Устройство управления асинхронным двигателем


 

H02P27/08 - Управление или регулирование электрических двигателей, генераторов, электромашинных преобразователей; управление трансформаторами, реакторами или дроссельными катушками (конструкции пусковых аппаратов, тормозов или других управляющих устройств см. в соответствующих подклассах, например механические тормоза F16D, механические регуляторы скорости G05D; переменные резисторы H01C; пусковые переключатели H01H; системы для регулирования электрических или магнитных переменных величин с использованием трансформаторов, реакторов или дроссельных катушек G05F; устройства, конструктивно связанные с электрическими двигателями, генераторами, электромашинными преобразователями, трансформаторами, реакторами или дроссельными катушками, см. в соответствующих подклассах, например H01F,H02K; соединение или управление

Владельцы патента RU 2438229:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский Томский политехнический университет" (RU)

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления асинхронными двигателями. Техническим результатом является повышение надежности управления асинхронным двигателем. Устройство управления асинхронным двигателем содержит блок драйверов, автономный инвертор напряжения, силовые выходы которого через датчики токов подключены к статорным обмоткам асинхронного двигателя. Силовые входы автономного инвертора напряжения соединены с выходами неуправляемого выпрямителя, входы которого подключены к источнику трехфазного переменного напряжения. Управляющие входы инвертора через блок драйверов соединены с выходами ШИМ-генератора. Блок интерфейса последовательно соединен с входным фильтром, первым сумматором, ПИ-регулятором скорости, вторым сумматором, первым ПИ-регулятором тока, первым и вторым преобразователями координат, фильтром Калмана, третьим сумматором, ПИ-регулятором потокосцепления четвертым сумматором, вторым ПИ-регулятором тока, первым преобразователем координат, ШИМ-генератором. Блок интерфейса подключен к третьему сумматору. Фильтр Калмана соединен с первым сумматором, первым, вторым и третьим преобразователями координат. Выходы датчиков токов соединены с входами второго преобразователя координат, выходы которого подключены к третьему преобразователю координат, который соединен с четвертым и вторым сумматором, а блок интерфейса связан с персональным компьютером. 1 ил.

 

Изобретение относится к области электротехники, а именно к управлению асинхронными двигателями.

Известно устройство управления асинхронным электродвигателем, содержащее асинхронный двигатель, ШИМ-инвертор, датчик скорости, преобразователь координат, регулятор тока, интегратор, генератор команд на изменение тока, схемы формирования команд на изменение напряжения, команд на изменение угловой частоты вращения, команд на изменение глубины модуляции, сигналов управления ШИМ-инвертором (RU патент №2193814, МПК 7 Н02Р 21/00, опубл. 27.11.2002 г.).

Недостатком известного устройства управления является то, что для его функционирования необходимо оборудовать двигатель датчиком скорости, что снижает область применения данного устройства управления.

Наиболее близким к предлагаемому является система управления асинхронным двигателем, состоящая из блока ввода заданной частоты вращения асинхронного двигателя, блока рассогласования, регулятора напряжения, блока драйверов, автономного инвертора напряжения, датчика текущей частоты вращения асинхронного двигателя, блока вычисления синхронной частоты вращения асинхронного двигателя, наблюдателя состояния (RU патент №2390091, МПК 8 Н02Р 21/08, Н02Р 21/13, Н02Р 23/08, Н02Р 27/06, опубл. 20.05.2010 г.).

Недостатком известной системы управления является то, что для вычисления электрической частоты вращения ротора двигателя наблюдателем состояния необходимо использование датчика скорости, что снижает надежность данной системы управления.

Задачей изобретения является повышение надежности управления электродвигателем.

Поставленная задача решена за счет того, что устройство управления асинхронным двигателем также как и в прототипе содержит автономный инвертор напряжения, блок драйверов и наблюдатель состояния.

Согласно изобретению силовые выходы автономного инвертора напряжения через датчики токов подключены к статорным обмоткам асинхронного двигателя, а силовые входы этого инвертора соединены с выходами неуправляемого выпрямителя, входы которого подключены к источнику трехфазного переменного напряжения. В качестве наблюдателя состояния выбран фильтр Калмана. Управляющие входы автономного инвертора напряжения через блок драйверов соединены с выходами ШИМ-генератора. К блоку интерфейса последовательно подключены входной фильтр, первый сумматор, ПИ-регулятор скорости, второй сумматор, первый ПИ-регулятор тока, первый преобразователь координат, второй преобразователь координат, фильтр Калмана, третий сумматор, ПИ-регулятор потокосцепления четвертый сумматор, второй ПИ-регулятор тока, первый преобразователь координат, ШИМ-генератор. Блок интерфейса подключен к третьему сумматору. Фильтр Калмана соединен с первым сумматором, первым, вторым и третьим преобразователями координат. Выходы датчиков токов соединены со входами второго преобразователя координат, выходы которого подключены к третьему преобразователю координат, который соединен с четвертым и вторым сумматором, а блок интерфейса связан с персональным компьютером.

Предлагаемый объект позволяет повысить надежность управления асинхронным двигателем за счет отказа от механических датчиков скорости и потокосцепления при помощи предложенной схемы устройства управления асинхронным двигателем с фильтром Калмана в цепи обратной связи.

На чертеже изображена структурная схема устройства управления асинхронным двигателем.

Устройство управления асинхронным двигателем содержит автономный инвертор напряжения 1 (АИН), силовые выходы которого через датчики фазных токов 2, 3, 4 (ДТ) подключены к статорным обмоткам асинхронного двигателя 5 (М). Силовые входы автономного инвертора напряжения 1 (АИН) соединены с выходами неуправляемого выпрямителя 6 (НВ), входы которого подключены к источнику трехфазного переменного напряжения 7 (ИТПН). Управляющие входы автономного инвертора напряжения 1 (АИН) через блок драйверов 8 (БД) соединены с выходами ШИМ-генератора 22 (ШИМ-Г). К блоку интерфейса 9 (БИ) последовательно подключены входной фильтр 10 (ВФ), первый сумматор 11 (С1), ПИ-регулятор скорости 12 (ПИ-РС), второй сумматор 13 (С2), первый ПИ-регулятор тока 14 (ПИ-РТ 1), первый преобразователь координат 15 (ПК 1), второй преобразователь координат 16 (ПК 2), фильтр Калмана 17 (ФК), третий сумматор 18 (С3), ПИ-регулятор потокосцепления 19 (ПИ-РП), четвертый сумматор 20 (С4), второй ПИ-регулятор тока 21 (ПИ-РТ 2), первый преобразователь координат 15 (ПК 1), ШИМ-генератор 22 (ШИМ-Г). Блок интерфейса 9 (БИ) связан с третьим сумматором 18 (С3). Фильтр Калмана 17 (ФК) связан с первым сумматором 11 (С1), первым преобразователем координат 15 (ПК 1), вторым преобразователем координат 16 (ПК 2) и третьим преобразователем координат 23 (ПК 3). Датчики фазных токов 2, 3, 4 (ДТ) соединены со вторым преобразователем координат 16 (ПК 2), выходы которого подключены к третьему преобразователю координат 23 (ПК 3), который соединен с четвертым сумматором 20 (С4) и со вторым сумматором 13 (С2). Блок интерфейса 9 (БИ) связан с персональным компьютером (не показан на чертеже).

