Адаптивный редуктор

Изобретение относится к зубчатым передачам и приводам на их основе. Адаптивный редуктор содержит навитой корпус (1), полые и навитые из ленты валы (2-4), установленные в корпусе на подшипниках качения (5). Зубчатые колеса (6-9) имеют некруглые соединения с валами. Межосевые расстояния валов выполнены меньше номинальных размеров на величину, компенсирующую износ зубьев в течение жизненного цикла редуктора. Крышки (10) подшипников поджимают с натягом противолежащие кольца навстречу друг другу. Такое исполнение обеспечивает автоматический выбор зазоров в зубчатых передачах и подшипниках, высокую демпфируемость всей системы. 3 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым передачам и приводам на их основе.

Известны приводы, содержащие корпус, установленные в корпусе валы с зубчатыми колесами, устройства выбора зазоров в зубчатых зацеплениях [1-3]. В зубчатой передаче [1] выбор зазоров в зацеплении производится сближением зубчатых колес посредством нагружателей, отжимающих концы валов. В приводе [2] регулирование зазоров в зацеплении производится посредством эксцентрикового соединения опор выходного вала, связанного с зубчатым колесом торсионными стержнями. Беззазорная планетарная передача [3] имеет водило с косыми кривошипами, установленные на них дублирующие сателлиты, упругие компенсаторы между сателлитами. Общими недостатками известных конструкций являются сложность, громоздкость и трудоемкость.

За прототип принята зубчатая передача [1] с навитым корпусом редуктора из ленты [4]. Его недостатками являются сложность устройства выбора зазоров, применимость к одной ступени передач, значительная нагрузка на привод и необходимость периодического нагружения.

Технический результат адаптивного редуктора заключается в автоматическом выборе зазоров на всех ступенях зубчатых передач и в подшипниках качения валов, в отсутствии избыточных связей и заклинивающих сил, бесшумной и плавной работе вследствие демпфируемости всей системы передач и корпуса. Редуктор предельно прост и высокотехнологичен.

Указанный результат достигается тем, что в навитом корпусе установлены на подшипниках качения полые и навитые из ленты валы с зубчатыми колесами, имеющими некруглые соединения с валами, при этом межосевые расстояния валов выполнены меньше номинальных размеров. Крышки подшипников базированы по фаскам наружных колец подшипников и поджимают противолежащие кольца навстречу друг другу.

На чертежах фиг.1 изображает адаптивный редуктор, продольный разрез; фиг.2 - вид I на фиг.1, увеличено; фиг.3-разрез А-А на фиг.1.

Адаптивный редуктор содержит навитой корпус 1, полые и навитые из ленты валы 2, 3 и 4, установленные на подшипниках качения 5; зубчатые колеса 6, 7, 8 и 9, имеющие посадочные отверстия некруглой, например эллипсной формы (фиг.1, 3). Полые валы упруго деформированы по форме посадочных отверстий зубчатых колес в местах их установки и образуют с ними некруглые соединения. Последние не имеют концентраторов напряжений и передают бóльшие крутящие моменты, чем шпоночные соединения.

Межосевые расстояния валов первой а 1 и второй а 2 ступеней передач выполнены меньше номинальных размеров - произведения полусуммы чисел зубьев на модуль. Разность размеров соответствует деформации валов на величину, обеспечивающую беззазорное зацепление зубьев при их износе в течение жизненного цикла редуктора.

Некруглая форма вала в посадочных местах в1 зубчатых колес плавно переходит в круглую на участках в2 отверстий подшипников. Изменение поперечного сечения вала по его длине фиксирует зубчатые колеса в осевом направлении и создает осевой натяг в подшипниках. Величина осевой силы фиксации и натяга зависит от расстояний ℓ1, ℓ2 между торцами внутренних колец подшипников и ступиц колес. Чем оно меньше, тем больше натяг и сила сопротивления колес осевому сдвигу. Поэтому наименьшее расстояние устанавливают в направлении действия осевой составляющей силы в зубчатом зацеплении. Сопротивление осевому сдвигу можно увеличить установкой хомутов на вал перед зубчатым колесом или удлинением ступицы колеса в сторону сдвига.

Крышки 10 подшипников 5 базируют по фаскам наружных колец 11 и прижимают винтами к корпусу до плотного прилегания торцев к его стенкам, смещая противолежащие кольца навстречу друг другу (фиг.1, 2). Базирование крышек по фаскам колец позволяет уменьшить толщину стенок корпуса и улучшает самоустанавливаемость валов. Натяг в подшипниках соответствует схеме установки «враспор». Его величина определена расстоянием между крышками после их плотного прилегания к корпусу.

Корпус редуктора имеет основание 12 со шпильками 13, на которые плотно намотана лента до толщины боковых стенок (фиг.1, 3). Сверху на шпильки установлена крышка 14 и поджата колпачковыми гайками 15, создающими напряжения сжатия в стенках редуктора.

Упругий натяг зубчатых зацеплений и подшипников, сжатый по высоте между основанием и крышкой корпус, замкнутый на валы и зубчатые передачи, выполняющие функции ребер жесткости формируют адаптивный редуктор - предварительно напряженную упругую систему, выравнивающую динамические нагрузки, температурные деформации и износы трущихся деталей. Температурные изменения длин валов поглощаются их упругой осевой напряженностью и не влияют на величину натяга подшипников.

Работа редуктора происходит следующим образом. При вращении входного вала 2 крутящий момент передается шестерней 6 на колесо 7 блока зубчатых колес, а с него - шестерней 8 на зубчатое колесо 9 выходного вала 4. Величины крутящих моментов определяются жесткостью некруглых соединений колес 6 и 9 с валами и не зависят от вала 3, служащего осью блока зубчатых колес 7 и 8.

Динамические нагрузки на выходном валу воспринимаются системой передач и корпусом. Предварительно напряженная система адаптивного редуктора сглаживает резкие удары крутящего момента, демпфирует колебания и исключает поломки звеньев при перегрузках.

Адаптивный редуктор не имеет избыточных связей; конструктивно прост - по сравнению с традиционными конструкциями содержит наименьшее количество деталей; высокотехнологичен и материалоэкономичен. Благодаря предварительному натягу и высокой демпфируемости обладает повышенной долговечностью и надежностью.

Источники информации

1. А.с. СССР №705178, F16H 55/18. Зубчатая передача. 1979. Прототип.

2. Патент РФ №2067706, F16H 57/12. Привод. 1996.

3. Патент РФ №2101588, F16H 57/12. Беззазорная планетарная передача. 1998.

4. А.с. СССР №1656281, F16M 11/00. Корпусная деталь. 1991.

Адаптивный редуктор, содержащий навитой корпус, полые, навитые валы на подшипниках качения, зубчатые колеса, имеющие некруглые соединения с валами, и крышки подшипников, отличающийся тем, что межосевые расстояния валов выполнены меньше номинальных размеров на величину, компенсирующую износ зубьев в течение жизненного цикла редуктора, а крышки подшипников поджимают с натягом противолежащие кольца навстречу друг другу.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к механическим передачам и может быть использовано в электроприводах, например в приводах антенных систем РЛС для точного управления антенными колонками.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым планетарным передачам. .

Изобретение относится к планетарным передачам. .

Изобретение относится к машиностроению, к зубчатым передачам, а более конкретно, к планетарным зубчатым передачам. .

Привод // 2067706
Изобретение относится к машиностроению. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при передаче больших усилий при вращении с высокой точностью угла поворота

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве электропривода, например, в космическом аппарате

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к приводам машин, имеющих следящие системы, в частности станки с ЧПУ, промышленные роботы и т.д. Планетарный редуктор с беззазорным зацеплением содержит два центральных колеса (1, 3) и находящиеся с ними в зацеплении сателлиты, каждый из которых образует блок из двух зубчатых колес (2). Зубчатые колеса (2) установлены на общей оси (5) посредством подшипников (10) качения и кулачковых муфт (8, 9) свободного хода с возможностью поворота относительно друг друга. Общая ось (5) имеет возможность вращения в подшипниках (13), закрепленных в составном водиле (4), которое вращается в подшипниках (12), размещенных в корпусе редуктора (15). Кулачковые муфты (8, 9) свободного хода поставлены так, чтобы зубчатые колеса (2) могли вращаться на оси (5) в противоположных направлениях. Зубчатые колеса (2) связаны между собой винтовой пружиной (11) кручения. Устранение зазоров достигается закручиванием пружины (11) посредством одного из зубчатых колес (2) и последующей установкой в гнездо зубчатого колеса соответствующей кулачковой муфты свободного хода. В собранном редукторе беззазорность зацепления при передаче заданных нагрузок в обоих направлениях обеспечивается кулачковыми муфтами (8 и 9). Изобретение позволяет обеспечить беззазорность зацепления в редукторе во всем диапазоне требуемых нагрузок как в прямом, так и в обратном направлениях вращения валов редуктора. 4 ил.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Способ компенсации изменения межосевого расстояния предназначен для использования в газораспределительном механизме (1) снабженного клапанным газораспределением двигателя внутреннего сгорания, в котором в головке (2) цилиндров двигателя внутреннего сгорания установлен по меньшей мере один распределительный вал (3) и приводится в движение цилиндрическими шестернями. Одна приводная цилиндрическая шестерня (8) предусмотрена на установленном в блоке (9) цилиндров двигателя внутреннего сгорания коленчатом валу (10). Одна приводная цилиндрическая шестерня (4) предусмотрена на распределительном валу (3). По меньшей мере одна промежуточная шестерня (5), (6) установлена на опорной цапфе (12), (13). Газораспределительный механизм (1) имеет по меньшей мере одно средство для выравнивания обусловленного ремонтными работами изменения межосевого расстояния между коленчатым валом и распределительным валом. Способ заключается в том, что при целенаправленно заданном изменении межосевого расстояния в случае ремонта вместо оригинальной промежуточной шестерни (6) или вместо оригинальной шестерни (6), представляющей собой составную часть оригинальной промежуточной шестерни, применяется одно- или многорядная сменная промежуточная шестерня (7). Промежуточная шестерня (7) выполнена с возможностью выравнивания межосевого расстояния на определенную величину. Раскрыт газораспределительный механизм двигателя внутреннего сгорания. Технический результат заключается в упрощении выравнивания появляющихся в отремонтированных состояниях межосевых расстояний. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх