Способ высокоскоростного сплошного ультразвукового контроля рельсов

Использование: для высокоскоростного сплошного ультразвукового контроля рельсов. Сущность: заключается в том, что выполняют излучение с поверхности катания рельса поперечных ультразвуковых колебаний посредством размещаемых в заданных основных точках излучения на продольной оси рельса основных ультразвуковых преобразователей, прием отраженных ультразвуковых колебаний и измерение их параметров, по результатам анализа которых судят о наличии дефектов, при этом одновременно с излучением из основных точек излучения излучают ультразвуковые колебания из дополнительных точек излучения посредством дополнительных ультразвуковых преобразователей, каждый из которых размещают на расстоянии L от соответствующего основного ультразвукового преобразователя, выбранном из выражения L=(2n-1)N, где N - шаг сканирования, a n - натуральные числа от 3 до 100, при этом при совместном анализе принятых основными и дополнительными ультразвуковыми преобразователями ультразвуковых колебаний вводят корректировку принятых соответствующими дополнительными ультразвуковыми преобразователями ультразвуковых колебаний, обеспечивающую разницу в положении вдоль продольной оси рельса основных и соответствующих дополнительных ультразвуковых преобразователей величиной, равной L-N. Технический результат: повышение скорости ультразвукового контроля рельсов при сохранении его достоверности. 2 ил.

 

Изобретение относится к области ультразвукового контроля дефектов в твердых телах и может использоваться для обнаружения дефектов в рельсах преимущественно железнодорожного транспорта и метрополитена при их высокоскоростном контроле.

Известны способы ультразвукового контроля рельсов, при которых излучают в рельс поперечные ультразвуковые колебания в импульсном режиме посредством ультразвуковых преобразователей или групп ультразвуковых преобразователей различной конструкции, перемещают их вдоль продольной оси рельса, принимают поперечные ультразвуковые колебания в заданных временных зонах и по их параметрам судят о наличии дефектов (например, SU 1732260 А1, 1992; RU 2184374 C1, 2002; RU 2353924 C1, 2007; US 4457178 A, 1984; GB 1506214 A, 1978; JP 2005180991 A, 2005; WO 82/03920 А1, 1982).

Однако все известные способы не обеспечивают высокой скорости контроля при одновременном обеспечении его необходимой достоверности. Увеличение скорости контроля может быть достигнуто при увеличении шага сканирования, однако это приводит к недопустимому снижению достоверности контроля (результатов дефектоскопии), поскольку дефекты могут быть пропущены.

В то же время по мере увеличения пропускных способностей рельсового транспорта меньше времени остается на контроль состояния рельсов и устранение выявленных в них дефектов. Поэтому создание надежных способов высокоскоростного контроля рельсов представляет собой актуальную задачу.

Известен способ ультразвукового контроля рельсов, позволяющий увеличить скорость контроля за счет использования непрерывного режима излучения ультразвуковых преобразователей (Марков А.А. Методология и средства ультразвукового контроля рельсов. Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук, 2003). Однако при этом затруднительно проводить временную селекцию и оценку координат дефектов по глубине, что снижает объективность контроля. Кроме того, практическая реализация этого способа ограничена чувствительностью ультразвуковых преобразователей, работающих в непрерывном режиме, поскольку для их функционирования требуется повышенное электрическое напряжение, которое уже при величине свыше 20 В может привести к потере их работоспособности из-за перегрева.

Из известных способов наиболее близким к предложенному является способ высокоскоростного сплошного ультразвукового контроля рельсов, включающий излучение с поверхности катания рельса ультразвуковых колебаний посредством размещаемых в заданных основных точках излучения на продольной оси рельса основных ультразвуковых преобразователей, прием отраженных ультразвуковых колебаний и измерение их параметров, по результатам анализа которых сулят о наличии дефектов (Aharoni R. et al. A Novel high-speed rail inspection system. 8 th ECNDT Barcelona 2002 Technical Papers, №156, p.1-9). В этом способе использована система контроля SBF-100/NT, при этом путем комбинации параметров - суммарной длительности развертки и ее задержки, которые обуславливают частоту посылки синхроимпульсов возбуждения ультразвуковых преобразователей, а также шага сканирования обеспечивается соответствующая скорость ультразвукового контроля рельсов.

