Способ оценки влияния физической тренировки на спортивно-физическое состояние человека

Изобретение относится к физической культуре и спорту. Способ предназначен для повышения качества оценки тренировки человека путем индивидуального мониторинга используемых физических упражнений. Оценивают эффективность влияния физической тренировки на спортивно-физическое состояние человека. Проводят индивидуальный мониторинг изменения показателей силы, быстроты, гибкости, выносливости и ловкости. Способ позволяет по изменению показателей силы, быстроты, гибкости, выносливости и ловкости оценивать влияние тренировок на спортивно-физическое состояние человека, а также оценивать содержание и объем тренировок. 2 табл.

 

Изобретение относится к физической культуре и спорту, например к тренировке студентов, эффективность которой может быть повышена путем оптимального подбора спортивно-физических упражнений.

Способ предназначен для повышения качества определения влияния содержания тренировки человека путем индивидуального мониторинга используемых физических упражнений.

Известен способ определения величины тренирующей нагрузки путем тестирования нагрузкой умеренной мощности, регистрации величины частоты сердечных сокращений и артериального давления. Об эффективности способа судят по поэтапному измерению частот сердечных сокращений и артериального давления. [Пат. 2107453 РФ, МПК6 A61B 5/02. Способ определения величины тренирующей нагрузки в подготовительном периоде / Сорокин А.П., Бирюкова О.В., Кочетков А.Г., Куликов К.Н.]. Недостатками способа являются необходимость использования узкого круга параметров, отражающих только функционального состояние гемодинамики на фоне значительных физических нагрузок, отсутствие показателей, характеризующих гибкость тренирующегося, отражающего состояние его суставного и связочного аппарата, отсутствие параметра, характеризующих силовые качества тренирующегося, отсутствие комплексной системы оценки состояния организма, в том числе показателей, дающих общее представление о состоянии здоровья тренирующегося при воздействии на него различных спортивно-физических нагрузок.

Также известен способ тренировки спортсмена, заключающийся в шкальной оценке физической и психофизической составляющих реакции, по которой определяют кинематические параметры движения системы спортивный снаряд - спортсмен при выполнении силовых упражнений, после чего сравнивают их с фактически полученными параметрами и по отклонениям последних от оценочной кривой судят о степени тренированности спортсмена с учетом возможности одновременной корректировки процесса тренировки [Пат. 2126285 РФ, МПК6 A63B 21/06, A63B 24/00. Способ тренировки спортсмена и устройство для его осуществления / Мосунов Ю.С., Ишенин С.П., Шеманин В.Г.]. Недостатками способа являются: отсутствие комплексной системы определения функционального состояния организма, отсутствие показателей, характеризующих силовые качества организма в процессе тренировки, отсутствие параметра, характеризующего общее спортивно-физкультурное развитие организма.

Наиболее близким к заявляемому способу является способ оценки влияния физической тренировки на организм человека, заключающийся в оценке функционального, двигательно-силового, антропометрического рейтинга, рейтинга фигуры, здоровья и общего рейтинга и сравнении рейтингов до и после физической, тренировки [Пат. 2157088 РФ, МПК7 A61B 5/02, A61B 5/00. Способ оценки влияния физической тренировки на организм человека / Хамин Е.Н.]. Функциональный рейтинг определяют, используя время задержки дыхания на вдохе и выдохе, пульс и артериальное давление - до и после физической нагрузки, пульс стоя, лежа и в восстановительном периоде. Двигательно-силовой рейтинг определяют, учитывая полученное расстояние от стены до икры ноги при плотном прижатии колена к груди, высоту максимального подъема ноги, количество отжиманий, время удержания туловища. Антропометрический рейтинг определяют, используя данные по количеству жира и мышечной ткани в организме, рост и массу тела. Рейтинг фигуры определяют, используя данные отклонений по количеству подкожного жира и по охватным размерам. Рейтинг здоровья и общий рейтинг определяют, используя вышеназванные рейтинги, а оценку влияния физической тренировки на организм проводят по повышению показателей рейтинга здоровья и общего рейтинга и показателей субъективной оценки относительно исходного уровня, при этом оценивают ее как оптимально выбранную. Недостатками способа являются сложность вычисления показателей рейтинга по формулам, сложность проведения самой процедуры оценки каждого из показателей рейтинга, в частности трехфазные исследования функционального рейтинга, которые сами являются по себе дополнительными нагрузочными пробами достаточно высокой интенсивности (задержка дыхания на вдохе и выдохе, физические нагрузки - приседания, прыжки, бег на месте, повышающие опасность перегрузки спортсмена, особенно на начальных этапах тренировки, а также отсутствие показателей, характеризующих рейтинги двигательной быстроты, гибкости, выносливости и ловкости.

Задачей настоящего изобретения является повышение качества оценки влияния физической тренировки на спортивно-физическое состояние человека, основанное на комплексном исследовании и оценке отклонения от нормативных показателей с возможностью определения как наиболее важных спортивно-физкультурных рейтингов, отражающих состояние тренированности человека, таких как рейтинги силы, быстроты, гибкости, выносливости и ловкости, так и интегрального рейтинга спортивно-физического состояния человека.

Указанный технический результат достигается тем, что оценку эффективности влияния физической тренировки на спортивно-физическое состояние человека определяют по величине показателя СФС относительно его исходного или предыдущего уровней по формуле:

СФС в баллах = (РС+РБ+РГ+РВ+РЛ)/N,

где PC - рейтинг силы; РБ - рейтинг быстроты; РГ - рейтинг гибкости, РВ - рейтинг выносливости; РЛ - рейтинг ловкости; N - количество исследованных рейтингов. Рейтинг силы (PC) вычисляют по формуле:

PC в баллах = (РСсд + РСдп + РСдл + РСоб + РСбтм + РСоо + РСпо)/N1,

где РСсд - оценка становой динамометрии; РСдп - оценка динамометрии правой кисти; РСдл - оценка динамометрии левой кисти; РСоб - оценка отжимания на брусьях; РСбтм - оценка позы «Ласточка»; РСоо - оценка броска теннисного мяча; РСпо - оценка отталкивания от опоры; N1 - количество тестовых проверок.

Рейтинг быстроты (РБ) вычисляют по формуле:

РБ в баллах = (РБ 30 + РБ 60 + РБ 100 + РБчб + РБбпчб + РБлл)/N1,

где РБ - рейтинг быстроты; РБ 30 - оценка бега на 30 м; РБ 60 - оценка бега на 60 м; РБ 100 - оценка бега на 100 м; РБчб - оценка челночного бега; РБбпчб - оценка парного челночного бега; РБлл - оценка ловли падающей линейки; N1 - количество тестовых проверок.

Рейтинг гибкости (РГ) вычисляют по формуле:

РГ в баллах = (РГгс + РБ 100 + РГош + РГбш + РГнп)/N1,

где РГ - рейтинг гибкости; РГгс - оценка наклонов на гимнастической скамейке; РГош - оценка осевого шпагата; РГбш - оценка бокового шпагата; РГнп - оценка доставания ногами пола через голову лежа на спине; N1 - количество тестовых проверок.

Рейтинг выносливости (РВ) вычисляют по формуле:

РВ в баллах = (РВпу + РВпп + РВвп + РВпк + РВоо + РВпо + РВ 3000)/N1,

где: РВ - рейтинг выносливости; РВпу - оценка удержания прямого угла на шведской стенке; РВпп - оценка подтягивания на перекладине: РВвп - оценка виса на перекладине: РВпк - оценка подъема по канату без помощи ног; РВоо - оценка отталкивания от опоры; РВпо - оценка подтягивания к опоре; РВ 3000 - оценка бега на 3000 м; N1 - количество тестовых проверок.

Рейтинг ловкости (РЛ) вычисляют по формуле:

РЛ в баллах = (РЛкв + РЛкн + РЛпв + РВпд + РЛдп + РЛббм + РЛбтм)/N1,

где РЛ - рейтинг ловкости; РЛкв - оценка 6-ти кувырков вперед; РЛкн - оценка 6-ти кувырков назад; РЛпв - оценка прыжка в высоту; РВпд - оценка прыжка в длину; РЛдп - оценка доставания ногами перекладины в висе; РЛббм - оценка броска баскетбольного мяча в корзину; РЛбтм - оценка броска теннисного мяча в корзину; N1 - количество тестовых проверок.

На сегодняшний день в физической культуре и спорте, несмотря на большое количество трудов, направленных на повышение физических кондиций человека, отсутствуют такие определяющие их фундаментальность общепризнанные факторы, как трактовка физических качеств человека, классификация физических упражнений, оценивающая эти качества, комплексы физических упражнений для общей оценки физического состояния человека, а также их рейтинговые оценки [Тесты в физическом воспитании школьников / В.И.Лях. - М.: ООО «Издательство ACT», 1998 г. - 272 с.]. В качестве исходных представлений о сути рассматриваемых явлений могут быть с успехом использованы разработки создателя кинезиологии - науки о движениях человека - известного нейрофизиолога Н.А.Бернштейна, выявившего уровни двигательных возможностей человека и физические качества, их определяющие [Очерки по физиологии движений и физической активности / Н.А.Бернштейн. - М.: «Медицина», 1966 г. - 166 с.]. Этими качествами являются сила, быстрота, гибкость, выносливость и ловкость.

В процессе тестовых проверок определяют рейтинги силы, быстроты, гибкости, выносливости и ловкости.

Рейтинг силы определяется по показателям, отражающим эффективность выполнения становой динамометрии, динамометрии правой и левой кистей, отжимания на брусьях, удержания позы «Ласточка», дальности броска теннисного мяча из положения «сидя». Для вычисления рейтинга силы используется формула:

PC в баллах = (РСсд + РСдп + РСдл + РСоб + РСбтм + РСоо + РСпо)/N1,

где:

PC - рейтинг силы;

РСсд - оценка становой динамометрии;

РСдп - оценка динамометрии правой кисти;

РСдл - оценка динамометрии левой кисти;

РСоб - оценка отжимания на брусьях;

РСбтм - оценка позы «Ласточка»;

PCoo - оценка броска теннисного мяча;

РСпо - оценка отталкивания от опоры;

N1 - количество тестовых проверок.

Методики определения показателей, характеризующих рейтинг силы, выглядят следующим образом.

1. Становая динамометрия. Исходное положение - прямые ноги плотно стоят на опоре динамометра. Прямые руки держат ручки прибора в исходном верхнем положении. Тяга динамометра осуществляется станом испытуемого по команде преподавателя. Так выполняются три попытки, результат лучшей из которых заносится в протокол.

2. Кистевая динамометрия. Исходное положение - стойка «смирно», правая (левая) рука вытянута вперед на уровне плеча. По команде преподавателя выполняются три попытки, результат лучшей из которых заносится в протокол.

3. Отжимание на брусьях. Исходное положение - вис на брусьях на прямых руках. По команде преподавателя испытуемый опускается на руках между брусьями до полного сгибания рук в локтях максимально возможное количество раз.

4. Удержание позы «Ласточка». По команде преподавателя испытуемый принимает позу «Ласточка» и выдерживает ее как можно дольше. Время удержания позы фиксируется с помощью секундомера.

5. Дальность броска теннисного мяча. Исходное положение - сидя на стуле плотно прижавшись спиной к его спинке. По команде преподавателя испытуемый бросает вдаль теннисный мяч без нарушения исходного положения. Дальность заброса мяча измеряется рулеткой - от передней ножки стула до точки падения мяча, зафиксированной помощником преподавателя. Так выполняются три попытки, результат лучшей из которых заносится в протокол.

Рейтинг быстроты определяется по показателям, отражающим эффективность выполнения таких физических упражнений, как «забег на 30, 60 и 100 метров», «челночный бег», «парный челночный бег» и «ловля падающей линейки». Для вычисления рейтинга силы используется формула:

РБ в баллах = (РБ 30 + РБ 60 + РБ 100 + РБчб + РБбпчб + РБлл)/N1,

где РБ - рейтинг быстроты;

РБ 30 - оценка бега на 30 м;

РБ 60 - оценка бега на 60 м;

РБ 100 - оценка бега на 100 м;

РБчб - оценка челночного бега;

РБбпчб - оценка парного челночного бега;

РБлл - оценка ловли падающей линейки;

N1 - количество тестовых проверок.

Методики определения показателей, характеризующих рейтинг двигательной быстроты, выглядят следующим образом.

1. Бег на 30, 60 и 100 м. На мерной беговой дорожке с низкого старта по команде стартера испытуемые командами от двух до четырех человек выполняют забеги на указанные дистанции. Время пересечения финишной черты каждым испытуемым регистрируется преподавателем с помощью ручного электронного секундомера.

2. Для выполнения челночного бега 3×10 м на дистанции 10 м в начале и конце ее устанавливаются мерные фишки. В случае одиночного челночного бега испытуемый становится рядом с одной из фишек и по команде стартера, двигаясь по «восьмерке» вокруг фишек, дважды обегает отстоящие друг от друга на расстоянии 10 м фишки и финиширует у фишки, противоположной стартовой. В случае парного челночного бега испытуемые стартуют с разных сторон стартовой фишки и бегут так же как и в индивидуальном забеге, но навстречу друг другу, не допуская столкновений.

3. Ловля падающей металлической инструментальной 50-см линейки классически характеризует зрительно-моторное быстродействие человека [Тесты в физическом воспитании школьников / В.И.Лях. - М.: ООО «Издательство ACT», 1998 г. - 272 с.] и осуществляется следующим образом. Исходное положение - стойка «смирно», правая (левая) рука вытянута вперед на уровне плеча. Большой и указательный палец растворены под прямым углом. Преподаватель, держа линейку за верхний конец, нижним концом помещает линейку между растворенными пальцами испытуемого. Затем, с таймером 1-3 с без предупреждения он отпускает линейку в свободное падение. Испытуемый максимально быстро должен схватить линейку сжатием кисти. Результат испытания равен числу сантиметров линейки выше кисти испытуемого.

Рейтинг гибкости определяется по показателям, отражающим эффективность выполнения таких упражнений, как наклон на гимнастической скамейке, осевой и боковой шпагаты, доставание ногами пола через голову в положении «лежа на спине».

Для вычисления рейтинга гибкости используется формула:

РГ в баллах = (РГгс + РБ 100 + РГош + РГбш + РГнп)/N1,

где:

РГ - рейтинг гибкости;

РГгс - оценка наклонов на гимнастической скамейке;

РГош - оценка осевого шпагата;

РГбш - оценка бокового шпагата;

РГнп - оценка доставания ногами пола через голову лежа на спине;

N1 - количество тестовых проверок.

Методики определения показателей, характеризующих рейтинг гибкости, выглядят следующим образом.

1. Наклоны на гимнастической скамейке выполняются из положения «стоя на гимнастической скамейке на прямых ногах со сближенными стопами». По команде преподавателя испытуемый, не сгибая ног, наклоняется вперед, опуская при этом с выпрямленными пальцами сконтактированные между собой кисти рук как можно ниже опоры. Выполняется каждым испытуемым по три попытки, результат лучшей из которых заносится в протокол. В процессе испытания замеряется расстояние от концов пальцев до уровня опоры ног.

2. Осевой (боковой) шпагат выполняется в соответствии с рекомендациями [Тесты в физическом воспитании школьников / В.И.Лях. - М.: ООО «Издательство ACT», 1998 г. - 272 с.]. Каждый испытуемый тестируется трижды с замером расстояния между промежностью и полом. Лучший результат заносится в протокол.

3. Доставание ногами пола через голову из положения «лежа на спине» - известный тест [Тесты в физическом воспитании школьников / В.И.Лях. - М.: ООО «Издательство ACT», 1998 г. - 272 с.], применяемый даже на государственных экзаменах по общефизической подготовке в вузах физкультурного профиля. При выполнении этого теста ноги должны быть прямыми, а руки с опорой на пол - направлены вдоль тела. Фиксируется максимальное число касаний пола ногами или аналогичное число за определенный период времени, - например, за 30 с.

Рейтинг выносливости определяется по показателям, отражающим эффективность выполнения таких упражнений, как «удержание прямого угла на шведской стенке», «подтягивании и вис на перекладине», «подъем по канату без помощи ног», «бег на 3000 м». Для вычисления рейтинга выносливости используется формула:

РВ в баллах = (РВпу + РВпп + РВвп + РВпк + РВоо + РВпо + РВ 3000)/N1,

где:

РВ - рейтинг выносливости;

РВпу - оценка удержания прямого угла на шведской стенке;

РВпп - оценка подтягивания на перекладине;

РВвп - оценка виса на перекладине;

РВпк - оценка подъема по канату без помощи ног;

РВоо - оценка отталкивания от опоры;

РВпо - оценка подтягивания к опоре;

РВ 3000 - оценка бега на 3000 м;

N1 - количество тестовых проверок.

Методики определения показателей, характеризующих рейтинг выносливости, выглядят следующим образом.

1. Прямой угол на шведской стенке. Исходное положение - вис на прямых руках на шведской стенке. По команде преподавателя одновременно с запуском секундомера испытуемые поднимают прямые ноги до прямого угла между ними и торсом тела, выдерживая это положение максимально возможное время. Время удержания заносится в протокол.

2. Подтягивание на перекладине. Исходное положение - вис на прямых руках. По команде преподавателя испытуемый подтягивается на перекладине до выхода подбородка на ее уровень максимальное число раз. Результат заносится в протокол.

3. Вис на перекладине. Исходное положение - вис на перекладине на прямых руках. Время виса фиксируется преподавателем с помощью секундомера. Результат заносится в протокол.

4. Подъем по канату без помощи ног. Снаряд - стандартный спортивный канат. Фиксированная высота подъема определяется условиями тестирования. Нижняя часть каната завязана большим узлом, а сам канат имеет мерные деления. Испытуемый садится на этот узел каната и по команде преподавателя начинает подъем до установленной высоты. Фиксируется высота подъема по канату без помощи рук в процентах. Допускается три попытки. Результат лучшей из них заносится в протокол.

5. Бег на 3000 м. На мерной кроссовой дистанции по команде преподавателя одновременно стартует группа испытуемых с отличительными номерами на одежде. Порядок прихода на финиш и время бега испытуемых заносятся в протокол.

Рейтинг ловкости определяется по показателям, отражающим эффективность выполнения таких упражнений, как время 6 кувырков через голову вперед и назад, прыжки в высоту и в длину с места, доставание ногами перекладины в висе, точность броска баскетбольного мяча в корзину, точность броска теннисного мяча в корзину. Для вычисления рейтинга ловкости используется формула:

РЛ в баллах = (РЛкв + РЛкн + РЛпв + РВпд + РЛдп + РЛббм + РЛбтм)/N1,

РЛ - рейтинг ловкости;

РЛкв - оценка 6-ти кувырков вперед;

РЛкн - оценка 6-ти кувырков назад;

РЛпв - оценка прыжка в высоту;

РВпд - оценка прыжка в длину;

РЛдп - оценка доставания ногами перекладины в висе;

РЛббм - оценка броска баскетбольного мяча в корзину;

РЛбтм - оценка броска теннисного мяча в корзину;

N1 - количество тестовых проверок.

Методика определения показателей, характеризующих рейтинг ловкости, выглядит следующим образом.

1. 6 кувырков вперед (назад). Исходное положение - по желанию испытуемого. Выполняется на мягком покрытии (борцовский ковер или гимнастический ковер). По команде преподавателя испытуемый выполняет на время 6 кувырков вперед или назад. Время кувырка фиксируется касанием стоп ног ковра. Результат заносится в протокол. В случае невыполнения задания (уход с ковра во время кувырков, потеря ориентировки, ступор у испытуемого) испытуемому предоставляется 10-минутный перерыв с последующим повтором упражнения.

2. Прыжок в высоту с места толчком двумя ногами. Исходное положение - стойка «смирно». По команде преподавателя испытуемый выполняет прыжок вверх. Результат может быть зафиксирован различными способами. Например, - доставанием испытуемым мерных высотных отметок на стене, или - с помощью сантиметра В.М.Абалакова, или - с помощью электронного фотодиодного устройства. Испытуемый выполняет три попытки. Лучший результат заносится в протокол.

3. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами. Исходное положение - стойка носками ног на линии старта. По команде преподавателя испытуемый прыгает в длину. Лучший результат из трех попыток заносится в протокол.

4. Доставание ногами перекладины в висе. Исходное положение - вис на перекладине. По команде преподавателя испытуемый достает ногами перекладину максимально возможное количество раз. Результат заносится в протокол.

5. Бросок баскетбольного мяча в корзину. С точки выполнения штрафного броска в баскетболе баскетбольный мяч 10 раз бросается в корзину. Число попаданий заносится в протокол.

6. Бросок теннисного мяча в корзину. Выполняется 10 бросков с точки штрафного броска в баскетболе. Исходная стойка - спиной к корзине. Характер выполнения броска - по выбору испытуемого. Ему разрешается смотреть на корзину через плечо или с наклоном назад, или - по памяти. Число попаданий заносится в протокол.

Рейтинг спортивно-физического состояния человека определяют по следующей формуле:

СФС в баллах = (PC+РБ+РГ+РВ+РЛ)/N,

где:

СФС - спортивно-физическое состояние,

PC - рейтинг силы,

РБ - рейтинг быстроты,

РГ - рейтинг гибкости,

РВ - рейтинг выносливости,

РЛ - рейтинг ловкости,

N - количество исследованных рейтингов.

Оценку эффективности влияния физической тренировки на спортивно-физическое состояние тренирующегося человека определяют по изменению показателя СФС относительно его исходного или предыдущего уровней. Повышение, как отдельных рейтингов, так и рейтинга общего спортивно-физического уровня тренирующегося, является целью всех тренировочных упражнений, тренировочного процесса, а также спортивно-физического воспитания населения в целом. Положительная динамика рейтингов и СФС свидетельствует о правильном формировании спортивно-физической подготовки человека и оптимальном подборе индивидуальных тренировочных упражнений и режима их выполнения. Отрицательная динамика рейтингов и СФС указывает на неблагоприятное формирование спортивно-физической подготовки человека и неадекватный подбор индивидуальных тренировочных упражнений, что чревато срывом адаптационных механизмов и нарушению общего состояния тренирующегося. Появление отрицательной динамики вышеуказанных рейтингов и СФС требует для тренера пересмотра количественных и качественных характеристик - индивидуальных тренировочных упражнений, методики проведения тренировочных и учебных спортивно-физкультурных занятий.

Преимущества данного способа оценки влияния физической тренировки на спортивно-физическое состояние человека над прототипом заключается в следующем:

1. Для оценки влияния режима тренировки на спортивно-физическое состояние человека предложено использовать рейтинги силы, быстроты, гибкости, выносливости и ловкости, а также рейтинг общего спортивно-физического состояния тренирующегося человека.

2. Предложены формулы расчета каждого из рейтингов, отражающих следующие показатели спортивно-физического состояния тренирующегося человека, а именно силы, быстроты, гибкости, выносливости и ловкости.

3. Предложена формула расчета общего спортивно-физического состояния тренирующегося, характеризующего общее состояние его здоровья.

4. Предложенный способ оценки влияния физической тренировки на спортивно-физическое состояние человека может быть применим тренером в порядке как динамичного контроля за тренирующимся, так и непосредственно самим тренирующимся с целью самоконтроля.

Сущность изобретения поясняется примерами, сведенными в таблицы. В таблице 1 - Контрольные нормативы. В таблице 2 - Балльная оценка рейтингов спортивно-физического состояния.

Предлагаемый способ определения влияния режима тренировки на спортивно-физическое состояние человека апробирован на контингенте в составе 317 студентов, из них 189 юношей и 128 девушек, в возрасте от 18 до 30 лет.

На основании статистического анализа полученных данных выведены рейтинги силы, выносливости, ловкости, гибкости и быстроты, представленные в таблице 1. Статистический анализ полученных данных проведен с использованием параметрических (критерий Стьюдента) и непараметрических (критерий Мани-Вилкоксона-Уитни) критериев и пакета статистической ЭВМ-программы Statistica, v.6.0. [Боровиков, В.П. Statistica. Статистический анализ и обработка данных в среде Windows / В.П.Боровиков, И.П.Боровиков - М.: ИПК «Филин», 1997 г. - 608 с.; Юнкеров, В.И. Григорьев С.Г. Математико-статистическая обработка данных медицинских исследований / В.И.Юнкеров, С.Г.Григорьев. - Спб.: ВАмедА, 2002 г. - 266 с.]. Оценку эффективности влияния режима тренировки на спортивно-физическое состояние человека определяют по динамике (тренду) как отдельных рейтингов, так и СФС, относительно исходного уровня.

Способ оценки влияния физической тренировки на спортивно-физическое состояние человека

Таблица 1
Контрольные нормативы
№ п/п Наименование упражнений Баллы
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5 6 7
1 Динамометр. правой кисти, кг 15-27 28-35 36-51 52-63 64-75
2 Динамометр. левой кисти, кг 11-23 24-35 36-47 48-59 60-71
3 Становая динамометрия, кг 60-80 81-100 101-120 121-140 141-160
4 Вис на перекладине, с 11-39 40-74 75-107 108-140 141-173
5 Прямой угол на швед. ст., с 4-6 7-10 11-13 14-17 18-21
6 Подтяг. на перекладине, раз 4-7 8-10 11-13 14-16 17-19
7 Отжимание от пола, раз 17-25 26-34 35-43 44-52 53-61
8 Ловля падающей линейки, см 40-32 31-23 22-16 15-9 8-3
9 Ноги за гол. - до пола, раз 15-25 26-35 36-45 46-55 56-65
10 Подъем по канату б/п ног, % 45-55 56-65 66-75 76-85 86-100
11 Подъем в упор на перекл, раз. 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10
12 Достав, ногами перекл, раз 1-3 4-6 7-10 11-14 15-19
13 Отжимание на брусьях, раз 1-3 4-6 5-11 12-16 17-21
14 Наклон на гимн. скамейке, см 2-5 6-10 11-16 17-23 24-30
15 Шпагат осевой, см 60-50 49-40 39-30 29-15 14-0
16 Шпагат боковой, см 72-62 61-54 53-36 34-18 17-0
17 Время в беге на 30 м, с 6-5,2 5,1-4,9 4,85-4,5 4,45-4,3 4,25-4,0
18 Время в беге на 60 м, с 10-9,4 9,3-8,8 8,7-8,0 7,9-7,5 7,4-7,1
19 Время в беге на 100 м, с 16-15 14,9-14 13,9-13,5 13,4-12,8 12,7-12,3
20 Время в беге на 3000 м, с 1040-980 979-880 879-790 789-720 719-680
21 Удерж. позы «Ласточка», с 20-35 36-65 66-90 91-120 121-140
22 Удержание стойки на руках, с 2-4 5-8 9-12 13-16 17-20
23 Точность броска б/б мяча, % 30-40 50-60 70-80 80-90 100
24 Точность броска тен. мяча, % 10-20 30-40 50-60 70-80 80-100
25 Дальность броска тен. мяча, м 12-14 15-18 19-26 27-35 36-44
продолжение таблицы 1
27 Время челноч. бега 3×10 м, с 10-9,5 9,4-8,8 8,7-7,9 7,8-7,2 7,1-6,5
28 Время парного челноч. бега, с 10-9,4 9,5-9,0 9,1-8,6 8,5-8,1 8,0-7,4
29 Прыжок в высоту с места, см 25-30 31-40 41-50 51-56 57-65
30 Прыжок в длину с места, см 185-195 196-215 216-245 246-265 266-285
31 Время 6 кувырков вперед, с 13-11,5 11,4-10,5 10,4- 8,5 8,4-6,6 6,5-5
32 Время 6 кувырков назад, с 14-12,5 12,4-11 10,9-9 8,9-7 6,9-5,8
33 Мощность ОДА, кгм 40-50 51-65 66-75 76-85 86-100
34 Динам, выносл. ОДА, кгм 525-700 701-1150 1151-1775 1776-2400 2401-3025
35 Сила ОДА, кг 15-20 21-25 26-35 36-45 46-55
36 Силовая выносл. ОДА, кгм 150-300 301-450 451-750 751-1350 1351-1950

Способ оценки влияния физической тренировки на спортивно-физическое состояние человека

Таблица 2
Балльная оценка рейтингов спортивно-физического состояния
Рейтинги ФИО, тестовые проверки Показатели рейтинг ФИО, тестовые проверки Показатели рейтинг
1 2 3 4 5
силы Горланов А.В. Беляков А.В.
стан. динамометрия 145/5 стан. динамометрия 85/2
динамометр. прав. кисти 74/5 динамометр. прав. кисти 37/3
динамометр. лев. кисти 72/5 динамометр. лев. кисти 34/2
отжим, на брусьях 20/5 отжим, на брусьях 4/2
поза «Ласточка» 93/4 поза «Ласточка» 66/3
бросок теннис, мяча 42/5 бросок теннис. мяча 18/2
отталкивание от опоры 80/4 отталкивание от опоры 50/1
подтягивание к опоре 50/5 подтягивание к опоре 23/2
∑PCi/Ni 4,13 ∑PCi/Ni 2,13
быстроты бег на 30 м 4,94/2 бег на 30 м 4,82/3
бег на 60 м 8,9/2 бег на 60 м 8,6/3
бег на 100 м 13,05/4 бег на 100 м 14,6/2
челночный бег 8,13/3 челночный бег 8,55/3
парный челночный бег 7,69/4 парный челночный бег 9,02/2
ловля пад. линейки 13/4 ловля пад. линейки 24/2
∑PBi/Ni 3,17 ∑PBi/Ni 2,17
продолжение таблицы 2
Рейтинги ФИО, тестовые проверки Показатели рейтинг ФИО, тестовые проверки Показатели рейтинг
1 2 3 4 5
гибкости наклон - гимн. скамья 23/4 наклон - гимн. скамья 13/3
осевой шпагат 26/4 осевой шпагат 52/1
боковой шпагат 33/4 боковой шпагат 55/2
ноги до пола - через гол. 52/4 ноги до пола - через гол. 35/2
∑РГi/Ni 4,0 ∑РГi/Ni 4,0
выносливости угол на швед. стенке 12/3 угол на швед. стенке 3/1
подтяг. на переклад. 21/5 подтяг. на переклад. 9/2
вис на перекладине 123/4 вис на перекладине 63/2
подъем по канату б/ног 100/5 подъем по канату б/ног 66/3
отталкивание от опоры 2200/4 отталкивание от опоры 800/2
подтягивание к опоре 1400/5 подтягивание к опоре 420/2
бег на 3000 м 764/4 бег на 3000 м 893/2
∑PBi/Ni 4,29 ∑PBi/Ni 2,00
ловкости 6 кувырков вперед 5,8/5 6 кувырков вперед 7,2/2
6 кувырков назад 6,4/5 6 кувырков назад 7,6/2
прыжок в высоту с/м 55/4 прыжок в высоту с/м 45/3
прыжок в длину с/м 292/5 прыжок в длину с/м 262/4
бросок б/б мяча в корзину 60/2 бросок б/б мяча в корзину 60/2
бросок тен. мяча в корзину 40/2 бросок тен. мяча в корзину 60/3
∑РЛi/Ni 3,83 ∑PЛi/Ni 2,67
СФС СФС=∑Pi/Ni 3,88 СФС=∑Pi/Ni 2,59

Способ оценки влияния физической тренировки на спортивно-физическое состояние (СФС) человека, основанный на проведении объективной оценки изменения состояния организма под влиянием физической тренировки, отличающийся тем, что оценку эффективности влияния физической тренировки на спортивно-физическое состояние человека определяют по величине показателя СФС относительно его исходного или предыдущего уровней по формуле: СФС в баллах = (РС+РБ+РГ+РВ+РЛ)/N, где (PC) - рейтинг силы, (РБ) - рейтинг быстроты, (РГ) - рейтинг гибкости, (РВ) - рейтинг выносливости и (ВЛ) - рейтинг ловкости, N - количество исследованных рейтингов, рейтинг силы (PC) вычисляют по формуле: PC в баллах = (РСсд + РСдп + РСдл + РСоб + РСбтм + PCoo + PCпо)N1, где РСсд - оценка становой динамометрии; РСдп - оценка динамометрии правой кисти; РСдл - оценка динамометрии левой кисти; РСоб - оценка отжимания на брусьях; РСбтм - оценка позы «Ласточка»; РСоо - оценка броска теннисного мяча; РСпо - оценка отталкивания от опоры; N1 - количество тестовых проверок, рейтинг быстроты (РБ) вычисляют по формуле: РБ в баллах = (РБ 30 + РБ 60 + РБ 100 + РБчб + РБбпчб + РБлл)/N1, где РБ 30 - оценка бега на 30 м; РБ 60 -оценка бега на 60 м; РБ 100 - оценка бега на 100 м; РБчб - оценка челночного бега; РБбпчб - оценка парного челночного бега; РБлл - оценка ловли падающей линейки; N1 - количество тестовых проверок, рейтинг гибкости (РГ) вычисляют по формуле: РГ в баллах = (РГгс + РБ100 + РГош + РГбш + РГнп)/N1, где РГгс - оценка наклонов на гимнастической скамейке; РГош - оценка осевого шпагата; РГбш - оценка бокового шпагата; РГнп - оценка доставания ногами пола через голову лежа на спине; N1 - количество тестовых проверок, рейтинг выносливости (РВ) вычисляют по формуле: РВ в баллах = (РВпу + РВпп + РВвп + РВпк + PBoo + PBпо + PB3000)/N1, где РВпу - оценка удержания прямого угла на шведской стенке; РВпп - оценка подтягивания на перекладине; РВвп - оценка виса на перекладине; РВпк - оценка подъема по канату без помощи ног; РВоо - оценка отталкивания от опоры; РВпо - оценка подтягивания к опоре; РВ 3000 - оценка бега на 3000 м; N1 - количество тестовых проверок, рейтинг ловкости (РЛ) вычисляют по формуле: РЛ в баллах = (РЛкв + РЛкн + РЛпв + РВпд + РЛдп + РЛббм + РЛбтм)/N1, где РЛкв - оценка 6-и кувырков вперед; РЛкн - оценка 6-и кувырков назад; РЛпв - оценка прыжка в высоту; РВпд - оценка прыжка в длину; РЛдп - оценка доставания ногами перекладины в висе; РЛббм - оценка броска баскетбольного мяча в корзину; РЛбтм - оценка броска теннисного мяча в корзину; N1 - количество тестовых проверок.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройствам для внутримышечной стимуляции. .

Изобретение относится к диагностике индивидуальных особенностей человека и может быть использовано для оценки профессиональной пригодности оператора, для контроля когнитивных (познавательных) функций учащихся в условиях информационной нагрузки, а также для ранней диагностики расстройств функции внимания.

Изобретение относится к медицине, а именно к дерматовенерологии и иммунологии, и может быть использовано для лечения урогенитальных инфекций, передаваемых половым путем и вызываемых хламидиями и/или микоплазмами.

Изобретение относится к медицине, анатомии, неонатологии, педиатрии, социальной гигиене и организации здравоохранения и может быть применено для диагностики и коррекции физического развития новорожденных, детей грудного и раннего возраста, а также в популяционных исследованиях.

Изобретение относится к медицинской технике, в частности к устройствам диффузионной флуоресцентной томографии. .

Изобретение относится к медицине, в частности к физиологии и кардиологии. .

Изобретение относится к медицине и физической культуре. .

Изобретение относится к медицине и физической культуре. .

Изобретение относится к медицине и физической культуре. .

Изобретение относится к медицине и физической культуре. .
Изобретение относится к медицине, а именно к диагностике, и может быть использовано для диагностики недостаточности клапанного аппарата венозной системы нижних конечностей

Изобретение относится к медицине, экспресс-диагностике состояния сердечно-сосудистой системы пациента на основе анализа вариабельности сердечного ритма

Изобретение относится к медицине, экспресс-диагностике состояния сердечно-сосудистой системы пациента на основе анализа вариабельности сердечного ритма

Изобретение относится к области медицины

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для оперативного контроля физиологических параметров человека, а также для дистанционного контроля за его состоянием

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для оперативного контроля физиологических параметров человека, а также для дистанционного контроля за его состоянием
Изобретение относится к медицине, а именно к аллергологии и пульмонологии, и может быть использовано для дифференциальной диагностики клинико-патогенетических вариантов бронхиальной астмы (БА) - атопической бронхиальной астмы (АБА), астматической триады (АТ) и начальной стадии хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ)
Изобретение относится к медицине, а именно к аллергологии и пульмонологии, и может быть использовано для дифференциальной диагностики клинико-патогенетических вариантов бронхиальной астмы (БА) - атопической бронхиальной астмы (АБА), астматической триады (АТ) и начальной стадии хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ)
Изобретение относится к медицине, а именно к аллергологии и пульмонологии, и может быть использовано для дифференциальной диагностики клинико-патогенетических вариантов бронхиальной астмы (БА) - атопической бронхиальной астмы (АБА), астматической триады (АТ) и начальной стадии хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ)

Изобретение относится к физической культуре и спорту

Наверх