известные способ и устройство не позволяют изготавливать лейнеры из алюминиевого сплава с высокой надежностью и значительным эксплутационным ресурсом.

Задачей группы изобретений является создание лейнера из алюминиевого сплава с высокими прочностными характеристиками и продолжительным эксплутационным ресурсом.

Техническим результатом при использовании предлагаемой группы изобретений является повышение надежности лейнера из алюминиевого сплава и увеличение эксплутационного ресурса.

Указанный технический результат в части способа достигается тем, что в способе изготовления лейнера из алюминиевого сплава, включающем местный нагрев заготовки из прессованной трубы, закатку трубы с образованием днища, средней цилиндрической части и днища с горловиной, после образования днища в полярной точке его средней части просверливают коническое отверстие, которое затем заваривают с присадкой сварочной проволоки для образования равнопрочного, герметически глухого днища, и зачищают наружную заваренную часть глухого днища путем пологой зачистки, причем наружную поверхность днища выполняют эллипсоидной формы. Кроме того, коническое отверстие выполняют с диаметром на наружной поверхности днища, составляющим не менее двух диаметров на внутренней поверхности.

Лейнер из алюминиевого сплава содержит днище, среднюю цилиндрическую часть и днище с горловиной, причем днище выполнено равнопрочным и герметически глухим, его толщина составляет не менее двух толщин цилиндрической части, а наружная поверхность днища имеет эллипсоидную форму.

Указанный технический результат в части устройства достигается за счет того, что согласно устройству в лейнере из алюминиевого сплава, содержащем днище, среднюю цилиндрическую часть и днище с горловиной, днище выполнено равнопрочным и герметически глухим, при этом толщина днища составляет не менее двух толщин цилиндрической части, а наружная поверхность днища имеет эллипсоидную форму.

На фиг.1 изображен лейнер из алюминиевого сплава, общий вид;

на фиг.2 - то же, с коническим отверстием в днище.

Лейнер из алюминиевого сплава представляет собой герметичную тонкостенную оболочку и содержит днище 1, днище 2 с горловиной 3 и среднюю цилиндрическую часть 4.

Днище 1 выполнено равнопрочным, герметически глухим посредством выполнения в его полярной точке 5 конического отверстия 6, которое затем заваривают с присадкой сварочной алюминиевой проволоки до образования цельнометаллического алюминиевого днища. Коническое отверстие 6 необходимо по следующим причинам: при закатке днища 1 на его внутренней поверхности в полярной точке 5 образуется углубление, которое уменьшает прочность днища и способствует накоплению в углублении в большом количестве окисной пленки. Диаметр конического отверстия 6 на наружной поверхности днища составляет не менее двух диаметров на его внутренней поверхности, при этом наружная поверхность глухого днища 1 имеет эллипсоидную форму.

Способ изготовления лейнера из алюминиевого сплава осуществляется следующим образом.

Согласно изобретению заготовку в виде равностенной цилиндрической трубы из алюминиевого сплава с расчетными геометрическими размерами прогревают при помощи газовой горелки сначала с одного конца до заданной температуры и формируют днище 1 методом закатки, во время которой заготовку вращают и поддерживают в ней заданную температуру прогрева. После образования днища 1 в полярной точке 5 просверливают коническое отверстие 6, которое затем заваривают с присадкой сварочной проволокой для образования равнопрочного, герметичного глухого днища 1. Далее зачищают наружную заваренную часть глухого днища 1 путем пологой зачистки.

Операцию формования днища 2 с горловиной 3 с нагревом деформируемой части осуществляют в несколько проходов до достижения заданных толщин участков эллиптического днища 2 и горловины 3.

После этого лейнер термообрабатывают на заданную прочность, в горловине 3 нарезают на токарном станке резьбу для крепления вентиля и посадочное место для герметизирующего резинового кольца.

1. Способ изготовления лейнера из алюминиевого сплава, включающий местный нагрев заготовки из прессованной трубы, закатку трубы с образованием днища, средней цилиндрической части и днища с горловиной, отличающийся тем, что после образования днища в полярной точке его средней части просверливают коническое отверстие, которое затем заваривают с присадкой сварочной проволоки для образования равнопрочного герметически глухого днища и зачищают наружную заваренную часть глухого днища путем пологой зачистки, причем наружную поверхность днища выполняют эллипсоидной формы.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что коническое отверстие выполняют с диаметром на наружной поверхности днища, составляющим не менее двух диаметров на внутренней поверхности.

3. Лейнер из алюминиевого сплава, содержащий днище, среднюю цилиндрическую часть и днище с горловиной, причем днище выполнено равнопрочным и герметически глухим с заваренным сварочной проволокой коническим отверстием, просверленным в полярной точке его средней части, его толщина составляет не менее двух толщин цилиндрической части, а наружная поверхность днища имеет эллипсоидную форму.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при изготовлении тонкостенных оболочек большого диаметра, имеющих периодический профиль.

Изобретение относится к области газовой аппаратуры и может быть использовано в газовой, авиационной, судостроительной, автомобильной и смежных с ними отраслях промышленности, где применяются композитные баллоны высокого давления (ВД), наполненные сжатым или сжиженным газом.

Изобретение относится к области обработки металлов давлением и резанием и может быть использовано при изготовлении баллонов высокого давления для длительного хранения и транспортировки сжатых и сжиженных газов, преимущественно для изготовления огнетушителей углекислотных.

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к устройствам для закатки концов трубных заготовок, и может быть использовано в различных отраслях машиностроения.

Изобретение относится к области обработки металлов давлением и резанием и может быть использовано при изготовлении баллонов высокого давления для длительного хранения и транспортировки сжатых и сжиженных газов, преимущественно для изготовления огнетушителей углекислотных.

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при изготовлении баллонов высокого давления из трубных заготовок. .
Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено для формоизменения тонкостенных оболочек. .
Изобретение относится к области формоизменения тонкостенных оболочек. .

Изобретение относится к машиностроению, к области формоизменения тонкостенных оболочек, непосредственно к устройству для обжима и раздачи оконечности трубной заготовки с нагревом в горловину сосуда давления.

Изобретение относится к машиностроению, к области формоизменения тонкостенных оболочек, непосредственно к устройству для обжима и раздачи оконечности трубной заготовки с нагревом в горловину сосуда давления.

Изобретение относится к области газовой аппаратуры, а именно к металлокомпозитным баллонам высокого давления, используемым, в частности, в портативных кислородных дыхательных аппаратах альпинистов, спасателей, в переносных изделиях криогенной и противопожарной техники, системах газообеспечения, автомобильной промышленности и других отраслях

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, а именно к изготовлению тонкостенных сосудов высокого давления

Изобретение относится к способу изготовления сварных сосудов высокого давления. Обечайку изготавливают путем свертки листовой заготовки со стыковкой кромок в сборочно-сварочных приспособлениях, прихватки кромок по краям с использованием технологических пластин, автоматической сварки с последующей калибровкой по внутреннему диаметру обечайки и рентгенотелевизионного контроля качества сварного шва. Днища получают вытяжкой из кружка прессовой обработкой или комбинированной ротационной вытяжкой из кружка посредством проецирования, многопереходной ротационной вытяжки и выглаживания с образованием цилиндрической и сферической частей. Затем в обечайку и днища вваривают штуцеры и вентили. К днищам приваривают прерывистыми швами сварочные остающиеся подкладки. Потом осуществляют сборку и автоматическую сварку обечайки с днищами стыковыми кольцевыми швами с последующим их рентгенотелевизионным контролем качества. После этого к сосуду приваривают опорные и транспортировочные элементы и подвергают его пневмоиспытаниям на герметичность. Изобретение позволяет получать сварные сосуды высокого давления с высокой конструктивной и циклической прочностью, высоким качеством сварных швов, высокой точностью геометрической формы и качеством обработанной поверхности. 7 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к транспортному судостроению, средствам морской транспортировки и хранения сжиженного природного газа (СПГ) и касается конструкции мембранной грузовой емкости для его транспортировки и хранения. Резервуар для транспортировки или хранения СПГ содержит структурированную термоизолированную оболочку, закрепленную на несущей конструкции транспортного судна или емкости. Оболочка состоит из нескольких слоев. При этом один слой является металлическим, герметичным и находится в контакте с перевозимым или хранящимся сжиженным газом. Слой содержит волнообразные гофры. Вершины и впадины волн образуют форму зигзагов. Волнообразные лунки между гофрами с внешней стороны заполнены пористым синтетическим материалом или пастой на основе рубленного стекловолокна и связующего. Достигается повышение прочности и надежности мембранной грузовой емкости для транспортировки и хранения сжиженного газа, уменьшение вероятности нарушения ее герметичности. 2 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к комбинированным баллонам высокого давления из композитных материалов и может быть использовано при изготовлении облегченных баллонов, применяемых на транспорте и для перевозки газов. Способ изготовления баллона включает изготовление лейнера из закаленного стекла, намотку на него в радиальном направлении гибкого материала, одна из поверхностей которого выполнена из адгезива, а другая - из антиадгезива. Затем накладывают на лейнер по меньшей мере днище с горловиной, при этом один конец гибкого материала выводят через отверстие в лейнере и горловину, и формируют вокруг всей его поверхности силовую оболочку, выполненную спиральной радиально-диагональной намоткой композитного материала с использованием связующего, осуществляют его отверждение, разбивают лейнер и удаляют осколки из полости баллона. Использование изобретения позволяет упростить технологию изготовления, снизить себестоимость и массу баллона и обеспечить безосколочное разрушение баллона. 2 ил.

Изобретение относится к конструкциям комбинированных баллонов высокого давления и может быть использовано при изготовлении облегченных баллонов, применяемых на транспорте и для перевозки газов. Баллон содержит металлический лейнер, включающий обечайку, в которой созданы напряжения сжатия, охваченную наружной оболочкой в виде спиральных витков армирующего стального материала прочностью не менее прочности обечайки и сферические или эллиптические днища. Витки наружной оболочки выполнены с натяжением путем создания в баллоне давления, обеспечивающего напряжения в окружном направлении лейнера, по меньшей мере, равные величине предела текучести металла лейнера и одинаковые продольные напряжения в каждом витке оболочки. Обечайка лейнера и наружная оболочка могут быть выполнены с покрытием из адгезионного и антикоррозионного материалов, а армирующий материал для наружной оболочки имеет разный профиль поперечного сечения. Изобретение позволяет снизить массу баллона, обеспечить безосколочное разрушение и повысить срок службы баллонов. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к производству облегченных бесшовных баллонов высокого давления и может быть использовано при изготовлении баллонов из бесшовной трубной заготовки, в том числе и при изготовлении баллонов с наружной оболочкой из композитного материала. Способ изготовления баллона включает порезку трубы на заготовки, механическую обработку наружной поверхности одного конца заготовки путем обтачивания до необходимых размеров, горячее формирование днища, абразивную очистку поверхностей, обработку наружной поверхности цилиндрической части заготовки с утонением стенки до необходимых размеров, горячее формирование горловины, предварительную механическую обработку горловины, термическую обработку баллона, а затем - чистовую механическую обработку горловины баллона. Использование изобретения обеспечивает снижение веса баллона и расхода режущего инструмента, а также трудоемкости его изготовления.
Наверх