Битумное вяжущее
Владельцы патента RU 2448994:
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанский государственный технологический университет" (RU)
Изобретение относится к нефтехимии, конкретно к битумным вяжущим, и может быть использовано при получении асфальтобетонов для дорожных строительных работ. Битумное вяжущее содержит битум, низкоокисленный атактический полипропилен и дополнительно этерифицированный кремнезем формулы
,
где R - СН3, или С2Н5, или i-С3Н7. Вяжущее получают при следующем соотношении компонентов, мас.%: битум 90,0-99,0; низкоокисленный атактический полипропилен 0,5-5,0; указанный этерифицированный кремнезем 0,5-5,0. Полученное битумное вяжущее обеспечивает высокие эксплуатационные характеристики асфальтобетона, такие как повышение прочности и уменьшение показателя водонасыщения. 4 табл., 18 пр.
Изобретение относится к нефтехимии, конкретно к битумным вяжущим, и может быть использовано при получении асфальтобетонов для дорожных строительных работ.
Известно битумное вяжущее кровельного и гидроизоляционного назначения, включающее битум, полипропилен атактический, полипропилен изотактический, отходы полиэтиленового производства и наполнитель при следующем соотношении компонентов, мас.%:
полипропилен атактический | 3,5-5 |
полипропилен изотактический | 1,5-2 |
отходы полиэтиленового производства | 0,5-1,5 |
наполнитель | 35-40 |
битум | остальное |
см. RU Патент 2235817, МПК D06N 5/00, 2004.
Недостатками данного битумного вяжущего является то, что при его приготовлении изотактический полипропилен залипает на стенках технологического оборудования, что может привести к аварийным ситуациям.
Известно битумное вяжущее для получения асфальтобетонов для дорожного строительства, содержащее битум, бутадиен-стирольный термоэластопласт, индустриальное масло и тяжелые жирные кислоты при следующем соотношении компонентов, мас.%:
битум | 86-89 |
бутадиен-стирольный термоэластопласт | 2,5-5 |
индустриальное масло | 5,5-7,5 |
тяжелые жирные кислоты | 1-3 |
см. RU Патент 2297990, МПК C08L 95/00, 2007.
Недостатками известного битумного вяжущего является то, что для его получения бутадиен-стирольный термоэластопласт необходимо предварительно растворять в минеральном масле. Кроме того, данный термоэластопласт достаточно дорогостоящий.
Наиболее близким к заявляемому изобретению по технической сущности является битумное вяжущее, содержащее битум, низкоокисленный атактический полипропилен средневязкостной молекулярной массы 22000-29000 при следующем соотношении компонентов, мас.%:
битум | 90,0-99,7 |
низкоокисленный атактический полипропилен | 0,3-10 |
см. RU Патент 2181733, МПК C08L 95/00, 2002.
Недостатками известного битумного вяжущего являются высокая температура хрупкости, свидетельствующая о невысокой морозостойкости, недостаточная прочность асфальтобетона на его основе и высокий показатель водонасыщения, свидетельствующий о его недостаточной водостойкости.
Задачей изобретения является обеспечение высокими эксплуатационными характеристиками асфальтобетона на основе заявляемого битумного вяжущего, а именно прочностью, водостойкостью и морозостойкостью.
Техническая задача решается тем, что битумное вяжущее, содержащее битум, низкоокисленный атактический полипропилен, дополнительно содержит этерифицированный кремнезем формулы
,
где R - СН3, или C2H5, или i-С3Н7, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
битум | 90,0-99,0 |
низкоокисленный атактический полипропилен | 0,5-5,0 |
указанный этерифицированный кремнезем | 0,5-5,0. |
Решение технической задачи позволяет получить битумное вяжущее, обеспечивающее высокие экспуатационные характеристики асфальтобетона, а именно повысить прочность асфальтобетона при 20°С в среднем на 5-30%, прочность при 50°С - на 7-30%, понизить водостойкость асфальтобетона на 5-50% и улучшить его морозостойкость на 10-45%.
Кремнезем - диоксид кремния, который может быть модифицирован металлами, полимерами, поверхностно-активными веществами (ПАВ) и др. Кремнезем, поверхность которого модифицирована спиртами, получил название этерифицированный кремнезем. Информация о этерифицированном кремнеземе, используемом в заявляемом объекте, описана в нижеприведенных источниках, см. Химическое модифицирование поверхности минеральных веществ, Г.В.Лисичкин, Соросовский образовательный журнал, №4, 1996. - 52-59 с., см. также книга Р.Айлер "Химия кремнезема": Пер. с англ. - М.: Мир, 1982. Ч.2. - 567 с. Сведения об использовании этерифицированного кремнезема в качестве компонента битумного вяжущего отсутствуют.
Для приготовления битумного вяжущего используют вязкий дорожный битум марок БНД 60/90 и БНД 90/130, низкоокисленный атактический полипропилен с характеристиками, указанными в таблице 1, и этерифицированный кремнезем, формулы
,
где R - СН3, или С2Н5, или i-C3H7.
Свойства этерифицированного кремнезема приведены в таблице 2.
Таблица 1 | ||||
Характеристики низкоокисленного атактического полипропилена | ||||
ММ | Содержание изотактической фракции, % не более | tразм, °C по КиШ | Глубина проникания иглы при 25°С, * 0,1 мм | Вязкость при 180°С, сП |
22000-29000 | 20,0 | 99,5 | 80 | 200,0 |
Таблица 2 | |||
Характеристики этерифицированного кремнезема | |||
Наименование показателей | R-СН3 | R-C2H5 | R-i-С3Н7 |
Внешний вид | порошок белого цвета | ||
Значение рН водной вытяжки, ед. рН | 6,9 | 7,5 | 8,1 |
Гидрофобность, % | 87 | 92 | 95 |
Абсорбция дибутилфталата (ДБФ), мл/100 г | 171 | 166 | 175 |
Удельная поверхность, м2/г | 337 | 342 | 346 |
Размер частиц, нм | 5-40 |
Изобретение поясняется на примерах. Примеры 1-3 по прототипу с использованием битума, что и в заявляемом объекте, см. таблицу 3.
Пример 1 по прототипу. В металлическую емкость, снабженную мешалкой, электрообогревателем и термометром, загружают 99,50 г (99,50 мас.%) дорожного битума марки БНД 60/90, нагревают емкость до 120°С и выдерживают при этой температуре до полного расплавления битума. Затем при перемешивании добавляют 0,50 г (0,50 мас.%) низкоокисленного атактического полипропилена. Смесь перемешивают 30 минут при той же температуре. У приготовленного битумного вяжущего определяют свойства. Примеры 2, 3, см. таблицу 3, выполняют аналогичным образом, меняя соотношения ингридиентов.
Пример 4 по заявляемому объекту. В металлическую емкость, снабженную мешалкой, электрообогревателем и термометром, загружают 99,00 г (99,00 мас.%) дорожного битума марки БНД 60/90, нагревают стакан до 120°С и выдерживают при этой температуре до полного расплавления битума. Затем при перемешивании добавляют 0,50 г (0,50 мас.%) низкоокисленного атактического полипропилена. Смесь перемешивают 30 минут при 120°С, к полученной смеси добавляют этерифицированный кремнезем в количестве 0,5 г (0,5 мас.%) и перемешивают 30 минут при той же температуре. У приготовленного битумного вяжущего определяют свойства.
Примеры 5-18, за исключением примеров 6, 10, 17, выполняют аналогично примеру 4, меняя соотношения ингридиентов.
Примеры 6, 10, 17 готовят с использованием битума марки БНД 90/130.
Примеры 4-18 соответствуют соотношению ингридиентов в заявляемых пределах их содержания в битумном вяжущем, см. таблицу 3.
Свойства битумного вяжущего определяют согласно ГОСТ 22245-90 «Битумы нефтяные дорожные вязкие». Адгезионную прочность к минеральному материалу определяют по ГОСТ 11508-76 методом А - «пассивное» сцепление, сущность которого заключается в определении способности вязкого битума удерживаться на предварительно покрытой им поверхности минерального материала при воздействии воды. Теплостойкость заявляемых битумных вяжущих оценивают по их температуре размягчения методом КиШ согласно ГОСТ 11506-73. Температура размягчения соответствует верхнему пределу температуры эксплуатации. Температуру хрупкости определяют по методу Фрааса согласно ГОСТ 11507-78. Температура хрупкости - граница перехода из упругопластичного в упругохрупкое реологическое состояние.
Результаты, приведенные в таблице 3, показывают, что заявляемое битумное вяжущее по сравнению с прототипом имеет повышенную теплостойкость, пониженную температуру хрупкости, улучшенную адгезионную прочность к минеральному материалу, а именно примеры 4-9 по сравнению с примером 1 имеют повышенную на 2-10% теплостойкость, пониженную на 6-26% температуру хрупкости; примеры 10-12 по сравнению с примером 2 имеют повышенную на 6-11% теплостойкость, пониженную на 26-46% температуру хрупкости, примеры 13-18 по сравнению с примером 3 имеют повышенную на 2-16% теплостойкость, пониженную на 26-46% температуру хрупкости. Сравнение битумных вяжущих ведется при одинаковом соотношении в составе вяжущего битума и атактического полипропилена. Таким образом, примеры 4-18 демонстрируют расширение температурного интервала эксплуатации битумного вяжущего, а также повышение его адгезии к поверхности минерального материала.
Таблица 3 | ||||||
Свойства битумных вяжущих | ||||||
№ примера | Состав вяжущего, мас.% | Свойства битумного вяжущего | ||||
tразм, °C по КиШ | Глубина проникания иглы, *0,1 мм, 25°С | Растяжи- мость, см, 25°С |
tхруп, °с | Адгезия к мин. материалу, в баллах*** | ||
1 | Битум +0,5% ОАПП-н* | 50 | 62 | 63 | -15 | 3 |
2 | Битум +3,0% ОАПП-н | 54 | 61 | 55 | -15 | 4 |
3 | Битум +5,0% ОАПП-н | 55 | 61 | 54 | -15 | 4 |
4 | Битум +0,5% ОАПП-н+0,5% Силином БС-300 R1** | 51 | 62 | 59 | -16 | 4 |
5 | Битум +0,5% ОАПП-н+0,5% Силином БС-300 R2** | 52 | 61 | 58 | -18 | 4 |
6 | Битум +0,5% ОАПП-н+0,5% Силином БС-300 R3** | 53 | 90 | 66 | -18 | 4 |
7 | Битум +0,5% ОАПП-н+5,0% Силином БС-300 R1 | 52 | 57 | 56 | -18 | 5 |
8 | Битум +0,5% ОАПП-н+5,0% Силином БС-300 R2 | 54 | 56 | 56 | -19 | 5 |
9 | Битум +0,5% ОАПП-н+5,0% Силином БС-300 R3 | 55 | 54 | 53 | -19 | 5 |
10 | Битум +3,0% ОАПП-н+2,0% Силином БС-300 R1 | 57 | 87 | 64 | -19 | 5 |
11 | Битум +3,0% ОАПП-н+2,0% Силином БС-300 R2 | 59 | 54 | 52 | -20 | 5 |
12 | Битум +3,0% ОАПП-н+2,0% Силином БС-300 R3 | 60 | 52 | 50 | -22 | 5 |
13 | Битум +5,0% ОАПП-н+0,5% Силином БС-300 R1 | 56 | 55 | 54 | -19 | 4 |
14 | Битум +5,0% ОАПП-н+0,5% Силином БС-300 R2 | 56 | 53 | 53 | -19 | 4 |
15 | Битум +5,0% ОАПП-н+0,5% Силином БС-300 R3 | 57,5 | 53 | 52 | -20 | 4 |
16 | Битум +5,0% ОАПП-н+5,0% Силином БС-300 R1 | 61 | 53 | 52 | -20 | 5 |
17 | Битум +5,0% ОАПП-н+5,0% Силином БС-300 R2 | 63 | 85 | 60 | -22 | 5 |
18 | Битум +5,0% ОАПП-н+5,0% Силином БС-300 R3 | 64 | 50 | 49 | -24 | 5 |
Примечания: | ||||||
* - ОАПП-н - низкоокисленный атактический полипропилен; | ||||||
** - Силином БС-300 R1, Силином БС-300 R2, Силином БС-300 R3 - марки этерифицированного кремнезема, где R1 - СН3, R2 - С2Н5, R3 - i-С3Н7; | ||||||
*** - расшифровка баллов при сцеплении вяжущего с поверхностью минеральной части: 3 - «удовлетворительно», пленкой вяжущего покрыто 75% поверхности частиц гравия; 4 - «хорошо», пленкой вяжущего покрыто 90% поверхности частиц гравия; 5 - пленкой вяжущего покрыто 95% поверхности частиц гравия. |
Предлагаемое битумное вяжущее используют для приготовления горячих асфальтобетонных смесей по ГОСТ 9128-97. Испытания асфальтобетонных смесей проводят по общепринятым методикам согласно ГОСТ 12801-98. Состав и свойства асфальтобетонных смесей приведены в таблице 4. Примеры 1-18 таблицы 4 соответствуют составам битумного вяжущего 1-18 таблицы 3.
У асфальтобетонов на основе заявляемого битумного вяжущего повышается прочность, падает показатель водонасыщения. Это объясняется повышением адгезионной прочности заявляемого битумного вяжущего к минеральной части асфальтобетона. Хороший адгезионный контакт между частицами минерального наполнителя и битумным вяжущим исключает внедрение воды в пограничную область раздела фаз.
