Способ обработки кромок лопатки газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при абразивной обработке, в частности, кромок лопаток газотурбинных двигателей. Лопатке задают движение вокруг оси, поджимают к ней абразивную ленту и сообщают ей перемещение вдоль кромки лопатки. Последнюю помещают между двух ветвей абразивной ленты. Абразивный слой лент направлен в стороны кромок лопатки. К ветвям абразивной ленты прикладывают регулируемое растягивающее усилие, обеспечивающее поджим к кромкам лопатки. Движение лопатки вокруг оси осуществляют путем ее качания в противоположные стороны. В результате повышается точность получения радиусов входной и выходной кромок за счет взаимного расположения кромки лопатки и абразивной ленты в процессе обработки при пространственных отклонениях профилей сечений, а также качество обработки за счет увеличения радиуса вращения кромки относительно абразивной ленты. 1 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к абразивной обработке, и касается преимущественно обработки кромок лопаток газотурбинных двигателей.

Известен способ обработки кромок лопатки газотурбинного двигателя, при котором лопатке задают движение вокруг оси, поджимают к ней абразивную ленту и сообщают ей перемещение вдоль кромки лопатки (см. авторское свидетельство СССР №199705, МПК B24B 21/12, 1966 г.).

Известный способ позволяет обрабатывать и входные, и выходные кромки лопаток газотурбинных двигателей, однако он не обеспечивает получение кромок с малыми радиусами, так как из-за пространственного отклонения профиля пера происходит зарезание кромки в момент соприкосновения с движущейся абразивной лентой.

Известен также способ обработки кромок лопатки газотурбинного двигателя, при котором лопатке задают движение вокруг оси, поджимают к ней абразивную ленту и сообщают ей перемещение вдоль кромки лопатки (см. авторское свидетельство СССР №884978, МПК B24B 21/00, 1980 г.).

Известный способ имеет следующий недостаток. В связи с тем, что теоретическое положение кромки определено относительно абразивной ленты, а кромка лопатки по сечениям имеет пространственное отклонение, происходит ее подрезание, то есть обработка производится без определения реального взаимного положения инструмента и детали, что снижает качество и точность получения радиуса кромок, как по размеру, так и по конфигурации.

Техническим результатом изобретения является повышение точности и качества обработки кромок лопатки газотурбинного двигателя.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе обработки кромок лопатки газотурбинного двигателя абразивной лентой, при котором лопатке задают движение вокруг оси, поджимают к ней абразивную ленту и сообщают ей перемещение вдоль кромки лопатки, лопатку помещают между двух ветвей абразивной ленты, абразивный слой которых направлен в стороны кромок лопатки, к ветвям абразивной ленты прикладывают регулируемое растягивающее усилие, обеспечивающее поджим к кромкам лопатки, а движение лопатки вокруг оси осуществляют за счет ее качания в противоположные стороны.

Сущность способа обработки кромок лопатки газотурбинного двигателя заключается в следующем.

Кромка пера лопатки представляет собой поверхность переменного радиуса, соединяющую профиль корыта с профилем спинки. Величина радиуса может колебаться в пределах от 0,05 мм до 2,0-3,0 мм в зависимости от габаритов лопатки. Если рассмотреть положение координат центра радиуса в пространстве в зависимости от допускаемых отклонений, получающихся в процессе изготовления, то допуск может быть в 3-4 раза больше, чем сам радиус. Поэтому производить обработку радиуса, используя только геометрическое место точек теоретического профиля, не представляется возможным и приводит к зарезке кромки. Обработку приходится производить с учетом положения конкретного профиля. Данный способ предназначен для обработки радиусов с учетом положения изготовленных профилей корыта и спинки пера лопатки.

Заготовку лопатки 1 устанавливают за хвостовик (на чертеже не показан) в приспособление. При этом профиль пера лопатки 1 размещают между двух ветвей 2 и 3 абразивной ленты, при этом абразивный слой ленты направлен в сторону кромок лопатки. Чем сильнее изменяется в пространстве положение центра радиуса и его величина по длине пера лопатки, тем более узкую абразивную ленту используют. Абразивная лента закреплена в механизмах 4 и 5, позволяющих быстро после каждой обработанной лопатки ставить новую. При вращении лопатки вокруг оси увеличивается расстояние между серединами ветвей абразивной ленты, в результате чего каретка 6 перемещается по направляющей 7. Пружина 8 обеспечивает возрастание растягивающего усилия. С увеличением растягивающего усилия возрастает давление поджима ветвей абразивной ленты к лопатке, что приводит к большему съему металла. Ветви абразивной ленты огибают перо лопатки, прижимаясь к корыту и спинке пера лопатки. Последовательно вращая лопатку вокруг своей оси сначала в одну, а затем в другую сторону, производят обработку кромок пера. При этом лопатке придают еще движение вдоль оси профиля пера.

Использование изобретения позволяет повысить точность получения радиусов входной и выходной кромок за счет взаимного расположения кромки лопатки и абразивной ленты в процессе обработки при пространственных отклонениях профилей сечений, а также повысить качество обработки за счет увеличения радиуса вращения кромки относительно режущего инструмента.

Способ обработки кромок лопатки газотурбинного двигателя абразивной лентой, при котором лопатке задают движение вокруг оси, поджимают к ней абразивную ленту и сообщают ей перемещение вдоль кромки лопатки, отличающийся тем, что лопатку помещают между двух ветвей абразивной ленты, абразивный слой которых направлен в стороны кромок лопатки, к ветвям абразивной ленты прикладывают регулируемое растягивающее усилие, обеспечивающее поджим к кромкам лопатки, а движение лопатки вокруг оси осуществляют путем ее качания вдоль оси в противоположные стороны.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области абразивной обработки и может быть использовано при изготовлении механических деталей из титана или титанового сплава, в частности лопастей реактивного двигателя.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для шлифования абразивной лентой профильных поверхностей деталей, в частности диафрагмы нагнетателя газотурбинной установки.

Изобретение относится к обработке металлов и может быть использовано как для шлифования внутренних и наружных поверхностей днищ и обечаек, так и для обработки торцов, переходов и фасок днищ для аппаратов пищевой и химической промышленности.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при окончательной обработке поверхностей желобов внутренних колец подшипников. .

Изобретение относится к области технологии абразивной обработки и может найти применение в технологических процессах шлифования, в том числе поверхностей двойной кривизны, например рабочих поверхностей турбинных лопаток.

Изобретение относится к финишной обработке входных и выходных кромок пера лопаток газотурбинных двигателей. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано на операциях шлифования и полирования кромок пера лопатки с переменным радиусом скругления.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для механической обработки изделий сложной пространственной формы, и может быть использовано для шлифования, полирования, фрезерования, например, лопаток турбин авиационных двигателей, компрессоров.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для шлифования, полирования, фрезерования пространственно-сложных поверхностей деталей, в частности лопастей гребных винтов, рабочей части лопаток газовой, паровой или гидротурбины.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при шлифовании лопаток ротора турбины или компрессора. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для формообразования пространственно-сложных поверхностей деталей, в частности рабочей части лопатки газовой, паровой или гидротурбины.

Изобретение относится к технологии машиностроения и может быть использовано для формообразования пространственно-сложных поверхностей деталей, в частности лопастей гребных винтов, рабочей части лопатки газовой, паровой или гидротурбины.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для шлифования, полирования, фрезерования, например, лопаток авиационных двигателей. .

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться при механической обработке изделий сложной пространственной формы, например лопаток турбин.

Изобретение относится к производству газотурбинных двигателей, турбогенераторов и других лопаточных машин. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для шлифования, полирования, фрезерования пространственно-сложных поверхностей деталей, в частности лопастей гребных винтов, рабочей части лопаток газовой, паровой или гидротурбины

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при абразивной обработке, в частности, кромок лопаток газотурбинных двигателей

Наверх