Противоугонное устройство для транспортного средства



Противоугонное устройство для транспортного средства
Противоугонное устройство для транспортного средства
Противоугонное устройство для транспортного средства

 


Владельцы патента RU 2444452:

Открытое акционерное общество "Авангард" (RU)

Изобретение относится к технике предотвращения несанкционированного использования транспортных средств с применением радиоканалов. Противоугонное устройство содержит передатчик, приемник, исполнительный блок и приемоответчик. Передатчик включает в себя задающий генератор, генератор модулирующего кода, фазовый манипулятор, усилитель мощности, приемопередающую антенну, два усилителя высокой частоты, дуплексер, фазовый детектор, компьютер, два коррелятора, каждый из которых выполнен с перемножителем, фильтром нижних частот, экстремальным регулятором и блоком регулируемой задержки, два дополнительных перемножителя, измеритель дальности, указатель азимута, приемную антенну, три узкополосных фильтра, два измерителя частоты, вычислительный блок, блок регистрации, удвоитель частоты, делитель частоты на два. Приемник (7) включает в себя приемную антенну (8), усилитель (9) высокой частоты, обнаружитель (10) с измерителями (11) и (13) ширины спектра, удвоителем (12) частоты, блоком (14) сравнения, пороговыми блоками (15) и (22), ключом (16), делителем (17) частоты на два, узкополосным фильтром (18), фазовым детектором (19), однополярным вентилем (20) и накопителем (21). Исполнительный блок (27) включает в себя катушку (24) зажигания, ключ (23), реле (25) и (30), выключатели (26) и (36), выключатель (28) зажигания, аккумулятор (29), сигнальные лампы (31-34), звуковой сигнализатор (35), узел (40) временной задержки с транзистором (41), стабилитроном (44), конденсатором (45) и резисторами (42) и (43), дополнительные конденсаторы (37) и (39), а также тиристор (38). Приемоответчик включает в себя пьезокристалл, микрополосковую антенну, электроды, две шины, набор отражателей. Принцип дистанционного поиска и обнаружения угнанного транспортного средства основан на использовании сложного фазоманипулированного сигнала. Техническим результатом изобретения является расширение функциональных возможностей устройства путем измерения параметров движения угнанного транспортного средства. 3 ил.

 

Предлагаемое устройство относится к транспортной технике, в частности к устройствам для предотвращения несанкционированного использования транспортных средств с применением радиоканалов.

Известны противоугонные устройства для транспортных средств с использованием радиоканалов (патенты РФ №2006394, 2011574, 2011.575, 2.021927, 2033353, 2033354, 2042548, 2058906, 2061320, 2061321, 2061323, 2180293, 2186696, 2254245, 2388629; Дикарев В.И, Журкович А.В., Рыбкин Л.В., Сергеева В.Г. и др. Защита транспортных средств и грузов от угона и краж. Из-во «Гуманистика», СПб, 2004).

Из известных устройств наиболее близким к предлагаемому является «Противоугонное устройство для транспортного средства» (патент РФ №2388629, B60R 25/04, 2009), которое и выбрано в качестве прототипа.

Известное устройство содержит передатчик, установленный на посту контроля, приемник, исполнительный блок и пассивный приемоответчик, размещенный на транспортном средстве. Оно обеспечивает измерение дальности R и азимута β угнанного транспортного средства, т.е. его местоположения, независимо от того, в каком состоянии находится угнанное транспортное средство: в движении (динамике) или в статике, в обесточенном состоянии на стоянке, в гараже или просто на улице.

Однако известное устройство не позволяет определять параметры движения угнанного транспортного средства.

Технической задачей изобретения является расширение функциональных возможностей устройства путем измерения параметров движения угнанного транспортного средства.

Поставленная задача решается тем, что противоугонное устройство для транспортного средства, содержащее, в соответствии с ближайшим аналогом, передатчик, установленный на посту контроля и состоящий из последовательно включенных задающего генератора, фазового манипулятора, второй вход которого соединен с выходом генератора модулирующего кода, усилителя мощности, дуплексера, вход-выход которого связан с приемопередающей антенной, второго усилителя высокой частоты, второго фазового детектора, второй вход которого соединен с выходом задающего генератора, и компьютера, из последовательно подключенных к выходу второго усилителя высокой частоты первого перемножителя, второй вход которого через первый блок регулируемой задержки соединен с выходом фазового манипулятора, первого фильтра нижних частот, первого экстремального регулятора и первого блока регулируемой задержки, ко второму выходу которого подключен индикатор дальности, из последовательно включенных второй приемной антенны, третьего усилителя высокой частоты, второго перемножителя, второй вход которого через второй блок регулируемой задержки соединен с выходом второго усилителя высокой частоты, второго фильтра нижних частот, второго экстремального регулятора и второго блока регулируемой задержки, ко второму выходу которого подключен указатель азимута, при этом приемопередающая антенна и вторая приемная антенна разнесены в азимутальной плоскости на расстояние d, где d - измерительная база, приемник, установленный на транспортном средстве и состоящий из последовательно включенных первой приемной антенны, первого усилителя высокой частоты, первого удвоителя частоты, первого измерителя ширины спектра, блока сравнения, второй вход которого через второй измеритель ширины спектра соединен с выходом первого усилителя высокой частоты, первого порогового блока, второго ключа, второй вход которого соединен с выходом первого усилителя высокой частоты, первого фазового детектора, второй вход которого через последовательно включенные первый делитель частоты на два и первый узкополосный фильтр соединен с выходом первого удвоителя частоты, однополярного вентиля, накопителя и второго порогового блока, установленные на транспортном средстве первое и второе реле, выполненные, первое - с замыкающим и размыкающим, а второе - с замыкающим контактами, обмотка первого из которых подключена к аккумуляторной батарее транспортного средства через выключатель зажигания, а размыкающий контакт включен в цепь питания катушки зажигания, узел временной задержки, тиристор, включенный в цепь питания звукового сигнализатора параллельно выключателю звукового сигнализатора и соединенный управляющим электродом с выходом узла временной задержки, первый ключ, соединенный последовательно с обмоткой первого реле, управляющий выключатель и сигнальные лампы, при этом первое реле выполнено с дополнительным замыкающим контактом, который включен в цепь управления узла временной задержки, а его первый замыкающий контакт включен между звуковым сигнализатором и выключателем зажигания, управляющий выключатель включен между первым ключом и корпусом транспортного средства, а обмотка второго реле и последовательно соединенные между собой замыкающий контакт второго реле и включенные параллельно сигнальные лампы подключены к аккумуляторной батарее через первый замыкающий контакт первого реле, установленный на транспортном средстве пассивный приемоответчик, выполненный на пьезокристалле с нанесенным на его поверхность алюминиевым тонкопленочным преобразователем и набором отражателей, при этом преобразователь выполнен в виде встречно-штыревой структуры, играет роль линии задержки на поверхностных акустических волнах и содержит две гребенчатые системы электродов, соединенные друг с другом шинами, которые связаны с микрополосковой антенной, также изготовленной на поверхности пьезокристалла, отличается от ближайшего аналога тем, что оно снабжено третьим и четвертым перемножителями, вторым, третьим и четвертым узкополосными фильтрами, двумя измерителями частоты, вычислительным блоком, блоком регистрации, вторым удвоителем частоты и вторым делителем частоты на два, причем к выходу второго усилителя высокой частоты последовательно подключены третий перемножитель, второй вход которого соединен с выходом третьего усилителя высокой частоты, второй узкополосный фильтр, первый измеритель частоты, вычислительный блок, второй вход которого соединен со вторым выходом первого блока регулируемой задержки, и блок регистрации, второй вход которого соединен с выходом первого измерителя частоты, к выходу второго усилителя высокой частоты последовательно подключены второй удвоитель частоты, второй делитель частоты на два, третий узкополосный фильтр, четвертый перемножитель, второй вход которого соединен с выходом задающего генератора, четвертый узкополосный фильтр и второй измеритель частоты, выход которого соединен с третьим входом блока регистрации и четвертым входом вычислительного блока.

Противоугонное устройство для транспортного средства содержит передатчик 1, приемник 7, исполнительный блок 27 и приемоответчик 50.

Структурная схема передатчика 1 представлена на фиг.1. Структурная схема приемника 7 и исполнительного блока 27 представлена на фиг.2. Структурная схема приемоответчика 50 изображена на фиг.3.

Передатчик 1, установленный на посту контроля, состоит из последовательно включенных задающего генератора 2, фазового манипулятора 4, второй вход которого соединен с выходом генератора 3 модулирующего кода, усилителя 5 мощности, дуплексера 46, вход-выход которого связан с приемопередающей антенной 6, второго усилителя 47 высокой частоты, второго фазового детектора 48, второй вход которого соединен с выходом задающего генератора 2, и компьютера 49, из последовательно подключенных к выходу второго усилителя 47 высокой частоты первого перемножителя 58, второй вход которого через первый блок 61 регулируемой задержки соединен с выходом фазового манипулятора 4, первого фильтра 59 нижних частот, первого экстремального регулятора 60 и первого блока 61 регулируемой задержки, к второму выходу которого подключен индикатор 62 дальности, из последовательно включенных второй приемной антенны 63, третьего усилителя 64 высокой частоты, второго перемножителя 66, второй вход которого через второй блок 69 регулируемой задержки соединен с выходом второго усилителя 47 высокой частоты, второго фильтра 67 нижних частот, второго экстремального регулятора 68 и второго блока 69 регулируемой задержки, к второму выходу которого подключен указатель 70 угла, из последовательно подключенных к выходу второго усилителя 47 высокой частоты третьего перемножителя 71, второй вход которого соединен с выходом третьего усилителя 64 высокой частоты, второго узкополосного фильтра 72, первого измерителя 73 частоты, вычислительного блока 74, второй вход которого соединен со вторым выходом первого блока 61 регулируемой задержки, и блока 75 регистрации, второй вход которого соединен с выходом первого измерителя 73 частоты, из последовательно подключенных к выходу второго усилителя 47 высокой частоты второго удвоителя 76 частоты, второго делителя 77 частоты на два, третьего узкополосного фильтра 78, четвертого перемножителя 79, второй вход которого соединен с выходом задающего генератора 2, четвертого узкополосного фильтра 80 и второго измерителя 81 частоты, выход которого соединен с третьим входом блока 75 регистрации и с четвертым входом вычислительного блока 74. Причем приемопередающая антенна 6 и вторая приемная антенна 63 разнесены в азимутальной плоскости на расстояние d, где d - измерительная база.

Первый перемножитель 58, первый фильтр 59 нижних частот, первый экстремальный регулятор 60 и первый 61 блок регулируемой задержки образуют первый коррелятор 57.

Второй перемножитель 66, второй фильтр 67 нижних частот, второй экстремальный регулятор 68 и второй блок 69 регулируемой задержки образуют второй коррелятор 65.

Приемник 7 содержит последовательно включенные приемную антенну 8, первый усилитель 9 высокой частоты, первый удвоитель 12 частоты, первый измеритель 13 ширины спектра, блок 14 сравнения, второй вход которого через второй измеритель 11 ширины спектра соединен с выходом усилителя 9 высокой частоты, первый пороговый блок 15, второй ключ 16, второй вход которого соединен с выходом усилителя 9 высокой частоты, первый фазовый детектор 19, второй вход которого через последовательно включенные первый делитель 17 частоты на два и узкополосный фильтр 18 соединен с выходом первого удвоителя 12 частоты, однополярный вентиль 20, накопитель 21 и второй пороговый блок 22. Удвоитель 12 частоты, измерители 11 и 13 ширины спектра, блок 14 сравнения, пороговые блоки 15 и 22, ключ 16, фазовый детектор 19, делитель 17 частоты на два, узкополосный фильтр 18, однополярный вентиль 20 и накопитель 21 образуют обнаружитель 10.

Исполнительный блок 27 состоит из последовательно подключенных к плюсовой шине аккумулятора 29 выключателя 28 зажигания, контакта 25.1 и первой обмотки катушки 24 зажигания. Параллельно аккумулятору 29 включены последовательно соединенные выключатель 28 зажигания, обмотка 25 реле, первый ключ 23 и выключатель 26, последовательно соединенные контакты 25.2, 30.1 и сигнальные лампы 31-34, включенные параллельно, и обмотка 30 реле. К плюсовой шине аккумулятора 29 последовательно подключены контакт 25.2, звуковой сигнализатор 35 и узел 40 временной задержки. К выходу звукового сигнализатора 35 последовательно подключены транзистор 41, зашунтированный тиристором 38, и конденсатор 39. В базовую цепь транзистора 41 включен стабилитрон 44. К звуковому сигнализатору 35 последовательно подключены резистор 42, резистор 43, контакт 25.3 и конденсатор 45.

Приемоответчик 50 представляет собой пьезокристалл 51 с нанесенным на его поверхность алюминиевым тонкопленочным преобразователем и набором отражателей 56. Причем преобразователь выполнен в виде встречно-штыревой структуры, играет роль линии задержки на поверхностных акустических волнах (ПАВ) и содержит две гребенчатые системы электродов 53, соединенные друг с другом шинами 54 и 55, которые связаны с микрополосковой антенной 52, также изготовленной на поверхности пьезокристалла 51.

Принцип дистанционного поиска и обнаружения в общем транспортном потоке угнанного транспортного средства основан на использовании сложного фазоманипулированного (ФМн) сигнала, который излучается передатчиком, принимается и селектируется приемником, детектируется, накапливается и используется для включения габаритных ламп, звукового сигнализатора и выключения двигателя. Причем включенные лампы 31-34 и звуковой сигнализатор 35 являются признаком обнаружения угнанного транспортного средства, а выключенный двигатель обеспечивает задержание транспортного средства и угонщика. При этом передатчик 1 устанавливается на постах контроля или машинах ГИБДД, а приемник 7 и исполнительный блок 27 - на транспортных средствах.

Принцип работы встречно-штыревого преобразователя основан на том, что переменные в пространстве и времени электрические поля, создаваемые в пьезоэлектрическом кристалле системой электродов, вызывают из-за пьезоэффекта упругие деформации, которые распространяются в кристалле в виде ПАВ.

Устройство работает следующим образом.

После включения передатчика 1 высокочастотное колебание

u1(t)=Uc·cos(wct+φс), 0≤t≤Tc,

где Uc, wc, φс, Тс - амплитуда, несущая частота, начальная фаза и длительность высокочастотного колебания;

с выхода задающего генератора 2 поступает на первый вход фазового манипулятора 4, на второй вход которого подается модулирующий код M1(t) с выхода генератора 3 модулирующего кода. На выходе фазового манипулятора 4 образуется ФМн-сигнал

u2(t)=Uc·cos[wct+φк1(t)+φс], 0≤t≤Tc,

где φк1(0={0,π} - манипулируемая составляющая фазы, отображающая закон фазовой манипуляции в соответствии с модулирующим кодом M1(t), причем φк1(t)=const при Кτэ<1<(К+1)τэ и может изменяться скачком при t=Кτэ, т.е. на границах между элементарными посылками (К=0,1,2,…,N-1);

τэ, N - длительность и количество элементарных посылок, из которых составлен сигнал длительностью Тс(Tc=N·τэ).

Этот сигнал после усиления в усилителе 5 мощности через дуплексер 46 поступает в приемопередающую антенну 6 и излучается ею в эфир. При этом приемопередающая антенна 6 может быть направленной, например параболической, что обеспечивает облучение только транспортного потока, проходящего мимо пункта контроля.

ФМн-сигнал u2(t) улавливается приемной антенной 8 транспортного средства и через усилитель 9 высокой частоты поступает на вход обнаружителя 10. При этом на выходе удвоителя 12 частоты образуется гармоническое напряжение

u3(t)=U3·cos(2wct+2φс), 0≤t≤Tc.

Так как 2φк1(t)={0,2π}, то в указанном напряжении манипуляция фазы уже отсутствует.

Ширина спектра Δf2 второй гармоники определяется длительностью Тс сигнала (Δf2=1/Тс), тогда как ширина спектра Δfc ФМн-сигнала определяется длительностью τэ его элементарных посылок (Δfc=1/τэ), т.е. ширина спектра Δf2 второй гармоники сигнала в N раз меньше ширины спектра Δfc входного сигнала (Δfc/Δf2=N).

Следовательно, при удвоении частоты (фазы) ФМн-сигнала его спектр сворачивается в N раз. Это и позволяет обнаружить ФМн-сигнал среди других сигналов, шумов и помех даже тогда, когда его мощность на входе приемника меньше мощности шумов и помех.

Ширина спектра Δfc входного ФМн-сигнала измеряется с помощью измерителя 11, а ширина спектра Δf2 второй гармоники сигнала измеряется с помощью измерителя 13. Напряжения U1 и U2, пропорциональные Δfc и Δf2 соответственно, с выходов измерителей 11 и 13 ширины спектра поступают на два входа блока 14 сравнения. Так как U1>>U2, то на выходе блока 14 сравнения образуется положительное напряжение, которое превышает пороговый уровень Uпор1 в пороговом блоке 15. Пороговый уровень Uпор1 выбирается таким, чтобы его не превышали случайные помехи. При превышении порогового уровня Uпор1 в пороговом блоке 15 формируется постоянное напряжение, которое поступает на управляющий вход ключа 16, открывая его. Ключи 16 и 23 в исходном состоянии всегда закрыты. При этом ФМн-сигнал u2(t) с выхода усилителя 9 высокой частоты через открытый ключ 16 поступает на первый (информационный) вход фазового детектора 19. Гармоническое напряжение u3(t) с выхода удвоителя 12 частоты одновременно поступает на вход делителя 17 частоты на два, на выходе которого образуется напряжение

u4(t)=U4·cos(wct+φс), 0≤t≤Tc.

Это напряжение выделяется узкополосным фильтром 18 и подается на (второй) опорный вход фазового детектора 19. На выходе последнего образуется низкочастотное напряжение

uн1(t)=Uн1·cosφк1(t), 0≤t≤Тс,

где

пропорциональное модулирующему коду M1(t).

Указанное напряжение поступает на вход однополярного вентиля 20, на выходе которого образуются только положительные импульсы. Эти импульсы после накопления в накопителе 21 превышают пороговый уровень Uпор2 в пороговом блоке 22. При превышении указанного уровня в пороговом блоке 22 формируется постоянное напряжение, которое поступает на управляющий вход ключа 23, открывая его. При этом постоянное напряжение аккумулятора 29 через замкнутый выключатель 28 зажигания, открытый ключ 23 и замкнутый выключатель 26 устройства подается на обмотку реле 25. Выключатель 26 устройства устанавливается на транспортном средстве в месте, известном только владельцу. При срабатывании реле 25 размыкается контакт 25.1 и замыкаются контакты 25.2 и 25.3. Разомкнутый контакт 25.1 выключает двигатель, что приводит к остановке транспортного средства.

Постоянное напряжение аккумулятора 29 через замкнутый контакт 25.2 подается на обмотку реле 30, которое срабатывает и замыкает контакт 30.1. При этом включаются сигнальные лампы 31-34, установленные на передней и задней панелях кузова транспортного средства. Одновременно напряжение аккумулятора 29 через замкнутый контакт 25.2 подается на звуковой сигнализатор 35. Работа сигнальных ламп 31-34 и звукового сигнализатора 35 является признаком обнаружения угнанного транспортного средства в общем транспортном потоке.

В схеме противоугонного устройства используются уже имеющиеся на транспортном средстве звуковой сигнализатор и габаритные лампы.

При замыкании контактов 25.2 и 25.3 напряжение питания подается также на узел 40 временной задержки, состоящий из транзистора 41, резисторов 42 и 43, стабилитрона 44 и конденсатора 45. Конденсатор 45 начинает заряжаться и через определенный интервал времени (5-7 с), который регулируется переменным резистором 43, напряжение на конденсаторе 45 достигает напряжения открывания стабилитрона 44, отпирается тиристор 38 и срабатывает звуковой сигнализатор 35. Для поддержания тиристора 38 в открытом состоянии используется заряд конденсатора 37. Звуковой сигнализатор 35 и габаритные лампы 31-34 продолжают работать до задержания транспортного средства и угонщика. Если звуковой сигнализатор 35 срабатывает, то его невозможно выключить, только отключив выключатель 28 зажигания. Для выключения звукового сигнализатора 35 необходимо выключить зажигание и кратковременно нажать на выключатель 36. Этим достигается запирание тиристора 38 и исключается его повторное открытие.

Одновременно зондирующий ФМн-сигнал u2(t) облучает пассивный приемоответчик 50, который может быть вмонтирован в один или несколько элементов транспортного средства, закамуфлирован под определенный предмет или может быть выполнен в виде отдельного миниатюрного устройства, которое помещается в потайном месте транспортного средства.

Принцип действия пассивного приемоответчика 50 основан на акустической обработке принятого ФМн-радиоимпульса с помощью линии задержки на поверхностных акустических волнах (ПАВ).

Для прямого и обратного преобразования используется встречно-штыревой преобразователь, полоса пропускания которого много больше ширины спектра Δfc принимаемого сигнала.

Акустическая волна, полученная в преобразователе, распространяется по поверхности пьезокристалла 51, отражается от набора 56 отражателей и преобразуется в радиоимпульс с фазовой манипуляцией

u5(t)=U5·cos[wct+φк2(t)+φс], 0≤t≤Tc,

где φк2(t)={0;π} - манипулируемая составляющая фазы, отображающая закон фазовой манипуляции в соответствии с внутренней структурой встречно-штыревого преобразователя.

Сформированный радиоимпульс U5(t) излучается микрополосковой антенной 52 в эфир, принимается антеннами 6 и 63 пункта контроля:

u6(t)=U6·cos[(wc±Ωд1)(t-τз1)+φк2(t-τз1)+φз1],

u7(t)=U7·cos[(wc±Ωд2)(t-τз2)+φк2(t-τз2)+φз2], 0≤t≤Tc,

где τз1=2R1/c, τз2=2R2/c,

R1, R2 - расстояния между антеннами 6 и 63 и угнанным транспортным средством;

с - скорость распространения радиоволн;

±Ωд1, ±Ωд2 - доплеровские смещения частоты.

Напряжение u6(t) с выхода антенны 6 через дуплексер 46 и усилитель 47 высокой частоты поступает на первые входы фазового детектора 48, перемножителей 58 и 71, блока 69 регулируемой задержки и удвоителя 76 частоты. На второй (опорный) вход фазового детектора 48 подается высокочастотное колебание u1(t) с выхода задающего генератора 2. На выходе фазового детектора 48 образуется низкочастотное напряжение

Uн2(t)=Uн2·cosφк2(t), 0≤t≤Tc,

где

пропорциональное модулирующему коду M2(t), например регистрационному номеру транспортного средства. Это напряжение с выхода фазового детектора 48 направляется в базу данных компьютера 49 для идентификации.

На второй вход перемножителя 58 подается зондирующий ФМн-сигнал u2(t) с выхода фазового манипулятора 4 через блок 61 регулируемой задержки. Полученное на выходе перемножителя 58 напряжение пропускается через фильтр 59 нижних частот, на выходе которого формируется первая корреляционная функция R1(τ). Экстремальный регулятор 60, предназначенный для поддержания максимального значения корреляционной функции R1(τ) и подключенный к выходу фильтра 59 нижних частот, воздействует на управляющий вход блока 61 регулируемой задержки и поддерживает вводимую им задержку τ равной τз1(τ=τз1), что соответствует максимальному значению корреляционной функции R1(τ). Указатель 62 дальности, связанный со шкалой блока 61 регулируемой задержки, позволяет непосредственно считывать измеренное расстояние R1 между приемопередающей антенной 6 пункта контроля и угнанным транспортным средством

R1=сτз1/2.

Следовательно, задача измерения дальности (расстояния) R1 сводится к измерению временной задержки τз1 ретранслированного сигнала относительно запросного.

Напряжение u7(t) с выхода приемной антенны 63 через усилитель 64 высокой частоты поступает на первый вход перемножителя 66, на второй вход которого через блок 69 регулируемой задержки подается напряжение u6(t) с выхода усилителя 47 высокой частоты. Полученное на выходе перемножителя 66 напряжение пропускается через фильтр 67 нижних частот, на выходе которого формируется корреляционная функция R2(t). Экстремальный регулятор 68, предназначенный для поддержания максимального значения корреляционной функции R2(t) и подключенный к выходу фильтра 67 нижних частот, воздействует на управляющий вход блока 69 регулируемой задержки и поддерживает вводимую им задержку τ равной τз2(τ=τз2), что соответствует максимальному значению корреляционной функции R2(t).

Шкала блока 69 регулируемой задержки (указатель 70 азимута) проградуирована непосредственно в значениях угловых координат угнанного транспортного средства

β=arccoscτз2/d,

где β - азимут угнанного транспортного средства;

d - измерительная база.

Следовательно, задача измерения азимута β угнанного транспортного средства сводится к измерению временной задержки τз2 между ретранслированными сигналами, принимаемыми антеннами 6 и 63.

Измерив дальность R1 и азимут угнанного транспортного средства, на пункте контроля определяют местоположение угнанного транспортного средства.

Напряжения u6(t) и u7(t) с выходов усилителей 47 и 64 высокой частоты поступают на входы перемножителя 71, на выходе которого образуется напряжение, пропорциональное разности доплеровских частот

.

Это напряжение выделяется узкополосным фильтром 72 и поступает на вход измерителя 73 частоты, который измеряет указанную разность доплеровских частот в азимутальной плоскости. Измеренное значение β фиксируется в блоке 75 регистрации и поступает на первый вход вычислительного блока 74, на второй вход которого подается измеренное значение дальности R1 со второго выхода блока 61 регулируемой задержки.

В вычислительном блоке 74 определяется тангенциальная составляющая вектора скорости транспортного средства

Напряжение u6(t) с выхода усилителя 47 высокой частоты поступает на вход удвоителя 76 частоты, в качестве которого может использоваться перемножитель, на два входа подается одно и то же напряжение u6(t). На выходе удвоителя 76 образуется гармоническое напряжение

u8(t)=U8·cos[2(wc±Ωд1)(t-τз1)+2φз1],

где

в котором фазовая манипуляция уже отсутствует, так как 2φк2(t-τз1)={0;2π}.

Это напряжение поступает на вход делителя 77 частоты на два, на выходе которого образуется гармоническое напряжение

u9(t)=U9·cos[2(wc±Ωд1)(t-τз1)+2φз1],

которое выделяется узкополосным фильтром 78 и поступает на первый вход перемножителя 79, на второй вход которого подается высокочастотное колебание u1(t) с выхода задающего генератора 2. На выходе перемножителя образуется напряжение доплеровской частоты

u10(t)=U10·cos[±Ωд1t+φ10], 0≤t≤Tc,

где

φ10сз1,

которое выделяется узкополосным фильтром 80 и поступает на вход измерителя 81 частоты. Последний обеспечивает измерение доплеровской частоты ±Ωд1. Причем величина и знак доплеровской частоты определяют величину и направление радиальной скорости транспортного средства. Измеренное значение доплеровской частоты ±Ωд1 поступает на второй вход блока 75 регистрации и на третий вход вычислительного блока 74. В вычислительном блоке 74 определяется вектор скорости транспортного средства

,

который также фиксируется блоком 75 регистрации.

Следовательно, по измеренным значениям четырех радионавигационных параметров: двух координат R, β и двух скоростей и определяется модуль вектора скорости транспортного средства, т.е. наряду с местоположением определяются и параметры движения транспортного средства.

Предлагаемое устройство обеспечивает не только дистанционный поиск и обнаружение угнанного транспортного средства, находящегося в общем транспортном потоке, и его задержание, но и передачу на пункт контроля тревожной информации, содержащей сведения об угнанном транспортном средстве.

Кроме того, на пункт контроля передается тревожная информация по радиоканалу при нахождении угнанного транспортного средства в статическом обесточенном состоянии на стоянке, в гараже или просто на улице при соответствующем его облучении сканирующим устройством.

Основное преимущество системы автоматической телеиндикации угнанного транспортного средства, находящегося в динамике или статике, состоит в возможности использования пассивного приемоответчика, не требующего источника питания и имеющего малые габариты. Кроме того, в особых случаях считывания индивидуальной маскировки с угнанных транспортных средств можно производить скрытно, без видимых признаков их облучения.

Таким образом, предлагаемое устройство по сравнению с прототипом обеспечивает определение не только дальности R1 и азимута β, но и радиальной скорости и угловой скорости по азимуту угнанного транспортного средства. При этом по измеренным значениям дальности R1 и угловой скорости определяется тангенциальная составляющая вектора скорости угнанного транспортного средства, а по измеренным значениям четырех радионавигационных параметров: двух координат R1, β и двух скоростей определяется модуль вектора скорости угнанного транспортного средства, т.е. наряду с местоположением определяются и параметры движения угнанного транспортного средства.

Тем самым функциональные возможности устройства расширены.

Противоугонное устройство для транспортного средства, содержащее передатчик, установленный на посту контроля и состоящий из в последовательно включенных задающего генератора, фазового манипулятора, второй вход которого соединен с выходом генератора модулирующего кода, усилителя мощности, дуплексера, вход-выход которого связан с приемопередающей антенной, второго усилителя высокой частоты, второго фазового детектора, второй вход которого соединен с выходом задающего генератора, и компьютера, из последовательно подключенных к выходу второго усилителя высокой частоты первого перемножителя, второй вход которого через первый блок регулируемой задержки соединен с выходом фазового манипулятора, первого фильтра нижних частот, первого экстремального регулятора и первого блока регулируемой задержки, ко второму выходу которого подключен индикатор дальности, из последовательно включенных второй приемной антенны, третьего усилителя высокой частоты, второго перемножителя, второй вход которого через второй блок регулируемой задержки соединен с выходом второго усилителя высокой частоты, второго фильтра нижних частот, второго экстремального регулятора и второго блока регулируемой задержки, ко второму выходу которого подключен указатель азимута, при этом приемопередающая антенна и вторая приемная антенна разнесены в азимутальной плоскости на расстояние d, где d - измерительная база, приемник, установленный на транспортном средстве и состоящий из последовательно включенных первой приемной антенны, первого усилителя высокой частоты, первого удвоителя частоты, первого измерителя ширины спектра, блока сравнения, второй вход которого через второй измеритель ширины спектра соединен с выходом первого усилителя высокой частоты, первого порогового блока, второго ключа, второй вход которого соединен с выходом первого усилителя высокой частоты, первого фазового детектора, второй вход которого через последовательно включенные первый делитель частоты на два и первый узкополосный фильтр соединен с выходом первого удвоителя частоты, однополярного вентиля, накопителя и второго порогового блока, установленные на транспортном средстве первое и второе реле, выполненные, первое - с замыкающим и размыкающим, а второе - с замыкающим контактами, обмотка первого из которых подключена к аккумуляторной батарее транспортного средства через выключатель зажигания, а размыкающий контакт включен в цепь питания катушки зажигания, узел временной задержки, тиристор, включенный в цепь питания звукового сигнализатора параллельно выключателю звукового сигнализатора и соединенный управляющим электродом с выходом узла временной задержки, первый ключ, соединенный последовательно с обмоткой первого реле, управляющий выключатель и сигнальные лампы, при этом первое реле выполнено с дополнительным замыкающим контактом, который включен в цепь управления узла временной задержки, а его первый замыкающий контакт включен между звуковым сигнализатором и выключателем зажигания, управляющий выключатель включен между первым ключом и корпусом транспортного средства, а обмотка второго реле и последовательно соединенные между собой замыкающий контакт второго реле и включенные параллельно сигнальные лампы подключены к аккумуляторной батарее через первый замыкающий контакт первого реле, установленный на транспортном средстве пассивный приемоответчик, выполненный на пьезокристалле с нанесенным на его поверхность алюминиевым тонкопленочным преобразователем и набором отражателей, при этом преобразователь выполнен в виде встречно-штыревой структуры, играет роль линии задержки на поверхностных акустических волнах и содержит две гребенчатые системы электродов, соединенные друг с другом шинами, которые связаны с микрополосковой антенной, также изготовленной на поверхности пьезокристалла, отличающееся тем, что оно снабжено третьим и четвертым перемножителями, вторым, третьим и четвертым узкополосными фильтрами, двумя измерителями частоты, вычислительным блоком, блоком регистрации, вторым удвоителем частоты и вторым делителем частоты на два, причем к выходу второго усилителя высокой частоты последовательно подключены третий перемножитель, второй вход которого соединен с выходом третьего усилителя высокой частоты, второй узкополосный фильтр, первый измеритель частоты, вычислительный блок, второй вход которого соединен со вторым выходом первого блока регулируемой задержки, и блок регистрации, второй вход которого соединен с выходом первого измерителя частоты, к выходу второго усилителя высокой частоты последовательно подключены второй удвоитель частоты, второй делитель частоты на два, третий узкополосный фильтр, четвертый перемножитель, второй вход которого соединен с выходом задающего генератора, четвертый узкополосный фильтр и второй измеритель частоты, выход которого соединен с третьим входом блока регистрации и четвертым входом вычислительного блока.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике защиты транспортных средств от несанкционированного использования. .

Изобретение относится к автомобильной охранной технике. .

Изобретение относится к технике предотвращения несанкционированного использования или хищения транспортных средств с использованием радиоканала и приемоответчика на поверхностных акустических волнах.

Изобретение относится к оборудованию транспортных средств (ТС) для предотвращения несанкционированного запуска двигателя в целях недозволенного использования или кражи ТС.

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в конструкции выключателя зажигания для автомобиля. .

Изобретение относится к технике предотвращения несанкционированного использования и хищения транспортных средств (ТС). .

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к радиоканальным устройствам для предотвращения несанкционированного использования или хищения транспортных средств.

Изобретение относится к технике предотвращения или обнаружения недозволенного использования (кражи) транспортных средств (ТС) и предназначено для реализации тревожной сигнализации о попытках проникновения в ТС и многоуровневой защиты его от угона и захвата.

Изобретение относится к устройствам для предотвращения несанкционированного использования или хищения транспортных средств (ТС) с использованием радиоканала. .

Изобретение относится к системам распознавания человека, в частности к системам идентификации личности по голосу, и предназначено для использования в охранных и противоугонных системах для транспортных средств (ТС).

Изобретение относится к технике противодействия несанкционированному использованию автомобилей

Изобретение относится к автомобильной промышленности, а именно к устройствам, предотвращающим несанкционированное использование автомобилей различных модификаций

Изобретение относится к противоугонным устройствам автомобиля

Изобретение относится к технике защиты транспортных средств (ТС) от несанкционированного использования. В ТС установлена система слежения за ТС (VTS), которая передает данные о ТС во внешнюю систему VTS, в частности, для слежения за угнанными ТС. Установленная в ТС система VTS содержит управляющее устройство (10), которое допускает запуск ТС лишь при наличии персонального ключа (11) ТС. Управляющее устройство (10), в котором хранится персональный идентификационный номер ТС или которое считывает персональный идентификационный номер ТС с другого управляющего устройства, передает во внешнюю систему (13) VTS для запоминания персональный идентификационный номер ТС вместе с персональным идентификационным номером управляющего устройства (10) и вместе с персональным идентификационным номером карточки (12) водителя, который управляющее устройство (10) считывает с карточки (12) водителя. Изобретение обеспечивает однозначное распознавание обладающего правом пользования ТС и, как следствие, уменьшает опасность угона ТС. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Группа изобретений относится к противоугонным системам транспортных средств. Транспортное средство содержит модуль управления обеспечением безопасности, который имеет режим работы с однократным и постоянным обеспечением безопасности. Во время запуска силовой системы, силовая система работает в режиме с ограничениями до тех пор, пока в контроллер не будет подан правильный код безопасности. Способ функционирования транспортного средства содержит этапы, на которых обеспечивают модуль управления обеспечением безопасности транспортного средства с однократным и постоянным обеспечением безопасности. Конфигурируют транспортное средство в режим работы с однократным обеспечением безопасности. Ограничивают выходную мощность двигателя до уровня, который ниже, чем при скорости зацепления вариатора, до тех пор, пока не будет предоставлен правильный код безопасности. Прием правильного кода безопасности в режиме работы с постоянным обеспечением безопасности отключает модуль управления обеспечением безопасности транспортного средства только для текущего запуска и разрешает работу силовой системы в обычном режиме работы. Решение направлено на повышение безопасности транспортного средства. 3 н. и 19 з.п. ф-лы, 29 ил.

Изобретение относится к системам запуска двигателей внутреннего сгорания (ДВС), которые используют электромотор, и может быть использовано на передвижных и стационарных объектах, например, на транспортных средствах. Технический результат состоит в улучшении защиты электростартера и ДВС от несанкционированного включения. Электростартер ДВС содержит корпус 1, в котором расположены электромотор 2, тяговое электромагнитное реле 11 и узел сцепления вала электромотора с маховиком ДВС. Реле 11 имеет корпус 16, обмотки 13, 14, якорь 21 и нормально разомкнутые силовые контакты 26, 27. Контакт 26 кабелем 29 соединен с электромотором 2. Контакт 27 предназначен для подключения электропитания. Узел сцепления через рычаг 8 кинематически связан с якорем 21. Электростартер оснащен электронным устройством дистанционного включения 31 тягового реле 11. Оно расположено в корпусе 16, который является частью корпуса 1, и содержит электронный управляющий блок с портом приема управляющего сигнала, нормально разомкнутый управляемый ключ, соединенный с обмотками тягового реле, а также контакт для подключения электропитания. 18 з.п. ф-лы, 7 ил.

В транспортном средстве (ТС) установлены блок кодирования идентификационного радиосигнала (4) и радиоприемно-передающее устройство (5), соединенные шинами с иммобилайзером (2). Кодирование идентификационного сигнала осуществляется криптографическим устройством. Идентификационным кодом служит идентификационный номер (VIN) ТС, вшитый в иммобилайзер. Радиоприемно-передающее устройство ТС обменивается через блок кодирования дополнительным секретным кодовым сигналом с иммобилайзером, который в случае отсутствия такого обмена, более 5 секунд, дает команду в блок управления двигателем (3) на остановку двигателя. Комплекс управления фоторадарных датчиков (КУФРД) снабжен дополнительно радиоприемно-передающим устройством (6) КУФРД для приема и передачи идентификационного сигнала, декодером (7) для декодирования идентификационного сигнала, соединенным шинами с блоками радиоприемно-передающего устройства КУФРД и блоком управления (8) фоторадарными датчиками. Радиообмен между радиоприемно-передающим устройствами ТС и КУФРД ведется хоппинг-сигналами. Повышается точность идентификации ТС, обеспечивается удаленное воздействие на ТС - нарушитель правил дорожного движения. 1 ил.

Изобретение относится к промышленным и сельскохозяйственным тракторам и агрегатам на их базе, в частности к бульдозерам. Тракторный агрегат содержит остов с ДВС и трансмиссией, ходовую систему, состоящую из колесного или гусеничного движителя и подвески, кабину с рабочим местом оператора, рабочее оборудование, органы и приводы управления ДВС, трансмиссией и/или рабочим оборудованием, панель оператора и контроллер, формирующий сигналы разрешения/блокирования действий оператора по запуску ДВС, управлению ДВС, трансмиссией и/или рабочим оборудованием, или сигналы, обеспечивающие их принудительную остановку. Реализовано ограничение допуска оператора к управлению тракторным агрегатом не только до начала (до запуска ДВС), но и непосредственно в процессе его работы, если возникли основания для прекращения этого допуска. К ним относятся изменение эксплуатационных или природно-климатических условий или режимов работы тракторного агрегата, его перемещение за границы разрешенной зоны работы для данного оператора, превышение максимально допустимого времени непрерывной работы оператора, низкая активность, неадекватность или замедленность действий оператора по управлению тракторным агрегатом. Устанавливаются дополнительные условия для допуска оператора к управлению тракторным агрегатом - наличие допуска к управлению данным тракторным агрегатом, тракторным агрегатом данного типа или тягового класса, допуска к выполнению тех технологических операций, для осуществления которых приспособлен данный тракторный агрегат, допуска к управлению в данных эксплуатационных и/или природно-климатических условиях, нахождение оператора в кресле, отсутствие алкогольного или наркотического опьянения оператора и т.д. Изобретение обеспечивает повышение эффективности предотвращения несанкционированного допуска оператора к управлению тракторным агрегатом перед началом и в процессе его работы, в том числе обеспечение блокирования этого управления и остановки тракторного агрегата при возникновении оснований для прекращения этого допуска, обусловленных изменениями условий и режимов работы тракторного агрегата, а также повышение безопасности работы тракторного агрегата. 23 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх