Способ шинирования зубов при пародонтите

Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии, и предназначено для устранения патологической подвижности зубов при заболеваниях пародонта. По периметру в области экватора коронок шинируемых зубов формируют бороздки. Металлическую лигатурную проволоку визуально разделяют на три части: язычную (среднюю) и вестибулярные (боковые): правую и левую части. Язычную часть лигатуры натягивают и располагают в бороздках с язычной стороны, вестибулярные правую и левую части проводят навстречу друг другу в бороздках с вестибулярной стороны так, чтобы они, пересекая язычную часть в межзубных промежутках, образовывали скрутки не менее чем в два оборота. В конечном межзубном промежутке, когда вестибулярные правая и левая части лигатуры встречаются, их скручивают между собой. Бороздки экватора коронок зубов закрывают композиционным материалом. При этом скрутки в межзубных промежутках композиционным материалом не заливают. Способ позволяет устранить патологическую подвижность зубов с III-IV степенью подвижности и восстановить полноценную биомеханику и эстетику больных пародонтитом за счет точности повторения направления металлической лигатурной проволоки волокнам циркулярной связки здорового пародонта зубов и проведение скруток в межзубных промежутках, свободных от композиционного материала. 8 ил.

 

Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии, и может быть использовано для устранения патологической подвижности зубов при заболеваниях пародонта.

Актуальность проблемы состоит в том, что заболеваниями пародонта страдают более 80% взрослого населения и, как правило, зубы со значительной (III-IV) степенью подвижности подлежат удалению.

В настоящее время для связывания подвижных зубов при пародонтите применяют цельнолитые металлические конструкции как съемные, так и не съемные (Makeyev G., Avdusenko L., Sazhina O., Atonen E. The Hygienic Estimation of Oral Cavity Condition under the Splinting of Morable Teeth with Different Denture Constructions // Vestn. Hyg. Epid., 2006. - Vol.10, №1. - P.120-123). Для придания максимальной эстетики литые каркасы несъемных конструкций облицовывают композитами и керамикой (Каламкаров Х.А. Ортопедическое лечение с применением металлокерамических протезов. - 1996. - 175 с.; Цукор С.В. Одновременная реставрация и шинирование жевательных зубов блоком вкладок из керамера. // Dental - Market - 2002. - №5. - С.38-39; Криспин Б.Д., Хевлетт Е.Р., Джо Я.Х., Хобо С., Хорнбрук Д.С. Современная эстетическая стоматология. Практические основы. М.: «Квинтэссенция», 2003. - 303 с.).

Однако при изготовлении таких конструкций требуется значительное препарирование твердых тканей зубов и их депульпирование, край коронки раздражает маргинальный пародонт, вызывая рецессию десны и «эффект выросших зубов» (Ряховский А.Н. Вантовые зубные протезы. М.: Изд. «Сельская новь», 2003. - 96 с.; Мурашкин Н.И., Мурашкин М.Н., Пономарев А.В. Результаты шинирования зубов металлокерамическими протезами при пародонтите. / Новые технологии в стоматологии: Сборник научных работ, посвященный 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. - Рязань: РИО РГМУ, 2005. - С.279-282).

Частично проблемы эстетики съемных металлических шин решают в случае использования шины Biostar или Mini Star из жесткого прозрачного поликарбоксилатного материала Imprelon S. Она легко изготавливается с помощью вакуум-формировочных аппаратов и припасовывается в полости рта. Обеспечивает надежную фиксацию как в горизонтальной, так и вертикальной плоскостях, имеет удовлетворительный вид, может восстанавливать концевые и включенные дефекты зубных рядов, но это временная конструкция (Акулович А.В., Орехова Л.Ю. Современные методики шинирования подвижных зубов в комплексном лечении заболеваний пародонта. // Новое в стоматологии, 1999. - №4. - С.25-32).

Тем более, как показали исследования И.Ю.Лебеденко (Металлокерамика - опасна для здоровья? Мифы и реальность. / Доклад проректора МГМСУ, зав. кафедрой ортопедической стоматологии, д.м.н., профессора И.Ю.Лебеденко. / Стоматологический форум, V Всероссийский конгресс «Вопросы образования в стоматологии и подготовка кадров», VIII симпозиум «Эстетика в стоматологии», «Дентальная имплантология», «Новые технологии в стоматологии», Самара, 2-4 ноября 2005) при объединении зубов в жесткий блок нагрузка на пародонт этих зубов отнюдь не уменьшается, а напротив возрастает в 5 раз. Причем, нет разницы, осуществляется ли шинирование при помощи коронок или съемного аппарата. В случае использования съемных шин, конечно, меньше травмируются твердые ткани зубов, но вновь страдает эстетика, если фиксирующие и стабилизирующие элементы выполнены из металла. Вместе с тем, появляется другая проблема, частое снятие и надевание аппарата приводит к прогрессирующему расшатыванию зубов, особенно если пациент днем не носит шину, а надевает ее только в ночное время (Грудянов А.И., Стариков Н.А., Ерохин А.И. Опыт применения мичиганской шины для временного шинирования при проведении остеогингивопластики. // Стоматология, 2004. - №4. - С.56-60). Значительно больше плюсов у шинирующих протезов из термопластических материалов. Они и эстетичны, и эластичны, но съемные, а как уже говорилось ранее частое снятие и надевание аппарата может привести к прогрессирующему расшатыванию зубов (Трегубов И.Д., Болдырева Р.И., Михайленко Л.В., Маглакелидзе В.В., Трегубов С.И. Применение термопластических материалов в стоматологии: Учебное пособие. / Под ред. доцента И.Д.Трегубова - М.: Изд-во «Медицинская пресса», 2007. - 140 с.).

Используемое в настоящее время шинирование зубов с помощью волоконного каркаса и фотокомпозита получило широкую известность. Наиболее широкое применение получили следующие типы волокон: стекловолокна, керамические волокна (иногда их тоже называю стекловолокнами), полиэтиленовые волокна. Прототипом этих конструкций можно считать шину Обин и Арвинс в модификации Церози, когда сплетенную проволоку укладывали в предворительно отпрепарированную бороздку на язычной или небной поверхностях зубов и закрывали быстротвердеющей пластмассой (Тельчаров Д.И. Нормализация окклюзии, ортодонтическое и ортопедическое лечение заболеваний пародонта. Монография. СамГМУ, Самара, 2005. - 208 с.).

Предлагалась также проволочная шина, изготовленная из лигатурной или кламмерной проволоки с дополнительной фиксацией шины к твердым тканям зубов с помощью парапульпарных штифтов. Имеется даже специальный набор для шинирования - Splint-lock System, включающий в себя плетеную проволочную шину с отверстиями для парапульпарных штифтов и набор штифтов (Акулович А.В., Рогатнев В.П. Применение системы «Splint-It» для шинирования подвижных зубов в комплексном лечении заболеваний пародонта. // Новое в стоматологии, 2000. - №4. - С.3-12).

Вместе с тем известные методики шинирования зубов с помощью волоконного каркаса и фотокомпозита не лишены недостатков. Поскольку при функционировании основная нагрузка приходится на композит, фиксирующий волокно к зубам, что вызывает в нем перенапряжение и ведет со временем к образованию микротрещин, а это в свою очередь приводит расколу конструкции и отсоединению ее от поверхности зубов (Перова Н.Ю., Бондаренко А.Н. Возможные ошибки и осложнения при временном шинировании подвижных зубов при пародонтите волоконными адгезивными шинами. // Кубанский научный медицинский вестник, 2002. - №4. - С.27-29).

Не умаляя достоинств известных способов шинирования, следует отметить, что одним из основных их недостатков является невозможность сохранения зубов III-IV степени подвижности, которые в таком случае подлежат удалению (Жулев Е.Н. Клиника, диагностика и ортопедическое лечение заболеваний пародонта. Нижний Новгород: Изд-во НГМА, 2003. - С.205).

Наиболее близкими по технической сущности и достигаемому результату являются вантовые способы шинирования, применяемые для устранения патологической подвижности зубов при пародонтите различной степени тяжести (Ряховский А.Н. Вантовые зубные протезы. М.: Изд. дом «Сельская новь», 2003. - С.25-35).

При всех достоинствах известных вантовых способов шинирования следует отметить, что при использовании этих способов нарушается эстетика, так как визуально создается эффект дисгармонии размера и формы зубов за счет наличия арамидной нити и композиционного материала в межзубных промежутках. При III-IV степени подвижности зубов применяют двухрядное шинирование, чаще со стяжками в межзубных промежутках. Наличие композиционного материала в межзубных промежутках нарушает биомеханику и блокирует амортизирующие свойства арамидной нити. Кроме того, при наличии у пациента значительных промежутков между зубами, веерообразное расхождение зубов, межзубные промежутки оказываются залиты большим объемом композита. В этом случае композит часто не выдерживает нагрузки при жевании и трескается, приводя к подвижности шинированных зубов и необходимости починки шины.

