Способ нанесения защитных покрытий на алюминиевый фланец обтекателя антенны фюзеляжа летательного аппарата

Изобретение относится к области изготовления обтекателей антенн, устанавливаемых на фюзеляже летательных аппаратов. Осуществляют защиту на фланце молниеотвода мест под пайку, наносят защитное электропроводящее хромовое покрытие на поверхность алюминиевого фланца, противоположную той, которая соединяет обтекатель антенны с фюзеляжем летательного аппарата, путем термораспада металлоорганических соединений хрома в вакууме при давлении 10-1-10-2 мм рт.ст. и температуре 400-450°С. Затем удаляют защиту мест под пайку молниеотвода и наносят на эти места методом холодного напыления медное или латунное покрытие. Получается химически и биологически стойкое беспористое защитное покрытие.

 

Изобретение относится к области изготовления обтекателей антенн, устанавливаемых на фюзеляже летательных аппаратов и предназначенных для защиты от аэродинамического, механического воздействия, а также от попадания молнии.

Все обтекатели контактируют с фюзеляжем летательного аппарата через алюминиевый фланец, обеспечивающий электрический контакт молниеотвода, соединяющего корпус обтекателя с фюзеляжем [1].

Однако, как установлено экспериментально, поверхность фланца, находящаяся внутри обтекателя, из-за постоянно образующегося конденсата, содержащего окислы азота, окислы серы, аммиак и соли, попадающие внутрь обтекателя через отверстие, предназначенное для слива конденсата, подвергается химической и биологической коррозии [2], в результате чего образуются порошкообразные окислы и соли алюминия, ухудшающие электрический контакт молниеотвода с фюзеляжем летательного аппарата.

Задачей изобретения является нанесение химически и биологически стойкого беспористого защитного покрытия на поверхность алюминиевого фланца противоположную той, которая соединяет обтекатель антенны с фюзеляжем летательного аппарата и находится внутри обтекателя.

Указанный технический результат достигается способом нанесения защитных покрытий на алюминиевый фланец обтекателя антенны фюзеляжа летательного аппарата, включающем защиту на фланце мест под пайку молниеотвода, нанесение защитного электропроводящего хромового покрытия на поверхность алюминиевого фланца, противоположную той, которая соединяет обтекатель антенны с фюзеляжем летательного аппарата, путем термораспада металлоорганических соединений хрома в вакууме при давлении 10-1-10-2 мм рт.ст. и температуре 400-450°С, удаление защиты мест под пайку молниеотвода и нанесение на эти места методом холодного напыления медного или латунного покрытия.

Способ осуществляется следующим образом. Одну сторону алюминиевого фланца покрывают хромовым покрытием путем термораспада хромоорганической жидкости «Бархос» ТУ 6-01-01146-79, или карбонила хрома толщиной 12-15 мкм. Термораспад МОС проводят на установке [3] в вакууме 10-1-10-2 мм рт.ст. в течение 15-20 минут. Алюминиевый фланец, с защищенными по пайку местами, помещают на нагревательный элемент, расположенный внутри камеры металлизации так, что сторона с местами под пайку попадает в зону металлизации. Камеру вакуумируют до остаточного давления 10-1-10-2 мм рт.ст., включают нагреватель и нагревают фланец до 400-450°С. Затем в камеру металлизации подают пары МОС хрома. Попадая на поверхность нагретого фланца, МОС хрома распадается с образованием на поверхности фланца пиролитического хромового покрытия. После нанесения покрытия фланец остужают и вынимают из камеры металлизации, удаляют защиту с мест под пайку, на которые потом наносят методом холодного напыления медное или латунное покрытие заданной толщины для пайки к этим местам молниеотвода [4].

Пример 1. Алюминиевый фланец антенны толщиной 3 мм, с предварительно защищенными местами под пайку помещают в камеру металлизации, вакуумируют до остаточного давления 10-2 мм рт.ст., нагревают до температуры 450°С и пускают из испарителя пары хромоорганической жидкости «Бархос». При этих условиях на незащищенных участках поверхности алюминиевого фланца образуется защитное покрытие пиролитического хрома. Время термораспада 12 минут, толщина покрытия составляет 15 мкм. После нанесения покрытия нагреватель выключают, фланец остужают, вынимают, снимают защиту с мест под пайку и на эти места методом [4] наносят медное покрытие.

Пример 2.

Алюминиевый фланец помещают в камеру металлизации, создают давление 10-1 мм рт.ст. и нагревают до температуры 400°С. Из испарителя в камеру металлизации подают пары карбонила хрома, время термораспада 15 минут. При этих условиях на незащищенных местах алюминиевого фланца образуется защитное покрытие пиролитического хрома. Нагреватель выключают, фланец остужают, вынимают из камеры металлизации, удаляют защиту с мест под пайку. Затем на эти места напыляют латунное покрытие заданной толщины.

После пайки молниеотвода места с медным или латунным покрытиями защищают пленкой лака УР-231 с биоцидной добавкой Tratex-243 или Биоцик Т [5, 6].

Экспериментально установлено, если температура термораспада МОС хрома ниже 400°С, образуются пористые покрытия.

При температуре выше 450°С имеет место деформация алюминиевого основания.

Если давление выше 10-1 мм рт.ст., покрытие содержит органические остатки.

При давлении ниже 10-2 мм рт.ст. уменьшается скорость роста покрытия.

Установлено, что при толщине покрытия более 12 мкм покрытие получается беспористым. Нанесение покрытия свыше 15 мкм не целесообразно.

Пористость покрытия определялась по ГОСТ 9.302-79 [7].

ЛИТЕРАТУРА

1. Реклама VHF Communications Antenna TYPETEN 105.

2. Белов Д.В. Физико-химические явления на поверхности алюминия и его сплавов при воздействии микроорганизмов. Автореферат. Н.Новгород, 2007 г.

3. Слушков A.M. и др. Устройство для нанесения покрытий в вакууме. Авторское свидетельство №1693895, 1991.

4. Патент №2183695. Способ получения покрытий. Бюллетень №17, 2002 г.

5. Патент №2329623. Защитное покрытие для печатных плат. Бюллетень №20, 2008 г.

6. ТУ 2453-012-25588-394-2005.

7. ГОСТ 9.302-79. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы контроля.

Способ нанесения защитных покрытий на алюминиевый фланец обтекателя антенны фюзеляжа летательного аппарата, включающий защиту на фланце мест под пайку молниеотвода, нанесение защитного электропроводящего хромового покрытия на поверхность алюминиевого фланца, противоположную той, которая соединяет обтекатель антенны с фюзеляжем летательного аппарата, путем термораспада металлоорганических соединений хрома в вакууме при давлении 10-1-10-2 мм рт.ст. и температуре 400-450°С, удаление защиты мест под пайку молниеотвода и нанесение на эти места методом холодного напыления медного или латунного покрытия.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подшипнику скольжения и к способу изготовления такого подшипника. .

Изобретение относится к способам закрепления на валу сопрягаемых цилиндрических деталей и может быть использовано для закрепления зубчатых колес, шкивов, полумуфт, втулок с целью передачи крутящего момента.
Изобретение относится к способу повышения долговечности и износостойкости пластин приводных пластинчатых цепей механизмов шлюзовых ворот и затворов гидротехнических сооружений, изготовленных заданной толщины штамповкой или плазменной резкой из проката стали ст.45 или стали ст.65Г, и может быть использован при изготовлении новых и восстановлении отработавших цепей.
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано, например, в авиационном двигателестроении для защиты деталей газотурбинных двигателей, работающих при высоких температурах.
Изобретение относится к области порошкообразных материалов, предназначенных для изготовления истираемых герметичных уплотнений, и может быть использовано в турбомашинах.
Изобретение относится к области технологии нанесения покрытий для защиты деталей от коррозионного воздействия агрессивных сред, а также для придания деталям заранее заданных свойств, например высокой износостойкости и коррозионной стойкости.
Изобретение относится к титановому изделию с повышенной коррозионной стойкостью. .

Изобретение относится к способам получения квазикристаллических материалов, а именно к способам получения покрытий из квазикристаллических сплавов системы Al-Cu-Fe. .
Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к материалам для газотермического напыления покрытий. .

Изобретение относится к алюминиевым сплавам для покрытия поверхностей деталей, таких как подшипники скольжения, контактные кольца, буксы, валы или шатуны. .
Изобретение относится к защитным покрытиям на основе алюминия и может быть использовано в авиационной, машиностроительной, приборостроительной и автомобильной промышленности.
Изобретение относится к способам нанесения покрытий и может быть использовано при изготовлении печатных плат. .

Изобретение относится к нанотехнологии и металлоуглеродным наноструктурам, в частности к металлоуглеродным нанопокрытиям, стойким к окислению и коррозии. .
Изобретение относится к нанесению покрытий термическим разложением паров металлоорганических соединений. .
Изобретение относится к области радиоэлектроники и может быть использовано при изготовлении печатных плат, применяемых при конструировании радиоэлектронной техники.

Изобретение относится к химико-термической обработке металлов и может быть использовано в машиностроении для создания на внешней поверхности длинномерных, преимущественно цилиндрических изделий, твердых износо- и коррозионно-стойких защитных покрытий.

Изобретение относится к технологиям изготовления полупроводниковых приборов, в частности каталитически активных слоев, и может быть использовано для получения гетероструктур микро- и наноэлектроники, высокоэффективных катализаторов с развитой высокопористой поверхностью носителя, а также для получения новых наноматериалов
Наверх