Балластный материал для подводных магистральных трубопроводов


 


Владельцы патента RU 2437020:

Общество с ограниченной ответственностью "Балластные трубопроводы СВАП" (RU)

Изобретение относится к трубопроводной технике, а именно к балластным материалам, наносимым на наружную поверхность труб подводных магистральных трубопроводов для их утяжеления. Балластный материал для подводных магистральных трубопроводов содержит цемент, заполнитель, пластификатор и воду. В качестве цемента использован сульфатостойкий портландцемент, в качестве пластификатора поликарбоксилат РСЕ, а в качестве заполнителя - баритовый промпродукт, баритовая руда и железомарганцевый концентрат. Материал имеет следующее соотношение компонентов, мас.%: портландцемент - 8.2-10.5, вода - 5.2-6.7, пластификатор - 0.1-0.15, баритовый промпродукт - 18-28 с плотностью 3.78-3.82 кг/см3 и влажностью 0.9-2.1%, баритовая руда - 18-28 с плотностью 3.9-4.1 кг/см3 и влажностью 2%, железомарганцевый концентрат - 25-45 с плотностью 4.2-4.5 кг/см3 и влажностью 4%. Отношение воды к портландцементу составляет 0.35-0.5. Компоненты заполнителя имеют следующий гранулометрический состав: 0-0.16 см - до 5%, 0.16-1.0 см - до 25%, 1.0-2.5 см - до 35% и 2.5-5.0 см - остальное. Техническим результатом изобретения является уменьшенный наружный диаметр труб с балластным покрытием. 2 табл.

 

Изобретение относится к трубопроводной технике, а именно к балластным материалам, наносимым на наружную поверхность труб подводных магистральных трубопроводов для их утяжеления.

Известна система контроля плавучести трубы, включающая балластный материал плотностью, равной или большей 2000 кг/м3, содержащий следующие компоненты: вяжущее, регулирующую время затвердевания добавку, заполнители по одному или в сочетании, водопесчаную смесь или водобаритовую смесь (см. патент US 6663453, кл. F16L 1/16, опубл. 09.01.2003). В описании к данному патенту не раскрывается содержание компонентов в балластном материале и гранулометрический состав наполнителей. Недостатком известной системы является то, что для современных магистральных трубопроводов приемлемая плотность балластного материала существенно выше 2000 кг/м3.

Известны особо тяжелые бетоны, в том числе баритовый бетон, плотность которого превышает 2500 кг/м3 (http://betony.ru), но состав особо тяжелого бетона и особенности его использования как балластного материала для труб в указанном источнике не приводятся.

Известен бетон, включающий барит в качестве заполнителя (см. заявку WO 98/01402, кл. С04В 14/36, опубл. 15.01.1998). Для повышения плотности заполнитель имеет заданный гранулометрический состав, в котором 8 мас.% барита находится в виде очень мелкой фракции с размером частиц от 0.0 мкм до 1.000 мкм, 4 мас.% в виде мелкой фракции с размером зерен от 1 до 3 мм, 10 мас.% в виде крупной фракции с размером зерен от 3 до 7 мм; мелкий кварцевый песок с размером зерен от 0.1 мм до 3 мм; крупные фракции гравия от 3 мм до 75 мм. Соотношение воды к цементу по массе задано в интервале 0.30-0.35. Такой состав имеет два основных недостатка: первый - невозможность получения балластного материала с гарантированной плотностью, превышающей 2800 кг/м3, в связи с отсутствием ограничений используемого крупного и мелкого заполнителя по материалам и их плотности; второй - небольшое массовое отношение воды к цементу в растворе (0.30-0.35), не позволяющее использовать малоподвижный раствор с крупными фракциями для заполнения концевого пространства между проводящей трубой и оболочкой путем нагнетания через отверстия в крышках.

Известен балластный материал для подводных магистральных трубопроводов, являющийся наиболее близким аналогом к заявленному изобретению и содержащий цемент, заполнитель, пластификатор и воду (см. патент RU 2257503, F16L 1/24, опубл. 27.07.2005). Этот материал используется для заполнения кольцевого пространства между трубой и оболочкой магистральных трубопроводов и представляет собой цементно-песчаный раствор подвижностью 10 - 12 см по конусу Строй-ЦНИЛ. Основным недостатком известного материала является его низкая плотность (до 2400 кг/м3), вызывающая необходимость увеличения размеров концевого пространства, заполняемого балластным материалом для придания трубопроводу отрицательной плавучести.

Задачей изобретения является устранение указанных недостатков. Технический результат заключается в создании балластного материала плотностью, превышающей 2800 кг/м3, имеющего после затвердевания и выдержки в течение 28 суток прочность на сжатие, достигающую 50 МПа, что позволяет существенно уменьшить наружный диаметр труб с балластным покрытием. Поставленная задача решается, а технический результат достигается тем, что в балластном материале для подводных магистральных трубопроводов, содержащем цемент, заполнитель, пластификатор и воду, в качестве цемента использован сульфатостойкий портландцемент, в качестве пластификатора - поликарбоксилат РСЕ, а в качестве заполнителя - баритовый промпродукт, баритовая руда и железомарганцевый концентрат в следующем соотношении компонентов, мас.%: портландцемент 8.2-10.5, вода - 5.2-6.7, пластификатор - 0.1-0.15, баритовый промпродукт - 18-28 с плотностью 3.78-3.82 кг/см3 и влажностью 0.9-2.1%, баритовая руда - 18-28 с плотностью 3.9-4.1 кг/см3 и влажностью 2%, железомарганцевый концентрат - 50-60 с плотностью 4.2-4.5 кг/см3 и влажностью 4%, при отношении воды к портландцементу 0.35-0.5 и следующим гранулометрическим составом компонентов заполнителя: 0-0.16 мм - до 5%, 0.16-1.0 мм - до 25%, 1.0-2.5 мм - до 35%, 2.5-5.0 мм - остальное.

Соотношение компонентов заявленного материала было получено в ходе многочисленных натурных экспериментов, результаты некоторых из которых приведенных в табл.1. Добавление к баритовой руде баритового промпродукта позволяет существенно сократить стоимость балластного материала.

Отношение воды к цементу, выбранное в пределах 0.35-0.5, необходимо для достижения требуемой пластичности балластного материала. Гранулометрический состав приведен в табл.2, выбор соотношений обусловлен необходимостью получения балластного материала с заданной плотностью. В этой же таблице указаны плотность и прочность на сжатие предлагаемого балластного материала. Определение средней плотности смесей выполнено в соответствии с ГОСТ 12730.1-78. Прочности бетона на сжатие определялись в соответствии с ГОСТ 10180-90.

Использование железомарганцевого концентрата определяется в основном двумя факторами. Во-первых, железомарганцевый концентрат имеет в своем составе значительное количество оксидных и гидроксидных соединений марганца, железа и других металлов. Такие соединения являются хорошим сорбентом серы (на их основе изготавливаются сорбенты для очистки попутного нефтяного газа от сероводорода). Сера связывается в комплексные соединения и, как следствие, не оказывает негативного воздействия на арматурный каркас балластного слоя и на тело самой трубы в случае отсутствия у последней слоя изоляции. Во-вторых, высокая плотность железомарганцевого концентрата позволяет получать особо тяжелые балластные покрытия, что, в свою очередь, может снизить стоимость основной трубы за счет некоторого снижения толщины стенки.

Предлагаемый балластный материал позволяет с высокой точностью получать требуемую плотность особо тяжелых балластных материалов в пределах 3350-3450 кг/м3.

Таблица 1
Компоненты Состав №1 Состав №2 Состав по прототипу
Цемент, кг/м3 340 350 420
Вода, кг/м3 150 150 140
Поликарбоксилат РСЕ, кг/м3 2.4 2.4 -
Баритовый промпродукт, кг/м3 960 700 Гравий 840
Баритовая руда, кг/м3 980 700 430
Железомарганце-
вый концентрат,
кг/м3
950 1550 Песок 650
Плотность, кг/м3 3390 3450 2480
Прочность при сжатии, МПа 48 47 45
Таблица 2
Наименование компонента Плотность, кг/см3 Гранулометрический состав, мм Влажность, %
Баритовый промпродукт 3,78-3,82 0 до 5%; 0,9-2,1
0,16-1,0 до 25%
1,0-2,5 до 35%
2,5-5,0 остальное
Баритовая руда 3,9-4,1 0 до 5%; 2
0,16-1,0 до 25%
1,0-2,5 до 35%
2,5-5,0 остальное
Железо-марганцевый концентрат 4.2-4.5 0 до 5%; 4
0,16-1,0 до 25%
1,0-2,5 до 35%
2,5-5,0 остальное

Балластный материал для подводных магистральных трубопроводов, содержащий цемент, заполнитель, пластификатор и воду, отличающийся тем, что в качестве цемента использован сульфатостойкий портландцемент, в качестве пластификатора - поликарбоксилат РСЕ, а в качестве заполнителя - баритовый промпродукт, баритовая руда и железо-марганцевый концентрат в следующем соотношении компонентов, мас.%:
портландцемент - 8,2-10,5,
вода - 5,2-6,7,
пластификатор - 0,1-0,15,
баритовый промпродукт - 18-28 с плотностью 3,78-3,82 кг/см3 и влажностью 0,9-2,1%,
баритовая руда -18-28 с плотностью 3,9-4,1 кг/см3 и влажностью 2%,
железо-марганцевый концентрат - 25-45 с плотностью 4,2-4,5 кг/см3 и влажностью 4%,
при отношении воды к портландцементу 0,35-0,5 и следующим гранулометрическим составом компонентов заполнителя:
0-0,16 мм - до 5%,
0,16-1,0 мм - до 25%,
1,0-2,5 мм - до 35%
2,5-5,0 мм - остальное.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к трубопроводной технике, а именно к способам изготовления труб с балластным покрытием, используемых при прокладке трубопроводов по дну водоемов или по заболоченной местности.

Изобретение относится к способу приготовления балластного материала для подводного трубопровода с отрицательной плавучестью. .
Изобретение относится к балластному материалу, используемому для нанесения на наружную поверхность труб подводных магистральных трубопроводов. .

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта и может быть использовано при изготовлении труб с внутренним покрытием и строительстве трубопроводов. .

Изобретение относится к строительству и ремонту трубопровода без его вскрытия и может быть использовано при его восстановлении нанесением внутреннего покрытия при строительстве и ремонте трубопровода бестраншейным методом.
Изобретение относится к составам мелкозернистых бетонных композиций для получения защитного покрытия внутренней поверхности чугунных труб и трубных элементов (фитингов), в том числе из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом (ВЧШГ), с большой кривизной стенки (внутренним диаметром 100-400 мм), применяемых в строительстве водопроводных сетей напорной подачи как питьевой воды, так и других водных неагрессивных сред.

Изобретение относится к строительству и используется при сооружении и эксплуатации трубопроводов. .

Изобретение относится к строительству и используется при прокладке и ремонте трубопроводов. .
Изобретение относится к строительству и используется при ремонте трубопроводов, в частности, централизованного теплоснабжения. .

Изобретение относится к строительству и используется для защиты от коррозии трубопроводов канализационных сетей. .

Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и укладке магистральных трубопроводов. .
Изобретение относится к трубопроводной технике, а именно к способам изготовления труб с балластным покрытием, используемых при прокладке трубопроводов по дну водоемов или по заболоченной местности.
Изобретение относится к магистральному транспорту жидкости, преимущественно газонасыщенных нефтей, нестабильного газового конденсата, и может быть использовано при ремонте магистральных трубопроводов, уложенных на дне водоемов.

Изобретение относится к строительству трубопроводов диаметром более 400 мм. .

Изобретение относится к способам балластировки трубопроводов на обводненных участках. .

Изобретение относится к способам балластировки трубопроводов на обводненных участках. .

Изобретение относится к способам балластировки трубопроводов на обводненных участках. .

Изобретение относится к трубопроводному транспорту, а именно к конструкциям подводного трубопровода и способам его изготовления. .

Изобретение относится к трубопроводному транспорту, а именно к конструкциям подводного трубопровода и способам его изготовления. .

Изобретение относится к изготовлению особо тяжелых радиационно-защитных строительных материалов и может быть использовано для изготовления железобетонных контейнеров для хранения и/или транспортировки отработавшего ядерного топлива.
Наверх