В качестве датчиков фазных токов 2, 3, 4 (ДТ) могут быть использованы датчики тока - промышленный прибор КЭИ-0,1. Неуправляемый выпрямитель 6 (НВ) и автономный инвертор напряжения 1 (АИН) конструктивно выполнены в одном устройстве - преобразователе частоты, в качестве которого может быть использован преобразователь частоты VLT FC 300 фирмы Danfoss. Блок драйверов 8 (БД) может быть выполнен на драйверах типа ДРИ11-10-12-1 ОМ1К-1 для управления IGBT модулями. ПИ-регулятор скорости 12 (ПИ-РС), ПИ-регулятор потокосцепления 19 (ПИ-РП), первый ПИ-регулятор тока 14 (ПИ-РТ 1) и второй ПИ-регулятор тока 21 (ПИ-РТ 2) могут быть выполнены на операционных усилителях типа 157УД4 с конденсатором в цепи обратной связи. Сумматоры 11 (С1), 13 (С2), 18 (С3) и 20 (С4) могут быть выполнены на операционных усилителях типа 157УД4. Входной фильтр 10 (ВФ) представляет собой апериодическое звено первого порядка и может быть выполнен на базе RC-цепочки. Первый преобразователь координат 15 (ПК 1), второй преобразователь координат 16 (ПК 2), третий преобразователь координат 23 (ПК 3), фильтр Калмана 17 (ФК) и ШИМ-генератор 22 (ШИМ-Г) могут быть выполнены на базе микроконтроллера типа TMS320F2812 фирмы Texas Instruments. Блок интерфейса 9 (БИ) может быть реализован на базе последовательного преобразователя интерфейса RS-232.

При включении устройства с персонального компьютера поступает сигнал управления на блок интерфейса 9 (БИ), от которого одновременно подаются команды задания на потокосцепление и на скорость вращения асинхронного двигателя 5 (М) на третий сумматор 18 (С3) и входной фильтр 10 (ВФ) соответственно. От входного фильтра 10 (ВФ) сигнал поступает на первый сумматор 11 (С1), в котором суммируется с отрицательным значением сигнала оценки скорости от фильтра Калмана 17 (ФК). От первого сумматора 11 (С1) сигнал поступает на ПИ-регулятор скорости 12 (ПИ-РС). Далее сигнал идет на второй сумматор 13 (С2), где суммируется с отрицательным значением сигнала проекции вектора тока статора на ось ординат вращающейся системы координат от третьего преобразователя координат 23 (ПК 3). Со второго сумматора 13 (С2) сигнал поступает на первый ПИ-регулятор тока 14 (ПИ-РТ 1). В третьем сумматоре 18 (С3) происходит суммирование команды задания на потокосцепление и отрицательного значения сигнала оценки потокосцепления с фильтра Калмана 17 (ФК). Далее сигнал поступает на ПИ-регулятор потокосцепления 19 (ПИ-РП), с которого идет на четвертый сумматор 20 (С4), где суммируется с отрицательным значением сигнала проекции вектора тока статора на ось абсцисс вращающейся системы координат с третьего преобразователя координат 23 (ПК 3). С четвертого сумматора 20 (С4) сигнал поступает на второй ПИ-регулятор тока 21 (ПИ-РТ 2). На первый преобразователь координат 15 (ПК 1) одновременно поступают сигналы с первого ПИ-регулятора тока 14 (ПИ-РТ 1), второго ПИ-регулятора тока 21 (ПИ-РТ 2) и сигнал оценки угла поворота вектора потокосцепления с фильтра Калмана 17 (ФК). С первого преобразователя координат 15 (ПК 1) сигналы фазных напряжений одновременно поступают на ШИМ-генератор 22 (ШИМ-Г) и на второй преобразователь координат 16 (ПК 2). С ШИМ-генератора 22 (ШИМ-Г) сигналы идут на блок драйверов 8 (БД). На второй преобразователь координат 16 (ПК 2) также поступают сигналы с датчиков фазных токов 2, 3, 4 (ДТ) и сигнал оценки угла поворота вектора потокосцепления с фильтра Калмана 17 (ФК). Со второго преобразователя координат 16 (ПК 2) проекции векторов тока и напряжения статора на оси неподвижной системы координат поступают на фильтр Калмана 17 (ФК). На третий преобразователь координат 23 (ПК 3) одновременно поступают сигналы проекций вектора тока статора на оси неподвижной системы координат со второго преобразователя координат 16 (ПК 2) и сигнал оценки угла поворота вектора потокосцепления с фильтра Калмана 17 (ФК). С источника трехфазного переменного напряжения 7 (ИТПН) сигналы поступают на неуправляемый выпрямитель 6 (НВ). На автономный инвертор напряжения 1 (АИН) одновременно поступают сигнал выпрямленного напряжения с неуправляемого выпрямителя 6 (НВ) и сигналы управления силовыми ключами инвертора с блока драйверов 8 (БД). С автономного инвертора напряжения 1 (АИН) сигналы поступают на датчики фазных токов 2, 3, 4 (ДТ) и далее на статорные обмотки асинхронного двигателя 5 (М). Таким образом заявляемое устройство позволяет регулировать скорость и потокосцепление асинхронного двигателя 5 (М).

Устройство управления асинхронным двигателем, содержащее автономный инвертор напряжения, блок драйверов и наблюдатель состояния, отличающееся тем, что силовые выходы автономного инвертора напряжения через датчики токов подключены к статорным обмоткам асинхронного двигателя, а силовые входы этого инвертора соединены с выходами неуправляемого выпрямителя, входы которого подключены к источнику трехфазного переменного напряжения, в качестве наблюдателя состояния выбран фильтр Калмана, управляющие входы автономного инвертора напряжения через блок драйверов соединены с выходами ШИМ-генератора, к блоку интерфейса последовательно подключены входной фильтр, первый сумматор, ПИ-регулятор скорости, второй сумматор, первый ПИ-регулятор тока, первый и второй преобразователи координат, фильтр Калмана, третий сумматор, ПИ-регулятор потокосцепления, четвертый сумматор, второй ПИ-регулятор тока, первый преобразователь координат, ШИМ-генератор, при этом блок интерфейса подключен к третьему сумматору, а фильтр Калмана соединен с первым сумматором, первым, вторым и третьим преобразователями координат, причем выходы датчиков токов соединены со входами второго преобразователя координат, выходы которого подключены к третьему преобразователю координат, который соединен с четвертым и вторым сумматорами, а блок интерфейса связан с персональным компьютером.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электродвигателях переменного тока для приведения в движение транспортного средства. .

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройстве обработки измерительного сигнала, имеющего отношение к режиму объекта, управляемого силовой электроникой.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для автоматического регулирования тока электродвигателей постоянного тока в системах автоматизированного электропривода переменного тока, построенных на базе асинхронных электродвигателей, в активных корректорах коэффициента мощности.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводах на базе асинхронного двигателя с фазным ротором. .

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводах на базе асинхронного двигателя с фазным ротором. .

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для пуска электродвигателей, например асинхронных двигателей с полупроводниковыми компонентами.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для пуска электродвигателей, например асинхронных двигателей с полупроводниковыми компонентами.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в приводах электровозов с асинхронными электродвигателями при питании от сетей переменного или постоянного тока, что свойственно для протяженных скоростных магистралей, имеющих участки сети переменного и постоянного тока.

Изобретение относится к области электротехники и может найти применение в устройствах с питанием от источника постоянного тока, то есть с батарейным питанием или с питанием от сети постоянного тока.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электродвигателях переменного тока для приведения в движение транспортного средства. .

Изобретение относится к электротехнике, к контроллеру для управления вращением асинхронными, синхронными машинами и т.д. .

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для векторного управления вентильным электроприводом. .

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в станках, насосах, вентиляторах и других машинах и механизмах. .

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электродвигателе переменного тока для приведения в движение железнодорожного вагона. .

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводах для частотного регулирования электромагнитного момента асинхронного двигателя.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для векторного управления синхронных электродвигателей с постоянными магнитами. .

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в регулируемом электроприводе переменного тока для питания от двухполупериодной сети постоянного тока однофазного двухобмоточного асинхронного электродвигателя.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в регулируемом электроприводе переменного тока при питании от однофазной сети двухфазного асинхронного электродвигателя, в бытовой технике.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в регулируемом электроприводе переменного тока для питания от однофазной сети однофазного двухобмоточного асинхронного электродвигателя.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления трехфазным статическим преобразователем при несимметричной нагрузке, входящим в состав автономной системы генерирования электрической энергии, системы бесперебойного электропитания, системы электроснабжения и др
Наверх