Техническим результатом, на достижение которого направлено создание данного изобретения, является упрощение способа шинирования, повышение эффективности лечения за счет устранения патологической подвижности зубов, сохранения зубов с III-IV степенью подвижности, восстановления нормальной биомеханики и эстетики в комплексном лечении больных пародонтитом, особенно при наличии значительных промежутков между зубами, веерообразном расхождении зубов.

Поставленный технический результат достигается тем, что способ шинирования зубов при пародонтите, включающий препарирование бороздок в области экватора зубов, прокладывание в бороздки нити, которая пересекает сама себя в межзубных промежутках, и укрепление ее посредством композитного материала, отличающийся тем, что используют металлическую лигатуру, образующую скрутки в межзубных промежутках, которые от композитного материала свободны.

Предлагаемый способ шинирования зубов при пародонтите позволяет за счет высокой точности повторения направления металлической лигатурной проволоки волокнам циркулярной связки здорового пародонта зубов устранить патологическую подвижность зубов, сохранить зубы с III-IV степенью подвижности даже при наличии значительных промежутков между зубами, веерообразном их расхождении, не нарушая при этом формы зубов и, соответственно, эстетики. Освобождение скруток лигатуры в межзубных промежутках и самих межзубных промежутков от композиционного материала позволяет восстановить полноценную биомеханику, поскольку лигатура находится в напряженном состоянии и выполняет амортизирующую функцию. Кроме того, дополнительную амортизацию дают скрутки. Помимо этого предлагаемый способ менее травматичен для твердых тканей зубов, так как даже при наличии III-IV степени подвижности требует препарирования одного ряда бороздок, только в области экватора зубов.

Способ шинирования зубов при пародонтите заключается в следующем: (Фиг.1) по периметру в области экватора 1 коронок шинируемых зубов 2 формируют бороздки 3.

(Фиг.2) Металлическую лигатурную проволоку (например, никелид титана или сталь толщиной 0,3 мм), визуально разделяют на три части: язычную (среднюю) 4 и вестибулярные (боковые): правую 5 и левую 6 части.

Язычную часть лигатуры натягивают и располагают в бороздках 3 с язычной стороны (Фиг.3), вестибулярные правую 5 и левую 6 части проводят навстречу друг другу в бороздках 3 с вестибулярной стороны так, чтобы они (Фиг.4), пересекая язычную 4 часть в межзубных промежутках 7, образовывали скрутки 8 не менее чем в два оборота. В конечном межзубном промежутке (Фиг.5), когда вестибулярные правая 5 и левая 6 части лигатуры встречаются (А), их скручивают между собой 9 (Б). (Фиг.6) Скрутку 9 вестибулярных частей шины вводят в бороздку 3 экватора 1 коронки зуба 2.

(Фиг.7) Бороздки 3 экватора 1 коронок зубов 2 закрывают композиционным материалом 10. При этом скрутки 8 в межзубных промежутках 7 композиционным материалом не заливают, то есть межзубные промежутки 7 от композиционного материала свободны.

Предлагаемый способ шинирования подвижных зубов при пародонтите позволяет за счет высокой точности повторения направления металлической лигатурной проволоки волокнам циркулярной связки здорового пародонта зубов устранить патологическую подвижность, сохранить зубы с III-IV степенью подвижности даже при наличии значительных промежутков между зубами, веерообразном их расхождении, не нарушая при этом формы зубов и, соответственно, эстетики. Освобождение скруток лигатуры в межзубных промежутках и самих межзубных промежутков от композиционного материала позволяет восстановить полноценную биомеханику (Меленберг Т.В., Ревякин А.В. Биомеханические аспекты шинирования зубов. Часть II. Сравнительный анализ результатов расчета напряженно-деформированного состояния (НДС) нижней челюсти при пародонтите до и после шинирования подвижных зубов. // Маэстро стоматологии, 2006. - №21. - С.70-76), поскольку лигатура находится в напряженном состоянии и выполняет амортизирующую функцию (Меленберг Т.В., Ревякин А.В. Биомеханические аспекты шинирования зубов. Часть III. Сравнительный анализ результатов расчета напряженно-деформированного состояния (НДС) нижней челюсти при пародонтите после шинирования подвижных зубов по традиционной методике и предлагаемой авторами (экспериментальное исследование). // Маэстро стоматологии, 2006. - №22. - С.38-44). Кроме того, дополнительную амортизацию дают скрутки. Помимо этого предлагаемый способ шинирования зубов при пародонтите менее травматичен для твердых тканей зубов, так как даже при наличии III-IV степени подвижности требует препарирования одного ряда бороздок только в области экватора зубов.

Способ шинирования зубов при пародонтите применен у 18 пациентов, получены положительные результаты. При контрольном обследовании через 3, 6 месяцев (Фиг.8), 1 и 2 года пациенты жалоб не предъявляют, конструкции состоятельны.

Способ шинирования зубов при пародонтите, включающий препарирование бороздок в области экватора зубов, прокладывание в бороздки нити, которая пересекает сама себя в межзубных промежутках, и укрепление ее посредством композитного материала, отличающийся тем, что используют металлическую лигатуру, образующую скрутки в межзубных промежутках не менее чем в два оборота, которые от композитного материала свободны.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для ортопедического лечения заболеваний пародонта, а также для протезирования зубов. .
Изобретение относится к стоматологии и может быть применимо для шинирования зубов. .

Изобретение относится к медицине, а именно к хирургической стоматологии, и может быть применимо для лечения хронических пародонтитов. .

Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии, и может быть использовано для временного или постоянного шинирования (скрепления) между собой зубов при болезнях пародонта, для скрепления зубов на различных этапах ортодонтического лечения, для профилактики перемещения или подвижности зубов.

Изобретение относится к медицине, а именно к области стоматологии, при шинировании зубов. .

Изобретение относится к области медицины, а именно к области хирургической стоматологии, и может быть использовано при лечении пациентов с пародонтитом. .

Изобретение относится к области медицины и медицинской техники, в частности к хирургической стоматологии, и может быть использовано при лечении патологических переапикальных процессов.

Изобретение относится к медицине, а именно к ортопедической стоматологии, и может быть использовано при протезировании пациентов с концевыми дефектами зубных рядов.

Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии, и может быть применимо для остеогингивопластики при пародонтите тяжелой степени. .

Изобретение относится к области медицины, в частности к ортопедической стоматологии, разделу «имплантология». .

Изобретение относится к медицине

Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии, и предназначено для шинировании депульпированных фронтальных зубов со II-III степенью подвижности у больных пародонтитом
Изобретение относится к медицине, а именно к области хирургической стоматологии, и предназначено для использования при хирургическом лечении хронического генерализованного пародонтита тяжелой степени. Проводят отслаивание слизисто-надкостничных лоскутов с вестибулярных и оральных поверхностей. Удаляют поддесневые зубные отложения и грануляционную ткань. Полируют поверхность корней зубов и обрабатывают костное ложе. С вестибулярной поверхности корней зубов на уровне верхней трети формируют бороздки для подслизистой фиксации обвивной лигатуры из плетеной титановой проволоки диаметром 0,2 мм, которую перед шинированием очищают и обрабатывают. Далее проводят костную пластику альвеолярного отростка с применением биоматериала в сочетании с обогащенной тромбоцитами плазмой аутокрови пациента в соотношении 1:3. Пластический материал закрывают свободными лоскутами аутонадкостницы из основания лоскутов. После чего слизистые лоскуты мобилизируют и ушивают на уровне шеек зубов узловыми швами. Способ позволяет за счет подслизистой фиксации зубов с одновременной остеопластикой альвеолярного отростка повысить эффективность хирургического лечения хронического генерализованного пародонтита тяжелой степени и сохранить фронтальные зубы с III-IV степенью подвижности, обеспечивая естественную микроподвижность шинируемых зубов. 1 пр.
Изобретение относится к медицине, а именно к ортопедической стоматологии, и предназначено для стабилизации подвижности зубов, возникшей вследствие заболеваний пародонта. Получают оттиск зубных рядов. Изготавливают гипсовые модели. Фиксируют привычное смыкание зубов. Гипсуют полученные модели в артикулятор. По предварительно полученному рентгенологическому снимку черепа в боковой проекции рассчитывают глубину последующего препарирования шинируемых зубов с лингвальной стороны. Полученные модели сканируют и переводят в цифровое изображение посредством CAD/CAM систем. На виртуальной модели проводят границы будущей шины, а также моделируется последующий слой композитного материала, необходимого для фиксации армирующей ленты. Толщину композитного материала рассчитывают исходя из глубины препарирования, толщены армирующей ленты и рекомендации фирм ее производителей. Полученную компьютерным моделированием модель зубных рядов изготавливают методом компьютерного фрезерования или лазерного спекания. По полученной модели изготавливают прозрачную каппу методом термического вакуумного прессования. Затем в полости рта с лингвальной поверхности шинируемых зубов формируют ложе толщиной, определенной ранее на рентгенограмме, в которое укладывают армирующую ленту. После чего наносят светоотверждаемый композитный материал и фиксируют его ранее прессованной каппой таким образом, что композитный материал заполняет существующий паз в каппе, спроектированный ранее по будущей границе шины. Композитный материал отсвечивают до полной полимеризации. Полученную шину шлифуют и полируют. Способ позволяет изготовить адгезивную стоматологическую шину для иммобилизации подвижных зубов при болезнях пародонта с возможностями оценки ее изнашиваемости и ремоделирования при необходимости.

Изобретение относится к медицине, а именно к ортопедической стоматологии, и может быть использовано для стабилизации подвижности зубов, возникшей вследствие заболеваний пародонта. Фрезерованная зубная шина выполнена монолитно из полиметилметакрилата, содержащего равномерно распределенные внутри частицы наносеребра до 0,02 мас.%, имеет тело шириной до 3 мм и толщиной до 0,2 мм, совпадающее по форме контура с анатомическими структурами зубов пациента на их лингвальной поверхности, и ретенционные элементы, монолитно связанные с телом шины и выполненные в форме полусферической головки на ножке, края основания которой заовалены, а паз между ними имеет U-образную форму. Тело шины выполнено с возможностью расположения на лингвальной поверхности зубов и прохождения ее нижней границы, отступя 1,5 мм от маргинального края десны. Ретенционные элементы выполнены с возможностью расположения в межзубных промежутках и их перехода на вестибулярные поверхности зубов. Шина изготовлена методом фрезерования компьютерной модели, полученной при распознавании оптического оттиска клинической ситуации в полости рта пациента. Изобретение позволяет повысить адгезивную способность шины за счет наличия дополнительных ретенционных элементов, обеспечивающих высокую точность прилегания в зависимости от клинической ситуации, и антибактериальный эффект. 2 ил.

Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии. Способ включает воздействие низкочастотным ультразвуком длиной волны 0,012 м. Воздействуют частотой колебаний 26,5 кГц, интенсивностью 1 Вт/см2, амплитудой 40-60 мкм. Процедуры проводят ежедневно, в течение 3-10 секунд. Курс лечения 1-5 процедур до времени прорезывания зуба. Способ сокращает время воздействия на область расположения в челюсти ретенированного зуба и предупреждает осложнения, обеспечивая отсутствие кровотечения, сокращение периода восстановления тканей за счет стерилизующих свойств ультразвука. 3 пр., 3 ил.

Изобретение относится к медицине, а именно к ортопедической стоматологии, и может быть использовано как для стабилизации подвижности зубов, возникшей вследствие заболеваний пародонта, так и для замещения дефектов зубных рядов. Фрезерованная зубная шина выполнена монолитно из диоксида циркония с возможностью расположения на лингвальной или небной поверхностях шинируемых естественных зубов и перекрытия на 1,5 мм их клинических экваторов. Нижняя граница шины выполнена с возможностью расположения на расстоянии 1 мм от маргинального края десны. Шина включает искусственные фасетки зубов для отсутствующих зубов, соединенные с шиной монолитно и плотно прилегающие к клиническим экваторам зубов, ограничивающие дефект посредством точечного контакта. Шина изготовлена методом фрезерования компьютерной модели, полученной при распознавании оптического оттиска клинической ситуации в полости рта пациента. Изобретение позволяет изготовить адгезивную стоматологическую шину с включенными в ее состав искусственными фасетками зубов, в случае необходимости, с высокой точностью прилегания, идентичную клинической ситуации, используемую для иммобилизации подвижных зубов вследствие развития болезней пародонта. 1 ил.

Изобретение относится к области медицины, в частности к ортопедической стоматологии, и может быть использовано для шинирования зубов при болезнях пародонта. Интрадентальная шина для стабилизации подвижных зубов выполнена в форме цельной жесткой конструкции, включающей соединенные между собой посредством балки взаимопараллельные внутрипульпарные штифты, фиксируемые в корневых каналах естественных зубов, и не более двух искусственных зубов во фронтальном участке и на одной из боковых сторон зубного ряда. Внутрипульпарные штифты зафиксированы во фронтальной группе естественных зубов, а балка выполнена с возможностью расположения в пазах, сформированных на жевательной поверхности, по меньшей мере, двух естественных зубов боковой группы. Шина выполнена из блока диоксида циркония методом компьютерного фрезерования с последующей покраской. Окклюзионная наружная поверхность балки, расположенной на зубах боковой группы, соответствует по форме рельефу жевательной поверхности удаленной зубной ткани каждого зуба под балкой и восстанавливает его анатомическую форму. Изобретение позволяет повысить эстетику восстановленного зубного ряда, точность установки интрадентальной шины в отпрепариванные под нее зубы и обеспечивает возможность восстановления утраченных тканей и формы зубов за счет ширины и формы окклюзионной наружной поверхности балки. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх