Способ гидрогенизационной переработки вакуумного дистиллата

Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способу гидрогенизационной переработки нефтяного сырья. Изобретение касается способа гидрогенизационной переработки вакуумного дистиллата, включающего мягкий гидрокрекинг вакуумного дистиллата при повышенных температуре и давлении в присутствии катализатора гидрокрекинга, с последующим выделением дизельного дистиллата, при этом выделенный после мягкого гидрокрекинга дизельный дистиллат разделяют на два потока, один из которых в количестве 10-30 мас.% направляют на смешение с исходным вакуумным дистиллатом, а другой в количестве 90-70 мас.% направляют на дополнительную гидроочистку с получением целевого дизельного топлива. Технический результат - снижение содержания серы в получаемом дизельном топливе до уровня менее 50 ррм (стандарт Евро-4) и менее 10 ррм (стандарт Евро-5). 3 з.п. ф-лы.

 

Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способу гидрогенизационной переработки вакуумного дистиллата.

Известен способ гидрогенизационной переработки нефтяного сырья, представляющего собой смесь вакуумного дистиллата и дистиллатной фракции вторичных деструктивных процессов при повышенных температуре и давлении в присутствии катализаторов. При этом используют фракцию вторичных деструктивных процессов с содержанием серы до 1 мас.% в количестве 2-25 мас.% на сырье. В качестве сырья используют вакуумный дистиллат с концом кипения до 560°С, а в качестве дистиллатной фракции вторичных деструктивных процессов используют газойлевые фракции каталитического крекинга, висбрекинга, замедленного коксования. Получают дизельный дистиллат с выходом 10-45 мас.% с содержанием серы 0,01-0,02 мас.%, а также облагороженный остаток с выходом 47-80 мас.% с содержанием серы 0,02-0,06 мас.%, который является сырьем для каталитического крекинга.

Процесс гидрогенизационной переработки проводят под давлением 4-10 МПа, температуре 340-415°С, объемной скорости подачи сырья 0,5-2,0 час-1.

(Патент РФ №2284344, 2006 г.)

Наиболее близким к заявляемому является способ гидрогенизационной переработки нефтяного сырья, в частности мягкого гидрокрекинга вакуумного газойля с температурой кипения 360°C+.

Способ осуществляют под давлением 4-6 МПа, температуре 390-420°С, объемной скорости подачи сырья 0,5-1,5 час-1 в присутствии катализатора гидрирования. Получают дизельный дистиллат с содержанием серы 0,06-0,11 мас.%.

(Патент РФ №2124042, 1998 г.)

Основным недостатком известных способов является невозможность получения глубокоочищенных сортов дизельного топлива (стандарты Евро-4 и Евро-5), содержащих серы ниже соответственно 50 ррм (0,005 мас.%) и 10 ррм (0,001 мас.%) - ГОСТ 52368-2005: (EH 590: 2004).

Задачей предлагаемого изобретения является разработка способа гидрогенизационной переработки нефтяного сырья, позволяющая при использовании в качестве сырья тяжелых вакуумных дистиллатов (с концом кипения до 540°С) снизить содержание серы в получаемом дизельном топливе до уровня менее 50 ррм (стандарт Евро-4) и менее 10 ррм (стандарт Евро-5).

Для решения поставленной задачи предлагается способ гидрогенизационной переработки вакуумного дистиллата, включающий мягкий гидрокрекинг вакуумного дистиллата при повышенных температуре и давлении в присутствии катализатора гидрокрекинга, с последующим выделением дизельного дистиллата. Способ отличается тем, что выделенный после мягкого гидрокрекинга дизельный дистиллат разделяют на два потока, один из которых в количестве 10-30 мас.% направляют на смешение с исходным вакуумным дистиллатом, а другой в количестве 90-70 мас.% направляют на дополнительную гидроочистку с получением целевого дизельного топлива.

Мягкий гидрокрекинг вакуумного дистиллата осуществляют при давлении 4-7 МПа, температуре 360-420°С, объемной скорости подачи сырья 0,5-1,5 час-1 в присутствии алюмо-никель-молибденового (АНМ) и/или алюмо-кобальт-молибденового (АКМ) катализатора.

Дополнительную гидроочистку дизельного дистиллата осуществляют при давлении 4-7 МПа, температуре 350-400°С, объемной скорости подачи сырья 0,5-2,0 час-1.

На стадию дополнительной гидроочистки дизельного дистиллата в отдельных случаях подают дизельный дистиллат, выделенный после стадии мягкого гидрокрекинга, и дополнительно прямогонную дизельную фракцию в соотношении в мас.% 10-90:50-50.

Для этого используют прямогонную дизельную фракцию, характеризующуюся следующими показателями качества:

1. Плотность, кг/м3:
при 15°С 841
при 20°С 837
2. Фракционный состав, °С:
Н.К. 160
10% об. 208
20% об. 232
30% об. 243
40% об. 259
50% об. 272
60% об. 283
70% об. 300
80% об. 315
90% об. 330
96% об. 355
3. Температура, °С:
- помутнения - 5,2
- предельной фильтруемости - 7,3
-застывания - 10,2
4. Кинематическая вязкость, мм2/с при 40°С 3,0
5. Полициклические ароматические
углеводороды, мас.% 3,51
6. Содержание серы, мас.% 1,5

Следует отметить, что общая степень конверсии на стадии мягкого крекинга достигает 30-50 мас.% на сырье, при этом остается «непревращенный» остаток (70-50 мас.%), который вследствие пониженного содержания в нем серы (0,02-0,10 мас.%), может использоваться как высококачественное сырье каталитического крекинга или масляного производства. Полученный при гидрокрекинге дизельный дистиллат (фр. 160-360°С) характеризуется содержанием серы 0,01-0,05 мас.%.

Как указывалось выше, полученная при гидрокрекинге дизельная фракция (фр. 160-360°С) характеризуется довольно высоким содержанием серы (0,01-0,05 мас.%). Для получения глубокоочищенных от серы сортов дизельного топлива (стандарты Евро-4 и Евро-5) эта фракция частично возвращается в процесс гидрокрекинга, а ее основная часть подвергается дополнительной гидроочистке.

В результате дополнительной гидроочистки получают целевое дизельное топливо с выходом 28-38 мас.% на сырье (вакуумный дистиллат), содержащее менее 50 ррм или менее 10 ррм серы, соответствующее стандарту Евро-4 или Евро-5 на дизельное топливо - ГОСТ Р 52368-2005: (EH 590: 2004), а также высококачественный малосернистый остаток, который можно использовать в качестве сырья для каталитического крекинга или масляного производства.

Ниже приведены конкретные примеры заявляемого способа.

Пример 1

Мягкому гидрокрекингу подвергают вакуумный дистиллат, например сернистый вакуумный дистиллат (пределы кипения 360-480°С, плотность 924 кг/м3, содержание серы 2,5 мас.%). Процесс осуществляют при давлении 4 МПа, температуре 360°С, объемной скорости подачи сырья 0,5 час-1 в присутствии АНМ-катализатора. В результате получают 30% дизельного дистиллата, 5% углеводородного газа и бензина и 65% «непревращенного» остатка.

Дизельный дистиллат содержит 0,05 мас.% серы. Указанный продукт разделяют на две части: 30% направляют на смешение с исходным сырьем, а 70% подвергают дополнительной гидроочистке. Дополнительную гидроочистку осуществляют при давлении 4 МПа, температуре 400°С, объемной скорости подачи сырья 0,5 час-1.

В результате получают целевое дизельное топливо, содержащее менее 50 ррм серы, соответствующее требованиям ГОСТа Р 52368-2005: (EH 590: 2004) на топливо марки Евро-4. Выход на сырье (вакуумный дистиллат) составляет 28 мас.%.

«Непревращенный» остаток содержит 0,12 мас.% серы и является качественным сырьем для процесса каталитического крекинга и масляного производства.

Пример 2

Мягкому гидрокрекингу подвергают вакуумный дистиллат, например сернистый вакуумный дистиллат (пределы кипения 360-520°С, плотность 927 кг/м3, содержание серы 2,9 мас.%). Процесс осуществляют при давлении 5,5 МПа, температуре 420°С, объемной скорости подачи сырья 1,0 час-1 в присутствии двух последовательно загруженных катализаторов: АНМ и АКМ. В результате получают 34% дизельного дистиллата, 6% углеводородного газа и бензина и 60% «непревращенного» остатка.

