Способ психокоррекционного воздействия, включающий диахроническую интеграцию личности со своей историей

Изобретение относится к области психологии, психотерапии, а именно к способам психокоррекционного воздействия. Клиент актуализирует в графической с применением изображения по методике «Линия жизни» и в вербальной формах совокупности переломных воспоминаний количеством от пяти до девяти, содержанием которых являются события, субъективно связанные с качественными изменениями личной самоидентичности. Затем осуществляют запись рассказов клиента о содержании каждого переломного воспоминания на аудионоситель. После чего производят транскрибирование полученной записи. Повторяют прочтение клиентом и аудиозапись описания переломных воспоминаний. Обрабатывают полученные аудиозаписи для получения эффекта «внутреннего голоса» в музыкальном редакторе с помощью функции графического эквалайзера. Затем производят параллельное наложение уравненных по громкости и продолжительности аудиозаписей каждого воспоминания для получения эффекта их хорового звучания. Дублируют полученную аудиозапись до получения аудиозаписи продолжительностью не менее 10 минут. Осуществляют однократное либо регулярное прослушивание клиентом полученной аудиозаписи в условиях, исключающих отвлечение внимания. Способ позволяет увеличить потенциал преодоления трудных жизненных ситуаций за счет расширения доступных стратегий решения жизненных проблем, а также повысить качество психической жизни. 1 пр.

 

Способ психокоррекционного воздействия, включающий диахроническую интеграцию личности со своей историей, относится к области психологии, психотерапии. Техническим результатом такого способа воздействия является гармонизация психологического статуса клиента и повышение личностного потенциала преодоления трудных жизненных ситуаций. Таким образом достигается доступ к оптимальным стратегиям решения жизненных задач, реализованных клиентом в прошлом в комплексе с мотивационной реорганизацией личности на более высокой стадии развития.

Среди стоящих на принципиально отличных и не сводимых друг к другу методологических позициях практически ориентированных специалистов по психологии личности тем не менее наблюдается согласие в том, что целевое состояние личности включает в себя характеристику интегрированное™. Под интегрированностью в целом понимается способность личности согласованно использовать свой потенциал для обеспечения максимального уровня функционирования. Большинство современных психотерапевтических практик преимущественно базируются на содержательно близких понятиях, предполагающих динамическое стремление личности к все более высокому уровню организации и одновременно являющихся образом долговременной цели психотерапевтических процедур. Среди таких «суперпонятий» можно указать следующие: «интегрированная личность» (К.Роджерс); «интеграция личности» (Ф.Перлз); «проприум» (Г.Олпорт); «глубинное Я» (М.Эриксон); «самость» (К.Г.Юнг); «духовный центр» (Р.Ассаджиоли); «сущность» (К. и Т.Андреас); «творческая сила Я» (А.Адлер) и др. (Психотерапевтическая энциклопедия, под ред. Карвасарского Б.Д., - СПб, Питер Ком, 1998). Задача интеграции разноуровневых психических подсистем в качестве центральной предлагалась создателем психосинтеза Р.Ассаджиоли. В рамках перечисленных психотерапевтических подходов проведена аккумуляция большого количества разноплановых технологий, направленных на согласование как синхроничных, так и диахроничных «субличностей» клиента, в результате реализации которых предполагается достижение более высокого по сравнению с моментом обращения к терапии уровня интеграции личности.

Отличительными особенностями заявленного изобретения являются:

- Моделирование в терапевтической ситуации феномена мгновенного жизненного обзора, который заключается в том, что в стрессовой ситуации возникает особое переживание целостного образа личного прошлого. Возникновение данного феномена в реальной ситуации связано с качественным повышением личностного потенциала.

- Высокая интенсивность воздействия и, соответственно, минимальная длительность процедуры. Способ включает в себя три психотерапевтических сеанса общей продолжительностью около трех часов.

- Акцент на интегрировании разновременных образов «Я» клиента, которое позволяет достичь как субъективного переживания самотождественности относительно всего пройденного жизненного пути, так и объективного расширения доступных стратегий решения жизненных проблем.

Высокую степень алгоритмизированности способа воздействия при сохранении глубоко индивидуального подхода.

При реализации способа клиент вводится в особое состояние сознания, при котором возникает способность к смене стратегии переработки содержания ключевых воспоминаний личного прошлого с обычной (последовательной, экстенсивной), на параллельную (интенсивную).

- В качестве материала, на основе которого производится диахроническая интеграция личности, выступают переломные воспоминания, содержанием которых являются события, субъективно связанные с качественными изменениями личной самоидентичности. Данные воспоминания, актуализированные одномоментно, формируют психологический «каркас» для создания нового качественно более высокого уровня интеграции.

Использование способа снимает традиционную для психотерапии проблему сопротивления воздействию психотерапевта, так как воздействие осуществляется голосом самого клиента, обработанного для получения эффекта «внутреннего голоса».

При наличии ряда способов психологического воздействия с использованием измененных состояний сознания и стимуляции в аудиальной форме (например, RU 2340364 С1 20081220 - медикаментозное введение клиента в сон, на стадии поверхностного сна воспроизводится программа внушения, наложенная на музыкальный фон; RU 2258544 С2 20050820 - "Морфотрон-4" корректирует психофункциональное состояние клиента с помощью звуковой и световой стимуляции во время сна; RU 2270036 С1 20060220 - способ коррекции психоэмоциональных и психосоматических расстройств у детей с термической травмой) или с обращением к воспоминаниям клиента (например, RU 2158145 С2 - способ лечения хронических заболевания с болевым синдромом. 20001027 (выявление проблем, тревожащих клиента, их решение, рефлекторное подкрепление воспоминаний об этом решении) не обнаружено способов для достижения диахронической интеграции личности, обладающих указанными выше характеристиками.

Способ заключается в том, что в течение первого сеанса клиент наносит на предложенный ему лист бумаги формата А4, расположенный альбомно и разделенный горизонтальной стрелкой на две равных полуплоскости (позитивную вверху и негативную внизу), воспоминания о событиях, которые, по его мнению, привели к качественным изменениям его личности. Количество данных воспоминаний можно варьировать в пределах от пяти до девяти. Расстояние от центральной оси (оси времени) предлагается использовать как маркер субъективной значимости воспоминания. Затем с опорой на графическое изображение клиент рассказывает о каждом из нанесенных на лист воспоминаний. В том случае, если количество указанных переломных воспоминаний превышает девять, для дальнейшей работы выбираются воспоминания с максимально выраженной графически смысловой амплитудой. Клиент получает инструкцию создать вербальный рассказ продолжительностью 1.5-2 минуты. Процедура рассказа может быть повторена несколько раз до тех пор, пока рассказ не будет соответствовать заданному хронометражу и не будет удовлетворять самого клиента. Рассказ записывается на аудионоситель. На этом первый сеанс завершается. Затем транскрибируются полученные записи. Содержание второго сеанса заключается в том, что клиент повторно прочитывает транскрибированные переломные воспоминания для записи на аудионоситель. Затем полученные аудиозаписи обрабатывают для получения эффекта «внутреннего голоса». При этом выполняют следующую последовательность действий - в музыкальном редакторе используют функцию графического эквалайзера, который позволяет изменять у разных частот записи, измеряемые в герцах (Hz), силу звучания, измеряемую в децибелах (дБ); с помощью этой функции силу звучания на определенных частотах уменьшают на следующее количество децибел: 62 Hz на 1,1 дБ; 125 Hz на 2,6 дБ; 250 Hz на 3,5 дБ; 500 Hz на 4,9 дБ; 1000 Hz на 7,2 дБ; 2000 Hz на 10,3 дБ; 4000 Hz на 15 дБ; 8000 Hz на 20,4 дБ; 16000 Hz на 25,1 дБ. Производятся параллельное наложение уравненных по громкости и продолжительности аудиозаписей каждого воспоминания для получения эффекта их хорового звучания; дублируют полученную аудиозапись до получения аудиозаписи продолжительностью не менее 10 минут. Содержание третьего сеанса заключается в прослушивании клиентом полученной аудиозаписи в условиях, исключающих отвлечение внимания. Прослушивание может быть повторено несколько раз с небольшим перерывом до получения эффекта субъективного насыщения.

Оценка эффективности заявленного изобретения проводилась с применением методик субъективного отчета, методики Структура Эго-Идентичности (СЭИ, Е.Л.Солдатова), методики диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда (адаптация А.К.Осницкого), методики Функции Автобиографической Памяти (ФАП, В.В.Нуркова, К.Н.Василевская). В исследовании эффективности заявленного изобретения прияло участие 65 клиентов без выраженных клинических расстройств с запросом на повышение личностного потенциала в преодолении сложных жизненных ситуаций и повышении качества психической жизни. Указанная батарея методик предлагалась клиентам на отдельных встречах за неделю до первого сеанса и через неделю после третьего сеанса. После применения заявленного изобретения наблюдалось статистически значимое (на уровне значимости 0.05) повышение баллов по всем шкалам опросника СЭИ (1.«Ответственность за выбор» или «творческая сила развития» (ТС); 2.«Самодостаточность» или «Сила эго» (СЭ); 3. «Осознанность жизненного пути» (ОЖ); 4. «Эмоциональная зрелость» (ЭЗ); 5. «Принятие настоящего» (ПН); 6. «Осознанность собственных ценностей» (ОЦ); 7.«Соответствие себе» (СС)); по индексам Адаптивности и Самопринятия опросника К. Роджерса и Р. Даймонда, по шкале полифункциональности методики ФАП.

Пример. Клиент Л., 37 лет, замужем, не имеет детей, работает литературным редактором. Обратилась по поводу ощущения утраты жизненной перспективы, сниженного настроения, трудностей с планированием будущего. К психотерапевтам ранее обращалась эпизодически, последний раз более года назад.

На первом сеансе клиент согласился с тем, что причиной психологического неблагополучия может быть неумение видеть свою жизнь целостно. На Линию жизни клиентом было нанесено 17 воспоминаний. После оценки смысловой насыщенности воспоминаний для дальнейшей работы было выбрано семь интегрирующих переломных воспоминаний, относящихся к различным возрастным периодам: «чужой дядя напал в чебуречной - 12 лет»; «первая любовь и разочарование - 17 лет»; «операция - 21 год»; «попала в криминальный бизнес - 27 лет»; «смерть мамы - 34 года»; «известие об онкологической болезни - 36 лет»; «встреча с дедушкой - 37 лет». Воспоминания о данных событиях были записаны на аудионоситель. Продолжительность первого сеанса составила 90 минут.

Второй сеанс состоялся через три дня после первого. В течение второго сеанса клиент зачитал транскрибированные записи первого сеанса, которые были затем обработаны в соответствии с описанной выше процедурой. Продолжительность второго сеанса составила 30 минут.

Третий сеанс состоялся через семь дней после второго сеанса. В затемненном помещении через наушники клиенту подавался стимульный материал. После прослушивания сконструированного для данного клиента стимульного материала, ею был дан следующий самоотчет: «Мне показалось, что прошло около 3-х минут. Ощущение возникло как в детстве, когда выходишь из тела и начинает раскручивать, а потом закручивать в другую сторону. Какое-то почувствовала распирание изнутри… сначала ощущение, что ты летишь над морем, перед вечностью…. Сильное головокружение возникло, как на карусели и дрожь. А после какого-то момента огромная жажда деятельности. Очень сильное ощущение, просто магическое. Проследить за ходом целой истории не могла, но два голоса ощутимо громче, чем другие. Жжение в горле, оно начало подниматься по горлу и дыхание стало на какой-то момент затрудненным… Потом вдруг - весело, здорово, ощущение, что маленький и все замечательно. Предвкушение радости. Ощущение будто в воде плаваешь, в море, восхитительно… Чудесное ощущение будто отплываешь куда-то на корабле - холодное море. Воспоминаний каких-то конкретных не появляется, просто ощущения удивительные. Потом ведущие голоса ушли и снова все сразу. Ритмичные ходы воспринимаются как музыка, она не тревожная. Как будто далеко работающее радио. Настолько все спокойно, фон, который складывается… Неужели все так быстро закончилось?».

По просьбе клиента прослушивание было повторено еще дважды с 15-ти минутным интервалом. Аудиозапись была предоставлена клиенту для самостоятельного прослушивания в домашней обстановке.

При контрольной встрече с клиентом спустя три месяца в клинической беседе было установлено значительное снижение жалоб на исходную симптоматику. Клиент вышел на новое место работы, полна планов на будущее. Данные применения батареи опросников показали значимое повышение по шкалам ТС, СЭ и ОЖ методики СЭИ; по интегральным показателям адаптивности и самопринятия методики Роджерса-Даймонда и шкалам полифункциональности и прагматической функции воспоминаний ФАЛ. Клиент сообщил, что регулярно использует стимульный материал перед принятием существенных для нее решений.

Способ психокоррекционного воздействия, включающий диахроническую интеграцию личности со своей историей, включает в себя актуализацию клиентом в графической с применением изображения по методике «Линия жизни» и в вербальной формах совокупности переломных воспоминаний количеством от пяти до девяти, содержанием которых являются события, субъективно связанные с качественными изменениями личной самоидентичности; запись рассказов клиента о содержании каждого переломного воспоминания на аудионоситель; транскрибирование полученной записи; повторное прочтение клиентом и аудиозапись описания переломных воспоминаний; обработка полученных аудиозаписей для получения эффекта «внутреннего голоса», при этом выполняют следующую последовательность действий - в музыкальном редакторе с помощью функции графического эквалайзера силу звучания на определенных частотах уменьшают на следующее количество децибел: 62 Hz на 1,1 дБ; 125 Hz на 2,6 дБ; 250 Hz на 3,5 дБ; 500 Hz на 4,9 дБ; 1000 Hz на 7,2 дБ; 2000 Hz на 10,3 дБ; 4000 Hz на 15 дБ; 8000 Hz на 20,4 дБ; 16000 Hz на 25,1 дБ; параллельное наложение уравненных по громкости и продолжительности аудиозаписей каждого воспоминания для получения эффекта их хорового звучания; дублирование полученной аудиозаписи до получения аудиозаписи продолжительностью не менее 10 мин; однократное либо регулярное прослушивание клиентом полученной аудиозаписи в условиях, исключающих отвлечение внимания.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области медицины, а именно к психофизиологии. .

Изобретение относится к медицине, а именно к кардиологии, и может быть использовано в прогнозе лечения артериальной гипертонии у пожилых больных. .
Изобретение относится к медицине, психотерапии и может быть использовано с целью облегчения воспоминаний реальных психотравмирующих событий. .
Изобретение относится к психофизиологии, может быть использовано для определения пригодности спортсменов для занятий легкой атлетикой, специализирующихся в многоборье.

Изобретение относится к медицине, в частности к офтальмологии, и касается профилактики прогрессирования миопии. .
Изобретение относится к медицине, кардиологии и кардиохирургии и может быть использовано для психологической реабилитации пациентов с протезированными клапанами сердца (ПКС).

Изобретение относится к диагностике индивидуальных особенностей человека и может быть использовано для оценки профессиональной пригодности оператора, для контроля когнитивных (познавательных) функций учащихся в условиях информационной нагрузки, а также для ранней диагностики расстройств функции внимания.
Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, психиатрии, педиатрии. .

Изобретение относится к области психологии труда, медицине и может быть использовано для мониторинга состояния оператора, тестирования испытуемого, определения с высокой вероятностью степени осознания предъявляемой информации.

Изобретение относится к медицинской технике и предназначено для определения полосы пропускания пространственно-частотного канала зрительной системы

Изобретение относится к медицинской технике и предназначено для определения полосы пропускания рецептивных полей нейронов зрительной системы

Изобретение относится к медицинской технике и предназначено для измерения разрешающей способности зрения по частоте световых мельканий

Изобретение относится к средствам обеспечения безопасной эксплуатации сложных объектов и может быть использовано на транспорте, в энергетике и других областях для определения состояния оператора
Изобретение относится к психиатрии и медицинской психологии и может быть использовано при психодиагностике отношений психически больных к их жизни

Изобретение относится к медицине, психологии и предназначено для определения мотивационной направленности (МН) индивида
Изобретение относится к области медицины, а именно к сексопатологии, и касается лечения психогенной эректильной дисфункции (импотенции)

Изобретение относится к медицинской технике и может использоваться для офтальмологического тестирования зрения детей, взрослых и особых групп населения, включая лиц с ограниченными возможностями по здоровью, а также для проведения других видов интерактивного тестирования
Наверх