Эксцентриковый вал

Авторы патента:


Эксцентриковый вал
Эксцентриковый вал
Эксцентриковый вал
Эксцентриковый вал
Эксцентриковый вал
Эксцентриковый вал
Эксцентриковый вал
Эксцентриковый вал
Эксцентриковый вал
Эксцентриковый вал
Эксцентриковый вал

 


Владельцы патента RU 2432505:

Пеньков Иван Иванович (RU)

Изобретение относится к машиностроению, а именно к эксцентриковым валам. Эксцентриковый вал содержит цилиндрический вал, диски-эксцентрики, диски-ограничители и средство качения, связанное посредством шатуна с исполнительным звеном. Диски-эксцентрики выполнены либо с одной стороны, либо с двух сторон дисков-ограничителей. На наружной радиальной поверхности дисков-эксцентриков выполнены шлицы, совместимые с ответными шлицами на поверхности внутренней обоймы подшипников качения. Наружная обойма подшипников качения связана с рычагами или шатунами для передачи линейного возвратно-поступательного движения исполнительному узлу. Решение направлено на повышение надежности и расширение области применения эксцентриковых валов. 6 з.п. ф-лы, 11 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных механизмах для преобразования вращательного движения в линейное возвратно-поступательное или поступательное движение, в частности в оппозитных, крестообразных и V-образных двигателях внутреннего сгорания (ДВС).

Широко известны эксцентриковые валы, взаимодействующие с исполнительным узлом по принципу скольжения, например распредвал в системе газораспределения ДВС. Основные недостатки - это ограниченная область применения, повышенный шум и износ кулачков вала и рычагов, следствием чего является периодический ремонт, регулирование зазоров клапанов или замена деталей.

В изобретении «Эксцентриковое шатунное устройство» (патент РФ №95120917, F16C 1/00, 1995) эксцентрик имеет форму неправильного круга, а шатун взаимодействует с эксцентриком с помощью 4-х подшипников качения, расположенных в корпусе шатуна по окружности через 90 градусов. Среди основных недостатков следует отметить сложность конструкции и низкую надежность при работе устройства на повышенных частотах вращения цилиндрического вала и, как следствие, ограниченный срок эксплуатации.

Известно также изобретение (патент РФ №2178106, F16H 21/18, 1999) «Эксцентриковый шатун» принятое за прототип, в котором диск-эксцентрик с круглым отверстием насажен на цилиндрический вал и жестко закреплен на нем. Диск-эксцентрик, выполненный с возможностью вращения вместе с цилиндрическим валом вокруг одной общей оси, проходящей через центр эксцентриситетного отверстия диска-эксцентрика и вдоль оси цилиндрического вала, связан средствами качения со звеньями шатуна, который имеет возможность возвратно-поступательного перемещения. Изобретение имеет значительные преимущества перед другими видами преобразования вращательного движения в линейные возвратно-поступательные, или качательные перемещения и значительно расширяет область использования такого вида преобразования в различных отраслях машиностроения.

Однако в конструкции прототипа также имеются недостатки, среди которых следует отметить низкую надежность эксцентрикового шатуна при его работе на повышенных частотах вращения цилиндрического вала, относительную сложность конструкции, отсутствие возможности регулировки диска-эксцентрика в радиальном и угловом смещении, недостаточно широкую область применения, относительно высокий уровень затрат и времени на его изготовление и сборку.

Расчеты показывают, что уже при вращении цилиндрического вала с диском-эксцентриком с частотой более 100 оборотов в минуту необходимо компенсировать вибрации с помощью противовесов, при этом наиболее надежной конструкцией в системе цилиндрический вал - диск-эксцентрик - шатун является конструкция, когда радиус цилиндрического вала равен радиусу кривошипа или больше радиуса кривошипа. Другими словами, когда сумма длин радиусов кривошипа и цилиндрического вала не превышает длины радиуса диска-эксцентрика. Низкая надежность устройства эксцентрикового вала, в котором радиус диска-эксцентрика больше суммы радиусов кривошипа и цилиндрического вала, проявляется в том, что при повышенных частотах вращения цилиндрического вала с диском-эксцентриком в конструкции прототипа будут возникать вибрации в радиальном направлении, которые могут приводить к быстрому износу средств качения и звеньев шатуна и к их возможному разрушению. Такие вибрации наиболее сильно будут проявляться в конструкциях с нечетным числом шатунов, устранить которые с помощью различных противовесов достаточно сложно, а порой и невозможно. Наличие вибраций в системе цилиндрический вал - диск-эксцентрик - шатун будет создавать также дополнительные нагрузки на элементы крепления цилиндрического вала, особенно когда конструкция выполнена в консольном варианте. Кроме того, при выполнении отверстия в диске-эксцентрике могут возникать напряжения, снижающие прочностные характеристики материала, что при повышенных частотах вращения также может приводить к быстрой усталости материала диска-эксцентрика и к его преждевременному разрушению.

При больших частотах вращения цилиндрического вала с диском-эксцентриком (свыше 100 оборотов в минуту) радиальные вибрации будут «способствовать» ослаблению жесткости двухсторонней фиксации и шпоночного соединения диска-эксцентрика на цилиндрическом валу. В результате этого будут также возникать и продольные колебания диска-эксцентрика относительно цилиндрического вала, что будет ограничивать срок службы устройства.

Целью настоящего технического решения является улучшение характеристик прототипа, а именно: повышение его надежности; упрощение конструкции; уменьшение времени и затрат на его изготовление и сборку и расширение области применения.

Поставленная цель достигается тем, что эксцентриковый вал, включающий цилиндрический вал, диск-эксцентрик и диск-ограничитель, закреплен с помощью подшипников либо с одного торца, либо с двух торцов на жестком основании, цилиндрический вал выполнен заодно с диском-ограничителем и, по меньшей мере, с одним диском-эксцентриком, а диски-эксцентрики выполнены либо с одной стороны, либо с двух сторон диска-ограничителя, при этом радиусы кривошипов либо совпадают друг с другом в радиальном направлении, либо смещены относительно друг друга по окружности на угол, кратный 90 градусов, с возможностью применения эксцентрикового вала, например, в поршневом ДВС, а на наружной радиальной поверхности дисков-эксцентриков выполнены шлицы, совместимые с ответными шлицами на поверхности внутренней обоймы подшипников качения с возможностью их плотной посадки на диски-эксцентрики, наружная обойма подшипника качения связана с рычагом или шатуном, который передает линейное возвратно-поступательное движение исполнительному узлу, а вращение эксцентрикового вала происходит вокруг оси, проходящей через центр цилиндрического вала, при этом длина радиуса кривошипа либо не превышает длину радиуса цилиндрического вала при оборотах эксцентрикового вала более 100 оборотов в минуту, либо длина радиуса кривошипа больше длины радиуса цилиндрического вала при оборотах эксцентрикового вала менее чем 100 оборотов в минуту.

Надежность работы эксцентрикового вала при повышенных частотах его вращения обеспечивается тем, что цилиндрический вал изготавливают заодно с диском-ограничителем и заодно либо с одним, либо с двумя и более дисками-эксцентриками по обе стороны диска-ограничителя.

Упрощение конструкции, а также уменьшение времени и затрат на ее изготовление и сборку заключается в том, что цилиндрический вал, диск-ограничитель и диск-эксцентрик являются одной деталью, а конструкцию изготавливают в течение одной операции на токарном станке, не снимая заготовки. При этом повышается точность изготовления эксцентрикового вала, что существенно влияет на уменьшение вибраций в процессе его эксплуатации.

Расширение области применения осуществляется за счет различных вариантов конструктивного исполнения эксцентрикового вала.

Упрощение сборки и разборки при замене деталей в случае их износа упрощается применением шлицевого соединения диска-эксцентрика с подшипником качения. Выполнение шлицов на поверхности диска-эксцентрика и ответных шлицов на внутренней обойме подшипника качения также обеспечивает надежность соединения конструкции при больших частотах вращения эксцентрикового вала. Указанные изменения в конструкции позволяют применять эксцентриковый вал при повышенных частотах вращения в устройствах с различным числом исполнительных узлов.

Заявляемое устройство отличается от прототипа тем, что предложена новая более простая конструкция эксцентрикового вала с повышенной надежностью, с уменьшением затрат и времени на ее изготовление и сборку, с более широкой областью применения, что позволяет судить о соответствии заявляемого устройства критерию «новизна».

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 приведен продольный разрез эксцентрикового вала в консольном исполнении, у которого радиус кривошипа (Rкр) меньше радиуса цилиндрического вала (Rв), на фиг.2 приведен продольный разрез эксцентрикового вала в консольном исполнении, у которого радиус кривошипа равен радиусу цилиндрического вала, на фиг.3 приведен продольный разрез эксцентрикового вала в консольном исполнении, у которого диски-эксцентрики выполнены по обеим сторонам диска-ограничителя, на фиг.4 приведен продольный разрез эксцентрикового вала со съемными дисками-эксцентриками, выполненными отдельно от цилиндрического вала и закрепленными на диске-ограничителе, на фиг.5 приведен продольный разрез эксцентрикового вала с разнесенными по длине дисками-ограничителями и дисками-эксцентриками, выполненными заодно с цилиндрическим валом, на фиг.6 приведен поперечный разрез эксцентрикового вала в сборе с подшипником качения, на фиг.7 приведен продольный разрез эксцентрикового вала с четырьмя дисками-эксцентриками, смещенными относительно друг друга по окружности на 90 градусов, на фиг.8 приведен вариант использования эксцентрикового вала в поршневом устройстве классического ДВС, на фиг.9, 10, 11 приведен вид, соответственно крестообразного, оппозитного и V-образного ДВС с использованием эксцентрикового вала.

Эксцентриковый вал (фиг.1) представляет собой конструкцию, у которой цилиндрический вал 1 выполнен заодно с диском-эксцентриком 2 и диском-ограничителем 3, при этом радиус цилиндрического вала 1 (Rв) больше радиуса кривошипа (Rкр.). Конструкция эксцентрикового вала (фиг.2) выполнена так же, как и конструкция на фиг.1, но радиус цилиндрического вала 1 равен радиусу кривошипа. Оба варианта конструкции (фиг.1, 2) могут быть использованы в узлах механизмов с повышенной частотой вращения эксцентрикового вала как с одним, так и с двумя исполнительными узлами, например с одним или с двумя оппозитными шатунами, соединенными с поршнями. Консольный вариант эксцентрикового вала (фиг.3) может быть использован в схемах с двумя или с четырьмя оппозитными шатунами. Цилиндрический вал 1 (фиг.1, 2, 3) закрепляют на жестком основании с помощью одного или двух подшипников 4. Приведенные консольные варианты конструкций (фиг.1, 2, 3) могут быть использованы в различных механизмах с повышенной частотой вращения эксцентрикового вала.

В варианте конструкции эксцентрикового вала (фиг.5) диски-ограничители 3 и диски-эксцентрики 2 выполнены заодно с цилиндрическим валом 1 и расположены симметрично от его центра по торцам цилиндрического вала 1. На фиг.6 представлен поперечный разрез эксцентрикового вала в сборе с подшипником качения 6, установленного на диске-эксцентрике 2 с помощью шлицов 5. Шлицы 5 могут быть нанесены либо полностью на наружной радиальной поверхности диска-эксцентрика, либо на отдельных диаметрально противоположных сегментах наружной поверхности диска-эксцентрика. Подшипник качения 6 также выполнен с ответными шлицами на его внутренней обойме, что обеспечивает его плотную посадку на диск-эксцентрик. В некоторых случаях, при отсутствии шлицов, подшипник качения 6 может быть также запрессован на диске-эксцентрике 2. На диски-эксцентрики могут быть насажены средства качения в виде либо шарикового, либо роликового подшипника качения. В конструкциях эксцентрикового вала (фиг.1, 2, 4, 5) радиусы кривошипов (Rкр) совпадают друг с другом, а в конструкции эксцентрикового вала (фиг.3) радиусы кривошипов (Rкр) смещены относительно друг друга по окружности на 180 градусов (оппозитное исполнение). На фиг.7 представлен эксцентриковый вал с цилиндрическим валом, выполненным заодно с дисками-эксцентриками 2, расположенными по обе стороны диска-ограничителя 3 (по два с каждой стороны) и смещенными относительно друг друга по окружности на 90 градусов. Такая конструкция эксцентрикового вала может быть использована в поршневом устройстве классического ДВС. Схема 4-поршневого ДВС с использованием цилиндрического вала, изготовленного заодно с диском-ограничителем и дисками-эксцентриками, смещенными относительно друг друга по окружности на 90 градусов, приведена на фиг.8. На фиг.9, 10, 11 приведены схемы использования эксцентрикового вала в поршневых устройствах, соответственно крестообразного, оппозитного и V-образного ДВС и виды их поперечных разрезов с торца эксцентрикового вала.

Длину каждого диска-эксцентрика выполняют с учетом толщины промежуточной шайбы 9, отделяющей каждый последующий подшипник качения 6 от предыдущего на заданное расстояние, при этом промежуточную шайбу закрепляют с помощью винтов и радиальных резьбовых отверстий на дисках-эксцентриках.

Использование эксцентриковых валов в напряженных условиях работы, например в поршневом устройстве ДВС или в качестве распредвала требует одновременного охлаждения и смазки вращающихся деталей и узлов, В этих случаях эксцентриковые валы в сборе с подшипниками качения 6 обеспечиваются смазкой, предусмотренной в самой системе двигателя и не требуют дополнительного устройства для удержания смазки в подшипниках качения 6, соединенных с дисками-эксцентриками. В других случаях для удержания в подшипниках качения 6 смазки могут быть установлены герметичные вводы вращения из керамики или металлокерамики, выполняющие роль торцовых уплотнений (на чертежах не показаны).

При сборке на шлицы дисков-эксцентриков устанавливают подшипники качения 6, отделенные друг от друга промежуточными шайбами 9. Подшипники качения 6 от продольного смещения с одной стороны ограничивает диск-ограничитель 3, а с другой стороны с помощью винтов и резьбовых отверстий в торце диска-эксцентрика устанавливают стопорные шайбы 10.

В процессе эксплуатации часто возникает необходимость замены отдельных деталей. При этом шлицевые соединения 5 обеспечивают не только надежность соединения, но и дают возможность достаточно легко собрать и разобрать такое соединение.

В случае, когда диски-эксцентрики выполняют отдельно от цилиндрического вала с возможностью их перемещения относительно цилиндрического вала в радиальном направлении с целью изменения длины хода шатуна или углового смещения, диски-эксцентрики выполняют с отверстиями. При этом на диске-ограничителе также выполняют отверстия в виде пазов, а на диске-эксцентрике внутреннее отверстие выполняют в виде эллипса, малый радиус которого с небольшим припуском равен радиусу цилиндрического вала. Для перемещения диска-эксцентрика ослабляют стягивающие диск-ограничитель и диск-эксцентрик винты перемещают диск-эксцентрик и снова закрепляют винты. Продольное смещение дисков-эксцентриков осуществляют установкой промежуточных шайб одинаковой или различной толщины между диском-ограничителем и подшипниками качения.

При больших частотах вращения эксцентрикового вала важным моментом является соотношение длин радиусов диска-эксцентрика, кривошипа и цилиндрического вала. Если эксцентриковый вал с нечетным числом шатунов вращается с частотой более чем 100 оборотов в минуту, то сумма длин радиусов цилиндрического вала и кривошипа не должна превышать длину радиуса диска-эксцентрика, в противном случае возникающие при этом радиальные вибрации достаточно сложно погасить применением различного рода противовесов.

При использовании конструкций с несколькими исполнительными узлами как с односторонним линейным перемещением, так и с оппозитным, диски-эксцентрики по обе стороны диска-ограничителя выполняют удлиненными с таким расчетом, чтобы можно было закрепить на шлицах дисков-эксцентриков нужное число подшипников качения 6 с учетом толщины промежуточных шайб 9, отделяющих один подшипник качения 6 от другого на необходимое расстояние. Для повышения надежности соединений эксцентрикового вала промежуточные шайбы 9 одинаковой или различной толщины также изготавливают со шлицами на их внутренней поверхности. При этом вся конструкция закрепляется с торцов дисков-эксцентриков 2 с помощью стопорных шайб 10 и винтов.

В некоторых конструкциях могут быть изготовлены эксцентриковые валы, когда на цилиндрическом валу либо с одной стороны диска-ограничителя, либо с двух его сторон выполнены ступенчатые диски-эксцентрики (несколько ступеней), которые обеспечивают разный ход шатунов.

Таким образом, предлагаемое техническое решение по сравнению с прототипом и другими известными автору техническими решениями обладает (техническими) преимуществами, которые заключаются в повышении надежности, упрощении конструкции, уменьшении времени и затрат на его изготовление и сборку и расширении области применения эксцентрикового вала.

1. Эксцентриковый вал, содержащий диск-эксцентрик, цилиндрический вал и средство качения, связанное посредством шатуна с исполнительным звеном с возможностью линейного возвратно-поступательного движения, отличающийся тем, что эксцентриковый вал, включающий цилиндрический вал, диски-эксцентрики и диски-ограничители, закреплен с помощью подшипников либо с одного торца, либо с двух торцов на жестком основании, цилиндрический вал выполнен заодно, по меньшей мере, с одним диском-ограничителем и, по меньшей мере, с одним диском-эксцентриком, а диски-эксцентрики выполнены либо с одной стороны, либо с двух сторон дисков-ограничителей, при этом радиусы кривошипов либо совпадают друг с другом, либо смещены относительно друг друга по окружности на угол кратный 90° с возможностью применения эксцентрикового вала, например, в поршневых ДВС, на наружной радиальной поверхности дисков-эксцентриков выполнены шлицы, совместимые с ответными шлицами на поверхности внутренней обоймы подшипников качения с возможностью их плотной посадки на диски-эксцентрики, наружная обойма подшипников качения связана с рычагами или шатунами, которые передают линейное возвратно-поступательное движение исполнительному узлу, а вращение эксцентрикового вала происходит вокруг оси, проходящей через центр цилиндрического вала, при этом длина радиусов кривошипов либо не превышает длину радиуса цилиндрического вала при оборотах эксцентрикового вала более 100 оборотов в минуту, либо длина радиусов кривошипов больше длины радиуса цилиндрического вала при оборотах эксцентрикового вала менее чем 100 оборотов в минуту.

2. Эксцентриковый вал по п.1, отличающийся тем, что на цилиндрическом валу с одним диском-ограничителем либо с одной стороны диска-ограничителя, либо с двух его сторон выполнены диски-эксцентрики, имеющие разные радиусы кривошипов, с возможностью обеспечения разного хода шатунов.

3. Эксцентриковый вал по п.1, отличающийся тем, что диски-эксцентрики выполнены удлиненными в продольном направлении с возможностью установки на них нужного числа подшипников качения, которые отделены друг от друга с помощью промежуточных шайб одинаковой или различной толщины.

4. Эксцентриковый вал по п.1, отличающийся тем, что шлицы могут быть нанесены на отдельных диаметрально противоположных сегментах наружной поверхности дисков-эксцентриков.

5. Эксцентриковый вал по п.1, отличающийся тем, что на дисках-эксцентриках закреплены средства качения в виде подшипников либо шарикового, либо роликового исполнения.

6. Эксцентриковый вал по п.1, отличающийся тем, что подшипники качения запрессованы на дисках-эксцентриках.

7. Эксцентриковый вал по п.1, отличающийся тем, что его используют в механизмах с поршневой системой, например, в конструкциях либо крестообразных, либо оппозитных, либо V-образных ДВС.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для передачи вращающего момента от ведущего вала к ведомому валу. .

Изобретение относится к машиностроению и строительной индустрии и в частности, к эксцентриковым узлам для установки модулей на вакуумном корпусе термоядерного реактора.

Изобретение относится к устройству для привода плунжерного насоса. .

Изобретение относится к насосостроению и предназначено для использования в приводной части многоплунжерных /многопоршневых/ насосов с кривошипно-шатунным механизмом, содержащим подшипники скольжения в больших и малых головках шатунов.

Изобретение относится к машиностроению (насосостроению) и может быть использовано преимущественно в поршневых (плунжерных) насосах большой мощности в нефтегазодобывающей, горнорудной, угольной, металлургической и других отраслях промышленности для подачи высокоабразивных, коррозионных, быстротвердеющих и других жидких сред и растворов.

Изобретение относится к насосостроению, в частности к насосам с кривошипно-шатунным приводом, имеющим возможность регулировки подачи как во время работы, так и остановленных.

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в судо- и автомобилестроении, на транспорте, в энергетике. .

Изобретение относится к средствам перекачки жидкости и может быть применено в различных отраслях народного хозяйства, в частности в химической и нефтеперерабатывающей промышленности.

Изобретение относится к области дизельного двигателестроения, а именно к топливным насосам высокого давления (ТНВД) для аккумуляторных топливных систем

Изобретение относится к поршневым насосам, применяемым в различных отраслях промышленности, в частности в нефтяной промышленности при бурении и эксплуатации нефтяных и газовых скважин. Насос содержит гидравлическую часть, выполненную в виде цилиндра с поршнем, установленным на штоке, всасывающий и нагнетательный клапаны и приводную часть. Приводная часть насоса выполнена в виде кривошипно-кулисного механизма. Состоит из стойки, вращающегося кривошипа и поворачивающейся на пальце кулисы, один конец которой подвижно соединен с кулисным камнем, установленным в пазу кривошипа, а другой конец, посредством плавающего шарнира, соединен через шток насоса с поршнем, перемещающимся в цилиндре. Это обеспечивает их центрирование при поступательном движении. Уменьшаются габариты и масса. Обеспечивается значительное снижение трудоемкости изготовления насоса, снижается себестоимость. 3 ил.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Предложен топливный насос высокого давления аккумуляторной топливной системы двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус 1, в котором размещены плунжер 2, плоский толкатель 3 с опорной торцевой поверхностью 5 и внешней цилиндрической направляющей поверхностью 4, приводной экцентриковый вал, снабженный эксцентриком 6 и промежуточной втулкой 7, имеющей внешнюю цилиндрическую поверхность и установленной подвижно на эксцентрик, причем внешняя цилиндрическая поверхность промежуточной втулки контактирует с опорной поверхностью толкателя. Причем торцевая опорная поверхность толкателя выполнена со скосом к плоскости, перпендикулярной оси цилиндрической поверхности толкателя, при этом угол скоса имеет величину 0,05-6°. Технический результат заключается в повышении несущей способности и ресурса привода плунжеров топливного насоса. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к поршневым насосам, приводимым в действие вращающимся кулачком. Узел насоса содержит кулачок и поршень. Кулачок вращается в плоскости вокруг эксцентриковой оси и имеет периферийную боковую стенку. Поршень зацепляется с периферийной боковой стенкой кулачка и перемещается вдоль оси поршня, которая лежит в плоскости кулачка. Ось поршня параллельна, но не совпадает с опорной линией, перпендикулярной к эксцентриковой оси и пересекающейся с эксцентриковой осью. Кулачок прикладывает максимальное усилие к поршню, когда ось поршня перпендикулярна к периферийной боковой стенке, где ролик, работающий от кулачка, зацепляется с периферийной боковой стенкой, и максимальное усилие, приложенное кулачком к поршню, действует, по существу, на одной прямой с осью поршня. Уменьшается износ элементов узла насоса и повышается эффективность откачки за счет минимизации ненужного крутящего момента. 3 н. и 13 з.п. ф-лы, 8 ил.
Наверх