Подвижный пункт навигации и топопривязки



Подвижный пункт навигации и топопривязки
Подвижный пункт навигации и топопривязки
Подвижный пункт навигации и топопривязки
Подвижный пункт навигации и топопривязки
Подвижный пункт навигации и топопривязки
Подвижный пункт навигации и топопривязки

 


Владельцы патента RU 2445218:

Открытое акционерное общество "Завод им. В.А. Дегтярева" (RU)

Изобретение относится к военной и специальной технике и может быть использовано в подвижных пунктах управления и информационно-технического обеспечения комплексов вооружений. Подвижный пункт навигации и топопривязки содержит кузов-фургон (1), аппаратуру (2) управления, пульт (3) и кресла (4). Основание кресла (4) выполнено в виде направляющей и установленной с возможностью вращательно-поступательного движения стойки с каркасом сиденья кресла. Направляющая выполнена с пазами. На одном уровне и симметрично относительно пазов выполнено отверстие, напротив которого на направляющей, в плоскости, перпендикулярной пазам, размещена опорная площадка. В пазах и отверстии установлен скобообразный прижим с упором, имеющим прижимную охватывающую стойку поверхность, покрытую газотермическим напылением. Опора с ножками крестообразной формы оборудована роликами, попарно установленными в направляющих профилях (30) с гнездами (31), жестко связанных с полом кузова-фургона (1). Один ролик из каждой пары установлен на корпус подпружиненного фиксатора с рукояткой. Изобретение упрощает эксплуатацию и повышает удобство пользования подвижным пунктом. 6 ил.

 

Изобретение относится к военной и специальной технике и может быть использовано в подвижных пунктах управления и информационно-технического обеспечения комплексов вооружений, в частности в подвижных пунктах навигации и топогеодезической привязки на базе шасси специальных транспортных средств, являющихся их транспортной, энергетической и информационно-аналитической базой.

Известен подвижный пункт управления комплексом вооружения (см. патент RU №2348000 С2, МПК F41H 7/00, опубл. 27.02.2009), принятый за прототип. Подвижный пункт управления комплексом вооружений содержит кузов-фургон, в котором размещены аппаратура управления с пультом и кресла боевого расчета, основания которых снабжены ножками с поворотными опорными роликами. К основанию каждого из кресел прикреплен ползун, расположенный в плоскости симметрии кресла, а на полу кузова-фургона перпендикулярно к фронтальной поверхности пульта жестко закреплены направляющие с гнездами, причем при нечетном количестве ножек ролик и ползун каждого кресла расположены в одной плоскости и установлены с возможностью взаимодействия с направляющей, а при четном количестве ножек направляющие выполнены с возможностью взаимодействия только с упомянутыми ползунами, при этом на основании каждого из кресел размещен подпружиненный фиксатор, выполненный с возможностью взаимодействия с гнездами направляющей.

Недостатками прототипа являются:

- ограниченные возможности по размещению расширенной конфигурации оборудования для выполнения задач управления и информационно-технического обеспечения современных комплексов вооружений;

- низкая устойчивость кресла при использовании одной ограничительной направляющей;

- отсутствие возможности поворота сиденья вокруг основания кресла и его надежной фиксации;

- отсутствие достаточной степени комфортности при использовании кресла;

- отсутствие возможности трансформации положения элементов пульта;

- неудобство проведения работ с использованием документации и вспомогательных материалов.

Предлагаемым изобретением решается задача по повышению боевой эффективности подвижных комплексов вооружений за счет повышения безопасности и удобства работы операторов.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в создании удобного и простого в эксплуатации рабочего места операторов подвижного комплекса вооружений, предназначенного для решения информационных и расчетных задач, за счет обеспечения в конструкции кресел необходимого уровня комфортности, маневренности при низком уровне травмоопасности и высокой степени надежности во время эксплуатации, достаточной степени трансформации положения элементов крепления аппаратуры пульта управления, оснащения рабочего места необходимыми вспомогательными устройствами.

Указанный технический результат достигается тем, что в предлагаемом подвижном пункте навигации и топопривязки, состоящем из кузова-фургона, в котором размещены пульт с аппаратурой управления и кресла боевого расчета, основания которых снабжены ножками с опорными роликами, подпружиненного фиксатора, направляющих с гнездами, новым является то, что основание кресла выполнено в виде цилиндрической направляющей, закрепленной в опоре крестообразной формы и имеющей внутреннюю винтовую поверхность, в которой с возможностью вращательно-поступательного движения установлена стойка с наружной винтовой поверхностью, верхней своей частью связанная с каркасом сиденья кресла, на наружной поверхности направляющей выполнены параллельные пазы, на одном уровне и симметрично относительно вышеуказанных пазов размещено прямоугольное сквозное отверстие, напротив которого на наружной поверхности, в плоскости, перпендикулярной пазам, размещена опорная площадка, в параллельных пазах и сквозном отверстии установлен скобообразный прижим с упором прямоугольного профиля на внутренней поверхности, имеющим прижимную поверхность, покрытую газотермическим напылением и охватывающую винтовую поверхность стойки, ширина b сквозного отверстия и упора относительно шага Р винтовой поверхности должна быть b>3Р, а их высота h - h>2Р, на концах скобообразного прижима выполнены ступицы с отверстиями, в которых размещена ось, имеющая в своей центральной части перпендикулярные друг относительно друга площадки, сопряженные радиусом и размещенные на различном расстоянии от центра оси, на периферии оси жестко закреплена рукоятка, кресло оснащено комплектом ремней безопасности, его подлокотники выполнены с возможностью откидывания, а спинка - с возможностью регулирования углового положения, опора крестообразной формы оборудована роликами, которые попарно с возможностью перемещения установлены в направляющих профилях, жестко связанных с полом кузова-фургона, один ролик из каждой пары установлен на корпус подпружиненного фиксатора с рукояткой, связанный с ножками крестообразной опоры, пульт оснащен установочным кронштейном, выполненным с возможностью регулирования углового положения, и выдвижным ящиком.

Выполнение основания кресла в виде цилиндрической направляющей, закрепленной в опоре крестообразной формы и имеющей внутреннюю винтовую поверхность, позволяет:

- во-первых, максимально повысить устойчивость кресла, в том числе в процессе перемещения;

- во-вторых, повысить прочностные характеристики основания, воспринимающего основные разнонаправленные нагрузочные воздействия при эксплуатации кресла, особенно во время движения по пересеченной местности.

Установка в основании кресла с возможностью вращательно-поступательного движения стойки с наружной винтовой поверхностью, верхней своей частью связанной с каркасом сиденья кресла, позволяет сформировать вертикально размещенную винтовую пару, что дает возможность регулировать положение сиденья кресла по высоте в зависимости от индивидуальных особенностей оператора, способствует более продуктивной работе и снижению утомляемости.

Выполнение на наружной поверхности направляющей параллельных пазов, размещение на одном уровне и симметрично относительно вышеуказанных пазов прямоугольного сквозного отверстия, напротив которого на наружной поверхности, в плоскости, перпендикулярной пазам, размещена опорная площадка, позволяет подготовить установочные поверхности для скобообразного прижима, фиксирующего винтовую стойку от проворота.

Установка в параллельных пазах и сквозном отверстии скобообразного прижима с упором прямоугольного профиля на внутренней поверхности, имеющим прижимную поверхность, покрытую газотермическим напылением и охватывающую винтовую поверхность стойки, позволяет обеспечить простым способом надежную фиксацию винтовой стойки от проворота во время эксплуатации кресла.

Выполнение ширины b сквозного отверстия и упора относительно шага Р винтовой поверхности в пределах b>3Р, а их высоты h - в пределах h>2Р позволяет:

- во-первых, обеспечить создание оптимально необходимого усилия прижима охватывающей поверхности к винтовой поверхности, достаточного для жесткой фиксации стойки;

- во-вторых, обеспечить сохранность винтовой поверхности при высокой частоте фиксации-расфиксации стойки.

Выполнение на концах скобообразного прижима ступиц с отверстиями, в которых размещена ось, имеющая в своей центральной части перпендикулярные друг относительно друга площадки, сопряженные радиусом и размещенные на различном расстоянии от центра оси, позволяет получить две опорные площадки, определяющие при вращении оси крайние положения прижима, соответствующие зафиксированному и свободному состоянию стойки.

Установка на периферии оси рукоятки позволяет без значительных усилий и с максимальным удобством производить фиксацию-расфиксацию стойки.

Оснащение кресла комплектом ремней безопасности позволяет снизить травматизм при возникновении нештатных ситуаций при движении подвижного пункта.

Выполнение подлокотников кресел с возможностью откидывания, а спинок - с возможностью регулирования углового положения, позволяет;

- во-первых, повысить удобство эксплуатации кресел, особенно в походных условиях;

- во-вторых, обеспечить продуктивную работу оператора с аппаратурой и, в особенности, с вычислительной техникой за счет оборудования рабочего места элементами мебели, сравнимой по удобству с элементами, используемыми как в бытовых условиях, так и в профессиональных стационарных компьютерных терминалах.

Оснащение опоры крестообразной формы роликами, которые попарно с возможностью перемещения установлены в направляющих профилях, жестко связанных с полом кузова-фургона, позволяет:

- во-первых, получить необходимую степень свободы перемещения кресла оператора без нарушения штатного положения в пространстве (опрокидывания, отката в сторону наклона и т.п.), что недопустимо при использовании комплексов вооружений;

- во-вторых, осуществлять перемещения кресла легко, без значительных усилий.

Установка одного ролика из каждой пары на корпус подпружиненного фиксатора с рукояткой, связанный с ножками крестообразной опоры, позволяет:

- во-первых, исключить несанкционированное перемещение кресла в направлении размещения направляющих профилей при наклоне кузова-фургона в продольных направлениях;

- во-вторых, обеспечить безопасную работу оператора в походном положении.

Оснащение пульта установочным кронштейном, выполненным с возможностью регулирования положения в пространстве, и выдвижным ящиком позволяет:

- во-первых, изменять угол наклона видеомонитора, установленного в кронштейне, до уровня, соответствующего оптимальному;

- во-вторых, обеспечить операторов штатным местом для размещения документации, расходных материалов, запасных частей и инструмента.

Технические решения с признаками, отличающими заявляемое решение от прототипа, не известны и явным образом из уровня техники не следуют. Это позволяет считать, что заявляемое решение является новым и обладает изобретательским уровнем.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 показан общий вид рабочего места операторов подвижного пункта навигации и топопривязки; на фиг.2 - вид А, вид сбоку на кресло оператора; на фиг.3 - сечение Б-Б, схема установки скобообразного прижима; на фиг.4 - сечение В-В, схема размещения оси; на фиг.5 - выносной элемент Г, размещение подпружиненного фиксатора (направляющие профили, ролики условно не показаны); на фиг.6 - вид Д, вид сбоку на установочный кронштейн.

Подвижный пункт навигации и топопривязки содержит кузов-фургон 1, аппаратуру 2 управления, пульт (стойку) 3 и кресла 4 боевого расчета. Основание кресел 4 выполнено в виде цилиндрической направляющей 5, закрепленной в опоре 6 с ножками 7 крестообразной формы и имеющей внутреннюю винтовую поверхность 8, в которой с возможностью вращательно-поступательного движения установлена стойка 9 с наружной винтовой поверхностью 10, верхней своей частью связанная с каркасом 11 сиденья 12 кресла 4. На наружной поверхности направляющей 5 выполнены параллельные пазы 13, на одном уровне и симметрично относительно вышеуказанных пазов 13 размещено прямоугольное сквозное отверстие 14, напротив которого на наружной поверхности направляющей 5, в плоскости, перпендикулярной пазам, размещена опорная площадка 15. В параллельных пазах 13 и сквозном отверстии 14 установлен скобообразный прижим 16 с упором 17 прямоугольного профиля на внутренней поверхности, имеющим прижимную поверхность 18, покрытую газотермическим напылением и охватывающую винтовую поверхность 10 стойки 9. Ширина b сквозного отверстия 14 и упора 17 относительно шага Р винтовой поверхности должна быть в пределах b>3Р, а их высота h - в пределах h>2Р. На концах скобообразного прижима 16 выполнены ступицы 19 с отверстиями 20, в которых размещена ось 21, имеющая в своей центральной части перпендикулярные друг относительно друга площадки 22 и 23, сопряженные радиусом 24 и размещенные на различном расстоянии от центра оси 21. На периферии оси 21 жестко закреплена рукоятка 25. Кресла 4 оснащены комплектами ремней безопасности 26, а его подлокотники 27 выполнены с возможностью откидывания. Спинка 28 кресел 4 выполнена с возможностью регулирования углового положения. Опора 6 с ножками крестообразной формы 7 оборудована роликами 29, которые попарно с возможностью перемещения установлены в направляющих профилях 30 с гнездами 31, жестко связанных с полом кузова-фургона 1. Один ролик из каждой пары установлен на корпус 32 подпружиненного фиксатора 33 с рукояткой 34. Пульт (стойка) 3 оснащен установочным кронштейном 35, выполненным с возможностью регулирования положения в пространстве, и выдвижным ящиком 36.

Пульт (стойка) 3, кресла 4, направляющие профили 30 с гнездами 31 подвижного пункта навигации и топопривязки устанавливаются в кузове-фургоне 1 и функционируют следующим образом. После монтажа кресел 4 в направляющих профилях 30, закрепленных на полу кузова-фургона 1 подвижного пункта, необходимо отрегулировать по высоте положение каркаса 11 с сиденьем 12 относительно пола. Регулировка осуществляется путем вращения каркаса 11, связанного со стойкой 9 винтовыми поверхностями 8 и 10 вокруг своей оси, что приводит к перемещению стойки 9 в неподвижной цилиндрической направляющей 5. Для удобства посадки в кресло 4 подлокотники 27 необходимо откинуть, а также отрегулировать угловое положение спинки 28 поворотом барабана 37. Размещение роликов 29 в направляющих профилях 30 также зависит от индивидуальных особенностей оператора. После определения удобного расположения кресла 4, соответствующего определенным гнездам 31 в направляющих профилях 30, оператору можно приступать к выполнению служебных обязанностей. При изменения положения высоты кресла 4 необходимо рукоятку 25 установить в верхнее положение. При этом ось 21, размещенная в отверстиях 20 ступиц19, поворачивается. После того как поверхность оси 21 с радиусом 24 минует среднее положение опорной площадки 15 на направляющей 5, опорная площадка 15 совмещается с площадкой 23 на оси 21, которая размещена ближе к ее центру. Скобообразный прижим 16 с упором 17, имеющим прижимную поверхность 18, перемещается в параллельных пазах 13 и окне 14 в направлении от винтовой поверхности 10 стойки 9. После этого стойка 9 имеет возможность свободно вращаться в цилиндрической направляющей 5. После размещения кресел 4 на необходимой высоте нужно зафиксировать стойку 9 от проворота. Для этого рукоятка 25 переводится в нижнее положение. Опорная площадка 15 совмещается с площадкой 22, которая размещена далее от центра оси 21, чем площадка 23. Скобообразный прижим 16 перемещается в обратном направлении, поверхность 18 упора 17 прижимается к винтовой поверхности 10 стойки 9, фиксируя ее.

Для обеспечения безопасности во время движения операторы обязаны пристегнуться ремнями безопасности 26. Для большего удобства эксплуатации аппаратуры 2 необходимо отрегулировать угловое положение установочного кронштейна 35, на котором установлен видеомонитор 38 вычислительного комплекса подвижного пункта навигации и топопривязки. Во время эксплуатации операторы могут воспользоваться выдвижным ящиком 36, где может размещаться документация, карты, расходные материалы и т.п.

Таким образом, в предлагаемом подвижном пункте навигации и топопривязки решена задача по достижению технического результата, заключающегося в создании удобного и простого в эксплуатации рабочего места операторов подвижного комплекса вооружений, предназначенного для решения информационных и расчетных задач, за счет обеспечения в конструкции кресел необходимого уровня комфортности, маневренности при низком уровне травмоопасности и высокой степени надежности во время эксплуатации, достаточной степени трансформации положения элементов крепления аппаратуры пульта управления, оснащения рабочего места необходимыми вспомогательными устройствами.

Подвижный пункт навигации и топопривязки, состоящий из кузова-фургона, в котором размещены пульт с аппаратурой управления и кресла боевого расчета, основания которых снабжены ножками с опорными роликами, подпружиненного фиксатора, направляющих с гнездами, отличающийся тем, что основание кресла выполнено в виде цилиндрической направляющей, закрепленной в опоре крестообразной формы и имеющей внутреннюю винтовую поверхность, в которой с возможностью вращательно-поступательного движения установлена стойка с наружной винтовой поверхностью, верхней своей частью связанная с каркасом сиденья кресла, на наружной поверхности направляющей выполнены параллельные пазы, на одном уровне и симметрично относительно вышеуказанных пазов размещено прямоугольное сквозное отверстие, напротив которого на наружной поверхности в плоскости, перпендикулярной пазам, размещена опорная площадка, в параллельных пазах и сквозном отверстии установлен скобообразный прижим с упором прямоугольного профиля на внутренней поверхности, имеющим прижимную поверхность, покрытую газотермическим напылением и охватывающую винтовую поверхность стойки, ширина b сквозного отверстия и упора относительно шага Р винтовой поверхности должна быть b>3Р, а их высота h>2P, на концах скобообразного прижима выполнены ступицы с отверстиями, в которых размещена ось, имеющая в своей центральной части перпендикулярные одна другой площадки, сопряженные радиусом и размещенные на различном расстоянии от центра оси, на периферии оси жестко закреплена рукоятка, кресло оснащено комплектом ремней безопасности, его подлокотники выполнены с возможностью откидывания, а спинка - с возможностью регулирования углового положения, опора крестообразной формы оборудована роликами, которые попарно с возможностью перемещения установлены в направляющих профилях, жестко связанных с полом кузова-фургона, один ролик из каждой пары установлен на корпус подпружиненного фиксатора с рукояткой, связанный с ножками крестообразной опоры, пульт оснащен установочным кронштейном, выполненным с возможностью регулирования углового положения, и выдвижным ящиком.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к мобильной технике навигации и топогеодезической привязки. .

Изобретение относится к оборонной технике, в частности к гидравлическим системам управления транспортно-пусковым контейнером минного заградителя, например заградителя, выполненного на самоходном шасси с опорно-поворотными устройствами для установки транспортно-пусковых контейнеров и шарнирными узлами для их подъема поворотом.

Изобретение относится к бронетанковой технике, к гусеничным боевым машинам. .

Изобретение относится к области военной техники специального назначения, а именно к инженерным машинам для обеспечения продвижения войск в условиях огневого воздействия противника.

Изобретение относится к области бронетехники. .

Изобретение относится к области бронетанковой техники и может быть использовано для изготовления опорно-поворотных устройств башен бронированных машин. .

Изобретение относится к области военной техники. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано при переоборудовании серийных транспортных средств. .

Изобретение относится к мобильной технике навигации и топогеодезической привязки. .

Изобретение относится к средствам вычислительной техники, устанавливаемым на транспортных средствах военного или иного специализированного назначения. .

Изобретение относится к средствам технического обслуживания и ремонта территориальных группировок сложных радиоэлектронных систем, в частности территориальных группировок систем вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) войск ПВО.

Изобретение относится к военной и специальной технике и может быть использовано в подвижных пунктах навигации и топогеодезической привязки на базе шасси специальных транспортных средств.

Изобретение относится к военной и специальной технике. .

Изобретение относится к мобильным средствам, предназначенным для технического обслуживания и ремонта сложных технических систем на местах их эксплуатации. .

Изобретение относится к области технического обслуживания и ремонта сложных технических систем, включая системы вооружения и военной техники. .

Изобретение относится к передвижной специализированной технике, предназначенной для электросварки, резки и других работ с постоянным током. .

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения. .

Изобретение относится к мобильному оборудованию для проверки контейнеров. .

Изобретение относится к оборудованию салонов пассажирских транспортных средств, преимущественно летательных аппаратов. .
Наверх