Таблица 4 | |||||||
Результаты испытаний образцов асфальтобетонных смесей | |||||||
№ примера* | Предел прочности на сжатие при 0, 20, 50°С и после водонасыщения | Коэф-т температурочувствительности Кт=R0/R50 | Коэф-т водостойкости Квод=Rвод/R20 | Водонасыщение W, % | |||
R0, МПа | R20, МПа | R50, МПа | Rвод, МПа | ||||
1 | 9,94 | 4,12 | 1,21 | 3,61 | 8,21 | 0,88 | 1,64 |
2 | 8,87 | 5,00 | 1,28 | 4,90 | 6,93 | 0,98 | 1,42 |
3 | 9,17 | 5,17 | 1,31 | 5,12 | 7,00 | 0,99 | 1,35 |
4 | 9,75 | 4,31 | 1,29 | 3,75 | 7,56 | 0,87 | 1,58 |
5 | 9,61 | 4,50 | 1,37 | 3,86 | 7,01 | 0,86 | 1,47 |
6 | 9,47 | 4,64 | 1,48 | 4,02 | 6,40 | 0,87 | 1,41 |
7 | 8,33 | 5,32 | 1,41 | 5,29 | 5,91 | 0,99 | 1,07 |
8 | 8,21 | 5,42 | 1,50 | 5,42 | 5,47 | 1,00 | 0,98 |
9 | 8,15 | 5,53 | 1,61 | 5,50 | 5,06 | 0,99 | 0,92 |
10 | 7,93 | 5,36 | 1,36 | 5,26 | 5,83 | 0,98 | 0,87 |
11 | 7,56 | 5,77 | 1,56 | 5,59 | 4,85 | 0,97 | 0,78 |
12 | 7,38 | 5,92 | 1,67 | 5,71 | 4,42 | 0,96 | 0,73 |
13 | 9,00 | 5,29 | 1,43 | 5,27 | 6,30 | 0,99 | 1,21 |
14 | 8,91 | 5,41 | 1,52 | 5,41 | 5,86 | 1,00 | 1,17 |
15 | 8,76 | 5,49 | 1,65 | 5,48 | 5,31 | 0,99 | 1,13 |
16 | 7,37 | 5,71 | 1,45 | 5,60 | 5,08 | 0,98 | 0,73 |
17 | 7,25 | 6,14 | 1,65 | 5,98 | 4,39 | 0,97 | 0,70 |
18 | 7,03 | 6,33 | 1,73 | 6,18 | 4,06 | 0,98 | 0,68 |
Примечания: | |||||||
* - рецептура асфальтобетонных смесей, мас.%: |
Щебень, фракция 2-7 мм - 55;
Песок, фракция 0-3 мм - 45;
Битумное вяжущее - 6;
Средняя плотность образцов - 2,13 г/см3;
Остаточная пористость асфальтобетона - 4 об.%.
Асфальтобетонные смеси на основе заявляемого битумного вяжущего по сравнению с прототипом демонстрируют улучшение свойств, а именно примеры 4-9 по сравнению с примером 1 имеют повышенный на 4-34% предел прочности на сжатие при 20°С, повышенный на 6-33% предел прочности на сжатие при 50°С, пониженное на 3-44% водонасыщение; примеры 10-12 по сравнению с примером 2 имеют повышенный на 7-18% предел прочности на сжатие при 20°С, повышенный на 6-30% предел прочности на сжатие при 50°С, пониженное в 1,63-2 раза водонасыщение; примеры 13-18 по сравнению с примером 3 имеют повышенный на 2-22% предел прочности на сжатие при 20°С, повышенный на 9-32% предел прочности на сжатие при 50°С, пониженное на 10-50% водонасыщение, см. таблицу 4.
Таким образом, заявляемое битумное вяжущее по сравнению с прототипом позволяет повысить прочность асфальтобетона при 20°С в среднем на 5-30%, прочность при 50°С - на 7-30%, понизить водостойкость асфальтобетона на 5-50% и улучшить его морозостойкость на 10-45%.
Поскольку прочность и водонасыщение являются основными показателями, определяющими долговечность асфальтобетонного покрытия, полученные результаты позволяют увеличить межремонтный срок эксплуатации асфальтобетонных дорожных покрытий на основе заявляемого битумного вяжущего. Снижение коэффициента температурочувствительности по сравнению с прототипом почти в 2 раза говорит о повышении деформационной устойчивости дорожных покрытий и повышении их стойкости к растрескиванию при сезонных температурных перепадах. Асфальтобетоны на основе заявляемого битумного вяжущего обладают большей морозостойкостью, так как происходит понижение температуры хрупкости заявляемого вяжущего по сравнению с прототипом, см. таблицу 3.
Таким образом, заявляемый объект позволяет получить асфальтобетон с повышенными прочностными характеристиками, повышенной водостойкостью, стойкостью к сезонным температурным перепадам, а значит и с увеличенным межремонтным сроком эксплуатации дорожных покрытий на его основе.
Битумное вяжущее, содержащее битум, низкоокисленный атактический полипропилен, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит этерифицированный кремнезем формулы
,
где R - СН3 или С2Н5, или i-C3H2, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
битум | 90,0-99,0 |
низкоокисленный атактический полипропилен | 0,5-5,0 |
указанный этерифицированный кремнезем | 0,5-5,0 |