Измерительный патрон



Измерительный патрон
Измерительный патрон

 


Владельцы патента RU 2447399:

Открытое акционерное общество "АВТОВАЗ" (RU)

Изобретение относится к станкостроительной области, в частности к робототехнике, и может быть использовано для настройки механического нулевого положения осей кисти манипулятора. Сущность: измерительный патрон содержит корпус 1 с крышкой 2 и измерительный механизм 3. Внутри корпуса 1 установлены пружина 4 и щуп, состоящий из металлического стержня 5, расположенного в изоляционной втулке 6, на которой концентрично установлена токопроводящая гильза 7. В верхней части изоляционной втулки 6 установлена токопроводящая пластина 8 с возможностью взаимодействия со стержнем 5 щупа. На токопроводящей пластине 8 установлен источник питания 9, зафиксированный с помощью шайбы 10 и стопорного кольца 11 относительно изоляционной втулки 6. Пружина 4 размещена между источником питания 9 и крышкой 2 корпуса 1. Измерительный механизм 3 выполнен в виде индикатора 12, установленного в крышке 2 корпуса 1 и электрически соединенного с токопроводящей пластиной 8 и корпусом 1. Измерительный патрон снабжен съемным защитным кожухом 13, который устанавливается на корпусе 1 измерительного патрона с открытой стороны стержня 5 щупа и предохраняет его от повреждения при хранении. Технический результат: повышение точности и сокращение времени настройки. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к станкостроительной области, в частности к робототехнике, и может быть использовано для настройки механического нулевого положения осей кисти манипулятора.

Известно «Устройство для воспроизводимого соединения двух механических элементов» по заявке WO №2005032772, МПК B25J 19/00, G01B 5/00, B23Q 16/06, состоящее из корпуса, внутри которого установлен щуп, имеющий возможность взаимодействия сдатчиком положения с одной стороны и, при установке на вал, поперечным пазом, выполненным в валу оси манипулятора, с другой стороны.

К недостаткам известного измерительного патрона можно отнести низкую надежность и неудобство использования, так как предложенная конструкция предусматривает вращение вала при настройке только в одном направлении, даже случайное движение в противоположном направлении приводит к поломке щупа. При небольшом перемещении вала происходит незначительное перемещение щупа, которое невозможно зафиксировать, что снижает точность настройки.

Наиболее близким по технической сущности к предполагаемому изобретению является техническое решение по патенту US №4419831, МПК B25J 9/10, G01B 5/24, G01B 5/25, B23Q 16/06, «Способ и устройство для воспроизводимого соединения двух механических элементов, которые подвижны относительно друг друга», в котором устройство состоит из корпуса, внутри которого установлен подпружиненный щуп, взаимодействующий с измерительным механизмом с одной стороны и имеющий возможность контактирования с выполненным в валу оси манипулятора пазом с другой стороны.

Недостатком данного технического решения является низкая точность настройки механического нулевого положения осей кисти манипулятора, обусловленная низкой точностью самого измерительного механизма и его передаточного звена, а также несовпадение размеров контактной части щупа с размерами паза вала при изготовлении приводит к погрешности замеров. Визуальный контроль требует большего времени для настройки.

Создание данного изобретения направлено на повышение точности и сокращение времени настройки. Для этого измерительный патрон, содержащий корпус с крышкой, внутри которого расположен щуп, пружина и измерительный механизм снабжен источником питания и токопроводящей пластиной. Щуп выполнен в виде металлического стержня, расположенного в изоляционной втулке, на которой концентрично установлена токопроводящая гильза, при этом токопроводящая пластина установлена в верхней части изоляционной втулки с возможностью взаимодействия со стержнем щупа. На токопроводящей пластине установлен источник питания, зафиксированный с помощью шайбы и стопорного кольца относительно изоляционной втулки, а пружина размещена между источником питания и крышкой корпуса. Измерительный механизм выполнен в виде индикатора, установленного в крышке корпуса и электрически связанного с токопроводящей пластиной и корпусом измерительного патрона. Измерительный патрон имеет съемный защитный кожух, который устанавливается на корпусе измерительного патрона с открытой стороны щупа и предохраняет его от повреждений хранении.

На фиг.1 представлен общий вид измерительного патрона в разрезе, при хранении; на фиг.2 - общий вид измерительного патрона в разрезе, в процессе работы.

Измерительный патрон содержит корпус 1 с крышкой 2 и измерительный механизм 3. Внутри корпуса 1 установлены пружина 4 и щуп, состоящий из металлического стержня 5, расположенного в изоляционной втулке 6, на которой концентрично установлена токопроводящая гильза 7. В верхней части изоляционной втулки 6 установлена токопроводящая пластина 8 с возможностью взаимодействия со стержнем 5 щупа. На токопроводящей пластине 8 установлен источник питания 9, зафиксированный с помощью шайбы 10 и стопорного кольца 11 относительно изоляционной втулки 6. Пружина 4 размещена между источником питания 9 и крышкой 2 корпуса 1. Измерительный механизм 3 выполнен в виде индикатора 12, установленного в крышке 2 корпуса 1 и электрически соединенного с токопроводящей пластиной 8 и корпусом 1. Измерительный патрон снабжен съемным защитным кожухом 13, который устанавливается на корпусе 1 измерительного патрона с открытой стороны стержня 5 щупа и предохраняет его от повреждения при хранении.

Измерительный патрон работает следующим образом.

Перед началом использования снимается защитный кожух 13 и измерительный патрон устанавливается известным способом на корпус вала (см. фиг.2) оси кисти манипулятора, требующего настройки. При этом, если щуп не совпадает с пазом вала, то он находится в верхнем не рабочем положении, при этом пружина 4 сжата, а электрическая цепь: стержень 5 - гильза 7 - пластина 8 - источник питания 9 - индикатор 12, разомкнута (см. фиг.1). Для настройки механического нулевого положения оси вала кисти манипулятора вал вращают в ту или иную сторону до попадания щупа в паз вала, при этом пружина 4 распрямляется, щуп опускается в паз вала до момента наступления контакта его стержня 5 и гильзы 8 с плоскостями паза. В этом случае происходит замыкание через вал электрической цепи: стержень 5 - гильза 7 - пластина 8 - источник питания 9 - индикатор 12, и индикатор 12 загорается. При этом роль заземления выполняет связанный с индикатором 12 корпус 1 измерительного патрона, а изоляционная втулка 6 изолирует токопроводящие элементы, такие как стержень 5, гильза 7 и пластина 8, друг от друга. После этого настройка заканчивается, а механическое нулевое положение оси вала кисти манипулятора считается выставленным.

Таким образом, предлагаемая конструкция измерительного патрона позволяет повысить точность и сократить время настройки механического нулевого положения оси вала кисти манипулятора, так как малейшее смещение вала или неправильное расположение щупа в его пазу приводит к разрыву электрической цепи, о чем мгновенно сигнализирует индикатор. Кроме того, данный измерительный патрон прост и удобен в эксплуатации.

1. Измерительный патрон, содержащий корпус с крышкой, внутри которого расположены щуп и пружина, и измерительный механизм, отличающийся тем, что он снабжен источником питания и токопроводящей пластиной, щуп выполнен в виде металлического стержня, расположенного в изоляционной втулке, на которой концентрично установлена токопроводящая гильза, при этом токопроводящая пластина установлена в верхней части изоляционной втулки с возможностью взаимодействия со стержнем щупа, на токопроводящей пластине установлен источник питания, зафиксированный с помощью шайбы и стопорного кольца относительно изоляционной втулки, а пружина размещена между источником питания и крышкой корпуса, причем измерительный механизм выполнен в виде индикатора, установленного в крышке корпуса и электрически связанного с токопроводящей пластиной и корпусом измерительного патрона.

2. Измерительный патрон по п.1, отличающийся тем, что он снабжен съемным защитным кожухом, предохраняющим повреждения измерительного щупа при его хранении, устанавливаемым на корпусе измерительного патрона с открытой стороны щупа.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в судостроении, энергетике, нефтяной и газовой промышленности для монтажа центруемых механизмов.

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению и предназначено для контроля положения ходовых колес мостовых и козловых кранов при изготовлении и находящихся в эксплуатации.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для центрирования валов машин, содержащих муфты с длинной распорной частью. .

Изобретение относится к области измерительной техники и используется для измерения рассогласования оси ствола и оси прицела. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для центрирования валов машин, содержащих муфты с длинной распорной частью. .

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении, в частности к способам контроля отклонения направления шлицев на зубчатых колесах и шлицевых валах, и может быть использовано при изготовлении коробок приводов и агрегатов авиационных газотурбинных двигателей, повышении точности и скорости контроля за счет осуществления замера отклонений общей для всех профилей шлицев детали оси одновременно.

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении. .

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для контроля несоосности, и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве, в частности при осмотре и ремонте подвижного состава метрополитена, где необходимо измерять и регулировать несоосность валов силового тягового электродвигателя и выходного вала редуктора колесных пар.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля соосности при монтаже и центровке механизмов, например дизеля с генератором, электродвигателя с насосом и т.д.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в судостроении, энергетике, нефтяной и газовой промышленности для монтажа центруемых механизмов. Способ включает в себя предварительную центровку, измерение текущих значений параметров центровки валов, окончательную центровку и крепление механизмов. При этом перед центровкой производят нагружение валов механизмов с помощью приспособления заданным изгибающим моментом и поперечной силой. Измеряют прогибы и углы поворота валов обоих механизмов. Снимают приспособление. Рассчитывают излом и смещение в соединении валов по зависимостям: где I - излом в соединении валов; S - смещение в соединении валов. По рассчитанным значениям изломов и смещений производят окончательную центровку механизмов. Технический результат - повышение точности контроля монтажных нагрузок и напряжений в валах и расширение технологических возможностей процессов центровки механизмов. 1 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении. Сущность способа заключается в том, что измеритель, например штангенциркуль, измерительными ножками устанавливают на одни поверхности валов (или вала-отверстия), затем переставляют штангенциркуль измерительными ножками на противоположные поверхности (стороны) валов (или вала-отверстия) и алгебраически суммируют известным методом первые показания измерителя со вторыми показаниями, после чего получают удвоенную величину несоосности. Вводят корректирующую величину, равную сумме радиусов валов (или вала-отверстия), известным способом, устанавливают измерительные ножки на максимально удаленные поверхности валов, например, в вертикальном положении и определяют вертикальную несоосность, поворачивают штангенциркуль между этими поверхностями, определяют экстремальную несоосность, а в горизонтальном положении - горизонтальную несоосность. Через заданное время работы механизма, а также через заданный пробег подвижного состава осуществляют повторные измерения несоосности в одном пространственном положении измеряемых поверхностей и по разнице первого и повторных замеров определяют суммарную величину износа отверстия, подшипника и вала. Технический результат заключается в упрощении процесса измерения несоосности и обеспечении возможности проведения измерений в труднодоступных местах. 3 ил.

Группа изобретений относится к устройству и способу измерения и корректировки отклонения от параллельности в стержне для ядерного топлива, в частности, отклонения от параллельности на конце, снабженном верхней заглушкой. Устройство, расположенное на стойке (4), содержит место (31) с горизонтальной осью (X) для размещения вышеуказанного топливного стержня; средство (20) для измерения отклонения от параллельности и средство (22) для корректирования вышеуказанного отклонения. Устройство содержит средство (14) позиционирования устройства относительно топливного стержня, состоящее из двух параллельных опор, расположенных на расстоянии друга от друга, при этом каждая из них поддерживает конец вышеуказанного топливного стержня. Опоры выполнены в виде двух подковообразных частей (16.1. 16.2), внутренние концы которых предназначены для опирания на топливный стержень и отстоят друг от друга на заданном расстоянии так, чтобы обеспечить перекрывание опоры стойки, на которую опирается конец с верхней заглушкой топливного стержня, и которая имеет толщину, по существу, равную расстоянию между двумя подковообразными частями (16.1, 16.2). Также устройство содержит средство (32) для удерживания топливного стержня, выполненное с возможностью обеспечения вращения топливного стержня вокруг его продольной оси, которое расположено между средством (14) позиционирования и средствами измерения и корректирования. Средство (32) содержит нижний захват (34) и верхний захват (36), для захватывания топливного стержня, при этом нижний захват (34) образует базу для измерения отклонения от параллельности. Технический результат - обеспечение измерения отклонения от параллельности во время корректирования вышеуказанного отклонения. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 15 ил.

Изобретение относится к области судо- и машиностроения и может быть использовано в судостроении, энергетике, нефтяной и газовой промышленности для монтажа зональных блоков и крупных сборочно-монтажных единиц. Способ монтажа зонального блока в отсеке судна включает выбор монтажных баз, установку блока на фундамент, измерение монтажных зазоров между присоединительными поверхностями блока и фундамента, перемещение и закрепление зонального блока по результатам измерений. При этом предварительно выполняют с помощью автоматизированной системы проектирования виртуальную 3D модель отсека судна и устанавливаемого в нем зонального блока, в качестве монтажных баз зонального блока и его виртуальной модели принимают опорные точки, являющиеся общими для фундамента отсека судна и установленного в нем зонального блока. Затем на принятых монтажных базах реального фундамента и зонального блока закрепляют не менее чем по три репера с одинаковыми пространственными координатами относительно отсека судна, после чего собирают блок и фундамент относительно установленных реперов и измеряют координаты фактического расположения их присоединительных поверхностей относительно этих реперов. После этого на основе выполненных измерений производят виртуальную установку зонального блока на фундамент совмещением их монтажных баз (опорных точек) и измеряют по виртуальной сборке полученные монтажные зазоры, сравнивают реальные монтажные зазоры и зазоры, измеренные по виртуальной сборке, и по их разности производят расчетные перемещения зонального блока на фундаменте помещения корпуса судна для установки его в проектное положение. Технический результат заключается в значительном снижении длительности и трудоемкости монтажа зонального блока или иных крупногабаритных блоков. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение может быть использовано при финишной обработке и контроле параметров крупногабаритных зеркал телескопов. Способ осуществляют путем съема контактным линейным трехточечным сферометром геометрических характеристик поверхности по ее краю по нескольким диаметральным сечениям. Сферометр помещают последовательно вдоль радиального направления на одинаковом расстоянии от края детали в различных сечениях. По относительной разности в измеренных показаниях стрелки прогиба во взаимно противоположных направлениях определяют величину смещения оптической оси относительно геометрического центра зеркала. Сферометр содержит корпус, закрепленные в корпусе на одной линии две опоры по краям, измерительный датчик в центре и три упора. Один упор расположен сбоку датчика и два упора - на одном из торцев ниже корпуса горизонтально с возможностью их фиксации на боковой поверхности измеряемого зеркала. Технический результат - измерения децентрировки оптической оси асферической поверхности крупногабаритных оптических деталей диаметром более 200 мм с высокой точностью. 2 н.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх