Способ динамического радиационного контроля

Изобретение относится к области охраны окружающей среды, более конкретно к способам выявления радиоактивных источников на обследуемой территории и в движущихся объектах. Способ предусматривает использование, по крайней мере, двух детекторов, смещенных друг относительно друга в направлении, перпендикулярном относительному движению объекта контроля и детекторов. Измеряется амплитуда и длительность сигналов детекторов, по соотношению которых находится местоположение и мощность обнаруженного источника. Технический результат - обнаружение источника радиации во встречном транспорте. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к области охраны окружающей среды, конкретнее к измерению радиоактивности объекта, более конкретно к способам выявления радиоактивных источников на обследуемой территории и в движущихся объектах. Наибольшее применение способ найдет при радиационном мониторинге различных территорий и объектов с помощью систем детектирования радиации, установленных на транспортных средствах, например на автомобилях, а также с помощью систем, установленных на контрольно-пропускных пунктах, пунктах приема и переработки вторичного сырья, металлолома, промышленных и бытовых отходов.

Известен способ радиационного контроля движущихся объектов, включающий регистрацию ионизирующего излучения, по крайней мере, одним детектором, установленным в зоне контроля, через которую перемещаются упомянутые объекты, непрерывное измерение текущих значений потока излучения, регистрируемого детектором, сравнение упомянутых значений с порогом постоянной величины, при превышении которой потоком регистрируемого излучения судят о наличии радиоактивности в контролируемом объекте [1].

Недостатком известного способа является низкая чувствительность обнаружения в связи с тем, что порог необходимо устанавливать заметно превышающим (в 1,5-2 раза) уровень естественного фона в зоне контроля из-за его возможных колебаний, вызванных, например, осадками, пылью, нестабильностью аппаратуры и др.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому изобретению является способ динамического радиационного контроля, включающий непрерывную регистрацию ионизирующего излучения, по крайней мере, двумя детекторами в процессе перемещения объекта контроля и детекторов относительно друг друга, фиксацию моментов превышения сигналами детекторов заданного порога, по которым судят об обнаружении источника в зоне контроля [2].

Недостатком прототипа является отсутствие возможности определения местоположения и мощности обнаруженного источника радиации, что не позволяет оперативно оценить опасность источника и принять меры по его локализации и обезвреживанию.

Это связано с тем, что при реализации способа для обследования территории и различных объектов с помощью подвижного транспорта с установленными в нем детекторами появление сигнала обнаружения источника свидетельствует только о том, что в зоне нахождения детекторов находится источник. Его местонахождение, характеризуемое тем, что источник находится справа или слева от транспорта с детекторами, а также на каком расстоянии от траектории движения транспорта расположен источник, а также мощность источника (мощность дозы, создаваемая излучением источника на стандартном, например, 1 м расстоянии) остаются неизвестными. Это может быть и слабый источник, находящийся вблизи траектории движения транспорта с детекторами, и мощный источник, представляющий значительную опасность, расположенный на значительном удалении от траектории движения детекторов. Кроме того, источник радиации может находиться во встречном транспорте, а в известном способе он может классифицироваться как источник, расположенный на поверхности вблизи дороги, по которой следует транспорт с детекторами. В связи с этим после обнаружения поиск источника будет производиться в зоне, прилегающей к дороге, по которой следует транспорт с детекторами. Сам же источник радиации будет утерян.

В варианте реализации способа, по которому контролируемый объект (вагон, автомобиль) перемещается относительно неподвижных детекторов, в прототипе также невозможно определять местоположение и мощность источника, находящегося в контролируемом объекте, в особенности, когда объекты могут следовать по параллельным путям с обеих сторон детектора (см. фиг.2). Источник может находиться как вблизи наружной поверхности транспорта, так и в глубине транспорта. Отсутствие информации о местоположении источника в транспорте существенно усложняет его поиск, извлечение и обезвреживание.

Технический результат предлагаемого изобретения заключается в повышении надежности контроля за счет обеспечения возможности определения в процессе контроля местоположения и мощности обнаруженного источника радиации. Кроме того, имеется возможность надежно фиксировать события, связанные с наличием источника радиации во встречном транспорте, т.е. исключить утерю обнаруженных источников.

Указанный технический результат достигается предлагаемым способом динамического радиационного контроля, включающим непрерывную регистрацию ионизирующего излучения, по крайне мере, двумя детекторами в процессе перемещения объекта контроля и детекторов относительно друг друга, фиксацию моментов превышения сигналами детекторов заданного порога, по которым судят об обнаружении источника в зоне контроля, при этом в процессе контроля детекторы смещены друг относительно друга в направлении, перпендикулярном направлению относительного перемещения детекторов и объекта контроля, а при обнаружении источника определяют максимальные значения амплитуд сигналов детекторов, соответствующих появлению источника в зоне контроля, за вычетом средних значений сигналов, соответствующих окружающему фону, сравнивают упомянутые максимальные значения амплитуд сигналов каждого детектора, определяют детектор, которому соответствует сигнал большей амплитуды, вычисляют отношение n сигнала большей амплитуды к сигналу меньшей амплитуды, по указанному отношению судят о местоположении источника в зоне контроля, причем расстояние l от источника до детектора, которому соответствует сигнал большей амплитуды, определяют из соотношения

,

где а - расстояние между детекторами в направлении, перпендикулярном направлению относительного перемещения детекторов и объекта контроля. Кроме того, при контроле с помощью детекторов, установленных на транспортном средстве, перемещающемся по автомобильным дорогам, измеряют длительность сигналов детекторов, соответствующих обнаруженному источнику, сравнивают измеренную длительность с пороговой величиной и в случае, если длительность сигнала большей амплитуды меньше пороговой величины, а амплитуда сигнала детектора, смещенного к середине проезжей части, превышает амплитуду сигнала детектора, смещенного к объекту, судят об обнаружении источника во встречном транспорте.

Отличительным признаками является то, что в процессе контроля детекторы смещены друг относительно друга в направлении, перпендикулярном направлению относительного перемещения детекторов и объекта контроля, а при обнаружении источника определяют максимальные значения амплитуд сигналов детекторов, соответствующих появлению источника в зоне контроля, за вычетом средних значений сигналов, соответствующих окружающему фону, сравнивают упомянутые максимальные значения амплитуд сигналов каждого детектора, определяют детектор, которому соответствует сигнал большей амплитуды, вычисляют отношение n сигнала большей амплитуды к сигналу меньшей амплитуды, по указанному отношению судят о местоположении источника в зоне контроля, причем расстояние l от источника до детектора, которому соответствует сигнал большей амплитуды, определяют из соотношения

,

где а - расстояние между детекторами в направлении, перпендикулярном направлению относительного перемещения детекторов и объекта контроля.

Кроме того, с помощью детекторов, установленных на транспортном средстве, перемещающемся по автомобильным дорогам, измеряют длительность сигналов детекторов, соответствующих обнаруженному источнику, сравнивают измеренную длительность с пороговой величиной и в случае, если длительность сигнала большей амплитуды меньше пороговой величины, а амплитуда сигнала детектора, смещенного к середине проезжей части, превышает амплитуду сигнала детектора, смещенного к обочине, судят об обнаружении источника во встречном транспорте.

Новые существенные признаки обеспечивают повышение надежности контроля за счет обеспечения возможности определения местоположения и оценки мощности обнаруженного источника. Кроме того, обеспечивается надежная фиксация источников во встречном транспорте.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где представлены на:

фиг.1 - схема реализации способа при перемещении транспортного средства с детекторами относительно неподвижного объекта;

фиг.2 - схема реализации способа при контроле движущихся объектов (транспортных средств), перемещающихся относительно неподвижных детекторов;

фиг.3 - сигналы детекторов при перемещении транспорта с детекторами мимо источника, находящегося на расстоянии 1 м от поверхности детектора 2;

фиг.4 - сигналы, соответствующие обнаружению источника, находящегося на расстоянии 5 м от поверхности детектора 2;

фиг.5 - зависимость отношения максимальных значений амплитуд сигналов детекторов 2 и 1 от расстояния между источником и поверхностью детектора 2 при величине смещения а, равной 2 м.

При контроле неподвижных (фиг.1) объектов (территорий, сооружений) способ реализуется с помощью детекторов 1 и 2, установленных в транспортном средстве 3, движущемся в направлении х относительно объекта контроля, например, проезжей части территории населенного пункта, где могут находиться радиационные источники 4, 5 (локальные радиоактивные загрязнения и т.п.). Детекторы 1, 2 смещены друг относительно друга по направлению движения транспорта на расстояние b, a в перпендикулярном направлении - на расстоянии а. При контроле движущихся объектов, например железнодорожных вагонов 6, 7 (фиг.2), детекторы расположены со смещениями а, b на определенных расстояниях от поверхности вагонов. В обоих случаях детекторы подвижны относительно объектов контроля.

В качестве детекторов 1, 2 используются высокочувствительные сцинтилляционные детекторы объемом 5-20 л. При контроле территорий детекторы устанавливают на транспортном средстве, например, а/м «Газель». При контроле подвижных объектов, например железнодорожных вагонов, детекторы устанавливают вблизи путей, по которым следуют объекты. Детекторы смещены друг относительно друга (фиг.1, 2) в направлении, перпендикулярном направлению движения на определенное расстояние (1-2 м). При установке детекторов на плавательных средствах это смещение может достигать 8-10 м. Сигналы детекторов, пропорциональные частоте следования импульсов, через интерфейсный блок, например аналого-цифровой преобразователь, поступают в компьютер, непрерывно обрабатывающий поступающую информацию в соответствии с предлагаемым способом. Местоположение транспорта с детекторами фиксируется навигационной системой «GPS». Зона контроля осматривается телекамерой, связанной с компьютером. При обнаружении источника запоминается изображение объекта, в том числе встречного транспорта.

Способ реализуется следующим образом. При обследовании территорий транспортное средство 3 с детекторами 1, 2 (фиг.1) движется по заданному маршруту с определенной скоростью (20-25 км/ч). Сигналы детекторов, амплитуда которых пропорциональна уровню естественного фона обследуемой территории, непрерывно регистрируются компьютером и отображаются на мониторе. Имеются каналы регистрации, в которых из текущих значений сигналов детекторов вычитается сигнал, соответствующий уровню естественного фона. При отсутствии источников в зоне контроля в этих каналах регистрации сигнал близок к нулю (имеются только флуктуации сигнала относительно нуля). В случае появления источника в зоне контроля сигнал детекторов за вычетом фона (фиг.3, 4) превышает некоторый порог, превышающий амплитуду флуктуации фона. Это свидетельствует об обнаружении источника, и система регистрации вырабатывает соответствующий сигнал; одновременно фиксируются координаты транспорта с детекторами и изображение контролируемого объекта.

Вследствие того, что детекторы 1, 2 в момент обнаружения находятся на разных расстояниях до источника, их сигналы отличаются друг от друга при движении транспорта относительно источника. Если источник 4 расположен справа от траектории движения, то сигнал детектора 2 будет превышать сигнал детектора 1 (фиг.3, 4). Если же источник 5 расположен с противоположной стороны транспорта, то сигнал детектора 1 будет превышать сигнал детектора 2. Измеряя амплитуду сигналов детекторов и сравнивая их друг с другом, определяют, с какой стороны транспорта находится обнаруженный источник. Вычисляя отношение амплитуды большего сигнала к амплитуде меньшего сигнала (фиг.5), определяют расстояние от обнаруженного источника до детектора, т.е. его местоположение в зоне контроля. Отношение амплитуд сигналов определяют следующим образом:

,

где l - расстояние от источника до ближайшего детектора; а - расстояние между детекторами в направлении, перпендикулярном направлению движения транспорта.

Расстояние l определяется с учетом (1)

,

Мощность источника (мощность дозы его излучения на расстоянии 1 м) определяется как

,

где Р - мощность дозы излучения источника на поверхности ближайшего к нему детектора;

Р=А/ε, где А - амплитуда сигнала детектора, ε=ΔA/ΔP (ΔA - приращение амплитуды сигнала детектора на единичное приращение мощности дозы ΔP).

Таким образом при обнаружении источника определяется его местонахождение в зоне контроля (справа или слева от траектории движения, расстояние до ближайшего детектора), а также его мощность по амплитуде сигнала и величине указанного расстояния. Это позволяет оценить опасность источника и своевременно принять меры по его локализации и обезвреживанию.

В случае если источник находится во встречном транспорте, то амплитуда сигнала детектора 1 будет превышать амплитуду сигнала детектора 2 (фиг.1), а длительность сигнала детектора 1 на половине его высоты составляет 2l/(V1+V2), где l - расстояние от источника до детектора 1, V1 - скорость транспорта с детекторами, V2 - скорость встречного транспорта. На практике величина l составляет 1,5-2 м, V1 - 20-30 км/ч, V2 - 60-90 км/ч. Поэтому длительность сигнала детектора, смещенного к середине проезжей части от источника во встречном транспорте, не превышает 0,2 с. Длительность сигналов от других источников существенно выше (более 1 с). В связи с этим можно задать порог по длительности сигнала, например, 0,5 с. В случае если длительность сигнала детектора 1 меньше этого порога, а амплитуда этого сигнала превышает амплитуду сигнала 2, то это свидетельствует об обнаружении источника во встречном транспорте. Изображение этого транспорта может быть зарегистрировано по команде обнаружения источника с помощью телекамеры, подключенной к компьютеру. Это дает возможность в дальнейшем локализовать указанный транспорт и обезвредить источник.

Пример 1.

Способ реализуется для обследования территории вблизи автомобильной дороги. В качестве детекторов используются пластиковые сцинтилляторы объемом 10 л. При уровне естественного фона 0,1 мкЗв/ч средняя скорость счета импульсов детекторов составляет 2000 имп/с. Это соответствует амплитуде аналогового сигнала 0,2 В. Коэффициент ε в (3) составляет 2 мВ/нЗв/ч. Смещение а между детекторами (фиг.1) равно 2 м, а расстояние в - 3 м. Скорость движения транспорта с детекторами составляет 30 км/ч. Порог обнаружения установлен на уровне 40 мВ, что соответствует приращению мощности дозы излучения 20 нЗв/ч над фоном. В процессе движения транспорта с детекторами зафиксировано превышение порога, что соответствует обнаружению источника радиации в зоне контроля, простирающейся вдоль траектории движения транспорта. Сигнал детектора 1 за вычетом фона составил 50 мВ, а детектора 2 450 мВ. Отношение n=9, что соответствует расположению источника справа от траектории движения транспорта на расстоянии l=1 м (2). Мощность источника, определяемая из выражения (3), составила 225 нЗв/ч на расстоянии 1 м, т.е. 0,22 мкЗв/ч. Таким образом предлагаемый способ обеспечил не только обнаружение источника в зоне контроля, но и определение его местоположения (на обочине дороги), а также его мощности (0,22 мкЗв/ч).

Способ-прототип, в котором не производится регистрация излучения детекторами, смещенными в направлении, перпендикулярном траектории движения транспорта, позволяет обнаружить указанный выше источник, однако определить его местоположение и мощность в прототипе не возможно. Это может быть источник, расположенный и справа, и слева от траектории движения транспорта, при этом не определена удаленность источника от упомянутой траектории и, как следствие, не ясно, какова его мощность.

Пример 2

При тех же условиях, что и в примере 1, только сигнал детектора 1 за вычетом фона составил 90 мВ, а сигнал детектора 2 - 100 мВ. Величина n=1,11, что соответствует расположению источника справа от траектории движения на расстоянии l=37,7 м. Мощность дозы источника составляет 71,1 мкЗв/ч на расстоянии 1 м. Этот источник представляет значительную опасность, и требуются незамедлительные меры по его локализации и обезвреживанию.

В способе-прототипе не удается определить местоположение источника и степень его опасности.

Пример 3

При тех же условиях, что и в примере 1, зафиксирован сигнал детектора 1 за вычетом фона амплитудой 600 мВ, а детектора 2 - 150 мВ. Длительность сигнала детектора 1 составила 0,2 с. Порог по длительности сигнала установлен равным 0,4 с. Указанные параметры сигналов соответствуют нахождению источника во встречном транспорте на расстоянии 2 м от детектора 1. Мощность дозы источника составляет 1,2 мкЗв/ч на расстоянии 1 м. При появлении сигнала обнаружения фиксируется изображение встречного транспорта и определяется его идентифицированный номер. В дальнейшем указанный транспорт задерживается и предпринимаются меры по обезвреживанию источника.

Способ-прототип не позволяет однозначно трактовать обнаружение источника во встречном транспорте, т.к. сигнал обнаружения может соответствовать источнику, расположенному на территории вблизи траектории движения транспорта с детекторами.

Пример 4

Детекторы 1 и 2 установлены в зоне движения транспортных средств (вагонов) по параллельным путям (фиг.2). Смещение а равно 2 м, в - 3 м, расстояние от поверхности вагонов до детекторов - 1,5 м. В процессе контроля зафиксированы сигнал детектора 1 - 240 мВ, сигнал детектора 2 - 60 мВ. В соответствии с предлагаемым способом фиксируется, что источник находится в вагоне 6 (фиг.2) на расстоянии 2 м от детектора 2, т.е. на глубине 0,5 м от наружной поверхности вагона, обращенной к детекторам. Мощность дозы источника составляет не менее 0,5 мкЗв/ч на расстоянии 1 м.

Способ-прототип не имеет возможности определить, в каком из вагонов (6 или 7, см. фиг.2) находится источник, на каком расстоянии от поверхности вагона, и какова мощность источника.

Таким образом, предлагаемый способ обеспечивает повышение надежности контроля за счет обеспечения возможности определения в процессе контроля местоположения и мощности источника и надежной фиксации событий, связанных с нахождением источника в движущемся транспорте, в том числе во встречном.

Литература

1. RU 2094821, Бюллетень №30 от 27.10.77.

2. Н.П.Валуев, Ю.В.Мойш, В.М.Качалов, Н.В.Никоненков. Автоматизированные системы радиационного контроля сырья и металлолома. Проблемы черной металлургии и материаловедения, 2009, №3, с.107-110.

1. Способ динамического радиационного контроля, включающий непрерывную регистрацию ионизирующего излучения, по крайней мере, двумя детекторами в процессе перемещения объекта контроля и детекторов относительно друг друга, фиксацию моментов превышения сигналами детекторов заданного порога, по которым судят об обнаружении источника в зоне контроля, отличающийся тем, что в процессе контроля детекторы смещены относительно друг друга в направлении, перпендикулярном направлению относительного перемещения детекторов и объекта контроля, а при обнаружении источника определяют максимальные значения амплитуд сигналов детекторов, соответствующих появлению источника в зоне контроля, за вычетом средних значений сигналов, соответствующих окружающему фону, сравнивают упомянутые максимальные значения амплитуд сигналов каждого детектора, определяют детектор, которому соответствует сигнал большей амплитуды, вычисляют отношение n сигнала большей амплитуды к сигналу меньшей амплитуды, по указанному отношению судят о местоположении источника в зоне контроля, причем расстояние l от источника до детектора, которому соответствует сигнал большей амплитуды, определяют из соотношения
,
где а - расстояние между детекторами в направлении, перпендикулярном направлению относительного перемещения детекторов и объекта контроля.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при контроле с помощью детекторов, установленных на транспортном средстве, перемещающемся по автомобильным дорогам, измеряют длительность сигналов детекторов, соответствующих обнаруженному источнику, сравнивают измеренную длительность с пороговой величиной и в случае, если длительность сигнала большей амплитуды меньше пороговой величины, а амплитуда сигнала детектора, смещенного к середине проезжей части, превышает амплитуду сигнала детектора, смещенного к обочине, судят об обнаружении источника во встречном транспорте.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматическому способу отбора трития из атмосферного водяного пара с помощью холодной ловушки и устройству для его осуществления. .
Изобретение относится к способу определения радиоактивного загрязнения акваторий на основе биоиндикации. .

Изобретение относится к области ядерной и радиационной физики и может быть использовано для регистрации гамма- или тормозного излучения (ТИ) мощных импульсных источников.

Изобретение относится к области охраны окружающей среды, конкретнее к измерению радиоактивности объектов, более конкретно к способам выявления радиоактивных источников на обследуемой территории и в движущихся объектах.

Изобретение относится к области приборостроения и предназначено для радиометрического наблюдения, индикации и дезактивации местности при радиационных авариях радиационно-опасных объектов.

Изобретение относится к области обнаружения делящихся и радиоактивных материалов в транспортных средствах и их последующего мониторинга. .

Изобретение относится к области радиационных исследований и направлено на повышение достоверности получаемых данных при проведении испытаний технических средств радиационной разведки.

Изобретение относится к ядерной физике и может быть использовано в системах идентификации ядерных взрывов по измеренным активностям имеющихся в атмосфере РБГ. .

Изобретение относится к сфере радиационного контроля объектов окружающей среды, а более точно к радиационному контролю почвы, в которую для повышения плодородия вносятся минеральные удобрения.

Изобретение относится к области охраны окружающей среды, более конкретно к способам выявления радиоактивных источников в движущихся объектах. .
Изобретение относится к области охраны окружающей среды, в частности к охране недр нефтяных и газовых месторождений, расположенных в местах проведения мирных подземных ядерных взрывов для целей интенсификации добычи нефти и газа

Изобретение относится к ядерной технике, а именно к области радиационного мониторинга, и может быть использовано в машиностроении, медицине и других отраслях для контроля несанкционированного перемещения ядерных материалов и других радиоактивных веществ

Изобретение относится к области ядерной и радиационной физики и может быть использовано для регистрации гамма- или тормозного излучения (ТИ) мощных импульсных источников

Изобретение относится к области радиационной экологии и может быть использовано для дистанционного поиска остатков ядерного топлива, например плутония, загрязняющих поверхности в результате аварий или в ходе производственных процессов

Изобретение относится к средствам дистанционного контроля радиационного состояния объекта

Изобретение относится к области радиационной экологии. Сущность изобретения заключается в том, что устройство для дистанционного обнаружения источников альфа-излучения содержит измерительный открытый на воздух детектор аэроионов, сопряженный с блоком переноса аэроионов и подключенный к источнику рабочего напряжения и к измерительному счетчику импульсов соответственно, калибровочный альфа-источник, калибровочный детектор аэроионов, аналогичный измерительному детектору, выполненному газоразрядным, подключенный к источнику рабочего напряжения, и компаратор, причем калибровочный детектор соединен с калибровочным счетчиком импульсов, выход которого соединен с первым входом компаратора, второй вход которого соединен с шиной наперед заданного числа, при этом дополнительно содержит двухпозиционный переключатель режима работы устройства, сумматор, причем управляющий вход двухпозиционного переключателя является входом выбора режима устройства, первый информационный вход соединен с шиной нулевого потенциала, а второй - с дополнительной шиной наперед заданного числа, первый вход сумматора подключен к выходу компаратора, второй - к выходу двухпозиционного переключателя режима работы, а выход сумматора подключен к управляющему входу источника рабочего напряжения. Технический результат - повышение надежности обнаружения альфа-радиоактивных загрязнений, сокращение времени обследования территории или объектов. 1 ил.

Изобретение относится к области контроля окружающей среды, а именно к способам обнаружения и выделения горячих частиц (ГЧ) с различных поверхностей и из воздушной среды, загрязненных радиоактивными веществами. Технический результат - повышение скорости (по времени более 7 раз) и эффективности (точности местоположения) обнаружения ГЧ, снижение трудоемкости способа обнаружения ГЧ, расширение функциональных возможностей исследований. Способ обнаружения и выделения горячих частиц (ГЧ) заключается в размещении пробы, содержащей радионуклиды, на подложку, определение наличия ГЧ по регистрации излучения от нее, и последующего анализа ГЧ с помощью микроскопа, при этом в качестве подложки используют пластиковый сцинтиллятор, а наличие и местоположение ГЧ определяют по регистрации бета-излучения с помощью электронно-оптического преобразователя с последующим перемещением пробы для ее анализа с помощью микроскопа и извлечением ГЧ с помощью иглы для дальнейшего определения ее физико-химических характеристик. 1 ил.

Изобретение относится к ядерной технике, а именно к области радиационного мониторинга, и может быть использовано в машиностроении, медицине и других отраслях для контроля несанкционированного перемещения ядерных материалов и других радиоактивных веществ. Технический результат изобретения - уменьшение порога обнаружения радиационного монитора и определение порога обнаружения монитора, содержащего различное число детекторов, иное число критериев обработки при другом фоне регистрируемого излучения без проведения дополнительных измерений. Технический результат достигается тем, что минимальный порог обнаружения радиационного монитора Пмин с числом детекторов d1, числом используемых критериев k1 при фоне регистрируемого излучения Nфон1 и квантили статистической обработки z1 определяют на основании измеренного порога П1 варьированием параметров z2 и k2 как П м и н = min [ П 1 z 2 ( d 1 − 2 / 3 + k 2 − 2 / 3 ) N ¯ ф о н 2 z 1 ( d 1 − 2 / 3 + k 1 − 2 / 3 ) N ¯ ф о н 1 ] z 2 , k 2 , а при других параметрах Nфон2, z2, d2 и k2 порог обнаружения определяют как П 2 = П 1 z 2 ( d 1 − 2 / 3 + k 2 − 2 / 3 ) N ¯ ф о н 2 z 1 ( d 1 − 2 / 3 + k 1 − 2 / 3 ) N ¯ ф о н 1 , где N ¯ ф о н = N ф о н ( k 1 + 2 k 2 + 3 k 3 + … + n k n ) / ∑ i = 1 n k i , ki - число сочетаний счета i детекторов, Nфон - фон одного детектора, n≤d. 1 з.п. ф-лы, 5 табл.

Использование: для точной идентификации по меньшей мере одного источника, в частности по меньшей мере одного нуклида, заключенного в теле человека и/или контейнере. Сущность изобретения заключается в том, что выполняют следующие этапы: обнаружение и измерение по меньшей мере одного источника с помощью гамма-спектроскопического прибора; идентификация на первом этапе оценивания по меньшей мере одного источника с помощью стандартной процедуры идентификации нуклида для оценивания измеренного первого спектра по меньшей мере одного источника; применение второго этапа оценивания на основании результата первого этапа оценивания, при этом результат первого этапа оценивания используют для получения множества вторых спектров по меньшей мере одного источника, обнаруженных в ходе стандартной процедуры идентификации нуклида, для множества сценариев поглощения и для множества сценариев рассеяния; и сравнение измеренного первого спектра со спектром рассеяния и поглощения, полученного из множества вторых спектров, образованных на втором этапе оценивания. Технический результат: обеспечение возможности получения высокоточных и надежных результатов при определении нуклидов, которые окружены или содержатся в другом материале любого вида. 2 н. и 22 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к радиационному контролю помещений и промплощадки, а именно к измерению объемной активности радиоактивных аэрозолей. Способ основан на отборе проб аэрозолей путем прокачки воздуха с контролируемыми аэрозолями через фильтрующую ленту с заданной постоянной скоростью, установке над зоной фильтрации полупроводникового детектора и формировании с его помощью импульсов напряжения, амплитуды которых пропорциональны энергиям α- и β-частиц, испускаемых осевшими на фильтре частицами радиоактивного аэрозоля. Фильтрующую ленту передвигают в дискретном режиме, осуществляя отстой отобранной пробы в течение промежутка времени, достаточного для распада короткоживущих нуклидов. В месте отстоя пробы устанавливают второй полупроводниковый детектор и формируют с его помощью последовательность импульсов напряжения, амплитуды которых пропорциональны энергиям α- и β-частиц, испускаемых осевшими на фильтре частицами радиоактивного аэрозоля в месте отстоя пробы, сформированные на выходах каждого из полупроводниковых детекторов импульсы селектируют по амплитуде на соответствие излучению β-активного аэрозоля, по отселектированным импульсам определяют объемную активность β-активного аэрозоля в течение заданного интервала времени, полный заданный интервал времени Т разбивают на ℓ промежутков времени длительностью τ, равной заданному времени измерения текущей объемной активности, на каждом из этих следующих друг за другом промежутков времени для каждого из детекторов подсчитывают число Ni отселектированных импульсов, где i = 1, ℓ ¯ - номер текущего промежутка времени, определяют текущую частоту следования отселектированных импульсов (скорость счета) и текущую объемную активность, при этом места отбора и отстоя проб и детекторы располагают в свинцовой защите. Технический результат - повышение точности измерения.
Наверх