Плоское сопло турбореактивного двигателя



Плоское сопло турбореактивного двигателя
Плоское сопло турбореактивного двигателя

 


Владельцы патента RU 2445487:

Открытое акционерное общество "Научно-производственное объединение "Сатурн" (ОАО "НПО "Сатурн") (RU)

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. Плоское сопло турбореактивного двигателя содержит две неподвижные боковые стенки, прикрепленные к корпусу, и установленные между ними верхнюю и нижнюю подвижные створки, снабженные управляющими гидроцилиндрами. Тяга гидроцилиндра выполнена из двух шарнирно соединенных звеньев, противоположные концы которых шарнирно соединены соответственно с корпусом и створкой. Звено тяги, соединенное со створкой, размещено под углом α=10-45° к боковой стенке. Боковая стенка снабжена кронштейном. На тяге выполнены ролики, установленные с возможностью поворота вокруг ее оси и контактирующие с кронштейном. Изобретение позволяет предотвратить деформацию боковых стенок сопла по всей их поверхности и увеличить ресурс работы стенок и сопла в целом. 2 ил.

 

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей (ТРД).

Известно плоское сопло ТРД, содержащее две неподвижные боковые стенки, прикрепленные к корпусу, и установленные между ними верхнюю и нижнюю подвижные створки, снабженные управляющими гидроцилиндрами. В каждую подвижную створку вмонтирован стержень, на концах которого закреплены ролики, контактирующие с наружными поверхностями боковых стенок в области их выходных кромок и предотвращающие их деформацию под действием давления газового потока (см. патент РФ №2374477, кл. F02 1/12, опубл. в 2009 г.).

Недостаток известного устройства состоит в том, что удерживание боковых стенок сопла происходит только в их указанной области. При перемещении роликов по краю створки возможны значительные деформации в ее центральной части.

Задачей изобретения является предотвращение деформаций всей плоскости боковой стенки сопла под действием давления газового потока.

Указанная задача решается тем, что в известном плоском сопле, содержащем две неподвижные боковые стенки, прикрепленные к корпусу, и установленные между ними верхнюю и нижнюю подвижные створки, снабженные управляющими гидроцилиндрами, согласно изобретению тяга гидроцилиндра выполнена из двух шарнирно соединенных звеньев, противоположные концы которых шарнирно соединены соответственно с корпусом и створкой, причем звено тяги, соединенное со створкой, размещено под углом α=10-45° к боковой стенке, последняя снабжена кронштейном, а на тяге выполнены ролики, установленные с возможностью поворота вокруг ее оси и контактирующие с кронштейном.

Такое выполнение устройства позволяет частично или полностью уравновесить газовые силы, действующие на внутреннюю поверхность боковой стенки сопла, путем создания силы, действующей на наружную поверхность боковой стенки сопла, возникающей за счет перелома оси тяги управляющего гидроцилиндра и таким образом предотвратить деформацию боковой стенки по всей ее плоскости.

На фиг.1 показан общий вид сопла; на фиг.2 - вид сверху на сопло (без верхней створки).

Плоское сопло ТРД содержит неподвижные боковые стенки 1, прикрепленные к корпусу 2, и установленные между ними верхнюю и нижнюю подвижные створки 3 и 4, снабженные управляющими гидроцилиндрами 5. Тяга гидроцилиндра выполнена из 2-х звеньев 6 и 7, концы которых соединены шарниром 8. Противоположный конец тяги 6 соединен с корпусом 2, а тяги 7 - с нижней створкой 4. Тяга 7 размещена под углом α=10-45° относительно боковой стенки 1. Последняя снабжена кронштейном 9. На тяге 7 установлена втулка 10 с роликами 11, контактирующими с кронштейном 9.

Во время работы двигателя створка 4 под давлением газов стремится к повороту вокруг оси 12. Гидроцилиндры 5 через тяги 6 и 7 удерживают створку, воздействуя на ролики 11, которые перемещаются по поверхности кронштейнов 9. Таким образом, усилия гидроцилиндров 5 передаются на боковые стенки 1, компенсируя действующие на них силы от газового потока и предотвращая их деформацию. Величина угла α выбирается в зависимости от величины газовых сил.

Осуществление изобретения позволит предотвратить деформацию боковых стенок сопла по всей их поверхности и таким образом увеличить ресурс работы стенок и сопла в целом.

Плоское сопло турбореактивного двигателя, содержащее две неподвижные боковые стенки, прикрепленные к корпусу, и установленные между ними верхнюю и нижнюю подвижные створки, снабженные управляющими гидроцилиндрами, отличающееся тем, что тяга гидроцилиндра выполнена из двух шарнирно соединенных звеньев, противоположные концы которых соединены соответственно с корпусом и створкой, причем звено тяги, соединенное со створкой, размещено под углом α=10-45° к боковой стенке, последняя снабжена кронштейном, а на тяге выполнены ролики, контактирующие с кронштейном.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей (ТРД). .

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. .

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. .

Изобретение относится к области сопел переменного сечения для турбомашин. .

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей (ТРД)

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к конструкции сопел турбореактивных двигателей (ТРД)

Изобретение относится к летательным аппаратам вертикального взлета и посадки

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей

Гондола двухконтурного турбореактивного двигателя включает устройство реверса тяги, содержащее подвижный капот, установленный с возможностью смещения параллельно оси гондолы. Подвижный капот выполнен с возможностью перевода между закрытым положением, в котором он закрывает отклоняющие средства, и раскрытым положением, в котором он раскрывает в гондоле канал и открывает указанные отклоняющие средства. Подвижный капот имеет продолжение в виде сопловой секции, установленной на его нижнем по потоку конце. Сопловая секция включает в себя, по меньшей мере, одну панель, установленную с возможностью поворота посредством шарнира относительно оси, перпендикулярной продольной оси гондолы. Каждая панель связана с неподвижным обтекателем турбореактивного двигателя посредством передаточного звена, установленного с возможностью поворота вокруг точек крепления к панели и неподвижному обтекателю. Подвижный капот имеет продолжение в виде межстворчатых неподвижных секций, расположенных с каждой стороны каждой панели подвижной сопловой секции. Неподвижные секции выполнены таким образом, что обеспечивают непрерывность линий обтекания нижней по потоку части, когда панель сопловой секции находится в полетном положении. Изобретение позволяет повысить надежность гондолы и снизить ее вес. 10 з.п. ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к изогнутому шатуну. Изогнутый шатун (31) соединяет первый и второй узлы, которые выполнены подвижными относительно друг друга и через которые в ограничиваемом ими пространстве циркулирует поток, и снабжен по меньшей мере одним первым и одним вторым центрами вращения (35, 38), выполненными таким образом, чтобы обеспечить поворот шатуна (31) соответственно относительно указанных первого и второго узлов. Изогнутый шатун (31) выполнен с возможностью такой установки, при которой изгиб (40) находится выше по потоку, относительно второго центра вращения (38). Второй центр вращения (38) выполнен с возможностью жесткой фиксации во втором подвижном узле. Изогнутый шатун (31) имеет по меньшей мере две части (33, 37), соединенные друг с другом с помощью по меньшей мере одного средства самовыравнивания (39a, 39b). Также предложена гондола двухконтурного турбореактивного двигателя, в которой панель подвижного капота связана с неподвижной конструкцией обтекателя турбореактивного двигателя с помощью по меньшей мере одного упомянутого изогнутого шатуна (31), который установлен с возможностью вращения вокруг первого и второго центров вращения (35, 38) соответственно на панели сопловой секции и на неподвижной конструкции. Технический результат: повышение устойчивости шатуна, улучшение эксплуатационных показателей двигателя за счет достижения оптимальных аэродинамических характеристик шатуна. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 13 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя содержит поворотные створки и систему управления створками, включающую управляемые рычаги, соединенные с исполнительными механизмами, и следящие рычаги, кинематически связанные с управляемыми. Каждый из управляемых и следящих рычагов соединен тягой с поворотной створкой, причем управляемые и следящие рычаги установлены на радиальных осях. Сопло снабжено кольцом, установленным с возможностью поворота вокруг его продольной оси и соединенным дополнительными тягами с управляемыми и следящими рычагами. Кольцо снабжено роликами, заведенными в направляющие, выполненные на корпусе сопла в его окружном направлении. Изобретение позволяет увеличить надежность работы сопла и уменьшить потери тяги двигателя. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей. Регулируемое сопло содержит расположенные в окружном направлении внешние и внутренние поворотные створки с установленными между ними внешними и внутренними проставками. На наружной поверхности каждой внутренней проставки выполнено ребро, размещенное на ее продольной оси симметрии и заведенное в паз кронштейна, установленного в задней части внешней проставки. В передней части внешней проставки выполнены пазы, направленные под углом к ее продольной оси, а внешняя створка снабжена проушинами, размещенными симметрично ее продольной оси, в которых установлены оси с роликами, заведенные в пазы внешних проставок. Изобретение позволяет повысить надежность и ресурс сопла за счет обеспечения центрирования как внутренних, так и внешних проставок относительно смежных створок, а также повышения точности центрирования внутренних проставок. 5 ил.

Регулируемое сверхзвуковое сопло турбореактивного двигателя содержит корпус, шарнирно прикрепленные к нему дозвуковые и внешние створки, соединенные со сверхзвуковыми створками, а также привод створок и механизм синхронизации. Механизм синхронизации выполнен в виде рычагов, установленных в окружном направлении между дозвуковыми створками и шарнирно соединенных тягами с двумя смежными дозвуковыми створками, а также кронштейнов, установленных на рычагах с возможностью вращения и шарнирно соединенных дополнительными тягами с двумя смежными внешними створками. Ось шарнирного соединения тяги и рычага размещена вдоль плоскости вращения рычага, а ось соединения тяги и дозвуковой створки - вдоль плоскости ее вращения. Ось шарнирного соединения дополнительной тяги и кронштейна размещена вдоль плоскости вращения кронштейна, а ось соединения дополнительной тяги и внешней створки - вдоль плоскости ее вращения. Изобретение позволяет устранить перелом осей тяг возле проушин и тем самым уменьшить их деформации при работе сопла, а также устранить отрицательное влияние осевых зазоров шарнирных соединений на синхронизацию движения дозвуковых и внешних створок. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Устройство для приведения в действие реверсора тяги с регулируемым соплом гондолы турбореактивного двигателя содержит реверсор тяги, систему привода реверсора тяги и средства фиксации. Реверсор тяги включает капот, линейно перемещаемый поочередно между закрытым положением, в котором он обеспечивает аэродинамическую непрерывность гондолы, и открытым положением, в котором он открывает в гондоле проход для отклоненного потока. Капот продолжен секцией регулируемого сопла, содержащей панель, установленную с возможностью поворота по меньшей мере в одно положение, при котором происходит изменение сечения сопла. Система привода содержит приводные средства, обеспечивающие перемещение капота и панели сопла и включающие простой линейный привод, соединенный с панелью. Средства фиксации обладают двумя обратимыми состояниями, одно из которых представляет собой замкнутое состояние, в котором средства фиксации могут фиксировать с капотом панель сопла в положении изменения выходного сечения сопла. Другое изобретение группы относится к гондоле двухконтурного турбореактивного двигателя, снабженной указанным выше устройством. Группа изобретений позволяет упростить систему привода реверсора тяги и обеспечить возможность реверсирования тяги двигателя без перемещения сопла в необходимое для этого положение. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 10 ил.
Наверх