Дизельный дистиллат содержит 0,04 мас.% серы. Указанный продукт разделяют на две части: 20% направляют на смешение с исходным сырьем, а 80% подвергают дополнительной гидроочистке. Дополнительную гидроочистку осуществляют при давлении 5,5 МПа, температуре 380°С, объемной скорости подачи сырья 1,0 час-1.

В результате получают целевое дизельное топливо, содержащее менее 50 ррм серы, соответствующее требованиям ГОСТа Р 52368-2005: (EH 590: 2004) на топливо марки Евро-4. Выход на сырье (вакуумный дистиллат) составляет 32 мас.%.

«Непревращенный» остаток содержит 0,1 мас.% серы и является качественным сырьем для процесса каталитического крекинга и масляного производства.

Пример 3

Гидрокрекингу подвергают вакуумный дистиллат, например сернистый вакуумный дистиллат (пределы кипения 360-540°С, плотность 930 кг/м3, содержание серы 3,0 мас.%). Процесс осуществляют при давлении 7 МПа, температуре 390°С, объемной скорости подачи сырья 1,5 час-1 в присутствии двух последовательно загруженных катализаторов: АКМ и АНМ. В результате получают 40% дизельного дистиллата, 7% углеводородного газа и бензина и 53% «непревращенного» остатка.

Дизельный дистиллат содержит 0,02 мас.% серы. Указанный продукт разделяют на две части: 10% направляют на смешение с исходным сырьем, а 90% подвергают дополнительной гидроочистке. Дополнительную гидроочистку осуществляют при давлении 7 МПа, температуре 350°С, объемной скорости подачи сырья 2,0 час-1.

В результате получают целевое дизельное топливо, содержащее менее 10 ррм серы, соответствующее требованиям ГОСТа Р 52368-2005: (EH 590: 2004) на топливо марки Евро-5. Выход на сырье (вакуумный дистиллат) составляет 38 мас.%.

«Непревращенный» остаток содержит 0,04 мас.% серы и является качественным сырьем для процесса каталитического крекинга и масляного производства.

Пример 4

Мягкому гидрокрекингу подвергают вакуумный дистиллат, например сернистый вакуумный дистиллат (пределы кипения 360-480°С, плотность 924 кг/м3, содержание серы 2,5 мас.%). Процесс осуществляют при давлении 4 МПа, температуре 360°С, объемной скорости подачи сырья 0,5 час-1 в присутствии АКМ-катализатора. В результате получают 30% дизельного дистиллата, 5% углеводородного газа и бензина и 65% «непревращенного» остатка.

Дизельный дистиллат содержит 0,05 мас.% серы. Указанный продукт разделяют на две части: 30% направляют на смешение с исходным сырьем, а 70% направляют на смешение с прямогонной дизельной фракцией. При этом соотношение дизельного дистиллата, выделенного после стадии мягкого гидрокрекинга, и прямогонной дизельной фракции составляет соответственно в мас.% 10:90, после чего смесь подвергают дополнительной гидроочистке. Дополнительную гидроочистку осуществляют при давлении 4 МПа, температуре 400°С, объемной скорости подачи сырья 0,5 час-1.

В результате получают целевое дизельное топливо, содержащее менее 50 ррм серы, соответствующее требованиям ГОСТа Р 52368-2005: (EH 590: 2004) на топливо марки Евро-4.

«Непревращенный» остаток содержит 0,12 мас.% серы и является качественным сырьем для процесса каталитического крекинга и масляного производства.

Пример 5

Гидрокрекингу подвергают вакуумный дистиллат, например сернистый вакуумный дистиллат (пределы кипения 360-540°С, плотность 930 кг/м3, содержание серы 3,0 мас.%). Процесс осуществляют при давлении 7 МПа, температуре 390°С, объемной скорости подачи сырья 1,5 час-1 в присутствии двух последовательно загруженных катализаторов: АКМ и АНМ. В результате получают 40% дизельного дистиллата, 7% углеводородного газа и бензина и 53% «непревращенного» остатка.

Дизельный дистиллат содержит 0,02 мас.% серы. Указанный продукт разделяют на две части: 10% направляют на смешение с исходным сырьем, а 90% направляют на смешение с прямогонной дизельной фракцией. При этом соотношение дизельного дистиллата, выделенного после стадии мягкого гидрокрекинга, и прямогонной дизельной фракции составляет соответственно в мас.% 50:50, после чего смесь подвергают дополнительной гидроочистке.

Для этого используют прямогонную дизельную фракцию, характеризующуюся следующими показателями качества:

1. Плотность, кг/м3:
при 15°С 841
при 20°С 837
2. Фракционный состав, °С:
Н.К. 160
10% об. 208
20% об. 232
30% об. 243
40% об. 259
50% об. 272
60% об. 283
70% об. 300
80% об. 315
90% об. 330
96% об. 355
3. Температура, °С:
- помутнения - 5,2
- предельной фильтруемости - 7,3
- застывания - 10,2
4. Кинематическая вязкость, мм2/с при 40°С 3,0
5. Полициклические ароматические
углеводороды, мас.% 3,51
6. Содержание серы, мас.% 1,5

Дополнительную гидроочистку осуществляют при давлении 7 МПа, температуре 350°С, объемной скорости подачи сырья 2,0 час-1.

В результате получают целевое дизельное топливо, содержащее менее 10 ррм серы, соответствующее требованиям ГОСТа Р 52368-2005: (EH 590: 2004) на топливо марки Евро-5.

«Непревращенный» остаток содержит 0,04 мас.% серы и является качественным сырьем для процесса каталитического крекинга и масляного производства.

1. Способ гидрогенизационной переработки вакуумного дистиллата, включающий мягкий гидрокрекинг вакуумного дистиллата при повышенных температуре и давлении в присутствии катализатора гидрокрекинга, с последующим выделением дизельного дистиллата, отличающийся тем, что выделенный после мягкого гидрокрекинга дизельный дистиллат разделяют на два потока, один из которых в количестве 10-30 мас.% направляют на смешение с исходным вакуумным дистиллатом, а другой - в количестве 90-70 мас.% направляют на дополнительную гидроочистку с получением целевого дизельного топлива.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что мягкий гидрокрекинг вакуумного дистиллата осуществляют при давлении 4-7 МПа, температуре 360-420°С, объемной скорости подачи сырья 0,5-1,5 ч-1 в присутствии алюмо-никель-молибденового и/или алюмо-кобальт-молибденового катализатора.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что дополнительную гидроочистку дизельного дистиллата осуществляют при давлении 4-7 МПа, температуре 350-400°С, объемной скорости подачи сырья 0,5-2,0 ч-1.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что на стадию дополнительной гидроочистки дизельного дистиллата подают дизельный дистиллат, выделенный после стадии мягкого гидрокрекинга, и дополнительно прямогонную дизельную фракцию в соотношении, мас.%, 10-90:50-50.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу гидрокрекинга с частичной конверсией, содержащему стадии, на которых: (а) осуществляют гидрообработку углеводородного сырья при помощи обогащенного водородом газа для получения гидрообработанного выходящего потока, содержащего смесь жидкости и пара, и разделяют смесь жидкости и пара на жидкую фазу и паровую фазу, и (b) разделяют жидкую фазу на регулируемую жидкую часть и избыточную жидкую часть, и (с) соединяют паровую фазу с избыточной жидкой частью для получения парожидкой части, и (d) выделяют фракцию, содержащую сырье для ФКК, из регулируемой жидкой части и одновременно осуществляют гидрокрекинг парожидкой части для получения дизель-содержащей фракции, или осуществляют гидрокрекинг регулируемой жидкой части для получения дизель-содержащей фракции, и одновременно выделяют фракцию, содержащую сырье для ФКК, из парожидкой части.

Изобретение относится к способу гидрокрекинга парафина, который заключается в пропускании олефин-содержащего парафина, полученного синтезом Фишера-Тропша, в присутствии водорода и в заданной последовательности через первый слой катализатора, который содержит катализатор, в значительной мере лишенный кислотной функциональности, который включает носитель и металл VIII группы, нанесенный на указанный носитель, и нанесенное количество этого металла равно 0,005-0,010% масс.

Изобретение относится к способу получения средних дистиллятов из парафинового сырья, полученного синтезом Фишера-Тропша, включающий до стадии гидрокрекинга/гидроизомеризации стадию гидроочистки и очистки и/или удаления загрязнений прохождением через по меньшей мере один многофункциональный защитный слой, причем защитный слой содержит по меньшей мере один катализатор, пропитанный активной гидрирующей-дегидрирующей фазой и имеющий следующие характеристики: определенный по ртути объем макропор со средним диаметром 50 нм составляет более 0,1 см3/г, полный объем превышает 0,60 см3/г.
Изобретение относится к области нефтепереработки, а именно к способу получения базовой основы трансформаторного (электроизоляционного) масла. .

Изобретение относится к способу улучшения температуры потери подвижности углеводородного сырья, полученного в процессе Фишера-Тропша, в частности для превращения с хорошим выходом сырья, имеющего повышенные температуры потери подвижности, в, по крайней мере, одну фракцию, имеющую низкую температуру потери подвижности и высокий индекс вязкости для базовых масел, путем пропускания через катализатор каталитической депарафинизации, содержащий, по крайней мере, один цеолит (молекулярное сито), выбранный из группы, образованной цеолитами структурного типа TON (Theta-1, ZSM-22, JSI-1, NU-10 и KZ-2), по крайней мере, один цеолит ZBM-30, синтезированный предпочтительно в присутствии особого структурирующего агента, такого как триэтилентетрамин, по крайней мере, одну неорганическую пористую матрицу, по крайней мере, один гидрирующий-дегидрирующий элемент, предпочтительно выбранный из элементов группы VIB и группы VIII Периодической системы элементов.

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к способам получения высокооктанового компонента моторного топлива с использованием процессов изомеризации и риформинга, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей, нефтехимической и газовой промышленности

Изобретение относится к способу обработки гидрокрекингом и гидроизомеризацией смесей, получаемых синтезом Фишера-Тропша

Изобретение относится к способу конверсии углеводородов для улучшения характеристик холодной текучести

Изобретение относится к гидропереработке углеводородных потоков

Изобретение относится к способу гидрокрекинга углеводородного сырья, содержащего 200 м.д.- мас. 2% асфальтенов и/или больше 10 м.д. мас. металлов. Способ включает в себя гидродеметаллирование по меньшей мере в 2 реакционных зонах периодического действия, содержащих катализатор гидродеметаллирования и возможно катализатор гидродеазотирования, затем гидроочистку для понижения содержания органического азота с последующими гидрокрекингом в неподвижном слое и стадией перегонки. Настоящее изобретение дает возможность прямой обработки видов сырья, содержащих количества, значительно превышающие известные спецификации; эти виды сырья можно обрабатывать индивидуально или в смеси, сохраняя при этом продолжительность традиционного цикла. 17 з.п. ф-лы, 4 пр., 1 ил.

Изобретение относится к способу получения базового состава смазочного масла, который включает первую стадию, где первое получаемое масло получают посредством приведения в контакт исходных материалов масла, которые содержат нормальный парафин, имеющий 20 или более атомов углерода, с первым катализатором в присутствии молекулярного водорода; и вторую стадию, где второе получаемое масло получают посредством приведения в контакт первого получаемого масла со вторым катализатором в присутствии молекулярного водорода. Первый катализатор содержит первый носитель, в котором доля десорбции NH3 при 300-800°C составляет 80-90% по отношению к общей десорбции NH3 при оценке температурной зависимости десорбции аммиака; первый металл, который наносится на первый носитель и состоит по меньшей мере из одного металла, выбранного из металлов Группы 6 Периодической таблицы; и второй металл, который наносится на первый носитель и состоит по меньшей мере из одного металла, выбранного из металлов Групп 8-10 Периодической таблицы. В целом, содержание C1 (мас.%) первого металла в первом катализаторе в расчете на оксид и содержание C2 (мас.%) второго металла в первом катализаторе в расчете на оксид, а именно C1+C2 составляет 22-36 мас.%; и отношение содержания первого металла D1 (моль) в первом катализаторе к содержанию второго металла D2 (моль) в первом катализаторе, а именно D1/D2 составляет 1,07-7,78. Технический результат - высокий выход смазочного масла высокого качества. 13 з.п. ф-лы, 5 табл., 21 пр.

Изобретение относится к производству дизельного топлива. Изобретение касается способа, в котором сжимают поток подпиточного водорода в компрессоре с получением сжатого потока подпиточного водорода и отбирают поток водорода из указанного сжатого потока подпиточного водорода. Проводят гидрокрекинг потока углеводородов в присутствии потока водорода для гидрокрекинга и катализатора гидрокрекинга с получением выходящего потока продуктов гидрокрекинга, который разделяют на жидкий выходящий поток продуктов гидрокрекинга и парообразный выходящий поток продуктов гидрокрекинга, который сжимают с получением сжатого потока водорода. Жидкий выходящий поток продуктов гидрокрекинга фракционируют для получения потока дизельного топлива. Отбирают поток водорода для гидроочистки из указанного сжатого потока водорода и проводят гидроочистку потока дизельного топлива в присутствии потока водорода для гидроочистки и катализатора гидроочистки с получением выходящего потока продукта гидроочистки. Изобретение относится также к установке для производства дизельного топлива. Технический результат - усовершенствование получения дизельного топлива. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к очистке и конверсии в стационарном слое тяжелой нефти. Изобретение касается способа предварительной очистки и гидроконверсии углеводородного сырья в виде тяжелой сырой нефти, содержащей, по меньшей мере, 0,5% мас. асфальтенов и более 10 вес. ч/млн металлов (никеля и/или ванадия), для получения предварительно очищенной синтетической сырой нефти, в котором упомянутое сырье поступает в секцию гидродеметаллизации, содержащую, по меньшей мере, 2 взаимозаменяемые реакционные зоны, затем, по меньшей мере, часть деметаллизованного эфлюента подвергают гидрокрекингу в секции гидрокрекинга, и в котором в секциях гидродеметаллизации и гидродесульфурации применяют специальную каталитическую систему. Технический результат - очистка нефти, включающая сокращение количества металлов, серы, азота и других примесей, доведение рабочего цикла как минимум до 12 месяцев. 11 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии. Изобретение касается способа получения маловязких белых масел, в котором вакуумный газойль подвергают гидрокрекингу при объемном соотношении водорода к сырью 800-1000 нм3/м3, объемной скорости подачи сырья 0,4-0,6 ч-1, температуре 340-360°C и парциальном давлении водорода 20-30 МПа на Ni/Mo катализаторе, нанесенном на алюмосиликатный носитель, с содержанием активных компонентов в пересчете на прокаленный при температуре 600°C катализатор, мас.%: MoO3 - 35,0, NiO - 15,0, SiO2 - 7,0 или на Ni/W катализаторе, нанесенном на алюмосиликатный носитель, с содержанием активных компонентов в пересчете на прокаленный при температуре 600°C катализатор, мас.%: WO3 - 25,0, NiO - 10,0, SiO2 - 5,0. Из полученного потока, выкипающего в диапазоне температур от 280 до 400°C, отделяют целевую фракцию с температурой выкипания от 280 до 340°C, содержанием ароматических углеводородов выше требуемой нормы и температурой застывания не выше минус 10°C. Проводят гидрирование целевой фракции путем ее контактирования с водородом при объемном соотношении водорода к сырью 800-950 нм3/м3 на катализаторе при температуре 240-320°C, парциальном давлении водорода 6,0-8,0 МПа, объемной скорости подачи сырья 0,25-0,5 ч-1. Технический результат - сокращение технологического процесса получения белых масел медицинского назначения, в том числе вакцинного масла, с кинематической вязкостью при температуре 40°C от 5 до 12,5 мм2/с, содержанием ароматических углеводородов от 0,1 до 0,5 мас.%. 3 з.п. ф-лы, 1 табл., 5 пр.
Наверх