Наибольшая скорость ультразвукового контроля в этом способе определяется суммой длительности развертки и задержки развертки, т.е. периодом излучения-приема, и шагом сканирования (шагом излучения-приема). Для исключения влияния один на другой различных циклов излучения-приема накладываются ограничения на наибольшую скорость контроля. Так, например, для шага сканирования 5 мм и периода излучения-приема 250 мкс частота излучения составляет 4000 Гц и, как следствие, наибольшая скорость контроля ограничивается 72 км/ч. Ограничение скорости проведения контроля этим способом составляет 86 км/ч при шаге сканирования 6 мм и длительности развертки 250 мкс. Однако такой шаг сканирования снижает достоверность контроля. Увеличение шага сканирования приводит к еще большему снижению достоверности контроля.

Задачей изобретения является создание способа высокоскоростного сплошного ультразвукового контроля рельсов, свободного от недостатков прототипа. Технический результат, обеспечиваемый изобретением, заключается в повышении скорости ультразвукового контроля рельсов при сохранении его достоверности.

Это достигается тем, что в способе высокоскоростного сплошного ультразвукового контроля рельсов, включающем излучение с поверхности катания рельса ультразвуковых колебаний посредством размещаемых в заданных основных точках излучения на продольной оси рельса основных ультразвуковых преобразователей, прием отраженных ультразвуковых колебаний и измерение их параметров, по результатам анализа которых судят о наличии дефектов, одновременно с излучением из основных точек излучения излучают ультразвуковые колебания из дополнительных точек излучения посредством дополнительных ультразвуковых преобразователей, каждый из которых размещают на расстоянии L от соответствующего основного ультразвукового преобразователя, выбранном из выражения L=(2n-1)N, где N - шаг сканирования, a n - натуральные числа от 3 до 100, при этом при совместном анализе принятых основными и дополнительными ультразвуковыми преобразователями ультразвуковых колебаний вводят корректировку принятых соответствующими дополнительными ультразвуковыми преобразователями ультразвуковых колебаний, обеспечивающую разницу в положении вдоль продольной оси рельса основных и соответствующих дополнительных ультразвуковых преобразователей величиной, равной L-N.

Указанный технический результат обеспечивается всей совокупностью существенных признаков.

Фиг.1 схематично иллюстрирует сущность изобретения. На фиг.2 показана структурная схема примера реализации изобретения (стрелками показаны направления излучения).

Для реализации способа искательную систему с блоками основных ультразвуковых преобразователей 1 и дополнительных ультразвуковых преобразователей 2, работающих преимущественно в импульсном режиме, устанавливают на поверхность катания 3 рельса. При этом в искательной системе могут быть использованы ультразвуковые преобразователи 1, 2, как излучающие лучи 4 ультразвуковых колебаний по направлению мобильного средства контроля, так и против направления движения (как это показано на фиг.2), что способствует выявлению разноориентированных дефектов 5 в рельсе. Каждый из дополнительных ультразвуковых преобразователей 2 размещают на расстоянии от соответствующего основного 1 ультразвукового преобразователя 2 на расстоянии L=(2n-1)N, где n=3-100 (натуральные числа). В i-й момент времени происходит излучение-прием лучей 4 ультразвуковых колебаний в рельс основными 1 и дополнительными 2 ультразвуковыми преобразователями. Затем искательная система перемещается вдоль рельса (на фиг.1 направление перемещения обозначено стрелкой). При получении сигнала о прохождении расстояния, равного 2N, в момент времени i+1 происходит новый цикл излучения-приема всеми ультразвуковыми преобразователями 1, 2. В момент времени i+2 и последующие моменты времени процесс возобновляется. При этом пропуск информации о дефекте 5 исключен в связи с тем, что необходимый шаг сканирования N, а значит и периодичность получения информации о дефекте 5 обеспечивается нахождением в этом положении дополнительного ультразвукового преобразователя 2 (фиг.1). Результаты контроля, полученные посредством основных 1 и дополнительных 2 ультразвуковых преобразователей, фиксируются и обрабатываются, после чего преимущественно с помощью программных средств анализируют совместно результаты контроля по каждой паре основного 1 и дополнительного 2 ультразвуковых преобразователей с введением корректировки расположения дефектов 5 по продольной оси рельса на величину L-N. Корректировка проводится таким образом, чтобы значения положения основного 1 и соответствующего дополнительного 2 ультразвуковых преобразователей отличались на величину N. Таким образом, имитируется нахождение дополнительного ультразвукового преобразователя 2 на расстоянии N от основного 1, т.е. обеспечивается необходимый шаг сканирования. Выбор нижней границы величины n=3 обусловлен реальными габаритными размерами ультразвуковых преобразователей 1, 2, т.е. при значении меньшем 3 заданное расстояние между ультразвуковыми преобразователями 1, 2 обеспечить невозможно, так как это расстояние будет меньше соответствующего габаритного размера ультразвукового преобразователя 1, 2. Выбор верхней границы n=100 обусловлен реальными габаритными размерами искательной системы, ограниченными ее конструктивными особенностями.

Способ высокоскоростного сплошного ультразвукового контроля рельсов в соответствии с изобретением обеспечивает по сравнению с известными аналогичными способами повышение скорости ультразвукового контроля свыше 86 км/ч при сохранении его достоверности.

Способ высокоскоростного сплошного ультразвукового контроля рельсов, включающий излучение с поверхности катания рельса поперечных ультразвуковых колебаний посредством размещаемых в заданных основных точках излучения на продольной оси рельса основных ультразвуковых преобразователей, прием отраженных ультразвуковых колебаний и измерение их параметров, по результатам анализа которых судят о наличии дефектов, отличающийся тем, что одновременно с излучением из основных точек излучения излучают ультразвуковые колебания из дополнительных точек излучения посредством дополнительных ультразвуковых преобразователей, каждый из которых размещают на расстоянии L от соответствующего основного ультразвукового преобразователя, выбранным из выражения L=(2n-1)N, где N - шаг сканирования, a n - натуральные числа от 3 до 100, при этом при совместном анализе принятых основными и дополнительными ультразвуковыми преобразователями ультразвуковых колебаний вводят корректировку принятых соответствующими дополнительными ультразвуковыми преобразователями ультразвуковых колебаний, обеспечивающую разницу в положении вдоль продольной оси рельса основных и соответствующих дополнительных ультразвуковых преобразователей величиной, равной L-N.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности, а более конкретно к внутритрубным средствам диагностики трубопроводов, предназначенным для обнаружения механических дефектов внутри трубопроводов, предназначенных для перекачки углеводородов преимущественно в морских условиях.

Изобретение относится к способу обнаружения и классификации дефектов в строительных компонентах, в частности дефектов запрессовки в каналах для создания предварительного напряжения или дефектов уплотнения в бетонных строительных компонентах согласно ограничительной части независимого пункта формулы изобретения.

Изобретение относится к неразрушающему контролю железнодорожных рельсов ультразвуковым методом и может быть использовано для обнаружения дефектов в виде поперечных трещин в подошвах рельсов, уложенных в железнодорожный путь.

Изобретение относится к области ультразвукового контроля дефектов в твердых телах и может использоваться для обнаружения дефектов в подошвах рельсов преимущественно железнодорожного транспорта и метрополитена.

Изобретение относится к области определения одной из основных характеристик строительных материалов - коэффициента их звукопоглощения, и может быть использовано как для материалов, не обладающих резонансным звукопоглощением, так и для материалов с выраженными резонансными звукопоглощающими свойствами.

Изобретение относится к области ультразвукового контроля и может быть использовано для измерения шероховатости поверхности трубы. .

Изобретение относится к области ультразвуковой дефектоскопии и касается конструкции наклонных пьезопреобразователей (ПП). .

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, в частности к средствам неразрушающего контроля изделий из ферромагнитного материала, и может быть использовано в машиностроении и других отраслях промышленности для определения напряженно-деформированного состояния металла

Изобретение относится к контрольно-измерительным устройствам для проверки состояния железнодорожного полотна и может быть использовано для обнаружения и оценки степени коррозионного повреждения подошв эксплуатируемых рельсов с использованием ультразвуковых методов исследования

Изобретение относится к неразрушающему контролю материалов и может быть использовано как при ультразвуковой дефектоскопии рельсов, так и в других отраслях

Изобретение относится к области неразрушающего контроля строительных конструкций, преимущественно гидротехнических и гидромелиоративных сооружений, и может быть использовано для определения модуля упругости бетона конструкций в процессе их строительства, реконструкции и эксплуатации

Изобретение относится к области измерений, предназначено для неразрушающих испытаний ультразвуковыми методами и может быть использовано в различных отраслях машиностроения для ультразвукового контроля структуры материала, в частности для определения формы графитовых включений в чугуне

Изобретение относится к горной промышленности и предназначено для контроля сцепления анкерной крепи с массивом горных пород, необходимого для поддержания ею пород в устойчивом состоянии

Изобретение относится к неразрушающему контролю железнодорожных рельсовых накладок ультразвуковым методом и может быть использовано для обнаружения дефектов в виде поперечных трещин в головках накладок

Изобретение относится к области неразрушающих испытаний ультразвуковыми методами и может быть использовано в различных отраслях машиностроения для контроля материалов и изделий, преимущественно крупногабаритных и с большим затуханием ультразвука

Изобретение относится к технической физике и может быть использовано для определения свойств и кристаллической структуры материалов изделий по их виброакустическим характеристикам
Наверх